--PAGE_BREAK--Возьмем, к примеру, фреймы — это одна из ключевых разработок Netscape того времени. Идея фреймов выглядит очень красиво, но вот реализация… Недостатков на поверку оказывается гораздо больше, чем достоинств. Чтобы не быть голословным, приведу лишь некоторые самые слабые стороны технологии фреймов:
невозможность поставить ссылку на внутреннюю страницу сайта так, чтобы при переходе по такой ссылке страница отображалась внутри фреймовой структуры;
отсутствие всяческих возможностей навигации при попадании на внутреннюю страницу сайта (отображаемую без фреймов, должных ее окружать) по ссылке, выданной поисковой системой;
чрезвычайные трудности для разработчика при реализации сложной фреймовой структуры в случаях, когда при переходе по ссылке, расположенной в навигационном фрейме, необходимо менять содержимое не одного, а сразу нескольких соседних фреймов;
невозможность точного позиционирования пикселей в соседних фреймах (проблема наблюдалась в ((родном>) для фреймов браузере — Netscape Navigator).
Еще один тезис не в пользу фреймов — Netscape отказалась от их использования на корпоративном сайте буквально через полгода после разработки этой технологии. (14, ст.10.1)
Информационный поиск
Документальный поиск: Информационный поиск, при котором объектами поиска являются документы.
Автоматизированный информационный поиск: Информационный поиск с использованием ЭВМ.
Автоматизированный документальный поиск: Документальный поиск с использованием ЭВМ.
Библиографический поиск: Информационный поиск в библиографической базе данных.
Диалоговый поиск: Автоматизированный информационный поиск, при котором пользователь автоматизированной системы может формулировать информационные запросы в диалоговом режиме, корректировать их в процессе поиска и получать промежуточные результаты.
Пакетный поиск: Автоматизированный информационный поиск, при котором информационные запросы накапливаются в специальном массиве для последующей совместной обработки.
Ретроспективный поиск: Информационный поиск по разовым информационным запросам в ранее накопленном информационном массиве.
Поиск на естественном языке: Автоматизированный информационный поиск, для которого информационный запрос формулируется на естественном языке.
Полнотекстовый поиск: Автоматизированный документальный поиск, при котором в качестве поискового образа документа используется его полный текст или существенные части текста.
Булевский поиск: Информационный поиск, при котором информационный запрос формируется с помощью булевских операторов. ( 13, с 311 — 312)
История создания Интернета
Около 20 лет назад Министерство Обороны США создало сеть, которая явилась предтечей Internet, — она называлась ARPAnet. ARPAnet была экспериментальной сетью, — она создавалась для поддержки научных исследований в военно-промышленной сфере, — в частности, для исследования методов построения сетей, устойчивых к частичным повреждениям, получаемым, например, при бомбардировке авиацией и способных в таких условиях продолжать нормальное функционирование. Это требование дает ключ к пониманию принципов построения и структуры Internet. В модели ARPAnet всегда была связь между компьютером-источником и компьютером-приемником (станцией назначения). Сеть предполагалась ненадежной: любая часть сети может исчезнуть в любой момент.
На связывающиеся компьютеры — не только на саму сеть — также возложена ответственность обеспечивать налаживание и поддержание связи. Основной принцип состоял в том, что любой компьютер мог связаться как равный с равным с любым другим компьютером.
Передача данных в сети была организована на основе протокола Internet — IP. Протокол IP — это правила и описание работы сети. Этот свод включает правила налаживания и поддержания связи в сети, правила обращения с IP-пакетами и их обработки, описания сетевых пакетов семейства IP (их структура и т.п.). Сеть задумывалась и проектировалась так, чтобы от пользователей не требовалось никакой информации о конкретной структуре сети. Для того, чтобы послать сообщение по сети, компьютер должен поместить данные в некий ``конверт'', называемый, например, IP, указать на этом ``конверте'' конкретный адрес в сети и передать получившиеся в результате этих процедур пакеты в сеть.
Эти решения могут показаться странными, как и предположение о ``ненадежной'' сети, но уже имеющийся опыт показал, что большинство этих решений вполне разумно и верно. Пока Международная Организация по Стандартизации (Organization for International Standartization — ISO) тратила годы, создавая окончательный стандарт для компьютерных сетей, пользователи ждать не желали. Активисты Internet начали устанавливать IP-программное обеспечение на все возможные типы компьютеров. Вскоре это стало единственным приемлемым способом для связи разнородных компьютеров. Такая схема понравилась правительству и университетам, которые проводят политику покупки компьютеров у различных производителей. Каждый покупал тот компьютер, который ему нравился и вправе был ожидать, что сможет работать по сети совместно с другими компьютерами.
Примерно 10 лет спустя после появления ARPAnet появились Локальные Вычислительные Сети (LAN), например, такие как Ethernet и др. Одновременно появились компьютеры, которые стали называть рабочими станциями. На большинстве рабочих станций была установлена Операционная Система UNIX. Эта ОС имела возможность работы в сети с протоколом Internet (IP). В связи с возникновением принципиально новых задач и методов их решения появилась новая потребность: организации желали подключиться к ARPAnet своей локальной сетью. Примерно в то же время появились другие организации, которые начали создавать свои собственные сети, использующие близкие к IP коммуникационные протоколы. Стало ясно, что все только выиграли бы, если бы эти сети могли общаться все вместе, ведь тогда пользователи из одной сети смогли бы связываться с пользователями другой сети.
Одной из важнейших среди этих новых сетей была NSFNET, разработанная по инициативе Национального Научного Фонда (National Science Foundation — NSF), аналога нашего Министерства Науки. В конце 80-х NSF создал пять суперкомпьютерных центров, сделав их доступными для использования в любых научных учреждениях. Было создано всего лишь пять центров потому, что они очень дороги даже для богатой Америки. Именно поэтому их и следовало использовать кооперативно. Возникла проблема связи: требовался способ соединить эти центры и предоставить доступ к ним различным пользователям. Сначала была сделана попытка использовать коммуникации ARPAnet, но это решение потерпело крах, столкнувшись с бюрократией оборонной отрасли и проблемой обеспечения персоналом.
Тогда NSF решил построить свою собственную сеть, основанную на IP технологии ARPAnet. Центры были соединены специальными телефонными линиями с пропускной способностью 56 Kbps. Однако, было очевидно, что не стоит даже и пытаться соединить все университеты и исследовательские организации непосредственно с центрами, т.к. проложить такое количество кабеля — не только очень дорого, но практически невозможно. Поэтому решено было создавать сети по региональному принципу. В каждой части страны заинтересованные учреждения должны были соединиться со своими ближайшими соседями. Получившиеся цепочки подсоединялись к суперкомпьютеру в одной из своих точек, таким образом суперкомпьютерные центры были соединены вместе. В такой топологии любой компьютер мог связаться с любым другим, передавая сообщения через соседей.
Это решение было успешным, но настала пора, когда сеть уже более не справлялась с возросшими потребностями. Совместное использование суперкомпьютеров позволяло подключенным общинам использовать и множество других вещей, не относящихся к суперкомпьютерам. Неожиданно университеты, школы и другие организации осознали, что заимели под рукой море данных и мир пользователей. Поток сообщений в сети (трафик) нарастал все быстрее и быстрее пока, в конце концов, не перегрузил управляющие сетью компьютеры и связывающие их телефонные линии. В 1987 г. контракт на управление и развитие сети был передан компании Merit Network Inc., которая занималась образовательной сетью Мичигана совместно с IBM и MCI. Старая физически сеть была заменена более быстрыми (примерно в 20 раз) телефонными линиями. Были заменены на более быстрые и сетевые управляющие машины.
Процесс совершенствования сети идет непрерывно. Однако, большинство этих перестроек происходит незаметно для пользователей. Включив компьютер, вы не увидите объявления о том, что ближайшие полгода Internet не будет доступна из-за модернизации. Возможно даже более важно то, что перегрузка сети и ее усовершенствование создали зрелую и практичную технологию. Проблемы были решены, а идеи развития проверены в деле.
Важно отметить то, что усилия NSF по развитию сети привели к тому, что любой желающий может получить доступ к сети. Прежде Internet была доступна только для исследователей в области информатики, государственным служащим и подрядчикам. NSF способствовал всеобщей доступности Internet по линии образования, вкладывая деньги в подсоединение учебного заведения к сети, только если то, в свою очередь, имело планы распространять доступ далее по округе. Таким образом, каждый студент четырехлетнего колледжа мог стать пользователем Internet.
И потребности продолжают расти. Большинство таких колледжей на Западе уже подсоединено к Internet, предпринимаются попытки подключить к этому процессу средние и начальные школы. Выпускники колледжей прекрасно осведомлены о преимуществах Internet и рассказывают о них своим работодателям. Вся эта деятельность приводит к непрерывному росту сети, к возникновению и решению проблем этого роста, развитию технологий и системы безопасности сети. (10, с 526 — 530)
Доступ в Интернет Доступ в Internet, обычно, получают через поставщиков услуг (service provider). Поставщики эти продают различные виды услуг, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Так же как и при покупке садовой тачки (в оригинале — автомобиля) вы решаете, какими качествами должна она обладать, сколько вы за нее можете себе позволить заплатить, и, исходя из этого, выбираете подходящий вариант из предлагаемого множества.
Но перед тем, как начать действовать в этом направлении, т.е. добывать список поставщиков Internet, читать и выбирать, связываться с ними, выясните, а не имеете ли вы уже доступа в Internet, сами того не ведая. Такое вполне может иметь место — в России не так часто, в США не так уж и редко. Если ваша организация или учреждение (институт, компания) уже имеет доступ в Internet, то вряд ли вы сможете получить персональный доступ в сеть лучший, нежели ваша организация.
Другими словами, если вы уже имеете доступ в Internet, вам не надо будет платить денег из своего кармана, не надо будет суетиться вокруг поставщиков услуг и т.д., вам просто надо будет научиться пользоваться тем, что вы уже имеете.
Если ваша организация пока не имеет доступа в Internet, или вообще-то имеет, но, вот беда, не ваше подразделение (лаборатория, отдел, факультет), вам просто следует понаблюдать и прикинуть, сколько еще потенциальных пользователей имеется среди ваших сослуживцев, возможно, поговорить с ними и заручиться поддержкой, составить предложение и/или подать требование вышестоящему руководству.
Имеются (хотя это встречается, увы, пока очень редко) еще возможности получить доступ в Internet не через ее прямых распространителей, без лишних затрат.
Первый — поищите в публичных библиотеках: некоторые (центральные) имеют службу, называемую Freenet — свободная (бесплатная) сеть. Это информационная система, основанная соответствующим сообществом, обычно имеющая модемный доступ к Internet по телефону.
Второй путь полезен для молодых людей, проживающих в странах Запада, или в центральных городах у нас. Станьте студентом, поступите в западный или организованный у нас же в России совместно с Западом университет или колледж. И выберите соответствующую специальность или запишитесь на курсы, которые позволят вам добраться до заветного компьютера, имеющего доступ в Internet. Например, научитесь плести лапти — уже потом вам будет, чем развлечься, когда у вас от непрерывной работы в сети поедет крыша. И когда вы научитесь, у вас будет еще один довод начальству в пользу предоставления вам доступа в Internet: сети как воздух необходима база данных с инструкциями по плетению лаптей, без них они как без рук. Такой вклад руководство не сможет не оценить по достоинству. (2, с. 224)
Поисковые ресурсы
Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой материальный продукт, с помощью услуг.
Информационные услуги возникают только при наличии базы данных в компьютерном или некомпьютерном варианте. Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.
Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей, реферативных сборников, обзорных изданий, справочных изданий. Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой. Ретроспективный поиск информации — это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо виден распечаток по почте, либо по электронной почте в виде файла.
Объем информации, содержащейся в Интернете, и в частности, в его олицетворении — системе WWW, не поддается измерению. Можно лишь оценить его порядок.
В начале 90-х гг. ХХ в., когда серверы WWW еще можно было сосчитать, существовали так называемые отправные точки. Это были страницы, на которых перечислялись ссылки на все WWW-серверы, сгруппированные по тематическому либо географическому признаку. Например, «Все WWW-серверы по биохимии» или «Все WWW – серверы Финляндии» (вместо термина «WWW — сервер» чаще произносят «сайт»).
Таким образом, открыв нужную отправную точку, можно было последовательно обойти все ссылки. Отправные точки стали прообразом современных каталогов ресурсов Интернета. Каталоги ресурсов подобны справочникам, содержащим систематизированные ссылки на сайт. Ссылки объединяются в группы по определенным признакам, как правило, по тематике. Каждая группа может иметь несколько уровней, т.е. каталоги имеют древовидную структуру. Кроме того, каталоги обеспечивают разнообразный дополнительный сервис: поиск по ключевым словам, списки последних поступлений, списки наиболее интересных из них. Ссылки в каталоги вносят администраторы, которые стараются сделать свои коллекции наиболее полными, включающими все доступные ресурсы на каждую тему. Также ссылки на свои ресурсы предлагают и владельцы. Администраторы каталога проверяют ссылку и вносят ее в соответствующий раздел.
Старейший каталог ресурсов (Yahoo! www.yahoo.com.) состоит из 14 разделов:
• Искусство и гуманитарные науки;
• Бизнес и экономика;
• Компьютеры и Интернет;
• Образование;
• Развлечение;
• Ресурсы правительства США;
• Здоровье;
• Новости и СМИ;
• Отдых и спорт;
• Справочная информация;
• Ресурсы по регионам;
• Естественные науки;
• Общественные науки;
• Общество и культура.
Поиск с помощью каталога ресурсов выглядит следующим образом: пользователь определяет, к какой из тем относится разыскиваемая информация; передвигаясь вглубь по дереву, находит в каталоге соответствующий раздел; обходит все страницы, перечисленные в разделе. Например, надо найти информацию о кошках породы Корниш Рекс. Тогда можно постепенно углубляясь, перейти в раздел Science > biology> zoology> Animals, Insects, аnd Pets> Mammals> Саts >Вrееds>Соrnish Rex.
Если же надо найти кто продает котят этой породы, поможет раздел Business and Есоnomy>Shopping and Services>Animals>Саts>Breeders>Cornish Rex. К удобству применения каталогов ресурсов относится то, что, если пользователю известна тема искомого документа, он будет исследовать соответствующую ветвь, не отвлекаясь на посторонние, не относящиеся к делу документы.
продолжение
--PAGE_BREAK--