Конспект лекций по предмету "Философия"


Теория познания Иммануила Канта.

1. Единство эмпиризма и рационализма.
Кант центральной проблемой своей философии делает теорию познания, но прежде критически анализирует точки зрения своих предшественников империков и рационалистов. Стремится преодолеть односторонность этих течений
Эмпиризм и рационализм ратовали за один из источников познания, за чувственность или рассудок а другой источник познания рассматривается в худшем случае, как то что запутывает процесс познания, а в лучшем – систематизирует.
Кант считает, что в действивтельности чувственность и рассудок – два совершенно разных источников знания, но только в своём сочетании они могут дать объективно истинное знание.
Соглашается с империками что всякое знание по времени начинается с чувственного опыта, что знание чувственного опыта является определяющим – апостреорные знания.
Недостатком эмпиризма считает то что они не могут из чувственного опыта вывести идеальные понятия: точка, прямая, плоскость. – первый недостаток.
Второй недостаток заключается в том, что эмпиризм неспособен понять, каким образом мы можем что-то знать о вещах, с которыми не встречаемся в чувственном опыте, но мы можеем о них судить : теоремы математики.

Соглашается с рационалистми в том, что нельзя все знания выводить из чувственного опыта, но эти знания не являются врождёнными, как думают рационалисты. Они слишком примитивно понимают процесс возникновения. Откуда? Почему? Не отвечают.
Кант создаёт свою оригинальную концепцию теории познания.
В этой теории он специфическим образом пытается синтезировать основные достоинства эмпиризма и рационализма. Кант отказался от онтологии ( учении о бытии) традиционного типа, учении о внешнем мире как самом по себе. Но она необхходима как исходная позиция для построения теории познания.
Его онтология заключается:
Признаёт что вне и неависимо от нас существует объективный мир, все природные явления разграничены впространстве и развиваются во врмени.
Делит мир на мир явлений –феноменн и мир вещей самих по себе – ноумены. Мир явлений дан нам в чувственном опыте, апостериорный, и потому познаваемый.
Мир Ноумены – мир сущности, абсолютного и бесконечного. Мир эото находится за переделаи чувственного опыта и потому принципиально не познаваем.
- агностицизм Канта. Агнстицизм – принципиально ограничивает, ставит непреодолимый барьер на пути к познанию мира человеком Кнта к агностицизму приводит последовательная реализация принципа эмпиризма. ( основной источник знания – чувственный опыт). В агностицизме Канта можно ухреть положительные моменты:
Мир бесконечен, и потому наши знания при всей их глубине всегда ограничены, как бы оно не расширялось, как бы не расширялись границы нашего опыта.
Во вторых: Кант стремится ограничить излишнее и опасное поползновение науки, которое на основе своих знаний стремится преобразоват мир. Предупреждает об опасности притензии науки на господство над природой.

Мир феноменов, считает Кант, возникает в нашем сознании вв результате воздействия мира Ноумены на наши органы чувств. Мы познаем лишь то, что сами сформировали в чувтсвенном опыте, не объективный мир, а специфика субъекта. Поэтому Кант перенёс основной процесс своей философии с познания объективного мира на познание возможности способности познанвать самого познающего субъекта. Субъект познанияопределяет предмет познания.
«Критика чистого разума» Критически анализирует познавательные способности разума. –Коперниканский переворот. Суть в том, что если раньше считали, что мы познаем мир таким какой он есть независимо от нас, то Кант говорит, мы познаем мир в той мере, в какой его сформировали в чувственном опыте. Суъект познания играет активную роль в процессе познания, непросто отражает мир в свом сознании, как считалось раньше, а преобразует предмет в своём сознании.иясуществованя в сознании человека неких врождённых иде, из которых строитсяявсёполотно знаний, то априоризм кантабазируется на утверждении некой доопытной способносимчеловеческаосознани, упорядочивтьчувственнныйматериао.
Три основных познавательных способностей человека.
1. Чувство.
2. Рассудок.
3. Разум.
Новизна в том, что ввводит третью способность – рассудок.
И всем этим познавательным способностям присущи априорные(доопытные) формы познания, структуры познания. Они напоминают концепты концептуалистов.
Априоризм – то новое и оригинальное, что привнес Кант в теорию познания.
Априоризм Канта – более утончённая в сравнении с гноссиологией Декарта формой рационализма.

Известный австрийский физиолог, биолог, философ, Лоренс, луареат Нобеля, утверждал, что врождённое знание существует и имеет своим материальным носителем – человеческий геном, но оно не доставляет человеку готовой информации о мире, а состоит из структур, которые делаю возможным усвоене этой информации. Такие функции нашего мышления и созерцания как причинность, вещественность, пространоство время - функции нейро-сенсорной организации, которая сформироваалась в процессе эволюции для сохранения вида, и эти формы адекватно сеставляют мир в сознании человека.
В современноц научной интерпретации позваляютпонятть всю глубину.

2.
С точки зрения априоризма

Познание осуществляет не эмпирический субъект, а трансцендентальный, что и обеспечивает историческую преемственность познания, которая может быть понята. Как объективный исторически меняющийся социаольно культурный процесс, ко орый предполагает существование реально мира , реальное взаимодействие.

Со времён Канта анализ этого коллективного познания стал важнейшим содержанием теории познания. Субъектом может быть не только человек, а и целая групппа людей.
Социальная специфика познания.


3. Всякое познание начинается по времени чувственного опыта, в результате мы получаем опытное или апостериорное знание. Познающий субъект его упорядочивает благодаря априорным формам. И каждая способность познания имеет свои априорные формы знания. Априорными формами чувственного познания являются пространство и время. – идеальные формы познания, которые не зависят от опыта, которые существуют в сознании до всякого пыта. Пространство и время эмпирически реальны, присущи объективному миру, но у человека в сознании есть априорные формы пространстава и времении, при помощи которых нам оказывается доступным познание объективной действительности, которая сузествует в пространствеи времени.
Априорная форма пробуждется только в опвте и тоько в единстве с чувственнымы материалом становится знанием. Таким образом, опыт состоит из двух частей:из приходящего из вне апостериорного чувственного материала и добавляемым самим субъектом познанием априорной формы.
опыте объективный мир, а сдругой стороны они субъективны по своей форме, так как существуют в голове человека, субъекта, Если бэкон и декарт видели источник заблуждения в субъективизме, поэтому бекон боролся с идолами, а декарт с сомнениями то кант видит решающее значение в факторах суббъективногопознанич. И стремится установить различия субъективных и объективных
Наши знания имеют двойственню природу, они обхективны по совему содержанию, так ка к отража.т в чувтственнонахоментовналогеом
Высшей познавательной способностью является рассудок – это ум.
Умение ставить разумные вопросы – важный и необходимый признак ума. Отсутствие способности суждения является глупостью, против которой нет лекарства.
Благодаря рассудку люди способны познавать научно, одинаковым для всех способом.
Априорными формами рассудка, мышления являеются понятия и категории: субстанциальность, причинность, взаимодействие. Рассудок является предельным основанием любого опыта, основой теоретического естествознания. Выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, предварительно упоядоченного с помощью априорнах чувственных форм под единство понятий и категорй.
Рассудок и чувство должны действовать вместе, посредствующим звеном, объединяющим рассудок и чувство является творческое вооборажение, ккоторое синтезирует рациональное и ччувственное познание. В этом синтезе заключается природа науки. Таким образом теоретическойе познание предполагает конструктивную деятельность сознания

2. Трансцендентальный субъект.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.