(1754-1841)
Аркадий Минаков, Воронеж
Государственный и общественный деятель, адмирал, президент Российской академии наук, поэт и филолог, идеолог раннего русского консерватизма.
Александр Семенович Шишков родился 9 марта 1754 года. Он был из старинного дворянского рода, сын инженера-поручика С. Н. Шишкова. Окончил Морской кадетский корпус со званием мичмана (1772). Неоднократно участвовал в морских походах, с 1779 преподавал в корпусе морскую тактику, одновременно занимался литературной деятельностью, переводами, писал пьесы, стихи и рассказы. В ходе русско-шведской войны 1788–90 участвовал в Ревельском и Выборгском морских сражениях. При императоре Павле I определен членом Адмиралтейств-коллегии (1798), назначен историографом флота (1799). В дальнейшем служил в Лесном департаменте (с 1803), возглавлял Адмиралтейский департамент (1805).
В начале правления императора Александра I Шишков был глубоко разочарован либеральным курсом, связанным с деятельностью членов Негласного комитета и М. М. Сперанского, обвинял последних в неопытности, незнании отечественных традиций, законов и обрядов, в некритичном следовании «духу времени», идеям, которые привели к «чудовищной французской революции». С 1803 Шишков заявил о себе как ведущем идеологе консервативно-националистических кругов. В «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка» (1803) Шишков выступил против галломании – полной или частичной ориентированности высшего дворянского общества на французские культурно-поведенческие модели. Будучи по форме филологическим трактатом, «Рассуждение» по сути стало политическим манифестом складывавшегося русского консерватизма. Шишков рассматривал галломанию как проявление духовной деградации, начавшейся в результате массового наплыва галлицизмов в русский язык. Согласно Шишкову, язык является субстанцией народности, квинтэссенцией национального самосознания и культуры, поэтому ко всяким языковым заимствованиям необходимо подходить предельно осторожно, опираясь в создании литературного языка на церковнославянский язык, язык русских летописей, древнерусских литературных произведений и грамот. Галлицизмы же, по мысли Шишкова, могли привнести в русский язык понятия, ведущие к революции. Шишков не ограничился борьбой с галломанией в литературе. Сформулированная в «Рассуждении» программа провозглашала необходимость национального воспитания с опорой на собств. языковые, политические, бытовые (например, в одежде, пище, повседневных поведенческих стереотипах) традиции, патриотизм, включающий культивирование национального чувства и преданность самодержавной монархии. Шишков одним из первых высказал мысль о необходимости сближения церковной и светской культурных традиций.
С 1807 по инициативе Шишкова в Санкт-Петербурге устраивались литературные вечера, ставшие с 1810 публичными и получившие название «Беседа любителей русского слова» (последнее заседание состоялось в 1816). Целью «Беседы» – укрепление в русском обществе патриотического чувства при помощи русского языка и словесности. В «Беседе» в консервативном духе обсуждались не только вопросы литературы, но и общественно-политические проблемы. Среди ее членов – Г.Р. Державин, И.А. Крылов, Н.И. Гнедич и другие. В работе «Рассуждение о любви к Отечеству» (СПб., 1812) Шишков вновь резко критиковал галломанию и космополитизм. Вышедшая в канун Отечественной войны 1812, она вызвала широкий общественный резонанс, взгляды Шишкова оказались востребованными высшей властью и обществом. 9 апреля 1812 Шишков назначен государственным секретарем, заменив опального Сперанского, неотлучно находился при императоре, автор текстов важнейших манифестов, рескриптов, указов и других актов. В ходе Отечественной войны 1812 и кампаний 1813–14 фактически исполнил роль главного пропагандиста и идеолога: составленные им манифесты, призванные откликаться на важные события, поднимать дух народа и армии, пользовались огромной популярностью. В 1814 император освободил Шишкова от должности государственного секретаря с назначением членом Государственного совета.
Шишков уделял большое внимание развитию филологии. Развивая в своих работах тезис, что все языки имеют одни общие корни, исходящие из славянского языка, он стремился обосновать ненужность заимствований из иностранных языков, т. к. в русском языке всегда можно найти аналог иностранному слову. Шишков одним из первых осуществил попытку организовать кафедры славяноведения при российских университетах, создать славянскую библиотеку, в которой были бы собраны памятники литературы на всех славянских языках и все книги по славяноведению.
В 1820-х гг. Шишков стал одним из главных лидеров «православной оппозиции» (в нее входили митрополит Серафим (Глаголевский), архимандрит Фотий (Спасский), А.А. Аракчеев, М.Л. Магницкий и др.), которая вела борьбу с распространением западноевропейского мистицизма и с экуменической политикой Министерства духовных дел и народного просвещения, возглавляемого князем А.Н. Голицыным. Заняв в 1824 пост министра народного просвещения и главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий, Шишков добился закрытия Библейских обществ – проводников экуменической политики, выступал против перевода Библии с церковнославянского на литературный язык, т. к. это, с точки зрения «православной оппозиции», вело к профанации текста (в 1825 издание Библии на русском языке было прервано). После событий 14 декабря 1825 Шишков назначен членом Верховного уголовного суда по делу декабристов (выступил за смягчение наказаний участникам движения).
По инициативе Шишкова в 1826 принят цензурный устав, прозванный современниками «чугунным», который был призван в максимальной степени предотвратить распространение радикальных и либеральных идей. На посту министра народного просвещения Шишков подготовил программу национального воспитания в духе православия, верности самодержавию и сословным началам. В 1828 Шишков уволен в отставку «по преклонности лет» с оставлением членом Государственного совета, однако основные принципы его политики в области просвещения в 1830-х гг. продолжил С. С. Уваров. Последние годы жизни Шишков занимался главным образом филологическими разысканиями. Умер 9 апреля 1841 года.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |