Реферат по предмету "Иностранные языки"


Жанровое и художественное своеобразие романа Война и мир Система образов

«Каждый исторический факт надо объяснять человечески», — писал Толстой. По жанровой форме «Война и мир» не исторический роман, а… семейная хроника, точно так же, как «Капитанская дочка» — не история пугачевского бунта, а непритязательный рассказ о том, как «Петруша Гринев женился на Маше Мироновой»; так же, как «энциклопедия русской жизни» «Евгений Онегин» — хроника жизни обычного светского молодого человека первой четверти XIX века.
«Война и мир» — хроника жизни нескольких семейств: Болконских, Ростовых, Курагиных; жизни Пьера Безухова — ничем не примечательного рядового дворянина. И в этом подходе к истории есть своя очень глубокая правота. Историческое событие интересно не только само по себе. Оно чем-то подготавливается, формируется, какие-то силы приводят к его реализации — а затем оно длится столько, сколько отражается на истории страны, на судьбах людей. Историю страны можно рассматривать и изучать с различных точек зрения — политической, экономической, научной: издание указов и законов, формирование правительственной линии и противостоящие ей группировки и т. д. Можно изучать ее и иначе: сквозь призму рядовых судеб граждан страны, разделивших со своим народом общую судьбу. Именно такой подход к изучению истории избирает в «Войне и мире» Толстой.
Как известно, писатель учился в Казанском университете. И учился, надо сказать, небрежно, так что брат Сергей Николаевич отзывался о нем в ту пору как о «пустячном малом». Особенно часто пропускал юный Толстой лекции по истории: профессор Иванов указывает на его «совершенную безуспешность в истории» и не допускает к переводным экзаменам (в результате чего, кстати, Толстой перевелся с филологического факультета на юридический, где так же упорно не посещал лекций по истории). Но это свидетельствует не о лени студента Льва Толстого и не об отсутствии у него интереса к истории. Его не устраивала сама система преподавания, отсутствие в ней общей концепции. «История, -говорил он одному из соучеников, — это не что иное, как собрание басен и бесполезных мелочей, пересыпанных массой ненужных цифр и собственных имен...» И в этих словах уже слышен голос будущего автора «Войны и мира».
Толстой выдвигает свою концепцию: истории-науке, оперирующей набором «басен и бесполезных мелочей», он противопоставляет историю-искусство, основанную на философском изучении законов истории средствами художественного творчества. В 70-е годы Толстой так формулировал свое кредо: «История-искусство, как и всякое искусство, идет не вширь, а вглубь, и предмет ее может быть описание жизни всей Европы и описание месяца жизни одного мужика в XVI веке».
«Не вширь, а вглубь…» Толстой говорит в сущности о том, что целью историка должно быть не простое коллекционирование и упорядочение реальных фактов, но их осмысление, их анализ; что умение воссоздать месяц жизни рядового человека даст людям большее понятие о сущности исторического периода и о духе времени, чем труды ученых-историков, знающих наизусть все имена и даты.
При всей новизне формулировки понятия «история-искусство», позиция Толстого органична и традиционна для русской литературы. Достаточно вспомнить, что первый значительный исторический труд «История Государства Российского» создан писателем Н.М. Карамзиным. Кредо Пушкина — «История народа принадлежит поэту», его исторические и историко-поэтические, художественные произведения открыли возможность нового понимания и толкования истории. Гоголевский «Тарас Бульба» — поэтическая картина и художественный анализ одной из важнейших эпох истории Украины… А разве для познания идей и противоречий декабризма «Горе от ума» даст меньше, чем труды академика М.В. Нечкиной?!
Толстой осмыслил, собрал воедино и воплотил в «Войне и мире» стремление русской культуры к «поэтическому проницанию истории» (Одоевский В.Ф. Русские ночи. — Л.: 1975). Он утвердил принципы истории-искусства как магистрального пути развития русской исторической литературы. Они актуальны и сегодня. Вспомним, к примеру, повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — произведение, говорящее о сталинской эпохе так, как удается сказать редкому профессиональному ученому-историку.
История-искусство отличается от истории-науки самим подходом; центральным объектом история-искусство избирает последовательную и целостную картину жизни множества рядовых участников эпохи — они, по мнению Толстого, и определяют характер и ход истории. «Предмет истории есть жизнь народов и человечества». «Движение народов производят не власть, не умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки, но деятельность всех людей, принимающих участие в событии...» Так определено кредо автора во второй части эпилога к «Войне и миру», где Толстой напрямую излагает свои художественно-исторические взгляды, стремясь философски их обосновать и доказать их правомерность.
Сложнейшая художественно-историко-философская ткань романа сплетается из бытописания и исторических картин, из изображения эпохальных событий в жизни народа и кульминационных минут жизни частных лиц — великих и неизвестных, реальных и вымышленных; из речи повествователя и страстных монологов самого автора, как бы вышедшего на авансцену и отстранившего своих героев, остановившего действие романа, чтобы о чем-то наиважнейшем поговорить с читателем, резко оспорить общепринятую точку зрения профессиональных историков, обосновать свои принципы.
Все эти пласты романа, сопряжение масштабности эпопеи с детализацией психологического анализа и с глубиной авторских размышлений делают уникальным жанр «Войны и мира». С. Бочаров отмечал, что в этом романе «принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные и исторические» (Бочаров С. «Война и мир» Л.И. Толстого. // Три шедевра русской классики. М., 1971). Это очень верное замечание. Для Толстого бытовая, частная жизнь и жизнь историческая едины, эти сферы внутренне связаны, взаимообусловлены. То, как поведет себя человек на поле боя, на дипломатической встрече или в любой иной исторический миг, определяется теми же законами, что и его поведение в частной жизни. И истинная ценность человека, в понимании Толстого, зависит не только от его реальных достоинств, но и от его самооценки. Абсолютно прав Е. Маймин, рискнувший выразить эти отношения дробью: действительная ценность человека = достоинства человека/самооценка
Особое достоинство этой формулы в ее подвижности, динамичности: она ярко показывает изменения героев Толстого, их духовный рост или деградацию. Застывшая, неизменная «дробь» свидетельствует о неспособности героя к духовному развитию, об отсутствии у него пути. И здесь мы подходим к одному из важнейших моментов анализа романа. Герои «Войны и мира» делятся на два типа: «герои пути», то есть герои с историей, «с развитием», интересные и важные для автора в их духовном движении, и ''герои вне пути", — остановившиеся в своем внутреннем развитии. Эта довольно простая, на первый взгляд, схема очень усложнена Толстым. Среди героев «без развития» находятся не только символ внутренней пустоты Анатоль Курагин, Элен и Анна Павловна Шерер, но и Кутузов, и Платон Каратаев. А в движении, в духовном развитии героев автор исследует и вечный поиск самосовершенствования, отмечающий путь Пьера, князя Андрея, княжны Марьи, Наташи, и духовный регресс Николая Ростова или Бориса Друбецкого.
Обратимся к системе образов «Войны и мира». Она оказывается очень четкой и подчинена глубокой внутренней логике. Два героя «вне пути» оказываются не только персонажами романа, но и символами, определяющими направленность духовного движения, тяготения остальных героев. Это Кутузов и Наполеон.
Вся глубина понимания исторических процессов, вся полнота знания «последней правды» о России и духовного слияния с русским народом сконцентрированы в образе Кутузова. Это — светлый полюс романа. Образ народного полководца для Толстого во всех отношениях идеален, так что Кутузову уже как бы и некуда развиваться: его духовная задача — постоянно жить на этой высшей точке своего развития, не допустить для себя ни единого эгоистического шага.
Образ Наполеона — темный полюс романа. Холодный эгоизм, ложь, самовлюбленность, готовность ради достижения своих низких целей жертвовать чужими жизнями, даже не считая их,- таковы черты этого героя. Он тоже лишен пути, ибо его образ-предел духовной деградации. Вся дьявольская «наполеоновская идея», с 1805 года занимавшая русское общество, сконцентрирована, всесторонне проанализирована и заклеймена Толстым в образе Наполеона.
И духовный «вектор» героев «Войны и мира» может быть направлен «к Кутузову», то есть к постижению высшей правды, народной идеи развития истории, к самосовершенствованию через самоотречение, или «к Наполеону» — вниз, по наклонной плоскости: путь тех, кто боится постоянной напряженной духовной работы. И путь исканий любимых героев Толстого идет через преодоление в себе «наполеоновских» черт и идей, а путь иных — через их приятие, приобщение к ним. Именно поэтому все герои «без развития», остановившиеся, избравшие легкий путь отказа от духовной работы, объединены «наполеоновскими чертами» и образуют в русском обществе свой особый мир — мир светской черни, символизирующий «наполеоновский полюс» романа.
Образы Кутузова и Наполеона создают не только психологические, но и историко-философские полюса. Осмысливая причины возникновения войн, психологию и идеологию завоевателей, их исторические и нравственные черты, Толстой выявляет тайные механизмы действия законов истории. Он ищет те силы, что противостоят завоевательным амбициям, ищет, как и когда появляется и набирает мощь идея свободы, противостоящая идее порабощения.
Иными словами, Лев Толстой стремится к глубокому философскому осмыслению идеи войны и идеи мира, воплощенных в романе в образах Наполеона и Кутузова. И герои, тяготеющие к Наполеону, наделенные «наполеоновскими» чертами, оказываются в романе как бы «людьми войны», объективно способствующими возникновению войн. Воспринимая войну как нечто не просто тяжелое и страшное, но как событие противоестественное, спровоцированное самыми низменными помыслами и желаниями, Толстой показывает, как проявляются эти помыслы и желания, как развивается эта психология войны в людях, далеких от полей сражений, — в Курагиных, во фрейлине Шерер, в Анне Михайловне Друбецкой, в Берге, в Вере Ростовой...
В образе же военного человека Кутузова воплощена для Толстого сама идея мира — неприятие войны, стремление победить не только французскую армию, но и саму античеловеческую идею завоевания. Список литературы
Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — СПб.: «Лицей», 1999.
Бочаров С. «Война и мир» Л.И. Толстого. // Три шедевра русской классики. М., 1971.
Маймин К.А. Лев Толстой. Путь писателя. — М.: Наука, 1980
Одоевский В.Ф. Русские ночи. — Л.: 1975
Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. — М.-1994.
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике: Сб. статей. — Л.: изд-во Ленинг. ун-та, 1989


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Cатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Фонвизина Недоросль
Реферат Just A Poem Essay Research Paper And
Реферат Деятельность туроператора по организации спортивных туров для занятий непрофессиональным спортом
Реферат «Первые Нижегородские губернаторы»
Реферат Первая демидовская дорога
Реферат Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность
Реферат Куприн "Гранатовый Браслет"
Реферат Мировоззрение слушателей рок-музыки
Реферат Анализ стратегических групп конкурентов в отрасли туризма с использованием модели пяти сил конкуренции
Реферат Arseniev
Реферат Розроблення продукту
Реферат Анализ информационной системы Sage ERP X3
Реферат Использование информатики для решения экономических задач
Реферат Freedom VS Destiny Essay Research Paper Greg
Реферат Строение и функции скелета. Возрастные особенности