Реферат по предмету "Психология"


Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность

Содержание
Введение1. Сущность и понятиечеловека, как социального существа
1.1 Кто такой человек?
1.2 Понятие целостности человеческой личности2. Экология человека имедицина2.1Здоровье человека2.2 Проблемаболезни и здоровья2.3Единство человека и природы3. Эмоции, творчество,работоспособность3.1Эмоции3.2 Творчество3.3 Работоспособность3.4Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности
4. Сознание человека4.1Естественнонаучные данные о мозге человека4.2 Задачимозга4.3 Интеллектличности4.4 Информацияи мозг4.5Исследования в области человеческого мозга
Заключение
Список литературы

Введение
Будучисоциальным существом, человек, его организм не может избежать воздействиясреды, экологических факторов, влияние общепринятых закономерностей. НТП исоциальное развитие привели к качественному изменению содержания процессабиологической адаптации человека к окружающей среде. В прошлом характерпатологии определялся патогенными природными воздействиями, сейчас –воздействиями от преобразованной самим же человеком среды обитания, природы.
На протяжениимноговековой эволюции человек испытывал воздействие таких факторов, как:
·         гипердинамия(максимальная мускульная активность);
·         общеенедоедание (калорийная недостаточность);
·         специфическоенедоедание (недостаточность витаминов, микроэлементов);
Здоровье –это комплексная, интегральная и качественная характеристика организма иличности человека. Здоровье является таким состоянием человека, котороесогласуется с характерными для данного общества идеалами здоровья, развития исовершенствования человека.
Состояниездоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивностьмногообразных жизнепроявлений человека находятся в непосредственной зависимостиот уровня здоровья, его качественной характеристики. Внешний потенциал физической,психической и умственной деятельности служит важнейшим залогом полноценнойжизни человека.
Здоровьевыступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной,полноценной жизни человека и общества.
Творчество –это целеустремленная деятельность человека к познанию того, что еще не открыто,и результатом которой является создание новых материальных и духовныхценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, знаний,умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной,оригинальностью или уникальностью.
Работоспособность– это потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельностьна заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Она зависитот внешних условий деятельности и психофизических ресурсов индивида.
Человек, егоздоровье, эмоции, творчество, работоспособность – все это взаимосвязанныефакторы. Только человек здоровый духовно и физически может творить, изобретать,целиком и полностью отдавать себя работе.
Современноечеловечество представляет собой систему, основанную на все расширяющейсяэксплуатации воды, биогенов, энергии, почвы и других органических ресурсов.
Цельюданной работы является рассмотрение сущности человека с позиции его основныхсоставляющих: здоровья, физиологии, творчества, работоспособности.
Предметкурсовой работы – человек, как социальное существо.
Задачиработы:
1.        Понятиесущности человека и его личности с позиции психологии.
2.        Соотношениечеловека и медицины, факторы, определяющие здоровье человека.3.        Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества,работоспособности.
4.        Естественнонаучныеданные о мозге человека, его интеллекте и пр.

1. Сущность и понятие человека, как социального существа
1.1 Кто такой человек?
Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едванаучился выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Ониздревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемаяпотребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человека. Нелегкопредставить себе, как мучительно долго, через боль и трагедии историипродвигалось человечество к пониманию значительности и значимости своейсущности.
До сих пор, обсуждая проблему уникальности человека, мы пытаемсяотыскать какие-то необычайные качества Адамова потомка (например, разум,сознание, творчество), некую субстанцию, которая принципиально отделяетчеловека от животного мира. Тайну человека, по-видимому, можно раскрыть, еслиобратиться к изначальному противоречию между природностью и социальностьючеловека. Человеческая натура – это не сумма врожденных, биологическизакрепленных убеждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальныхусловий. Это продукт исторической эволюции и определенных природных механизмов.
Практические потребности человека являются главным стимулом егопознания. Результаты мыслительной деятельности человека становятся всеобщимдостоянием через его последующую знаковую или орудийную деятельность, в которыхрезультат деятельности сознания опредмечивается. В исторически многовековомпроцессе осознания мира человеком были выработаны не только членораздельнаяречь, сформулированы законы логического мышления, но и созданы разнообразныеметоды познания, а также произошло обособление различных специфических формпознания, выделение их в отдельные области: культуру, искусство и т.п.
Человек – это мерило всех ценностей, он является узлом всехсвязей. Если же эти связи рвутся, значит, что-то испортилось в мире, надоискать, в чем причина, и пытаться убрать с пути все, что мешает человеку бытьчеловеком. Гармония человеческих отношений важна и необходима каждому из нас. Исилу, и мужество, и мудрость человек приобретает в процессе социального«созревания», используя как свой собственный опыт, так и знания, накопленныеего предшественниками.
Человек изучается многими науками: медициной, химией, биологией,физиологией, филологией, философией и т.д. Человек – творец всего комплексаматериальных и духовных ценностей. На всех этапах общественного развития онодновременно выполняет функции главной производительной силы общества иносителя всех производственных и социальных отношений. Но только в конце XX в.,когда появилась реальная возможность уничтожения человеческой цивилизации,человечество пришло к выводу, что высшей ценностью является человек. Именно отчеловека и его поведения зависит в настоящее время его жизнь и жизнь на Земле.В целом же человек живет ради будущих поколений: все остается людям.
Индивидуумом рождаются. Личностью становятся. Быть личностью – значитиметь активную жизненную позицию, осуществить выбор, возникший в результатевнутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держатьза него ответ перед обществом, в котором человек живет. Быть личностью – означаетосуществлять вклад в общество, в котором живешь и в котором жизненный путьиндивидуальности превращается в историю Родины, сливается с судьбой страны.
1.2 Понятие целостностичеловеческой личности
Человеческая личность целостна. Это отражено даже в самом понятии«индивидуум», что в переводе с латинского означает «неделимый». Смысл этогопонятия со временем менялся. В процессе антропогенеза человек постепенноутрачивал устойчивые связи с природой, свойственные животным. Оставаясь частьюприроды и подчиняясь ее законам, он в то же время выходит за ее пределы,поднимается над ее границами, противостоит ей как осознающий себя субъект.Однако именно разум позволяет ему понять трагизм своего положения,неразрешимость человеческой ситуации. Дисгармония человеческого существованияпорождает потребности, далеко выходящие за пределы животного происхождения:
·         в связи с другими людьми;
·         в самоутверждении;
·         в привязанности;
·         во внутренней целостности;
·         в основе ориентации;
·         в объекте поклонения и т.д. Человеку нужны некие идеальныеобъекты, цель, идея, которыми он мог бы всецело себя посвятить, и в этомбескорыстном служении реализовать свою сущность и обрести полноту бытия.
В мировом сообществе назрел мировоззренческий кризис. По мере тогокак наука все активнее превращалась непосредственно в производительную силу,человек все больше и чаще чувствовал себя повелителем природы, относился к нейкак к средству. Но в азарте погони за тайнами атома, живой клетки, мощностью,скоростью, грузоподъемностью техники как-то выпала из поля зрения простаяистина: за все надо платить. Зловещие черты кризиса начали проявляться тогда,когда интенсивность геологической деятельности стала соизмеряться с динамикойпроцессов, происходящих миллионы лет в биосфере. Это отразилось и на отдельнойличности: перестав осознавать себя целостным микрокосмосом, личностьдеградирует, отчуждается от общества и природы.
Целостность общечеловеческого сознания, целостность восприятиячеловека как составной части единого универсального организма должны стать нетолько предметом осмысления каждого человека, но и мировоззренческой основойкаждого, соединяющей разум и чувства.
Идея целостности должна стать непреодолимой преградой на путисползания к кризису, пронизывая общее и частное, большое и малое, бесконечнуюВселенную и точку пространства.
Проблема целостностного мироздания порождает, по существу,проблему универсального знания, о котором говорил еще Сократ, а впоследствииАристотель: «Знание обо всем имеет тот, кто в наибольшей степени обладаетзнанием общего».

2.Экология человека и медицина2.1 Здоровье человека
Если норма является физиологической мерой здоровья, характеризуеторганизм и его составные компоненты с количественной стороны, то здоровье – этокомплексная, интегральная и качественная характеристика организма и личностичеловека. Здоровье – это состояние максимальной адаптации (биологической исоциальной) человека к окружающей среде. В преамбуле устава Всемирнойорганизации здравоохранения говорится, что здоровье – это состояние полногофизического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствиеболезней или физических дефектов. Здоровье является таким состоянием человека,которое согласуется с характерными для данного общества идеалами здоровья,развития и совершенствования человека.
Человек всегда стремился к укреплению своего здоровья, мечтал обувеличении силы, ловкости, выносливости. Эти чаяния и грезы людей отражены внародном творчестве и мифологии всех времен и народов. Здоровье не существуетсамо по себе, раз и навсегда данное, постоянное и неизменное. Оно нуждается впостоянной и тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
У каждого человека есть свои резервы здоровья. Так, например, учеловека в спокойном состоянии через легкие проходит 5–9 л воздуха вминуту. А у некоторых спортсменов легкие могут пропускать в 30 раз больше. Этои есть резерв организма. Точно так же есть скрытые резервы сердца, почек,печени. То есть здоровье – это количество резервов в организме, это максимальнаяпроизводительность органов при сохранении качественных пределов их функций.
Здоровье обеспечивает стабильную жизнедеятельность организма.Наряду с основными компонентами народного благосостояния, материального идуховного богатства, уровень жизни человека зависит от уровня его здоровья, атакже от масштабов использования резервов его психофизического потенциала.Здоровье индивида и общества всегда выступало одним из важнейших факторов,определяющих статус цивилизации на временном векторе истории человечества.Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающаясамую высокую ступень на иерархической Лестнице ценностей, а также в системетаких степеней бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастьежизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. Взгляд на здоровьекак наивысшее по своему значению жизненное благо имеет тысячелетнюю традицию.Причем по мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественныхпервичных потребностей в пище, жилье и других благах, – относительная ценностьздоровья в глазах человека все более возрастает, и он уделяет ему все большеевнимание.
Значение сохранения здоровья неуклонно возрастет по мере влияниятехнотизированной окружающей среды на человека и его организм. Состояниездоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивностьмногообразных жизнепроявлений человека находятся в непосредственной зависимостиот уровня здоровья, его качественной характеристики. Внешний потенциалфизической, психической и умственной деятельности служит важнейшим залогомполноценной жизни человека. Здоровье выступает в качестве одного из необходимыхи важнейших условий активной, полноценной жизни человека и общества. 2.2 Проблемаболезни и здоровья
Болезнь является вещественной альтернативой нормы и здоровья.Болезнь – это качественно новое состояние организма и личности человека,возникающее в результате воздействия внутренних и внешних патогенных факторов,нарушающих структурно-функциональное состояние организма и проявляющихся внарушении вида специфической деятельности человека.
Если здоровье рассматривать как проявление нормальнойжизнедеятельности организма, которая предоставляет человеку реальнуювозможность полноценно выполнять общественные, трудовые функции, то болезньявляется нарушением нормальной жизнедеятельности организма, ведущим кпонижению, а нередко и к потере приспособительной к окружающей среде функции испособностей организма.
Проблему болезни и здоровья в общебиологическом плане следуетрассматривать в единстве с проблемой сущности жизни и обмена веществ. Здоровьеи болезнь являются специфическими формами проявления жизнедеятельностиорганизма, основным содержанием которого является обмен веществ. Болезньозначает нарушение согласованности течения обменных процессов в целом илинекоторых его видов (белкового, водного, углеводного). Болезнь обычно являетсянарушением многих обменных процессов. Эти нарушения могут быть какколичественными, так и качественными. В свою очередь повышение и понижениеинтенсивности обменных процессов, выходя за рамки нормы, нередко ведут ккачественным сдвигам и изменениям в организме и возникновению того или иногозаболевания.
Современная медицина достигла уровня, когда ставится вопрос о разработкекритериев и прогнозов психического и физического развития человека с учетомвоздействия на него НТП, изменяемой социальной и экологической среды.Научно-технические достижения усиливают возможности направленного воздействиямедицины на развитие человека, способствуя продлению его творческогодолголетия. Увеличение продолжительности жизни должно сопровождаться продлениемтворческого периода деятельности человека.
Пока еще окружающая среда способна восстанавливать равновесие,нарушенное в результате хозяйственной деятельности человека, адаптируясь к этойдеятельности. Однако адаптационные механизмы биосферы оказываются сейчас награни истощения, работают на пределе своих возможностей. На этой основевозникают негативные необратимые сдвиги и изменения, способные пагубно влиятьна жизнедеятельность животного и растительного миров, а также человека.2.3 Единство человека и природы
Лекарства для лечения болезней человек стал применять еще вглубокой древности, когда, подражая животным, отыскивал целебные растения ииспользовал их. К древним временам относятся и попытки систематизироватьлекарственные вещества. Сведения о них мы находим в сочинениях Гиппократа. Вэтот период человек использовал, в основном, средства, содержащиеся вбиологических объектах.
По мере развития науки и техники появилась возможностьсинтезировать различные органические и неорганические препараты. Однако многиеими злоупотребляют. В результате мы все чаще сталкиваемся с людьми, приучившимисебя к постоянному приему лекарств. Многие в этой связи страдают лекарственнымиаллергиями. Широко известны факты, когда многие препараты в момент их выпускасчитались безвредными, а с течением времени выявились их опасные свойства.
Многие лекарственные вещества наряду с полезным действием вызываютвредные побочные эффекты, например, нарушают течение обменных процессов,деятельность различных внутренних органов, эндокринных желез. В результатебесконтрольного применения препаратов у болезнетворных организмов возникают «привыкание»и невосприимчивость к этим лекарствам, а болезнь переходит в хроническую форму.Кроме того, антибиотики замедляют развитие, как вредных микроорганизмов, так иполезных, а в итоге мы имеем трудноизлечимые грибковые заболевания.
Вывод напрашивается сам собой: если и принимать лекарства, тотолько те, которые стимулируют работу самого организма, не вмешиваясь грубо впроцессы жизнедеятельности. Или вообще постараться избегать применения лекарстви перейти к природотерапии.
Природотерапия – это сознательное или стихийное, непреднамеренноеиспользование бальнеологических ресурсов природы: воздуха, воды, солнца,красоты ландшафтов, запахов растений, фитонцидов и т.д. в излечении ипрофилактике болезней.
Человек формировался среди естественной природы и связан с неютысячами нитей. Шум леса, воздух, насыщенный легкими ионами, фитонцидами икислородом, тысячелетиями стимулировали обменные процессы человека. Окружающаянас среда – будь то лес или поле, пахучие травы и цветы, тенистые парки илисолнечные поляны, природные источники и родники, – содержит в себе стольколечебных свойств и факторов, что при умелом подходе их можно применять при всехболезнях и часто даже с большим эффектом, чем широко известные и модныелекарственные препараты.
Благотворное воздействие природы на здоровье человека хорошо былоизвестно и крестьянам, которые широко пользовались природотерапией, Наработающих или отдыхающих на лоне природы бальнеологические факторы действуют вкомплексе и очень эффективно. Крестьяне же постоянно жили среди этих факторовестественной среды, незагрязненной природы восстанавливая силы непосредственнопри общении с природой.
 
3. Эмоции,творчество, работоспособность 3.1 Эмоции
Личность формируется и проявляется во взаимоотношении с окружающейсредой. Особое значение в этой отражательной и познавательной деятельности,регулировании ее поведения занимают эмоции. Это тот внутренний механизм, приучастии которого внешние раздражители превращаются в мотивы; создаютсяоптимальные условия для приспособления организма к окружающей среде инормального функционирования организма, направленного на познание среды и еетворческое преобразование. Вполне правомерно, поэтому утверждение, чтосвоеобразие личности в значительной степени определяется особенностями ееэмоционального реагирования.
Эмоции расцвечивают нашу жизнь, определяя степень активностичеловека. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, оценкасобственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканейорганизма, а, следовательно, влияют на здоровье.
На характер эмоций влияют архитектура города, состояние жилыхпомещений, мебель, предметы обихода, одежда, окружающая нас природа,выполняемая нами работа, различные моральные и материальные факторы. Ноособенно большое действие на эмоциональную сферу оказывают люди, среди которыхмы живем, работаем, отдыхаем, наши взаимоотношения с этими людьми, умениеактивно корректировать состояние собственных эмоций.
Французское слово «emotion» произошло от латинского «emoveo», чтоозначает «потрясаю», «волную». Со временем значение этого слова несколькоизменилось и сейчас можно сказать, что эмоция – обобщенная чувственная реакция,возникающая на разнообразные по характеру сигналы, обязательно влекущая засобой изменения в физиологическом состоянии организма. Эмоции – это реакциичеловека или животных на воздействие внутренних или внешних раздражителей,имеющие ярко выраженную субъективную оценку и охватывающие все видычувственности и переживаний. Эмоциями, или чувствами, называют психическиесостояния, отражающие субъективное отношение индивида к окружающей среде взависимости от возраста и внешних воздействий,Приспособительный характер эмоций
Приспособительный характер эмоций не вызывает сомнений. Возникнуви развившись на заре человеческого существования, они несли несколько функций,общих с животным миром. Прежде всего, имеется в виду приведение организма всостояние «боевой готовности». Эта роль наших чувств отражена в книге Ч. Дарвина«Выражение эмоций у животных и человека», вышедшей в свет в 1872 г., гдеон на большом фактическом материале показал общность внешних выразительныхдвижений, возникающих в зависимости от внутренних и внешних причин: голод,ярость, жажда, страх и т.п. Особое внимание он уделил в этой книге оценкегибкой системы мотиваций, имеющих врожденный характер и названных иминстинктами. На разных ступенях эволюционной лестницы, с развитием иусложнением нервной системы, оценка ситуаций мозгом становится все более тонкойи дифференцированной.Ориентировочный инстинкт эмоций
Другая биологически целесообразная функция эмоций заключается воценке происходящего вокруг – это так называемый ориентировочный инстинктэмоций. Сигнальный характер эмоций животного и человека позволяет оценитьуровень энергетического потенциала (например, появление усталости, которая,однако, может исчезнуть под влиянием страха или ярости), и осознать угрозуорганизму (так, реакция боли может свидетельствовать о развивающемсявоспалительном процессе).
В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющееживым существам определять биологическую значимость состояний организма ивнешних воздействий. Эмоции по своему происхождению представляют форму видовогоопыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия,целесообразность которых остается для него скрытой. Люди смогли разгадать тайнумолнии и грома, вычислить расстояние до звезд, создали теорию относительности,проникли в микромир, достигли Луны, но до сих пор не могут утверждать, чтополностью познали самих себя, хотя всегда с упорством и настойчивостьюстремились понять механизмы, определяющие возможность жить, чувствовать,мыслить. Одним из путей к самопознанию является изучение проблемы эмоций, ккоторым тысячи лет проявляли интерес представители самых различных профессий.
Высший продукт развития эмоций человека – это устойчивые чувства кпредметам, отвечающим его высшим потребностям. Эмоциональный опыт человекаизменяется и обогащается в процессе развития личности в результатесопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, при восприятиипроизведений искусства, под влиянием средств массовой информации, в процессетворчества. Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя навыбор параметров общения и определяя его способы и средства.Виды эмоций
Эмоции характеризуются широким спектром разнообразных форм иоттенков. Радость и печаль, тревога и разочарование, гнев и страх, тоска иудовольствие – все это различные эмоциональные состояния. По сути, у человекавсегда имеются те или иные эмоции.
Древние китайцы признавали 7 основных эмоций: радость, гнев,печаль, веселье, любовь, ненависть и желание.
Эмоции принято делить на:
·         стенические, т.е. тонизирующие, возбуждающие (радость, злость,гнев);
·         астенические, т.е. подавляющие активность человека, тормозящие,расслабляющие (тоска, тревога, благодушие).
И стенические и астенические эмоции могут быть и положительными иотрицательными в зависимости от того, как оценивает их сам человек, под какимзнаком они воспринимаются его сознанием.
Положительные и отрицательные эмоции – это такие разновидностиэмоций, которые оцениваются по признаку доставленного удовольствия илинеудовольствия. Первые из них – радость, блаженство, любовь, симпатия и т.п.,содействуют, как правило, упрочению полезных навыков и действий. Вторые, ккоторым относятся горе, презрение, ненависть, зависть, разочарование, испуг,тревога, стыд, раскаяние, ревность и т.п., помогают уклониться от влияниянеблагоприятных факторов.
Но такое альтернативное деление не всегда оправданно, так как и вотрицательных эмоциях заложено «рациональное» зерно. Это хорошо подметил К.Г. Паустовский:«Способность ощущать печаль – одно из свойств настоящего человека. Тот, ктолишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такоерадость, или потерявший ощущение смешного».
В психологии принято разделять эмоции на низшие и высшие. К первымотносятся эмоциональные реакции, возникающие в связи с биологическимипотребностями – чувством голода, жажды, оборонительным инстинктом. Именноблагодаря этим простым эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия,руководствуясь древним и универсальным критерием, свойственным всему живому, – «стремлениемвыжить».
Высшие эмоции. На их основе происходит формирование присущих лишьчеловеку социальных эмоций, которые иногда еще называют интеллектуальными. Онивозникают в процессе познания личностью окружающей действительности. Высшиеэмоции, в свою очередь, подразделяются на:
·       этические и
·       эстетические.
Этические эмоции формируются в процессе обучения и воспитания. Этосвоего рода регуляторы поведения человека в обществе. Среди них можно выделить:
·       нравственные и
·       моральные.
Если поведение не соответствует общепризнанным канонам, у человекавозникает чувство неловкости или стыда. Интересно отметить, что Гегель назвалстыд «зачаточным, но резко выраженным гневом человека на самого себя». Людисплачиваются в коллективы благодаря этическим эмоциям. К ним можно отнестичувство долга, ответственности, солидарности, патриотизма, товарищества,дружбы, творческого вдохновения.
Формирование эстетических чувств отражает способность человека квосприятию красоты и гармонии окружающего мира. Кроме природных задатков в ихстановлении существенное значение приобретает воспитание эстетического вкуса,который позволяет, как говорил Н.Г. Чернышевский, «живо сочувствоватьпрекрасному в сочетании с проницательным здравым смыслом».
В круг эстетических эмоций входит присущая человеку возможностьоценивать возвышенное, прекрасное, способность различать оттенки трагического икомического в происходящем, получать удовлетворение от блестяще выполненноготворческого труда.Эмоции и общественное сознание человека
Формирование чувств во многом зависит от общественного сознаниячеловека. Оно порождает многообразие палитры человеческих эмоций, позволяющееговорить об их безграничности.
Все многоцветье эмоций также условно делят на:
·         Настроение – эмоциональное состояние, которое обычно не бываетчрезмерно ярким, но зато характеризуется относительной устойчивостью. Посуществу оно является фоновым эмоциональным состоянием. На настроение могутвлиять самые разнообразные обстоятельства: погода, зубная боль, воспоминания,содержание прочитанного письма, реплика встреченного человека.
· Страсть – сильное и глубокое, достаточно длительное эмоциональноесостояние. Страсть подчиняет себе основную направленность мыслей и поступковчеловека, целью, которой является удовлетворение совершенно определенныхжеланий.
· Аффекты – обычно кратковременные, но предельно яркие вспышки(восторг, гнев, ярость, ужас), состояние эмоционального возбуждения высшейстепени. В состоянии аффекта человек действует под влиянием, главным образом,эмоций.
Таким образом, эмоции – это свойственные каждому человекупсихологические реакции на хорошее и плохое, это тревоги и радости, отчаяние инаслаждение. Эмоции обеспечивают способность к переживанию и сопереживанию,поддерживают интерес к жизни, окружающему миру. Они составляют часть нашейпсихической деятельности, влияют на работоспособность человека. Чем большеположительных эмоций, тем выше производительность, а значит, иработоспособность человека. Всеобщее стремление к поддержанию у себя иокружающих положительного эмоционального состояния – это залог здоровья,бодрости и счастья. 3.2 Творчество
Творчество – это целеустремленная деятельность человека к познаниютого, что ещё не открыто, и результатом которой является создание новыхматериальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личностиспособностей, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийсяновизной, оригинальностью или уникальностью. Изучение различных свойствличности выявило важную роль воображения, интуиции, умственной активности, атакже потребности личности в раскрытии своих собственных возможностей.
Можно выделить два направления в осмыслении творчества:
1. Творить может любой человек, который имеет определенные знания,владеющий приемами творчества, располагающий определенными условиями,обстановкой. Согласно этой точке зрения, все люди рождены одинаковыми иначинают различаться воспитанием и т.п.
2. Человек творит неосознанно. Он – гений от природы. Такимобразом, творчество – это создание на основе того, что есть, того, чего еще небыло.
Развитие культуры всегда означает творчество, новаторство. Однакоесли новатор пытается раскрыть сущность застоя, мракобесия, реакции в обществе,если ученый пытается выступить с новыми теориями, отрицающими старые, извечныедогмы, он подвергается опасности преследования властными структурами.Преследовались и осмеивались творцы нового в живописи, музыке, литературе,архитектуре. Поэтому творец нового должен быть не только «сообразившим» илиоткрывшим что-то новое, но и достаточно сильным и гибким человеком.
С психологической точки зрения, творец нового всегда обладаетсильным воображением, отличается гибкостью ума, глубоким мышлением.Разносторонние потребности, высшая критичность, большая сила воображенияпозволяют ему преодолевать все препятствия на пути реализации творчества. 3.3 Работоспособность
Работоспособность – это потенциальная возможность индивидавыполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности втечение определенного времени. Она зависит от внешних условий деятельности ипсихофизических ресурсов индивида.
Можно выделить следующие стадии работоспособности:
·         врабатывание;
·         оптимальная работоспособность;
·         некомпенсируемое и компенсируемое утомление;
·         конечный «порыв».
В зависимости от видов труда, индивидуальных особенностей,состояния здоровья продолжительность, чередование и степень выраженностиотдельных стадий могут варьироваться вплоть до выпадения некоторых из них.Соотношение продолжительности стадий работоспособности – один из показателейорганизации процесса деятельности.
К. Маркс писал, что труд – это, прежде всего процесс,совершающийся между человеком И природой, процесс, в котором человек своейсобственной деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ между собой иприродой.
Труд облагораживает человека. Работоспособным является человек,имеющий хорошее здоровье. Для того чтобы трудиться, человек должен иметь:средства производства, т.е. орудия труда; условия труда (дороги, здания,рабочее место); определенные знания и навыки; которые постоянносовершенствуются. В процессе труда человек, владея старыми знаниями, добавляетновые и тем самым развивает не только себя лично, но и человечество. Врезультате трудовой деятельности происходят общение людей, самореализация исамоутверждение личности. Таким образом, труд – это сознательная деятельностьчеловека, направленная на видоизменение и приспособляемость видов природы. 3.4 Взаимосвязьздоровья, эмоций, творчества, работоспособности
Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность – всеэто взаимосвязанные факторы. Только человек здоровый духовно и физически можеттворить, изобретать, целиком и полностью отдавать себя работе.
Психологами отмечено, что чем хуже здоровье человека, тем хуже егонастроение, а, следовательно, имеют место нежелание работать, понижениепроизводительности труда. Поэтому между людьми возникают конфликты,недопонимание. Таким образом, все – и здоровье и творчество – зависит от самогочеловека. 
4. Сознание человека4.1 Естественнонаучные данные о мозге человека
Современное естествознание считает, что все акты сознаниявозникают в результате совместного действия множества клеток головного мозга,который является организмом сознания.
Основные действующие элементы нервной системы – это нервныеклетки, нейроны. Головной мозг человека состоит из 40 50 млрд нейронов, каждыйиз которых имеет до 10 тыс. соединений со своими соседями. Эти соединенияосуществляют передачу и переработку информации.
Поверхность головного мозга – серое вещество, или кора головногомозга, состоит из тел нервных клеток и имеет глубину 2–6 мм. Головной мозгчеловека имеет мозговые извилины, благодаря которым поверхность мозгаоказывается примерно в три раза больше, чем поверхность мозга без извилин.
Мозг человека имеет три функциональных блока:
·         Блок, обеспечивающий тонус, т.е. нормальную жизнедеятельность.
·         Блок, обеспечивающий прием, переработку и хранение информации, т.е.являющийся главным аппаратом познавательных процессов.
·         Блок, программирующий поведение человека, его регуляцию и контрольза всеми поступками и действиями.
Эти три блока работают в неразрывном единстве Сознание – объектвнимания многих наук, как естественных, так и гуманитарных. Органом сознанияявляется мозг и интерес к нему очень велик. Вопросы сознания неразрывно связаныс проблемой существования мира и проблемами познания человеком самого себя.
Традиционно сознание определяется как высшая, свойственная толькочеловеку функция головного мозга, сущность которой состоит:
1. В отражении объективных свойств предметов внешнего мира.
2. В предварительном мысленном построении действий и предвиденииих результатов.
3. В правильном регулировании и саморегулировании взаимоотношенийчеловека с общественной и природной действительностью.
Сознание – это совместное знание, общее, то, что может бытьпередано другим людям. Язык служит нормой выражения мысли и средством общениялюдей. Мысль никогда не равна прямому значению слова, но она и невозможна безслов.
Высшая нервная деятельность включает в себя три уровня:? сознание;
·       подсознание;
·       творческую интуицию.
Подсознание – это своего рода «автопилот», который помогаетлетчикам управлять самолетом, когда он выведен на правильный курс и поднят ввоздух. Оно включает в себя психические процессы, которые возникли под влияниемсложных поведенческих программ, доведены до автоматизма и стали навыками.
Сверхсознание, или творческая интуиция, понимается какпервоначальный этап творчества, который не контролируется ни сознанием, ниволей. Эта деятельность обеспечивает личности выдвижение, обоснование гипотез,поисков.4.2 Задачи мозга
В задачи мозга входит обеспечение сложных процессов, регулирующихвзаимодействие человека с окружающей средой:
1. Гомеостаз, т.е. поддержание необходимого для жизнедеятельностичеловека внутреннего состояния организма: дыхания, кровообращения,терморегуляции, пищеварения, сна, бодрствования и т.д.
2. Эмоции, через которые проявляются тревога, боль, стресс,болезни, удовольствие, радость, т.е. все положительные и отрицательные реакциичеловека.
3. Обучением память, связанные с реакцией запечатления(отражения), которые формируют внимание человека, его волю, оказываютвоздействие на его интересы и потребности.
Все названные составляющие сознания характеризуют интеллектличности. 4.3 Интеллектличности
Интеллект в переводе с латинского (intellectus) означает познание,понимание, рассудок. Это способность мыслить и рационально познаватьдействительность. Интеллект зависит от:
·         генетических особенностей;
·         избранной человеком направленности в своей жизнедеятельности.
Интеллект развивается в процессе самоэксплуатации,самоупотребления. Поэтому чем больше мы используем разум, мышление, тем большеего развиваем.
Появление на Земле интеллекта – столь же естественный изакономерный этап ее развития, как и возникновение жизни на ней. Животные тожеведут себя разумно, как свидетельствуют данные этологии – науки, изучающейповедение животных. Однако человеческий интеллект качественно отличается от«разума» животных, так как человек способен мыслить абстрактно, образовыватьобщие понятия, отрываться в мышлении от реальности. Но главное, наверное,состоит в его способности к рефлексии, т.е. умении видеть себя со стороны, аследовательно, изучать не только окружающий мир, но и самого себя. Интеллектпринято противопоставлять таким свойствам человека, как воля, чувства, интуиция.
Мышление человека, обладающего интеллектом, – это высшая формамышления, это отражение и анализ реальной действительности. Это уже не толькофизиологический, но и социально-исторический феномен.
Становление интеллекта можно рассмотреть с позиций теории самоорганизации.Обратные связи типа рефлексов обеспечивают простейшие функциональныезависимости между «входом» и «выходом» системы, между стимулом и реакциейорганизма, причиной и эффектом, который она порождает. Интеллект позволяетприобрести необходимые знания, с чьей помощью можно предсказывать развитиесобытий, в зависимости от действий, предпринятых человеком.
Путь совершенствования системы управления живого существапролегал, по-видимому, параллельно развитию структуры обратных связей и ихпостепенному совершенствованию, превращению обычных рефлексов в гораздо болеесложный нерефлекторный тип. Иными словами, совершенствовались не толькорецепторы, т.е. способы регистрации внешней обстановки, но и, что гораздоважнее, способы анализа и оценки полученной информации. Это дает возможностьполучать представления (прогноз) об изменениях в обстановке, которые могутпроизойти в зависимости от того, как живое существо будет реагировать наинформацию, поступающую из внешнего мира.
На пути к интеллекту происходит не просто увеличение объемапоступающей информации и ее разнообразие, но и, главным образом,совершенствование способов ее анализа от жестко запрограммированного образадействия к гибким программам, возникновение которых осуществляется из осознаниянеобходимости. Математическая теория распознавания образов приоткрывает завесунад тем, как создаются способы отбора рациональных действий из числа допустимыхна основе накопленного опыта, т.е. гибкие программы. Их создание всегдапредполагает существование тех или иных алгоритмов перебора. Нерефлекторностьобратных связей, в которых используются такие алгоритмы, определяется различиемопыта и, следовательно, объективных оценок.
Таким образом, под интеллектом понимается способность мышленияпредвидеть события, результаты собственных действий, анализировать и оцениватьсвое состояние и окружающую среду, а также принимать решения, сообразуясь совсеми представлениями об окружающем мире. Это и означает действоватьсознательно. 4.4 Информацияи мозг
Нейрофизиологи экспериментально доказали, что у человекаежесуточно отмирает примерно 100 тыс. нейронов, которые не используются восуществлении тех или иных физических процессов (машина тоже ржавеет безупотребления). Процесс отмирания не оказывает никакого воздействия на общеесостояние сознания. По мнению ученых, человек имеет доступ лишь к 4% своихнейронов. Остальные клетки, не использованные для мышления или храненияинформации, обеспечивают надежность работы мозга, многократно дублируя наиболеезначимые для человека и его жизнедеятельности реакции его взаимодействия сокружающим миром.
Наш мозг хранит гораздо больше информации, чем мы того хотим или вэтом нуждаемся. Но доступ к ней и извлечение ее из памяти – очень непростоедело. В мозгу постоянно осуществляются процессы отбора необходимой и значимойинформации. Эмоции и чувства способствуют или препятствуют запоминанию. Этопроисходит потому, что мыслит мозг не сам по себе – а мыслит человек при помощимозга («второе рождение», психоанализ, гипноз и т.п. позволяют извлечь изглубин памяти необходимую информацию).
Исследуя мозг, ученые обнаружили, что у подавляющего большинствалюдей левое полушарие отвечает за язык, речь и контролирует их. Правое жеполушарие ответственно за образное мышление, восприятие пространственныхотношений (палец может быть порезан ножом из-за нарушения этих пространственныхотношений). При этом у каждого человека доминирует, т.е. преобладает либо одно,либо другое полушарие. Именно поэтому одни склонны к точным наукам – абстрактномумышлению, а другие – к образному мышлению (к гуманитарные науки, искусство).Большинство людей с развитым правым полушарием мозга проявляют художественныенаклонности, обладают талантами в спорте. 4.5Исследования в области человеческого мозга
Академик Наталья Петровна Бехтерева (Санкт-Петербург) более 20 летзанимается изучением мозга. За период исследования у нее сложилось совершеннотвердое убеждение о том, что мозг человека – это структура, опережающая по отношениюко всему тому, что происходит на нашей планете. Мозг человека устроен такимобразом, что готов к любым ситуациям, которые могут возникнуть под влиянием«мозга гениев». Мозг любого человека в принципе потенциально готов к изучениютого, что создается мозгом гениев, что, кажется очень сложным. Самое непонятноездесь не в том, что создается мозгом гениев, а в том, что это приемлемо длявсех остальных. Среднего человека, с ее точки зрения, нет, так как среднийчеловек – это человек, который не «нашел себя».
В черепной коробке сравнительно немного вещества мозга, но в нембезумное количество элементов. Цифру их обычно варьируют, считая все вмиллиардах, но ошибка может быть и достаточно большой – десятки раз. Мозгустроен так, что у него есть возможность формировать любые программы. Прелестьмозга, по ее мнению, в том, что там очень мало жестких структур и поэтомуполучается, что он фактически может все. У мозга есть аппараты отслеживаниячего-то, но их не так много и они не появляются заранее, а формируются принадобности.
Яркая группа специалистов работала вместе с Н.П. Бехтеревойнад расшифровкой мозговых кодов. Попутно с изучением мозговых кодов ониувидели, что в мозгу есть детектор ошибок. В 1977 г. ими была выпущенакнига «Мозговые коды в психической деятельности». Прошло более 20 лет, и толькосейчас появилась волна публикаций о хрупком пространственно-временном коде.
Исследования мозга показали, что природа очень умело, организоваласвои тайны и иногда в некоторые тайны не следует, грубо говоря, заглядывать.Так, например, им было обнаружено, что если простимулировать некоторыеопределенные участки мозга, то вдруг начинают резко возрастать возможностипамяти и интеллекта. Это можно использовать в крайних случаях для лечения, ноне для того, чтобы человек стал умнее, так как за все в жизни приходитсяплатить и надо еще подумать, чем заплатит человечество за эти знания.

Заключение
Такимобразом, по завершению данной работы я пришла к выводам о том, что:
Во-первых,человек всегда стремился к укреплению своего здоровья, мечтал об увеличениисилы, ловкости, выносливости. Здоровье не существует само по себе, ононуждается в постоянной и тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Укаждого человека есть свои резервы здоровья. То есть здоровье – это количестворезервов в организме, это максимальная производительность органов присохранении качественных пределов их функций.
Во-вторых,изучение различных свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции,умственной активности, а также потребности личности в раскрытии своихсобственных возможностей.
Можновыделить два направления в осмыслении творчества:
1. Творитьможет любой человек, который имеет определенные знания,
владеющий приемами творчества, располагающий определенными условиями, обстановкой.
2. Человектворит неосознанно. Он – гений природы.
Такимобразом, творчество – это создание на основе того, чего еще не
было. С психологической точки зрения, творец нового всегда обладает сильнымвоображением, отличается гибкостью ума, глубоким мышлением.
Разносторонние потребности, высшая критичность, большая сила воображенияпозволяют ему преодолевать все препятствия на пути реализации творчества.
В-третьих,труд – это процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человексвоей собственной деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ междусобой и природой. Можно выделить следующие стадии работоспособности:
·         врабатывание;
·         оптимальнаяработоспособность;
·         некомпенсируемоеи компенсируемое утомление;
·         конечный«порыв».
В зависимостиот видов труда, индивидуальных способностей, состояния здоровьяпродолжительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могутварьироваться вплоть до выпадения некоторых из них. Соотношениепродолжительности стадий работоспособности – один из показателей организациипроцесса деятельности.
В-четвертых,духовный уровень человека – самый несовершенный. Духовная оболочка нашейпланеты только частично будет соответствовать понятию «ноосфера». «Духовнаяоболочка» понимается как часть структурного уровня фундаментального равновесия,является строго определенным понятием. Духовную оболочку можно считатьустойчивой частью ноосферы, ее основой.

Списоклитературы
1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности:Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 95 с.
2. Знак вопроса. 1989. №10.
3. Знак вопроса. 1991. №7.
4. Мартынов А.И. Исповедимый путь. – М.: Прометей, 1989.– 165 с.
5. Агаджанян Н.А. Катков А.Ю. Резервы нашегоорганизма. – М.: Знание, 1990. – 240 с.
6. Здоровье без лекарств. – Ростов н/Д, 1986. – 62 с.
7. Семке В.Я. Умейте властвовать собой. – Новосибирск:Наука, 1991. – 233 с.
8. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания.– Новосибирск: ЮНВА, 1997. – 830 с.
9. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. –М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 520 с.
10. Концепции современного естествознания // Учебник длявузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 271 с.
11. Концепции современного естествознания // Учебник длявузов. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 434 с.
12. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. –М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 320 с.
13. Хомич И.И. Человек – живая система. – Минск:Беларусь, – 1989.
14. Cmonnapд С. Книга о лице и теле. – Минск: Беларусь, 1994.
15. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровьеи природопользование в России. – М.: Финансы и статистика, 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.