Реферат по предмету "Психология"


Система творческих работ учащихся в 5–6-х классах

Система
творческих работ учащихся в 5–6-х классах

Ирина Сиполс

школа №1280

Москва

Программа литературного образования МИРОС рассматривает
самостоятельную творческую деятельность ученика как определяющий компонент
литературного образования.

Особую роль творческие работы играют на начальном этапе, то
есть в 5–6-м классах, когда аналитический подход к литературному произведению
только формируется и доступен ещё не каждому ученику.

В этом возрасте ребята очень гордятся своими собственными
сочинениями, с удовольствием называют себя поэтами и писателями, поэтому
задания творческого характера помогают учителю литературы формировать ситуацию
успеха на уроках, стимулируют развитие интереса к литературе, помогают
постигать мир художественного произведения писателя-классика.

Творческие
работы учеников 5–6-х классов условно можно разделить на две группы:

1. Собственно творческие, то есть работы, предполагающие
сочинительство, написание произведения определённого жанра с художественным его
оформлением и обработкой.

Так, в самом
начале 5-го класса при изучении авторской волшебной сказки, в результате
постепенного вхождения в мир героев сказок Пушкина, Перро, Андерсена и других,
разговоров о мотивах поступков этих героев, по мере постижения законов
сюжетостроения и способов выражения авторской воли ребята придумывают героев и
выстраивают действие своих будущих сказок. Эта предварительная работа
заканчивается “изданием” собственных сочинений и праздником сказки и
сказочников.

Последующая
работа в блоке «Миф и сказка» заканчивается написанием подражания мифу в духе
Р. Киплинга.

Это задание
вызывает большой интерес, поскольку дети очень любят всё объяснять: это делает
их взрослее, старше в собственных глазах.

Отдельные
ученики справляются и с гораздо более сложным жанром былины, которая пишется на
злобу дня (на бытовые сюжеты, сюжеты из школьной жизни) и является уже не
просто стилизацией, но и порой носит пародийный характер.

По мере прохождения
программы 5-го класса учащиеся пробуют себя в роли баснописцев-моралистов, а
некоторое время спустя с удовольствием сочиняют “чушь” и “чепуху”, подражая Д.
Хармсу.

В 6-м классе
подобные творческие работы будут усложняться. Их связь с литературным
источником становится более глубокой: уже не жанровая природа произведения
является примером для подражания, а темы, проблемы, поднятые автором, эпизоды,
ситуации, в которые попадают герои изучаемых произведений, становятся
материалом для собственного творчества. И наконец, стиль писателя, стиль
произведения (а именно изучение стиля является стержнем программы 6-го класса),
объективное (реалистическое), субъективное (романтическое) изображение жизни
питает ученическое творчество.

Так, после
второго блока («Связь стиля повествования с жизненным материалом и образом
автора») ученики пишут: «Монолог раненой птицы», «Рассказ щенка о незаслуженной
обиде», «Воспоминания Курочки Рябы о старике и старухе».

После прочтения
пушкинской повести «Станционный смотритель» шестиклассники пробуют себя в роли
“блудного сына” или “блудной дочери” — «Письмо блудной дочери/сына».

Формирование
представления о художественном образе (третий блок), его живописности и
многозначности невозможно без соотнесения изобразительно-выразительных средств,
которыми располагает литература, с ресурсами живописи (пейзаж, портрет,
натюрморт). Так появляются словесные натюрморты — описания праздничных обедов,
именинных торжеств и скромных домашних ужинов.

Блок
«Комическое слово» и рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» дают возможность
на современном жизненном материале поработать с деталью и смоделировать
ситуацию «Толстый и тонкий — 200. . . ».

Трудным для
большинства, но благодатным для литературно одарённых и духовно глубоких детей
становится написание лирических этюдов после сложного, но эмоционального
обсуждения на уроках философской сказки Экзюпери «Маленький принц», — «Пустыня
хороша оттого, что в ней скрываются родники», «Вода бывает нужна и сердцу»,
«Зорко одно лишь сердце» и так далее.

Эти мудрые
изречения, лирические раздумья ребят и в целом размышление над сказкой-притчей
готовят почву для работы над одним из самых сложных жанров — притчей, с которой
начнётся программа 7-го класса. Тогда ученикам предстоит проверить свои
творческие возможности при написании басни-притчи, основываясь на ветхозаветных
притчах царя Соломона или на собственном материале.

2. Второй тип творческих работ — работы о себе, о мире, в котором то
радостно, то одиноко ощущает себя каждый ребёнок. Это этюды, а порой и просто
небольшие зарисовки, реплики, которые носят глубоко личностный характер, а
потому, по сложившемуся уговору, ребята в уголке таких работ иногда ставят знак
“С. С. ” (совершенно секретно), и учитель становится единственным хранителем
детской тайны. Это, несомненно, по-человечески сближает ученика и учителя и в
то же время даёт ребёнку ощущение защищённости.

Эти творческие
работы также вызываются к жизни литературой, но здесь связь между произведением
и читателем другая: судьбы литературных героев, ситуации, положения, в которые
они попадают, их чувства, мысли, автор, оценивающий своих героев, помогают
ученикам увидеть себя со стороны, открыть что-то новое в себе и мире. И
наоборот, осознание своего “я”, своего места в жизни позволяет глубже проникать
во внутреннее содержание литературного произведения и в конечном счёте
способствует формированию личности читателя и человека, то есть имеет огромное
образовательное и воспитательное значение. Кроме того, такие задания помогают
учителю лучше узнать своего ученика, продумать индивидуальный подход к нему на
уроках и во внеклассной работе.

Оценки за такие
работы выставляются не всегда (всё зависит от конкретного случая), но иногда
важнее отметки становится совет или знак понимания — помета, сделанная на полях
человеком, которому ребёнок доверяет.

Первым
произведением в программе 5-го класса, которое даёт возможность задуматься о
себе и о своих поступках, становится сказка А. Погорельского «Чёрная курица».
Тут мои ученики пишут и о своих самых сокровенных желаниях («Что бы я попросил
на месте Алёши»), и о том, «Когда мне было стыдно».

ОляК. Мне
всегда стыдно, когда я куда-нибудь опаздываю. Иногда это от меня совсем и не
зависит, потому что чаще всего меня возит папа. Папа то проспит, то забудет,
что у меня занятия. За опоздания ругают меня, а не его, и мне всегда стыдно.
Когда я вырасту, я никуда не буду опаздывать.

ОлегТ. Мне
бывает стыдно, когда родители меня отчитывают и ругают. Причин для этого бывает
много. Например, когда у меня в портфеле много мусора, а я его не выкинул, или
когда я получаю плохую отметку за домашнее задание. Сильнее всего я всё-таки
стыжусь из-за этого. Потом вечером я обычно не могу заснуть около часа и
обдумываю то, что сказала мне мама.

При изучении
лирических произведений у пятиклассников постепенно создаётся “словарь
настроений”, а параллельно с ним появляются работы «Когда мне было грустно
(весело, страшно)».

ЛарисаС.
Однажды нам задали по чтению прочитать «Фею Фантасту». В этом рассказе-сказке
говорилось, как в осенний день (на море или в лесу) можно увидеть
фантастические фигуры.

Когда автор
описывает поздний вечер в лесу, мне уже отчасти становится страшно. И вот я уже
сижу с ногами на стуле, озираюсь по сторонам, а так как нахожусь одна в
комнате, то еле сдерживаю крик ужаса. Вот что там было написано: “Вы идёте по
лесу поздним вечером. Вдруг впереди поляна. На ней что-то странное. Вы
всматриваетесь. Внезапно этот неизвестный предмет начинает шевелиться. Вам
кажется, что это огромное, противное, безобразное чудовище! Оно тянет к вам
свои ужасные лапы. . . ”

Моё сильно
развитое воображение рисует жуткую картину. Сотни этих лап торчат у меня перед
глазами. . .

Я больше
двадцати минут отходила от этой сказки. Разве можно такое писать для детей?

Или в связи со
снами героев: «Мой самый страшный (весёлый, странный, нелепый. . . ) сон».

ДимаП. Самый
чудесный сон приснился мне, когда я заснул, выполняя домашнее задание. Мне
приснилось, что я игрок команды «Манчестер Юнайтед». Мы играли против
испанского клуба «Реал Мадрид». Я вышел на замену на шестидесятой минуте. Счёт
был ничейный — 3:3. И вот на девяностой минуте матча мне дали пробить штрафной
удар. Я бью, и. . . ГОЛ!!! Трибуны взревели, все игроки побежали меня
поздравлять.

Тут я
проснулся. Передо мной лежит учебник — «Литература. 5-й класс».

ДашаО. В
основном я сплю без снов. Но один раз мне приснился очень приятный сон.

Был мой день
рождения. Мне принесли подарок в коробочке. Я развязала коробочку, а в ней
кошечка. Как же я обрадовалась! Я просто замерла от восторга. Кошечка смотрела
на меня большими умными зелёными глазами. Я хотела взять её на руки, но тут на
меня упал луч света, и я проснулась.

Больше в ту
ночь я не видела снов. А кошечку мне так и не подарили.

После изучения
произведений о животных (девятый блок) мои ученики учатся смотреть на себя со
стороны: «Что думает обо мне моя собака (кошка, крыса, морская свинка. . . )?»

Но, конечно же,
блок произведений, рассказывающих о детстве, и прежде всего повесть Толстого
«Детство», даёт особый материал для раздумий о герое и соотнесения его с собой.


Даже маленькие
зарисовки бывают по-детски хороши своей откровенностью: «Нравлюсь ли я себе?»

СерёжаС. В
целом себе я не очень нравлюсь. Наружность моя не очень красива, но даже если
бы она была гадкой, я не обращал бы на это внимания, потому что я оцениваю
человека не по красоте, а по его нраву и качеству. Что касается нрава, то себе
я кажусь кротким и тихим, но приписываю это моей трусости. С ней мне всё время
приходится бороться. Но несмотря на то, что я трус, у меня есть и свои плюсы: я
добр и умею сочувствовать. Иногда я проявляю сообразительность.

ЮляХ. Я вижу
себя не очень красивой, но и не страшной. Характер, на мой взгляд, у меня не
капризный, но и не гордый. Хотя у меня мало доброты и чуть больше зла. Я
переменчива. Не могу долго дружить с одним человеком.

Но, если
честно, я себе нравлюсь. Мне нравятся мои глаза и губы, люблю я себя за
характер и за хитрость. Иногда и за наглость.

«Избалован ли
я?»

МашаД. Я думаю,
что я избалованная, потому что я привыкла всегда добиваться своего, настаивать
на своём. Когда я спорю, я всегда говорю своё, никогда не соглашаюсь с другими.


Мне стыдно в
этом признаться, и я хочу исправиться.

Герой Толстого,
склонный к самоанализу, сам Толстой с его идеей нравственного самосовершенствования
предлагают и очищение — «Темные пятна на страницах моих воспоминаний», — и
постижение самого себя — «Какой черты характера мне не хватает?».

СашаБ. Мне не
хватает трудолюбия и целеустремлённости. Я много времени трачу на посторонние
занятия: компьютер, журналы. А на хорошие дела не хватает ни времени, ни сил.

Я очень
нерешительный человек и много и долго сомневаюсь, когда нужно сделать выбор.
Вот эти недостатки я и пытаюсь преодолеть.

КириллИ. Я
никогда об этом не задумывался. Я чувствую, что я далеко не идеал, но не могу
понять, чего именно мне не хватает. С одной стороны, я добрый, отзывчивый, но с
другой — всё не так просто. Я, видимо, себя мало знаю, а может быть, мне просто
не хватает искренности.

«Чему я завидую
больше всего?»

ЛёшаГ. Чаще
всего я завидую своему брату Васе. Как только он что-нибудь купит, так и мне
это захочется. Вот он купил себе CD-плеер, и я захотел. Меня это прямо бесило,
что у него есть хорошая вещь, а у меня нет. Вот я и начал у брата выпрашивать
CD-плеер. Васе это надоело, и он всё-таки отдал мне его. А теперь я даже не
знаю, что на день рождения попросить. Вроде бы всё уже есть. Но я всё равно
что-нибудь захочу. Это я точно знаю.

ЛенаМ.
(выдержки). Я немного завидую тем людям, которые хорошо поют и выступают на
эстраде. Сама я неплохо пою, просто мне хотелось бы когда-нибудь побывать на их
месте.

СашаК. Я больше
всего завидую своим родителям. Они вольны делать что захотят. Хотят — идут
гулять или в гости, хотят — едут куда-нибудь, ходят на работу, а это интересно,
а также покупают что захотят. Если бы я был на их месте, я был бы очень
счастлив, даже зная, что у взрослых есть проблемы — такие, как прокормить
семью.

И, наконец,
обобщение — «Мир детства».

ФедяМ. Я часто
вспоминаю ранние годы своего детства.

Помню, как я
катался на своём первом трёхколёсном велосипеде. У него не было нормальных
тормозов, и я тормозил ногами, а мама сердилась, что ботинки пачкаются. Сейчас
у меня большой двухколёсный велосипед, и я очень люблю на нём кататься.

Ещё помню, как
катался с горки на бабушкиной сумке и на санках, а бабушка учила меня
поворачивать. Потом у меня появился хороший снегокат, и мы с папой на нём много
катались. Иногда папе на глаза падала шапка, а так как он управлял снегокатом,
то мы всегда во что-нибудь врезались.

Также помню,
как мы ездили с родителями в Сочи, и я не пускал их купаться. Теперь же я
научился плавать и сам купаюсь вместе с родителями.

Помню, как
старший брат задирал и щёлкал меня. Мне тогда было очень обидно. Теперь он
женился, стал серьёзным, и у нас с ним хорошие отношения.

Ещё помню, как
мама принесла домой маленького серенького котёнка. Теперь же у нас дома живёт
громадный серый котяра.

Сейчас моё
детство подходит к концу. Это немного грустно, потому что сейчас родители
жалеют меня и помогают мне. Но, с другой стороны, это хорошо, потому что никто
не будет заставлять меня есть, ограничивать мне время игры на компьютере и я
буду делать что хочу.

Уроки в шестом
классе начинаем с темы взросления толстовского героя Николеньки Иртеньева
(повесть «Отрочество»). И в работах «Когда кончается детство» можно будет
заметить, как выросли и возмужали за несколько месяцев ученики.

В лирических и
творческих работах появляется тема воспоминания (после обсуждения очень трудной
и многогранной для изучения повести Чингиза Айтматова «Ранние журавли»): «День,
который я люблю вспоминать», «Как приходят воспоминания», «Что такое счастье».

Подобные
раздумья, изложенные на бумаге, не только способствуют духовному взрослению
учеников, но и являются важным звеном в формировании индивидуального стиля,
письма учащегося, дают ему возможность вдумчиво работать со словом, расширяют
его словарь.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lit.1september.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.