Реферат
натему:
Серебряныйвек
русскойпоэзии
Творчество В.В.Маяковского
ученика11г класса
МОУССШ №2
ЕрмоленкоДмитрия
План:
I.Характеристикасеребряноговека.
II.Литературныетечения серебряноговека.
1)Символизм.
2)Акмеизм.
3)Футуризм.
III.ТворчествоВ.В.Маяковского.
Характеристикасеребряноговека.
Конец19 — начало 20 в. Ощущениеприближающейсякатастрофы: возмездие запрошлое и надеждана великийперелом виталав воздухе. Времяощущалось какпограничное, когда уходитне только прежнийбыт, отношения, но и сама системадуховных ценностейтребует радикальныхизменений.
ВРоссии возникаетсоциально-политическаянапряженность: всеобщий конфликт, в котором сплелисьзатянувшийсяфеодализм инеспособностьдворянствавыполнять рольорганизатораобщества ивыработатьобщенациональнуюидею, и не желавшаяуступок вековаяненавистьмужика к барину- все это рождалоу интеллигенциичувство приближающихсяпотрясений.И одновременнорезкий всплеск, расцвет культурнойжизни. Особеннодинамично вэто время развиваласьрусская поэзия.Позднее поэзияэтой поры получиланазвание«поэтическогоренессанса»или «серебряноговека». Этословосочетаниепоначалуиспользовалосьдля характеристикивершинныхявлений поэтическойкультуры началаXXвека. Однакопостепеннотермин «серебряныйвек» сталиотносить к тойчасти всейхудожественнойкультуры Россииконца XIX-начала XXвека, котораябыла связанас символизмом, акмеизмом,«неокрестьянской»и частичнофутуристическойлитературы.
Литературныетечения
серебряноговека.
В литературеразвиваетсяновое течение- модернизм. Всвою очередь, оно делитсяна следующиенаправления: символизм, акмеизм, футуризм.Футуристывообще отрицалипрежний мирво имя созданиябудущего; кэтому течениюпринадлежалиМаяковский, Хлебников, Северянин, Гуро, Каменский.
Символисты.
Движениесимволистоввозникло какпротест противоскудениярусской поэзии, как стремлениесказать в нейсвежее слово, вернуть ейжизненную силу.Русской символизмрезко отличалсяот западноговсем своимобликом — духовностью, разнообразиемтворческихединиц, высотойи богатствомсвоих свершений.
Поэтами- символистамибыли — Брюсов, Мережковский, Блок, Бальмонт, Гиппиус, Иванов, Андрей Белый, Балтрушайтис.Их идеологомвыступалД.Мережковский, а учителем — В.Брюсов.
Своивзгляды Мережковскийизложил сначалав докладе (1892), азатем в книге"Опричинах упадкаи о новых теченияхсовременнойрусской литературы"(1893).Этимысли быливызваны ощущениемнеразрешимыхдуховных противоречийвремени. Выходиз создавшейсяситуациипредсказывалсячерез подъёмк «идеальнойчеловеческойкультуре» врезультатеоткрытия божественнойсущности мира.Эту цель должнобыло осуществитьискусство спомощью символов, выливающихсяиз глубин сознанияхудожника.Мережковскийустановил триглавных элементановейшей поэзии:«мистическоесодержание, символы и расштрениехудожественнойвпечатлительности».Свою концепциюон развил впублицистическихсвтатьях итрилогии яркихисторическихроманов «Христоси Антихрист»(1896-1905).
К.Бальмонт отстаивалиное представлениео новой литературев статье «Элементарныеслова о символическойпоэзии»(1900). Главнымздесь сталостремлениек «более утончённымспособам выражениячувсв и мыслей», для того чтобы«огласить»-«какбы против воли»автора – таинственный«говор стихий»Вселенной, мирового хаоса.В художественномтворчествебыла усмотрена«могучая сила, стремящаясяугадать новыесочетаниямыслей, красок, звуков», выразитьэтими средстваминевнятныезатаенныеначала космоса.Столь утончённоемастерствопоявилось вбогатом, подвижом, поэтическоммире самогоБальмонта.
В.Брюсовв статье «Ключитайн»(1904) писал:«Исскуствоесть постижениемира иными, нерассудочнымипутями. Искуството, что в другихобластях мыназываемоткровением».Науке былопротивопоставленоинтуитивноепрозрение вмомент творческоговдохновения.А символизмпонимался как
особаялитературнаяшкола.
А.Белый выдвинулсвой взглядна новую поэзию.В статье «Орелигиозныхпереживаниях»(1903) вдохновитель«младосимволистов»утверждал«взаимноесоприкосновениеискусства ираигии». В болеепоздних воспоминанияхА. Белый чёткоопределилпробуждения«младосимволистов»начала 900-х гг.:«приблизитьсяк мировой душе», передать всубъективнолирическихизданиях Еёголос». Мечтыо грядущемскоро прояснились.
Наполитику (события1905г.)А.Белый отозвалсястатьёй «Лугзелёный», гдегде с опоройна «страшнуюместь» Гоголянарисовалобраз-символ: Россия «спящаякрасавица, которую некогдане разбудятот сна». К мистическомупостижениюдуши родины,«сознаниясовременнойдуши» призывалА.Белый, а своюконцепциюназвал «религиейжизни».
Всесимволическиепрограммывоспринималисьновым словомв эстетике.Однако они былитесно связаныс мировой культурой: немецкойидеалистическойфилософией(И.Кант, А.Шопенгауэр), французкойпоэзией (Ш.Болдер.П.Верпен), с языкомсимволов О.Уальда, М.Метерлинка, позднего Г.Ибсена.
Отечественнаялитературнаяклассика даласимволистамглавное – пониманиечеловека исвоей родины, её культуры.В творчествеXIXв. были обретеныэти священныеценности.
В наследииПушкина символистыувидели слияниес царствомбожественнойгармонии, вместес тем – горькиераздумья орусской истории, судьбе личностив городе Медноговсадника. Великийпоэт притягивалпрозрениямив идеальнойи реальнойсферах жизни.Особой властьюобладала«демоническая»тема в поэзииЛермонтова, влекущая кнебесным иземным тайнам.Магнетизмисходил отгоголевскойконцепцииРоссии в еёнеостановимом движении кгядущему. Двйничествокак мрачныйфеномен человеческогодуха, открытоеЛермонтовым, Гоголем, Достоевским, определилочуть ли не ведущийпоиск поэтоврубежа веков.В филосовско-религиозных откровенияхэтих русскихгениев символистынашли для себяпутеводнуюзвезду. Их жаждеприкосновенияк «тайномутайных» по-иномуотвечали Тючев, Фет, Полонский.Тючевскоепостижениесвязей между«теми» и «этими»мирами, соотношениеразума, веры, интуиции, творчествамногое прояснилов эстетикесимволизма.Фет был дорогобразом художника, покидающего«родные пределы»в стремлениик идеалу преображающемускучную явьнеудержимоймечтой.
Непосредственнымже предтечейсимволистовстал Вл. Соловьёв.В реальнойдействительности, считал он, хаосподавляет «нашулюбовь и недаёт осуществлятьсяеё смыслу».Возрождениевозможно всближении сДушой Мира, вечной женственностью.Именно Онасвязываетприродную жизньс БожественноымБытием, земнуюкрасоту с небеснойистиной. Особаяроль в подъёмек таким высотамотводиласьискусству, поскольку внём «упраздняетсяпротиворечиемежду идеальными чувственным, между душойи вещью».
Акмеисты.
Собственноакмеистическоеобьединениебыло невеликои просуществовалооколо двух лет(1913-1914). Кровные узысоединяли егос «Цехом поэтов», возникшим почтиза два года доакмеическихманифестови возобновлённымпосле революции(1921-1923). Цех сталшколой приобщенияк новейшемуискусству.
В январе1913г. появилисьв журнале «Аполлон»декларацииорганизаторовакмеистическойгруппы Н. Гумилёваи С. Городецкого.В неё вошлитакже Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич идр.
В статье«Наследиесимволизмаи акмеизм»Гумилёв критиковалмистицизмсимволизма, его увлечение«областьюневедомого».Вотличие отпредшественниковвождь акмеистовпровозгласил«самоценностькаждого явления», иначе – значение«всех явлений-братьев».А новому течениюдал два названия-истолкования: акмеизм и адамизм– «мужественнотвёрдый и ясныйвзгляд на жизнь».
Гумилёв, однако, в тойже статье утвердилнеобходимостьдля акмеистов«угадыватьто, что будетследующий часдля нас, длянашего дела, для всего мира».Следовательно, от прозренийневедомогоон не отказывался.Как не отказалискусству вего «мировомзначении облагородитьлюдскую природу»о чём позжеписал в другойработе. Преемственностьмежду программамисимволистови акмеистовбыла явной
Непосредственнымпредтёчейакмеистов сталИннокентийАнненский.«Исток поэзииГумилёва, — писалаАхматова, — нев стихах французкихпарнасцев, какэто принятосчитать, а вАнненском. Яведу своё «начало»то стиховАнненского».Он владелудивительным, притягивающимакмеистов даромхудожественноприобразооватьвпелатления от несовершеннойжизни.
Акмеистыотпочковалисьот символистов.Они отрицалимистическиеустремлениясимволистов.Акмеистыпровозглашаливысокую самоценностьземного, здешнегомира, его красоки форм, звали«возлюбитьземлю», какможно меньшеговорить овечности. Онихотели воспетьземной мир вовсей его множественностии силе, во всейплотской, весомойопределенности.Среди акмеистов- Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Кузьмин, Городецкий.
Футуристы.
Футуристывышли на литературнуюарену несколькораньше акмеистов.Они объявиликлассику и всюстарую литературукак нечто мертвое.«Только мы — лицо нашеговремени», — утверждалиони. Русскиефутуристы — явление самобытное, как смутноепредчувствиевеликих потрясенийи ожиданиеграндиозныхперемен в обществе.Это надо отразитьв новых формах.«Нельзя, — утверждалиони, — ритмысовременногогорода передатьонегинскойстрофой». Футуристывообще отрицалипрежний мирво имя созданиябудущего; кэтому течениюпринадлежалиМаяковский, Хлебников, Северянин, Гуро, Каменский.
В декабре1912 г. в сборнике«Пощёчинаобщественномувкусу» вышлапервая декларацияфутуристов, эпатировавшаячитателя. Онихотели «Сброситьс пароходасовременности»классиковлитературы, выражали«непреодолимуюненависть ксуществовавшемуязыку», называлисебя «лицомвремени», создателяминового «самоценного(самовитого)Слова».
В 1913 г.была конкретизированаэта скандальнаяпрограмма: отрицаниеграмматики, синтаксиса, правописанияродного языка, воспевание«тайны властнойничтожности».
Подлинныеже стремленияфутуристов, т.е. «будетлян», раскрыл В.Маяковский:«стать делателемсобственнойжизни и законодателемдля жизни других».Искусству словабыла сообщенароль преобразователясущего. В определённойсфере — «большогогорода» — приближался«день рождениянового человека».Для чего ипредлагалосьсоответственно«нервной»городскойобстановкеувеличить«словарь новымисловами», передатьтемп уличногодвижения«растрёпаннымсинтаксисом».
Футуристическоедвижение былодовольно широкими разнонаправленным.В 1911 г. возниклагруппа эгофутуристов: И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов и др.С конца 1912 г. сложилосьобьединение«Гилея»(кубофутуристы): В.Маяковскийи Н.Бурлюки, В.Хлебников, В.Каменский.В 1913 г.- «Центрифуга»: Б.Пастернак, Н.Асеев, И.Аксенов.
Всемим свойственнопритяжениек нонсенсамгородскойдействительности, к словотворчеству.Тем не менеефутуристы всвоей поэтическойпрактике вовсене были чуждытрадициямотечественнойпоэзии. Хлебниковво многом опиралсяна опыт древнерусскойлитературы.Каменский — надостиженияНекрасова иКольцова. И.Северянинвысоко чтилА.К.Толстого, А.М.Жемчужниковаи К.Фофанова, Мирру Лохвицкую.Стихи Маяковского, Хлебниковабыли буквально«прошиты»историко-культурнымиреминисценциями.А предтечейкубофутуризмаМаяковскийназвал Чехова-урбаниста.
Творчество
ВладимираВладимировича Маяковского
МАЯКОВСКИЙВладимир Владимирович(родился 7 (19) июля1893, с. Багдади Кутаисскойгубернии — трагическипогиб 14 апреля1930, Москва), русскийпоэт, один изярчайшихпредставителейавангардногоискусства 1910- 1920-х годов. Вдореволюционномтворчествефорсированнаядо крика исповедьпоэта, воспринимающегодействительностькак апокалипсис(трагедия «ВладимирМаяковский»,1914; поэмы «Облаков штанах», 1915;«Флейта-позвоночник»,1916; «Человек»1916-1917).
После1917 г. — сотворениесоциалистическогомифа о миропорядке(пьеса «Мистерия-буфф»,1918; поэмы «150000000»,1921; «ВладимирИльич Ленин»,1924, «Хорошо!»,1927) и трагическинарастающееощущение егопорочности(от стихотворения«Прозаседавшиеся»,1922, до пьесы «Баня»,1929).
В поэме«Во весь голос»(1930) утверждениеискренностисвоего путии надежда бытьпонятым в«коммунистическомдалеке». Реформаторпоэтическогоязыка, оказалбольшое влияниена поэзию 20 века.
Семья.Учеба. Революционнаядеятельность
Родилсяв дворянскойсемье. ОтецМаяковскогослужил лесничимна Кавказе.После его смерти(1906) семья жилав Москве. Маяковскийучился в классическойгимназии вКутаиси (1901-1906), затемв 5-й московскойгимназии (1906-1908), откуда былотчислен занеуплату. Дальнейшееобразование- художественное: обучался вподготовительномклассе Строгановскогоучилища (1908), встудиях художниковС. Ю. Жуковскогои П. И. Келина, в фигурномклассе Училища живописи, ваянияи зодчества(1911- 1914 гг, исключенза участие вскандальных выступленияхфутуристов).
Еще в1905 г. в КутаисиМаяковский принимал участиев гимназическихи студенческихманифестациях, в 1908, вступив вРСДРП, вел пропагандусреди московскихрабочих. Несколькораз подвергалсяарестам, в 1909провел 11 месяцевв Бутырскойтюрьме.
Времязаключенияназывал началом своей стихотворнойдеятельности; написанныестихи у негоперед освобождениембыли отобраны.
Маяковскийи футуризм
В 1911 г.завязываетсядружба Маяковскогос художникоми поэтом Д. Д.Бурлюком, в1912 г. организовавшемлитературно- художественнуюгруппу футуристов«Гилея» (смотриФутуризм). С1912 г. Маяковскийпостояннопринимаетучастие в диспутахо новом искусстве, выставках ивечерах, проводившихсярадикальнымиобъединениямихудожников-авангардистов«Бубновыйвалет» и «Союзмолодежи».
ПоэзияМаяковскоговсегда сохраняласвязь с изобразительнымискусством, прежде всегов самой формезаписи стихов(столбиком, позднее «лесенкой»), которая предполагаладополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимоестихотворнойстраницей.
СтихиМаяковскогобыли впервыеопубликованыв 1912 в альманахегруппы «Гилея»«Пощечинаобщественномувкусу», где былпомещен и манифест, подписанныйМаяковским, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученыхи Бурлюком, внарочито эпатирующейформе заявлявшийо разрыве страдициямирусской классики, необходимостисоздания новогоязыка литературы, соответствующегоэпохе.
Воплощениемидей Маяковскогои его единомышленников-футуристово назначениии формах новогоискусства сталапостановкав петербургскомтеатре «Луна-парк»в 1913 его стихотворнойтрагедии «ВладимирМаяковский»(опубликованав 1914). Декорациидля нее изготовилихудожники из«Союза молодежи»П. Н. Филонов иИ. С. Школьник, а сам авторвыступил режиссероми исполнителемглавной роли- поэта, страдающегов отвратительномсовременномгороде, изуродовавшем, растлившемсвоих жителей, которые хотьи избираютпоэта своимкнязем, но неумеют признатьи оценить приносимуюим жертву.
«Творецв горящем гимне».
Поэзия1910-х гг.
В 1913 г. выходиткнига Маяковскогоиз четырехстихотворенийпод названием«Я», его стихипоявляютсяна страницахфутуристскихальманахов(1913-1915 гг «Молококобылиц», «Дохлаялуна», «РыкающийПарнас», начинаютпечататьсяв периодике, издаются поэмы«Облако в штанах»(1915), «Флейта-позвоночник»(1916), «Война и мир»(1917), сборник «Простое, как мычание»(1916).
ПоэзияМаяковскогонаполненабунтом противвсего мироустройства- социальныхконтрастовсовременнойурбанистическойцивилизации, традиционныхвзглядов напрекрасноеи поэзию, представленийо вселенной, рае и Боге.Маяковскийиспользуетвоинственноизломанный, грубый, стилистическисниженный язык, контрастнооттеняющийтрадиционныепоэтическиеобразы, — «любовьна скрипкиложите», «ноктюрн…на флейте водосточныхтруб». Лирическийгерой, эпатирующийобывателярезкостью, ломкой языкаи богохульством(«Арканом внебе поймалибога»), остаетсяромантиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующимценность «мельчайшейпылинки живого».
СтихиМаяковского1910-х годов былиориентированына воспроизведениев устной форме- с эстрады, навечерах, диспутах(сборник «Дляголоса», 1923; вжурналах, газетахи книжных изданияхстихи частопоявлялисьв исковерканномцензурой виде).Для восприятияна слух какнельзя лучшеподходили ихкороткие рубленыестроки, «рваный»синтаксис,«разговорность»и нарочитофамильярная(«панибратская»)интонация: «…Вам ли, любящимбаб да блюда, жизнь отдаватьв угоду?».
В сочетаниис высоким ростом(«здоровенный, с шагом саженным»)и зычным голосомМаяковскоговсе это создавалонеповторимыйиндивидуальныйобраз поэта-борца, площадногомитинговогооратора, защитника«безъязыкойулицы» в «адищегорода», словакоторого немогут бытькрасивы, они- «судороги, слипшиесякомом».
«Любовь- это сердцевсего»
Уже вранних бунтарскихстихах и поэмахМаяковскогозначительноеместо занимаетлюбовная лирическаятема: «Любовьмою, как апостолво время оно, по тысяче тысячразнесу дорог».Любовь «вымучиваетдушу» страдающего, одинокогопоэта.
В 1915 Маяковскийпознакомилсяс Лилей Брик, которая занялацентральноеместо в егожизни. Из своихотношенийпоэт-футуристи его возлюбленнаястремилисьпостроитьмодель новойсемьи, свободнойот ревности, предрассудков, традиционныхпринциповотношенийженщины и мужчиныв «буржуазном»обществе. Сименем Бриксвязаны многиепроизведенияпоэта, интимнаяинтонацияокрашиваетобращенныек ней письмаМаяковского.Заявляя в 1920-егоды, что «теперьне время любовныхляс», поэт темне менее сохраняетверность темелюбви (лирическиестихотворения, поэма «Проэто», 1923), котораядостигаеттрагическинадрывногозвучания впоследнихстроках Маяковского- в неоконченномвступлениик поэме «Вовесь голос»(1930).
«Я хочубыть понят моейстраной»
Революциябыла принятаМаяковскимкак осуществлениевозмездия завсех оскорбленныхв прежнем мире, как путь к земномураю.
Позициюфутуристовв искусствеМаяковскийутверждаеткак прямуюаналогию теориии практикибольшевикови пролетариатав истории иполитике. Маяковскийорганизуетв 1918 группу «Комфут»(коммунистическийфутуризм), деятельноучаствует вгазете
«Искусствокоммуны», в1923 создает «Левыйфронт искусств»(ЛЕФ), куда вошлиего единомышленники- писатели ихудожники, издает журналы«ЛЕФ» (1923-1925) и «НовыйЛЕФ» (1927-1928). Стремясьиспользоватьвсе художественныесредства дляподдержкинового государства, пропагандыновых ценностей, Маяковскийпишет злободневнуюсатиру, стихии частушки дляагитационныхплакатов («ОкнаРОСТА», 1918-1921).
Грубость, четкость, прямолинейностьего поэтическогостиля, умениепревращатьэлементы оформлениякнижной и журнальнойстраницы вэффективныевыразительныесредства поэзии- все это обеспечивалоуспех «звонкойсиле поэта», целиком отданнойна службу интересам«атакующегокласса». Воплощениемпозиции Маяковскогоэтих лет сталиего поэмы «150000 000» (1921), «ВладимирИльич Ленин»(1924), «Хорошо!»(1927).
«ОкнаРОСТА»
К концу1920-х годов у Маяковскогонарастаетощущениенесоответствияполитическойи социальнойреальностивдохновлявшимего с отроческихлет высокимидеалам революции, в соответствиис которыми онстроил всю своюжизнь — от одеждыи походки долюбви и творчества.Комедии «Клоп»(1928) и «Баня» (1929)представляютсобой сатиру(с элементамиантиутопии)на обуржуазившеесяобщество, забывшеео тех революционныхценностях, радикоторых создавалось.
Внутреннийконфликт сокружающейдействительностьюнаступавшего«бронзового»советскоговека несомненнооказался средиважнейшихстимулов, подтолкнувшихпоэта к последнемубунту противзаконов мироустройства- самоубийству.
Использованнаялитература:
А.Ахматова «статьяА. И. Кирпичниковаиз «Энциклопедическогословаря Брокгаузаи Ефрона»
М.А.Бойцов
Р.М.Шукуров«справочникрусской литературы»
Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов«Русская литератураXXвека»
Н.И Харджиев, В.В. Тренин«Поэтическаякультура Маяковского1970»
КатанянВ.Маяковский:«Хроника эжизни и деятельности1985»
Б.Янгфельдт, К.М.Поливанов«Любовь – этосердце всего: В.В.Маяковскийи Л.Ю.Брик: «переписка1915-1930