Реферат по предмету "Мировая экономика"


Анализ производственнохозяйственной деятельности и эффективности использования оборотных средств

БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТИНФОРМАТИКИИ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедраменеджмента

РЕФЕРАТ
Натему:
«Анализпроизводственно-хозяйственнойдеятельностии эффективностииспользованияоборотныхсредств на ОАО«Мотовело»»

МИНСК,2009
Общаяхарактеристикапредприятия

Открытоеакционерноеобщество «Мотовело»создано в процессереформированияформ собственностина базе Минскогомотоциклетногои велосипедногозавода, основанногов 1945 году. Это одиниз крупнейшихпроизводителеймотоциклови велосипедовна территорииСНГ.
Обществоявляется коммерческойорганизацией– юридическимлицом и осуществляетсвою деятельностьв соответствиис действующимзаконодательствомРеспубликиБеларусь, нормамимеждународногоправа и Уставом.
Обществообладает обособленнымимуществом, действует напринципаххозяйственногорасчета, имеетсамостоятельныйбаланс, расчетныйи иные счетав рублях ииностраннойвалюте в учрежденияхбанков. Обществовправе от своегоимени заключатьдоговоры, приобретатьимущественныеи неимущественныеправа и нестиобязанности, быть истцоми ответчикомв судах.
Юридическийадрес: 220765, г. Минск, Партизанскийпр. 8.
Формасобственности– частная.
По состояниюна 01.07.2008 г. уставныйфонд Обществасоставлял 874050 тыс. р., которыйразделён 87 405простых (обыкновенных)именных акций, номинальнойстоимостью10 000 рублей каждая.
ОАО «Мотовело»имеет необходимуюпроизводственнуюи социальнуюинфраструктуру, у предприятияудобное, сподъезднымипутями месторасположение.Многолетняяуспешная работа, выпуск надежныхвысококачественныхмотоциклови велосипедов, эффективныйменеджментформируютположительныйимидж предприятияне только натерриторииРеспубликиБеларусь, нои за её пределами.
Предприятиеобладает достаточнымуровнем техническогои технологическогооснащения, высококвалифицированнымперсоналом, высокой культуройпроизводстваи организациитруда, которыепозволяютвыпускатьмотоциклы ивелосипедыв различномисполнениии модификацийв зависимостиот конъюнктурырынка.
По состояниюна 31 октября2008 г. на предприятииработало 4637 чел., в том числерабочих – 3633 чел.(78,3% от общегоколичества), руководителей– 372 (8,0%), специалистови прочих служащих– 632 (13,7%). Организационнаяструктурауправленияпредприятиемпредставленав прил. 2.
ОАО «Мотовело»представляетсобой совокупностьструктурныхподразделений, осуществляющихсвою деятельностьв соответствиис законом РБ«О предприятиях», Уставом ОАО«Мотовело»на принципахвнутрихозяйственногорасчета.
ОАО «Мотовело»возглавляетсягенеральнымдиректором.
В АО созданнаблюдательныйсовет. Основноепроизводственноезвено включаетв себя технические, производственные, вспомогательные, экономическиеи коммерческиеслужбы.
Техническийдиректор осуществляеторганизациютехническогоразвития предприятия, обеспечиваетсовершенствованиеработы техническихслужб.
Заместительгенеральногодиректора попроизводствуобеспечиваетсвоевременныйвыпуск качественнойпродукцииподразделениями, находящимисяв его непосредственномподчинении.
Заместительгенеральногодиректора поэкономике ифинансам осуществляетруководствоорганизациейи совершенствованиемэкономическойдеятельностипредприятия, направленнойна достижениенаибольшихрезультатовпри наименьшихзатратахматериальных, трудовых ифинансовыхресурсов, повышениеэффективностипроизводства.
Заместительгенеральногодиректора поматериально-техническомуснабжениюосуществляетруководствоматериально-техническимснабжением, внешней кооперациейи транспортнымобслуживаниемпредприятия, контроль засвоевременным, равномернымобеспечениемпотребностипредприятияметаллом, материалами, комплектующимиизделиями, получаемымипо кооперации.
Заместительгенеральногодиректора повнешнеэкономическимсвязям, маркетингуи отгрузкепродукциикоординируетработу по реализациипродукции, изучению рынковсбыта, внешнеэкономическойдеятельностипредприятия.
На балансепредприятиянаходятсяобъекты социально-бытовогоназначения: детские дошкольныеучреждения, столовая, детскийоздоровительныйлагерь, общежитие.
ОАО «Мотовело»внесено вгосударственныйреестр предприятий, осуществляющиххозяйственнуюдеятельность, и в реестр участниковвнешнеэкономическихсвязей.
В соответствиис Уставомпредприятия, перечень видовэкономическойдеятельностипо Классификатору«Виды экономическойдеятельности»ОКРБ 005–96, состоитиз 204 наименований.
Основныеиз этих видовдеятельностипредприятиягруппируютсяпо следующимнаправлениям:
– производствои сбыт на внутреннеми внешних рынкахмотоциклови велосипедов, запасных частейк ним, комплектующихизделий;
– производствои сбыт товаровнародногопотребления;
– оказаниеплатных услугнаселению;
– фирменнаяторговля;
– производствосельскохозяйственнойпродукции;
– организациясервисногообслуживанияпродукциипредприятия;
– выполнениестроительныхи ремонтно-строительныхработ и др.
Обществов установленномзаконодательствомРеспубликиБеларусь, порядкеучаствует вовнешнеэкономическойдеятельностии осуществляетразличныеэкспортно-импортныеоперации, включаятоварообменные.
На видыдеятельности, подлежащиелицензированию, в установленномзаконодательствомпорядке, полученылицензии.
ЦельюдеятельностиОАО «Мотовело»является производствои реализацияконкурентоспособнойпродукции всоответствиис потребностямирынка, повышениеее качестваи расширениеноменклатурыдля полученияприбыли, удовлетворениясоциальныхи экономическихинтересовакционерови трудовогоколлективаОбщества.
ОАО «Мотовело»– крупнейшеепредприятиеСНГ по выпускумотоциклови велосипедов.Более чем 50 летнийопыт конструированияи производствамотоциклови велосипедов– гарантия ихкачества ивысокой надежности.Продукцияпредприятияпоставляетсяво многие страныЕвропы, Азии, Африки, Америки.
Неприхотливыев эксплуатации, дешевые мотоциклыОАО «Мотовело»известны своейэкономичностьюи надежностью.Они имеют максимальнопростую конструкцию, не нуждаютсяв сложном ежедневномобслуживании.
ВелосипедыОАО «Мотовело»отличаютсянадежностью, хорошимикачественнымихарактеристиками, невысокойценой, широкимассортиментоммоделей.
В настоящеевремя ОАО «Мотовело»выпускаетлегкие дорожныемотоциклыкласса 125 см3ММВЗ 3.11212, ММВЗ 3.11214, ММВЗ 3.11215, ММВЗ 3.1131, ММВЗ 3.11311, ММВЗ 3.1135, спортивныймотоцикл длятриала ММВЗ 3.232, грузовую мототележкуС 3.901, широкуюгамму дорожныхвелосипедовмужских и женских, со складнойрамой, для детейи подростков,«горных», спортивно-игровыхВМХ, трехколесныхи т.д. Для болееполного удовлетворенияпотребительскогоспроса каждаямодель велосипедавыпускаетсяв несколькихмодификациях(с тормознойвтулкой типа«Торпедо», сбестормознойодноскоростнойвтулкой, смногоскоростнойбестормознойвтулкой, с различнымивариантамиисполнения, комплектациии окраски).
Жесткаяконкуренцияна рынках сбытатребует новыхподходов вобеспечениикачества продукции.Для поддержанияконкурентоспособностипродукции истабильностиее производствапредприятиепроводит работыпо внедрениюстандартовИСО серии 9000 исертификациисистемы менеджментакачества (СМК).
Для внедрениястандартовИСО серии 9000 напредприятиипроводятсяследующиеработы:
– разработкадокументациисистемы менеджментакачества (Политика, Руководствопо качеству, стандартыпредприятияСМК);
– разработкамодели и описаниепроцессов СМК;
– подготовкапроизводствак сертификацииСМК.
Сертификациясистемы менеджментакачествапредусматриваетследующие этапыработ:
– предварительноеобследование, на которомпринимаетсяокончательноерешение о возможностиподачи заявкина сертификацию;
– предварительнаяоценка системыменеджментакачества, порезультатамкоторой проводитсяанализ заявкии исходнойинформации;
– окончательнаяпроверка иоценка системыменеджментакачества, накоторой проводитсяобследованиепредприятияи анализируютсярезультатыэтого обследования;
– рассмотрениерезультатовпроверки ивыдача сертификатана системуменеджментакачества;
– инспекционныйконтрольсертифицированнойсистемы менеджментакачества, которыйпроводитсяне реже одногораза в год впериод действиясертификата;
– информированиео результатахсертификации;
– рассмотрениеапелляций.
Руководствомпредприятияконтролируютсяпоказателикачества выпускаемойпродукции(прил. 3).
Постановлениемобщего собранияакционеровот 25 марта 2008 г.было приняторешение о недопущенииувеличенияудельного весазатрат на закрытиерекламацийи потерь отбрака в себестоимостипродукции, неболее 0,05% и потерьот брака неболее 0,06%. Удельныйвес затрат назакрытие рекламацийв себестоимости2008 г. составил0,03% против 0,045% в 2007г. Удельный веспотерь от бракаснизился на21% и составил0,06% против 0,076% в 2007г.
В 2008 г.получено рекламацийпо мотоциклам170 шт., против163 шт. в 2007 г., а повелосипедам– 1662 шт., против2370 шт. в 2007 г.
Затратына закрытиерекламацийв 2008 г. составили20,6 млн. рублейили на 18% меньше, чем в прошломгоду.
ПродукцияОАО «Мотовело»имеет сертификатысоответствиятребованиямнациональнойсистемы сертификацииРеспубликиБеларусь исистемы сертификацииГосстандартаРоссии.
Планмероприятийпо совершенствованиюконкурентоспособностипродукции ОАО«Мотовело»включает в свойсостав следующиеработы:
Разработкаи внедрениеновых изделий.
Улучшениевнешнего видаизделий засчет:
– компьютерногодизайна внешнихгеометрическихформ;
– применениякачественныхкрасок и ихсочетаний;
– разработкисовременныхдеколей.
3. Внедрениеплющенных труб.
4. Внедрениеалюминиевыхбужированныхободов.
5. Внедрениетитановых труб.
6. Применениеэлектронныхметодов расчетаузлов с цельюсниженияматериалоемкостис сохранениемпрочности.
7. Комплектациявелосипедовмногоскоростнымитормознымивтулками исистемами.
8. Освоениекачественнойсварки рам ивилок.
9. Проведениеработ по улучшениювиброакустическиххарактеристикмотоцикла.
10. Проведениеработ по снижениюуровня вредныхвыхлопныхвыбросов приэксплуатациимотоциклов.
В период2009–2009 гг. планируетсяразработкаи внедрениеследующихновых изделий:
1. Мотоциклдорожный класса125 см3 с 4 х тактнымдвигателемММВЗ 3.114 (2009 г.).
2. Микромотоциклс двигателем50 см3 «Кадет»(2009, 2008 гг.).
3. Мотоциклспортивныйдля соревнованийпо мотоболуММВЗ 5.234 (2009 г.).
4. Трехколесныймотовездеход«Умка» (2009 г.).
5. Мотовелосипедс двигателем50 см3 (2009–2008 гг.).
6. Трехколеснаясамоходнаятележка с улучшеннымипотребительскимисвойствами(2008 г.).
7. Горныйвелосипедвысокого классас подрессореннымипередним изадним колесами(2008 г.). Велосипеддля подростковс U образнойрамой (2009 г.).
8. Велосипедыдля детей наколесах 12І,16І и 17І(2009–2008 гг.).
9. СанкиС 400 (2009 г.).
10. Кресло-коляскаактивного типаКИ 10 (2009 г.).
11. Тренажердля лыжниковТЛ 2 (2009 г.).
12. Велотренажерсовременногодизайна с ременнойпередачей (2009г.).
По оценкамэкспертовемкость мировогорынка надежных, качественных, привлекательныхмотоцикловвесьма значительнаи превышает20 млн. шт. мотоцикловв год. С 2000 г. ежегодныйприрост производствамотоцикловдостигает 10%.В ближайшембудущем ожидаетсяувеличениеемкости рынка, особенно засчет ростаспроса со стороныпотребителейсо среднимии низкими доходамив странах скризисным ипереходнымсостояниемэкономики. Намировом рынкесоперничаютсвыше 3 тысячпроизводителеймотоциклов.
Для рынкавелосипедов, также как и длярынка мототехникисправедливасегментацияпо социально-экономическому(уровень доходов)и географическомукритериямсегментации.По уровню доходовсегмент индивидуальныхпотребителейможно разделитьна подсегментпотребителейс низким уровнемдоходов (уровеньцен на продукцию50–100 у. е.) и подсегментпотребителейсо средним ивысоким уровнемдоходов (уровеньцен на продукцию100–2000 у. е.). Несмотряна высокоекачество продукцииОАО «Мотовело», известностьторговой марки, в настоящеевремя предприятиюследует ориентироватьсяна продаживелосипедовпотребителямс низким уровнемдоходов с постепеннымпереходом навыпуск велосипедовпрестижногокласса.
Основныерынки сбытавелосипедовОАО «Мотовело»– это страныСНГ. В частности, за 9 месяцев2007 г. на рынокБеларуси былопоставлено367215велосипедовОАО «Мотовело», рынок России– 220422 велосипедов, рынок Украины– 55885 велосипедов.На рынке СНГОАО «Мотовело»является ведущимпо объему выпускаи определяющимуровень цен(прил. 4, 5).
ЕслиЖуковскому, Пензенскому, Харьковскомуи Нижегородскомувелозаводамв совокупностипринадлежит34% рынка велосипедовстран СНГ, тодоля ОАО «Мотовело»составляет32–38%. Еще третьрынка принадлежиткитайским, тайваньским, польским, индийскимпроизводителям.Емкость рынкавелосипедовможно оценитьв размере 2,5–3млн. шт. в год(в 90 е гг. 12–14 млн.штук).
Основнымирегионамипоставок велосипедовОАО «Мотовело»являются Минск, Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Ростов-на-Дону.В качествеконкурентовпо производствумотопродукциирассматриваютсятакие предприятияСНГ как ЗИД(объем двигателявыпускаемыхмотоциклов– 175–200 см3), ДОАО«Ижмаш-Мото»(более 300 см3), ИМЗ (650 см3).
Конкурентыпроизводствамотопродукции.
1. Заводимени Дегтярева(ЗИД). В ассортиментгражданскойпродукцииданного заводавходит минимокик«ЗиД 36 Птаха», мокик «ЗиД 50Пилот», дорожныемотоциклы«Сова 175» и«Сова 200», «ЗиД 200», трехколесныймотоцикл «Фермер», четырехколесныймотоцикл«ЗДК 175–4ШП», мотоблок и рядмотоприставоки мотоплатформ.Значительнаячасть выпускаемойпродукции (80%от общего объема)приходитсяна мокик «ЗиД 50Пилот'', по 8% – на«Сова 175» и«Сова 200».
2. Ижевскиймотоциклетныйзавод. В настоящеевремя ДОАО«Ижмаш-Мото»выпускает 24модели мотоциклов«Иж» различногоспектра применения.Из них:
7 модификациймотоцикла«Планета» и2 модификациимотоцикла«Юпитер» класса350 см3;
на их базепроизводится6 грузовых моделеймотоцикловИЖ 6.920 ГР, 6 – с удлиненныммодулем;
мотоциклкласса чоппер«Иж 6.113–05» Юнкер, вышедший всерию в феврале2006 г.;
мотоциклдля дорожно-патрульнойслужбы (ДПС), разработанныйна базе мотоцикла«Иж 6.113–05». Подавляющаячасть продукциизавода (88%) экспортируетсяза границу.Страны-экспортеры– Иран, Монголия, Турция, Египет.
3. Ирбитскиймотоциклетныйзавод (ИМЗ)представленна рынке подторговой маркой«Урал». Специализируетсяна поставкахмотоцикловдля нужд армиии полиции. Обладаетхорошими рыночнымипозиции в такихстранах дальнегозарубежья какГермания, Голландия, США, Англия, Боливия, Япония.Наиболее известнымимоделями заводаявляются «Урал-Волк»,«Вояж», «Соло-классик»,«Соло», 'Турист»,«Спортсмен».
Конкурентыпроизводствавелопродукции.
1. Жуковскийвелосипедныйзавод. ОсновнымконкурентомОАО «Мотовело»на российскомрынке являетсяЖуковскийвелосипедныйзавод (торговаямарка «Десна»).Указанноепредприятие, также как и ОАО«Мотовело», ориентируетсяна сегментпотребителейс низкими доходамии выпускаетсхожую гаммувелосипедов(складные, дорожные, дамские, подростковые, горные, а такжетрехколесныевелосипедыдля детей ивзрослых). Ксильным сторонамЖуковскогозавода следуетотнести способностьудерживатьболее низкиецены на своюпродукцию, чему минскогомотовелозавода(в среднем на3–5 у. е.). К слабым– более низкоекачество. Темне менее, ужев ближайшембудущем следуетожидать значительноеего улучшениеблагодаряустановлениюпрочных партнерскихотношений спроизводителямивелокомплектующихв Европе и наТайване.
2. АО «Харьковскийвелосипедныйзавод им. Г.И.Петровского».Основным конкурентомна украинскомрынке и третимпо значимостина российскомявляется Харьковскийвелосипедныйзавод. Указанноепредприятиетакже позиционируетсебя как производителянедорогих, нодостаточнонадежных машиннефешенебельногокласса, ориентируясьв первую очередьна потребителяс невысокимуровнем доходов, и, следовательно, является прямымконкурентомОАО «Мотовело».К сильным сторонамХарьковскоговелосипедногозавода следуетотнести наличиеразветвленной, представленнойв большинстверегионов Украинысистемы сбыта, а также болеенизкие ценына внутреннемрынке, нежелиу основногодистрибьютераОАО «Мотовело»– фирмы «Версия»(в среднем на2–3 у. е.). К сильнымсторонам следуеттакже отнестиспособностьобеспечитьпрактическиполный технологическийцикл изготовлениявелоизделийи независимостьот внешнихпоставщиковкомплектующих.К слабым – болеенизкое качествопроизводимойпродукции, чему ОАО «Мотовело».
Для работыи развитияпредприятияв условияхострой конкуренциина внутреннеми внешних рынкахруководствоОАО «Мотовело»придерживаетсяконцепциивыпуска недорогойкачественнойпродукции, доступной длясамых широкихслоев населения.Именно это иследует учитыватьпри продвижениипродукциизавода. Крометого, необходимоиметь в видуширокую известностьпродукциипредприятияи его торговоймарки, выработанныев результатемноголетнейработы.
В рамкахбазовой стратегиинизких издержекследует рассматриватьтакие стратегиипредприятиякак усилениепозиций нарынке мотоциклови велосипедовстран СНГ посредствомразработкиновых изделий, улучшениякачества выпускаемойпродукции, дизайна и внешнейотделки, снижениязатрат посредствомиспользованияновых узлов, деталей и технологий, увеличениедоли ОАО «Мотовело»на рынке мотоцикловВьетнама иИрана, экспансиюна рынки Лаоса, Бирмы, Кампучиии севера Китая, освоение новыхвидов продукциис несезоннымхарактеромспроса.
В качестветактики пореализациипродукции навнутреннеми внешних рынкахмотоциклови велосипедовследует рассматриватьтакие мероприятиякак:
размещениеинформациио продукцииММВЗ в каталогах, справочныхи специализированныхизданиях;
рекламав средствахмассовой информации(телевидение, газеты, журналы, специализированныеиздания и т.д.);
участиев проводимыхвыставках, ярмарках;
организациявело- и мотошоус участиемизвестныхспортсменови популярныхартистов;
проведениемероприятийпаблик рилейшенз, включающихв себя содействиепропагандездоровогообраза жизни, распространениюопыта западноевропейскихстран, где населениев массовомпорядке повседневнои повсеместноиспользуетвелосипеды.
Ценоваяполитика предприятиястроится напринципахконкурентоспособностии безубыточности.Принцип безубыточностипредполагаетустановлениецен на выпускаемуюпродукцию такимобразом, чтобыпокрыть всеиздержки предприятия.
Принципконкурентоспособностипредполагаетустановлениеконкурентоспособныхцен на основеанализа результатовмаркетинговыхисследований.
Отпускныецены на продукциюОАО «Мотовело»формируютсяна основе плановойсебестоимости, всех видовустановленныхналогов и налоговыхплатежей всоответствиис налоговыми бюджетнымзаконодательством, прибыли, необходимойдля воспроизводства, определяемойс учетом качествапродукции(товаров, работ, услуг) и конъюнктурырынка.
--PAGE_BREAK--
Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Мотовело»

В 2008 г. ОАО «Мотовело» выпущено продукции на сумму 79 070 млн. р. без НДС. Объем производства по сравнению с 2007 г. в сопоставимых ценах вырос на 3,7%.
Выпуск мотоциклов в 2008 г. увеличился в 2,1 раза по сравнению с 2007 г. (32830 шт. против 15315 шт. в 2007 г.), а выпуск велосипедов снизился на 12% (782182 шт. против 889050 шт. в 2007 г.) в т.ч. детских (с 14128 шт. до 8948 шт. в 2008 г.).
Среднесуточный выпуск мотоциклов увеличился с 61 шт. в 2007 г. до 130 шт. в 2008 г., а велосипедов упал с 3528 штук в 2007 г. до 2909 шт. в 2008 г.
Удельный вес запасных частей в общем объеме производства остался практически на уровне 2007 г. и составил 2,5%.
В 2008 г. освоено и выпущено 1341 шт. мотоциклов ММВЗ 3.114 с 4 х тактным двигателем. Изготовлено 8 тыс. многоскоростных велосипедов с комплектующими Shimano. Выпущено велосипедов с овальной рамой 17340 шт.
Основные технико–экономические показатели, характеризующие работу ОАО «Мотовело» приведены в прил. 6.
Балансовая стоимость ОПФ на 01.01.2009 г. с учетом переоценки составляет 175823 млн. р.
Анализ состояния основных производственных фондов показал, что на 01.01.2008 г. основные средства по остаточной стоимости стоили 30209 млн. р., а на 01.01.2009 г. 31925 млн. р.
В результате переоценки стоимость основных фондов увеличилась в 1,27 раза и на 01.01.07 составила 40533 млн. р.
На предприятии продолжается процесс «старения» оборудования, в частности 54,1% оборудования используется в производстве свыше 20 лет, а 36,8% – свыше 10 лет (табл. 2.1). Вопрос «старения» оборудования оказывает влияние, как на качество изготовления деталей, так и на выполнение производственных заданий. РМЦ с каждым годом увеличивает количество оборудования, которому произведен капитальный ремонт, но это в конечном счете не решает вопрос по общему состоянию оборудования предприятия. Также негативное влияние на простои оборудования оказывает отсутствие покупных запасных частей для ремонта оборудования.

Таблица 1. Сведения о возрастном составе оборудования на 01.01.2009 г.

Вид оборудования
Кол-во оборудования
в том числе по годам



до 5 лет
от 5
до 10
от 10
до 20
свыше 20 лет
1.
Металлорежущее
1936
72
71
742
1051
2.
Кузнечно–прессовое
475
28
32
136
279
3.
Подъемно–транспортное
301
18
27
123
137

ИТОГО
2712
118
130
997
1467

Высокая степень износа активной части основных фондов свидетельствует о недостаточности капитальных вложений в техническое перевооружение производства.
В 2008 г. выбытие основных фондов (ликвидация) составило 1048 млн. р., в т.ч. оборудование, выведенное из эксплуатации – всего: 24 ед. на сумму 446,9 млн. р.; поступление – 3763 млн. р., в т.ч. введен склад упаковки и хранения готовой продукции (2468 млн. р.), а 1295 млн. р. – оборудование, компьютеры и др.
В 2008 г. было направлено инвестиций в основной капитал на объекты производственного и непроизводственного назначения на сумму 1286,0 млн. р., из них:

на приобретение оборудования –
1066,0 млн. р.
на установку и монтаж оборудования –
119,1 млн. р.
на реконструкцию, строительство и проектирование –
100,9 млн. р.

Инвестиции на приобретение оборудования были использованы на покупку нового оборудования, изготовление нового оборудования собственного станкостроения и модернизацию оборудования эксплуатируемого, а также изготовление нестандартизированного оборудования и распределились следующим образом (табл. 2).

Таблица 2. Инвестиции в техническое перевооружение предприятия
Статья расходов
Сумма, млн. р.

2008 г.
2007 г.
а) приобретено покупного оборудования всего
713,7
1087,0
– покупного технологического – 5 ед.
автоматы – 2 шт.
пресса – 2 шт.
градирня – 1 шт.
159,1
738,3
Транспортного и грузоподъемного оборудования – 12 единиц
(автопогрузчики, электрокары, автомобили, прицеп, тележка, весы крановые, кранбалка)
183,6
151,6
– электросварочного оборудования – 8 ед.
(выпрямители, преобразователи, сварочный аппарат)
56,8
-
– сантехнического оборудования – 21 ед.
(насосы, фильтры, вентиляторы)
81,0
-
– компьютерной техники
184,3
79,7
– прочего оборудования
(бытовая техника, оборудование магазина, столовой)
48,9
-
– изготовлено и модернизировано собственного станкостроения и нестандартизированного оборудования всего:
352,3
323,0
В том числе:


– нового технологического оборудования 25 ед. (станки, автоматы, п/автоматы, пресса, установки)
205,1
208,2
-модернизировано оборудования – 7 ед.
53,9
68,5
– нестандартизированного оборудования -18 ед. (установки, ванны, камеры сушки, печь)
93,3
46,3

Сравнивая цифры видно, что в отчетном 2008 г. наблюдается общее падение вложений инвестиций в основной капитал и, особенно, в основное производство. Вложения в основное производство и вспомогательное в процентном отношении распределились как 48% на 52%. Если вложения инвестиций в оборудование собственного изготовления стабильные, то в покупное технологическое резко сократились, зато возросли в приобретении компьютерной и бытовой техники в 2 раза против 2007 г. и составляют 32,6% от всех вложений в покупное оборудование.
В таком положении инвестиции в основной капитал должны иметь основное направление вложений в техническое перевооружение производства, замену устаревшего оборудования, а не его модернизацию, т.к. выбывшее оборудование превышает поступления.
Согласно Постановления общего собрания акционеров от 25 марта 2008 г. необходимо было разработать мероприятия по эффективному использованию объектов незавершенного строительства. Надо отметить, что в этом вопросе есть наконец таки значительные подвижки в лучшую сторону.
Незавершенное строительство на конец отчетного года (без переоценки) – 863,8 млн. р. / в 2008 г. 3522,9 млн. р.
Снижение стоимости незавершенного строительства на сумму – 2468,2 млн. р. за счет ввода в эксплуатацию склада упаковки и хранения готовой продукции, 1 й очереди производственно-складского корпуса без административно-бытовых помещений. (722 млн. р.).
При том, что предприятие испытывает трудности с деньгами к покупке оборудования необходимо подходить как никогда ответственно с обязательным технико-экономическим обоснованием и утверждением техсоветом предприятия.
Велопродукция ОАО «МОТОВЕЛО» становится все более неконкурентноспособной, как по затратам и цене, так и из-за несовременного дизайна. Резервы достижения рентабельности и прибыли предприятие за счет увеличения цены уже исчерпаны вследствие сложившейся ситуации на рынках продаж. Единственный выход из сложившейся ситуации – снижение затратности производства.
В 2008 г. отгружено мотовелопродукции на сумму 68 793 млн. р., в т.ч.:
в Беларусь – 30 160 млн. р.
в Россию – 14 951 млн. р.
в др. страны СНГ – 5669 млн. р.
в страны дальнего зарубежья – 13 009 млн. р.
Поставка мотоциклов за 2008 г. – 25 996 шт., в т.ч.:
дальнее зарубежье – 22429 шт.,
Беларусь – 1661 шт.,
Россия – 1151 шт.,
другие страны СНГ – 755 шт.
Велосипедов за год поставлено всего – 793 632 шт., в т.ч.:
Беларусь – 498 282 шт.,
Россия – 210 290 шт.,
СНГ – 84 297 шт.,
дальнее зарубежье – 763 шт.
Невостребованность мотоциклов и как следствие, беспрецедентные остатки на складе на конец года более 11 тыс. шт. на сумму примерно 3,3 млн. у.е. – это омертвленные средства, необходимые для нормальной жизнедеятельности предприятия.
Необходимо продолжить продвижение мотоциклов на рынки дальнего зарубежья, с равномерными поставками в течение года, чтобы нивелировать зависимость предприятия от сезонности продаж велосипедов.
В 2008 г. поставка велосипедов по сравнению с предыдущим годом снизилась на 5,2% или на 43 тыс. шт.
Из всего объема реализации велосипедов 793,6 тыс. шт. 505 тыс. (или 64%) отгружено дилерам «Мотовело», 7,5% (58,8 тыс. шт.) реализовано через госторговлю РБ.
Велосипеды также отгружались по бартеру, энергозачету и зачетам за поставленные материалы и комплектующие.
Через фирменные магазины общества «Мотовело» в г. Минске и «Аист» в Могилеве реализовано почти 10 тыс. велосипедов и 328 мотоциклов на сумму 2,2 млрд. р.
Остатки велосипедов на начало года составили 74 тыс. шт., т.е. месячная производственная программа.
Проблема сбыта и планирования продаж по-прежнему остается острой.
Вопрос сбыта продукции – самый больной и насущный для коллектива ОАО «Мотовело». Поэтому отделу внешнеэкономических связей и маркетинга необходимо продолжить работу по поиску новых рынков и потребителей продукции, исходя из приоритета предоплаты денежными средствами.
Производство же должно планировать свою работу, как по количеству, так и по ассортименту согласно заключенным договорам на поставку продукции.
В результате выручка от реализации всей продукции за 2008 г. составила 81,8 млрд. р., в том числе денежные оплаты на расчетный счет и векселя составили 45,8 млрд. р. или 56% от всей выручки.
Взаимозачеты и энергозачеты составили 30,6 млрд. р. или 37,4%.
Согласно Постановлению общего собрания акционеров доля товарообменных операций в объеме реализованной продукции должна быть не более 20%. Фактически по бартеру было реализовано продукции на 5,4 млрд. р., удельный вес его в общей выручке составил 6,6% против 20,5% в 2007 г. (61 тыс. велосипедов против 192 тыс. в прошлом году). При этом доля неденежных расчетов за продукцию в выручке остается достаточно высокой (44%), основной проблемой по снижению этого показателя является низкая обеспеченность оборотными средствами, необходимость своевременного погашения банковских кредитов и обеспечение своевременной выплаты заработной платы.
Одним из основных показателей хозяйственной деятельности является рентабельность выпускаемой продукции. По результатам работы за 2008 г. этот показатель ниже прошлогоднего: рентабельность реализованной продукции составила 2,6% против 9,5% в 2007 г., т.е. в 3,6 раза ниже прошлогоднего.
Несмотря на то, что Общество не получило за 2008 г. прибыли для распределения, общее использование фонда потребления составило 1933 млн. р., в т.ч. коллективное – 1204 млн. р., индивидуальное – 729 млн. р.
Использовано фонда потребления по сравнению с прошлым годом на 607 млн. р. больше или на 45%.
На 01.01.2009 г. остатки неиспользованного фонда потребления составили 1160 млн. р. Кроме этого, за счет льготы, полученной в результате роста объема производства и увеличения суммы начисленного налога на прибыль в 2007 г. по сравнению с 2006 г., в 2008 г. было направлено в фонд потребления 380 млн. р., а за счет начисленного из прибыли фонда накопления направлено в фонд потребления 500 млн. р.
Теперь об использовании фонда потребления.
1) потрачено на погашение штрафных санкций и пени за несвоевременную оплату налогов, таможенных платежей, нарушение стандартов, законодательства о труде – 115 млн. р. Штрафные санкции по проверке Госконтроля за несоблюдение Указа №7 – 14,9 млн. р. Это составило 10,8% от коллективного фонда потребления. Это на 42 млн. р. меньше чем в 2007 г.
2) 21% коллективного фонда потребления ушел на оплату по просроченным кредитам, в т.ч. с курсовой разницей по дооценке сумма составила 256,9 млн. р. Это на 237 млн. р. больше чем было направлено на эти цели в прошлом году.
Направлено на благотворительные цели и шефскую помощь 10,9 млн. р. Списано деталей и комплектующих по приказам и актам – 1,4 млн. р.
Из коллективного фонда потребления использовано на содержание детских дошкольных учреждений 162,7 млн. р., пионерского лагеря – 108 млн. р., ЖКО – 164 млн. р., поликлиники и здравпунктов 88,5 млн. р. 30,5 млн. р. ушло на оплату похоронных принадлежностей согласно колдоговора.
Практически на уровне прошлого года списана просроченная дебиторская задолженность (21,0 млн. р.), взыскать которую не представляется возможным.
В итоге 62% фонда потребления использовано на коллективные нужды.
На индивидуальное потребление ушло 38% фонда потребления или 729 млн. р. против 595 млн. р. в 2007 г.
Проведем оценку структуры баланса и платежеспособности ОАО «Мотовело».

Анализ финансового состояния предприятия

В качестве критерия для оценки удовлетворительности баланса используются следующие показатели: коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными средствами (табл. 3).

Таблица 3. Коэффициенты финансового состояния предприятия
Наименование
показателей
На начало периода 01.01.2008 г.
На конец периода
01.01.2009 г.
Норма коэффи-
циента
Отклонение от нормы
Коэффициент
текущей
ликвидности К1

2,09

1,61

1,7

-0,09
Коэффициент обеспеченности собственными средствами К2

0,51

0,39

0,3

+0,09

Коэффициент текущей ликвидности, характеризующий общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия основных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банка и различных кредиторских задолженностей.
Если на начало 2008 г. коэффициент текущей ликвидности (К1) равнялся 2,09, то на 01.01.2009 г. (К1) упал на 2,3% и при норме коэффициента не менее 1,7 составил 1,61, т.е. опустился ниже нормы на 0,09 пункта.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (К2) характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости, и определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью оборотных средств и нематериальных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов.
На 01.01.2008 г. К2 имел значение 0,51, а на 01.01.2009 г. этот коэффициент снизился на 23,5%, и составил 0,39 при нормативном значение 0,3.

Таблица 4. Анализ структуры пассива баланса предприятия и влияния основных разделов баланса на пополнение его активной части

п/п
Наименование статей баланса предприятия
Показатели структуры пассива в валюте (итоге) баланса


На начало периода 01.01.2008 г.
На конец периода
01.01.2009 г.
Прирост (+)
Снижение (–)


тыс. р.
уд.
вес, %
тыс. р.
уд. вес, %
тыс. р.
уд.
вес, %
1.
Источники собственных средств
44 850 049
78,8
53 444 554
75,0
8 594 505
60,0
2.
Долгосрочные финансовые обязательства
218 944
0,4
90 510
0,1
-128 434
-0,9
3.
Расчеты и прочие пассивы
11 862 507
20,8
17 712 545
24,9
5 850 038
40,9
3.1.
Краткосрочные кредиты банков и различные займы
3 220 967
5,6
6 659 782
9,3
3 438 815
23,9
3.2.
Задолженность предприятия перед предприятиями-кредиторами
4 706 089
8,2
8 124 305
11,5
3 418 816
24,0
3.3.
Задолженность перед бюджетом
1 123 561
2,0
773 069
1,1
-350 492
-2,9
3.4.
Задолженность перед соцстрахом, страховые платежи, внебюджетные фонды
687 923
1,2
782 758
1,1
94 835
0,7
3.5.
Задолженность по оплате труда
950 300
1,7
1 265 489
1,8
315 189
2,2
3.6.
Прочие статьи пассива
1 173 667
2,1
106 542
0,1
-1 067 125
-7,6
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Валюта (итог) баланса
56 931 500
100,0
71 247 609
100,0
14 316 109
100,0

Анализируя показатели структуры пассива баланса предприятия, отмечена по-прежнему высокая доля источников собственных средств (75,0%) за счет уставного фонда, и переоценки основных и оборотных средств на 1.01.2009 г.
Рост задолженности по кредитам, а также задолженность перед предприятиями-поставщиками, в значительной степени повлияли на снижение коэффициента текущей ликвидности, значение которого оказалось ниже нормативного. Это тревожный сигнал, свидетельствующий, что предприятие может встать на путь банкротства.

Таблица 5. Анализ структуры актива баланса предприятия и его основных разделов
№ п/п
Наименование статей баланса предприятия
Показатели структуры актива в валюте (итоге) баланса


На начало периода 01.01.2008 г
На конец периода
01.01.2009 г
Прирост (+)
Снижение (–)


тыс. р.
уд. вес, %
тыс. р.
уд. вес, %
тыс. р.
уд.
вес, %
1.
Долгосрочные активы
34 416 681
60,5
42 633 789
59,9
8 217 108
57,5
1.1
Основные средства
30 209 209
53,1
40 532 966
56,9
10 323 757
74,2
1.2
Долгосрочные финансовые вложения
37 589
0,07
37 592
0,1
3
-
1.3
Незавершенные капитальные вложения
4 169 883
7,3
2 063 231
2,9
-2 106 652
-14,7
1.4
Прочие долгосрочные активы
-
-
-
-
-
-
2.
Нематериальные активы
173 275
0,3
159 219
0,2
-14 056
-0,1
3.
Текущие активы
22 341 544
39,2
28 454 601
39,9
6 113 057
42,6
3.1
Запасы и затраты
20 586 425
36,1
27 349 278
38,4
6 762 853
47,3
3.1.1
Производственные запасы и прочие запасы
9 957 959
17,5
10 647 958
14,9
689 999
4,8
3.1.2
Незавершенное производство
1 813 229
3,2
1 990 398
2,8
177 169
1,2
3.1.3
Расходы будущих периодов
29 710
0,05
30 968
0,1
1 258
-
3.1.4
готовая продукция
7 911 536
13,9
13 340 833
18,7
5 429 297
38,0
3.1.5
товары отгруженные
662 003
1,1
517 601
0,7
-144 402
-1,0
3.1.6
Налоги по приобретенным ценностям
211 988
0,4
821 520
1,2
609 532
4,3
3.2.
Денежные средства, расчеты и прочие активы
1 755 119
3,1
1 105 323
1,5
-649 796
-4,7
3.2.1
Расчеты с дебиторами
1 343 671
2,4
955 493
1,4
388 178
-2,6

за товары, работы, услуги
1 241 520
2,1
917 303
1,3
-324 217
-2,1

прочие дебиторы
102 151
0,2
38 190
0,1
-63 961
-0,4
3.2.2
Краткосрочные финансовые вложения
-
-
-
-
-
-
3.2.3
Денежные средства
315 396
0,5
79 760
0,1
-235 636
-1,8
3.2.4
Прочие оборотные активы
96 052
0,2
70 070
0,17
-25 982
-0,3
3.2.5
Валюта (итог) баланса
56 931 500
100,0
71 247 609
100,0
14 316 109
100,0

Рассмотрев структуру актива баланса, следует отметить рост в 1,3 раза по сравнению с прошлым годом производственных запасов и готовой продукции. Так, на 01.01.2008 г. запасы составляли 20586 млн. рублей, а на 01.01.2009 г. – 27349 млн. рублей.
Рост деловой активности характеризуется не только увеличением объема выпуска товарной продукции и ее реализацией, но и более эффективным использованием финансовых средств.
А показателями использования финансовых средств является коэффициент оборачиваемости оборотных средств, т.е. отношение объема реализованной продукции к текущим активам.
На 1.01.2008 г. коэффициент оборачиваемости

Коб = = 3,11.

Длительность одного оборота составила 116 дня (360: 3,11). Коэффициент оборачиваемости на 01.01.2009 г.
Коб = = 2,88.

Длительность одного оборота составила 125 дней (360: 2,88).
Длительность одного оборота в 2008 году увеличилась на 9 дней к уровню прошлого года. Для более эффективного использования оборотных средств необходимо ускорить их оборачиваемость, так как 4 месяца от производства до продажи нашей продукции – это слишком большой срок, а увеличение оборачиваемости является одним из действенных рычагов эффективного хозяйствования.
На низкую оборачиваемость средств повлиял значительный рост остатков готовой продукции на складе на конец года.
Так, на 1.01.2008 г. остатки готовой продукции составляли по мотоциклам – 4493 шт., по велосипедам – 85614 шт., на общую сумму 8278 млн. рублей, а на 01.01.2009 г. остатки по мотоциклам составили 11327 шт. (выросли в 2,5 раза) и это 35% от всего производства 2008 г., по велосипедам – 74164 шт. (снизились на 13%), на общую сумму 13922 млн. рублей.
Наряду с остатками продукции показателем активной части баланса является дебиторская задолженность – это отгруженная, но неоплаченная покупателями продукция, а также полученные, но не растаможенные материалы. Хотя она по сравнению с 2007 г. сократилась на 27%, 973 млн. р. против 1,34 млрд. р., что является, несомненно, положительным фактом деятельности предприятия.
В составе дебиторской задолженности следует отметить стойких должников, их задолженность тянется с 2006–2007 гг. (табл. 6).

Таблица 6. Состав дебиторской задолженности предприятия по состоянию на 1.01.2009 г.
Код
Наименование
Дата
Сумма, р.
3003890
ТПУП «Минская база» ОПС Минского облпотребсоюза
06.05.2007
1 813 052
3004613
Колхоз «Красное знамя»
26.06.2007
2 848 392
3007945
Борисовский ОРТУП «Коопторг»
25.03.2007
3 232 528
3101049
Минское райпо ф-л «Криница»
23.04.2007
1 194 132
3103439
Ельское предприятие оптово – розничной торговли «Альфа»
15.05.2007
1 997 148
3104259
Лиозненское райпо
27.06.2007
1 160 424
3104328
Оршанское унитарное оптово – розничное пр. райпо
14.06.2006
1 150 228
3105029
Бобруйский военторг 64 «военсерв»
22.03.2006
1 974 312
3105459
Бобруйское ТП «Надежда 92»
21.02.2006
1 898 093
3105487
Кричевское райпо
26.06.2007
3 525 240
3105489
УГКТП «Мониетвторсервис»
14.03.2007
2 889 360
3201010
Молодечненское райпо «Коопторг»
18.05.2007
2 403 660
3231018
Петриковский ф-л оптово–розничной торговли
19.01.2006
5 433 126

Основными неплательщиками являются предприятия торговли РБ, которым предприятие отгружает продукцию с отсрочкой платежа.
Анализ финансового состояния позволяет сделать следующие выводы:
по состоянию на 01.01.2009 г. предприятие характеризуется:
– недостаточной ликвидностью и оборачиваемостью активов;
– удовлетворительной финансовой устойчивостью;
– недостаточной прибыльностью основной производственной деятельности;
– высокой долей неденежных форм расчетов, и, как следствие, недостаточностью уровня поступающих денежных средств на расчетный счет в осенне-зимний период.
– дефицитом оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности;
– критическим наличием изношенных основных средств;
– недостатком капитальных вложений на техническое перевооружение и обновление основных фондов.
Основные показатели финансового состояния свидетельствуют о том, что в течение 2008 года и на 01.01.2009 г. ОАО «Мотовело» – предприятие с удовлетворительной структурой баланса.

Анализ источников формирования и оборачиваемости оборотных средств

Важным направлением анализа хозяйственной деятельности предприятия является изучение источников финансирования текущих активов (оборотных средств, оборотного капитала). Это необходимо для получения ответа на вопрос о рациональности финансирования этих активов, так как оно оказывает прямое влияние на текущее финансовое положение. Используются данные бухгалтерского баланса и предыдущих расчетов, на основании которых составляется табл. 7.
Данные табл. 7 показывают, что за счет собственных оборотных средств на начало года покрывалось 18,3% (10443/56931Ч100%) текущих активов (общей суммы оборотного капитала), на конец года этот показатель составил 15,2% (10810/71248Ч100%). Такое положение сложилось в основном за счет опережения темпов роста общей суммы оборотного капитала над темпами роста собственного оборотного капитала – 225 и 219% соответственно.
Таблица 7. Анализ источников формирования оборотного капитала в 2008 г.
Текущие активы
На начало года, млн. р.
На конец года, млн. р
Изме-нение за отчет-ный
период
Источники покрытия текущих активов
На начало года, млн. р.
На конец года, млн. р.
Изме-нение за отчет-ный
период
1. Запасы и затраты
20 586
27349
+6 763
1. Собственные источники
44 850
53 444
+8 594
1.1. Производ-ственные и прочие запасы
9 958
10648
+690
1.1. Используемые на покрытие основ-ного капитала
34 590
42 793
+8 203
1.2. Незавершенное производство
1 813
1990
+177
1.2. Используемые на покрытие оборотного капитала
10 433
10 810
+377
1.3. Расходы будущих периодов
30
31
+1
2. Краткосрочные финансовые обяза-тельства, всего
11 863
17 713
+5 850
1.4. Готовая продукция
7 912
13341
+5 429
2.1. Краткосрочн. кредиты банков и различные займы
3 221
6 660
+3 439
1.5. Товары отгруженные
662
518
-144
2.2. Кредиторская задолженность и прочие пассивы
8 642
11 052
+2 410
1.6. Налоги по приобретенным ценностям
212
822
+610
3. Всего
22 296
28 523
+6 227
2. Денежные средства, расчеты и прочие активы
1 755
1105
+650




2.1. Расчеты с дебиторами
1 344
955
-389




2.2. Краткосрочные финансовые вложения
-
-
-




2.3. Денежные средства
315
80
+235




2.4. Прочие оборотные активы
96
70
-26




Всего
22 341
28454
+6 113





Поскольку очень большое значение для устойчивости финансового положения имеет наличие собственного оборотного капитала и его изменение, целесообразно изучить образующие его факторы (табл. 8.).
Данные табл. 8. показывают, что среди положительных факторов роста собственного оборотного капитала первое место занимают фонды специального назначения (млн. р.), существенно снизились незавершенные капитальные вложения, за счет чего прирост собственного оборотного капитала увеличился на млн. р. Остальные факторы оказали отрицательное влияние на формирование собственного оборотного капитала. Среди отрицательных факторов первенство принадлежит росту основных средств, причиной которого является переоценка.
В качестве недостающих источников предприятием были привлечены краткосрочные финансовые обязательства – краткосрочные кредиты банков и кредиторская задолженность (в основном поставщикам). Задолженность поставщикам по существу представляет собой коммерческий кредит, по которому не требуется обеспечение и который почти бесплатный. Доля кредиторской задолженности в формировании оборотного капитала составляла: на начало года 15,2% (8642/56931Ч100%), на конец года 15,5% (11052/71248Ч100%). Значительная доля в формировании оборотного капитала принадлежит краткосрочным кредитам банка. На начало года она составляла 5,7% (3221/56931Ч100%), на конец года – 9,3% (6660/71248Ч100%), рост в 1,6 раза.
В течение года ОАО «Мотовело» испытывало необходимость в дополнительных заемных средствах и вынуждено было брать краткосрочные кредиты.

Таблица 8. Анализ факторов, повлиявших на изменение наличия собственного оборотного капитала
Факторы
Расчет влияния факторов, млн. р.
Уровень влияния факторов, млн. р.
1. Изменение собственных источников
53444 – 44850
+8594
1.1. Изменение уставного капитала
874 – 874
-
1.2. Изменение резервного фонда
14 – 145
-131
1.3. Изменение фондов специального назначения
52228 – 42597
+9631
1.4. Изменение резервов предстоящих расходов и платежей
-
-
1.5. Изменение целевого финансирования и поступлений
327 – 690
-363
1.6. Изменение суммы нераспределенной прибыли
-
-
2. Изменение суммы долгосрочных источников заемного капитала
91 – 219
-128
2.1. Изменение суммы долгосрочных кредитов
91 – 91
-
2.2. Изменение суммы долгосрочных займов
0 – 128
-128
3. Изменение перманентного капитала (стр. 1 + стр. 2)
53535 – 44941
+8594
4. Изменение суммы основного капитала
42793 – 34590
-8203
4.1. Изменение основных средств
40533 – 30209
-10324
4.2. Изменение долгосрочно арендуемых основных средств
-
-
4.3. Изменение долгосрочных финансовых вложений
38 – 38
-
4.4. Изменение стоимости оборудования к установке
-
-
4.5. Изменение незавершенных капитальных вложений
2063 – 4170
+2107
4.6. Изменение арендных обязательств к поступлению
-
-
4.7. Изменение расчетов с учредителями
-
-
4.8. Изменение прочих долгосрочных активов
-
-
4.9. Изменение нематериальных активов
159 – 173
+14
Итого
10810 – 10433
+377

В 2007 г. был получен в БелПСБ долгосрочный кредит на 2 года под ОПФ (комплекс автоматизированный специальный для резки заготовок на ножницах гидравлических и пресс кривошипно-коленчатый) в механозаготовительный и прессовый цеха на сумму 90,5 млн. р. со сроком погашения в 2009 г.
Таким образом, если сложить все краткосрочные кредиты и посчитать в рублях, то на 01.01.06 остаток составил 3028 млн. р., получено за год 15381 млн. р., погашено 11675 млн. р., уплатили проценты за пользование кредитом 1096 млн. р., на начало 2009 года остаток непогашенных краткосрочных кредитных средств составил 6644 млн. р.
Помимо этого следует отметить, что предприятие погасило имеющуюся задолженность перед Минфином по кредиту, которая на 1.01.2008 г. составляла 124,5 тыс. евро.
Рассматривая динамику кредитных средств помесячно четко прослеживается взаимосвязь кредитования с сезонностью продаж велопродукции и ростом остатков готовой продукции на складе к концу отчетного года. Так, если в 2007 г. с апреля по июль Общество работало без кредитов, то в 2008 году только 2 месяца (май, июнь) оно не брало кредиты.
При этом в 2008 году сумма полученных ОАО «МОТОВЕЛО» кредитов увеличилась в 2,1 раза, тем самым увеличив кредиторскую задолженность с 4,4 млрд. р. до 11 млрд. р.
Учитывая важность показателей оборачиваемости оборотных средств, целесообразно не ограничиваться только сравнением ее коэффициентов, приведенных выше, но и изучить продолжительность оборачиваемости в днях и факторы ее изменения в сфере производства и обращения. Продолжительность оборота в днях (Од) рассчитывается по формуле:

Од = (С Ч Д) / Р, (1)

где С – средние остатки оборотных средств;
Д – длительность периода (год – 360 дней, квартал – 90 дней);
Р – объем реализации продукции.
Если в расчете по данной формуле использовать вместо среднегодовых остатки оборотных средств на начало и конец изучаемого периода, то это даст возможность более точно определить изменение длительности (в днях) пребывания в обороте авансированных средств в производственные запасы, затраты, дебиторскую задолженность и другие текущие активы.
Показатели продолжительности оборачиваемости в днях могут исчисляться по всем оборотным средствам, группам этих средств, отдельным их видам. На изменение оборачиваемости в днях оказывает воздействие ряд факторов, уровень влияния которых необходимо измерять. Факторный анализ оборачиваемости дает возможность определить, за счет каких именно элементов оборотных активов предприятие может повысить эффективность их использования.
На изменение продолжительности оборота в днях оказывают влияние следующие факторы первого порядка:
– изменение средних остатков;
– изменение объема реализации.
Расчет этих факторов может быть осуществлен с помощью приема последовательного изолирования факторов. Условным показателем (подстановкой) будет продолжительность оборота в днях при средних остатках за отчетный период и объема реализации за предыдущий период.
Как показывают данные таблицы, в отчетном периоде в сравнении с предыдущим оборачиваемость всех оборотных средств и отдельных элементов замедлилась. Основной причиной этого замедления явился рост средних остатков по некоторым видам оборотных средств.
Рост объема реализации в целом оказал положительное влияние на продолжительность оборота, однако его темпы были ниже темпов роста остатков оборотных средств. Если бы темпы роста объема реализации были равны или выше темпов роста средних остатков оборотных средств, то было бы достигнуто общее снижение продолжительности оборота оборотных средств. Определенную роль в росте остатков сыграли инфляционные процессы, но они не являются основной причиной замедления оборачиваемости. Главная причина – рост остатков готовой продукции.
Рассчитаем влияние оборачиваемости на величину занятых в обороте оборотных средств – суммы вовлечения средств в хозяйственный оборот за счет ускорения оборачиваемости или отвлечения средств из хозяйственного оборота за счет замедления оборачиваемости. Эти суммы рассчитывают путем умножения фактического однодневного оборота по реализации на изменение продолжительности одного оборота в днях.
В результате замедления по сравнению с предыдущим годом оборачиваемости всех оборотных средств на 7,67 дня в хозяйственный оборот вовлечено средств на сумму 1467,38 млн. р. (7,67Ч68873/360).
Основными путями ускорения оборачиваемости являются:
экономия элементов оборотных фондов на предприятии
правильная организация работы по материально-техническому обеспечению;
недопущение образования излишних и ненужных запасов;
оптимизация управления запасами с использованием логистического подхода;
сокращение сроков оборачиваемости по всем фазам кругооборота средств.

Литература

1. Ковалева, А.М. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА М, 2002.
2. Крейнина, М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве, торговле. – М.: Экономика, 2008.
3. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. 2 е изд., перераб. и доп. – Минск: ИНФРА М, 2009.
4. Уткин, Э.И. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.