Реферат по предмету "Иностранный язык"


Научный и публицистический стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи

Федеральное агентство пообразованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего образования
РоссийскийГосударственный торгово-экономический университет
Ивановский филиал
Кафедра иностранныхязыков

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине “Русскийязык и культура речи”
На тему: “Научный и публицистическийстиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научнойречи”

Иваново 2008

ПЛАН
 
1. ВВЕДЕНИЕ
2. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
3. СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ В НАУЧНОЙ РЕЧИ
4. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
5. ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ
6. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
7.СИНТАКСИСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
8. ЖАНРЫ СТИЛЯ
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ
Научный стильоказывает сильное и распространенное влияние на весь литературный языкпосредством перехода терминов в повседневный язык. Он ориентирован на точную,объективную, последовательную и монологическую манеру изложения, обобщенность иотвлеченность языка, логичность и подготовленность. В научном стиле преобладаетпрямой порядок слов в предложениях. Научный стиль считается наиболее регламентированными наименее индивидуальным. Языковые средства, используемые в нем, нуждаются вточных и строгих понятиях. Лексику научной речи составляют три основных пласта:общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины.
Анализкомпозиции научного текста, проведение научной дискуссии позволят закрепитьстилевые особенности научной речи и языковые средства, используемые в ней, атакже приобрести навыки публичного выступления в научной коммуникативнойситуации.
В системеязыковых уровней в научной речи слово играет важнейшую роль. Русские писатели,восхищаясь красотой, силой богатством русского языка, прежде всего отмечалиразнообразие его лексики, в которой заключены неисчерпаемые возможности дляпередачи самых различных значений. Ведущая роль слова в системе языковыхсредств определяет его место в стилистике языка: слово является основнойстилистической категорией. В научном стиле в основном используется письменнаяречь, но в процессе развития научных открытий, и средств массовой коммуникациивозрастает роль устной формы общения.
Основнойформой реализации научного стиля является письменная речь, хотя с повышениемроли науки в обществе, расширением научных контактов, развитием средствмассовой коммуникации возрастает роль устной формы общения. В научном изложениипочти не употребляются слова выражающие единичные понятия, конкретные образы.
2. НАУЧНЫЙСТИЛЬ
Данная функционально-стилевая разновидностьлитературного языка обслуживает разнообразные отрасли науки (точные,естественные, гуманитарные и др.), область техники и производства и реализуетсяв монографиях, научных статьях, диссертациях, рефератах, тезисах, докладах, лекциях,учебной и научно-технической литературе, сообщениях на научные темы и т. д.
Здесь необходимо отметить ряд существенныхфункции, которые выполняет эта стилевая разновидность: 1) отражениедействительности и хранение знания ( эпистемическая функция); 2) получениенового знания (когнитивная функция); 3) передача специальной информации(коммуникативная функция).
Основной формой реализации научного стиляявляется письменная речь, хотя с повышением роли науки в обществе, расширениемнаучных контактов, развитием средств массовой коммуникации возрастает рольустной формы общения. Реализуясь в различных жанрах и формах изложения, научныйстиль характеризуется рядом общих экстра- и трилингвистических особенностей,позволяющих говорить о едином функциональном стиле, который подвергаетсявнутристилевой дифференциации1.
Главным коммуникативным заданием общения внаучной сфере является выражение научных понятий и умозаключений. Мышление вданной сфере деятельности носит обобщенный, абстрагированный (отвлеченный отчастных, несущественных признаков), логический характер, Этим обусловлены такиеспецифические черты научного стиля как отвлеченность, обобщенность,подчеркнутая логичность изложения.
Данные экстралингвистические признаки объединяютв систему все языковые средства, формирующие научный стиль, и определяютвторичные, более частные, стилевые черты: смысловую точность (однозначностьвыражения мысли), информативную насыщенность, объективность изложения,безобразность, скрытую эмоциональность.
Доминирующим фактором организации языковыхсредств в научном стиле является их обобщенно-отвлеченный характер налексическом и грамматическом уровнях языковой системы. Обобщенность иотвлеченность придают научной речи единую функционально-стилистическую окраску.
Для научного стиля характерно широкоеиспользование абстрактной лексики, явно преобладающей над конкретной: испарение,замерзание, давление, мышление, отражение, излучение, невесомость,кислотность, изменяемость и т.д. В отвлеченных и обобщенных значениях используютсяне только слова с абстрактной семантикой, но и слова, обозначающие вне научногостиля конкретные предмет» Так, в предложении В нашей местности растут дуб, ель,береза слова дуб, ель, береза обозначают не единичными конкретные предметы (конкретноедерево), а класс одно родных предметов, породу деревьев, т.е. выражают не частное(индивидуальное), а общее понятие. Или в предложении Микроскоп- это прибор,увеличивающий в несколько сот и даже тысяч раз слова микроскоп, прибор обозначавют не конкретный микроскоп или прибор, а микроскоп прибор вообще (всякий,любой, каждый.
В научном изложении почти не употребляются словавыражающие единичные понятия, конкретные образы. Обобщенно-отвлеченный характерречи подчеркивается также употреблением специальных слов типа обычно, обыкновенно,всегда, постоянно, систематически, регулярно, всякий любой, каждый.
3. СПЕЦИФИЧЕСКАЯОСОБЕННОСТЬ В НАУЧНОЙ РЕЧИ
научный публицистический стиль
Поскольку в области науки и техники требуетсямаксим максимально точное определение понятий и явлений действительности,отражающее точность и объективность научных истин и рассуждений, специфическойособенностью словарного состава научного стиля является использованиетерминологии. Термины характеризуются строго определенным значением.«Термин (граница, предел) — слово или словосочетание, являющееся названиемспециального понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства. Терминне только обозначает то или иное понятие, но и обязательно основан наопределении (дефиниции) понятия»1. Например: лексикология- раздел языкознания,занимающийся изучением словарного состава языка (Лингвистика).
Каждая отрасль науки располагает своейтерминологией, объединенной в одну терминосистему (терминология медицинская,математическая, физическая, философская, лингвистическая и др.). Лексическоезначение термина соответствует понятию, выработанному в данной области науки.Термины, входящие в состав нескольких терминосистем, конкретном текстеупотребляются в каком-то одном значении, характерном для определеннойтерминологической системы. Например: Реакция- 1Биол. Ответ на внешнее ж внутреннеераздражение. 2. 2.Хим. Взаимодействие между двумя или несколькими веществами(Словарь русского языка).
Сравни также: кризис (полит., биол., электр.), клетка(строит., анат., биол., матем..), раздражитель (хим., биол., электр.), адаптация(биол., пед.,), охлаждение (физ., хим.) а др.
Значительную часть лексики научной речисоставляют слова общенаучного употребления, использующиеся в разных отрасляхзнании: величина, функция, количество, качество, свойство, значение, элемент,эксперимент, процесс, множество, часть, время, результат, следствие, условие,причина, взаимосвязь, анализ, синтез, доказательство, система, базироваться,поглощать, ускорять, минимально, универсальный и т.д. Такие слова закреплены застрого определенными понятиями и носят терминологический характер.
Общеупотребительные слова в рассматриваемом стилеиспользуются в их номинативном значении, что позволяет объективно обозначитьсущность понятия или явления. Однако в конкретном научном тексте они могутизменять свою семантику. Например, слово предполагать в математических текстахобозначает «считать, допускать»: Предположим, что данные треугольникиконгруэнтны.
За многозначными общеупотребительными словами взаумных текстах закрепляется специальное значение. Так, существительное окончание,имеющее два значения (1. Завершение, доведение чего-либо до конца.2.Заключительная часть чего-либо), в лингвистике употребляется как однозначное:'грамматически изменяющаяся часть слова; флексия.
Глагол рассмотреть, который может употребляться взначениях: 1. Всматриваясь, увидеть, разглядеть, 2. Смотря, вглядываясь, ознакомитьсяс чем-либо. 3. Разобрать, обдумать, обсудить (Словарь русского языка), в научномстиле обычно используется в третьем значении: Рассмотрим данный треугольник.
Фразеологические сочетания научного стиля такжехарактеризуются специфическими особенностями. Здесь употребляютсяобщелитературные, межстилевые устойчивые обороты, выступающие в номинативнойфункции: глухой, согласный, наклонная плоскость, рациональное зерно, десятичнаядробь, щитовидная железа, очаг заболевании, точка кипения, магнитная буря,демографический взрыв. Первоначально свободные словосочетания вследствие устойчивостиформы и воспроизводимости превращаются во
фразеологизмы терминологического характера(составные термины). В отличие от других типов словосочетаний терминологическиесловосочетания утрачивают образно-метафорическую экспрессию и не имеютсинонимов. К фразеологии научного стиля можно отнести также различного родаречевые клише: представляют собой, включает в себя, состоит из..,, применяетсяв (для)..., заключается в..., относится к… и т.п.
Неупотребительны в научном стиле слова иустойчив»! словосочетания с эмоционально-экспрессивной и разговорной окраской,а также слова ограниченного употребления (архаизмы, жаргонизмы, диалектизмы ит.д.).
Стремление к обобщению, к абстракции на морфологическомуровне проявляется как в выборе, частотное употребления определенныхморфологических категорий, форм, а также их значений, так и в особенностях ихфункционирования. Научный стиль характеризуется явным преобладанием имени надглаголом, широким употребление имён существительных на -ние, -ие, -ость, -ка,-щг-фикация и т.п. со значением признака действия, состояния, изменения.Проанализируем «Предисловие» к «Русской грамматике» (М.,1980. С, 3)
В этом отрывке всего 3 глагола и 18существительных, большинство из которых являются отвлеченными {решение,систематизация, возможности, словообразование, состояние, употребление и др.),лексически соотносимыми с глаголами (взаимодействие — взаимодействовать,зависимость — зависеть; разработка — разрабатывать, классификация — классифицироватьи т.д.). По сравнению с соотносительными глаголами существительныехарактеризуются более отвлеченным значением и, как правило, носяттерминологический характер. Этим и объясняется их преобладание над глаголами.
Отвлеченность и. обобщенность научного стилявыражается в широком употреблении существительных среднего рода: излучение,определение, воззрение, умонастроение, перераспределение, напряжение,возникновение, окисление и т.д. Среди существительных мужского и женского родамногочисленны слова с абстрактным значением: фактор, импульс, стимул,синкретизм, период, метод, способ, процесс, результат, возможность, мощность,потребность, форма, масеа, величина, интенсификация и т.д.
Своеобразно представлены в научной речи формы числаи падежа имен существительных. Большинство существительных употребляется тольков форме единственного числа, что связано с широким использованием отглагольныхсуществительных, а также существительных, обозначающих названия химическихэлементов, веществ и т.д. Для научного стиля характерно употреблениеединственного числа в значении множественного: Лупа — самый простойувеличительный прибор; Сойка— птица, обычная в наших лесах; Ежегодно тысячалюдей отправлялись в тайгу на охоту за соболем. В данных случаяхсуществительные, обозначяющие считаемые предметы(лупа, сойка, соболь), называютцелый класс предметов с указанием их характерных признаков или имеютсобирательное обобщённое значение. Однако обстрактные и вещественные существительныев научном стиле употребляются в форме множественного числа, преобретаяконкретное значение (шумы в сердце, мощности, ёмкости и т.п.) или значение“сорт”,”разновидность”. Формы множественного числа отвлечённых существительныхпоявились под влиянием терминологических систем.
Среди падежных форм первое место по частотностиупотребления занимают формы родительного падежа, которые часто выступают вфункции определения: реакция соединения, попытка решения, температураплавления, норма литературного языка. После родительного падежа по частотностиупотребления идут формы именительного и винительного падежей; в составепассивных конструкций распространены формы творительного падежа.
В научной речи употребляются преимущественноаналитические формы сравнительной и превосходной степеней имён прилагательных (болеесложный, более компактный и т.д.) Причём превосходная степень обычно образуетсяпутём сочетания положительной степени прилагательного и наречий. Изсинонимичных форм сравнительной степени повыше — несколько (немного} выше употребляются,как правило, вторые; Краткие прилагательные в научном стиле, в отступление отобщей закономерности русского языка, выражают не временный, а постоянныйпризнак предметов и явления: Чистый этиловый спирт бесцветен; Фтор, хлор, бромядовиты. Особенности употребления глагола связаны с его видовременными формами.Абсолютное большинство глаголов употребляется в форме настоящего времени. Онивыражают чаще всего атрибутивное значение или значение констатации факта ивыступают в отвлеченном временном значении (настоящее вневременное): Углеродвходит в состав углекислого газа; Атомы движутся; При нагревании теларасширяются. Настоящее вневременное является наиболее абстрактным, обобщенным,этим и объясняется его преобладание в научном стиле. Так как глаголы в форменастоящего времени обозначают постоянные признаки, свойства, процессы илизакономерности явлений, при них возможно употребление определителей типа обычно,всегда, как правило, постоянно и невозможно- в настоящее время, в этот (данный)момент, сейчас и т.п.
Отвлеченность значения распространяется на формыглаголов будущего и прошедшего времени, приобретающие вневременное значение: Определимплощадь треугольника; Произведем опыт; Составим уравнение; Формулу применили;Исследования производились.
Из видовых форм глаголов наиболее частотны внаучной речи формы несовершенного вида как сравнительно болееотвлеченно-обобщенные по значению. В научной речи они составляют около 80 %1,Глаголы совершенного вида часто Используются в форме будущего времени,синонимичного настоящему вневременному, видовое значение таких глаголовоказывается ослабленным, в результате чего совершенный вид в большинствеслучаев возможно заменить несовершенным: проведем линию- проводим, сравним(результаты) — сравниваем, рассмотрим (неравенство) –рассматриваем.
В научном стиле распространены формы 3-го лицаединственного и множественного числа глаголов как наиболееотвлеченно-обобщенные по значению. Формы 1-го лица множественного числаглаголов и употребляющееся при них местоимение мы характеризуютсядополнительными смысловыми оттенками. Они обычно служат не для обозначениякаких-либо определенных, конкретных лиц, а для выражения отвлеченно-обобщенногозначения. Сюда относится «мы совместности" (мы с вами), выражающее оттеноксоучастия со слушателем иди читателем, а также употребление мы для обозначениявсякого человека, человека вообще; мы можем определить площадь...; мы придем квыводу, если мы обозначим.., Данное значение часто выражается личной формой глаголапри отсутствии местоимении (можем определить...; если обозначим...). Возможназамена | личной конструкции безличной или инфинитивной: можно определить..., можноприйти к выводу..., если обозначитъ.
Формы 1-го лица единственного числа глаголов иместоимения я в научной речи почти не употребляются, таи как здесь вниманиесосредоточено в первую очередь на содержании и логической последовательностиего изложения! а не на субъекте. Практически не используется и формы 2-го лицаединственного и множественного числа как наиболее конкретные, обычно обозначающиеавтора речи и адресата. В научной же речи адресант и адресат отстранения здесьважно не то, кто говорит, а то, о чем говорят, т.е. сообщения, содержаниевысказывания. Адресуется научная речь обычно не какому-то конкретному лицу, анеопределённо но широкому кругу лиц.
Стремлением к абстракции, к обобщению обусловлентенденция глагола к десемантизации.
Она проявляется в тощ что, во-первых, научномустилю свойственны глаголы широкой, абстрактной семантики:
иметь(ся), изменяться, наблюдаться, проявляться,кончаться ит.п.; во-вторых многие глаголы в научном стиле выступают в роли связки быть,стать, являться, служить и др.; в-третьих, ряд глаголов выполняет функциюкомпонентов глагольно-именных словосочетаний (вербономинантов), в которыхосновную смысловую нагрузку несут имена существительные, а глаголы обозначаютдействие в самом широком смысле и выражают грамматическое значение: походитьприменение, производить расчеты (наблюдения, измерения, вычисления) и т.д.Глагольно-именные словосочетания подобного типа позволяют обобщенно представитьдействие и одновременно способствуют смысловой точности, так как употреблениесловосочетания вместо полнознаменательного глагола (находить применение —применяться, оказывать сопротивление- сопротивляться) позволяет распространитьименной компонент словосочетания прилагательным, уточняющим описание действияили процесса: находить широкое (повсеместное и та-) применение, оказыватьсильное (заметное, постоянное, дружное и т.д.) сопротивление.
В научном стиле активны союзы, предлоги ипредложные сочетания, в роли которых' могут выступать полнозначные слова,прежде всего существительные: при помощи, с помощью, в соответствии, вкачестве, в результате, по причине, на основе, в отношении, в зависимостиот..., сравнительно с..., в связи с..., в меру и др. Такие предлоги и союзыпозволяют более определенно и точно по сравнению с простыми выражать смысл, таккак круг их значении уже.
Эмоциональные и субъективно-модальные частицы имеждометия в научной речи не употребляются.
Отвлеченность и обобщенность научной речи насинтаксическом уровне выражается прежде всего в широком. использованиипассивных (страдательных) конструкций, так как в них на первый план выдвигаетсядействие, а не его производитель, в результате чего обеспечивается объективностьи неличная манера изложения. Например: Точки соединяются прямой линией; К двумточкам приложены силы, действующие в разных направлениях; В «Русскойграмматике» отражены и описаны очень многие явления разговорной испециальной речи.
Стремлением к информационной насыщенности обусловливаетсяотбор наиболее емких и компактных синтаксических конструкций. В научном стилепреобладают простые распространенные и сложноподчиненные союзные предложения.Среди первых наиболее употребительны неопределенно-личные с прямым дополнениемв начале предложения, синонимичные пассивным конструкция. Распространеныобобщенно-личные предложения с главным членом, выраженным глаголом в форме 1-голица множественного числа настоящего или будущего времени во временном значении(Проведем прямую; Поместим состав( в колбу; Обратимся к рассмотрению...;Раствор посте пенно нагреваем), а также безличные предложения разный типов (заисключением тех, которые выражают состояние человека и природы): Нужно доказатьтеорему; Требуется определить объем тела; Можно применить форму. Важноподчеркнуть, что...
Использование номинативных предложений в научныхтекстах довольно ограниченно. Они употребляются обычно в заголовках,формулировках пунктов плана: Запуск космического корабля; Определениеэффективности систем индексирования; Взаимосвязь и соотношение подземнойнадземной частей растения.
Из двусоставных наиболее частотны предложения сставным именным сказуемым, что тесно связано с отмеченными выше морфологическимиособенностями научного го стиля и обусловлено задачей научных высказывай(определять признаки, качества, свойства изучаемых явлений). Причем в такомСказуемом в настоящем времени характерно употребление связки есть: Язык естьважнейшее средство человеческого общения.
Такой специфической чертой научной речи, как подчеркнутаялогичность, определяется частотности употребления тех или иных типов сложныхпредложений. Среди • сложных предложений в научной речи преобладают союзныесложносочиненные и сложноподчиненные с четко выраженной синтаксической связьюмежду отдельными частями.
Преобладание союзных предложений над бессоюзнымиобъясняется тем что связь между частями сложного предложения с помощью союзоввыражается более точно, однозначно. Сравни:
Рассмотренные словосочетания, хотя в основе ихлежит образ, нельзя признать нечленимыми в лексическом отношении, потому чтообразность одного из компо- нентов словосочетания в данном случае еще оченьощутима.
Из союзных предложений наиболее употребительны сложноподчиненные,так как при подчинении взаимоотношения между отдельными положениями выражаютсяболее дифференцированно и четко. Сравни:
Если соответствующим образом выберемсоответствующим образом выбрать начало координат, то начало координат, иуравнение параболы упростится.
Среди сложноподчиненных самыми распространеннымиявляются предложения с придаточными определительными и изъяснительными, вкоторых основная информация заключена в придаточной части, главная жезначительной информационной функции не выполняет, а служит лишь для перехода отодной мысли к другой: Следует сказать, что...; Необходимо подчеркнуть, что...;Интересно отметить, что.,.; Обратим внимание на то, что...; Наблюдениядоказывают, что...; Заметим (подчеркнем, докажем), что...
Самым распространенным и типичным для научнойречи видом связи предложений является повторение существительных, часто всочетании с указательными местоимениями этот, тот, такай: В современнойграмматической науке применяются самые различные способы описания \ грамматическогостроя языка. В этих описаниях реализуются разные, очень несходные концепции...
Необходимость в четкой логической структуренаучной речи обусловливает широкое использование в связующей функции наречий,наречных выражений, а также других частей речи и сочетаний слов; поэтому,потому, сначала, затем, в заключение, так, итак, таким образом, наконец сверхтого и др. Они, как правило, стоят в начале предложений и служат для объединениячастей текста (в частности абзацев), логически тесно связанных друг с другом: Грамматическиенормы разговорной речи фиксируются несистематически и случайно — главнымобразом связи с фиксацией норм письменных и путем противопоставления им.Поэтому разговорная речь часто определяется как некодифицированная.
В научных текстах, представляющих собой рассуждениеили изложение выводов, обобщений, заключений, частотны вводные слова илисловосочетания, выражающие отношения между частями высказывания.
Предложения часто осложняются причастными и деепричастнымиоборотами, вставными конструкциями, уточняющими членами, обособленнымиоборотами: В языке художественной литературы и близких к ней жанровписьменности (очерки, фельетоны, мемуары, литературно обработанные дневниковыезаписи и др.) сложно взаимодействуют письменная и разговорная речь, специальнаяречь, просторечие.
Стремлением к смысловой точности и информативной насыщенностиобусловлено употребление в научной речи конструкций с несколькими вставками ипояснениями, уточняющими содержание высказывания, ограничивающими его объем, указывающимиисточник информации и т.д.
Таким образом, на синтаксическом уровне находитвыражение прежде всего одна из основных специфических черт научного стиля —подчеркнутая логичность, которая проявляется и в особенностях композиции. Длянаучного текста почти универсальным является трехчастное построение(вступление, основная часть, заключение) как наиболее удачный способ логическойорганизации передаваемого содержания.
 
4. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙСТИЛЬ
Публицистический (общественно-публицистический)стиль связан с общественно-политической сферой коммуникации. Этот стильреализуется в газетных и журнальных статьях на политические и другиеобщественно значимые темы, в ораторских выступлениях на митингах и собраниях,по радио, телевидению и т.д.
Некоторые исследователи считают публицистическийстиль принципиально неоднородным, по мнению других (их абсолютное большинство),уже в самой этой неоднородности прослеживается специфическое стилевое единство,целостность. Общие черты стиля с разной степенью активности проявляются в отдельныхподстилях: газетно-публицистическом, радио-, тележурналистском и ораторском. Однакограницы этих подстилей очерчены не резко, часто размыты.
Одной из важных особенностей публицистическогостиля является сочетание в его рамках двух функций языка- функции сообщения(информативной) и функции воздействия (воздействующей, или экспрессивной).1. «Говорящийиспользует этот стиль тогда, когда ему необходимо не только передать какую-тоинформацию (сообщение), но и произвести на адресата (часто массового)определенное воздействие.» Причем автор, передавая факты, выражаетсвое-отношение к ним. Этим и обусловлена яркая эмоционально-экспрессивнаяокраска публицистического стиля, не характерная ни для научной, ни дляофициально- деловой речи. Публицистический стиль в целом подчиняется одномуконструктивному принципу — чередованию «экспрессии стандартов» (ВГ.Костомаров).
В зависимости от жанра на первое место выступаетто экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемо! информации являетсявозбуждение определенного отношения к ней, то на первый план выдвигаетсяэкспрессия (чаще всего это наблюдается в памфлетах, фельетонах и другиежанрах). В жанрах же газетной статьи, хроникальной заметки и т.п., стремящихсяк максимуму информативности преобладают стандарты. Стандарты вследствиеразличных причин (немотивированного включения в зоны коммуникации, длительно» частотногоупотребления и т.д.) могут превращаться в, речевые штампы. Это, как правило,связано с потерей стандартными формулами ясной и точной семантики, экспресивно-оценочных качеств, с перемещением в необычные для них зоны коммуникации,например: горячая поддержка, живой отклик и т.п. В результате многократногоповторения в стертый штамп превратилось слом плюрализм (плюрализм мнений,политический плюрализм привлекавшее к себе внимание в конце 80-х тт. нашего века.То же произошло и со словами коренной (коренные ОШ образования; кореннойперестройка и др.
Среди лексических средств публицистического стиля(наряду с нейтральными) можно отметить лексемы, имеющие специфическую стилистическуюокраску: застрельщик, труженик, посланец, созидание и т.д. Подобные слова впублицистическом стиле носят социально-оценочный характер.
Многочисленны примеры так называемой публицистаческой фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирноенаступление, сокращение вооружений, локальные споры, сила диктата и др.
В рамках этого стиля много таких слов исловосочетаний которые выступают как публицистически окрашенные только впереносном значении. Например, слова шаги, сигнал, стряпня, школа, пакет впрямом значении (тихие шаги, сигнал тревоги, домашняя стряпня, знание школы,пакет молока) не имеют публицистической окраски. В переносном же (практическиешаги, сигнал с предприятия, националистическая стряпня, школа выживания, пакетмирных предложении) они эту окраску приобретают. В прямом значениисловосочетания цепной пес, пиратские действия, получить нокаут не являютсяфразеологизмами. Употребленные в переносном значении, они представляют собойтипичные примеры публицистической фразеологии.
В переносном значении в публицистике широкоиспользуются термины из области науки: атмосфера (атмосфера доверия), уровень(переговоры на уровне послов), позитивный (позитивные результаты); искусства: дуэт(дуэт либералов и консерваторов), спектакль (политический спектакль) и т.д.
Характерной особенностью публицистическиокрашенных слов считается их эмоционально-оценочный, экспрессивный характер,причем эта оценка не индивидуальна, а социальна. С одной стороны, в публицистическомстиле есть слова с положительной оценкой, коннотацией (актив, милосердие,труженик, благосостояние, благотворительность, помыслы, дерзать, воздвигать,.самопожертвование, процветание и под.), с другой — слова и выражения, ] имеющиеотрицательную коннотацию (обывательский, насаждать, вояж, притязания, саботаж ит.п.)
Своеобразным экспрессивным средством публицистическогостиля является употребление в нем (особенно в газетной и журнальнойпублицистике) варваризмов и экзотизмов. Причем процесс проникновения подобныхразрядов слов в печать с каждым годом становится все интенсивнее. Этому естьобъяснения экстралингвистического плана: неуклонное расширение международныхконтактов! Однако у многих лингвистов появились опасения, что в нашупублицистику в русский язык проникают такие иностранные слова, без которых мыможем легко обойтись.
Безусловно, всегда необходимо помнить о том,употреблять иноязычные слова надо с учетом тематик смысловой и эстетическойцелесообразности.
Во всех функциональных стилях обычным является сочетаниестилистически окрашенных элементов с нейтральными, однако происходит это вкаждом стиле по-разному официально-деловом, например, стилистически маркированныеэлементы однородны и определенны: у них книжная и канцелярская окраска. Почти тоже наблюдается и научном стиле (здесь стилистически маркированными считаютсятермины). Совсем иным является сочетание нейтральных и стилистически окрашенныхсредств в публицистическом стиле, где принципиально возможна любаястилистическая окраска, от самой низкой до самой высокой, причем само сочетаниечасто носит нарочитый, конфликтный характер — наблюдается «конфликтэкспрессии и стандарта как общий признак газетных и других публицистическихтекстов» (В.Г. Костомаров). Так, в предложении Речь шла по сути уже не охимии удобрений, а о химии приписок в интересах повышения плодородияпремиальной нивы штамп в интересах повышения резко противопоставляетсясловосочетанию химия приписок, в котором слово химия приобретает просторечныйхарактер. Конечно, такое своеобразное «конфликтное» соотношениеокраски и стандарта, эмоциональности и информативности по-. разномупроявляется в различных публицистических жанрах, однако всегда являетсяконструктивным признаком этого функционального стиля.
На морфологическом уровне публицистическиокрашенных средств сравнительно немного. Здесь, прежде всего, можно отметитьстилистически значимые морфологические формы различных частей речи. Например,для публицистического стиля характерно употребление единственного числасуществительного в значении множественного: русский человек всегда отличалсясвоей понятливостью и выносливостью; это оказалось разорительным длябританского налогоплательщика и под.
5. ОСОБЕННОСТИПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ
Частной особенностью публицистического стиляявляется употребление не считаемых существительных в форме множественного числаразговоры, свободы, настроения, круги, поиски и др. В некоторых жанрахпублицистики употребляются существительные во множественном числе в особомзначении. Например, существительное власти употребляется в значении совокупностьлиц, облеченных высшими полномочиями (городские власти), свободы — со значениемконкретизации (политические свободы).
К числу особенностей публицистического стиляможно отнести и частотность императивных форм глагола. Они являютсястилеобразующей чертой в воззваниях, призывах: Люди планеты, вставайте, смелоидите вперед Утверждайте социальную справедливость.
Повелительное наклонение глагола используется икак средство активизации внимания собеседника: посмотрите давайте подумаем, непрозевайте и др.
Встречаются в публицистическом стиле, хотя иредкое, риторически-возвышенные формы существительных 3-го склонения единственногочисла в творительном падеже: властью, жизнью, кровью и под. (ср.: властью,жизиыот кровью). Публицистически окрашенными считаются и причастные образованияна –омый (ведомый, влекомый, несомый и под.)
 
6. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИ
Морфологические особенности публицистическогостиля лежат в сфере статистических закономерностей, т.е. существуютопределенные формы, которые чаще используются именно в этом стиле и поэтомустановятся его «морфологической особенностью». Исследованиечастотности употребления глагольных временных форм показывает, чтопублицистического стиля характерно настоящее и прошедшее время. Причем поупотреблению форм настоящем времени данный стиль занимает среднее положениемежду научным и официально-деловым. Очевидно, это объясняется тем, что впублицистике подчеркивается «сиюминутный; характер описываемых событий,поэтому и используется настоящее время: 3 апреля начинается визит МинскПремьер-министра Республики Польша; Через две недели открывается концертныйсезон; Писатель Виктор Астафьев не любит шумных городов и живет затворником вродном селе Овсянка под Красноярском (и газет).
Форма прошедшего времени здесь более частотна посравнению с официально-деловой и научной речью и мене частотна, чем в языкехудожественной литературы: С большим успехом завершился нынешний театральный сезон в Дрезденской государственной опере.
В публицистическом стиле самыми частотными оказываютсяотрицательные частицы не и ни, частица же в усилительной функции,, разговорныечастицы ведь, вот, даже лишь и др. Поскольку публицистический стиль в целом отличаетсяобилием отвлеченных понятий и положений, I нем возрастает»нагрузка" производных предлогов как более «конкретных» (посравнению с непроизводными), а главное — однозначных показателей тех или иныхотношении: б области, в сторону, на основе и др.
7. СИНТАКСИЧЕЧКИЕОСОБЕННОСТИ
Публицистический стиль отмечен рядомсинтаксических особенностей. В нем много экспрессивных конструкций,отсутствующих в официально-деловой речи и крайне редких научной. Например,риторические вопросы: В эту реши тельную мину ту- выдержит ли, выдюжит лирусская рука? (Л. Леонов); Много ли надо, чтобы увидеть небо в алмазах? (С.Кондратов), вопросно-ответная форма изложения — действенная форма оживленияречи, своеобразны! «диалог с адресатом»: Разве Пушкин объяснялся безконца* любви к народу? Нет, он писал для народа (Р. Гамзатов)! повторы (или такназываемый ложный плеоназм): Побеждают те, кто идет вперед, к расцвету иизобилию, побеждают те, кто ясно видит будущий день истории; побеждает«давление жизни» (А.Н. Толстой), восклицательный предложения:- Что выделаете! Ведь вы плодите убийц! Ведь вот перед вами классический образец вашегособственного чудовищного рукоделъя\ (С. Кондратов). Кроме того, впублицистической речи часто можно встретить раз! личного рода расчленениятекста, т.е. такие конструкция когда какая-нибудь структурная часть, будучисвязана по смыслу с основным текстом, вычленяется — позиционно и интонационно-и располагается либо в препозиции (сегментация), либо в постпозиции(парцелляция Земельная реформа- -какова 'ее цель?; Новые портят фракции парламентаи Советы- кто из них сегодня сможет осуществлять власть таким образом, чтобы отбыла не декорацией и не декларацией, а реально влияла т улучшение нашей жизни?;На сегодняшний день в стране сложилась ситуация, когда нет такого товара,которая не был бы в дефиците. Что привело к этому? Где выход?; Человек всегдабыл красив, если его имя звучало гордо. Когда был бойцом. Когда былоткрывателем. Когда дерзал. Когда не пасовал перед трудностями и не падал наколени перед бедой (из газет).
Дня публицистического стиля (в отличие отнаучного официально-делового) характерно частое использованием инверсивногопорядка слов. Здесь активно применяется актуализация логически значимых членовпредложения: Новые формы хозяйствования предложили архангельские предпринимателисовместно с руководством управления исправительно- трудовых учреждений.Исключения составляли предприятия добывающей промышленности; Прибывшие наканунепосевной несколько вагонов с удобрениями белорусских химиков сельчане вынужденыбыли в спешном порядке отправить назад — в Солигорск; После прекращения военныхдействий в иракской столице обстановка постепенно нормализуется; Воюет армия сприродой (из газет),
В стилистической системе современного русскогоязыка публицистический стиль занимает промежуточное положение междуразговорным, с одной стороны, и официально-деловым и научным -с другой.
8. ЖАНРЫСТИЛЯ
 
Жанрыпублицистического стиля – определенные «относительно устойчивые, тематические,композиционные и стилистические типы произведений» (М.М.Бахтин),функционирующие в средствах массовой информации. Обычно выделяют три группыжанров: информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет); аналитические(беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение) ихудожественно-публицистический (эссе, очерк, фельетон, памфлет). Вперечисленных жанрах реализуются те черты и признаки, которые заключают в себефункциональный стиль.
Публицистическиетексты выполняют две основные функции: сообщение информации и воздействие намассового адресата. Сложная стилевая картина этого стиля обусловленадвойственностью его функциональной природы. Этим двуединством предопределеносновной стилистический принцип публицистики, который В.Г.Костомаров называетединством, сопряжением экспрессии и стандарта. Первая, информирующая, функцияпроявляется в таких особенностях стиля, как документальность, фактологичность,официальность изложения, объективность, сдержанность. Другой, воздействующей,функцией детерминируется открытая, социальная оценочность и полемичность,простота и доступность изложения. Информационным жанрам в большей степениприсуща функция сообщения, тогда как аналитическим функция воздействия.
Любойфункциональный стиль реально существует лишь как совокупность жанров. Такнаучный стиль – это не что иное, как научная статья, доклад, выступление,монография и т.д. Т.е. жанры научной речи, воплощающие характерные черты языканауки. Художественный стиль – это лирическое стихотворение, поэма, баллада,сонет, новелла, повесть, роман и др. жанры поэзии и прозы. Когда мы говорим огазетно-публицистическом стиле, то также имеем ввиду его жанры – очерк,фельетон, интервью и т.д.

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ композиции научного стиль, проведениенаучной дискуссии позволят закрепить стилевые особенности научной речи иязыковые средства, используемые в ней, а также приобрести навыки публичноговыступления в научной коммуникативной ситуации. Научный стиль – это не чтоиное, как научная статья, доклад, выступление, монография справочные пособия,лекции и т.д. В научном стиле преобладает прямой порядок слов в предложениях,преобладание простых распространённых и сложноподчинённых предложений; широкоеиспользование пассивных, неопределённо-личных, безличных конструкций; вводных,вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов и др.
Основнымприменением научного стиля является письменная речь. В создании научного стиляиспользуются многие языковые особенности, обобщённо-отвлечённый характерлексических и грамматических средств; стилистическая однородность,упорядоченный характер использования языковых средств. Научный стиль в основномупотребляют в форме настоящего времени. Научный текст находиться в постоянном движение,так как он строится так, чтобы отразить развитии научной мысли. Научный стильоказывает сильное и распространенное влияние на весь литературный языкпосредством перехода терминов в повседневный язык. Языковые средства,используемые в нем, нуждаются в точных и строгих понятиях.
В создании объективности и точности официально-деловогостиля используются многие языковые средства, характерные для научного стиля: отказот использования личного местоимения «я» (оно сохраняется в личных документах —заявлении, доверенности, автобиографии, а также в объяснительной и докладнойзаписках); использование главным образом нейтрального порядка слов, отказ отэкспрессивных моделей построения предложения. Сходство проявляется и вповышенной частотности имен существительных, в том числе отглагольных, и вналичии сложных, состоящих из нескольких компонентов словосочетаний (многие изкоторых образуют устойчивые словосочетания, употребляются как штампы), и в«нанизывании родительного падежа», и в пристрастии к производным предлогам(здесь на первый план выходят предлоги, передающие прежде всегопричинно-следственные отношения: в связи, ввиду, по причине и т. д.).
Так же, как научный стиль, официальный тяготеет купотреблению форм настоящего времени, которое здесь предстает в конкретном,историческом значении. За точку отсчета (т. е. настоящее) принимается времясоставления документа, которое фиксируется в нем датой. Это число и есть тотмомент, по отношению к_ которому определяется прошлое и будущее, и,соответственно, получают наполнение глагольные времена.
Если научный текст можно назвать текстомдинамическим, поскольку он строится так, чтобы отразить движение научной мысли,то деловой текст принципиально статичен -он должен зафиксировать определеннуюситуацию, ее сущность, а с этой целью выделить ее компоненты и установить связимежду ними. Строение текста отражает структуру такой ситуации. В тексте,написанном в официально-деловом стиле, — самые объемные предложения, они могутнасчитывать десятки слов. Такая синтаксическая усложненность создается и засчет многокомпонентных словосочетаний, и за счет параллельных конструкций, особеннооднородных рядов.
Большую роль в создании текста играют такиесредства, как абзацирование, рубрикация, выделение ключевых слов т шрифтом текста
 

10. ЛИТЕРАТУРА
1. “Стилистика русского языка.” И.Б. Голуб.Айрис-пресс, 2007-448с.
2. Стилистикаи культуры речи: Учеб. Пособие /Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г.Чечет; Подред. П.П. Шубы.- Мн.: «ТетраСистемс», 2001.- 544с.
3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи.- М., 2002.- стр.227
4. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: В 2 Т. – Т. II.- М., 2002.- С. 199-215.
5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика.- Ростов-на-Дону,1995,- С.524.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Marc Shagall
Реферат Изучение быта и нравов сибирских староверов
Реферат Календарно-тематическое планирование по английскому языку (6 класс)
Реферат Социология как наука, ее место в системе наук об обществе
Реферат Побудова зображень предметів на площині
Реферат Как ездить на автомомобиле
Реферат Первоначальное накопление капитала
Реферат ChinaMao Essay Research Paper The Cultural Revolution
Реферат Выручка от реализации продукции работ и услуг как основной источник денежных средств предприятий
Реферат Методика обучения математике как учебный предмет. Принципы построения курса математики в начальной школе.
Реферат Відповідальність за порушення податкового законодавства
Реферат Татарстан (english)
Реферат Образ Онегина в романе Евгений Онегин
Реферат Роль эмоционального компонента в системе отношений учитель ученик младшие школьники
Реферат Валютный рынок и его институты (Англия)