Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Государственно-политическое устройство Ирана и становление новых органов власти после революции

--PAGE_BREAK--в) Особенности модели будущего государства


Таким образом, разработанная Хомейни структура органов власти предполагает установление теократического образа правления, при котором светская и духовная власть нераздельны. При этом форма парламентской республики лишается своего содержа­ния, поскольку избираемый народом парламент не наделяется властью и представляет собой совещательный орган, обязанный беспрекословно выполнять распоряжения Группы принятия реше­ний. Вся законодательная и судебная власть сосредоточивается исключительно в руках духовенства. Светские лица допускаются в не обладающий властью парламент и исполнительные органы. При этом парламент действует под прямым контролем входящих в него и имеющих решающий голос духовных лиц. На наиболее важные посты в исполнительных органах также назначаются толь­ко духовные лица. Правда, Хомейни допускает участие граждан­ских специалистов в Группе принятия решений, поскольку «факих может быть несведущ в вопросах, например, современной экономи­ки» (с.7). Однако их функции — давать лишь технические заклю­чения, чтобы фетва, не выходя за рамки исламских норм, в то же время отвечала современным условиям.

Таким образом, исламский образ правления с самого начала предполагает безраздельное господство духовенства и ни в коей мере не представляет собой суверенитет народа, поскольку един­ственный выборный орган руководствуется волей не избравшего его народа, а стоящих над ним исламских деятелей.

Другой важной особенностью теоретической модели Хомейни является то, что она не затрагивает вопросов социального аспекта власти, предполагая, что исламский образ правления будет «нало­жен» на существующую в стране социальную структуру. Провоз­глашение Хомейни «братства» работодателей и рабочих на деле означает призыв к классовому «миру» между буржуазией и про­летариатом, освящение господства буржуазии.
II.      Начало революции и государственное управление в этот период.


а) Зарождение первых революционных органов власти


Практические шаги духовенства по воплощению в жизнь этой теории во многом определили характер политического развития Ирана после свержения монархии. Однако начало формированию новых органов власти было положено еще при шахе и не в соот­ветствии с разработанной Хомейни моделью.

В конце1978 г., когда в результате забастовок промышленного пролетариата, и особенно нефтяников, вся экономическая жизнь страны оказалась парализованной, начался развал государственно­го аппарата. В результате невыхода на работу служащих его низ­ших и средних звеньев прекратилась деятельность большинства государственных учреждений, включая министерства. Практически самоустранилась полиция, перестав выполнять свои функции, в том числе даже регулирование уличного движения.

В этих условиях по инициативе снизу, в том числе и местных мулл, стали стихийно возникать различные комитеты, группы со­действия, советы, берущие на себя выполнение жизненно важных общественных функций. Эти группы вели практическую работу по организации демонстраций, осуществляли регулирование уличного движения во время демонстраций, несли охрану самих демонстран­тов, наблюдали за порядком в колоннах. В некоторых кварталах: Тегерана и других городов возникали добровольные группы само­обороны, охранявшие квартал от грабителей. Вооруженные группы патрулировали на некоторых участках шоссейных дорог, где осо­бенно участились случаи ограбления пассажиров автомашин и ав­тобусов, нередко сопровождавшиеся людскими жертвами. В связи с перебоями в снабжении группы добровольцев осуществляли контроль за поступлением продуктов и топлива в торговую сеть и за равномерным их распределением среди жителей квартала, т.е. явочным порядком вводили нормирование продуктов. Нередки бы­ли случаи, когда население громило лавки торговцев, припряты­вавших товары повседневного спроса с целью взвинчивания цен. Эти же группы следили за тем, чтобы лавочники не торговали тай­ком в те дни, когда духовенство призывало прекратить торговлю в знак протеста против действий шахских властей.

Эти разнообразные группы еще не представляли собой власти в полном смысле этого слова, но они были зародышем власти, вырастали из революционной инициативы масс, которые живо от­кликались на насущные потребности практики и выдвигали из своей среды наиболее инициативных представителей, обладавших качествами лидеров и способностями организаторов. Было бы ошибочным переоценивать роль духовенства в процессе возникно­вения этих зачаточных органов самоуправления. Организационная структура духовенства, основанная не на жестком административ­ном подчинении сверху донизу, а скорее на моральном авторитете религиозных вождей, была достаточно эффективной для идейного руководства массами, для агитации и пропаганды, для быстрого донесения до масс общих установок, призывов и лозунгов, выра­батываемых высшим духовенством. Но формальная независимость каждого муллы и религиозного деятеля более высокого ранга, ко­торая позволяет ему в повседневной деятельности руководствовать­ся не прямыми административными распоряжениями высших инстанций, а собственным пониманием и интерпретацией общих ис­ламских канонов и принципов; традиционное для ислама соперни­чество высших религиозных авторитетов, каждый из которых имеет собственных последователей и приверженцев, слепо идущих за «своим» религиозным вождем и критически относящихся к «чу­жому», — все это ослабляло способность духовенства как органи­зации непосредственно предопределять формы и методы револю­ционных действий масс.

Иными словами, духовенство несло в массы слово, и уже сами массы, выдвигая из своей среды практических организаторов, пре­творяли это слово в дело. В практически-повседневной револю­ционной деятельности духовенство шло за массами или по крайней: мере рядом с ними. Стихийность процесса возникновения «ни­зовых» органов власти подтверждается и тем фактом, что до поры до времени и сам Хомейни, и другие высшие религиозные деятели обходили полным молчанием эти уже существующие органы.

Также еще до победы революции началось становление и цент­ральных органов власти. По инициативе Хомейни, находившегося в Париже, был сформирован Исламский революционный совет (ИРС), состав которого содержался в тайне. Перед ним ставилась задача создания переходного, временного правительства, созыва Учредительного собрания и проведения выборов в Законодательное собрание — парламент.

Он же координировал действия оппозиции, требуя отречения шаха. 16 января 1979 года, используя то, что было официально названо выездом на отдых, шах бежал из Ирана.

б) Создание временного центрального аппарата. Двоевластие.
После того как Хомейни1 февраля1979 г. возвратился в Иран, он особым фирманом от5 февраля1979 г. назначил Мехди Базаргана, лидера близкой к Национальному фронту буржуазией организации «Движение за освобождение Ирана», премьер-министром Временного революционного правительства. На церемонии пред­ставления М. Базаргана в качестве премьер-министра Хомейни, в частности, отметил, что «его превосходительство инженер Мехди Базарган… человек превосходный с точки зрения религии, благо­честивый и не имеет склонности к чему-либо, — что противоречит установлениям шариата. Народ должен его слушаться. Это не обычное правительство, и его необходимо слушаться. Противодей­ствие этому правительству — это противодействие шариату. А наш закон предусматривает наказание за выступление против правительства, освященного шариатом».

С назначением правительства Базаргана в стране установилось двоевластие, а точнее — безвластие: назначенное шахом прави­тельство Шапура Бахтияра уже было бессильно, а назначенное Хомейни правительство Базаргана еще не получило власти. В этот период чрезвычайно ускорился процесс формирования ни­зовых органов власти, который приобрел качественно новый харак­тер. Из всего разнообразия возникавших групп, советов, отрядов самообороны выдвинулись два вида: революционные комитеты и отряды «стражей исламской революции».

Характерно, что высшее духовенство не рассматривало ревко­мы и отряды «пасдаров» («стражей») в качестве органов власти и не призывало их к захвату реальной власти «снизу» как средст­ва низложения правительства Бахтияра. Весь упор оно делало на то, чтобы путем переговоров с этим правительством, подкреплен­ных угрозой объявить ему «джихад» и в случае его неуступчивости, побудить Бахтияра добровольно передать свои полномочия прави­тельству Базаргана. Одновременно Хомейни вел через Базаргана переговоры с армейским командованием, стремясь получить от него согласие на нейтралитет армии.

Такая позиция Хомейни и высшего духовенства обусловлива­лась двумя важными моментами. Во-первых, они не ставили перед собой задачи революционного слома всей старой государственной машины, полагая путем смены правительства Бахтияра правительством Базаргана овладеть существующим государственным аппа­ратом и поставить его под свой контроль. Во-вторых, духовенство вовсе не стремилось к расширению революционной самодеятельно­сти масс и превращению ревкомов и отрядов «пасдаров» в органы действительного народовластия.

Однако духовенству не удалось удержать массы в рамках не­насильственных действий и договориться с Бахтияром и армией об условиях передачи власти. Стихийно начавшееся вооруженное вос­стание в Тегеране10-12 февраля1979 г., в котором главной ор­ганизующей силой стали отряды левой Организации партизан-федаев иранского народа (ОПФИН) и исламской леворадикальной Организации моджахедов иранского народа (ОМИН), смело прави­тельство Бахтияра.

Показательно, что духовенство до самого последнего дня, т. е. до12 февраля, продолжало переговоры с Бахтияром и армией; одновременно оно неоднократно обращалось к восставшим с при­зывами прекратить вооруженные действия и покинуть улицы. На следующий же день,13 февраля, Хомейни призвал сдать все оружие, захваченное восставшими в ходе боевых действий, что свидетельствовало о намерении духовенства разоружить народ (по неофициальным сведениям, в ходе восстания было роздано около 100 тыс. винтовок и другого оружия, захваченного в полицейских участках, казармах и армейских арсеналах). Однако призывы ду­ховенства сдать оружие практически игнорировались.

После победы восстания статус ревкомов и отрядов «пасдаров» приобрел новое качество. Теперь, когда их члены оказались пого­ловно вооружены, когда они осознали себя силой, свергнувшей монархию в ходе вооруженной борьбы, ревкомы и отряды «пасда­ров» из органов самоуправления превратились в действительных носителей революционной власти, в инструмент политической дик­татуры революционных масс. Неограниченная, внезаконная, опи­рающаяся на силу, в самом прямом смысле слова, власть— это и есть диктатура.
в) Развитие процесса становления органов власти.
С таким положением духовенство уже не могло не считаться. Молчаливо признав новый статус ревкомов и отрядов «пасдаров», оно предприняло целую серию действий с целью укрепить в них свое влияние и использовать их в собственных интересах. Подбор новых членов в ревкомы и отряды «пасдаров» стал осуществляться по рекомендации местных мулл. Под предлогом того, что в не­которые ревкомы и отряды «пасдаров» проникли с провокацион­ными целями бывшие саваковцы, началась их чистка от неугодных духовенству элементов, в основном левых взглядов и настроений. Духовенство взяло на себя финансирование деятельности ревкомов и отрядов «пасдаров», установило жалованье их членам. По ини­циативе ИРС были созданы Центральный революционный комитет и Корпус стражей исламской революции (КСИР), руководство ко­торым было возложено на аятоллу Махдави-Кяни.

Сразу же после падения монархии духовенством была создана еще одна система органов революционной власти—революцион­ные трибуналы. Следует заметить, что ни Хомейни, ни ИРС не отдавали распоряжения о создании ревтрибуналов: их вызвала к жизни практическая потребность судить тех, кого революционные комитеты и «пасдары» арестовывали по обвинению в сотрудничестве с шахским режимом, в преступлениях против народа и в контрреволюционной деятельности. Вполне естественно, что роль судей в соответствии с исламскими нормами отводилась местным муллам, хотя в состав ревтрибуналов входили и гражданские ли­ца. Уже после того как возникла широкая сеть ревтрибуналов, аятолла Хальхали самочинно провозгласил себя генеральным про­курором и сформировал Верховный революционный трибунал.

На фабриках и заводах, владельцы которых бежали за грани­цу, и на государственных предприятиях, лишившихся администра­тивного управления, рабочие начали создавать свои советы, стре­мясь по мере возможности снова пустить предприятия и установить рабочий контроль над производством. Рабочие советы стали воз­никать и на действующих предприятиях, владельцы которых не бы­ли непосредственно связаны с шахским режимом. Подобные же со­веты стихийно создавались в различных государственных учреж­дениях, оставшихся от шахского государственного аппарата.
г) Параллельность правительства и новых органов власти.
Таким образом, сложилась довольно стройная структура рево­люционных органов власти. Низовые ее звенья составили ревкомы, отряды «пасдаров», революционные трибуналы, рабочие советы на предприятиях и советы служащих в учреждениях. Центральный ре­волюционный комитет, штаб Корпуса стражей революции и Вер­ховный революционный трибунал представляли центральные ис­полнительные органы, а Исламский революционный совет олице­творял собой законодательную власть. Аятолла Хомейни, не заняв­ший определенного поста и формально не входивший в состав ИРС, являлся фактическим главой государства и последней инстанцией при решении важных вопросов.

В этой структуре Временное революционное правительство ока­залось «лишним». Составленное в основном из представителей бур­жуазии и буржуазно-демократической интеллигенции, в том числе из лидеров Национального фронта и ряда других буржуазных пар­тий, присоединившихся к революции и заявивших о поддержке курса Хомейни, оно, по существу, преследовало цели дальнейшего развития капитализма на национальной основе с сохранением эко­номического сотрудничества с западными странами при большем, чем прежде, соблюдении национальных интересов страны, и в частности, интересов национальной буржуазии. В этом отношении его цели резко расходились с объективными целями революции, которая являлась следствием обострения капиталистических про­тиворечий вообще и стихийного протеста мелкобуржуазных масс против крупного капитала, находившегося в привилегированном положении по сравнению с другими слоями буржуазии благодаря поддержке со стороны монархического государства, в частности. Поэтому вполне очевидно, что правительство Базаргана не поль­зовалось поддержкой низовых революционных органов власти, от­ражавших в большей или меньшей степени интересы мелкой бур­жуазии и частично пролетариата, и в среде которых были сильны стихийные антикапиталистические настроения. Ввиду этого призыв Хомейни «слушаться» правительство не был выполнен. Ни один орган революционной власти, включая и ее центральные исполни­тельные органы, не подчинялся правительству и не только игно­рировал его, но и активно вмешивался в его деятельность.

В то же время правительство Базаргана не могло опереться и на старый государственный аппарат (элементом которого оно, по существу, являлось), поскольку он в ходе революции был ча­стично разрушен и не мог функционировать. Практически от прежнего госаппарата остались лишь отдельные дезинтегрированные части. Руководящий состав его частично бежал за границу или был репрессирован в первые же месяцы после революции, а остав­шаяся часть попросту выжидала. Полиция и жандармерия, функ­ции которых взяли на себя отряды «пасдаров», тоже практически бездействовали. Армия, от четырехсоттысячного состава которой осталось около ста тысяч, объявила себя нейтральной.
д) Причины этого.
Возникает закономерный вопрос: зачем духовенству вообще понадобилось создавать временное правительство? Ведь ИРС вполне мог, опираясь на возникшие снизу и созданные им самим сверху революционные органы власти, осуществлять руководство страной до формирования «законных», конституционных органов.

Дело в том, что высшее духовенство еще до начала револю­ционного движения вступило в блок с определенными слоями бур­жуазии, представленных Базарганом и его «Движением за освобождение Ирана». Часть буржуазии, интересы которой выражал Национальный фронт, хотя и довольно долго колебалась между монархией и революцией, в конце концов, исходя из анализа ситуации, решила, что компромисс с духовенством ей более выгоден, и в ноябре1978 г. лидер Национального Фронта Керим Санджаби заключил с Хомей­ни соглашение о поддержке. Лишь небольшая часть оппозиционной монархии буржуазии во главе с одним из лидеров Национального Фронта, Ш. Бахтияром, осталась на твердых антиисламских позициях, считая, что компромисс с монархией может дать ей больше, чем следование в опасном для нее фарватере политики духовенства, стоявшего во главе революционных сил. Если бы революционное движение вы­шло из-под контроля духовенства, под вопрос могло быть постав­лено само существование капиталистического строя. В случае прихода духовенства к власти буржуазия оказалась бы в политиче­ском подчинении у духовенства, провозглашавшего себя выразите­лем мелкобуржуазных интересов и защитником интересов «обез­доленных». И наконец, если бы Бахтияру удалось овладеть ситуа­цией и перехватить у духовенства инициативу (а он считал, что это ему удастся), то в этом случае уже не полицейско-бюрократически-чиновничий аппарат монархии диктовал бы национальной буржуа­зии свои условия, а сама буржуазия диктовала условия ослаблен­ной политическими потрясениями монархии.

Таким образом, Бахтияр наиболее последовательно отстаивал классовые интересы национальной буржуазии. Вполне естественно, что та часть буржуазии, которая пошла на сделку с духовенством, потребовала после победы революции вознаграждения за свою поддержку духовенства, т. е. допуска к государственной власти, ибо именно этим условием определялся компромисс буржуазии с духовенством.
III.     Перерастание революции из народной в мелкобуржуазную. Постепенный переход к созданию государства согласно теории Хомейни.
а) Союз духовенства с буржуазией.
В непосредственное окружение Хомейни вначале в Париже, а затем в Иране входили такие гражданские деятели, как Базарган, Банисадр, Готбзаде, Чамран и др. За ними стояли такие организации, как «Движение за освобождение Ирана», Национальный фронт. За Национальным Фронтом, в свою очередь, стоял базар. Считается, аксиомой, что духовенство обладало сильным влиянием на базаре. Но при этом упускается из виду, что базар — это не только и не столько мелкие лавочники, сколько крупные оптовые торговцы, определяю­щие всю экономическую политику базара, подчинившие себе роз­ничную мелкую торговлю. Господствуя экономически, держа в за­висимости мелких лавочников, крупный торговый капитал базара определял и их социальное поведение. Без согласия и содействия представителей этого капитала духовенству вряд ли удалось бы самостоятельно повести за собой базарные массы. У светских лиц из окружения Хомейни был большой опыт политической деятельности, широкие связи в оппозиционных кругах; у них были контакты с иностранной прессой, с различными официальными, полуофи­циальными и неофициальными деятелями и организациями. Имен­но они в парижский период Хомейни служили главным связующим звеном между ним и революционными силами внутри страны, его рупором. Не случайно известность Хомейни резко возросла после его переезда из Неджефа в Париж, ибо именно деятели, искушен­ные во всех тонкостях политической игры, создавали ему то, что называется «паблисити». Хомейни не мог без них обойтись, они: были нужны ему, так же как и им нужно было его имя, его авторитет. В этом свете закономерным представляется то, что граждан­ские лица составили большинство в ИРС: из15 его членов только 6 были духовными лицами.

Назначение Временного правительства не было следствием во­леизъявления Хомейни, оно родилось в результате острой полити­ческой борьбы внутри ИРС. Большинство духовных лиц — членов ИРС отстаивало принцип «велайат-е факих», т. е. верховенство религиозных деятелей. Буржуазные, пробуржуазные и мелкобур­жуазные деятели ИРС настаивали на передаче власти в руки свет­ских лиц либо на компромиссном решении раздела власти. Возник­новение наряду с ИРС Временного правительства означало победу компромисса и поражение сторонников «велайат-е факих», тем бо­лее что против этого принципа выступал такой авторитет, как аятолла Талегани, занимавший пост председателя ИРС. Против­никами «велайат-е факих» были и не входившие в ИРС аятолла Шариат-Мадари, фактический глава шиитской общины в Иране в период изгнания Хомейни, аятолла Гольпаегани и ряд других ме­нее известных религиозных деятелей. Таким образом, политическое противоборство сторонников и противников принципа «велайят-е факих» предрешило вопрос о появлении Временного правительст­ва, и Хомейни ничего не оставалось делать, как санкционировать его.

Свою роль здесь сыграл еще один фактор: хотя духовенство стремилось к единоличному господству, оно, во-первых, нуждалось в политическом опыте буржуазных деятелей в деле управления сложнейшим механизмом государства, а во-вторых, опасалось остаться один на один с революционными массами. Тот факт, что те вопреки воле духовенства поднялись на вооруженное восстание и пошли за левыми и леворадикальными организациями, игнорировав призывы духовенства свернуть вооруженную борьбу и отказав­шись выполнить прямое распоряжение Хомейни сдать оружие, так же как и то, что революционные органы власти саботировали правительство Базаргана, несмотря на предупреждение Хомейни, что «противодействие этому Правительству— это противодействие ша­риату»,-все это было для религиозных деятелей тревожными симптомами того, что их авторитет и контроль над массами не без­граничны. В подобных условиях открытое выступление духовенства против буржуазии за полное обладание властью могло послужить для масс сигналом к перерастанию революционной стихии в осо­знанную классовую борьбу против капитализма. И в этой борьбелевые организации и пролетариат как наиболее классово сознательный и последовательно революционный класс могли увлечь за собой мелкую буржуазию с ее стихийным антикапитализмом. В об­становке революционного подъема масс, установившейся де-факто политической свободы, которой воспользовались левые силы для борьбы за свое влияние в массах, духовенству приходилось вести сложную политику лавирования. Элементом этой политики и явил­ся союз с буржуазией для подавления левого течения в революции, предотвращения возможности ее углубления.
б) Буржуазия и Временное правительство.
Но буржуазия, вступив в коалицию с исламскими деятелями, оказалась вынужденной вести такую же политику лавирования: для того чтобы не дать левому и мелкобуржуазному течению объ­единиться (хотя и с различными целями) на общей платформе борьбы против буржуазии, Временному правительству пришлось поддерживать мелкую буржуазию против левого тече­ния. Такого предательства своих классовых интересов не потерпела та часть буржуазии, которая входе революции колебалась между монархией и духовенством. Вначале в марте1979 г. раскололся Национальный фронт. Из него вышло Общество социалистов на­ционального движения, создав собственный Национально-Демокра­тический Фронт под руководством внука Мосаддыка Хедаятоллы Матин-Дафтари. 1 апреля 1979 года, после внушительной победы на национальном референдуме (в котором предлагался только один выбор  и голосование не было тайным), Хомейни провозгласил Исламскую республику; рухнули надежды буржуазии на республику свет­скую. Верный своему соглашательскому курсу, Базарган остался на посту премьер-министра, но его и без того непроч­ные позиции оказались еще больше ослабленными. На многотысяч­ном митинге, созванном НДФ, Матин-Дафтари заявил, что причина его отставки в том, что правительство не имеет реальной власти, что «безответственные элементы» (имелись в виду члены ислам­ского руководства) и революционные комитеты парализуют его деятельность, препятствуют проведению «экономических преобразо­ваний» (т. е. осуществлению экономической политики в интересах буржуазии). Санджаби высказался за передачу правительству всей полноты власти, а также за подчинение ему всех вооружен­ных формирований в стране.

Вот это обвинение К. Санджаби в адрес правительства служит ключом к пониманию того, почему даже тогда, когда вы­явилось полное бессилие этого правительства, когда оно осталось в одиночестве и даже буржуазия отступилась от него, исламские деятели не пошли на его роспуск. Все дело в том, что правительство играло роль своеобразного громоотвода. Все недовольство различных групп, партий, социальных слоев и классов тем, что революция не привела к удовлетворению именно их чаяний, на­правлялось против правительства. Оно служило мишенью для критики и справа и слева. На него, как на козла отпущения, возлагалась ответственность за то, что в стране не проводятся реформы, растет безработица, не хватает продуктов питания, постепенно урезываются свободы. Духовенство же при этом оставалось в тени, вне досягаемости критики. С этой точки зрения сохранение Временного правитель­ства было выгодно духовенству.
в) Лавирование политики духовенства по отношению к буржуазии.
Однако не все религиозные деятели были едины в подходе к Временному правительству. Хомейни санкционировал раздел вла­сти и объявил Временное правительство соответствующим шариа­ту: роспуск его был бы равносилен признанию аятоллы в собствен­ной ошибке; к тому же с высоты своего положения Хомейни не воспринимал правительство как конкурента в обладании властью. Иначе относилась к нему группировка Бехешти — Рафсанджани: потерпев поражение во фракционной борьбе внутри ИРС, она стре­милась взять реванш и, не обладая перевесом сил в ИРС, перешла к новым методам борьбы, стремясь обеспечить себе поддержку за пределами Совета. С этой целью она в апреле1979 г. приступила к созданию массовой партии, получившей название Партии исламской республики (ПИР). Однако противоборство группировки Бехешти — Рафсанджани с буржуазным Временным правительст­вом не носило принципиально классового характера. Временное правительство не устраивало ее не потому, что оно было буржуаз­ным, а потому, что его существование урезывало власть тех ре­лигиозных деятелей во главе с Бехешти, которые стремились к ничем не ограниченному господству. Партия исламской республики и должна была стать политическим инструментом достижения этой цели. В сложившихся усло­виях борьба эта не могла вестись открыто. Создавая ПИР, Бехеш­ти рассчитывал обеспечить себе и своим единомышленникам боль­шинство на предстоящих выборах в учредительное собрание и парламент и «законным», конституционным путем отстранить бур­жуазных деятелей от власти. Создание ПИР преследовало и дру­гую цель: не особенно надеясь на ревкомы и «пасдаров», Бехешти под эгидой ПИР создавал собственные ударные силы для борьбы с выступлениями оппозиции — так называемую «Хезб-е Аллах» (Партию Аллаха), рекрутировавшую своих членов из самых тем­ных и фанатично преданных исламу низов общества. Партия Ал­лаха не имела ни собственного руководства, ни организационных рамок. По существу, это была толпа погромщиков, готовых по при­казу руководства ПИР выступить на разгон неугодных ему митин­гов и демонстраций левых сил и демократической буржуазии.

Однако, несмотря на острое соперничество по вопросу облада­ния властью, между Временным правительством и ИРС (или груп­пировкой Бехешти, что в принципе одно и то же) существовали и определенные отношения сотрудничества, когда дело касалось борьбы с левой и демократической оппозицией. В социально-эко­номической области между ними имелось своеобразное разделение труда. Буржуазное по духу Временное правительство силой обстоя­тельств вынуждено было осуществлять некоторые мелкобуржуаз­ные мероприятия, в том числе: установление контроля над неис­пользуемыми земельными участками в городах, что резко снизило цену на землю и дало возможность снизить арендную и квартир­ную плату; отмена для беднейших слоев платы за воду, электри­чество и транспорт; запрещение увольнения рабочих и повышение зарплаты независимо от того, работало предприятие или бездей­ствовало; повышение таможенных тарифов, ущемлявшее крупный торговый капитал, и т. п.

ИРС, провозгласивший себя защитником мелкобуржуазных ин­тересов, санкционировал национализацию банков и страховых ком­паний, но без конфискации вкладов. Таким образом, не дав бан­ковской системе окончательно развалиться, ИРС спас крупный капитал от разорения. Подобной же мерой фактического спасения крупного капитала явилась национализация промышленных пред­приятий. Она распространялась не только на предприятия верхуш­ки буржуазии, тесно связанной с шахским режимом и иностран­ными монополиями, но и на нерентабельные предприятия, задол­женность которых банкам превышали банковские активы; если же активы предприятий превышали их задолженность банку, то государство, как владелец банка, становилось совладельцем пред­приятия, спасая владельца в условиях экономического хаоса от неизбежного краха. «Выгодность подобной акции, — как отмечал С. Л. Агаев, — была настолько очевидной и для владельцев других фирм… что24 июля1979 г. Союз хозяев предприятий гражданско­го строительства598 голосами против двух принял резолюцию, призывавшую правительство национализировать их предприятия без всякой компенсации».
г) Проблема контроля центральных органов за низовыми.
Таким образом, уже в этот период, т.е. несколько месяцев спустя после победы революции, вполне проявилась генеральная линия высших религиозных деятелей: господствовать над буржуазией политически, но не лишать ее возможности восстановить свое экономическое господство. Это логично вытекает из классового родства буржуазии и высшего духовенства, составляющего иму­щие слои общества.

Такие же сложные отношения противоборства и сотрудничест­ва наблюдались между высшими религиозными деятелями и низо­выми органами норой власти—ревкомами и отрядами «пасдаров». Используя их в качестве орудия в борьбе за отстранение от вла­сти буржуазии, против левых и демократических сил, исламские деятели одновременно всячески стремились ограничить их само­стоятельность. Эта задача облегчалась тем, что ревкомы и «пасдары», явившиеся, по существу, органами диктатуры мелкобур­жуазных масс, не имевших собственной программы и единых взглядов, оказались в положении, когда они смогли взять власть на местах, но не знали, что с ней делать дальше.

О неуправляемости их свидетельствовала, в частности, речь Хомейни, произнесенная на встрече с представителями «пасдаров». «Если вы совершаете ошибку, — говорил он, — она ложится не на вас, а на исламскую республику. Станут говорить, что такова са­ма исламская республика, что раньше нас угнетала организация безопасности (САВАК), а теперь исламские пасдары, и в результате наше великое учение будет похоронено». В той же речи он подверг критике мулл, входящих в низовые органы: «Если кто-либо натянет на себя религиозную личину, соберет четырех чело­век с винтовками в руках и начнет действовать во вред тому, что является задачей религии, ислам погибнет».

В интервью корреспонденту «Монд» премьер-министр Базарган сетовал на то, что центральные органы власти не способны конт­ролировать положение на местах: «Вы не можете себе представить, какой фантастический нажим оказывает на нас народ, на всех нас без исключения. Революционная лихорадка не уменьшилась после падения шаха, а, напротив, усилилась. Глубинная волна, которая смела шахский режим, продолжает безудержно катиться и все сметает на своем пути». А английский журнал «Ивентс» отмечал, что «перед властями в сегодняшнем Иране стоит задача, которая всегда возникает в послереволюционный период: каким образом контролировать силы, использованные для свержения старого ре­жима, но не желающие отказаться от самостоятельной власти, об­ладать которой им нравится».
д) Создание условий для перехода к теократической диктатуре.
Перед создаваемыми заново центральными исполнительными органами ставилась задача не столько руководить повседневной деятельностью низовых органов, сколько ограничивать ее и на­правлять в определенное русло. Этой же задаче служили неодно­кратные распоряжения Временного правительства и исламских деятелей из ИРС о запрещении самовольных арестов ревкомами, приостановка по указанию Хомейни деятельности революционных трибуналов впредь до выработки высшими органами власти опре­деленной судебной процедуры и процессуальных норм и ряд дру­гих мер. Создание центральных органов преследовало и другую цель: путем вертикального подчинения низших органов высшим: ослабить их горизонтальную связь и взаимодействие.

Сведение всех отрядов «пасдаров» в единый корпус и подчине­ние его центральному командованию, введение в них строгой дис­циплины по армейскому образцу отрывало «пасдаров» от ревко­мов, лишало последних вооруженной опоры.

Вся эта сложная, разноплановая, многосторонняя деятельность верхушки духовенства, в которой группировка Бехешти играла ве­дущую роль, имела своей целью создание таких условий, при кото­рых эта верхушка могла бы пользоваться безраздельной властью. Хомейни в этой обстановке противоборства трех центров власти занимал примиренческие позиции. Осаживая группировку Бехеш­ти, поддерживая Базаргана, увещевая ревкомы и «пасдаров», он способствовал сохранению неустойчивого равновесия между ними. Центры же, не будучи в состоянии вследствие примерного равен­ства сил самостоятельно разрешить возникающие между ними кон­фликты и противоречия, апеллировали к Хомейни как к третейско­му судье, что давало ему возможность доминировать над всеми группировками и органами власти и создавало впечатление его все­силия.
е) Дальнейшее развитие обстановки в стране.
Резкое обострение политической борьбы в стране вызвал во­прос о разработке конституции. Первоначальный проект ее под­вергся резким нападкам в печати со стороны левой и буржуазно-демократической оппозиции. В силу этого высшее духовенство не рискнуло созвать учредительное собрание и приняло решение сфор­мировать узкий Совет экспертов по окончательному рассмотрению конституции, не наделенный законодательной властью. Одновремен­но с целью подавить кампанию критики правительство разработа­ло Закон о печати, предусматривавший введение цензуры и тюремное заключение за публикацию «антиисламских» материа­лов.

В результате состоявшихся выборов в Совет экспертов боль­шинство в нем получили исламские деятели — члены Партии ис­ламской республики.

7августа1979 г. Верховный трибунал издал постановление о закрытии газеты «Аяндеган» за публикацию неугодных духовен­ству материалов, в частности разоблачений о злоупотреблениях ПИР в ходе выборов.12 августа Национально-демократический фронт организовал многотысячную демонстрацию протеста против закрытия «Аяндеган» и принятия Закона о печати. Погромщики из «Хезб-е Аллах» напали на демонстрацию. В результате столкнове­ний сотни людей получили ранения. Хомейни выступил с резкой речью, обвинив оппозицию в злоупотреблении свободой и провоцировании беспорядков. Это послужило сигналом для широкой и от­крытой атаки на левые силы. «Хезб-е Аллах» разгромила штаб-квартиры НПИ, ОПФИН и ОМИН и редакции их газет. Разгрому подверглись также магазины и газетные киоски, продававшие оп­позиционную, особенно левую, литературу. В некоторых городах были отмечены случаи физической расправы над членами левых организаций. После этого Верховный трибунал издал постановле­ние о запрещении всех оппозиционных партий и организаций, за­крытии всех оппозиционных газет, запрещении не санкциониро­ванных властями митингов и демонстраций. Характерно, что «пасдары», как правило, в этих погромах не участвовали, наблюдая действия «Хезб-е Аллах» со стороны и молчаливо поддерживая их своим невмешательством.

Августовские события положили конец существовавшей де-фак­то с февраля1979 г. политической свободе в стране. Левые и бур­жуазно-демократические организации были объявлены правитель­ством и исламскими деятелями вне закона, на них навесили ярлык контрреволюционеров и таким образом дискредитировали в глазах широких масс.

После победы Партии исламской республики на выборах в Со­вет экспертов и разгрома оппозиции положение Временного пра­вительства стало особенно шатким. Стремясь найти средство укреп­ления своего положения, Базарган начал искать контакты с США. Так,1 ноября, находясь в Алжире по случаю празднования годов­щины Алжирской революции, он и министр иностранных дел И. Язди встретились сЗ. Бжезинским. Однако4 ноября в ответ на прибытие шаха в США организация «Студенты-мусульмане — по­следователи курса имама» захватила американское посольствов Тегеране, захватив 66 американских граждан там и в министерстве иностранных дел. Позже 14 из них были отпущены, а остальные, несмотря на смерть шаха 27 июля 1980 года, удерживались в заложниках до 20 января 1981 года.Захват посоль­ства был использован исламскими деятелями для развертывания широкой антиамериканской кампании. В этих условиях Временно­му правительству, открыто обвиненному в связях с США, ничего не оставалось делать, как подать в отставку.6 ноября Хомейни санкционировал роспуск правительства. Портфели министров были распределены между членами ИРС, а Базарган остался не у дел, хотя и продолжал числиться членом ИРС.
          IV.     Конституция ИРИ 1979 года.
а) Принятие Конституции и ее содержание.
15ноября после четырехмесячных ожесточенных дебатов закон­чил свою работу Совет экспертов, представив окончательный текст проекта конституции. В ходе дебатов группировке Бехешти уда­лось отстоять принцип «велайат-е факих», в соответствии с кото­рым главой государства провозглашался наделенный широчайши­ми полномочиями факих, обладающий «явной поддержкой наро­да» (ст.5). В проекте таким факихом прямо назван Хомейни.

Конституция ИРИ имеет преамбулу, в которой изложен ход истории Ирана и революционных событий и разъясняются принципы подхода в ИРИ к различным вопросам (метод правления в исламе, армия, женщина в обществе и др.)

Основной текст Конституции состоял из 12 разделов, объединяющих 175 статей. После поправок, внесенных в 1989 году, число разделов увеличилось до 14, а принципов – 177. В них нашли отражение следующие темы: общие принципы государственности, атрибуты государственной власти, права народа, экономика и финансы, права национального суверенитета и отрасли государственной власти, законодательная власть, Руководитель, исполнительная власть, внешняя политика, судебная власть, средства массовой информации.

В своей основе структура органов власти, предусмотренная проектом конституции, схожа со структурой в обычной президент­ской республике, представленной помимо президента парламентом, премьер-министром, министрами и властью на местах. Органы государственной власти подчинены сословно-религиозным органам. Однако в соответствии с проектом конституции эти органы власти оказывают­ся заключенными в исламскую оболочку.
1) Теократические институты власти
Создание целостной системы государственной власти «исламского образца» в Иране определяется созданием Собрания экспертов (Шоура-е хобреган) – государственного органа, призванного обеспечить преемственность верховного религиозно-политического руководства. Оно представляет высший форум духовенства, действующий независимо от других органов власти и призванный обеспечить сохранение политических позиций духовенства в кризисной ситуации. Полномочия Собрания экспертов в общей форме изложены в ст. 107 и 111 конституции. По закону Собрание состоит из 70-80 муджтехидов и должно проводить свои заседания по меньшей мере в течение 5 дней в году. В момент смены вождя Собрание экспертов призвано выбрать нового Рахбара. Если никто не подойдет на эту кандидатуру, то Собрание может провозгласить им какого-либо другого богослова или образовать Руководящий совет из трех-пяти человек. Собрание Экспертов также рассматривает и подготавливает изменения и поправки в Конституцию ИРИ, и только после его одобрения они выносятся на более широкое одобрение и могут быть приняты. Выборы в Собрание прошли в декабре 1982 года, а переизбрание – в 1990 году.

Права и обязанности Руководителя (Рахбара) Исламской Республики Иран изложены в ст. 5 и разделе 8, состоящем из ст. 107-112. В упомянутых статьях говорится, что «в эпоху сокрытого имама» руководство исламской общиной и ее управление становятся обязанностью обладающего высокими человеческими качествами факиха, «которого абсолютное большинство народа … признает и приемлет как своего руководителя». Таковым статья объявляет «великого аятоллу» и «марджа от-таклида», «вождя революции имама Хомейни». Согласно Конституции Руководитель берет «на себя управление делами страны и ответственность, вытекающую из этого» (ст. 107). Рахбар объявляет войну, заключает мир, объявляет мобилизацию вооруженных сил, он – верховный главнокомандующий, за ним – право амнистии и смягчения приговоров осужденным и помилования (ст. 110). Руководитель ИРИ, в частности, определяет факихов – членов Наблюдательного совета, «назначает на высшую судебную должность», назначает референдумы, назначает главнокомандующего КСИР и командующих тремя родами войск. Кроме того, в соответствии с новой, внесенной в 1989 г. Статьей, Руководитель назначает постоянных и временных членов Совета по определению блага строя. Никакой ответственности он не несет, предполагается лишь, что он не будет заниматься казнокрадством (ст. 142), но и об этом в конституции говорится как бы между прочим. Но на Руководителя республики распространяется принцип равенства граждан перед законом (ст. 112), подразумевая его гражданские права и обязанности.

Все решения парламента должны в обя­зательном порядке поступать на утверждение Совета хранителей Конституции (Наблюдательного совета) (Шоура-е негяхбан-э ганун асаси) (ст.94). Ему предоставлено право вето. Он является высшей апелляционной инстанцией как при предварительном отборе кандидатов в депутаты Меджлиса, так и в отношении жалоб на проведение самих выборов Руководителя, Совета Экспертов, президента и в Меджлис. Совет при необходимости дает толкование Конституции. Деятельность парламента при отсутствии этого органа недействительна. Он состоит из 12 членов – 6 назначаются Руководителем, а 6 из числа лиц, рекомендованным Председателем  судебной власти, выбирает парламент. Срок полномочий каждого – 6 лет.

Комитет Соблюдения Исламского Порядка, составленный из 6 юристов от Наблюдательного Совета и 6 отобранных правительством должностных лиц, решает споры между Советом и Меджлисом.

Высший Совет по культурной революцииявляется одновременно высшим законодательным и исполнительно-распорядительным органом в сфере культуры и образования. Его полномочия адекватны полномочиям парламента и совета министров. Нормативные акты Совета вступают в силу с момента их принятия  и не подлежат дополнительному утверждению. В его состав входят высшее руководство страны, министр культуры и высшего образования, министр просвещения, министр здравоохранения, эксперты по культуре.
2) Законодательная власть
270 членов однопалатного законодательного органа – Меджлиса или Собрания Национального Совета (Меджлис-е шоура-е мелли) — избираются на четырехлетний срок; признанные национально-религиозные меньшинства также имеют свое представительство. Парламент приобретает свои полномочия при наличии двух третей депутатов. Меджлис осуществляет все законотворчество и уполномочен на то, чтобы объявить импичмент президенту при наличии двух третей голосов. В его компетенцию также входит толкование светских законов. Законопроект может вноситься на рассмотрение группой из 15 депутатов. Все международные договоры, обязательства, соглашения и конвенции подлежат ратификации меджлисом. Кабинет министров, прежде чем приступить к выполнению обязанностей, должен получить вотум доверия в меджлисе. Депутаты в случае необходимости могут направлять интерпелляцию всему правительству или каждому министру в отдельности. Распустить меджлис может только Рахбар. Сейчас парламент называется Собранием исламского совета.
3) Исполнительная власть
Президент ИРИ, избираемый на четырехлетний срок, возглавляет исполнительную власть. Он должен быть только иранцем. Должность была в значительной степени формальна до июля 1989 года, когда национальный референдум одобрил конституционные поправки — включая отмену должности Премьер-министра, — что чрезвычайно увеличило президентские полномочия. Сейчас Президент формирует Кабинет или Совет министров, состоящий сейчас из 22 министров и одобряемый законодательным органом (до 1989 года этим занимался премьер),отвечает за его деятельность перед меджлисом и Рахбаром,назначает членов Наблюдательного Совета и вице-президентов, и одновременно является председателем Совета Национальной безопасности.Строго говоря, в условиях существования верховной теократической власти избрание президента с точки зрения элементарной логики излишне. Является ли президент главой государства? С одной стороны, за это говорят само наименование его должности («раис-е Джомхури-е Эслами-е Иран» – «глава Исламской Республики Иран») и его права: регулирование отношений между законодательной, исполнительной и судебной властью, руководство исполнительной властью (кроме вопросов, непосредственно отнесенных к компетенции Рахбара), реализация программ  развития, бюджета, промульгация законодательных актов, выдвижение кандидатуры премьер-министра и утверждение его в должности после получения вотума доверия в меджлисе, подписание договоров и соглашений с другими государствами, назначение послов Ирана в других странах, награждение правительственными наградами (ст. 113, 123-126, 128-129 Конституции). С другой стороны, президент недвусмысленно ставится по старшинству после Рахбара (ст. 113), который, к тому же, утверждает избрание президента и может по рекомендации меджлиса или Верховного Суда отстранить его от  должности. Причем причиной здесь может быть не только превышение им своих полномочий, но и его «политическая некомпетентность при исполнении своих обязанностей

Совет Национальной безопасностинадзирает с 1989 года за действиями правительства по обеспечению защиты суверенитета и безопасности.
4) Судебная власть
Судебная власть состоит из Верховного Суда, Высшего Судебного Совета, и низших судов. Главный судья и генеральный прокурор должен быть шиитами-правоведами. Конституция не содержит требования о том, чтобы все судьи и прокуроры были служителями культа, однако смысл ст. 167, предписывающей судье руководствоваться шариатом, когда он не может решить дело на основе светского закона, предполагает, что судья должен обладать полномочиями шариатского судьи. Индивидуальные права – такие, как свобода печати, собрания, и выражения — гарантируются в пределах содержания шариата. Согласно конституции, все исламские судьи основывают свои решения на Шариате. В 1987 году для рассмотрения тяжб в среде духовенства был создан Специальный суд для духовных лиц.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.