Эпистолярный жанр, жанр письма на Руси оформился еще в XVI веке («Переписка Ивана Грозного с князем Курбским (Серебряным)»). Копия, безусловно, как это доказывают найденные археологами письменные свидетельства, «письмописание», как одно из средств коммуникации, существовало и намного раньше.
С появлением светской литературы жанр этот не утрачивает своей актуальности. И уже не только служит средством общения между людьми, но порой даже вводится на страницы литературного произведения. Появляются повести и романы в письмах, что, конечно, было вызвано стремлением подражать французской литературе, в частности o Руссо (ведь роман «Юлия, или Новая Элоиза» был написан в виде писем). И это нововведение, конечно, помогало как в общей характеристике персонажа, как в раскрытии авторского отношения к нему и всему происходящему, так и развитию действия в общей концепции произведения.
Использует этот прием и Пушкин. Причем в его произведениях письмо, выражение мыслей и чувств на бумаге становится своеобразной проверкой для героя. «Ум» и «сердце», «чувства» и «разум» обязательно соседствуют в письмах пушкинских героев, что позволяет расценивать их с двух этих позиций. Весь роман Пушкина «Капитанская дочка» написан в виде большого письма, послания, «записок» — так определяет их сам Пушкин, — написанных Петром Гриневым и адресованных, возможно, внукам.
Не случайно автор разделяет себя и рассказчика (Гринева), тем самым позволяя и себе сделать заключительную приписку (от издателя). Но начнем не с этого. Как же влияют письма на развитие действия?.. Какова их художественная роль в структуре романа? Итак, с одной стороны, жанр исторического романа определял задачи произведения — полностью раскрыть эпоху, но с другой — само название («Капитанская дочка») обнаруживает еще один план произведения — показать простую человеческую жизнь, понять человека в своем времени, его интимные, духовные и общественные стремления. Причем оба эти «плана» взаимосвязаны, и поэтому можно говорить о нескольких конфликтах в романе: историческом, личном, общественном, психологическом и бытовом. При раскрытии их огромную роль играют письма героев, «вносящие» живую струю в роман.
Так, есть в произведении письма, описывающие исторические события или предвещающие их. Письмо генерала капитану Миронову даже написано подобно исторической записке, как на лексическом так и на стилистическом уровне, и является завязкой исторического конфликта. Само письмо построено как целостное произведение: сначала экспозиция (вводится образ Пугачева — «раскольник», «злодей», «самозванец»), затем динамичная картина его действий, созданная с помощью обилия глагольных форм («собрал», «произвел», «разорил», «учиня», «произведя»), и вывод (приказ отразить, а то и истребить «указанного злодея»). Но это письмо поднимает не только исторические, но. и бытовые и философские вопросы. Так, например, приписка «по секрету» обыгрывается Пушкиным в добром и немного ироничном эпизоде попытки Ивана Кузьмича скрыть положение дел от Василисы Егоровны; употребление же единственного числа по отношению всех действий Пугачева как бы создает образ его одиночества; и именно за этим письмом следует вопрос, поставленный Гриневым, который можно расценивать как риторический: «Как ты думаешь, чем это кончится?»
Есть в произведении упоминание и о другом письме с историческим контекстом (воззвание Пугачева). Противопоставление двух этих посланий дается Пушкиным относительно лексики и интонации, служит для создания характеристик обоим лагерям; это начальная точка сравнения их (особенно эта тема будет развита далее при описании двух советов). Письма Зурина Гриневу, отца Гринева Петруше и Савельичу, оренбургскому генералу раскрывают бытовой и нравственный конфликты. Не случайно при прочтении последнего письма генерал постоянно делает поправки от себя, что создает образ единения написанного и действительного, на страницы романа входит мотив правды жизни, что соответствует идеям реалистического произведения.
Письмо Маши является кульминацией как личного, так и психологического конфликтов (полностью раскрываются характеры Маши, Швабрина и Гринева). В приписке издателя вкратце дается текст еще одного письма (Екатерины II отцу Гринева). Причем в нем поднимается одна из главных проблем всего произведения — согласие ума и сердца. "… похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова", — говорится в нем, и невольно напрашивается сравнение с текстом Грибоедова («Ум с сердцем не в ладу»).
То есть, как уже говорилось, каждый герой расценивается с позиций разума и чувства, но мотив Грибоедова «живой» и «не живой» жизни вводится с помощью писем и их влияния на развитие сюжета и в действие романа (вспомним совет оренбургских чиновников, образы Швабрина и Гринева, да и само противопоставление мира и бунта). Итак, письма помогают раскрытию конфликта. Но это не единственная их роль в произведении.
Большое значение имеют они и в композиции, повороте сюжета, и в раскрытии характера героя. Каждое письмо опровергает намерение или предположение, сделанное раньше, и совершенно неожиданно направляет события в другое русло. Итак, рассмотрим их согласно «хронологии» романа. Все «блестящие надежды» Петруши «рушатся», ибо отец его пишет письмо не князю Б., а старинному своему товарищу, что, в общем-то, и является началом всех событий, произошедших с ним, можно даже сказать, что это и есть завязка всего произведения. Текст письма появляется на страницах романа позже и вновь рушит все надежды Гринева (эпизод с «ежовыми рукавицами»).
Этим постоянным приоритетом воли отца над мечтами сына Пушкин поднимает еще один вечный вопрос русской литературы — проблему «отцов» и «детей», «мудрости и неопытности»… Письмо Зурина Гриневу является своеобразной экспозицией характера Петра Андреевича, ибо заставляет его перейти к решительным мерам («сейчас» или «никогда»). Письма отца Гринева Петру и Савельичу есть развитие любовного и психологического конфликтов, вновь изменяют они привычный ход событий, поворачивают сюжет (открывается невозможность Маши и Гринева быть вместе; раскрываются характеры отца Петра Андреевича, Маши, Петра и Швабрина). С помощью аллитерации звуков [с], [т] и [п] и интонации (обилия восклицательных и вопросительных предложений) Пушкин передает негодование отца. «Сын мой Петр!» — начинается письмо, адресованное Гриневу, и фраза эта, благодаря восклицательному знаку и всему фонетическому составу, звучит как «Сын мой Камень!» (ведь Петр в переводе с греческого — «камень»), и становится ясно, почему Петр Андреевич с первых же строк увидел, что все дело не состоялось. Обращение же к Савельичу еще более сурово. «Стыдно тебе, старый пес!», «пошлю свиней пасти!» — пишет ему отец Гринева. Но все же Пушкин изображает его и как отца заботящегося, как о физическом («Хорошо ли его залечили?»), так и о духовном здоровье («Что из тебя будет?») сына. В ответном письме Савельич пытается вернуть все на прежнее место. «Грамота» его имеет кольцевую композицию (повествование начинается и заканчивается пересказом письма оппонента), что, возможно, символизирует попытку его помирить отца с сыном и «восстановить» ход событий жизни. Но она неумолима, поэтому приходит еще одно, секретное, письмо, меняющее уже не только судьбу Гринева, но и судьбу всех обитателей белогородской крепости.
И вот… в крепости появляется уже знакомый по письму «злодей» Пугачев, который и здесь производит грабежи и убийства и по счастливой случайности спасает Гринева. Но преподнесенный ему Савельичем список «разграбленного добра» и последующий «припадок великодушия» не позволяет расценивать его лишь как тирана и