Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Великая Отечественная война в произведениях писателей ХХ века

Реферат
 
 
 
 

                   По предмету: Литература
                     Натему: Великая Отечественная война в литературе ХХ века
                     Выполнил:ученик: 11 класса  Колесников Игорь Игоревич
                     Проверила:Сурабянц Римма Григорьевна
С. Георгиевское
2005 год
План:
 
 
1.        Вступление.
2.        Памятник русскому солдату в поэме«Василий Тёркин».
3.        «Молодая гвардия» А.Фадеева.
4.        «Сашка» В.Кондратьева.
5.        Тема войны в произведениях В.Быкова.
6.        «Горячий снег» Ю.Бондарева.
7.        Заключение.
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
        
         / А. Твардовский/
Во все времена
бессмертной Земли
помните!
к мерцающим звёздам
ведя корабли, -
о погибших
помните!
встречайте трепетную весну,
люди земли.
убейте
войну,
прокляните
войну,
Люди земли!
 
               /Р.Рождественский/
Тема моего реферата выбранане случайно. В 2005 году исполняется 60 лет со дня Победы советского народа вВеликой Отечественной войне. В своём реферате я хочу рассказать о подвигахсоветских писателей, которые они совершали наровне с обычными солдатами, нежалевшими пота и крови ради спасения страны от фашистской угрозы…
… Давно отгремела ВеликаяОтечественная война. Уже выросли поколения, знающие о ней по рассказамветеранов, книгам, кинофильмам. Поутихла с годами боль утрат, зарубцевалисьраны. Давно отстроено, восстановлено разрушенное войной. Но почему наши писатели,поэты обращались и обращаются к тем давним дням? Может быть, память сердца недаёт им покоя… Война по – прежнему живёт в памяти нашего народа, а не только вхудожественной литературе. Военная тема поднимает коренные вопросычеловеческого бытия. Главным  героем военной прозы становится рядовой участниквойны, её незаметный труженик. Этот герой был молод, не любил рассуждать огероизме, но честно выполнял свои воинские обязанности и оказывался способнымна подвиг не на словах, а на деле.
   Мне нравятся повести ироманы Юрия Бондарева: «Последние залпы», «Батальоны просят огня», «Горячийснег».Читая эти книги, понимаешь, как и во имя чего выстоял человек, каковзапас его нравственной прочности, каким был духовный мир сражающегося народа.
   Капитан Новиков (в повести«Последние залпы») попал на фронт с первого курса института. Он рано узналнелёгкую правду  войны и поэтому ненавидит красивые, живо – бодрые слова. Он небудет приукрашивать обстановку, если предстоит трудный бой. Не станет утешатьумирающего солдата, а скажет только: «Я тебя не забуду». Новиков, не колеблясь,пошлёт трусливого бойца на самый опасный участок.
  « Он часто не признавалничего нарочито ласкового, — пишет о нём Ю. Бондарев, — был слишком молод ислишком много видел недоброго на войне, человеческих страданий, отпущенныхсудьбой его поколению… Всё, что могло быть прекрасным  в мирной человеческойжизни, — он оставлял на после войны, на будущее».
     Этот человек невыделялся ничем среди других. Да и ситуация, в которой изображён герой, хотя идраматична, но в тоже время и обычна для военных условий. Но, раскрываявнутренний мир Новикова, автор показывает, какая огромная нравственная силатребуется на вой не человеку, чтобы просто честно выполнить свой долг, чтобы неиспугаться смерти, чтобы выстоять перед подлостью и шкурничеством другого.Подвигом был каждый час жизни этого человека, потому что он проходил бок о бокс постоянной необходимостью жертвовать собой.
    Конечно же, главнымгероем военной литературы всегда был народ и человек из народа. В первыепослевоенные годы писатели, как мне кажется, отдавали предпочтение«легендарным» героям, ярким, сильным, необыкновенным личностям. Это герои А.Фадеева («Молодая гвардия»), Б. Полевого(«Повесть о настоящем человеке»), Э.Казакевича(«Звезда») и другие. Герои этих книг находятся в острых, поройневероятных ситуациях, когда требуется от человека огромная отвага, особаявыдержка или полководческая прозорливость.
  Я верю таким писателям,которые сами были фронтовиками  или военными корреспондентами: К. Симонову, М.Шолохову, Г. Бакланову, В. Быкову, А. Твардовскому, Б. Васильеву, К. Воробьёву,В. Кондратьеву. Они лично убедились, что перед угрозой смерти люди ведут себяпо – разному. Одни мужественно, смело, поражая выдержкой и высоким чувствомтоварищества. Другие оказываются трусами, приспособленцами. В трудную минутурезко отделяется добро от  зла, чистота от подлости, героизм от предательства.С людей слетают все их  красивые одёжки, и они предстают такими, каковы насамом деле.
  «В этой войне мы не толькопобедили фашизм и отстояли будущее человечества, — пишет Василь Быков.- В неймы ещё осознали свою силу и поняли, на что сами способны…. В1945 году мирустало понятно: в советском народе живёт титан, с которым нельзя не считаться иневозможно до конца знать, на что этот народ способен».
  В большинстве своихрассказов и повестей В. Быков ставит действующих лиц в такие обстоятельства,когда они один на один остаются со своей совестью. Может статься так, что никтои не узнает о том, как они вели себя в трудную минуту, в «минуту, страшнеекоторой уже не будет».
  Никто не заставляет ВитькуСвиста («Журавлиный крик») бросаться под фашистский танк. А юный необстрелянныйГлечик имеет полную возможность последовать примеру ловкого и хитрого Овсеева ипопытаться спастись. Но оба они предпочитают погибнуть, чем ценой предательстваполучить право на жизнь.
  Человек сам несётответственность за своё поведение, и высший суд – это суд его собственнойсовести. «Никто не тиранит человека больше, чем он сам себя», — говорит герой «Третьей ракеты» Лукьянов.
Современная литература овойне в произведениях лучших писателей России обращалась к наиболее тяжёлымпериодам в ходе Великой Отечественной, к критическим моментам в судьбах героев,выявляла гуманистическую природу воюющего солдата.
   В повести В. Кондратьева«Сашка» развёрнута психологическая картина фронтовых будней под Ржевом. С осени1941 года по март 1943 года здесь велись ожесточённые бои с группой немецкихармий «Центр». Памятью этих изнуряющих, затяжных боёв подсказано А.Твардовскомуодно из самых горьких военных стихотворений «Я убит подо Ржевом …»
                                            Фронт горел, не стихая,
                                             Как на теле рубец.
                                              Яубит и не знаю
                                             Наш ли Ржев наконец?
                                             … Летом, в сорок втором,
                                             Я зарыт без могилы.
                                             Всем, что было потом,
                                            Смерть меня обделила.
От «я» рассказ переходит ксолдатскому «мы»:
                                             … Что недаром боролись
                                              Мыза родину-мать,
                                             Пусть не слышен наш голос,
                                             Вы должны его знать.
Двадцатилетний Сашка воюетпод Ржевом. Остался ли он в живых, как далеко прошёл дорогами войны, чемотличился, мы так и не узнали. Сашка переживал свою первую любовь к медсестре,приводил своего первого пленного, отправлялся на нейтральную полосу заваленками для командира, которые присмотрел ещё в бою «местного значения»
на мёртвом немце.
  В грязи, холоде и голоде, вдни, когда мало кто из стоявших на одном рубеже с ним мечтал или надеялсядожить до победы, Сашка по совести решает поставленные перед ним жизньюнравственные проблемы и выходит из испытаний возмужавшим и духовно окрепшим.
   После чтения такихпроизведений невольно задумываешься вновь о характере советского воина, оповедении его на войне. И, конечно, вспоминается  прекрасно выписанный,жизненно и художественно достоверный образ Андрея Княжко из романа Ю. Бондарева«Берег». Майские дни 1945 года, мир празднует победу над гитлеровскойГерманией. Перед оставшимися в живых открылись пути в ту жизнь, о которой онимечтали четыре суровых, кровавых года. В те дни радость жизни, счастье жить вусловиях мира ощущалась с особой силой, а мысль о смерти казалась невероятной.И вдруг так неожиданна, нелепа среди тишины внезапная атака фашистскихсамоходок. Снова бой, снова жертвы. Андрей Княжко идёт на смерть(по другому ине скажешь!), желая предотвратить дальнейшее кровопролитие. Он хочет спастиперепуганных и жалких немецких юнцов из «Вервольфа», засевших в зданиилесничества: «Выстрелов не было. Воющие крики людей не затихали в лесничестве.Княжко, невысокий, узкий в талии, спокойный с виду, сам теперь похожий намальчика, шёл по поляне, размеренно и гибко ступал сапожками по траве,размахивая носовым платком»
  В поединке благородства ичеловеколюбия, живым олицетворением которого выступает русский лейтенант, счеловеконенавистничеством, воплощённым в командире «Вервольфа» — рыжемэсэсовце, побеждает Княжко. Автор так великолепно описывает этого героя, еговнешность, подтянутость, что каждый раз при появлении его во взводе рождалосьощущение чего – то хрупкого, сверкающего, «как узкий лучик на зелёной воде». Иэтот лучик, короткая и прекрасная жизнь погибшего лейтенанта, светит издалёкого прошлого людям нашего поколения. Роман «Берег» проникнут нравственнойатмосферой добра, которое несла немецкому народу наша армия.
Война не забываема в сердцесолдата, но не просто как воспоминание, пусть и трагически – возвышенное, нокак память, как живой долг настоящего и будущего перед прошлым, как» окрыляющийподвиг войны».
   Священная земля отцов –наше великое Отечество, обильно политое кровью. «Оно ежели все памятникипоставит, как и положено, по тем боям, что тут были, так и пахать «негдебудет», — говорит один из героев Евгения Носова.
  И мы, нынешнее поколение,должны помнить, «какой ценой завоёвано счастье» жить в мире, радоваться чистомунебу и яркому солнцу.
Глава «Литература периодаВеликой Отечественной войны» в академической истории русской советскойлитературы начиналась так: «Двадцать второго июня тысяча девятьсот сорокпервого года гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Мирнаясозидательная деятельность советского народа была прервана. По призыву партии иправительства вся страна поднялась на борьбу с фашисткой агрессией, сплотиласьв единый боевой лагерь. В развитии нашей литературы, как и в жизни всегосоветского народа, Отечественная война составила новый исторический период.Отвечая требованиям времени, литература перестроилась на военный лад.»Примелькавшиеся, стертые от бесчисленных повторений формулировки частовоспринимаются как бесспорные. Вроде бы так оно и было. А    на самом деле так,да не так, все было куда сложнее. Уже хотя бы потому, что внезапность, котораявыдвигалась Сталиным как главная причина наших тяжких поражений первого годавойны, была весьма относительной. Внезапной была не война сама по себе, а нашавопреки всем широковещательным утверждениям руководителей партии иправительства неготовность к ним.
Во вторую половину тридцатыхгодов неотвратимо надвигавшаяся война стала осознаваемой многими историческойреальностью, едва ли не главной темой тогдашней пропаганды, породила большоймассив так называемой «оборонной» литературы. Стоит перечитать стихи молодыхпоэтов той поры: «Слышишь как порохом пахнуть стали Передовые статьи и стихи!» (К.Симонов); «Нам лечь, где лечь, И там не встать, где лечь» (П. Коган); «Военныйгод стучится в двери Моей страны. Он входит в дверь»(М. Кульчицкий); «А еслискажет нам война: “Пора” – Отложим недописанные книги...»(Б. Смоленский), — чтобы убедиться, что молодые поэты тогда остро и отчетливо слышали «далекийгрохот, подпочвенный, неясный гул» приближающейся войны, «последнегорешительного» — так это тогда воспринималось, — видели в военном противоборствес фашизмом историческую миссию своего поколения. Надо отметить, что в рамкахэтой «оборонной»темы сразу же наметились два противоположных подхода(трансформируясь и видоизменяясь, они давали себя знать и во время войны, идолгие годы после Победы, создавая поле высокого идеологического иэстетического напряжения). «На чужой территории», «малой кровью», «могучим молниеносным ударом», «и в воде мы не утоним, и в огне мы не сгорим» — этостало проворным лейтмотивом выходивших романов и повестей, это показывали вкино, декламировали и пели по радио, записывали на грампластинках (напомнювыпущенные неслыханными для того времени тиражами печально известные) повестьН. Шпанова «Первый удар» и роман П. Павленко «На востоке», кинофильм «Послезавтравойна», где в считанные дни, если не часы, наш потенциальный противник терпелсокрушительное поражение, государство и армия агрессора разваливались каккарточный домик). Справедливости ради надо сказать, что шапкозакидательствовозникло не по инициативе художников — пусть и тех, что все готовы на все, — онобыло порождено сталинской военно-политической доктриной, которая привела кпозорным поражениям, поставила страну на край гибели, за нее пришлосьрасплачиваться миллионами загубленных человеческих жизней.
Выступая с докладом передмосковскими писателями двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок второгогода, через двенадцать месяцев после начала войны, А. Сурков с неслыханнойтогда прямотой и резкостью говорил о том вреде, который принесла фанфарнаяпоэзия и барабанная литература ( разумеется, разговор об их военно-политическихи пропагандистских источниках был невозможен… До войны мы частодезориентировали читателя насчет подлинного характера будущих испытаний. Мыслишком «облегченно» изображали войну. Война в нашей поэзии выглядела как парадна Красной площади. По чисто подметенной брусчатке рубит шаг пехота, идут танкии артиллерия всех калибров. Идут люди веселые, сытые. Звучит непрекращающееся «ура»… До войны мы читателю подавали будущую войну в пестрой конфетной обертке, акогда эта конфетная обертка двадцать второго июня развернулась, из нее вылезскорпион, который больно укусил нас за сердце, — скорпион реальности, труднойбольшой войны. «Никем непобедимым пришлось долго и унизительно пятиться.Воюющему соотечественнику пришлось справляться не только с танками, которые нанего лезли, с самолетами, которые валили на его голову тысячи тонн рваногожелеза, но и вытравлять из души конфетную «идеологию», которой мы егообкормили. Война в Испании, наши «малые» войны — Халкин-Голский конфликт, финскаякомпания, в которых выявилось, что мы вовсе не так могучи и умелы, как об этомгромко трубили с самых высоких трибун, что победы даже над явно более слабымпротивником даются нам отнюдь не 'малой кровью', настроили некоторых писателей,главным образом тех, кому довелось побывать под огнем, понюхать порохасовременной войны, на серьезный лад, вызвали у них отталкивание отшапкозакидательства, от победных литавр, от угодливой лакировки. Эта тенденцияотчетливо проявилась в «Испанском дневнике» М. Кольцова, в написанных К. Симоновымпосле Халкин-Гола книге стихов «соседям по юрте» пьесе «Парень из нашего города»,ставшей самым популярным сценическим произведением первого года Отечественнойвойны, в стихах А. Суркова и А. Твардовского, навеянных впечатлением финскойкампании. Другое дело, что даже эти писатели, не отвернувшийся от суровой правдывойны, никто из них, — не могли себе представить, каким тяжелым и жестокимиспытанием будет надвигающееся на нас испытание, в самом страшном сне не моглоим привидеться, что война будет продолжаться долгих, казавшихся бесконечнымичетыре года, что враг дойдет до Москвы и Ленинграда, до Сталинграда и Кавказа.Хлебнув в первые дни войны во время отступления на Западном фронте горячего дослез, Симонов напишет полные тоски и боли строки, которые будут опубликованытолько через четверть века: «Да, война не такая, какой мы писали ее, — Этогорькая шутка...» Говорят, что первой жертвой на войне становится правда. Когдак одному из недавних юбилеев победы над фашистской Германией надумали выпуститькнижкой сводки Совинформбюро, то, перечитав их, от этой идеи отказались — оченьуж многое требовало серьезных уточнений исправлений, опровержений. Властипредержащие правды боялись, неприглядную правду старались припудрить, дажескрыть (о сдаче врагу некоторых крупных городов Совинформбюро не сообщало), ноправды жаждал воюющий народ, она была ему необходима, чтобы самоотверженно сражаться,надо осознать масштаб нависшей над страной опасности. Так страшно началась длянас война, на таком краю, в двух шагах от пропасти, мы оказались, что выбратьсяможно было только прямо глядя жестокой правде в глаза, до конца осознав ту всюмеру своей ответственности за исход войны. В ноябре сорок первого года И.Эренбург писал: '… Многие у нас привыкли (наверное, Эренбург имел в виду: насприучили) к тому, что за них кто-то думает. Теперь не то время. Теперь каждыйдолжен взять на свои плечи всю тяжесть ответственности. Во вражеском окружении,в разведке, в строю каждый обязан думать, решать, действовать'. Лирическаяпоэзия, самый чуткий сейсмограф душевного состояния общества, сразу жеобнаружил эту жгучую потребность в правде, без которой невозможно, немыслимочувство ответственности. Вдумаемся в смысл не стертых даже от многократногоцитирования строк «Василия Теркина» — они направлены против успокаивающей лжи,тогда эта внутренняя полемика воспринималась особенно остро, выгляделавызывающей:
А всего много пуще
Не прожить наверняка -
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька…
Донести до народа правду –это была одна из главных задач писателей – фронтовиков. Одним из такихправдивых произведений о войне стала поэма А.Т. Твардовского «ВасилийТёркин».
Но со времен фронта я отметил«Василия Теркина» как удивительную удачу. Твардовский сумел написатьвещь своевременную, мужественную и неогрязненную. А. Солженицын.
Говорят, что собиралисьпоставить или уже поставили памятник бойцу Василию Теркину. Памятниклитературному герою вещь вообще редкая, а в нашей стране в особенности. Но мнекажется, что герой Твардовского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с нимпамятник получают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, ктолюбил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скраситьфронтовые трудности, кто любил поиграть или послушать музыку на привале. Многиеиз них не обрели даже своей могилы (как -то показывали по телевизору). Пустьже памятник Василию Теркину будет и им надгробием.
В библиотеке, куда я пришел,чтобы взять поэму, мне досталось очень интересное издание: вместе с текстомбыли помещены письма читателей «Василия Теркина» с 1942 по 1970 годыи ответ читателям «Как был написан „Василий Теркин“.Перелистывая эти разнообразные письма читателей, я убедился, что поэмаТвардовского была действительно народной, вернее, солдатской поэмой. По воспоминаниямСолженицына, солдаты его батареи из многих книг предпочли больше всего ее да»Война и мир" Толстого. В своем небольшом сочинении мне бы хотелосьостановиться прежде всего на том, что же мне лично больше всего нравится впоэме и ее герое. Больше всего мне нравится в произведении АлександраТрифоновича язык, легкий, образный, народный. Стихи его так и запоминаютсясами. По душе необычность книги, то, что она как бы без начала и конца. Словноты вновь встретился со старым другом, которого тебе представлять не надо. Апотом расстался с ним. Что же, это жизнь… И то, что автор предлагает:
Словом, книгу с середины
И начнем. А там пойдет.
Это, думается, делает героя иближе, и понятнее. Очень правильно и то, что поэт приписал Теркину не так ужмного геройских подвигов. Одного сбитого самолета да взятого языка вполнедостаточно. А ведь, по признанию самого Твардовского, он чуть было не увлекся«сюжетностью». Хотел «заставить» Теркина перейти линиюфронта и действовать в тылу у противника на Смоленщине ( кстати, родине самогоавтора). Но чувство меры не дало этого сделать. Недаром же Александр ИсаевичСолженицын в своих литературных воспоминаниях «Бодался теленок сдубом» восхищался этим чувством меры у Твардовского. Он, в частности,писал, что, не имея свободы сказать полную правду о войне, Твардовскийостанавливался перед каждой ложью чуть не на последнем миллиметре, но нигдеэтого барьера не переступил. Оттого и вышло чудо! Если бы меня спросили, почемуВасилий Теркин стал одним из моих любимых литературных героев, я бы сказал:«Он очень по душе мне жизнелюбием. Смотрите, он на фронте, где каждый деньсмерть, где никто „не заколдован от осколка -дурака, от любой дурацкойпули“. Порой мерзнет и голодает, не имеет вестей от родных, его ранят. Аон не унывает. Живет и радуется жизни. Мне кажется, сегодня этого качества такне хватает многим людям. А может быть, и мне самому… Теркин не может нерадовать своим жизнелюбием. Ведь он
В кухне — с места, с места — в бой.
Курит, ест и пьет со смаком
На позиции любой.
Он может переплыть ледянуюреку, тащить, надрываясь, языка. Но вот вынужденная стоянка, „а мороз  — ни стать, ни сесть...“ И Теркин заиграл на чужой гармони.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Теркин — душа солдатскойкомпании. Недаром товарищи так любят слушать его то шутливые, то оченьсерьезные рассказы. Вот они лежат в болотах, где „перемокшая“ пехотамечтает уже даже о том, „хоть бы смерть, да на сухом“. „Третьисутки кукиш кажет в животе кишка кишке“. Сыплет дождик, злой кашельтерзает грудь. И даже прикурить нельзя: размокли спички. Солдаты все клянут, икажется им, что „хуже нет уже беды“. А Теркин усмехается и начинаетдлинное рассуждение. Говорит он о том, что, пока солдат чувствует локоть товарища,он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там. Вся Россия!Вот в прошлом году, когда немец рвался к Москве и пел: „Москва моя“,тогда и можно было кручиниться. А нынче немец уже не тот, „этой песнипрошлогодней нынче немец не певец“. А мы про себя думаем, что ведь ипрошлый год, когда совсем тошно было, находил ведь Василий слова, что помогалитоварищам. Такой уж в нем был талант. Такой талант, что лежа в мокроте,засмеялись товарищи, легче им стало.
Но больше всего мне нравитсяглава „Смерть и воин“, в которой наш герой раненый лежит и замерзает.И чудится ему, что пришла к нему Смерть. И стало спорить трудно ему с ней,потому что истекал он кровью и хотел покоя… И чего уж, казалось, держаться заэту жизнь, где вся радость, то мерзнуть, то рыть окопы, то бояться, что убьюттебя? Но не такой Василий, чтобы легко сдаться „Косой“.
Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда,
шепчет он. И воин побеждаетСмерть.
Нынче прошло время лубочныхгероев книг и фильмов, о любителях которых с издевкой писал Твардовский, чтоэти писатели всегда рады „заключить“, „что, мол, горе небеда“
Что с удачей постоянно
Теркин подвиг совершил:
Русской ложкой деревянной
Восемь фрицев уложил!
Писатель постоянноподчеркивает, что „страшный бой идет, кровавый, смертный бой...“
Сегодня мы начинаем узнаватьправду о неисчислимых потерях, которые понес наш народ в войне, частосовершенно напрасных. Сегодня мы начинаем узнавать правду о причинах, целях иходе войны, победой в которой, по мнению А. Солженицына, нам не стоит так ужгордиться. Но среди этой горькой правды свое место займет и простой русскийсолдат Василий Теркин.
Ещё одним очень правдивымпроизведением является «Молодая гвардия» А.Фадеева…
ВеликаяОтечественная война началась в 1941 году.В июне немцы без объявления войны вторглисьна территорию Советского Союза.
После стольких покорившихся стран фашисты былиполностью уверены в скорейшей победе. Однако они сильно ошибались.
Война пришла в Донбасс, Таганрог, Ростов-на-Донуосенью и, из всей Украины, лишь Ворошиловградская область оставалась свободной.Но, несмотря на войну и разрушения, молодость брала своё. До того, как немцы непришли в Краснодон, молодёжь вела свою беспечную жизнь. Они веселились,мечтали, планировали будущую жизнь.
Но вот войска ворвались в их жизнь. Всё чаще сталслышен рёв моторов, выстрелы и взрывы. Ребята уже безошибочно отличалисоветские и фашистские самолёты, дежурили на шахтах, на крышах школ и больниц,и всё же любовь к Родине, чувство долга и ответственности за её судьбупризывали юношей и девушек делать нечто большее для защиты родной земли.
Самые смелые, отважные, сообразительные и мужественныеребята и девушки объединились в антифашистскую организацию – “Молодая гвардия”.Они давали клятву верности и обещали мстить за кровь и смерть советских людей.В начале “Молодая гвардия” состояла человек из тридцати. Командиром её быллейтенант красной армии Иван Туркенич, а из молодых самым главным был ОлегКошевой – юноша с великолепными организаторскими способностями, серьёзный,сильный духом, ответственный.
“Молодая Гвардия” расклеивала  листовки, развешивалапо всему городу заминированные красные флаги, поддерживая тем самым духрусских.
Представители “Молодой гвардии” крали и продавалинемецкие новогодние подарки. Они соорудили радиопередатчик, тайно прослушивалито, что действительно происходило на фронте, рассказывали об услышанном людям.
Ульяна Громова по поручению “Молодой гвардии” ведалаработой против вербовки и угона молодёжи. Она писала и выпускала листовки,устраивала на работу тех, кому грозил угон, иногда Уля даже прятала по хуторамсбежавших.
Она, как и многие молодогвардейцы, скрывала от родныхсвою принадлежность к “Молодой гвардии”, родители потеряли своё сильное влияниена девушку, а отец как-то даже стеснялся Ули и в её присутствии больше молчал.
У Ули были очень красивые большие чёрные глаза,окаймлённые длинными ресницами, чёрные, волнистые, тяжёлые косы сбегали доталии. Эта красивая стройная девушка обладала сильным характером, спокойствием.Она была честной, мужественной, никогда не пряталась от опасности.
Но фашистам необходимо было раскрыть и уничтожить“Молодую гвардию”, которая так сильно им мешала. Они ничего не знали о ней, ипоэтому запускали так называемый “частый бредень”, то есть отлавливали десяткилюдей из города и района, пытали и допрашивали их, пытаясь хоть что-нибудьузнать об этой организации, но немцы и предположить не могли, что такие сложныеоперации, такие героические поступки совершают юноши и девушки, едва достигшиедвадцати лет.
Но после того, как молодогвардейцы украли новогодниеподарки, немцы специально следили за тем, кто продаст эти подарки и выследилимальчика, которого действительно отправила на рынок “Молодая гвардия”. Мальчикне выдержал долгих мучений и выдал трёх членов организации, одним из которыхбыл Стахович. Этот молодой человек был стоек, самолюбив, умён, но при встрече сопасностью становился трусом. Он — то и выдавал членов “Молодой гвардии”. Всеостальные держались стойко, переносили жуткие муки молча, скрипя зубами, онидостойно отвечали на вопросы немцев, и никто из них не сдался, не выдалтоварищей, не нарушил клятву.
В свои неполные двадцать лет они перенесли, узнали, исделали столько, сколько множество людей не сделало за всю жизнь.
Всех молодогвардейцев, за исключением Олега Кошевого иЛюбы Шевцовой, которых расстреляли, всех зарыли заживо в шурфе шахты №5. Передсвоей могилой, перед лицом смерти юноши и девушки пели Интернационал.
Этих людей-героев помнят, уважают и любят до сих пор.Они подают пример отваги и смелости, призывают любить и защищать свою Родину допоследнего вздоха.
На мой взгляд, говоря о военных произведениях, нельзязабыть и повесть В. Кондратьева  «Сашка».
То, что Кондратьев начал писать о войне, было нетолько литературной задачей, а смыслом и оправданием его нынешней жизни,выполнением долга перед погибшими на Ржевской земле однополчан.
Повесть “Сашка” сразу обратила на себя внимание икритика, и читателей и поставила автора в первый ряд военных писателей.
Сашка добывает валенки для ротного; раненный Сашкавозвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; Сашка ведетсанитаров к раненному; Сашка берет в плен немца и отказывается егорасстреливать; встреча с Зиной; Сашка выручает Лейтенанта Володю. Эти эпизодыраскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания навыносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властьюнад другими людьми.
К.Симонов писал в предисловии к “Сашке” В.Кондратьева:“Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном местеи на самой трудной должности – солдат”.
Писательский взгляд движется не от события к событию,а скорее, сосредоточен на том, что заполняет обычные дни между событиями.
Время повести – ранняя весна 1942 года, место – подРжевом, где идут ожесточенные бои. Герой повести, которого даже по фамилии незовут, все Сашка да Сашка, так он молод, уже два месяца находится на ”передке”.
Сашка захватит “языка”, будет ранен, откажетсярасстреливать пленного, утешит тяжело раненного солдата и приведет к немусанитаров, спасет от трибунала горячего лейтенанта Володьку.   Эта нехитраяфабула повести, однако, дала возможность автору показать удивительный характерсоветского солдата и создать произведение глубоко идейно- художественногосодержания. Автору удалось создать обаятельный образ человека, воплотившеголучшие человеческие качества. Ум, смекалка, нравственная определенность герояпроявляются так непосредственно, открыто, что сразу вызывают к нему доверие,сочувствие и понимание читателя. Сашка умен, сообразителен, ловок. Об этомсвидетельствует эпизод пленения немца. Он постоянно в действии, в движении,многое видит вокруг себя, думает, размышляет.
Один из главных эпизодов повести – отказ Сашкирасстреливать пленного немца. Когда у Сашки спрашивают, как же он решился невыполнить приказ – не стал расстреливать пленного, разве он не понимал, чем этоему грозило, он отвечает просто: “Люди же мы, а не фашисты…” В этом оннепоколебим. Простые его слова исполнены глубочайшего смысла: они говорят онеодолимости человечности.
Сашка вызывает уважение к себе своей добротой,гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительноогромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать.Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых непохоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и незахороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он вчем-то виновен.    Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушитьданное ему слово. “Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании”. И невыполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет пленного немца нарасстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заставляячитателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка неопускает перед ним взгляд, чувствуя свою правоту. “И отвернул глаза капитан”,отменил свое приказание. Сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит,будто впервые и “церкву разрушенную”, и “синеющий бор за полем, и нешибкоголубое небо” и думает: “коли живой останется, то из всего, им на передкепережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным…”
Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум ипростодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувствособственного достоинства – все это соединилось в цельном характере героя.Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своимвременем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки -   этоистория человека, показавшегося в самое трудное  время в самом трудном месте насамой трудной должности – солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне чего-то нехватало бы не в литературе, а просто -напросто в жизни. Вместе с ним у меняпоявился еще один друг, полюбившийся мне человек», — писал К.Симонов.    И вотчто удивительно. Обстановка окопа, фронта, постоянной опасности рождается угероев Кондратьева чувство жизни, а значит, фронтовой дружбы, братства,человечности, доброты.
В Сашке Кондратьева воплотились самые лучшие чертынародного мировосприятия: мужество, ум, бодрость духа в самых критическихположениях, выносливость, трудолюбие, гуманизм и глубочайшая вера в победу.
Очень хорошо передал атмосферу войнызнаменитый белорусский писатель Василь Быков.
В.Быков начал войну семнадцатилетнимюношей. После окончания Саратовского пехотного училища он воевал командиромвзвода. Приходилось и наступать, и отступать, и обороняться, окружать и выходитьиз окружения. В 1944г. Семья получила извещение, что командир взвода В. Быковпогиб смертью храбрых в бою. Но взводный выжил и воевал дальше в Румынии,Венгрии, Австрии, был награжден. 19 июня 1945 года ему исполнился 21 год.
Спустя годы В. Быков снова вернулся навойну, чтобы увидеть её, как прежде – в упор: вокруг себя и в своем герое.Чтобы услышать тяжелое дыхание человека, бегущего рядом вверх по склону высотыв атаку, склониться над молодым лейтенантом, умирающим в одиночестве посреди гологополя, увидеть звезды в небе со дна окопа…. Он предпочел остаться на войне воимя тех, кого уже давно нет, но кто продолжает жить в памяти солдата, в памятинарода.
Среди произведений о войне книги Быковазанимают особое место. Свою точку зрения на этот вопрос он высказал в статье«Живая память поколений». В ней он писал: «Сороковые годы дали нашей литературеряд замечательных образов героев: мы привыкли за много лет к мужественномунеунывающему рядовому В. Теркину, к несгибаемому в своем священном стремлениистать в строй бойцов Мересьеву, к мужественным разведчикам Э. Казакевича.» Однако« правда о войне, о подвиге народа была высказана далеко не вся.» Эту неполнотуможно было как-то понять, оправдать(писатели «шли по горячим следам событий»,не имели ни времени, ни возможностей для осмысления всех проявлений войны), носогласиться, примириться с нею – значило бы для Быкова изменить своему опыту,памяти, совести. Все изменилось, когда вернулись с войны и получили образованияее рядовые участники. Среди них был и Василий Быков, будущий писатель.
В произведениях Быкова мало батальныхсцен, эффектных исторических событий, но зато ему удалось с потрясающейглубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. Этот герой несодержал ни чего, что отделяло бы его от других, обозначало бы его превосходство.Он сознавал себя частицей защищающегося народа. Война представала тягчайшим бременем,общей бедой и несчастьем, страшным ударом по всему нормальному и человеческому,и этот удар нужно было отразить. Но сделать это очень трудно, и потому вповестях Быкова так велика тяжесть войны. И тем дороже выдвинутый этой прозойгерой – человек, не убирающий плеча из-под общей ноши, не отворачивающий лицаот правды, человек, выстаивающий до конца.
В повести «Журавлиный крик» шестеросолдат у железнодорожного переезда должны держать оборону в течение суток,обеспечивая отход батальона. Они вступили в неравный бой, не ища для себяспасенья. Первым заметил немецких мотоциклистов Фишер, он почувствовал: «пришловремя, когда определяется весь смысл его жизни». Ему хотелось, чтобы старшинаизменил о нем мнение. Очевидно, в эту ночь «не мудреная мерка солдатских достоинств,принадлежащих старшине, в какой-то мере стало жизненным эталоном для Фишера».Его выстрелы предупредили старшину Карпенко и остальных, и он вправе был позаботитьсяо себе. Но Фишер не знал, что убежать или затаиться в его положении – вполнепристойно и честно. Ему представилось строгое скуластое лицо старшины, он почтинаяву услышал презрительный окрик: « Эх ты, растяпа! » И тогда весь мир длянего ограничился укоризненным взглядом сурового старшины и этой цепочкоймотоциклов. И он дождался переднего, выстрелил, попал, и тотчас очередь изавтомата размозжила ему голову.
Мотив действительно безыскусен:интеллигент, близорукий книжник, боится упреков в нерасторопности и трусостибольше, чем смертельной опасности, он хочет соответствовать меркам старшины, тоесть общей мерки долга, тягот, риска. Он хочет быть вровень с другими, иначеему – стыдно.
После Фишера, в самый разгар боя напереезде гибнут Карпенко и Свист. О себе Карпенко не очень тревожился: онсделает все, что от него потребуется. Это надежный служака, не избалованныйжизнью. Его действия в бою предрешены. А смерть Свиста наступила вследствиенеравного единоборства с немецким танком: он бросил одну за другой гранаты подгусеницы, но отбежать не успел.
Повесть заканчивается, когда ВасилийГлечик, самый юный из шестерых, еще жив, но, судя по всему, обречен. Мысль отом чтобы оставить позицию, спастись, была для него неприемлемой. Нельзя нарушитьприказ комбата, его нужно выполнить любой ценой, и, конечно, присяга и долгперед родиной.
Писатель дал почувствовать, как горько,когда обрывается такая чистая и молодая, верующая в добро жизнь. До Глечикадонеслись странные печальные звуки. Он увидел, как за исчезающей стаей летел отставший,видно, подбитый журавль; отчаянный крик птицы безудержной тоской захлестнулсердце юноши. Этот журавлиный крик – полная печали и мужества песня прощания спавшими и призывный клич, возвещающий о смертельной опасности, и этот мальчикпотрясенно открыл для себя: ему скоро предстоит умереть и ничего изменитьнельзя. Он схватил единственную гранату и занял свою последнюю позицию. Без приказа.Хорошо зная, что это конец. Не желая умирать и, не умея выживать любой ценой.Это была героическая позиция.
Герои повести «Журавлиный крик» при всемразнообразии своих характеров схожи в главном. Все они сражаются до конца,своей кровью, своей жизнью обеспечивая организованный отход батальона. Через ихтрагическую судьбу очень убедительно показывается трагедия первых военных лет иреалистически раскрывается неброское во внешних своих проявлениях мужествосолдат, которые в конечном итоге обеспечили нашу победу.
Очень тяжёлое для сердца, но и оченьреалистичное произведение Ю. Бондарева «Горячий снег», не может оставитьравнодушным никого…
        Юрий Васильевич Бондарев родился15 марта 1924 года в городе Орске. В годы Великой Отечественной войны писательв качестве артиллериста прошёл длинный путь от Сталинграда до Чехословакии.После войны с 1946 по 1951 год он учился в Литературном институте имени М.Горького. Начал печататься с 1949 года. А первый сборник рассказов „Набольшой реке“ вышел в 1953 году.
                   С середины 60-х годов писательработает над
созданием фильмов по своим произведениям; в частности,он был одним из создателей сценария киноэпопеи „Освобождение“.
        Юрий Бондарев также являетсялауреатом Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР. Его произведенияпереведены на многие иностранные языки. Среди книг Юрия Бондарева о войне»Горячий снег" занимает особое место, открывая новые подходы крешению нравственных и психологических задач, поставленных ещё в его первыхповестях  «Батальоны просят огня» и «Последние залпы». Этитри книги о войне целостный и развивающийся мир, достигший в «Горячемснеге» наибольшей полноты и образной силы. Первые повести, самостоятельныево всех отношениях, были вместе с тем как бы подготовкой к роману, быть можетещё не задуманному, но живущему в глубине памяти писателя.
        События романа «Горячийснег» разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскимивойсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда однаиз наших армий выдерживала в приволжской степи удар танковых дивизийфельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса ивывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительнойстепени зависел исход битвы на Волге и может даже сроки окончания самой войны.Время действия романа ограничено всего несколькими днями в течение которыхгерои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли отнемецких танков.
        В «Горячем снеге» времястиснуто даже плотнее, чем в повести «Батальоны просят огня».«Горячий снег» это недолгий марш выгрузившейся из эшелонов армиигенерала Бессонова и бой, так много решивший в судьбе страны; это стылыеморозные зори, два дня и две нескончаемые декабрьские ночи. Не знающийпередышек и лирических отступлений, будто у автора от постоянного напряженияперехвачено дыхание, роман «Горячий снег» отличается прямотой,непосредственной связью сюжета с подлинными событиями Великой Отечественнойвойны, с одним из её решающих моментов. Жизнь и смерть героев романа, сами ихсудьбы освещаются тревожным светом подлинной истории, в результате чего всёобретает особую весомость, значительность.
        В романе батарея Дроздовскогопоглощает едва ли не всё читательское внимание, действие сосредоточено попреимуществу вокруг небольшого числа персонажей. Кузнецов, Уханов, Рубин и ихтоварищи  частица великой армии, они народ, народ в той мере в какойтипизированная личность героя выражает духовные, нравственные черты народа.
        В «Горячем снеге» образвставшего на войну народа возникает перед нами в ещё небывалой до того у ЮрияБондарева полноте выражения, в богатстве и разнообразии характеров, а вместе стем и в целостности. Этот образ не исчерпывается ни фигурами молодыхлейтенантов командиров артиллерийских взводов, ни колоритными фигурами тех,кого традиционно принято считать лицами из народа, вроде немного трусливогоЧибисова, спокойного и опытного наводчика Евстигнеева или прямолинейного игрубого ездового Рубина; ни старшими офицерами, такими, как командир дивизииполковник Деев или командующий армией генерал Бессонов. Только совокупнопонятые и принятые эмоционально как нечто единое, при всей разнице чинов изваний, они составляют образ сражающегося народа. Сила и новизна романазаключается в том, что единство это достигнуто как бы само собой, запечатленобез особых усилий автора  живой, движущейся жизнью. Образ народа, как итог всейкниги, быть может более всего питает эпическое, романное начало повествования.
        Для Юрия Бондарева характернаустремлённость к трагедии, природа которой близка событиям самой войны.Казалось бы, ничто так не отвечает этой устремленности художника, как тягчайшеедля страны время начала войны, лета 1941 года. Но книги писателя  о другомвремени, когда уже почти несомненен разгром фашистов и победа русской армии.
        Гибель героев накануне победы,преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность ивызывает протест против жестокости войны и развязавших её сил. Умирают герои«Горячего снега» санинструктор батареи Зоя Елагина, застенчивый ездовойСергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет Касымов и многие другие… Иво всех этих смертях виновата война. Пусть в гибели Сергуненкова повинно ибездушие лейтенанта Дроздовского, пусть и вина за смерть Зои ложится отчасти нанего, но как ни велика вина Дроздовского, они прежде всего  жертвы войны.
        В романе выражено понимание смерти как нарушение высшей справедливости и гармонии. Вспомним, как смотрит Кузнецовна убитого Касымова: «сейчас под головой Касымова лежал снарядный ящик, июношеское, безусое лицо его, недавно живое, смуглое, ставшее мертвенно­белым,истончённым жуткой красотой смерти, удивлённо смотрело влажно-вишнёвымиполуоткрытыми глазами на свою грудь, на разорванную в клочья, иссечённуютелогрейку, точно и после смерти не постиг, как же это убило его и почему онтак и не смог встать к прицелу. В этом невидящем прищуре Касымова было тихоелюбопытство к не прожитой своей жизни на этой земле и одновременно спокойнаятайна смерти, в которую его опрокинула раскалённая боль осколков, когда онпытался подняться к прицелу».
        Ещё острее ощущает Кузнецовнеобратимость потери ездового Сергуненкова. Ведь здесь раскрыт сам механизм егогибели. Кузнецов оказался бессильным свидетелем того, как Дроздовский послал наверную смерть Сергуненкова, и он, Кузнецов, уже знает, что навсегда проклянетсебя за то, что видел, присутствовал, а изменить ничего не сумел.
        В «Горячем снеге», при всейнапряжённости событий, всё человеческое в людях, их характеры открываются неотдельно от войны, а взаимосвязано с нею, под её огнём, когда, кажется, иголовы не поднять. Обычно хроника сражений может быть пересказана отдельно отиндивидуальности его участников, бой в «Горячем снеге» нельзяпересказать иначе, чем через судьбу и характеры людей.
        Существенно и весомо прошлоеперсонажей романа. У иных оно почти безоблачно, у других так сложно идраматично, что былая драма не остаётся позади, отодвинутая войной, асопровождает человека и в сражении юго-западнее Сталинграда. События прошлогоопределили военную судьбу Уханова: одарённый, полный энергии офицер, которомубы и командовать батареей, но он только сержант. Крутой, мятежный характерУханова определяет и его движение внутри романа. Прошлые беды Чибисова, едва несломившие его (он провёл несколько месяцев в немецком плену), отозвались в нёмстрахом и многое определяют в его поведении. Так или иначе в романепроскальзывает прошлое и Зои Елагиной, и Касымова, и Сергуненкова, и нелюдимогоРубина, чью отвагу и верность солдатскому долгу мы сумеем оценить только кконцу романа.
        Особенно важно в романе прошлоегенерала Бессонова. Мысль о сыне, попавшем в немецкий плен, затрудняет егопозицию и в Ставке, и на фронте. А когда фашистская листовка, сообщающая о том,что сын Бессонова попал в плен, попадает в контрразведку фронта в рукиподполковника Осина, кажется, что возникла угроза и службе Бессонова.
        Весь этот ретроспективный материалвходит в роман так естественно, что читатель не ощущает его отдельности.Прошлое не требует для себя отдельного пространства, отдельных глав  онослилось с настоящим, открыло его глубины и живую взаимосвязанность одного идругого. Прошлое не отяжеляет рассказ о настоящем, а сообщает ему большуюдраматическую остроту, психологизм и историзм.
        Точно так же поступает ЮрийБондарев и с портретами персонажей: внешний облик и характеры его героевпоказаны в развитии и только к концу романа или со смертью героя автор создаётполный его портрет. Как неожиданен в этом свете портрет всегда подтянутого исобранного Дроздовского на самой последней странице — с расслабленной,разбито-вялой походкой и непривычно согнутыми плечами.
        Такое изображение требует от автора особойзоркости
и непосредственности в восприятии персонажей, ощущения
их реальными, живыми людьми, в которых всегда остаётся
возможность тайны или внезапного озарения. Перед нами
весь человек, понятный, близкий, а между тем нас не
оставляет ощущение, что прикоснулись мы только к
краешку его духовного мира, и с его гибелью
чувствуешь, что ты не успел ещё до конца понять его
внутренний мир. Комиссар Веснин, глядя на грузовик,
сброшенный с моста на речной лёд, говорит: «Какоевсё­таки война чудовищное разрушение. Ничто не имеет цены». Чудовищностьвойны более всего выражается  и роман открывает это с жестокой прямотой вубийстве человека. Но роман показывает также и высокую цену отданной за Родинужизни.
        Наверное, самое загадочное из мирачеловеческих отношений в романе  это возникающая между Кузнецовым и Зоейлюбовь. Война, её жестокость и кровь, её сроки, опрокидывающие привычныепредставления о времени, именно она способствовала столь стремительномуразвитию этой любви. Ведь это чувство складывалось в те короткие сроки марша исражения, когда нет времени для размышлений и анализа своих чувств. Иначинается всё это с тихой, непонятной ревности Кузнецова к отношениям междуЗоей и Дроздовским. А вскоре так мало времени проходит  Кузнецов уже горькооплакивает погибшую Зою, и именно из этих строчек взято название романа, когдаКузнецов вытирал мокрое от слёз лицо, «снег на рукаве ватника был горячимот его слёз».
        Обманувшись поначалу в лейтенанте Дроздовском,
лучшем тогда курсанте, Зоя на протяжении всего романа,
открывается нам как личность нравственная, цельная,
готовая на самопожертвование, способная объять своим
сердцемболь и страдания многих… Личность Зои познаётся
внапряжённом, словно наэлектризованном пространстве,
котороепочти неизбежно возникает в окопе с появлением
женщины.Она как бы проходит через множество испытаний,
отназойливого интереса до грубого отвержения. Но её
доброты,её терпения и участливости достаёт на всех, она
воистинусестра солдатам.
        Образ Зои как-то незаметнонаполнил атмосферу книги, её главные события, её суровую, жестокую реальностьженским началом, лаской и нежностью.
        Один из важнейших конфликтов вромане — конфликт между Кузнецовым и Дроздовским. Этому конфликту отданонемало места, он обнажается очень резко, и легко прослеживается от начала доконца. Поначалу напряжённость, уходящая ещё в предысторию романа;несогласуемость характеров, манер, темпераментов, даже стиля речи: мягкому,раздумчивому Кузнецову, кажется, трудно выносить отрывистую, командную,непререкаемую речь Дроздовского. Долгие часы сражения, бессмысленная гибельСергуненкова, смертельное ранение Зои, в котором отчасти повинен Дроздовский,--всё это образует пропасть между двумя молодыми офицерами, нравственнуюнесовместимость их существований.
        В финале пропасть эта обозначаетсяещё резче: четверо уцелевших артиллеристов освящают в солдатском котелке толькочто полученные ордена, и глоток, который каждый из них сделает, это преждевсего глоток поминальный — в нём горечь и горе утрат. Орден получил иДроздовский, ведь для Бессонова, который наградил его  он уцелевший, раненныйкомандир выстоявшей батареи, генерал не знает о тяжких винах Дроздовского искорее всего никогда не узнает. В этом тоже реальность войны. Но недаромписатель оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского честногокотелка.
        Крайне важно, что все связиКузнецова с людьми, и прежде всего с подчинёнными ему людьми, истинны,содержательны и обладают замечательной способностью развития. Они на редкостьне служебны  в отличие от подчёркнуто служебных отношений, которые так строго иупрямо ставит между собой и людьми Дроздовский. Во время боя Кузнецов сражаетсярядом с солдатами, здесь он проявляет своё хладнокровие, отвагу, живой ум. Ноон ещё и духовно взрослеет в этом бою, становится справедливее, ближе, добрее ктем людям, с которыми свела его война.
        Отдельного повествованиязаслуживают отношения Кузнецова и старшего сержанта Уханова  командира орудия.Как и Кузнецов, он уже обстрелян в трудных боях 1941 года, а по военнойсмекалке и решительному характеру мог бы, вероятно, быть превосходнымкомандиром. Но жизнь распорядилась иначе, и поначалу мы застаём Уханова иКузнецова в конфликте: это столкновение натуры размашистой, резкой исамовластной с другой  сдержанной, изначально скромной. С первого взгляда можетпоказаться, что Кузнецову предстоит бороться и с бездушием Дроздовского, и санархической натурой Уханова. Но на деле оказывается, что не уступив друг другуни в одной принципиальной позиции, оставаясь самими собой, Кузнецов и Ухановстановятся близкими людьми. Не просто людьми вместе воюющими, а познавшими другдруга и теперь уже навсегда близкими. А отсутствие авторских комментариев,сохранение грубого контекста жизни делает реальным, весомым их братство.
        Наибольшей высоты этическая,философская мысль романа, а также его эмоциональная напряжённость достигает вфинале, когда происходит неожиданное сближение Бессонова и Кузнецова. Этосближение без непосредственной близости: Бессонов наградил своего офицеранаравне с другими и двинулся дальше. Для него Кузнецов всего лишь один из тех,кто насмерть стоял на рубеже реки Мышкова. Их близость оказывается болеевозвышенной: это близость мысли, духа, взгляда на жизнь. Например, потрясённыйгибелью Веснина, Бессонов винит себя в том, что из-за своей необщительности иподозрительности он помешал сложиться между ними дружеским отношениям(«такими, как хотел Веснин, и какими они должны быть»). Или Кузнецов,который ничем не мог помочь гибнущему на его глазах расчёту Чубарикова,терзающийся пронзительной мыслью о том, что всё это, «казалось, должнобыло произойти потому, что он не успел сблизиться с ними, понять каждого,полюбить...».
        Разделённые несоразмерностьюобязанностей, лейтенант Кузнецов и командующий армией генерал Бессонов движутсяк одной цели  не только военной, но и духовной. Ничего не подозревая о мысляхдруг друга, они думают об одном и в одном направлении ищут истину. Оба онитребовательно спрашивают себя о цели жизни и о соответствии ей своих поступкови устремлений. Их разделяет возраст и роднит, как отца с сыном, а то и какбрата с братом, любовь к Родине и принадлежность к народу и к человечеству ввысшем смысле этих слов…
Шесть десятилетий минуло со дня окончания Великой Отечественной войны. Но сколько бы нипрошло лет, не потускнеет, не сотрется в памяти благодарного человечествасовершенный нашим народом подвиг.
Нелегкой была схватка с фашизмом. Но даже в самыетяжелые дни войны, в самые критические её минуты не покидало советскогочеловека уверенность в победе.
И сегодняшний день, и наше будущее во многомобусловлены маем 1945 года. Салют Великой Победы вселил в миллионы людей веру ввозможность мира на земле.
Не пережив того же, что переживали бойцы, переживалсражающийся народ,  — нельзя было правдиво и горячо рассказать об этом …
Тема Великой Отечественной воины не уходила с годамииз русской советской литературы. Новое осмысление военной темы приходится напериод «оттепели». Связано это с литературным поколением, чья юность пришласьна военные годы. И с каждой сотней мальчиков, родившихся в 23-24 –х годах вживых осталось только трое. Но те, кому посчастливилось вернуться с войны,имели колоссальный душевный опыт, они словно жили за целое поколение, говорилиот имени поколения. Через 20 лет после войны Юрий Бондарев писал: «За долгиечетыре года войны, каждый час чувствуя возле своего плеча железное дыханиесмерти молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках,мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на 20 лет и,мнилось прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы нажизнь двум поколениям». Этот душевный опыт, творческая энергия фронтовогопоколения очень существенно повлиял на послевоенную отечественную культуру.  Писатели-фронтовики снова и снова возвращались к теме войны,  главному событиюсвоей жизни и жизни страны, по-новому, с высоты прожитых лет и своегожизненного опыта освещали события военных лет.
Проблема войны актуальна и сегодня. Нельзя суверенностью сказать, что война 1941-1945  годов была последней. Такое можетповториться где угодно, когда угодно и с кем угодно. Я надеюсь, что все тевеликие произведения, написанные о войне, предостерегут людей от таких ошибок,и больше не повториться такой масштабной и беспощадной войны.
Рецензия
 Объём30 листов.
 Экзаменационная работа «Великая отечественная война влитературе писателей ХХ века» выполнена грамотно и соответствует всем требованиям:имеется план работы, выделена каждая часть, указана литература и автор,достаточно обширно отражена тема реферата.
  Особо хочется отметить. Что работа написана в годшестидесятилетия  Победы  и выпускник с должным вниманием отнёсся как к выборуэпиграфа, так и к теме, раскрывающей любовь к Родине и патриотизм народа. Важното, что подобраны произведения, написанные участниками войны.
  Выбранные произведения учат извлекать нравственные ипатриотические уроки из прочитанного. Работа отличается искренностью,взволнованностью и лиричностью повествования. Свое работой выпускникутверждает, что «счастье всего человечества не может быть построено на крови,насилии».
   Автора реферата отличает литературная эрудиция.Считаю, что данная работа выдержана в регламенте, охватывает все стороныуказанной темы, выполнена грамотно и может быть представлена в качествеэкзаменационной работы.
 Учитель:
  Оценка за содержание реферата:
 Председательаттестационной комиссии:
  Члены аттестационной комиссии:
Список литературы
1.Быков В., Журавлиный крик, Собраниесочинений, т.1, М., Молодая гвардия, 1985
2. В. Кондратьев. «Сашка». М.: 1990
3. Журавлев С.И. «Память пылающих лет»    1985 г.
4. Коган А.  «Уроки памяти»    1988 г.
5. Устинов Д. Ф. История Второй Мировой Войны 1939–45.М.: 1979
6. В.А. Чалмаев. Литература 11 класс М. 1997
7. А. Фадеев. «Молодая гвардия» 1991
8. А. Твардовский. «Василий Тёркин». М:. 1983 Молодаягвардия
9. Ю. Бондарев. «Горячий снег». 1979 М.
10. Трухлина М. «Я познаю мир литературы» М. 1999


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.