--PAGE_BREAK--
1.2. Особенности производства следственных действий по делам о контрабанде и влияние их на квалификацию данного преступления
.
Расследование по делам о преступлении, предусмотренном ст.188 УК РФ, отнесено как к компетенции следователей органов внутренних дел, так и прокуратуры: процессуальная деятельность органов дознания таможенных служб по ним ограничивается проведением неотложных следственных действий.
По мнению автора данной работы перед следователями, как прокуратуры так и органов внутренних дел возникают проблемы по производству процессуальных действий предшествующих самой квалификации контрабанды.
Согласно ст.223 ТК РФ при наличии признаков контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, таможенный орган Российской Федерации возбуждает уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства РФ, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших.
Из закрепленных уголовно-процессуальным законом (ст.108 УПК РФ) наиболее распространенным поводом к возбуждению уголовных дел о преступлении, предусмотренном ст.188 УК РФ, является непосредственное обнаружение сотрудниками, осуществляющими таможенный контроль, пограничными нарядами, сотрудниками органов внутренних дел предметов контрабанды и лиц, совершающих действия по незаконному ее перемещению за пределы таможенной границы Российской Федерации, либо их ввозу на территорию Российской Федерации.
Поводом к возбуждению уголовного дела кроме указанного могут служить также:
1) сообщения и заявления физических и юридических лиц;
2) материалы, поступившие от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов;
3) информация, поступившая от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;
4) материалы, поступившие от других таможенных органов.
Поступившие от таможенных органов материалы с имеющимися данными о признаках контрабанды должны быть подвергнуты следователем тщательному анализу с целью установления либо не установления обстоятельств, исключающих производство по делу.
В круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам о контрабанде и существенно влияющих на её квалификацию, входят:
событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления).
виновность физического или должностного лица в совершении преступления. Если преступление совершено в соучастии (простая или сложная форма) или организованной группой, необходимо доказать виновность и степень участия каждого в содеянном. При этом необходимо учитывать ст. 32-35 УК РФ, в которых четко раскрыто определения соучастия, определены виды соучастников, определена ответственность соучастников преступления. Подлежат доказыванию и мотивы совершения преступления;
обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, указанные в ст. 61и63 УК, а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
характер и размер ущерба, причиненного преступлением;
подлежат выявлению также причины и условия, способствующие совершению преступления. Т.е в силу каких обстоятельств лицо шло на совершение преступления, что подталкивало его к этому.
Осуществление таможенного контроля и регулирование товарообмена на таможенной территории, многообразие нарушений таможенных правил вносят специфику в определение тех фактических данных, которые могут быть использованы в качестве доказательств. В большей части контрабанду обнаруживают сотрудники таможенной службы при осуществлении таможенного контроля. Именно они на первоначальном этапе документально фиксируют нарушения таможенных правил и признаки контрабанды. Поэтому все полученные ими фактические данные, на основе которых можно установить какое-либо обстоятельство, имеющее значение для дела, являются доказательствами совершения преступления.
Источники получения фактических данных закон делит на следующие виды:
протоколы и другие документы, составленные при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, ведении производства по делу о нарушении таможенных правил или при его рассмотрении;
объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил; объяснения свидетелей; заключение эксперта; вещественные и письменные доказательства. Перечень этих видов доказательств установлен ч.2 ст.321 ТКРФ.
Следователь оценивает представленные материалы, содержащие сведения о признаках контрабанды, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь при этом уголовно-процессуальным законом.
При рассмотрении материалов, представленных таможенным органом для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, либо уже возбужденного и требующего производства дальнейшего расследования необходимо убедиться, что протоколы и иные документы, составленные при проведении таможенного контроля, соответствуют требованиям таможенного законодательства Российской Федерации. Если обнаружится, что документы составлены с нарушением, то в таком случае они не имеют доказательственного значения
Аналогичным образом должен быть решен вопрос и в отношении вещественных доказательств. Вещественными доказательствами служат:
— товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;
— товары и транспортные средства со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием предметов, являвшихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;
— документы и средства идентификации использованные для незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
— иные предметы, сохранившие на себе следы, могущие служить средством к обнаружению нарушения таможенных правил и выявлению лиц, его совершивших, а также установлению фактических обстоятельств дела.
Одним из первоначальных следственных действий является осмотр места происшествия. Согласно ст.178 УПК в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Однако если в процессе осмотра обнаруживаются явные, очевидные признаки контрабанды, уголовное дело возбуждается немедленно после его производства.
Осмотр места происшествия по делам о контрабанде имеет свои особенности, обусловленные рядом обстоятельств.
Во-первых, предметом преступления (контрабанда является как бы многопредметным составом). От вида предмета контрабанды, обнаруженного у подозреваемого лица, зависит и определение тактики проведения следственных действий.
Во-вторых, способом перемещения контрабандного товара через таможенную границу РФ.
В третьих, спецификой транспортного средства, при помощи которого перемещается контрабандный товар. Это может быть: железнодорожный транспорт, автомобильный, воздушный, водный. Как показывает следственная практика, преступники чаще всего пользуются железнодорожным и автомобильным транспортом.
Основными задачами осмотра места происшествия по делам о контрабанде являются фиксация обстановки, выяснение способа перемещения контрабанды, применяющихся для этого приспособлений, устройств, тайников, анализ всей совокупности фактических данных о характере события, его участниках, построение необходимых версий и принятие решения о дальнейшем расследовании, получение данных для организации оперативно-розыскных мероприятий и проведение следственных действий.
Одним из способов перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу является перемещение, совершенное помимо таможенного контроля. В этом случае виновные, стараясь избежать встречи с сотрудниками таможенной службы, стремятся переправить контрабанду иными путями, минуя таможенный контроль.
Поэтому, будучи обнаруженными, вне мест таможенного контроля, преступники в целях уклонения от уголовной ответственности прибегают к различного рода уловкам, заявляя, что оказались в данной местности случайно или пересекли таможенную границу по ошибке.
В таких ситуациях необходимо производить тщательный осмотр транспортного средства, а возможно, исходя из сложившихся обстоятельств, и прилегающей местности. В протоколе осмотра места происшествия должны быть отражены все детали обстановки, которые могли бы свидетельствовать о преднамеренном пересечении границы. Это может быть подтверждено наличием вещественных доказательств, обнаруженных на месте: контрабандный товар в крупных размерах, отсутствие на него надлежащих документов или предъявление подложных документов с указанием в них «мнимых» отправителя и получателя, изучение личности лиц, переместивших через таможенную границу контрабандный товар, осмотр транспортного средства и изучение документов о его принадлежности. Подлежат тщательной проверке показания задержанных о пути их следования, причинах незаконного пересечения границы. В этих целях осуществляется поиск свидетелей, которые могли были наблюдать движение транспортного средства в обход таможенных постов. Как правило, преступники с целью пересечения таможенной границы и уклонения от таможенного контроля используют не традиционно существующие магистрали транспортного движения, а проселочные дороги. Именно наличие указанного будет доказывать признание данного деяния преступлением.
В ходе осмотра объектами детального изучения должны стать места (место) размещения контрабандного товара. При этом предмет контрабанды должен быть обстоятельно осмотрен и описан, в протоколе с фиксацией его индивидуальных признаков. В протоколе указываются наименование товара, его количество, тара и другие данные. К протоколу осмотра места происшествия должна быть составлена карта-схема с обозначением на ней места задержания контрабандистов и схема с указанием на ней места обнаружения товара. В некоторых случаях для осмотра на месте контрабандного товара требуются знания специалиста. Поэтому в наиболее сложных случаях необходимо привлекать их к осмотру.
При обнаружении сокрытия товаров или иных предметов следует произвести тщательный осмотр места его нахождения. Как уже отмечалось, способы маскировки могут быть различными. Если товар найден в транспортном средстве, например, автомобиле, купе пассажирского поезда, необходимо осмотреть обстоятельно полностью автомобиль и расширить границы осмотра вагона пассажирского поезда с целью установления дополнительных тайников и устройств, а также мест сокрытия контрабанды. Место обнаружения должно быть зафиксировано в протоколе осмотра, составлена схема с указанием на ней места нахождения тайника иди специального хранилища. Схема, подписанная участниками осмотра, приобщается к протоколу осмотра места происшествия.
При осмотре места происшествия может возникнуть необходимость изъятия вещественных доказательств. Например, при обнаружении оружия. Если на оружии обнаружены следы пальцев или других каких-либо
веществ, которые впоследствии могут иметь доказательственное значение, при упаковке оружия должны быть соблюдены правила обращения с этими следами. При этом следует осмотреть и изъять упаковку, в которой находилось оружие. В ходе осмотра необходимо применять фотосъемку, видеозапись, измерение, изготовление слепков и оттисков следов. Осмотр производится в присутствии понятых, а также с участием подозреваемого, свидетелей. Протокол осмотра места происшествия должен быть процессуально грамотно оформлен. При этом изъятие вещественных доказательств должно быть произведено в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, иначе они могут утратить свое доказательственное значение.
Осмотрпредметов и документов,обнаруженных при производстве действий и изъятых при обыске, выемке, осмотре места происшествия, помещения, осуществляется при строгом соблюдении норм уголовно-процессуального закона. При осмотре предметов важно отразить в протоколе их вид и общее состояние, а в необходимых случаях ~ объем, размер и другие данные, характеризующие их и имеющие значение для дела. Должны быть определены индивидуальные признаки, изучены обнаруженные на них следы и другие сведения, указывающие на их связь с преступлением'.
Осмотренные предметы и документы, имеющие значение для дела, постановлением признаются вещественными доказательствами и приобщаются к делу.
Обыск.В соответствии со ст.168 УПК обыск производится только в тех случаях, когда имеются достаточные данные полагать, что искомые предметы и документы находятся в каком-либо месте или у какого-либо лица. Производятся обыски и по делам о контрабанде. Цель осуществления обыска заключается в отыскании предметов контрабанды, например, наркотических средств, оружия и других предметов, а также упаковочных и других средств. Следственная практика показывает эффективность производства этого следственного действия.
Так, в ходе осмотра купе пассажирского вагона у одного из пассажиров в обуви была обнаружена пачка из-под сигарет, в которой находились шарики в количестве16 штук, запаянные в целлофан и фольгу. В шариках была найдена марихуана. Возникла необходимость производства обыска по месту жительства подозреваемых.
В процессе произведенного обыска по месту жительства было обнаружено свыше 23 г наркотического средства, которое было упаковано в два целлофановых пакета, а также226 запаянных в целлофан и фольгу шариков с наркотическим средством. Кроме того, был обнаружен рулон фольги.
Произведенной экспертизой было установлено, что обнаруженные при обыске предметы имеют общую родовую принадлежность.
Обыск должен осуществляться в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.[9]
По деламо контрабанде производится выемка, когда имеются точные данные о том, что предметы и документы, имеющие значение для дела, находятся у определенного лица или в определенном месте.
Освидетельствование, как следственное действие производится по делам о контрабанде в тех случаях, когда есть основания полагать, что на теле подозреваемого и его одежде могут быть следы преступления. На пример, при задержании лица, перевозившего наркотические средства. При освидетельствовании такого лица необходимо установить признаки употребления наркотиков (об этом могут свидетельствовать следы частых инъекций, шрамы, точечные ранки, абсцессы, флегмоны, образующиеся от систематических инъекций, производимых в антисанитарных условиях), следы наркотических средств могут находиться в волосах, ногтях подозреваемого. Характерен в этом отношении следующий пример.
При осмотре вагона пассажирского поезда сотрудниками таможенной службы была обнаружена сумка. Когда в присутствии понятых окрыли сумку, то в ней оказалась маковая соломка. Установили свидетелей, которые показали, что сумка принадлежит гражданке одного из государств СНГ, но она от криминального багажа решительно отказывалась. Проведенное освидетельствование дало основания полагать, что под ногтями у подозреваемой могут находиться частицы маковой соломки. Для подтверждения результатов освидетельствования была назначена экспертиза. Заключением экспертизы была установлена идентичность обнаруженных частиц маковой соломки под ногтями у подозреваемой с маковой соломкой, находящейся в сумке.
В соответствии со ст.181 УПК освидетельствование производится в присутствии понятых, а в необходимых случаях с участием врача. При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого лица. По делам о контрабанде производятся и такие следственные действия, как наложение ареста на имущество, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, допросы свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, очные ставки, задержание, личный обыск, и назначаются различные экспертизы.
Допрос свидетелей. В первую очередь к числу свидетелей по делам о контрабанде относятся лица, обнаружившие признаки контрабанды (инспектора таможенной службы, пограничники, работники милиции). Они могут быть допрошены следователем об обстоятельствах обнаружения товаров или иных предметов, незаконно перевозимых подозреваемым. Например, при обнаружении контрабанды в вагоне пассажирского поезда должны быть допрошены проводники вагона, начальник поездной бригады (необходимо помнить, что вышеуказанные лица сами нередко являются соучастниками преступления,— это надо учитывать при проведении с ними следственных действий), ревизоры контрольно-ревизионной службы, другие работники железнодорожного транспорта, пассажиры. Должны быть допрошены родственники задержанного и соседи по его месту жительства, а также лица, являющиеся пассажирами этого поезда.
Очные ставки по делам о контрабанде проводятся, как правило: между контрабандистами и лицами, которые их задержали (инспекторами таможенной службы, пограничными нарядами, работниками милиции), другими лицами, являющимися свидетелями, а также с соучастниками преступления при наличии в их показаниях противоречий.
Предъявление для опознания. Для опознания по делам о контрабанде, как правило, предъявляются лица, скрывшиеся с места обнаружения товаров или иных предметов, а впоследствии установленные и задержанные, а также предметы контрабанды.
Следственный эксперимент по делам о контрабанде производится для проверки или уточнения уже собранных доказательств, для проверки следственных версий, восполнения доказательств, а также установления причин и условий совершения преступления.
В реальной обстановке провести следственный эксперимент по делам о контрабанде бывает порой очень сложно. Например, в условиях движения железнодорожного транспорта. Однако и здесь имеются возможности для осуществления этого следственного действия. В этих целях могут использоваться вагоны, находящиеся в резерве, на запасных станционных путях. Если требуется воспроизвести не только внутреннюю обстановку, но и внешнюю, то следственный эксперимент проводится во время движения железнодорожного транспорта. Разумеется, должна быть создана обстановка, реально соответствующая той, которая имела место на момент совершения криминальных действий. При этом производство эксперимента не должно создавать какие-либо помехи нормальному движению поездов и исключить возможность травмирования пассажиров и участников, находящихся в этот момент в поезде.
Для проведения такого эксперимента необходима тщательная подготовка. В процессе его проведения целесообразно использовать кино- и видеосъемку.
Производство экспертизы. Экспертизы по делам о контрабанде назначаются в зависимости от вида предмета контрабанды. Следственная практика показывает, что наиболее часто назначаются: товароведческая экспертиза (для оценки стоимости контрабандного товара), химическая, наркологическая, трасологическая, дактилоскопическая, судебно-психиатрическая, почерковедческая, судебно-медицинская, баллистическая.
В зависимости от особенностей расследуемого дела могут назначаться и различные криминалистические экспертизы, например экспертиза нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов, экспертиза металлов и сплавов и другие.
Глава 2. Наиболее распространённые виды контрабанды
2.1. Контрабанда табачных изделий, оружие, боеприпасов, а также наркотических средств и психотропных веществ
Контрабанда сигарет сейчас настолько широко распространена и хорошо организована, что представляет собой серьезную угрозу, как для общественного здоровья, так и для государственных финансов, которые теряют миллиарды долларов дохода.
Контрабанда ведет к потере государственного дохода и даже подрывает усилия органов здравоохранения по сокращению количества курильщиков. Например, реклама на всю страницу в газетах «New York Times» и «Washington Post» от первого мая 1998 года, размещенная пятью крупнейшими табачными компаниями США, гласила, что повышение налога на 1,10 долларов США приведет к возникновению черного рынка сигарет, что, в свою очередь, создаст неограниченный доступ детей к сигаретам.
Наличие черного рынка также означает уменьшение дохода для легальных табачных компаний и увеличение возможности для организованной преступности. Вопрос контрабанды стал наиболее убедительным аргументом против политики правительств, которые хотят сократить потребление посредством налогообложения табака. В своем докладе по вопросу налога на табачные изделия в мае 2000 года Европейская комиссия подчеркнула, что необходимо учитывать фактор контрабанды при планировании повышения налога, так как задачи общественного здравоохранения по сокращению потребления табака посредством повышения налога будут далеки от выполнения, если табачные изделия смогут избежать этого налогообложения.
Контрабандные сигареты продаются по цене ниже рыночной; таким образом, сигареты становятся дешевыми, что повышает потребление и подрывает усилия по предотвращению курения среди молодежи. Контрабанда предлагает самые известные международные сорта сигарет по ценам, доступным даже для потребителей с низкими доходами и для особо заботящейся о своем имидже молодежи развивающихся стран, где западные товары считаются особо изысканными и стильными. Так как треть ежегодного всемирного экспорта приходится на контрабанду, ее эффект огромен. Это приводит к масштабному увеличению бремени заболеваемости, особенно в бедных странах.
Контрабандные сигареты не подпадают под законные ограничения и правила здравоохранения, такие как запрет продажи табака несовершеннолетним, требования к этикеткам и правила, касающиеся допустимых добавок.
И, наконец, увеличение контрабанды сигарет также означает расширение возможностей для организованной преступности, которая также занимается деятельностью и в других областях, например, наркотиками, что может повысить общий уровень коррупции в стране. Контрабанда в крупных масштабах означает наличие криминальных организаций и достаточно развитой системы распространения контрабандных сигарет на местном уровне. Контрабанда охватывает международные марки, выпускаемые транснациональными компаниями и распространяемые криминальными организациями, которые действуют во всех частях мира и могут в больших количествах беспошлинно покупать сигареты, которые до этого «исчезли» при международных перевозках.
Для ограничения контрабанды целесообразно принять следующие меры:
продолжение
--PAGE_BREAK--
1)Увеличение штрафных санкций.Контрабандисты занимаются контрабандой сигарет, потому что ее выгода превосходит риск. Необходимо пересмотреть штрафы в сторону увеличения, чтобы их размер в комплексе с возможностью быть пойманным делал контрабанду финансово непривлекательной.
2)Требования наличия акцизной марки на табачных изделиях.Цель заключается в создании четкого различия между легальным и нелегальным товаром, чтобы контрабандный товар было легко обнаружить, а закон легко выполнить. Такие марки должны быть наглядными и расположены на каждой пачке под целлофановой упаковкой. Дизайн их должен быть разработан так, чтобы их было сложно подделать.
3)Требование специальной упаковки и маркировки продукции, указывающей на ее беспошлинный статус.Борьба с контрабандой требует осуществления строгого контроля над транспортировкой беспошлинных сигарет. Там, где это разрешено, в магазинах беспошлинной торговли или еще где-либо, эти пачки должны быть четко промаркированы как беспошлинные. Продавцы розничной торговли, потребители и лица, осуществляющие контроль над выполнением закона должны быть в состоянии легко определить, какой товар беспошлинный, а какой — нет.
4)Требование наличия специальной лицензии для производства, экспорта, импорта, оптовой торговли, розничной торговли, а также хранения табака.Лицензии помогают определить и проследить за действиями различных лиц в табачной сфере и способствуют реализации антиконтрабандных законов. Лицензия может содержать определенные условия, при нарушении которых или при нарушении табачного законодательства она может быть приостановлена. Угроза потери лицензии может отвратить потенциальных торговцев от контрабандных сигарет.
5)Требование, чтобы каждый производитель табачных изделий печатал свой уникальный серийный номер на всех пачках своих табачных изделий.Это поможет властям определить производителя изделий, место и дату выпуска. Если позволит технология, этот номер может быть заменен на знак цепи владельцев, который не только поможет властям определить производителя, но также выявит дистрибьютора, оптового торговца и экспортера.
6)Требование ведения учета.Необходимо ведение учета и системы отслеживания, которые будут налагать ответственность на производителей за то, чтобы сигареты легально прибыли на рынок по месту назначения. Сигареты могли бы транспортироваться только при наличии информации обо всех промежуточных торговых компаниях, о маршруте и об окончательном пункте назначения. Компьютеризированные системы контроля помогут государствам выполнять проверку в режиме реального времени и анализировать возможный риск перед выпуском на маршрут каждой партии табачных изделий. В этом случае страны будут иметь информацию по каждой отдельной партии и смогут осуществлять выборочные проверки на месте, как и когда они выберут. В Гонконге использование компьютеров для отслеживанием передвижения сигарет и сотрудничество с другими странами способствовало значительному падению уровня контрабанды сигарет.
7)Требование, чтобы на экспортных сигаретах обозначалась страна, для которой они предназначены, и предупреждения о вреде для здоровья были сделаны по правилам этой страны.В большинстве стран мира существуют правила, которые обязывают компании печатать предупреждения о вреде для здоровья на пачках табачных изделий. Стиль, формулировка, расположение и язык этих предупреждений отличаются в разных странах. Экспортеры должны обозначать страну назначения и гарантировать, что табачные изделия для конкретной страны имеют соответствующей формы предупреждение. Так же можно потребовать наличие особых этикеток для сигарет, которые не экспортируются.
8)Требование, чтобы экспортеры оформляли таможенные закладные по поставкам сигарет, которые могут быть закрыты только в том случае, если доказано, что партия достигла своего пункта назначения.
9)Установление умеренных ставок налогов и таможенных пошлин.Опыт борьбы с этим злом доказывает, что если правительства некоторых ужесточают систему налогообложения, то тем самым предоставляют еще большую возможность для контрабандистов удовлетворять спрос потребителей.
В качестве примера можно привести ситуацию в Канаде. В начале 80-х годов в этой стране были умеренные налоги на сигареты и контрабанда была незначительной. Затем, в 1986 году, федеральное правительство значительно увеличило налог на табак, в связи с чем увеличилось количество контрабандных продаж на сигаретном рынке. В этих условиях контрабанда стала чрезвычайно прибыльной и организованная преступность стала более эффективной в обслуживании рынка. В 1993 году, к примеру, легальная коробка сигарет стоила 45-50 долларов, в то время как контрабандные сигареты продавались по 18 долларов за коробку. Исследования того времени показали, что около 30% всего рынка Канады составляла контрабанда и потеря налоговых доходов равнялась 1 биллиону канадских долларов.
Объем ввозимых на территорию России товаров, декларируемых не своими наименованиями, достигает, по данным ГТК РФ, 40%.
Предметом контрабанды при осуществлении экспортных операций являются цветные и редкоземельные металлы, лес, сырье стратегического характера, биопродукция. Огромные потери несет государство в сфере добычи, переработки и экспорта углеводородного сырья. По данным западноевропейских экспертов, при цивилизованной организации торговли сырьем и ресурсами Россия могла бы иметь в виде прибыли до 100 млрд. долларов ежегодно.
Рассмотрим основные методы осуществления контрабандных операций при экспорте.
«Традиционный» метод.Предполагает противоправное пересечение таможенной границы, минуя таможенные посты, либо путем фальсификации таможенных документов. Данный метод получил наибольшее распространение на границах с Беларусью и Казахстаном. В ряде случаев используется сговор с представителями военно-воздушных, сухопутных, военно-морских сил с целью использования транспортных средств, морских баз и спецаэродромов в обход таможенного контроля.
Незаконный вывоз под прикрытием внутритаможенного транзита.
Особенно рельефно эти операции проявились в индустриально развитых регионах России, а также регионах, получивших статус наибольшего благоприятствования. Это, прежде всего, относится к Северо-Западному региону страны, в частности, Калининградской области, которая в силу своего особого географического положения стала еще в 1994 году одним из основных каналов контрабандных операций. В Калининградскую область вывозится значительные объемы стратегически важных сырьевых ресурсов из большинства регионов России, даже с Дальнего Востока.
Сущность данной схемы контрабанды состоит в следующем. Сырьевые ресурсы по документам отправляются в Калининградскую область в адреса несуществующих фирм, либо фирм, представители которых предоставляли дельцам свои реквизиты. В пути следования через Беларусь или Прибалтийские государства груз переадресуется местными фирмами в адрес фирм дальнего зарубежья. Фирма — получатель груза — обеспечивается фиктивными документами о получении груза.
Данный метод используется также для вывоза сырьевых ресурсов под видом отправленных из стран СНГ и проходящих транзитом через территорию России. Осуществлется подделка декларации, подкуп служащих таможни. Особое распространение получил при вывозе нефти, металла, леса в Китай, Иран через Украину, страны Средней Азии и Закавказья.
Для иллюстрации масштабов подобной формы незаконного экспорта можно привести результаты оперативно-профилактической операции «Транзит», проведенной МВД России во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами в 1994 -1995 годах и являющейся одной из многих в серии мер, направленных на пресечение контрабанды. Проверке подверглись более 6 тысяч российских и иностранных хозяйствующих субъектов, осуществивших отгрузки материальных ценностей на сотни миллиардов рублей в адреса калининградских фирм, предприятий и организаций. В результате, только на начальном этапе операции было выявлено свыше 1,3 тысяч фактов контрабанды, хищений, взяточничества, других злоупотреблений, ущерб от которых превысил 210 млрд. рублей, разоблачена деятельность свыше 100 организованных преступных групп. По уголовным делам у преступников было изъято и описано имущества на сумму 60 млрд. рублей. Было вскрыто 25 фиктивных и более 50 действующих фирм, реквизитами которых пользовались преступники для прикрытия противоправного вывоза ресурсов из России. При этом была также пресечена попытка незаконного вывоза ресурсов на сумму более 40 млрд. рублей.
Одним из результатов приостановления так называемого калининградского транзита стало повышение цен на бензин в Литве в два раза и на металлы на Лондонской сырьевой бирже.
Контрабанда товаров под прикрытием вывоза товаров на временное хранение и переработку за рубежом.Вывезенные ресурсы не возвращаются. В контролирующие органы представляются фиктивные документы о пересечении грузом российской таможенной границы уже в качестве экспортной поставки. Иногда оформляются подложные отказные письма от имени подставных российских предприятий и организаций, которые якобы должны были получить продукты переработки. Таким образом, они мотивируют продажу товаров за рубежом.
Например, крупные партии нефти и нефтепродуктов вывозятся из России без оформления экспортных контрактов на Украину и в Белоруссию, а затем в нарушение обязательств по временному хранению и переработке реализуются в странах Западной Европы и в США. Для сокрытия подобных сделок в таможенные органы представляются фиктивные документы о якобы ввезенных в Россию товарах.
Вывоз в рамках официально заключенных экспортных контрактов с учрежденными ими же за рубежом фирмами.При этом цены официального экспортного контракта, как правило, занижаются. Данный способ применяется при экспорте редкоземельных металлов и другого ценного сырья, требующего тщательной экспертизы и заключения специалистов о качестве.
В связи с осуществлением толлинговых операций с зарубежным давальческим сырьем.В ряде случаев в обратном направлении из России вывозится не готовая продукция, а собственное российское сырье. Используются фиктивные документы на продукцию и сырье.
Незаконный вывоз под прикрытием предприятий с иностранными инвестициями и совместных предприятий.Вывозится сырье, не являющееся продукцией собственного производства, либо разрешенной к беспошлинному вывозу.
Незаконный вывоз за рубеж российских стратегически важных сырьевых товаров зачастую сопровождается хищениями, взяточничеством, уклонением от налогообложения и другими злоупотреблениями, наносящими значительный урон экономическим интересам России.
Для достижения своих корыстных целей преступные формирования активно проникают в хозяйственную и финансовую деятельность предприятий топливно-энергетического, металлургического и лесного комплексов, создают для прикрытия своей противоправной деятельности различные коммерческие структуры.
По оценке Интерпола, в прошлом году мировой оборот контрабанды образцами флоры и фауны вышел на второе место после оборота наркотиков, обогнав даже незаконную торговлю оружием. Особенно под жестким прессом оказалась дикая флора и фауна Востока России. «Биологическая» контрабанда становится на территории российского Дальнего Востока одним из самых распространенных видов нарушений таможенного законодательства.
Контрабанда редких животных и растений с российского Дальнего Востока резко увеличилась после возникновения контактов местных криминальных сил с преступными организациями в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По данным экспертов Дальневосточной оперативной таможни, большая часть контрабандного вывоза животных и растений, занесенных в Красную Книгу, перехватывается на китайском направлении, второе и третье места занимают, соответственно, Республика Корея и КНДР. Повышенный спрос на природное сырье, используемое в медицине и кулинарии этих стран, является мощным стимулом для местных браконьеров и перекупщиков.
На восточном участке российско-китайской границы таможенные органы все чаще изымают незаконно вывозимые дериваты редких животных — это так называемая струя кабарги, желчь медведя, кости амурского тигра, используемые в Китае для изготовления препаратов восточной медицины.
Всего в 2006 году на всех дальневосточных таможнях России было задержано 8,3 тонны осетровых рыб, 202 тонны медвежьей желчи, 46 медвежьих лап, 111 мускусных желез кабарги и 1275 оленьих пантов, когти трех уссурийских тигров, 38 норковых шкурок, 96 редких дальневосточных черепах бисса, 652 корня женьшеня и многое другое. Резко выросла контрабанда птиц — так, в минувшем году на Камчатке открылся браконьерский промысел ястребов-тетеревятников, а в Якутии — соколов, которых переправляют через АТР в Саудовскую Аравию. Вывозятся также волнистые попугайчики — их изъято около сотни особей.[10] Ущерб не ограничивается числом реализованных на черном рынке особей редких животных и птиц. Примерно 30 процентов особей гибнет при отлове и передержке, еще 30 — при транспортировке.
Массовый характер приняла контрабанда осетровой икры. Около 50 процентов торговли черной икрой, по данным Службы охраны рыбных ресурсов и животного мира США, осуществляется нелегально. Поголовье осетровых в Каспии, где добывается 90 процентов всей черной икры, за последние 20 лет сократилось на 70 процентов. Россия в результате контрабанды лишается важного источника валютных поступлений. О масштабах и общественной опасности данной категории преступлений свидетельствуют результаты многочисленных операций правоохранительных органов.
По оценкам специалистов контрабанда сигарет за период с 1995по 2000 годы возросла во всем мире на 73%. Волна контрабанды сигаретами в начале 1990-х была вызвана распадом Восточного блока, наряду с увеличением покупательского спроса на международные марки сигарет на развивающихся рынках Азии.
Величину проблемы контрабанды можно определить, посмотрев на разницу между всемирным экспортом и импортом; большинство «пропавших» сигарет продано контрабандными путями. Количество производимых в мире сигарет известно достаточно точно, и так как сигареты не хранят очень долго, всемирное производство практически совпадает с всемирным потреблением, то есть не существует больших запасов сигарет. Всемирный импорт должен быть близок по величине экспорту. В 1996 году было экспортировано 1 107 миллиардов сигарет и только 707 миллиардов импортировано, разница составляет 400 миллиардов. После вычитания 45 000 миллиардов сигарет, проданных беспошлинно на легальном основании, остаются 355 миллиардов пропавших сигарет. Единственным логичным объяснением такой пропажи является контрабанда.
2.2. Контрабанда драгоценных металлов и камней, а также контрабанда предметов культуры и археологических раскопок
За последние десять лет характер контрабанды антиквариата из России существенно изменился. В конце 80-х годов за границу увозили в основном произведения художников- авангардистов, работы Репина, приобретенные у частных коллекционеров предметы старины. Позднее предметом контрабанды стали ценнейшие коллекции картин, серебра, бронзы. С началом эпохи разгосударствления и появлением многочисленных антикварных лавочек контрабанда произведений искусства стала, как говорят специалисты, «бытовой». Злоумышленники без особого труда приобретают в магазинах, у коллекционеров, у рядовых граждан или у профессиональных преступников «заведомо украденные» или «честные», но все равно запрещенные к вывозу предметы антиквариата, и дальше уже каждый по-своему пытается решить проблему перевозки. Как отмечают специалисты петербургского управления ФСБ, каждый раз им приходится сталкиваться с каким-то новым способом провоза контрабанды. В своих ухищрениях злоумышленники практически не повторяются.
Отмечается рост незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств. В 2002 году на территории округа выявлено 50 преступлений о перемещении драгоценных металлов и камней через таможенную границу России, в 2003 — 74, в 2006 — 90.[11] Наиболее неблагополучным в этом отношении является Приморский край. Астраханская область в этом отношении страдает только от перемещения культурных ценностей, это обуславливается отсутствием на ее территории залежей драгоценных металлов, и на оборот богатым культурным наследием доставшимся ей со времен Астраханского Ханства.
В целом ситуация поданному виду контрабанды на территории Российской федерации выглядит довольно плачевно, т.к. недра РФ сочень богаты как драг. металлами, так и драг. камнями, и пользуясь этим организованная преступность все более и более изощряясь находит новые способы нелегального вывоза богатства и культурного наследия России.
Предметом этого вида контрабанды являются драгоценные металлы и камни, а также предметы культуры и археологических раскопок. Контрабандисты переправляют товар обычно заранее отработанным способом, предполагающим изощренность при сокрытии ценностей знание территории для перемещения данных контрабандных ценностей через государственную границу Российской Федерации. Интересно, что размеры перевозимых культурных ценностей как в количественном коэффициенте так и в материальном коэффициенте поражают разум обычных обывателей.
По мнению автора данной работы дело по контрабанде драг металлов, камней, а также культурных и археологических ценностей обстоит плачевно в связи с данными причинами, которые нужно решать очень оперативно, если их не решать то Россия может оказаться без культурного наследия. К данным причинам можно отнести:
1) недостаточное финансовое обеспечения пограничных частей, и таможенных органов;
2) несовершенная законодательная база, которая, по мнению автора довольно лояльно относится к наказанию контрабандистов (относительно маленький срок наказания и незначительные штрафные санкции, которые не пугают лиц промышляющих контрабандой);
3) плохое техническое обеспечение таможенных переходов;
4) кадровая нехватка, т.е. мнение автора, сводится к тому, что необходимо увеличить штат пограничных отрядов патрулирующих государственную границу Российской Федерации.
2.3. Контрабанда при осуществлении экспортных операций
Предметом контрабанды при осуществлении экспортных операций являются цветные и редкоземельные металлы, лес, сырье стратегического характера, биопродукция.
Огромные потери несет государство в сфере добычи, переработки и экспорта углеводородного сырья. По данным западноевропейских экспертов, при цивилизованной организации торговли сырьем и ресурсами Россия могла бы иметь в виде прибыли до 100 млрд. долларов ежегодно.[12]
Рассмотрим основные методы осуществления контрабандных операций при экспорте.
«Традиционный» метод.Предполагает противоправное пересечение таможенной границы, минуя таможенные посты, либо путем фальсификации таможенных документов. Данный метод получил наибольшее распространение на границах с Беларусью и Казахстаном. В ряде случаев используется сговор с представителями военно-воздушных, сухопутных, военно-морских сил с целью использования транспортных средств, морских баз и спецаэродромов в обход таможенного контроля.
Незаконный вывоз под прикрытием внутритаможенного транзита.
Особенно рельефно эти операции проявились в индустриально развитых регионах России, а также регионах, получивших статус наибольшего благоприятствования. Это, прежде всего, относится к Северо-Западному региону страны, в частности, Калининградской области, которая в силу своего особого географического положения стала еще в 1994 году одним из основных каналов контрабандных операций. В Калининградскую область вывозится значительные объемы стратегически важных сырьевых ресурсов из большинства регионов России, даже с Дальнего Востока.
Сущность данной схемы контрабанды состоит в следующем. Сырьевые ресурсы по документам отправляются в Калининградскую область в адреса несуществующих фирм, либо фирм, представители которых предоставляли дельцам свои реквизиты. В пути следования через Беларусь или Прибалтийские государства груз переадресуется местными фирмами в адрес фирм дальнего зарубежья. Фирма — получатель груза — обеспечивается фиктивными документами о получении груза.
Данный метод используется также для вывоза сырьевых ресурсов под видом отправленных из стран СНГ и проходящих транзитом через территорию России. Осуществлется подделка декларации, подкуп служащих таможни. Особое распространение получил при вывозе нефти, металла, леса в Китай, Иран через Украину, страны Средней Азии и Закавказья.
Для иллюстрации масштабов подобной формы незаконного экспорта можно привести результаты оперативно-профилактической операции «Транзит», проведенной МВД России во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами в 2004 -2005 годах и являющейся одной из многих в серии мер, направленных на пресечение контрабанды. Проверке подверглись более 6 тысяч российских и иностранных хозяйствующих субъектов, осуществивших отгрузки материальных ценностей на сотни миллиардов рублей в адреса калининградских фирм, предприятий и организаций. В результате, только на начальном этапе операции было выявлено свыше 1,3 тысяч фактов контрабанды, хищений, взяточничества, других злоупотреблений, ущерб от которых превысил 210 млрд. рублей, разоблачена деятельность свыше 100 организованных преступных групп. По уголовным делам у преступников было изъято и описано имущества на сумму 60 млрд. рублей. Было вскрыто 25 фиктивных и более 50 действующих фирм, реквизитами которых пользовались преступники для прикрытия противоправного вывоза ресурсов из России. При этом была также пресечена попытка незаконного вывоза ресурсов на сумму более 40 млрд. рублей.
Одним из результатов приостановления так называемого калининградского транзита стало повышение цен на бензин в Литве в два раза и на металлы на Лондонской сырьевой бирже.
продолжение
--PAGE_BREAK--