Курсовая работа по курсуРиторики
Тема: «Правоваякультура выступления»
Содержание
1. Введение
2. Основная часть
2.1 Как установитьконтакт с аудиторией
2.2 Как правильно начатьвыступление
2.3 Способы удержаниявнимания
2.4 Как правильнозавершить выступление
3. Заключение
4. Список использованнойлитературы
Введение
Красноречие — это дар, позволяющий нам овладетьумом и сердцем собеседника, способность втолковать емуили внушить ему все, что нам угодно...
Ж. Лабрюйер (французскийписатель 17 в.)
Хорошая подготовка к выступлению взначительной мере определяет его успех. Многое зависит и от того, в какойконкретной речевой ситуации окажется оратор: те ли слушатели, накоторых он рассчитывал, придут на встречу; в каких условиях придется выступать, прикаких обстоятельствах. Одно дело, еслиоткрываешь семинар, и иные шансы на успех, если слушателей утомилпредыдущий оратор. Важны и размеры зала.Реакция эмоционального заражения быстрее происходит, если слушатели сидят ближе друг к другу. В большом зале связь между сидящими то тут, то тамлюдьми вообще не образуется. Лектор не знает, на кого ориентироваться, и добросовестно подготовленноевыступление может провалиться.Размеры помещения должны соответствоватьчисленности слушателей. А если это не получается, лучше выбратьаудиторию (зал) поменьше.
Необходимо побывать заранее на месте предстоящеговыступления. Попробовать, где лучше расположиться, чтобы видеть всех, сидящих взале, и самому быть видимым отовсюду.
Вданной работе мы рассмотрим, как установить контакт с аудиторией, как правильноначать выступление, выделим способы удержания внимания, выясним, как завершитьвыступление.
2. Основная часть
2.1. Как установитьконтакт с аудиторией
Чтобы почувствовать радость от общения с аудиторией,«встречный ток», удовлетворение от того, что сказанныеслова возымели действие, нужно не только иметь, что сказать, и знать,как строить выступление. Главное — желание общаться со слушателями иуверенность в том, что это получится. Тогда и речь будетдоходчивой, и глаза будут искать ответный отклик в глазах,устремленных навстречу, и доводы найдутся именно те, которые нужны вданный момент. А после выступления наступит ни с чем не сравнимоечувство удовлетворения и окрыленности.
Успех речи во многом зависит от того, удастсяли сразу же найти подход к слушателям, установить с ними контакт.
Чтобы не возник барьер установки, когда предвзятое отношение к выступающему мешает объективно восприниматьего слова, желательно еще до выступления создать у слушателей благоприятное мнение о себе, положительную установку. Если вас некому представить,придется начать выступление ссаморекламы, конечно, без неуместногохвастовства.
Очень важно продумать свой имидж. Внешний вид,манера держаться, интонация первых фраз должны импонироватьсобравшимся. Способствует этому соблюдение такта. В деловом красноречиинеопытный оратор порой начинает выступление решительным,безапелляционным тоном.
Чтобы слушатели воспринимали сказанное,оратор должен установить с ними личностный контакт.
Понимание, доброжелательность, уважительноеотношение вызывают, как правило, ответные чувства.
Если накануне выступления произошло какое-тоиз ряда вон выходящее событие, которое расстроило или, наоборот,возбудило людей, если вы общаетесь с аудиторией в неудачное время,например в конце напряженного рабочего дня, когда все устали, можетвозникнуть барьеротрицательных эмоций. Понимая, что это не исключено, нужно заранееузнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Возможно, вначале придется посвятить несколько слов произошедшему накануне событию,которое произвело такое впечатление,а может быть, поднять настроение собравшихся забавной историей. Во всякомслучае, подходить к своей теме можно лишьпосле того, как у слушателей появилось рабочее настроение.
Теперь уже от предварительной подготовкиоратора будетзависеть, не появятся ли познавательные барьеры, возникнет ли познавательный контакт, при котором только и возможноинтеллектуальное взаимодействие. Одна из причин появленияпознавательного барьера — несоответствие уровня подачи материала уровню подготовленности слушателей. Плохи обе крайности:упрощенное изложение вызываетнедоумение или раздражение, пропадает желание слушать, а слишком сложноеприводит к непониманию и утрате контакта соратором.
Важнейшее условие возникновения познавательногоконтакта –интерес к теме выступления. Интерес неизменновызывает внимание и тем самым – контакт с оратором. Говорят, чтовнимание – ворота познания, а открывает ихключик по имени интерес. Чтобы его пробудить, начинают с продуманного заранеевведения в тему, стараясь установить личностный и эмоциональный контакт с аудиторией.
Задача оратора – внимательно следить за всеми сигналами обратной связи, добиваясь заинтересованности, вопросов, несогласия – только бы не былоравнодушия, скуки. Поэтому ни одно хорошее выступление не воспроизводит подготовленный текст. Онотворится на глазах у слушателей,вместе с ними. Именно ощущение сотворчества,сопереживания и дает высочайшую удовлетворенностьобеим сторонам. Главное требование – развиватьв себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова и манеры постоянно приспосабливаются кслушателям.
2.2Как правильно начать выступление
Обычно у оратора есть возможность оказаться заранее в томместе, где ему предстоит выступать. Прийти заранее важно для того, чтобы оценить состояние слушателей и решить, нужно лииспользовать какой-либо способустановления эмоционального контактас ними или же собравшиеся готовы воспринимать информацию и будут вполне удовлетворены доброжелательной интонацией.
Первая фраза всегда содержит приветствие. Ононе должно быть формальным. Если оратор рад встрече с аудиторией,ему есть что сказать людям, это отразится во взгляде,которым он окинет собравшихся, в улыбке, в приветливойинтонации. А если он не рад, то ему лучше вообще не брать слово.
После начальной паузы и приветствия обычно взале еще есть некоторое напряжение, подобное тому, которое бывает,когда в комнату входит посторонний человек.
«Первые слова лектора, — говорил выдающийсясудебный оратор А.Ф. Кони, — должны быть чрезвычайно просты, доступны,понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание)».
Первые фразы, которые произносит оратор дляпривлечения внимания и установления контакта с аудиторией,называют зачином.
Парадоксальное начало — один из любимыхприемов ораторов. С неожиданного вопроса началсвой рассказ о Голландии ученик Центра делового общения: «Приходилось ли вам когда-нибудь спасаться от акулы? Отправляясьв Голландию, я и думать не мог, чтомне это предстоит...». Зачином можетслужить интригующее описание.
Привлекает внимание ссылка на газетныйматериал или книгу. Например, «Недавно мне посчастливилось прочитатьудивительную книгу...» или «В одном из последних номеров газеты «Аргументы и факты»появилось интересное сообщение...». Хороший вариант зачина – комплимент собравшимся.Для привлечения внимания аудитории можно использовать предмет илинаглядное пособие. Зачином может служить и шутка или остроумное замечание. Беспроигрышныйвариант зачина – обращение к непосредственным интересам слушателей. Всеприведенные варианты зачинов являются примерами так называемого непрямого, или косвенного, начала выступления. Выбор варианта зачина – увлекательная творческая задача. Он должен быть занимательным, соотноситьсяс содержанием речи, а главное –создавать эмоциональный контакт с аудиторией.
Если оратор видит, что аудитория готова его слушать (например, по каким-то причинам давно ждет начала выступления или именно эта тема была заказана и т.п.), можно не применять специальные приемы для привлечения внимания слушателей, а начинать с введения втему. Такое начало выступленияназывается прямым.
2.3Способы удержания внимания
Вступление способно захватить слушателей. Но как этосделать? Прежде всего, сохранению вниманияспособствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). В этом случаеоратор ведет мысль аудитории за собой. Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу котороговозникают вопросы, а ответы на нихрождаются в процессе совместногопоиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей впротивопоставлении.
Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, прикотором в излагаемом материале все времяраскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничегонового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателейощущение досады и раздражения. Поэтомуважнейшее условие поддержаниявнимания к выступлению – его содержательность, то есть новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов,свежие идеи, анализ проблемы.
Изложение должно быть доступным, что вомногом обусловлено,как уже говорилось, культурой речи оратора. Включение терминов, способыопределения понятий продумываются заранее. Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора – меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.
Кроме того, поддерживают вниманиеразнообразные приемы изложения, рассмотренные ранее. Они произносятсяс разной интонацией, и это тоже оживляет речь. Диалогизация речи,вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способныспасти положение, когда аудитория начинаетзасыпать.
Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой,иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызываетнесогласие аудитории (а, следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместес ней приходят к конструктивным выводам. Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события,затрагивающие чувства и интересыаудитории. В зале при этом возникаетзаинтересованная тишина. Не остаютсяравнодушными слушатели и к доверительности,когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями. Разговорная речь обычно сочетается с естественной,непринужденной манерой изложения,которая хорошо действует наслушателей, приглашает к совместному размышлениюи разговору. Манера изложения проявляетсяв позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Экспрессия привлекаетвнимание, делает выступлениезрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Наконец, очень важныубежденность и эмоциональность оратора.
Необходим умеренный темп речи, такой, чтобыслушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваиватьсказанное, записывать, если есть необходимость. В речи обязательныпаузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного,появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание. Оратору, обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам для поддержаниявнимания. Постоянный зрительныйконтакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием.
2.4Как правильно завершить выступление
Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минутураньше, чем позже. Если лектор затягиваетвыступление, слушатели в Италии поглаживают подбородок (выросла борода, пока ты говорил). В Японии есть залы, оборудованныетак, что лектора, превысившего регламент, «увозят» на транспортере вместе стрибуной или опускают под сцену.
В агитационных речах заключение несетбольшую нагрузку. Ведь надо, чтобы слушатели не только осмыслили, нои эмоционально «пережили» сказанное, чтобы это воодушевилоих, подтолкнуло к действиям. Поэтому в убеждающих речах в заключение часто звучитвпечатляющий пример, подтверждающий то, в чем оратор убеждал аудиторию. Вспоминается выступление перед выпускниками школы-интерната известного в республике писателя.Он убеждал молодых людей в том, что каждый из них, проявив волю и настойчивость, сможет найти достойноеместо в обществе. В заключение писатель сообщил, что сам воспитывался в школе-интернате.
Достаточно типично для информационных речейзаключение, в котором подводится итог сказанному. Подготовить заключениенадо заранее, но так как ни одно выступлениене происходит точно так, какпредполагалось, ведь реакцию аудиториив точности предсказать невозможно, то заключение может отличаться от заготовленного. Например, вы хотели закончить яркой цитатой, но чувствуете, чтоона не будет воспринята. Лучшеотказаться от нее и, быть может,ограничиться выводами и пожеланием аудитории.
Главное – заключение должно бытьнепосредственно связано с главной идеей выступления, бытьестественным, подчеркивать связь оратора с аудиторией, быть мажорным,оптимистичным по духу. Пример неудачного окончаниявыступления – неожиданное заявление:«Ну, у меня все!».
Заключение
Хорошиморатором невозможно стать, лишь освоив учебник.
Самообладание,способность к импровизации, умение «читать» состояние слушателей и быстрореагировать на него, искусство отвечать на вопросы – всё это совершенствуетсяот выступления к выступлению.
И помогает в этом доскональный, по возможности объективныйсамоанализ каждого выступления. Его лучше вести в общей тетради, куда следуетзаписывать все выступления.
Анализируя иоценивая свое выступление, следует руководствоваться двумя главными критериями:
1. былали раскрыта тема;
2. каквоспринимали выступление слушатели.
Если ораторвладеет логикой изложения, культурой речи, психологией
общения саудиторией, — ему удается достичь цели.
Список использованной литературы:
1. БаеваО. А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2003.
2. Кони А. Ф. Советы лекторам. Об ораторском искусстве. М., 1973.