Оглавление
Введение
Глава1. Таблицы: общая характеристика
1.1Таблицы и их виды
1.2Составные элементы таблиц и их содержательное наполнение
Глава2. Современные подходы к редакционно-технической обработке таблиц
2.1Основные требования
2.2Стратегии оптимизации таблиц
Глава3. Анализ таблиц и их связи с текстом в учебных изданиях
3.1Таблицы в специализированных изданиях
3.2Типичные ошибки редакционно-технической обработки таблиц
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Скаждым годом количество информации увеличивается, усложняя процесс запоминания,затрудняя отделение «зёрен от плевел». Существует множество решенийэтой проблемы; одним из них, а порой единственным, являются таблицы.
Этоудобная форма для отображения информации. Но таблицы выполняют лишь тогда своепредназначение, когда между строчками и столбцами имеется смысловая связь, тоесть информацию в них можно рассортировать неким образом, пригодным длявосприятия.
Поройсложно скомбинировать данные так, чтобы они дошли до читателя в неискаженномвиде. Этим объясняется выбор темы курсовой работы, целью которой являетсяизложение характеристики таблиц и способов их оптимизации. Задачи курсовойработы – выявить, насколько табличное отображение материала удобнее текстовогои как правильно им распорядиться.
Объектомисследования выступает деятельность редактора, направленная на создание иправку таблиц.
Цельи задачи курсовой работы обусловили выбор ее структуры. Курсовая работа состоитиз введения, двух частей, заключения и списка использованной при написанииработы литературы.
Впервой части «Таблицы: общая характеристика» излагаются определениявидов и составных частей таблиц.
Вовторой главе «Современные подходы к редакционно-технической обработкетаблиц» раскрывается вторая тема работы, касающаяся непосредственно ролиредактора в преобразовании текста в таблицу.
Втретьей части «Анализ таблиц и их связи с текстом в учебных изданиях»рассматриваются примеры применения таблиц на практике.
Взаключении подведены основные итоги курсовой работы.
Глава 1. Таблицы: общаяхарактеристика
1.1Таблицы и их виды
Таблицы– наиболее сложный элемент издания, они позволяют математизировать различныеданные, делать их сопоставимыми, дробными для анализа и дают возможностьустанавливать зависимость между отдельными параметрами. Благодаря лаконичностиони не только облегчают восприятие и сопоставление различных фактов, но ипомогают достичь выразительности изложения без ущерба для содержанияпроизведения.
Видытаблиц.
Таблицы можно разделитьна 2 группы:
1) книжно-журнальныетаблицы – в них заполнены все элементы.
2) канцелярскиетаблицы – в них заполнены только заголовочная часть и боковик.
Взависимости от формы материалов прографки, в книжных таблицах различаютцифровые, смешанные и текстовые.
Средиканцелярских таблиц выделяют проформы, в которых заполняется лишь заголовочнаячасть, иногда боковик. Хвостовая часть прографки оставлена пустой длязаполнения цифрами. Пустографки – это таблицы без каких-либо сведений взаголовочной, хвостовой части или боковике.
Похарактеру набора и заверстки на полосе различаются следующие таблицы:
1. Клочковые,ширина которых меньше или равна ширине полосы; могут располагаться стоя илилёжа.
2. Полосные,которые верстаются на всю полосу; могут располагаться стоя или лёжа.
3. Распашные,которые начинаются на левой и заканчиваются на правой стороне листа; могутрасполагаться стоя или лёжа.
4. Комбинированные,которые не укладываются в формат полосы по длине или ширине, поэтомупродолжение такой таблицы дается на полосе либо второй колонкой, либо вторымэтажом.
По расположению настранице таблицы бывают:
1. Продольные,если строки таблицы параллельны тексту.
2. Поперечные,если строки перпендикулярны тексту.
В зависимости отобрамления линейками таблицы могут быть:
1. Закрытые(обрамление с 4-х сторон);
2. Полузакрытые(обрамление с 2-х или 3-х сторон);
3. Открытые(обрамление только сверху).
Таблицыбывают по назначению аналитические и рабочие.
Рабочиетаблицыпредназначены только для сообщения тех или иных сведений (расписание,прейскурант и т.д.). Аналитические — для исследования изменения явления илитенденции, на их основании можно сделать какой-либо вывод.
1.2 Составныеэлементы таблиц и их содержательное наполнение
Таблица состоит изследующих элементов:
1) нумерационныйзаголовок – помогает осуществлять связь таблицы с текстом
2) тематическийзаголовок – характеризует предмет содержания
3) головка/заголовочнаячасть — основная табличная конструкция, состоящая из заголовков – вертикальныхграф
4) хвостоваячасть – основная часть таблицы
5) боковик– левая вертикальная графа, в которой характеризуется горизонтальная позиция
6) прографки– вертикальные строки, содержащие основные табличные данные
7) примечание– составная часть таблицы, которая размещается под хвостовой частью.
Таблицыдолжны быть построены таким образом, чтобы быть удобными для оформления и неиметь ничего лишнего, что бы мешало восприятию. Место какого-либо элементаопределяют его смысловые связи с другими табличными элементами. Логическимиэлементами таблицы являются подлежащее и сказуемое. Всякую таблицу можнорассматривать как совокупность подлежащего и сказуемого. То, к чему относятсяданные в прографке, принято называть подлежащим (логический субъект), а самиданные – это сказуемое (логический предикат). Подлежащее – это те объекты,которые характеризуются цифровым материалом или другими признаками; егоэлементы располагаются в тематическом заголовке, боковике и головке прографки.
Сказуемое– это те признаки, которыми характеризуется подлежащее. Каждый объектопределяемый, поэтому всю таблицу можно отнести к тематическому заголовку, асодержимое прографки – к подлежащему.
Дляправильного построения таблицы необходимо четко разграничивать подлежащее исказуемое. Подлежащее должно точно отвечать названию таблицы. Следует считатьлучшим построение таблицы, в которой подлежащее находится в боковике, асказуемое в заголовке, так как сравнивать однородные данные значительно легче,если они расположены по вертикали.
Построениетаблиц с подлежащим в заголовочной части и однородных данных по горизонталицелесообразно в тех случаях, когда в таблице большое количество объектов вподлежащем, а число показателей сказуемого незначительно, или когда сказуемоедаёт наиболее полную характеристику подлежащего. Встречаются таблицы скомбинационными подлежащими, показатели которого расположены как в боковике,так и в головке. При построении таблицы необходимо соблюдать строгуюсоподчиненность элементов:
· каждыйзаголовок прографки должен относиться ко всем данным в этой графе;
· каждыйзаголовок строки в боковике должен относиться ко всем данным этой строки;
· каждыйпоказатель строки таблицы – это элемент ряда, который объединен темой заголовкаграфы или фактором, стоящим в заголовке боковика.
Нумерационныйзаголовок таблицы
Назначение
Нумерационныйзаголовок нужен для того, чтобы упростить связь таблицы с текстом; при ссылке втексте достаточно указать: табл. 5, и читатель легко найдет таблицу, к которойего отсылает автор. Нумерационный заголовок может быть без ущерба замененномером, поставленным в подбор с тематическим заголовком(нумерацианно-тематический заголовок).
Еслибы таблица не имела своего порядкового номера, пришлось бы при ссылке либоповторять ее тематический заголовок, либо указывать номер страницы, на которойтаблица напечатана, а при нескольких таблицах на странице еще и место каждой наполосе 1-я сверху, 2-я сверху, 1-я снизу и т. п.).
Форма
Наиболеераспространенная форма: слово Таблица и номер арабскими цифрами (без знаканомера перед ними, без точки на конце). Заголовок ставят над тематическимзаголовком или, что экономичнее, перед ним и в строку с ним. Обычнонумерационный заголовок выключается в правый край набора (формата таблицы) ивыделяется курсивом или разрядкой.
Вприложении таблицы со своей порядковой нумерацией обычно обозначают иначе, чащевсего римскими цифрами, чтобы упростить ссылки на эти таблицы в основном текстеи не запутать читателя.
Системанумерации
Можетбыть сквозной через все издание, сквозной постатейной, индексационной (впоследнем случае в 1-й главе нумерационные заголовки таблиц будут: Таблица 1.1;Таблица 1.2; Таблица 1.3 и т. д.; во 2-й — Таблица 2.1; Таблица 2.2; Таблица2.3 и т. д., т. е. 1-я цифра обозначает номер главы, а 2-я — номер таблицы вней). Индексационная целесообразна, когда и другие нумерационные ряды индексационные.
Границыприменения
Нумерационныйзаголовок не нужен:
1.Если таблица единственная в издании или статье — ее не нумеруют, а ставить взаголовке Таблица без номера мало смысла: читатель и так знает, что перед нимтаблица.
2.Если издание требует особой компактности — в этом случае номер таблицы ставятнепосредственно перед ее тематическим заголовком. Напр.: 5. Рост населенияРоссии. Такое оформление следовало бы в интересах экономии использовать шире:ставить же в ссылке сокращенное слово Табл. не возбраняется и тогда, когдаэтого слова нет перед номером в самой таблице. Возможен и вариант с размещениемнумерационного заголовка в подбор к тематическому. Напр.: Табл. 5. Ростнаселения страны.
Тематическийзаголовок таблицы
Назначение
Тематическийзаголовок определяет тему и содержание таблицы. Он нужен для того, чтобычитатель мог легко ориентироваться в содержании таблицы, не обращаясь косновному тексту.
Местои графическая форма
Ставяттематический заголовок над таблицей под ее нумерационным заголовком или посленего, выделяют шрифтом (обычно полужирного или курсивного начертания), беззнака препинания в конце.
Областьприменения
Тематическийзаголовок необходим во всех случаях, кода читатель может обратиться к таблицепомимо текста, т. е. когда таблица имеет хоть какое-то самостоятельноезначение.
Онможет быть опущен, если таблица нужна только по ходу чтения основного текста,т. е. носит вспомогательный характер, лишена самостоятельного значения.
Нетребуется тематический заголовок, когда таблица целиком составляет содержаниепараграфа или другого подраздела: заголовок этого параграфа (подраздела) играеттакже роль тематического заголовка таблицы.
Основныетребования к тематическому заголовку таблицы
Этитребования — точность, соответствие назначению и содержанию таблицы,выразительность и краткость.
Неточнызаголовки, которые не полностью охватывают содержание таблицы, или шире, чем еесодержание, или определяют тему не прографки, а боковика или головки.
Невыразительнымичаще всего бывают заголовки, которые не выявляют основное значение таблицы, еесуть, тенденцию, которую она выражает.
Например,таблица показывает рост числа станций «Скорой помощи» и развитие ихработы, а озаглавлена: Число станций «Скорой помощи».
Заголовокнад продолжением или окончанием таблицы на последующих полосах
Надпродолжением таблицы на новой полосе принято ставить заголовок типа Продолжениетабл. 5 (если таблица на этой полосе не кончается) или Окончание табл. 5 (еслитаблица здесь завершается).
Такойзаголовок выделяют так же, как нумерационный заголовок таблицы, а еслинумерационного заголовка нет, то в соответствии с общей системой оформленияиздания — шрифтом курсивного начертания или разрядкой.
Длямногополосных таблиц, особенно в случаях, когда их понимание без тематическогозаголовка затруднено, целесообразно вместо указанных выше типов заголовковставить над продолжением таблицы сокращенный тематический заголовок в видесвоеобразного колонтитула таблицы, что упростит читателю пользование таблицей:не нужно обращаться для справок к ее началу. В качестве шрифтовой формырекомендуется светлый курсив, подчеркивающий повторность заголовка (при наборетематического заголовка, как правило, шрифтом полужирного начертания).
Примечанияк таблицам
Видыпримечаний к таблице и их употребление
Используютдва вида примечаний.
Примечанияв виде отдельной графы. Целесообразны, если в них нуждается большая частьстрок, т е при условии заполнения данными значительной части графы, а такжеесли при этом в таблице не будут образовываться пустоты из-за неравенства почислу строк примечания и элементов таблицы, к которым оно относится
Примечанияпод таблицей. Целесообразны 1) если они относятся лишь к незначительной частистрок; 2) если они комментируют, поясняют, дополняют отдельные числа или текстовыеэлементы; 3) если они велики по объему и могут привести к образованию пустотвнутри таблицы.
Формысвязи подтабличных примечаний с таблицей
Применяютдве формы связи
Связьс помощью знаков сноски. Применяется, когда примечания относятся к отдельнымместам таблицы (числам в прографке, одному из заголовков граф или боковика ит.п.). В качестве знаков сноски используются 1) арабские цифры — порядковыеномера на верхнюю линию шрифта (если примечания относятся к текстовымэлементам), 2) звездочки (одна, две, три) на верхнюю линию (если примечанияотносятся к отдельным цифрам или символам и их немного), 3) арабские цифры сзакрывающей скобкой 552) (когда примечании к отдельным цифрам илисимволам больше трех, но способ этот не является лучшим, т.к. знак может бытьпринят поначалу за показатель степени), 4) звездочка с цифрой — порядковымномером и закрывающей скобкой 55*1), 80*3), 112*4);5) одна звездочка на верхнюю линию шрифта у разных цифр и символов с повторомпоясняемой цифры или символа в самом примечании.
Одинаковыезнаки ставят у комментируемого места таблицы и перед примечанием.
Вовсех случаях желательно чтобы знаки сноски к подтабличным примечаниямотличались от знаков сноски к подстрочным примечаниям или подстрочнымбиблиографическим ссылкам это облегчит читателю пользование изданием.
Связьс помощью заголовка «Примечание». Если примечание или примечанияотносятся к таблице в целом, они могут быть оформлены так же, каквнутритекстовые, т.е. начинаться заголовком Примечание (Примечания). При повторекомментируемых чисел или символов в примечании оно тоже может быть оформленокак внутритекстовое.
Еслитаблица требует общих примечаний (в целом к таблице) и примечаний к конкретнымданным, то первыми помещают общие примечания, а под ними — примечания кконкретным данным (в виде сносок).
1.4Основные требования к содержанию таблиц
Существенностьи полнота показателей, характеризующих явление, предмет, процесс. Таблицы сослучайными показателями или с пропущенными важными показателями не достигнут тойцели, которую перед ними ставят. Так, таблица «Число студентов изнародностей Севера, обучавшихся в медицинских и фармацевтических институтах в1961 г.», призванная продемонстрировать широту подготовкимногонациональных кадров медицинских работников в стране, мало что дастчитателю, поскольку цифры за один год не очень показательны. Ущербной длячитателя будет таблица с техническими характеристиками машин, если в нейпропущен показатель «Мощность электродвигателя».
Сопоставимостьданных
Сравниваемыев таблице данные должны быть сопоставимы, иначе она приведет к невернымвыводам. Так, нельзя судить о том, как развивалась торговля продуктами посуммам выручки в тот или иной период, если в каждый период цены на эти продуктыбыли разными. Сопоставляемые данные надо приводить в одних единицах величин.
Наличиевсех данных, позволяющих пользоваться таблицей
Если,например, в таблице и комментирующем тексте не указана единица величины, числатаблицы будут немы для читателя. Если таблица, сведения которой не являются всеобщими(зависят от времени и обстоятельств), не привязана к определенному времени илиобстоятельствам, она введет читателя в заблуждение.
Существенностьпризнаков группировки данных в таблице
Еслигруппировать показатели таблицы по несущественным признакам, то таблица можетподвести к ошибочным выводам. Нельзя, например, правильно судить о прогрессе виздательском деле, если строить таблицу, группируя издательства по числуработников в них (до 10, до 50 и т. д.). Более существенна будет характеристикаиздательств с группировкой их по числу изданий в годовом выпуске и общемугодовому тиражу и листажу.
Достоверностьвключенных в таблицу данных и приемы их контроля
Выводыиз таблицы могут ничего не стоить, если факты, которыми оперирует автор,неточны, сомнительны, недостоверны. Чтобы проверить достоверность табличныхданных, устанавливают достоверность их источника, проверяют по этому источнику,насколько точно автор извлек оттуда данные. Кроме того, используют приемывнутреннего контроля табличных данных:
1.Проверяютзакономерность изменения данных в строках и графах таблицы.
2. Подводят итоги,чтобы избежать случайных и не случайных ошибок. Например, подсчитывают суммучисел в графе, чтобы проверить точность итогового числа таблицы, или складываютчисла, которые в сумме должны дать 100 % (состав целого в %).
3.Соотносят связанные по смыслу или повторяемые в таблицах данные.
Этоособенно полезно делать в таблицах, где значения величин изменяются вопределенном алгоритме, т. е. количественно связаны между собой. Установив этоталгоритм, можно без особого труда увидеть, где он нарушается. А такое нарушениечаще всего — свидетельство ошибки.
Приповторении одних данных в разных таблицах полезно эти данные сопоставлять:различие поможет обнаружить случайную ошибку или опечатку.
Систематичностьрасположения данных в строках и графах таблицы, понятная для читателя.
Систематичноерасположение строк и граф, исходящее из-за задачи таблицы, помогает читателюбыстро и правильно схватывать ее суть. Система расположения может быть разной —напр., по нарастанию или падению количественного значения, от подлежащихбольшей значимости к подлежащим меньшей значимости и т. д. Наоборот,беспорядочное расположение табличных данных, не подчиненное понятной читателюсистеме, делает содержание таблицы более трудным для восприятия.
Соответствиетематического заголовка содержанию таблицы.
Невполне отвечающий содержанию таблицы тематический заголовок вводит читателя в заблуждение,осложняет понимание таблицы.
Так,в таблице тематический заголовок не отражает ее содержания:
/>
Таблицуследовало озаглавить: Изменение удельного веса групп самостоятельных библиотекМинистерства культуры, различающихся размером книжных фондов, % (на конецгода).
Определенностьтабличных данных при количественной группировке.
Притакой группировке нужна полная ясность относительно того, в какую группу входитобъект (человек такого-то возраста, завод с таким-то числом работников и т. д.).Рекомендуется группировка типа:
/>
Глава2. Современные подходы к редакционно-технической обработке таблиц.
2.1Основные требования
Приредактировании таблиц редактор обращает внимание на следующие положения:
- целесообразностьиспользования табличной формы подачи материала;
- проверкусодержания таблицы;
- проверкупостроения таблицы с точки зрения удобства ее построения и пользования ею;
- связьтаблицы с текстом, в котором дается ее анализ;
- редакционно-техническуюобработку таблицы.
Правиларедактирования таблиц:
- четко,ясно и лаконично сформулировать боковик и головку;
- согласоватьих с приводимыми данными;
- заменитьслова в головке и боковике условными обозначениями, принятыми в тексте;
- унифицироватьсокращения и обозначения;
- вынестиобщие и повторяющиеся элементы таблицы в ее название;
- приналичии одного примечания можно не делать для него специальной графы, а вынестиего под таблицей в качестве сноски;
- припереносе таблицы на следующую, страницу головку таблицы лучше повторить (можноне только буквенными обозначениями, а только цифрами);
- приотсутствии явления ставится тире, при отсутствии данных — многоточие.
таблица редакционный текст издание
2.2Стратегии оптимизации таблиц
Приемыоценки логичности построения таблиц
Соответствиеместа основных частей таблицы их логическому значению.
Логикапостроения любой таблицы такова, что ее логический субъект, или подлежащее(обозначение тех предметов, которые в ней характеризуются), должен бытьрасположен в боковике, или в головке, или в них обоих, но не в прографке, алогический предикат таблицы, или сказуемое (т. е. данные, которымихарактеризуется подлежащее, сама характеристика), — в прографке, но не вголовке или боковике. При нарушении этого правила нарушается зависимость,которую должна устанавливать таблица, — то, что является искомым(характеристика), оказывается характеризуемым и наоборот.
Логическаясоподчиненность элементов
Логикаконструктивной схемы таблицы такова, что каждый заголовок над графой должен относитьсяко всем данным в этой графе, а каждый заголовок строки в боковике — ко всемданным этой строки. Если эта схема нарушена, таблица построена неверно, читатьее, разбираться в ней становится намного сложнее.
Номало того, чтобы заголовки стояли над своей графой. Важно, чтобы каждыйпоказатель графы и строки подчинялся своему заголовку и логически (входил в егосодержание или зависел от него). Если такой подчиненности (зависимости) нет,значит, таблица построена неверно и нуждается в перестройке.
Чтобыизбежать нелогичности в соподчинении элементов таблицы, следует при проверкетаблиц последовательно соотносить каждый показатель графы с ее заголовком икаждый показатель строки — с заголовком боковика, каждый заголовок нижнегояруса головки с подчиняющим заголовком верхнего яруса.
Вбоковике с заголовками нескольких ступеней требуется проверять логичностьсоподчинения заголовков низшей ступени своему подчиняющему заголовку. Напр.:
/>
Влевой колонке из-за неправильной выключки кожевенная, текстильнаяпромышленность и другие производства попали в разряд пищевкусовых: логикасоподчинения явно нарушена, поскольку это самостоятельные отраслипромышленности и их нужно поставить в один ряд с пищевкусовой.
Приемыперестройки таблиц ради их экономичности и наглядности
Выводнеобязательных данных таблицы за ее пределы
Таблицане должна содержать данных, без которых она может быть прочитана и понята: онизагромождают ее, вызывают доп. расход бумаги, затрудняют чтение.
Всеподобные данные целесообразно вывести за пределы таблицы — в другую,подчиненную таблицу, в основном текст, в подтабличное примечание (прим. 1— 2).
Перечисленныеприемы значительно упрощают форму таблиц, порой резко сокращают занимаемую имиплощадь, и потому следует каждую таблицу оценивать с точки зрения возможностивывода из них некоторых данных.
Головкатаблицы (прим. 13) перегружена сведениями, которые могут быть помещены вподтабличном примечании (прим. 14).
/>
Пример1
/>
Примечание.Во всех графах указаны максимальная рекомендуемая нагрузка и внутреннеедавление в шине, соответствующее этой нагрузке.
Распределениеподлежащих между боковиком, головкой и прографкой
Еслиподлежащие, сосредоточенные в одном месте (напр., в головке), распределитьмежду частями таблицы (напр., между головкой и прографкой), то таблица станетболее компактной.
Объединениеодинаковых таблиц, стоящих рядом
Этотприем экономит площадь изданий, т. к. избавляет от необходимости повторять однии те же заголовки граф и боковика.
Устранениелишних граф
Клишним графам относятся графы с одним и тем же показателем; дублирующие другие;пустые незаполненные целиком или частично (напр., графа Примечание с текстомлишь в нескольких строках из многих).
Переносданных графы с одним показателем в тематический заголовок таблицы, в основнойтекст или в подтабличное примечание (прим. 20), а данных полупустой графыПримечание — в примечания под таблицей позволяет расширить остальные графы,уменьшить высоту таблицы благодаря сокращению числа многострочных данных (чемшире графа, тем в меньшее число строк укладывается элемент) и сделать таблицуболее наглядной по форме.
Крометого, как видно из сопоставления, убрав лишние графы, можно устранить пустотывнутри таблицы, когда, например, в издании не применяются оборки и узкиетаблицы приходится искусственно разгонять.
Сдваивание,страивание и т. д. таблиц
Вытянутыепо вертикали двух-, трехграфные таблицы можно сделать значительно компактнее(избежав к тому же оборок), если их сдвоить, строить и т.д. Хотя это задачатехнического редактора, редактор ускорит подготовку издания к производству,если наметит такую перестройку до передачи авторского оригинала на перепечатку.
«Перевертывание»таблиц
Превращаяграфы в строки и строки в графы, можно добиться большей компактности и, значит,экономичности таблиц, не занимающих весь формат набора и содержащих числострок, умещающихся в этот формат.
«Перевертывание»целесообразно также в тех случаях, когда таблицу приходится заверстывать боком(лежа), или когда в таблицу заверстаны рисунки, занимающие, в отличие отцифровых строк, много места по высоте и ведущие к пустотам в прографке, иликогда лишь боковик содержит многострочные тексты, а данные граф умещаются водну строку.
Принимаярешение о «перевертывании», учитывают воздействие его на чтение; экономияне должна достигаться за счет наглядности и удобства.
Делениетаблицы на несколько самостоятельных
Неэкономичностьнекоторых громоздких таблиц вызвана главным образом тем, что в них стремились втиснутьразнородный материал. Стоит только развести этот материал — разделить таблицуна несколько самостоятельных, как будет достигнута значительная экономияплощади.
Однаиз причин пустот в таких громоздких таблицах — сочетание однострочных элементовс многострочными.
Другаяпричина — поочередная характеристика в графах предметов, обозначенных вбоковике: в одних графах характеризуются одни предметы, в других — другие,отчего графы оказываются наполовину пустыми. В последнем случае достаточновыделить группы предметов, характеристика которых содержится в прографке, иотдельные таблицы, чтобы пустоты исчезли, а общая площадь отдельных таблицоказалась меньше, чем площадь той таблицы, в которую были включены все данныеэтих таблиц.
Объединениеграф
Экономиюплощади может принести объединение граф, содержащих данные одного рода, в этомслучае сократится число линеек и отбивок между графами, и таблица, которая доэтого не втискивалась в формат набора и которую приходилось располагать лежа,что тоже вело к потере места из-за разгона граф, уместится в формат набора.
Выигрышдостигается главным образом потому, что заголовок графы во многих случаях былшире колонки цифр в графе, отчего в ней пропадало много места. При объединенииграф ширина объединенной графы по этой причине может не меняться: в ней легкоумещаются данные двух граф — достаточно для этого сопоставить объединеннуюграфу таблицы с объединяемыми графами таблицы: общая ширина вторых меньшепервой.
Переменаместами ярусов головки
Кбольшим потерям места ведет такое построение многоярусной головки, при которомобъединяющие заголовки верхнего яруса лаконичны, а повторяемые заголовкинижнего яруса содержат большое число слов (знаков). Во многих случаях безущерба для смысла такие ярусы можно поменять местами, значительно сокративплощадь головки.
Приемыперестройки таблиц ради удобства их чтения
Отварианта построения таблицы во многом зависит, удобно ли ее читать — быстро,без дополнительных затруднений подводит она читателя к нужным сопоставлениям ивыводам, или ему приходится преодолевать сложности, которые вызваны еенеудачной формой.
Рациональныйпорядок расположения граф и строк
Первоетребование удобочитаемости таблицы — сопоставляемые данные должны располагатьсярядом, а не перемежаться другими данными, что вынуждает читателя, изучающеготаблицу, «перепрыгивать» взглядом графы и (или) строки, т. е.мысленно перестраивать таблицу.
Выборместа для показателей сказуемого
Набыстроту чтения таблицы влияет также место, которое выбрано для показателейсказуемого, — боковик это или головка. Сопоставлять числовые значенияоднородных величин наиболее легко и удобно по вертикали: единицы стоят подединицами, десятки — под десятками, и достаточно скользнуть взглядом поколонке, чтобы уловить характер изменений. Несколько труднее делать то же самоепо горизонтали. Поэтому при прочих равных условиях предпочтение следует отдатьпостроению, при котором показатели сказуемого стоят в головке, поскольку в этомслучае сопоставляемые числовые значения образуют колонки.
Рациональноеразмещение нескольких подлежащих
Принескольких рядах подлежащих (при прочих равных условиях) в боковикецелесообразнее помещать тот их ряд, числовую характеристику которых в прографкетребуется сопоставлять в первую очередь, т. к. сопоставлять числа удобнее повертикали.
Упрощениеголовки переносом ряда показателей в прографку
Многояруснаяголовка очень усложняет чтение таблицы из-за чрезмерного числа показателей вней. Если нецелесообразно поменять головку и боковик местами («перевернуть»таблицу), сделать таблицу более удобочитаемой может перенос некоторыхпоказателей из головки в прографку.
Приемыупрощения и сокращения заголовков граф
Устранениеповтора тематического заголовка (прим. 3)
Температурагорячих мастик при приготовлении и применении, °С
/>
Головкатаблицы с повтором тематического заголовка (вверху) и без повтора послеобработки.
Устранениелишних слов
Безусловнолишним является в заголовках граф слово Наименование (Название) присуществительном, поскольку любое существительное есть имя, наименование. Напр.:
Дообработки: После обработки:
Наименованиехарактеристики Характеристика
Названиеболезни Болезнь
Наименованиепродукции Продукция
Вомногих случаях можно обойтись в заголовке без слов число, число штук, человек.Напр., вместо Число рабочих; Число крестьян — Рабочих; Крестьян, вместо Проданостолов, шт. — Продано столов и т. п.
Заменасловесных заголовков граф символическими буквенными обозначениями
Такаязамена возможна и желательна, когда символы хорошо известны читателю, которомуадресована книга, или когда в тематическом заголовке употреблены словазаголовка и их символическое обозначение (прим. 4).
/>
Иногдазаменяют условными буквами многословные заголовки, расшифровывая эти буквы вподтабличном примечании или в тематическом заголовке.
Переводчислительных в цифровую или смешанную форму
Такойперевод уменьшает число знаков в заголовках граф и позволяет сузить графы илирасположить удобно сами заголовки.
Объединениедвух граф в одну для нормального расположения заголовков граф
Приемпозволяет при узких графах избежать набора заголовков боком, усложняющих набори чтение таблицы.
/>
Редакционно-техническоеоформление заголовков граф
Порядокрасположения элементов одного заголовка
Элементырасполагают в следующем порядке:
1.Словесное определение. — 2. Буквенное обозначение. — 3. Обозначение единицы. —4. Указание об ограничении (от, до, не более, не менее). Напр.:
/>
Расстановказнаков препинания между элементами заголовка графы определяется следующимисоображениями: 1) между словесным определением и буквенным обозначением запятаяне ставится, т. к. это одно целое, а не перечень; 2) между буквеннымобозначением и обозначением единицы запятая нужна, поскольку буквенноеобозначение замещает словесное определение, а между словесным определением иобозначением единицы запятую принято ставить; второе уточняет первое.
Последовательностьзаголовков
Вмногоярусной головке, которая содержит показатели сказуемого и показателиподлежащего, первыми, как правило, следует ставить показатели сказуемого, авторыми — показатели подлежащего, т. е. в первую очередь сообщать читателю, чтоза данные стоят в графах, а затем указывать объекты, ими характеризуемые или отних зависимые.
Заполнениеячейки головки над боковиком
Оставлятьуказанную ячейку пустой нежелательно, т. к. заголовок в ней помогает читателюбыстрее ориентироваться в таблице, позволяет упростить, сделать лаконичнеезаголовки боковика, уменьшить его площадь (прим. 6).
/>
Делениеячейки над боковиком косой линейкой
Онодопустимо лишь при очень сложной, многоярусной головке, когда нельзя упроститьее другими приемами. Благодаря этому приему можно уменьшить число ярусовголовки, т. к. верхний ярус переносится в правую часть поделенной косойлинейкой ячейки над боковиком. Однако при простой головке деление ячейки косойлинейки не рекомендуется, поскольку оно усложняет восприятие таблицы В подобныхслучаях заголовок из правой части ячейки над боковиком помешают в качествеверхнего яруса заголовков граф (прим. 7)
/>
Грамматическаяформа заголовков граф
Заголовкиставят в им. падеже ед. или мн. ч., без произвольного сокращения слов(допустимы в массовой и популярной литературе общепринятые сокращения, а вспециальной — распространенные специальные).
Мн.ч ставят только тогда, когда среди текстовых показателей графы есть такие,которые поставлены во мн. ч, или когда в ед. ч. заголовок передает не тозначение, которое нужно, или когда слово в ед. ч. не употребляется. В остальныхслучаях употребляют форму ед. ч.
Употреблениепрописных и строчных букв
Водноярусной головке все заголовки пишутся с прописной буквы.
Вдвух- и многоярусной головке заголовки верхнего яруса пишутся с прописной буквы,а заголовки последующих ярусов — с прописной, если они грамматически неподчинены стоящему над ними заголовку верхнего яруса, и со строчной, еслиграмматически подчинены стоящему над ними заголовку.
Обозначениеединиц величин
Употребляютсяв форме, установленной нормативными документами (см. ГОСТ 8.417—81).Рекомендуется присоединять их к предшествующей части заголовка без предлога ине в скобках, а после запятой. Напр.:
Рекомендуется:Допустимо:
Длина,м Длина (м); Длина в м; Длина (в м)
Нумерацияи литерация граф
Применяетсятогда, когда на графы надо делать ссылки в тексте. Неприменима в качествезамены заголовков граф в продолжении таблицы на последующих полосах, как этопринято делать в конторских машинописных таблицах, за исключениемрепродуцируемых машинописных оригинал-макетов, выполненных на конторскихпишущих машинках, из-за сложности и неэкономичности повторения головки.
Встатистике графы боковика принято обозначать прописными буквами русскогоалфавита, а остальные графы — арабскими цифрами. Напр.:
/>
Головкав продолжении таблицы на новой странице
Впродолжении таблицы на новой полосе головку требуется повторить, чтобы незатруднять чтение таблицы. В рукописи, однако, в продолжении таблицы на новойстранице повторять головку не обязательно (переходы с полосы на полосу всеравно не совпадут с переходами со страницы на страницу). Достаточно указатьнаборщику: В продолжении таблицы на новой полосе головку повторить со следующимзаголовком (далее пишут текст для набора заголовка: Продолжение табл. 5;Окончание табл. 5; текст сокращенного тематического заголовка-колонтитула).Головка распашной лежачей (поперечной) таблицы обычно не повторяется на правойполосе разворота.
Расположениезаголовков граф внутри своей ячейки
Горизонтальнорасположенные заголовки выключают:
Погоризонтали. Обычно выключаются посередине формата графы или нескольких граф,если заголовок их объединяет.
Повертикали. Расстояние от верхней линии текста заголовка до верхней линейкиячейки и от нижней линии текста заголовка до нижней линейки текста должно бытьодинаковым, при отсутствии линеек — до мысленно выделенных линеек, образующихверх и низ ячейки головки.
Прирасположении боком. С выключкой от нижнего края флагом, с небольшим отступом отнижней линейки ячейки.
Редакционно-техническоеоформление боковика
Соединительныйзаголовок В том числе
Применяюти располагают следующим образом:
ПрименениеОбязателен во всех случаях, когда после строки с суммарными данными следуютстроки, содержащие лишь часть слагаемых этих сумм.
Встатистических таблицах заголовок В том числе помещают обычно после выдвинутогов первую строку итога и тогда, когда далее следуют строки со всеми слагаемымиэтого итога. При соответствующем графическом и пространственном выражении соподчиненностизаголовков боковика заголовок В том числе не обязателен.
Расположение.Заголовок В том числе ставят так же, как предшествующий заголовок, либо какзаголовки, за ним следующие, либо с отступом от общего для всех заголовковбоковика левого края. Напр.:
/>
Среднийвариант наиболее удобен для чтения таблицы
ЗаголовкиИтого и Всего
Применяют,располагают и выделяют следующим образом.
Применение.Как и в головке, заголовок Итого ставят к строке с частным итогом, а заголовокВсего — к строке с общим итогом (включающим частные).
Выделениеи расположение. Эти заголовки принято выделять разрядкой или курсивом ивыключать в правый край боковика с многоточием (три точки) в конце либо безнего.
Итого200 | 300 | 500Итого 200 | 300 | 500
Выключкаодноступенных заголовков
Ихрекомендуется начинать: 1) с абзацного отступа, если в наборе большая частьзаголовков образует несколько строк (при наборе в таких случаях второй ипоследующих строк со втяжкой может возрасти общее их число); 2) от левого краясо втяжкой второй и последующих строк, если в наборе большая часть заголовковокажется однострочной (при отказе от абзацного отступа меньше вероятностьобразования вторых строк).
Допустими флаговый набор многострочных заголовков, но различимость их в этом случаеснижается. Этот недостаток можно свести на нет отбивками между заголовками, ноотбивки ведут к некоторым потерям площади.
Выключкамногоступенных заголовков
Онимогут располагаться следующим образом:
1)заголовки 1-й ступени — в соответствии с рекомендациями, описанными выше(причем при наличии у каждого заголовка 1-й ступени группы подчиненныхзаголовков наиболее подходит самый экономичный способ расположения — флаговый —все строки выключают от левого края и на весь формат боковика) или в краснуюстроку (посередине) и с выделением шрифтом полужирного либо курсивногоначертания (такое расположение предпочтительно при нескольких ступеняхзаголовков: оно помогает уменьшить число втяжек);
2)заголовки 2-й ступени — со втяжкой и расположением всех строк от левого краявтяжки (при отбивке каждого заголовка 2-й ступени от другого той же ступени)либо 1-е строки с абзацного отступа, а последующие от левого края втяжки,
3)заголовки 3-й и последующих ступеней — со втяжкой по отношению к левому краюзаголовков предшествующей ступени (при отбивке друг от друга одноступенныхзаголовков) либо 1-е строки с абзацного отступа, а последующие — от левого краясвоей втяжки.
Радиэкономии места втяжки целиком или частично могут быть заменены нумерацией и(или) литерацией заголовков (номера и литеры помогают хорошо различатьзаголовки разных ступеней) Например:
1.Заголовок первой ступени
АЗаголовок второй ступени
1Заголовок третьей ступени
а)заголовок четвертой ступени
б)заголовок четвертой ступени
2Заголовок третьей ступени
БЗаголовок второй ступени и т.д.
Грамматическаяформа заголовков
Именительныйпадеж единственного или множественного числа, за исключением случаев, когдазаголовки грамматически подчиняются заголовку над боковиком, который требуетпостановки заголовка в косвенном падеже.
Заменаповторяющихся слов в стоящих один под другим заголовках кавычками
Слова,повторяющие вышестоящий заголовок, заменяют кавычками по числу повторенныхслов. Замена кавычками допустима только при условии, что заменяемое слово стоитнепосредственно под тем же словом. Например:
/>
Малоцелесообразнас точки зрения удобства чтения, хотя и допустима, замена в словосочетанииодного первого снова либо только вторых или третьих слов. Порой заменакавычками заголовков боковика неприменима.
Заменаповторяющегося текста словосочетанием То же
Такаязамена применяется в нескольких вариантах.
Полныйповтор заголовка. При повторении подряд двух-, трех- и многострочного заголовкабоковика 1-й повторяющийся заголовок рекомендуется заменять словосочетанием Тоже, а последующие — кавычками. Например:
Республиканскиеобщестроительные Сварочные агрегаты постоянного организации тока
Тоже Та же
""
Частичныйповтор заголовка. Если повторяется только часть заголовка, а другая его частьменяется, то повторяющуюся часть можно заменить сочетанием То же. Например:
Желатино-глицериноваявальцмасса незадубленная………
Тоже задубленная …………………………………………….
Кэтому приему целесообразно прибегать тогда, когда он дает большую экономию, чемвынос повторяющейся части в заголовок старшей ступени. В приведенном вышепримере прием с использованием сочетания То же экономит 1 строку по сравнению свыносом в рубрику старшей ступени. Ср.:
Желатино-глицериноваявальцмасса:
незадубленная
задубленная
Еслис помощью То же (1-й прием) достигнуть экономии нельзя, то предпочтительнее 2-йприем, как более наглядный и выразительный. Например:
Допустимо:Предпочтительно:
Ремонтзданий одноэтажных Ремонт зданий:
Тоже двухэтажных одноэтажных
двухэтажных
Знакипрепинания. Отточие
Неявляется обязательным. Ставится для того, чтобы не дать глазу читателясоскользнуть на нижнюю или верхнюю строчку при отрыве заголовка боковика отначала табличной строки в прографке. Решение ставить или не ставить отточие,должно быть единым для всей книги.
Недопустимопроставлять отточие:
1)после двух- или многострочного заголовка при выравнивании табличной строки по еговерхней строке;
2)после чисел в цифровой форме, составляющих боковик (в этом случае боковик можетбыть легко придвинут к прографке);
3)если после заголовка боковика умещается меньше трех точек.
Нумерациятабличных строк
Необходима:1) для упрощения ссылок на табличные строки;
2)для различения заголовков боковика разных ступеней.
Еслинет этих оснований, табличные строки нумеровать не рекомендуется.
Приемыупрощения прографки
Вынособщих данных за пределы прографки
Данные,общие для каждой ячейки графы (напр., единицу величины), выносят в заголовкиграфы; данные, общие для всех ячеек таблицы, — в ее тематический заголовок..
Указаниеединицы величины у числа в прографке
Еслиу одного из чисел графы или строки другая единица величины, чем у всехостальных, то эту единицу как исключение оставляют у числа в прографке. Этопозволяет не вводить лишнюю почти пустую графу.
Тоже делают, если у одного-двух чисел прографки другая единица величины, чем увсех остальных чисел прографки. Благодаря этому не нужно повторять общую длябольшинства чисел единицу величины в заголовке каждой графы.
Местоуказания сокращенных обозначений единиц углов (градусы, минуты и секунды)
Единицыуглов принято ставить у верхней строки графы в сокращенном обозначении рядом счисловым значением. Например:
/>
Есличисловые значения углов и т.д. образуют табличную строку, то единицы обычноставят после заголовка боковика или в 1-й графе. Например:
Угол(градусы, минуты, секунды) 5 45 30 30 15 45 15 45 25
Угол5°45'30 30 15 45 15 45 25
Местоуказания сокращенных обозначении рублей и копеек, часов и минут, другиханалогичных обозначений
Вграфах, содержащих числа в рублях и копейках, часах и минутах, обозначениеединиц ставят либо у верхней строки графы, как и сокращенные обозначенияградусов, минут и секунд (см.выше), либо в заголовке графы, но таким образом,чтобы читателю было ясно значение каждого из чисел в колонке. Например:
/>
Округлениемногозначных чисел
Этоделается для того, чтобы упростить чтение таблицы, помочь читателю быстреесхватить ее суть. Такая обработка противопоказана в тех случаях, когда читателюважно знать не округленные числа.
Однотипныечисловые данные рекомендуется, как правило, округлять с одинаковой степеньюточности. В разных графах или строках это можно делать по-разному, выбираянаиболее рациональный способ.
Встатистических таблицах, в случаях, когда это не влияет на точность данных,принято:
1.Округлять абсолютные числа так, чтобы они содержали не более четырех значащихцифр.
2.Значения относительных величин округлять так, чтобы они содержали не более трехзначащих цифр. Например:
/>
Рациональныйвыбор кратной или дольной единицы величины
Этотприем может быть успешно использован вместо округления для замены многозначныхчисел четырехзначными. Выбирают такую кратную или дольную единицу величины, прикоторой числовые значения величин в таблице не будут более четырехзначных.Например:
/>
Выносза пределы прографки постоянного множителя. Прием позволяет из многозначныхчисел сделать двух-, трехзначные. Например:
/>
Постоянныймножитель всех чисел таблицы переносят в тематический заголовок, всех чиселграфы — в заголовок графы. При этом надо изменить знак перед ним, т. к. переносозначает, что множитель из правой части уравнения передвинут в левую.
Объединениев одну ячейку нескольких ячеек с одинаковыми данными.
Такойприем облегчает чтение и изучение таблицы.
/>
Использованиегоризонтальных линеек, разделяющих строки таблицы
Такиегоризонтальные линейки целесообразно использовать:
1)в распашных продольных таблицах, чтобы дефекты полигр. исполнения не вводили взаблуждение читателя при несовпадении строк на развороте;
2)при сложных многострочных текстовых ячейках, когда сдвиг строки может привестик неверному прочтению таблицы;
3)при необходимости объединения в одну ячейку нескольких ячеек с одинаковымиданными, когда при одном разрыве вертикальных линеек чтение таблицы будетзатрудненным.
Редакционно-техническоеоформление прографки
Повышениевыразительности прографки оформительскими приемами
Дляэтого:
1.При сдваивании, страивании таблиц разделяют сдвоенные, строенные части, какправило, двойной линейкой.
2.Выделяют шрифтом важнейшие данные (в т. ч. итоговые).
3.Набирают десятичные знаки в десятичных дробях на нижнюю линию шрифта 583,5).
Указаниеоб отсутствии сведений
Ставятмноготочие (...) или пишут: Нет свед. (сведений).
Указаниеоб отсутствии явления
Еслиявление не наблюдается, т. е. нет и не будет возможности проставить в ячейкетаблицы какие-либо сведения, то взамен ставят тире. Оставлять ячейку пустой нерекомендуется.
Расположениечисел в графах
Определяетсяследующими условиями:
1.Числовые значения одной величины. Располагают в графах так, чтобы единицынаходились под единицами, десятки — под десятками, сотни — под сотнями и т. д.
2.Числовые значения неодинаковых величин. Выключают в графах посередине (вкрасную строку).
3.Диапазон значений величин (через тире или многоточие). Тире/многоточиевыключают посередине формата графы, а числа ровняют по тире/многоточию.
4.Смешанная графа (из отдельных чисел и диапазона значений). Отдельные числаровняют по тире с выключкой числовых значений однородных величин по принципуединицы под единицами.
Расположениестрок по отношению к двух- или многострочным заголовкам боковика
Располагаютих следующим образом:
1.Все строки таблицы из однострочных элементов равняют по последней строкезаголовка боковика.
2.Табличные строки с двух- или многострочными текстовыми элементами ровняют поверхней строке заголовка боковика.
3.Сочетание строк с однострочными элементами и строк с двух- и многострочными элементами.Ровняют все строки по верхней строке, даже если строка с двух- и многострочнымиэлементами одна в таблице.
4.Строки с номером по порядку в отдельной левой крайней графе предпочтительноровнять по верхней строке заголовка боковика, чтобы легко соотноситьоднострочные элементы табличной строки с номером.
Такимобразом, расположение табличных строк относительно многострочного заголовкабоковика следует унифицировать в пределах двух групп таблиц:
· 1-й— со всеми однострочными элементами в прографке (строки прографки помещаютпротив последней строки заголовка боковика);
· 2-й— хотя бы с одним двух- или многострочным элементом (строки прографки ровняютпо верхней строке заголовка боковика).
Оформлениетекста в прографке
Оформляютего следующим образом:
Начальнаябуква текста. Прописная, за исключением случаев, когда текст должен служитьобразцом написания и первое слово не является именем собственным.
Падежведущего слова. Если оно существительное, то ставится в им. падеже ед. или мн.ч. (число — по смыслу).
Пунктуация.В конце точку ставить не принято. Внутри текста знаки препинания — посовременным правилам.
Заменаповторяющихся слов и словосочетаний кавычками
Еслив соседних строках графы текст повторяется, то поступают следующим образом:
1. Когдатекст умещается в одну строку, он заменяется кавычками (число кавычек по числуслов).
2. Когдатекст не умещается в одну строку, он заменяется выражением То же, которое придальнейшем подряд повторении текста заменяется одной парой кавычек.
3. Когданачальная часть текста повторяется в соседних строках, а конец текстовогоэлемента — изменяющаяся часть, то допустима частичная замена текстасловосочетанием То же.
Нерекомендуемые случаизамены текста таблицы кавычками.
Не принята заменакавычками 1) цифр и знаков, 2) обозначений единиц величин, 3) инициальныхаббревиатур (МХАТ), 4) марок машин и механизмов, включающих инициальнуюаббревиатуру (ПОК-2), 5) сокращенных обозначений нормативных документов (ТУ,ГОСТ, ОСТ и т.д.) с номерами, 6) при переносе повторяющегося текста на новуюполосу (в этом случае даже если повторяющийся текст был в конце предшествующейполосы заменен кавычками, и начале новой полосы он для удобства чтения долженбыть полностью повторен)
Примечание1. Поскольку при обработке таблицы редактор заранее не знает, где именно приверстке будет разделена таблица переходом на новую полосу (для этого нуженточный расчет набора таблицы, что не входит в круг обязанностей и задачредактора) то технический редактор должен письменно предупредить типографию отом что при переходе на новую полосу надо полностью набирать повторяющийсятекст не ставить ни кавычки, ни словосочетание То же.
Примечание2. Во многих издательствах к числу нерекомендуемых случаев замены кавычкамиповторяющегося текста таблиц в прографке относят случаи когда повторяющийсятекст разделен горизонтальной линейкой. Формально для этого есть основания,повторяющийся текст не следует непосредственно за таким же — их разделяетлинейка. Но замена кавычками допустима и в таких случаях, поскольку линейка немешает читателю понимать, какой текст заменен кавычками.
Глава3. Анализ таблиц и их связи с текстом в учебных изданиях
3.1Связь таблицы с текстом
Условияприменения ссылки на таблицу в тексте
Еслитаблица является частью текста, ссылка на нее в тексте обязательна, читательдолжен знать, когда и в связи с чем ему надлежит прочитать таблицу, и к тому жепри верстке очень часто таблицы не могут быть размещены непосредственно послетекста, к которому они относятся.
Основныетребования к анализу таблицы в тексте
Онисводятся к следующему.
1.В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, необходимо не пересказыватьее содержание, а формулировать основной вывод, к которому подводят табличныеданные, или подчеркивать какую-нибудь их особенность, или вводитьдополнительные данные, резче выявляющие основные закономерности, выводимые изтаблицы (например, относительные числа, если в таблице приведены толькоабсолютные, и т.п.)
2.Комментарий к таблице и анализ ее в тексте должны отвечать фактическому исмысловому содержанию таблицы, не вступать в противоречие с ним. Нередкосоответствие нарушается. Например, в тексте сообщается: Слюна различных железпо составу неодинакова (табл 1). А по табл 1 видно, что состав слюны один и тотже, различно же соотношение составных частей в слюне, причем одной железы, а неразных. Иногда относительные числа в тексте не соответствуют абсолютным втаблице.
Таблицыв специализированных изданиях
Таблицыкак и любой элемент учебного издания, несут определенную информацию, однако ихглавное назначение — не предметно-содержательное, аорганизационно-процессуальное. Причем табличная форма здесь сама становитсяценностью — необходимым средством овладения учащимися методами научногомышления и рациональной организации учебной деятельности.
Взависимости от конкретного назначения таких способов таблицы делятся на двегруппы. Первую составляют таблицы, созданные облегчить учащимся усвоение,главным образом запоминание. Такие таблицы не представляют какой-то новый,более сложный способ структурирования учебного материала, наоборот, онисокращают его, т. е. вводят минимум учебного материала и по этому принципугруппируют его. Обоснованно отвергнув узкоинформационный тип учебной книги,современное учебное книгоиздание выбросило его частные полезные решения, в томчисле достаточно развитую систему таблиц, облегчающих запоминание. При всейсвоей простоте и кажущемся примитивизме они просто необходимы в густонасыщенных разной информацией современных учебных книгах. Например, курс новойистории (первый период) содержит множество фактов, с которыми связаны измененияво всех сферах жизни общества эпохи утверждения капиталистического строя.Запомнить все эти факты, установить связи между ними, применить такое пониманиефактов для решения новых, более сложных учебных задач, пользуясь только текстоми иллюстративным материалом учебника, подросткам очень трудно.
Вторуюгруппу составляют таблицы качественно иного уровня. Они структурируют учебныйматериал в новой логике, отличной от той, которая использовалась при раскрытиисодержания учебного предмета. В эту группу входят систематизирующие, обобщающиеи интегрирующие таблицы. Уже само табличное построение, наличие графпризнаков(параметров) вооружает учащихся самыми сложными учебными умениями. А саматаблица, помимо своего прямого назначения, становится образцом, эталоном ихосуществления. Анализ таблиц в учебных изданиях
1. Данная таблица взятаиз университетского издания «Лекции по истории» и содержит сведения овозникновении древнейших государств.
Таблицаполосная, продольная, закрытая. Все необходимые элементы присутствуют,подлежащее соответствует сказуемому.Пункты сравнения Урарту (Закавказье) Средняя Азия Северное Причерноморье Время существования IX-VI века до н.э. Сер.Iтыс.-2 пол. VI в. До н.э. V – I вв. до н.э. Хозяйство Ирригационное земледелие, скотоводство, садоводство, ремесла, архитектура Орошаемое земледелие, разведение хлопка, торговля (выгодное геогр.положение), ремесла, архитектура Посредническая торговля (между Грецией и местными племенами), с/х (зерно, масло, вино), ремесло Госуд. устройство Деспотии с неограниченной властью верховного владения Монархия Города – полисы с демократической формой правления (Ольвия, Херсонес). Боспорское царство — монархия Внешняя политика и историческая судьба Войны против Ассирии и соседних племен. Пало под ударами скифов и др.соседей Были завоеваны персами, затем А. Македонским, потом вошли в состав др.государств Престали быть самостоятельными. Стали вассалами Рима. Уничтожены в дальнейшем гуннами
2. Цветное издание «Английскийязык в таблицах». Таблицы клочковые, закрытые, головки и боковики выделеныцветом, отличным от основного. Также выделяются сопутствующие таблицы,подставленные для сравнения. Не совсем удобочитаемы, перегруженные однипрографки и заполненные прочерками другие затрудняют восприятие.
/>
3. «Таблицы порусскому языку». Все таблицы в издании подобны этой: полосные, закрытые,простые, расположенные на полосе лежа, поперек текста. Зачастую вклиниваютсяпрографки, подобные «Запомни!», нарушающие стройность таблиц, нопривлекающие внимание учащегося.
/>
4. «Таблицыфизических величин». Из-за сложности представляемого предмета таблицыприсутствуют всех видов: клочковые, полосные, распашные, комбинированные;расположенные стоя и лежа; закрытые, полузакрытые, открытые; с примечаниями ибез и т.д. Издание самое богатое на табличный материал.
/>
5. Учебное пособие «Организацияпредпринимательской деятельности. Схемы и таблицы». Привычных таблиц кактаковых мало, их место занимают различные схемы.
Присутствующие таблицыпредставлены клочковыми, реже – полосными и комбинированными видами. Всезакрытые, располагаются стоя на полосе, шрифт заголовков выделенполиграфическими средствами. С текстом не связаны, так как текст отсутствует.
/>
3.2 Типичные ошибкиредакционно-технической обработки таблиц.
Соответствиесодержания таблицы ее задаче
Нередкоправильно сформулированной в тематическом заголовке и в основном тексте задачетаблицы не отвечает ее построение, а значит, и содержание. Читателю приходитсямысленно переделывать таблицу, чтобы разобраться в ее сути.
Единообразиепостроения однотипных таблиц
Когдаоднотипные таблицы построены по-разному, удобочитаемость падает, т. к. каждоеновое построение читателю надо осваивать заново. Наоборот, при одинаковомпостроении однотипных таблиц читателю разобраться в каждой последующей таблице;суть ее отношений им уже освоена. Поэтому надо при разнобое привести однотипныетаблицы к единообразному построению, выбрав наиболее экономичный иудобочитаемый вариант.
/>
/>
Рациональнаяметодика редакционно-издательской обработки таблиц в изданиях с большим ихчислом
Каквидно из примеров переработки таблиц, их перестройка требует хорошо развитогопространственного воображения и чрезвычайно трудоемка. Ведь для того, чтобынерационально и неудобно для читателя построенную таблицу можно было набрать вновой, исправленной форме, ее необходимо элементарно переписать от руки, или напишущей машинке, или с помощью компьютера.
Еслитаких таблиц много, издательству, которое стремится дать читателю книгу внаилучшем виде и с наименьшей затратой печатной площади, придется только наредакционно-издательскую обработку таблиц затратить уйму времени, намногорастянув редакционно-издательский процесс. Как же совместить стремление ксовершенству и необходимость выпускать издания в сжатые сроки? В тех случаях,когда предстоит выпустить издание с большим числом сложных таблиц, издательствупрежде всего стоит проверить, насколько владеет искусством и техникойпостроения таблиц автор намечаемого к изданию произведения, т е. попросить егопредставить для редакторской оценки образцы построенных им таблиц для будущегоиздания пли аналогичных из ранее изданных. Если эти образцы удовлетворятосновные требованиям к таблицам, изложенным, в частности, в настоящемсправочнике, значит, все в порядке.
Еслиже среди образцов окажется много построенных нерационально, при заключениидоговора надо вписать в него основного требования к таблицам, опираясь наданную главу. Тогда оригинал не придется серьезно перерабатывать.
Заключение
В заключении подведем основныеитоги курсовой работы.
Скольбы ни было сложным составление таблиц, оно необходимо для систематизацииоднородных данных. Как показали примеры, наличие табличного материаланеобходимо для изданий учебного характера. Несомненно, таким способом гораздоудобнее сопоставлять показатели, следить за динамикой изменений, экономитьместо в издании.
Современнымкнигам без таблиц не обойтись.
Цельюкурсовой работы являлось изложение характеристики таблиц и способов ихоптимизации. Задачами было выявить, насколько табличное отображение материалаудобнее текстового и как правильно им распорядиться.
Объектомисследования выступила деятельность редактора, направленная на создание иправку таблиц.
Цельи задачи курсовой работы обусловили выбор ее структуры. Курсовая работа состоитиз введения, двух частей, заключения и списка использованной при написанииработы литературы.
Впервой части «Таблицы: общая характеристика» изложили определениявидов и составных частей таблиц.
Вовторой главе «Современные подходы к редакционно-технической обработкетаблиц» раскрыли вторую тему работы, касающуюся непосредственно ролиредактора в преобразовании текста в таблицу.
Втретьей части «Анализ таблиц и их связи с текстом в учебных изданиях»рассмотрели примеры применения таблиц на практике.
Взаключении мы подвели основные итоги курсовой работы.
Списокиспользованной литературы
1. БазановаА.Е. Литературное редактирование: Учеб. пособие. — Ч. 1. — М.: Изд-во РУДН, 2006.
2. МильчинА. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформлениеиздания. — М.: Олимп: ООО «Фирма „Изд-во ACT“, 1999. — 688 с.
3. ДрабкинаМ.Л., Курс лекций.
4. http://educational-literature.ru/c-tablicy/p-tablicy.html#more-30
Иллюстративныйматериал (гл.3).
1. З.Н.Губков. Лекции по истории России. – Спб.: Издво-во Питер, 2008.
2. А.Васильев. Английский язык в таблицах — Спб: Олма-пресс, 2007.
3. МалюшкинА.Б. Учебные таблицы по русскому языку. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Таблицыфизических величин. Справочник. Под ред. акад. И. К. Кикоина. — М., Атомиздат,1976.
5. ПопковВ. П., Евстафьева Е. В. Организация предпринимательской деятельности. Схемы итаблицы. — СПб.: Питер, 2007. — 352 с.: ил.