Теория естественного права. Наиболее видные представители Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье.
Согласно этой теории в обществе существует два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государства, является правонарушением либо вовсе преступлением. Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативных правовых актов. В основе этого права лежат естественные права человека. Закон признается правовым постольку, поскольку он соответствует естественным правам человека, развивает и конкретизирует их. Несправедливый закон не создает право - таков основополагающий принцип данной теории.
Психологическая теория права. Основоположник - А.И. Петрашицкий, известный российский правовед.
Согласно этой теории право представляет собой психическую деятельность человека, его правовые, «императивно - атрибутивные» эмоции, чувства, оценки, переживания. Человек чувствует свою волю связанной притязаниями других лиц, ожидающих от него исполнения определенных обязанностей по отношению к ним. Именно такие психологические переживания определяют конкретные акты поведения человека и выступают его действительным, реальным правом.
Позитивистская теория права. Наиболее видные представители - К. Бергбом, Г. Шершеневич.
В позитивистской теории правом признаются только правила должного поведения, устанавливаемые законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми государственными органами. «Закон есть закон, который нужно исполнять в любом случае, независимо от психологических переживаний человека и его естественных прав». Представители этой теории весьма негативно относятся ко всяческим попыткам искать право вне официально установленных государством нормативно-правовых предписаний.
Историческая теория происхождения права. Наиболее видные представители - К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта.
Теория понимает право как продукт народного духа, сознания, который живет и проявляется во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык, представляет собой неотъемлемый компонент народа или нации и развивается по аналогичным законам. В языке, отмечал Савиньи, наблюдается та же независимость от случайности и свободного выбора со стороны отдельных лиц, т.е; то же происхождение из деятельности общего народного духа, действующего в отдельных лицах. Только здесь все это более наглядно и бесспорно, чем в праве.
Образование права осуществляется путем постепенного раскрытия народного духа в историческом процессе. Народный дух определяет особенности народного правосознания, а оно выливается в нормы права. Наиболее полным и последовательным источником развития народного духа являются народные обычаи. Законы также отражают народное правосознание. Но в них народное правосознание выражается постольку, поскольку правильно воспринимается и последовательно проводится законодателем. Поэтому главная задача законодателя состоит в выявлении и закреплении в законах народного духа.
Социологическая теория происхождения права. Наиболее видные представители - Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлик, Р. Паунд.
Сторонники этой теории считают, что право не следует искать в законах или психологических переживаниях личности. Право, по их мнению, - это реальная жизнь, воплощенная в конкретных решениях в сфере предпринимательской деятельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп. При этом поиск «живого права» ведется в двух направлениях.
Одни авторы считают, что в обществе существует множество правовых систем, поскольку государство не в состоянии предусмотреть все необходимые для общества и его компонентов нормы права. Каждая коллективная общность людей, будь то спортивный клуб, торговое общество, профсоюзы или нация, может иметь и имеет свое право. Так, народ, нация создают свои обычаи и традиции, профсоюзы - профсоюзное право, причем негосударственные правовые системы могут создавать сильную конкуренцию праву, установленному государством.
Представители другого направления «живое право» видят в свободе судейского усмотрения при разрешении конкретных дел. Разумное и точное решение юридических казусов представляется им большим правом, нежели абстрактные нормы с их абстрактной справедливостью.
Изменения в системе общественных отношений судья осознает значительно быстрее законодателя и неизбежно должен выходить за рамки закона, который не соответствует «живому праву», действующим в обществе отношениям. По мнению сторонников этого направления, судья сначала выносит решение, руководствуясь своими представлениями, а затем подбирает принятому решению соответствующую правовую аргументацию.
Марксистская теория происхождения права. Основоположники - К. Маркс, Ф. Энгельс.
Право они понимали как меру свободы членов общества. Каждый класс в силу его особого положения в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право. Однако не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобязательных норм, в законе. Такой способностью обладал лишь класс, который экономически и политически господствовал в обществе. С помощью закона этот класс закреплял собственные интересы и потребности и пытался их выдать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы. Поэтому право понималось как возведенная в закон воля господствующего класса.
Современная теория права. В нашей стране наиболее видные представители - С. Алексеев, М. Марченко, В. Нерсесянц, П. Мутузов, Л. Малько и др.
Современные ученые связывают правопонимание с нормативистским (совокупность норм) и социологическим (мера свободы, равенства, справедливости и ответственности) аспектом. Так, наиболее часто право связывается с системой правил поведения, устанавливаемых государством в лице его уполномоченных органов и обеспечиваемых принудительной силой государства. Соответственно государство выступает единственным социально-политическим образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы.
Таким образом, современная формулировка права звучит следующим образом.
Право - это система норм, выраженных в признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного, а также запрещенного и предписанного поведения.