АвраменкоОльга, АНФ-03-2(1)
Анализдействующего учебного пособия
Учебно-методическийкомплект для пятого класса школ с углублённым изучением английского языкаавторов Верещагиной И. Н. и Афанасьевой О. В. состоит из учебника, книги длячтения, книги для учителя, рабочей тетради и звукового пособия.
Структура учебника свидетельствует о высокойстепени охвата всех видов речевой деятельности в связи с высоким уровнемвариативности заданий. Учебник состоит из двадцати трёх уроков, а такжеграмматического справочника, англо-русского словаря и таблицы неправильныхглаголов. Каждый урок состоитиз шестичастей: Let Us Review, LetUs Learn, Let Us Read And Learn, Let Us Read, Let Us Talk и Let Us Write.
Такая структураобеспечивает максимальный охват всех видов речевой деятельности, способствуетиспользованию учащимися ресурсов как активного, так и пассивного словарногозапаса и придаёт динамичность учебному процессу.
Упражнения раздела LetUsReview предназначены для повторения изакрепления пройденного материала и могут выполняться как в устной, так и вписьменной форме (по усмотрению учителя).
В разделе LetUsLearn подаётся новый грамматическийматериал, лексический минимум к уроку и соответствующие упражнения на закреплениенового материала, которые также могут быть выполнены как в устной, так и вписьменной форме.
В разделе LetUsReadAndLearn предлагаются стихотворения ипесенки, предназначенные для заучивания наизусть. Запись этих материалов висполнении профессиональных дикторов имеется на кассетах звукового пособия иможет быть использована как для постановки произношения и интонации, так и дляаудирования.
Материалы раздела LetUsRead (тексты и задания к ним) идеальносоответствуют требованиям по достижению всех четырёх целей учебного процесса: практической(формирование и развитие лексических, грамматических и фонетических навыков потеме урока, развитие умений читать, говорить, писать и воспринимать на слух – впроцессе выполнения заданий этого раздела могут быть задействованы все четыревида речевой деятельности), развивающей (развитие произвольной инепроизвольной памяти – при пересказе текста; мышления – при выполнениизаданий, предусматривающих обсуждение прочитанного; внимания – при ответах навопросы; воображения – если требуется придумать продолжение истории; умениялогически оформлять мысли на иностранном языке – при выполнении всехвышеперечисленных заданий; а также имитации, интонационного слуха, фонетическихи фонематических навыков, усидчивости и сообразительности), воспитательная(в зависимости от тематики текста), образовательная (например,обучение работе со словарём, получение новых общих знаний в процессе осмысленияи усвоения содержания текста).
В разделе LetUsTalk предлагаются упражнения наразвитие навыков говорения и умения логически оформлять мысли на иностранномязыке. Задания этого раздела идеально подходят для достижения воспитательнойцели учебного процесса (ставятся проблемные вопросы, затрагиваются спорныетемы, происходит обмен мнениями и делаются выводы на основе аргументированностисуждений участников дискуссии), а также для развития и совершенствованияорфоэпических навыков; активизируются ресурсы пассивного лексического запаса,применяются на практике грамматические знания.
Раздел LetUsWrite полностью посвящён развитиюорфографических навыков и письменной речи. Здесь предлагаются упражнения назакрепление грамматического и лексического материала, которые такжеспособствуют развитию умения осуществлять самоконтроль в процессе самодиктанта(внутреннего проговаривания фиксируемого на бумаге), а также тренируютзрительную и моторную память. Кроме того, представляется, что многократное«прописывание» новых лексических единиц пятиклассниками существенноспособствует эффективному их закреплению и включению в активный словарьучащихся.
В конце каждого урокаучебника предусмотрены задания по аудированию (тексты содержатся в книгедля учителя и на кассетах звукового пособия, задания к ним – в рабочей тетради)и домашнему чтению (тексты и задания к ним содержатся в книге длячтения). Эти виды работы наиболее полно охватывают цели учебного процесса ивиды речевой деятельности.
Учебное пособиечастично соответствует потребностям педагогического процесса: тематикапредлагаемого материала удовлетворяет программным требованиям не в полной мере,что требует привлечения дополнительных учебных материалов (параллельныхучебников, альтернативных учебных пособий и соответствующих дидактическихматериалов), однако учёт закономерностей усвоения знаний произведёнудовлетворительно – путём обеспечения высокого уровня взаимодействия всехкомпонентов УМК (вариативность заданий и, следовательно, видов речевойдеятельности) и применения эффективных методов управления процессом усвоения:своевременного контроля уровня усвоения знаний после выполнения рядаэффективных упражнений на закрепление изученного материала.
Функцияцеленаправленности учебника осуществляется путём ориентации всех предлагаемыхзаданий на достижение основной (практической) цели обучения и целостностиэлементов УМК.
Учебник ориентированна учащихся пятых классов школ с углублённым изучением английского языка. Учёт индивидуальных(аппелирование тематики учебных материалов ко вкусам и интересамсреднестатистического пятиклассника) и возрастных (адекватный уровеньсложности заданий и насыщенности учебного материала, адаптированность егосодержательного компонента для облегчения восприятия десяти - одиннадцатилетними детьми) особенностей осуществлён в полной мере с необходимымупором на потенциальные возможности учащихся, а также с опорой на ихинтеллектуальный уровень и степень обученности. При этом разнообразие приёмовработы и видов учебной деятельности создаёт оптимальные условия длясамостоятельной работы учащихся.
Обеспечение высокогоуровня развития мотивационной сферы процесса обучения осуществляется путёмстимулирования познавательной активности с помощью проблемности изложения иличностной значимости учебного материала. Учёт коммуникативных потребностейучащихся производится путём высокого уровня вариативности учебного материала,актуальности и разнообразия его содержательного компонента, а такжеоптимального баланса упражнений и заданий на развитие коммуникативных навыков вконтексте как диалогической, так и монологической речи.
Масштабноеиспользование средств оформления учебника (красочные иллюстрации, наглядность исодержательность таблиц, богатый иллюстративный материал для развития навыковмонологической речи (описывание картинок), оптимальный для восприятияпятиклассниками тип и размер шрифта) обеспечивает привлекательность имотивационную оснащённость познавательных процессов в ходе изучения английскогоязыка, а наличие твёрдого переплёта учебника гарантирует надёжность идолговечность в эксплуатации.