Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Уголовно правовая борьба с организованной преступностью в Российск

--PAGE_BREAK--Воры делились на множество разнообразных специалистов в зависимости от способа совершения преступлений и объема кражи. Доктор юридических наук А.И. Гуров выделяет две разновидности воров наиболее похожих по своим признакам на современную организованную преступность. Первый вид, это так называемые “медвежатники” — взломщики сейфов. Этот вид категории воров представлял собой техническую интеллигенцию уголовного мира. Они изучали новейшие конструкции металлических хранилищ денег, имели набор сложнейших приспособлений. В начале двадцатого столетия именно они первыми применили при вскрытии сейфов газосварочный аппарат. Медвежатники в основном действовали организованными группами от 5 до 15 человек. Это были хорошо организованные группы, пользовавшиеся авторитетом в уголовном мире, имевшие связь с чиновниками полиции. И что характерно, то, что главарями являлись не только махровые и отпетые рецидивисты, но и нередко сами ими были профессиональные политики, например, одну из таких групп возглавлял депутат II Государственной Думы Кузнецов А.И.[9]
Как свидетельствуют документы прошлого времени, некоторые группировки медвежатников были связаны не только с полицией, но и со служащими банков, частных контор, которые помогали им совершать преступления, снабжая их информацией о наличии охраны, денег в сейфах, конструкциях замков[10].
Второй вид из наиболее серьезных и опасных категорий воров были “конокрады”. Так как в аграрной России основным средством передвижения, обработки земли являлись лошади, следовательно, появились лица, специализирующиеся на данном виде воровства (конокрадства). Специфика совершения этого вида преступления и сбыта похищенных лошадей вызывала необходимость создавать крупные преступные организации, насчитывающие до нескольких сотен участников. Эти преступные организации конокрадов имели свои жесткие структуры, места дислокаций, опорные и перевалочные базы, своих людей на конезаводах или у крупных помещиков. На них работали группы цыган, занимавшихся угоном лошадей, а также специалисты по перековке, перекраске, изменению формы копыт, подтачиванию зубов у похищенных животных.
В этих преступных организациях складывалась целая иерархия: главари, подручные, угонщики, скупщики лошадей, группы отражения нападения сторожей или преследователей[11].
По нашему мнению, организованные группировки конокрадов дореволюционной России больше всего подходили под классификацию организованной преступности.
А.И. Гуров называет еще две категории профессиональных преступников, содержащие признаки организованной преступности, это карточные шулеры и фальшивомонетчики. И те, и другие действовали сплоченными организованными группами, имели простейшую форму организованной преступности.
Что касается шулеров, то среди них были такие интернациональные мошенники под названием “червонные валеты”. Шулеры могли планировать целевые операции. Распространение карточного мошенничества связано с увеличением в обществе паразитирующего сословия, времяпрепровождение которого сводилось чаще всего к пьянству и азартным играм.
Фальшивомонетчики, относительно немногочисленная, но устойчивая, организованная и технически оснащенная категория профессиональных преступников. Фальшивомонетчиством занимались в специальных нелегально созданных на паях мастерских.
Организованные преступные группы фальшивомонетчиков имели главаря и жесткую дисциплину[12].
С течением времени, возникают новые первоначальные организованные преступные формы.
А.И. Гуров связывает их появление с происходящими в стране политическими, экономическими и социальными изменениями, то есть с революционными преобразованиями 1917 года. Данный исторический период нашей страны становится очень тяжелым, суровыми становятся прежде всего социальные условия, которые создают для развития преступности идеальную почву. Высокая степень политизации общества коснулось и уголовного мира[13].
А.И. Гуров обращает внимание на то, что на данный момент происходят криминальные конференции (сходки) рецидивистов. На этих сходках обсуждались текущие политические изменения и свое место в жизни нового пролетарского общества[14].
По нашему мнению, это были, очевидно, первые в истории преступного мира криминальные сходки маститых уголовников — рецидивистов.
Экономическая разруха, остановка правового механизма и безвластие в стране создали почву для появления новых опасных имущественных преступлений, таких как разбойное нападение и грабежи. Новый уголовный кодекс 1922г. считал групповой разбой бандитизмом (ч. 2 ст. 184 УК РСФСР). В этот период зарождается новая организационная форма уголовно-профессиональной преступности — бандитизм, специализирующийся на разбойных нападениях, грабежах и убийствах[15].
По мнению А.И. Гурова, «на рост бандитизма повлияли не только экономическая разруха и правовой беспредел, но и политические обстоятельства. Банды организовывались и пополнялись теми людьми, кто пострадал от новой власти или был ею недоволен.
Политические мотивы мгновенно превращались в уголовные формы выражения. Такие банды действовали по всей России: в Москве, Петрограде, на Псковщине, в Хабаровском крае, Херсоне и т.д. Каждая банда имела свое название, таинственное и призванное наводить страх на граждан, например, “Черная маска”, “Девятка смерти”, “Руки на стенку”, “Банда лесного дьявола” и т.д.»[16].
А.И. Гуров подчеркивает, что были и другие банды не уголовного характера. Они носили исключительно политический характер и цель у них одна — ослабление власти большевиков и ее захват, например, банда Махно на Украине, Антонова на Тамбовщине, в которые входила значительная часть крестьян, уставших от непосильного гнета и грабежей. И боролись с такими бандами не сотрудники уголовного розыска, а Чрезвычайная комиссия и Красная армия. Поэтому никакого отношения политические банды к организованной преступности не имели. Что же касается уголовного характера банд, то такие банды, да и вообще уголовный мир в целом, несмотря на факты, не был тогда организован. А бандитизм стал одной из первоначальных форм организованной преступности[17].
Доктор исторических наук, профессор Московского института МВД Российской Федерации А.Н. Никитин утверждает, что организованная преступность проявляла себя в нашей стране гораздо раньше 1918-1920 годах. По его мнению, составной частью организованной преступности тех лет были не только бандитские шайки традиционных уголовников, но и отдельные подпольные организации большевиков, левых эсеров и максималистов, находившихся в тылу армий Колчака, Деникина, Врангеля. А также небольшие группировки криминального характера, использовавшие прикрытие в виде партийной атрибутики, например, группа черных коммунистов, действовавшая в Сибири[18].
Сложившаяся в 50-60 годы неблагоприятная экономическая ситуация повлекла негативные количественные и качественные изменения преступности: увеличился удельный вес имущественных преступлений материальный ущерб от которых возрос во много раз[19].
В этот период начинают появляться небольшие объединения лиц и как правило из административного корпуса предприятий, заводов, фабрик, имеющих большое количество материальных благ и ценностей. Широко развитый дефицит товаров народного потребления и продуктов питания закономерно приводит к созданию подпольного рынка товаров и услуг[20].
Таким образом, государственная торговля разделилась на две сферы: официальную и теневую.
В области государственной торговли начинают создаваться кланы единомышленников, организовывающих с помощью различных махинаций приобретение крупного капитала, например, порча товаров, пересортица. Связь прослеживалась от обычного продавца до директора районного или городского торга и уходила дальше в министерства[21].
Дестабилизация в экономике приобрела устойчивый характер. Этим непременно воспользовались предприимчивые дельцы, накопившие значительные материальные ценности. В разных городах нашей страны стали появляться подпольные цеха и даже целые фабрики, на которых незамедлительно налаживалось производство дефицитных товаров. К реализации были подключены торговые работники. Спрос был повышенный, а рынок всепоглощающий, что поощряло расширять нелегальное производство. Самые предприимчивые дельцы оснащали свои подпольные предприятия современной, в том числе и зарубежной, техникой, на которых работали сотни людей, зачастую даже не подозревавших, что трудятся в сфере преступного нелегального бизнеса[22].
Расхитители дельцы получили возможность извлекать преступным путем крупные прибыли. Совершение таких преступлений стало основным источником их существования, определяло образ жизни. Корыстной преступностью оказались пораженными целые отрасли народного хозяйства, например, государственная торговля, общественное питание, система заготовки и переработке хлопка, бытовое обслуживание населения[23].
Мы считаем, что, таким образом, параллельно с официальной экономикой вырастала и крепла невидимая теневая экономика.
По нашему мнению на появление теневой экономики значительно влияла не только бесхозяйственность, но и существовавшая в то время единая форма собственности, относящаяся к государственной, которая на деле была просто ничейной. В результате растаскивались почти целые отрасли народного хозяйства. Благодаря припискам, которые делались с целью незаконного списания сырья, различных материалов, оборудования, теневое цеховое производство процветало.
На данный момент создается и укрепляется черный рынок как система экономических отношений по распределению совокупного общественного продукта и трудовых ресурсов, скрытая от государственного контроля[24].
Дельцы теневой экономики многократно увеличили уровень своих преступных доходов. Действуя вначале скрытно и осторожно, они, справедливо отметил Е.Г. Андрющенко, нагло и чванно вдруг выползли наружу[25].
Для того чтобы успешно осуществлять крупные хищения теневики стали подкупать работников партийного, советского и хозяйственного аппаратов, сотрудников правоохранительных органов. Преступные группировки расхитителей стали контролировать многие важные звенья административного и хозяйственного механизмов, некоторые отрасли и объекты народного хозяйства.
По нашему мнению, это был первый этап образования организованной преступности, так как на данный момент уже существовала достаточно сильная профессиональная уголовная преступность, которая в новых для нее условиях начинает свою переориентацию, нацеленную на экономических преступников путем их обворовывания, грабежей и разбоя.
Начался процесс экспроприации экспроприированного, что означает перераспределение государственных средств. Раз появились богатые и хорошо обеспеченные люди, необходимо их было заставить делиться различными способами.
Этой деятельностью занялись рецидивисты и воры в законе, возглавившие целые сообщества профессиональных уголовников. А.И. Гуров отмечает следующее, что в начале семидесятых годов были распространенным явлением грабежи, например, выследив какого-нибудь цеховика или расхитителя, уголовные преступники приходили к нему домой и, угрожая физической расправой, а иногда и с применением насилия, отнимали деньги, иные ценности. Дельцы и прочие расхитители пробовали откупиться (так как в милицию идти было нельзя по понятным причинам), но это только разжигало аппетиты у традиционных уголовников[26].
В этом случае были предприняты новые средства защиты — найм телохранителей. Но и это средство также было малоэффективным, так как закоренелые уголовники действовали жестко: поджигали дома, дачи, автомобили, похищали детей и родных, требуя выкуп. Но заплатив одним, теневики попадали под давление других уголовных группировок[27].
В результате над профессиональными уголовниками нависла угроза потерять золотоносную жилу как материальный источник получения хорошего дохода, так как теневой бизнес становился нерентабельным из-за систематических и спонтанных набегов со стороны различных уголовных группировок. Ну а так как такая нежелательная перспектива была понятна достаточно хорошо самим уголовникам, то на очередном воровском съезде (сходке) было заключено соглашение, на основании которого цеховики за гарантию безопасности должны платить определенный фиксированный процент, как дань от своих доходов. Мы считаем, что в последнем случае наблюдается более “цивилизованное” отношение уголовников к теневикам по взиманию дани. Происходит криминальный прогресс между самими уголовниками. Они начинают объединяться в преступные сообщества из мелких, отдельных и самостоятельных уголовных групп, действовавших на конкретной территории, на которой было расположено теневое производство с целью более цивилизованного, практичного обложения и взимания дани с цеховиков, а также сохранению источника обогащения.
По нашему мнению, такая новая преступная деятельность приносила уголовникам большие деньги, ранее которых у них не было никогда. Лидеры уголовных формирований уже не за воровскую идею, а за наличные стали набирать штаты. Так как, по мнению А. И. Гурова появились определенные должности, например, разведчики — их задачей было выявление новых подпольных “предпринимателей” и их доходов; сборщики дани, боевики для устранения непокорных и отражения посягательства конкурентов; охранники, телохранители, водители и т.д. В преступно-профессиональной среде образовалась иерархическая лестница. Часть собранных денег шла в “общак”, чтобы иллюзорно поддержать воровское братство, остальные денежные средства пускались в оборот для финансирования подпольных предприятий и образования новых[28].
Таким образом, происходило сращивание общеуголовной преступности с экономической преступностью. Шел процесс перекачки огромных денежных средств от государства к расхитителям, а от них в уголовную среду.
По нашему мнению, на этом процесс рождения (возник-новения) организованной преступности был завершен.
Однако для наиболее полного и объективного раскрытия вопроса возникновения организованной преступности следует охарактеризовать обстоятельства, которые детерминировали ее появление.
§ 3. Обстоятельства, способствующие возникновению и развитию организованной преступности «Организованная преступность — это продукт противоречий между объективными законами экономики и субъективными методами, которыми пользуются господствующая административно-бюрократическая система в управлении экономикой»[29].
По нашему мнению государство своевременно не создало правовые, экономические, финансовые инструменты, столь необходимые для осуществления конструктивного государственного регулирования, что привело к значительным бюджетным потерям и противоправным проявлениям в финансовой сфере. Это во многом способствовало появлению теневой экономики. Государство ликвидировав частную собственность, создало обстановку, в которой средства производства исключительно принадлежат государству, а значит никому. В стране власть над землей, заводами, железными дорогами и другими средствами и ценностями, в том числе и над производителем, принадлежала не частному собственнику, а должностным лицам, государственным служащим с распределением по номенклатурной должности.
Организованную преступность можно рассматривать как побочное детище административно-бюрократической системы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Административно-бюрократическая система с ее громоздким бюрократическим аппаратом порождает разнообразные процедурные сложности, особенно в хозяйственных отраслях, в силу чего создались условия для процветания коррупции[30].
Обстановка очковтирательства и приписок позволяла не только докладывать или рапортовать о мнимых хозяйственных достижениях, но и укрывать от учета реальное сырье, продукцию и другие средства, тем самым создавая необходимые фонды для последующей организации преступной деятельности с широким размахом. Именно эти обстоятельства послужили причинами и условиями для возникновения экономической организованной преступности, о которой уже было сказано в предыдущем параграфе.
Еще на II съезде народных депутатов СССР обсуждались причины кризисного экономического состояния, а именно:
Þкрайне деформированная структура общественного производства, ориентированная в первую очередь на развитие тяжелой индустрии, а не потребителя,
Þотсталый технический уровень производственного потенциала во многих отраслях,
Þхроническая невосприимчивость народного хозяйства к научно-техническому прогрессу и как следствие — низкая эффективность и прежде всего в жизненно важных сферах экономики,
Þнедостатки в осуществлении экономической реформы,
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--Также необходимо сказать несколько слов о том, что в преступном сообществе, как наиболее высоком уровне организованности преступной среды, получают свое завершающее воплощение и развитие общие признаки организованной преступности. Кроме общих черт преступные сообщества приобретают и новые, свойственные, как правило, только им. В их числе: четкое разделение организационно-управленческих, вспомогательных и исполнительских функций; сращивание теневой экономической деятельности с уголовной; связь с коррумпированными чиновниками; наличие общих криминальных сфер влияния и контроля.
И в завершении данного параграфа предстоит рассмотреть структуру организованной преступности с позиции международных специалистов.
Работники ИНТЕРПОЛа, стремясь по возможности более полно отразить многообразие организованной преступности, выделяют четыре основных вида организованных преступных групп:
1. Это преступные сообщества по типу семей мафии с жесткой иерархией, внутренними правилами и кодексом чести. Многопрофильные, действующие в разных сферах легального и нелегального предпринимательства. Подобные объединения наиболее устойчивы и располагают значительными возможностями для оказания давления на органы власти.
2. Группировки, действующие в одной или несколько достаточно узких сферах незаконной деятельности и не имеющие такой жесткой структуры. Чаще всего они специализируются на угонах автомобилей, создании и использовании лабораторий по производству наркотиков, финансовых махинациях и т.п.
3. Преступные группы, формирующиеся по этническому признаку. По мнению зарубежных экспертов, в последнее время в мире наблюдается рост числа такого рода преступных сообществ.
4. Террористические организации, преследующие политические цели[49].
§ 2. Формы проявления организованной преступности и сферы ее влияния. В результате криминологических исследований различных преступных формирований установлено 9 форм организованной преступной деятельности. Криминологи называют такие формы горизонтальной структурой организованной преступности.
Первая форма — это организованные группы, действующие на определенной территории (город, край, область, республика и т.п.). Они занимаются общеуголовными преступлениями, их руководители, пользующиеся авторитетом, лидеры могут быть как ранее судимыми, так и несудимыми.
Вторая форма — это организованные группы, базирующиеся на определенной территории и занимающиеся кроме общеуголовных преступлений, также преступлениями в сфере экономики, обладающие связями с коррумпированными чиновниками. Членами таких групп вместе с дельцами — руководителями кооперативов, малых предприятий, совместных предприятий, государственных предприятий и предприятий иных организационно — правовых форм собственности являются и преступники из общеуголовной среды.  Эти группы имеют межрегиональные связи, основанные на экономических и корыстных интересах как коммерческих организаций, так и их руководителей. Руководители групп — авторитетные личности, нередко занимающие ответственные должности в органах власти, как ранее судимые, так и несудимые.
Третья форма — это организованные группы, действующие в местах лишения свободы. Эти группы проводят активную работу среди осужденных по насаждению воровских традиций, организуют совершение преступлений против отбывающих наказание, персонала исправительных учреждений, чтобы в дальнейшем их использовать в преступных целях с помощью угроз, нападений и расправ и подкупа.
Четвертая форма — это организованные группы, предназначенные для совершения преступлений с использованием межрегиональных связей. Группы состоят из жителей разных местностей.
Пятая форма — это организованные группы, так называемые “гастролеры”. Для этих групп характерно совершение преступлений, связанных с выездом в другие местности. Группы имеют связь с местными организованными группами и ворами в законе. Им свойственна следующая преступная деятельность: кражи, грабежи, разбой, вымогательства, убийства.
Шестая форма — это организованные группы, действующие на транспорте. Они совершают преступления общеуголовной направленности, а также преступления в сфере экономики.
Седьмая группа — это организованные группы бандитской направленности. Данные группы имеют вооружение, автомашины, соответствующую подготовку, средства связи, отличаются особой жестокостью. Эти бандитские формирования представляют повышенную общественную опасность.
Восьмая форма — это организованные группы, имеющие международные связи. Такие группы базируются в России, имеют постоянные связи с преступными формированиями, действующими в странах СНГ. Характерный вид преступного промысла этих совместных формирований — кражи импортных и отечественных автомобилей, наркобизнес, металлобизнес, торговля оружием, квартирные кражи и грабежи.
Организованные преступные сообщества, действующие на территории России, по наблюдениям криминологов, уже несколько лет назад проникли в страны Западной и Восточной Европы, а затем в страны Американского и Азиатского континентов. В свою очередь, организованная преступность зарубежных стран активно стремиться в Россию. Например, по утверждению иностранных средств массовой информации, русская, украинская и грузинская преступные организации, а также американская Коза Ностра установили между собой прямые связи для организации мошеннических операций с кредитными карточками.
И последняя, девятая форма, — это организованные группы предпринимателей, которые занимаются незаконной деятельностью экономического характера, отмывают деньги через коммерческие и банковские структуры[50].
Что касается сфер криминального влияния организованной преступности, то сегодня при слабом ей противодействии преступные формирования проникли во все сферы социальной деятельности, которые могут принести им хоть какую-то прибыль. При осуществлении своей преступной деятельности организованная преступность наносит серьезный ущерб интересам государства и общества. Российская организованная преступность занимается любым видом преступной деятельности, невзирая на то, какие потери понесет государство. Жажда наживы и тяга к власти перевешивают все патриотические чувства, какие только могут быть у гражданина. Российские криминологи отмечают, сегодня преступные группировки при покровительстве коррумпированных чиновников завозят в Россию для захоронения опасные химические и радиоактивные отходы с разных стран мира[51], превращая нашу страну в единую грязную свалку для международного мусора, что создает существенную угрозу экологическому состоянию России.
Российская организованная преступность широко развернула преступную деятельность по производству синтетических наркотиков. Выброшенные с кафедр ученые — химики давно трудятся в подпольных лабораториях по их созданию Работники российских спецслужб утверждают, что в этом они превзошли западных специалистов и качество такого смертельного продукта уже не оставляет желать лучшего как раньше. Наркотики, произведенные в России, пользуются на Западе и в США большим спросом[52]. Но вместе с этим, мы также считаем, что российские наркодельцы завозят большими партиями на территорию России такие наркотики, как героин, кокаин, гашиш из восточных республик СНГ и других стран, в результате чего большое количество молодого поколения деградирует и погибает. Такими преступлениями наносится значительный ущерб здоровью населения России.
Организованная преступность немалый вклад внесла и в разграбление культурного и исторического наследия России. Похищение и торговля произведениями изобразительного искусства, антиквариатом и иными предметами, относящимися к памятникам истории и культуры, стоят далеко не на последнем месте. Русскими православными иконами торгуют специализированные магазины Германии, США и даже Африки. По оценкам специалистов, из России вывезено около 80% всех имеющихся икон. В этой области преступной деятельности действуют глубоко законспирированные организованные преступные группы с выходом на международные криминальные связи. По данным криминологов еще в 1992 году сотрудники государственной безопасности при проведении лишь одной операции предотвратили контрабандный вывоз из Ярославской области в Германию 114 икон XVII-XIX вв., представляющих значительную историческую ценность[53].
Рынки сбыта, хранилища предметов истории культуры организованной преступностью контролируются жестко.
Специалисты криминологи отмечают, что прибыльным преступным промыслом становится оружейный бизнес, а также торговля радиоактивными материалами.
По данным отечественных криминологов и специалистов ГУОП, оперативные службы США, Италии, Германии уже зарегистрировали поставку ядерных материалов из России. Ими также отмечено, что в Милане перехвачена партия урана стоимостью 55 миллионов долларов. А в декабре 1992 года баварская криминальная полиция ликвидировала подпольную сеть, по которой доставлялся плутоний из России[54].
Сегодня в Европу и Азию российские преступные группы регулярно вывозят из страны самых красивых, здоровых и молодых представительниц прекрасного пола, получая от проституции валюту, не говоря уже о сплошном контроле за эти видом деятельности на территории России. Такая преступная деятельность влечет уничтожение генофонда России[55].
Российскими специалистами-криминологами замечено, что в основном наибольший интерес организованная преступность проявляла к сфере экономики, так как уже в первые годы перестройки по данным криминологов около 20% воров в законе и других авторитетов уголовного мира вложили имеющиеся у них денежные средства в кооперативную деятельность. Самой популярной для организованной преступности стала кредитно-денежная система. Не случайно только в 1993 г. в стране было убито 35 банкиров. А по данным американской прессы, в частности, журнала “Бизнес уик” 11 из 25 крупнейших банков России связаны с организованной преступностью[56]. Организованную преступность также привлекли личные сбережения наших сограждан, по этому вопросу М.Н. Зацепин отмечает, криминальными структурами создаются собственные «карманные» банки, специально предназначенные для различных махинаций с сокрытием незаконно полученной прибыли и отмывания преступно нажитых капиталов[57]. По мнению криминологов, 1994 г. для организованной преступности был урожайным. За этот год совершалась масса различных финансовых мошенничеств путем привлечения денежных вкладов населения. В вышеупомянутом году в органы внутренних дел поступило три миллиона заявлений от обманутых вкладчиков. Сумма ущерба за 1994 год составила в пересчете на американские доллары 5 миллиардов[58].
Криминологи обращают свое внимание и на то, что организованная преступность также интересуется еще и внешнеэкономической сферой. Особый размах приобрел вывоз за рубеж сырья, энергоносителей, продовольствия. Привлекательными сферами для организованной преступности являются добывающие и перерабатывающие отрасли, торговля и транспорт[59].
По нашему мнению в сфере влияния организованной преступности на сегодняшний день находятся десятки тысяч хозяйствующих субъектов, в их числе: банки, биржи, предприятия государственного сектора. В городах, районах, буквально, все продавцы на вещевых рынках, импортеры автомобилей, владельцы ларьков, магазинов, ресторанов и кафе платят дань той или иной организованной преступной группировке, так называемой “крыше”. Во многих местах предприниматели обязаны (по установленному написанному правилу преступников) предварительно получить от уголовного авторитета разрешение на установку ларька или открытие магазина.
Г.Г. Смирнов по этому поводу дает свое высказывание: «Сегодня одним из видов преступной деятельности причем очень доходным является вымогательство (рэкет), используемый для создания финансового фонда.
Преступные группировки и сообщества продолжают расширять сферы и территории своего влияния. При помощи угроз, а порой и просто физической расправы рэкетиры вынуждают предпринимателей под различным предлогом, например, под видом страховки бизнеса от других преступных группировок платить деньги, переводя их на счета специально созданных предприятий»[60]. В результате преступной деятельности организованная преступность по нелегальным каналам переправляет в зарубежные банки 18-20 и более миллиардов долларов в год[61].
Организованная преступная деятельность особенно в экономической сфере все более глобализируется. Механизмы извлечения доходов преступным образом все чаще приобретают меж региональный и международный характер, осуществляясь на территории сразу нескольких стран[62].
До недавнего времени борьба с организованной преступностью проводилось в контексте борьбы с групповой преступностью, выделялись только элементы организации в преступной деятельности, а показатели состояния организованной преступности включались в групповую преступность. При этом, оценивая уровень и динамику организованной преступности следует учитывать ее высокую латентность. По мнению некоторых ученых правоохранительным органам известно лишь 6-10 часть преступных формирований от существующих[63].
В общем виде показатели количества преступных формирований выглядят следующим образом[64]:

Качественные показатели преступных формирований показаны на диаграмме представленной ниже[65].
По мнению Г.М. Миньковского, специализированными правоохранительными подразделениями ежегодно выявляются 1,5-2 тысячи организованных преступных групп с количеством участников 14-18 тысяч человек. При указанном уровне латентности следует говорить о контингенте до 180 тысяч участников[i].
Мы считаем, что одна из существенных особенностей российской организованной преступности является ее преступная деятельность в сфере легальной экономики, тогда как зарубежная организованная преступность в основном занимается только традиционными для нее сферами, а именно: наркобизнес, проституция, торговля оружием, контрабанда, махинации и т. д.
Сегодня российская организованная преступность настолько разрослась и окрепла, что просторы Российской Федерации становятся для нее тесными. Границы ее деятельности выходят за пределы России.
Надо сказать, что российская организованная преступность под названием “русской мафии” или, как ее еще называют, “красной мафии” (это название получено в Германии) уже на равных конкурирует с преступным миром других стран, успешно налаживают сотрудничество с международной организованной преступностью. Ежегодно растет число организованных преступных групп, имеющих международные связи с преступным миром зарубежных стран. Основные виды деятельности таких групп — это:
¨  вывоз цветных и редкоземельных металлов,
¨  контрабанда антиквариата,
¨  “отмывание” преступных капиталов, наркобизнес,
¨  торговля оружием[66].
При кратком изучении преступной деятельности зарубежной мафии нами замечена ее следующая особенность. Осуществляя свою противоправную деятельность она не вывозит из своей страны народное богатство и не завозит в нее радиоактивный хлам, а наоборот, завозит предметы и иной материал, составляющий национальное добро чужих стран, чем обедняет эти страны и делает богаче свою страну. Это будет вторая главная особенность, которая отличает зарубежную организованную преступность от российской.
Далее необходимо провести краткий обзор отдельных стран из наиболее полюбившихся российской организованной преступности.
Германия — здесь наблюдается большой широкий размах ее преступной деятельности, которая становится все более широкой и дерзкой. В берлинской уголовной полиции к 1993 году были вынуждены создать специальное подразделение по борьбе с российской организованной преступностью. В Германии российские организованные преступные группы контролируют торговлю наркотиками, оружием (по мнению А.И.Гурова, российские преступные группы снабдили местную организованную преступность оружием в таком количестве, что с помощью такого вооружения она может вести локальную войну)[67], антиквариатом, вымогательством, контрабандой, в том числе, редкоземельных металлов и даже ядерных материалов. Как утверждают российские криминологи, всего на территории Германии действует триста организованных преступных групп из России, численность которых достигает до 300 человек. Основные центры их деятельности: Берлин, Кельн, Франкфурт-на-Майне, Дюссельдорф[68].
    продолжение
--PAGE_BREAK--По мнению криминологов к середине 1993 года 14 российских воров в законе получили гражданство Германии, имеют свои коммерческие предприятия, поддерживают связи с преступным миром России[69].
Также российские организованные преступные группы внимательно наблюдают за бывшими соотечественниками, которые осели в Германии и особенно за теми, которые имеют приличный доход. Как правило, такие соотечественники, попадая в поле зрения преступных групп, становятся впоследствии их жертвами.
США — в этой стране стремительно набирает вес российская организованная преступность, но также необходимо заметить, что она занимает лишь низшую ступень в уголовной иерархии этой страны. По мнению специалистов ФБР, на первом месте стоит американская Коза Ностра, насчитывающая 25 мощных преступных семей.
На втором месте находится китайская организованная преступность, образованная из 87 групп общей численностью сто тысяч человек.
Активно действует в этой стране японская организованная преступность, включающая 14 преступных групп с общим числом членов около 60 тысяч человек.
Но постепенно ситуация заметно начинает изменяться. Выходцы из России все больше тревожат своей уголовной деятельностью местные правоохранительные органы. В январе 1994 года ФБР начала считать российскую организованную преступность самой быстро растущей группой в г. Нью-Йорке и вскоре было вынуждено создать в городе специальное подразделение по борьбе с российской организованной преступности. В мае 1994 года впервые в конгрессе США проходят слушания по вопросу роста организованной преступности в России[70].
По данным МВД РФ за 1993 год около 30 организованных преступных группировок, представляющих центрально-европейскую часть, Ростов, Урал, Красноярский край, Владивосток, уже имеют четко налаженные контакты с организованной преступностью США и занимаются нелегальным бизнесом одновременно в России и Америке[71]. В настоящее время американские чиновники полагают, что российская организованная преступность уже стала новым, более современным вариантом мафии. Они считают, что российская организованная преступность действует на уровне мировых стандартов, ее представители лучше всех подделывают документы, адаптируются в любой стране и готовы убивать, если это необходимо, для уголовного бизнеса. В Нью-Йорке действует несколько российских организованных преступных групп. Им оказывают доверие поставлять профессионалов-охранников для боссов американской, колумбийской, сицилийской организованной преступности, а также наемных убийц для расправ с неугодными[72].
Франция — как считает французская полиция и наши специалисты, эта страна была избрана российской организованной преступностью, прежде всего, для размещения капиталов в промышленности, торговле и недвижимости. Только в 1994 году Министерство финансов Франции получило 38 предупреждений от местных банков, касающихся российских вкладов. К началу 1994 года российские капиталы в западных банках оценивались в несколько десятков миллиардов долларов. Во Франции в основном представители российской организованной преступности и так называемые “новые русские” активно скупают квартиры и дома на Лазурном побережье, рестораны и другую недвижимость[73].
§ 3. Криминологическая характеристика организованной преступности Дальнего Востока. В заключении исследования данного вопроса следует охарактеризовать формы проявления и преступные формирования Дальнего Востока. Анализируя формы проявления организованной преступности Дальневосточного региона, необходимо отметить, что наряду с общими присущими всем регионам России они имеют и свои особенности связанные с функционированием территориально – человеческих общностей. Поскольку объем работы не позволяет осуществить более глубокий анализ организованной преступности Дальнего Востока мы вынуждены ограничить объем исследования. Более подробная характеристика организованной преступности Дальнего Востока содержится в работе кандидата юридических наук Г.Ф. Маслова «Региональная организованная преступность и противодействие ей в условиях Дальнего Востока». В вышеуказанной работе Г.Ф. Маслов раскрывает не только общие характеристики организованной преступности Дальневосточного региона, но и ее особенности, которые зависят от социально – экономических и территориальных условий, а также иных факторов. Им также выделяются общие и специальные характеризующие как организованные преступные группы общеуголовной направленности, так и имеющие исключительно экономическую направленность[74]. К числу первых следует отнести следующие формы проявления, которые были заимствованы ею из преступности общеуголовной направленности.
Прежде всего, это различного рода хищения: каждое второе-кража чужого имущества, каждое третье-разбой и каждое четвертое-грабеж[75]. Не остаются без внимания и такие формы проявления, как бандитизм и совершение заказных убийств. В Дальневосточном регионе за первое полугодие 1995г. возбуждено пять уголовных дел по ст. 77 УК РСФСР, за второе полугодие еще шесть. С учетом остатка дел прошлых лет из количества к началу 1996 г. составило 20. Из состоящих на учете организованных преступных формирований бандитской направленностью характеризуются три преступных сообщества, шесть преступных организаций и десять преступных групп[76].
Наряду с заказными убийствами в криминальной сфере произошел рост заказных убийств с целью проникновения в экономику. Например, в 1995 г., было совершено убийство Макаренко – владельца бара «Лион», составляющего конкуренцию наиболее известному в Приморье бару «Зеленая лампа». Был убит Федоров, генеральным директором фирмы «Акфес централ плаза», являющийся филиалом крупного дальневосточного предприятия «Акфес»[77].
Существует и такая форма проявления организованной преступности как наркобизнес. Число преступлений, совершенных организованными преступными группами, связанными с наркотическими средствами и сильнодействующими веществами, составляет по региону около 10% наибольшее количество подобных преступлений было зарегистрировано в Еврейской автономной и Сахалинской областях[78].
Следующее направление преступного бизнеса связано с торговлей оружием. Наиболее сложная обстановка в этом направлении криминального бизнеса складывается в Хабаровском и Приморском краях. По данным правоохранительных органов региона каждое седьмое и восьмое преступление из числа совершенных организованными преступными формированиями и их членами связано с использованием оборота оружия и боеприпасов[79].
Не менее традиционным для организованной преступности является сексбизнес. В Хабаровске организованными преступными формированиями разделены сферы криминальной деятельности, в том числе и проституция. Так, группировка, возглавляемая «К», курирует проституток. Наиболее престижными являются «поляны» при гостиницах «Интурист», «Турист», «Саппоро», «Центральная» и другие. Вполне обыденными являются публикации объявлений по найму молодых девушек для работы за границей под видом танцовщиц и официанток. Так, в одном Приморском крае поставкой русских девушек на внутренний и международный интимный рынок занимаются свыше 50 частных фирм[80].
Одной из главных направлений деятельности организованной преступности является проникновение ее в экономику. Именно получение сверх прибылей является главной задачей преступных организаций. В качестве отдельной формы проявления преступной деятельности организованной преступности следует выделять деятельность связанную со сферой приватизации как жилья так предприятия, имеющих развитые инфраструктуры, владеющие крупными объектами, движимым и недвижимым имуществом. Определив сферу, где возможно получение сверхприбылей, организованная преступность региона распространила свое влияние на реализацию природных богатств, поскольку известно, что рыбодобывавающая промышленность определяет на 50% экономику Приморского края[81].
Следующей формой проявления организованной преступности, относимой так же к экономической деятельности являются злоупотребления в валютно-финансовой деятельности. В Дальневосточном регионе эта форма преступного бизнеса, видо изменяясь и накладываясь на местные условия, является в последнее время одним из приоритетных направлений. Например, должностные лица акционерного общества «Рыбхоподфлот» Камчатской области в период 1993-1994гг., не зачислили на валютный счет экспортной валютной выручки предприятия на сумму 668,5 млрд. японских иен и 6,1 млн. долларов США. Выручка оставалась на личных счетах руководителей за рубежом и использовалась по их усмотрению. По данному факту возбуждено уголовное дело[82].
Таким образом, организованная преступность Дальневосточного региона имеет на своем вооружении весь спектр преступной деятельности: хищение, вымогательство, наркобизнес, торговлю оружием, сексбизнес, контрабанду[83].
Организованная преступность проникла и закрепилась в экономике региона, переподчиняя себе промышленность. Экономическая деятельность все больше криминализируется. При общей стабилизации при общей стабилизации уровня преступности, а в Приморском крае даже снижение, экономическая преступность в Приморье возросла на 60%, а в Хабаровском крае на 30%[84].
Организованные преступные формирования Дальневосточного региона представляют собой разветвленную систему, имеющую установившиеся связи друг с другом, иерархическое построение, основанное на принципе «главное – дочернее» формирование. Наиболее значимым из них являетсяДальневосточный воровской общак, созданный «ворами в законе» и поддерживаемый ими[85].
Количество ОПФ, составляющих ДВ «воровской общак»
Количество членов ДВ «воровского общака»
1995
1996
1995
1996
Хабаровский край
42
46
224
390
Приморский край
8
7
191
286
Амурская область
7
5
43
51
Еврейская авт. Обл.
10
12
271
80
Сахалинская обл.
44
25
209
170
Камчатская область
23
30
103
128
Всего
134
125
1061
1105
Второй по значимости структуре организованной преступности Дальнего Востока после «воровского общака» является структура в основе которой стоит спортивная мафия. Например, в Хабаровске наибольшее значение имеют организованные преступные формирования, производные от спортивных клубов «Киокушинкай каратэ», Спортивного клуба армии, и «Россич». Деятельность этих формирований менее структурирована, нежели «воровской общак», но их мощь, в том числе и физическая, гораздо выше. Авторитетом пользуются Исаков Е. и Пукас В.[86]
Следует отметить, что общее количество организованных преступных формирований Дальнего Востока постоянно увеличевается, растет число активных лидеров, расширяются их международные и межрегиональные связи, сфера влияния, углубляется проникновение в экономику региона.
Специализированными региональными подразделениями МВД ежегодно выявляется порядка 250-300 формирований и столько же ликвидируется[87].
Дальневосточный регион
1994
1995
1996
Выявлено ОПГ за текущий год
204
305
312
Ликв. ОПГ за текущий год
117
245
339
Состоит на учете орг. Прест. Групп
231
291
264
Состоит на учете участников ОПГ
1668
2152
2277
Большая часть организованных преступных формирований находится в Хабаровском и Приморских краях, наименьшее количество в Амурской и Магаданской областях.
Количество членов в организованных преступных группах различно и зависит от направленности деятельности группы. Анализ уголовного дел показал, что в 1994г. в среднем группы состояли из семи-восьми, в 1995г. пяти человек, а в 1996г. организованную преступную группу составляло свыше восьми участников.
Правоохранительными органами Дальневосточного региона ежегодно раскрывается до двух тысяч преступлений, совершенных членами организованных преступных формирований. В их числе наибольшие тенденции роста имеют преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и оружия, т.е. такие преступления, которые характерны для организованной преступности не только России, но и зарубежных стран[88].
1994
1995
1996
Раскрыто преступлений
1271
1581
1802
Умышленные убийства
31
36
34
Вымогательства
140
139
140
Взяточничество
42
33
39
Прест., связанные с наркотиками
99
136
137
Прест., связанные с оружием
127
158
239
§ 4. Криминологический прогноз развития организованной преступности в России. Данный прогноз развития организованной преступной деятельности в России основывается на исследованных нами криминальных процессах протекающих под непосредственным воздействием организованных преступных формирований. Необходимо добавить, что в случае продолжающейся низкой эффективности противодействия организованной преступности, углубляющегося экономического кризиса и отсутствия политической воли у государственной власти непременно:
        Произойдет еще большая консолидация преступной среды на базе наиболее сильных и многочисленных преступных сообществ.
        Продолжится борьба за главенствующее место в преступном мире.
        Будет и дальше возрастать уголовное влияние на легальную экономику.
        Организованные преступные сообщества не ограничатся созданием своих филиалов за рубежом, а будут вынуждены завоевывать территории и рынки сбыта у осевших там преступных международных синдикатов. Они попытаются их вытеснить, что приведет к уголовным столкновениям в Европе, странах Азии и даже в США. Возможности для этого у российских преступных сообществ имеются. Это, прежде всего, интеллект, нетрадиционное мышление, особая уголовная психология, неограниченные людские резервы, а также запас сырья для черных услуг и рынка.
5. В условиях затянувшегося политического и экономического кризиса в стране организованная преступность объективно получает реальные возможности контролировать некоторые сферы жизнедеятельности, которые не в состоянии контролировать правительство. Например, правоохранительная сфера, ведь не случайно уже сегодня в условиях хронических неплатежей организованная преступность взяла на себя функции суда и арбитража, так как государство не в состоянии выполнять эти функции.
6. В условиях продолжающейся нестабильности и острой борьбы за власть к услугам организованной преступности могут прибегнуть политические партии, что неизбежно приведет к кровавым последствиям. Организованная преступность будет использована экстремистскими и националистическими организациями в террористических акциях.
7. Существует вероятность того, что организованная преступность войдет в соприкосновение с российскими профсоюзами. С одной стороны, она будет их провоцировать, с другой, получив от собственника предприятия деньги, подавлять.
8. Организованная преступная деятельность насильственной направленности сохранит свое подчиненное место по отношению к корыстным преступлениям.

В общем виде прогнозируемое на 2005 год увеличение числа зарегистрированных преступлений в 2,5-2,7 раза по сравнению с аналогичным показателем за 1995 год выглядит следующим образом[89].
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--Такие уголовные дела должны рассматриваться судебными коллегиями, состоящими из профессиональных судей. Авторы данного законопроекта определяют три основных состава организованных преступлений:
¨  создание преступной организации и руководство ею,
¨  участие в преступной организации,
¨  организация преступного сообщества, руководство и участие в нем.
Статья 5 проекта предусматривает уголовную ответственность за создание преступной организации и руководство ею, или входящей в нее организованной группой, или иным ее структурным подразделением, или преступной деятельностью данной организации либо ее структурным подразделением. В качестве квалифицирующих признаков называются: использование полномочий и возможностей государственных органов, учреждений, предприятий, организаций или органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, должностных лиц, либо с хранением, применением, изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ., либо созданием устойчивых каналов их приобретения или с монополизацией экономической деятельности, или с использованием зарубежных связей.
Статья 6 проекта описывает участие в преступной организации, квалифицирующие признаки аналогичны ст. 5.
В ст. 7 проекта установлена уголовная ответственность за создание преступного общества. Объективную сторону преступления образуют организация преступного сообщества или руководство им, или иное участие в нем, либо в разработке, реализации мер по поддержанию, развитию преступной деятельности, или созданию благоприятных условий для нее, либо занимающихся ею лиц, групп, организаций, квалифицирующие признаки аналогичны ст. 5 проекта.
Что касается квалифицирующих признаков, то часть 3 ст. 210 УК РФ устанавливает всего один квалифицирующий признак — это использование своего служебного положения. Законодателю следовало бы включить дополнительно квалифицирующие признаки, так как по нашему мнению, отсутствие таких признаков неоправданно сужает ответственность за совершение данного деяния.
В разделе оперативно-розыскных мер борьбы с организованной преступностью данного законопроекта подробно регламентируется применение особых оперативно-розыскных мероприятий, к которым отнесены:
Þоперативное внедрение,
Þконтролируемые поставки и иные операции,
Þоперативный эксперимент,
Þсоздание и использование предприятий, учреждений и организаций (ст. 27).
Следует обратить внимание на то, что названные меры применяются в случаях, когда иным путем невозможно или затруднительно обеспечить выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, совершенных организованными преступными формированиями, а также установление лиц их подготавливающих или совершивших, осуществление розыска лиц, совершивших данные преступления и скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания.
Указанные выше оперативные мероприятия давно уже проводятся за рубежом. Например, в США два оперативных отдела управления расследований Федерального налогового управления проводят сотню мероприятий по оперативному эксперименту, рекомендуя свой опыт российским правоохранительным органам. Для иллюстрации приведем следующий пример из опыта американских спецслужб. В восьмидесятых годах агенты ФБР США, провели крупную операцию. Они под видом арабских шейхов предложили известным им неблагонадежным членам американского Конгресса приличный гонорар в размере нескольких десятков тысяч долларов за то, что этим шейхам были предоставлены различные льготы и, как результат, дело закончилось громким судебным процессом.
Оперативный эксперимент достаточно широко используется во многих странах мира. Поэтому и нашим спецслужбам необходимо активно использовать это мероприятие, результаты которого не заставят себя долго ждать.
Статья 6 Закона РФ “Об оперативно-розыскной деятельности” позволяет сегодня проводить вышеуказанные мероприятия, аналогичные проекту Закона “О борьбе с организованной преступностью”, что хоть в какой-то степени восполняет отсутствие главного закона.
В проекте Закона РФ “О борьбе с организованной преступностью” предусматривается ряд уголовно-процессуальных норм, в которых учитывается специфика, повышенная опасность и масштабы деятельности преступных организаций и сообществ. В связи с этим авторы законопроекта предлагают установить срок предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными организациями и сообществами, до шести месяцев. Принятие данного законопроекта, очевидно, повлечет некоторое изменение в уголовно-процессуальный кодекс.
В настоящее время большое значение в деле борьбы с организованной преступностью имеет новый Закон РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”, принятый в 1995 г. Данный Закон является серьезным правовым механизмом по противодействию организованной преступности. В нем предусмотрены виды оперативно-розыскных мероприятий и порядок их проведения.
Ст. 13 Закона устанавливает перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В ст.12 регламентируется порядок защиты сведений об используемых или использованных оперативно-розыскных мероприятий. Статья 18 абз. 4 закрепляет определенные условия освобождения от уголовной ответственности участников преступных групп и т.д.
Борьба с организованной преступностью регулируется также нормативными Указами Президента Российской Федерации, такими как: “О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью”, “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы”. Существует Федеральная программа по борьбе с организованной преступностью. Указом Президента Российской Федерации утверждено положение “О межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией” от 20 января 1993 года.
Для того, чтобы успешно осуществлять борьбу с организованной преступностью необходимо подрезать ее экономические корни. Как утверждают зарубежные светилы экономики и политики для того, чтобы России начать выползать из экономической пропасти необходимо предпринять ей политико-экономические меры[94]. Решающий стратегический вопрос для нашей страны — это пересмотр порядка приоритетов в производстве промышленной продукции и сырья. То, что Россия вместо промышленного производства занялась экспортом сырья было не просто сиюминутной экономической ошибкой, а исторической ловушкой, из которой пока нет выхода.
Мировой опыт показывает, что наиболее благодатная почва для организованной преступности возникает там, где царит безработица и нищета. В такой ситуации население легко идет на сотрудничество с теми, кто совершает экономические и другие преступления. Это дает людям возможность получать хоть какой-то доход. Неспособность государства и общества решать жизненно важные экономические вопросы толкает людей на совершение уголовных преступлений. Проблема организованной преступности тесно переплетается с проблемой теневой экономики. Основные меры по ликвидации теневой экономики должны совпадать с важнейшими направлениями экономической реформы. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставание законодательства от реально происходящих процессов в обществе.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г., впервые в России разработана и принята Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Основная цель государственной стратегии — обеспечение развития экономики, при которой создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, а также социально-экономической, военнополитической стабильности обще-
ства и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. К основным направлениям в организации борьбы с организованной преступностью в экономической сфере относится разработка, принятие и выполнение региональных программ борьбы с организованной преступностью. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, с учетом положений такой программы, могут принять решения, направленные на борьбу с преступлениями, совершаемыми в экономической сфере, устранению причин и условий, способствующих их распространению на региональном уровне.
Правоохранительным органам следует заострить внимание на противодействии совершаемым преступлениям в экономической сфере такими как:
¨  противоправное использование государственных средств, инвестиций, операции на финансовом и валютном рынках,
¨  преступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью,
¨  преступления, связанные со стратегически важными сырьевыми ресурсами,
¨  мошенничество и незаконное предпринимательство на потребительском рынке,
¨  преднамеренное и фиктивное банкротство в кредитно-денежной сфере.
Необходимо также заниматься прогнозированием развития криминальной ситуации в наиболее криминальных отраслях народного хозяйства. Результаты прогноза необходимо использовать для подготовки предложений в законодательные и исполнительные органы власти федерального и местного уровня для нейтрализации преступлений в сфере экономики. В целях эффективного противодействия организованной преступной деятельности в экономической сфере необходима система специальных мер экономического характера, с помощью которых можно нейтрализовать и блокировать организованную преступность с вытеснением ее из легального экономического пространства. Для этого предлагается следующая система специальных мер:
        Организация надежной защиты всякой собственности, так как собственность развивает и укрепляет преступный капитал. Поощрение и контроль государством частных охранных предприятий. А также защита и укрепление ее с помощью принятия усиленных уголовно-правовых норм.
        Организация надежного финансового контроля над экономическими структурами. Поиск сосредоточения неучтенных финансовых ценностей, беспрепятственная проверка всех финансовых операций.
        Принять экономические и правовые меры к ликвидации криминального монополизма в производстве и торговле, наживающего баснословные прибыли на создании дефицита.
        Пересмотреть результаты приватизации с тем, чтобы восстановить нарушенные права и законные интересы общества и государства.
        Установить правовые принципы, на основании которых банковская тайна не станет препятствием уголовному расследованию.
        Принять законы, направленные против коррупции, на основании которых, в частности, можно потребовать от чиновников и политиков предоставлять информацию о своем имуществе, доходах и обязать соответствующие органы расследовать случаи неожиданного обогащения или несоответствия высокого уровня жизни декларированным источникам дохода.
        Проводить проверку на предмет законности регистрации и иных частных предприятий, кооперативов с учетом образования их стартового капитала, соответствия их фактической деятельности, уставным положениям.
        Проводить изучение вопросов, касающихся структур финансовых органов, банков, системы учреждений по линии внешних связей и способов получения информации о криминогенных проявлениях в этих структурах.
        Проводить повышение и подготовку по экономическому образованию работников спецподразделений по борьбе с организованной преступностью.
        Принять закон об ответственности за легализацию преступных доходов и установить уголовную ответственность за оказание финансовой помощи преступным организациям.
        Принять законодательные положения о наделении должностных лиц правоохранительных органов правами доступа к документам, необходимым для контроля за перемещением денег, а также положение, рассматривающее открытием и использование счетов под вымышленными именами в качестве уголовно-наказуемого деяния.
§ 2. Роль органов власти на местах в организации и осуществлении противодействия организованной преступности. Большое значение представляют территориальные органы власти в деле борьбы с организованной преступностью на местном уровне, так как они располагают исключительными полномочиями и возможностями по созданию организационных основ для эффективного противодействия организованной преступности на местах. Какова будет степень заинтересованности у местных органов власти в противодействии организованной преступности, такова будет и степень этого противодействия.
Итак, каким же образом могут местные органы власти повлиять на борьбу и уничтожение этого злокачественного социально-опасного явления?
Законодательные и исполнительные органы власти, прежде всего, должны совместными усилиями разработать и принять территориальную (местную) программу борьбы с организованной преступностью, с последующей ее практической реализацией.
Органам власти на местах следует изучать и анализировать новые тенденции организованной преступности, а также формулировать задачи и приоритетные направления правоохранительной деятельности.
Уголовная политика на местном уровне зависит от государственной и служит средством ее конкретизации и реализации с учетом местных особенностей. Местные органы власти должны в полной мере осознать организованную преступность как неотъемлемый элемент любого цивилизованного общества и перейти от идеологии борьбы к целевой установке защиты населения и каждого гражданина в отдельности от противоправных посягательств со стороны организованной преступности.
Территориальные органы власти должны осуществлять материально-техническое и финансовое обеспечение правоохранительной деятельности. Развивать информационно-аналитическую и научно-исследовательскую деятельность в сфере борьбы с организованной преступностью. Заниматься координацией профилактической работы правоохранительных органов с медицинскими, педагогическими, психологическими и иными учреждениями и службами, а также общественными организациями. Например, в разработке антинаркотической региональной программы в Санкт-Петербурге принимают участие ОКНОН, ГУВД, служба главного нарколога города, институт социологии РАН, средства массовой информации, а также общественные организации — фонд “Возрождение” и православное антинаркотическое братство “Новые Паломники”[95]. Также местным органам власти необходимо разработать и реализовать ряд целевых программ по профилактике отдельных видов преступлений, которые как правило совершает организованная преступность. Наряду с органами власти определенный вклад в дело борьбы с организованной преступностью могут внести органы местного самоуправления. Это может быть достигнуто:
Þпутем использования ими полномочий по наведению правопорядка на подведомственной им территории;
Þуправлением муниципальной собственностью,
Þутверждения и исполнения местного бюджета,
Þосуществления своей деятельности в социальном секторе.
Непосредственное противодействие в деле борьбы с организованной преступностью осуществляют органы внутренних дел, которые выполняют значительный объем работы по противодействию организованной преступной деятельности на данной территории.
Их особая роль в этом деле определяется полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной, уголовно — процессуальной деятельности, наличием в структуре спецподразделений, сформированных и сориентированных на борьбу с организованной преступностью.
Местные органы внутренних дел вносят решающий вклад в дело борьбы с организованной преступностью путем предотвращения и пресечения противоправной деятельности организованных преступных групп и сообществ.
Наряду с этими они должны проводить работу, направленную на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению различных видов преступлений местными преступными группами и сообществами. Основной задачей территориальных правоохранительных органов должно быть выявление и привлечение к уголовной ответственности лидеров местной преступной среды, так как они являются основными ее идеологами и создателями, определяют приоритетные направления противоправной деятельности преступных групп и сообществ.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.