Реферат по предмету "Культура и искусство"


Работа с ветеранами. Семейный досуг. Туризм

Работа с ветеранами. Семейный досуг. Туризм

Работа с инвалидами

   Инвалиды – это люди,
частично или полностью утратившие трудоспособность. Инвалидность может быть как
врожденной, так и приобретенной. Для помощи инвалидам в социальной адаптации
созданы городские, районные, краевые общества инвалидов. Их задача состоит в
помощи людям с ограниченными способностями в поисках места работы, развитии
народных промыслов силами объединений инвалидов, организации досуга. Известны
работающие творческие и профессиональные объединения людей с ограниченными
трудоспособностями – хореографические ансамбли эстрадные и хоровые студии.
Задачей КДУ является методическая и организационная помощь обществам инвалидов
в организации досуга его членов. При этом учитывается ограниченная двигательная
активность инвалидов-участников досуговой деятельности. Поэтому из форм работ
практически исключаются физкультурно-игровые (эстафеты, походы, туризм,
конкурсы, связанные с движением – бегом, прыжками). Главной задачей КДУ при
работе с инвалидами остается организация общения нетрудоспособных людей, помощь
им в адаптации и расширению кругозора в современном мире. Создаются даже специализированные
КДУ для инвалидов (библиотека для слепых в Москве).        

Основные формы работы с инвалидами:

=Вечера общения (праздники, детские утренники, вечера отдыха)
=Концертные благотворительные мероприятия и спектакли (даже на платные
мероприятия многие учреждения культуры оставляют бесплатные билеты для
инвалидов)

=Вечера знакомств для детей, целью которых служит помочь детям
инвалидам обрести новых друзей. Нередко такие вечера проводятся совместно со
здоровыми детьми. Дети-инвалиды, участвуя с ними в продуманных конкурсах (чаще
всего интеллектуальной или познавательной тематики) учатся чувствовать себя
такими же нормально развитыми умственно, как и здоровые дети.

 =Вечера знакомств для
взрослых, целью которых служит помощь инвалидам в подборе пары и создании
семьи. 

=тематические беседы и встречи со специалистами  (врачами, представителями профессий,
представителями организаций).

    

Работа с детьми в период
школьных каникул

   Каникулы – период
перерыва в занятиях учебных заведений. Школьные каникулы бывают осенние,
зимние, летние (от недели до десяти дней) и летние – три месяца. В каникулы
детям предоставляется возможность как пассивного, так и активного отдыха с
участием в мероприятиях КДУ.

   Именно в каникулы КДУ
наиболее насыщены работой – нужно сделать каждый день для ребенка незыбываемым
и максимально наполненным впечатлениями. Каникулы в сфере досуга насыщаются
мероприятиями разнопланового характера для полноценного отдыха детей и
подростков. Формы работы с детьми на каникулах весьма разнообразны – от
творческих недель до ежедневных конкурсно-игровых программ:

               Осенние, зимние, весенние
каникулы

Творческие недели (детской книги, музыки, театра, кино)

Дни открытых дверей в КДУ – Домах культуры, Домах детского
творчества, ДМШ, библиотеках, клубах

Конкурсно-игровые (иногда ежедневные) программы,
костюмированные викторины, «Сладкоежки».

Рекреативный отдых – туристические походы, дни общения с
природой

Экскурсионная работа – музеи, места боевой и трудовой славы,
памятники искусства и архитектуры, дома-музеи известных деятелей

Детские тематические кинопоказы (неделя детского кино,
«Молодежь в объективе кинокамеры»)

Концерты, выставки, конкурсы и фестивали самодеятельных
детских творческих коллективов, организация «гастрольных» поездок коллективов
художественной самодеятельности.

В период летних каникул основной упор в культурно-досуговой
деятельности делается на сезонные особенности отдыха. Летние каникулы – время
для экскурсионных поездок и туризма, отдыха в трудовых, спортивных и
пришкольных лагерях, организации детских площадок и подростковых клубов по
месту жительства. Цель КДД летом – максимально и социально заполнить свободное
время детей.

              

Организация семейного
досуга.

          Семья как социально-культурный
институт

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая
форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных
связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и
сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство
на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными
и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек
рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую
зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного
развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура
семьи. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и
становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от
того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе
человека. Режим внутри семьи, в квартире, занимаемой семьей, находится в почти
полной власти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома.

 Известную часть
времени ребенок проводит с товарищами во дворе, а часто вне двора, на
прогулках, на площадках, катках, иногда на улице. Чем старше становятся дети,
тем товарищеское окружение играет все большую и большую роль. Взять на себя
полное руководство этим товарищеским влиянием родители, конечно, не могут, но
за ними остается полная возможность наблюдать за этим товарищеским влиянием, а
это в большинстве случаев бывает совершенно достаточно, если в семье уже
образовался опыт коллективной связи, доверия, правдивости, если правильно
создан родительский авторитет. В таком случае для родителей нужно только одно:
более или менее основательно знать, что окружает вашего сына или вашу дочь.

Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное
дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое
устройство семенного быта, которое наиболее соответствует особенностям его
семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоцианальный фон в семье,
отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу
и детям. Только в здоровой семье где царит любовь и взаимопонимание могут
вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением
к жизни.

                           Проблемы современной семьи

Семья - один из самых древних социальных институтов. Она
возникла намного раньше религии, государства, армии,  образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый
производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она
эту главную функцию со сбоями. И зависит это 
не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности
удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества,
она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на
основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто
происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи
разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского
существования.

Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом,
переживает сегодня глубокий кризис. 
Средний возраст вступления в первый брак в наши дни у женщин достиг
рекордно низких величин. Негативными последствиями распространения ранней
рождаемости стали нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная
разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей
и матерей. Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся
в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей, военнослужащие
срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от
уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку;
многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми,
социально неблагополучные семьи. Для обеспечения качественного роста работника
и подрастающего поколения в семье должны быть созданы соответствующие
жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень
образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения,
сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения.

                           Функции семьи

Семья как социальный институт реализует свое бытие через
различные сферы отношений:

Социально-биологические отношения – охватывают сферу
численности и половозрелости семьи, проблемы рождаемости, планирования
потомства, родственных связей, наследования.

Хозяйственно-экономические отношения – ведение домашнего
хозяйства, семейный бюджет, материальное обеспечение совершеннолетних,
распределение обязанностей.

Юридические отношения – брак, развод, раздел имущества,
содержание детей.

Нравственные отношения – любовь и долг, родительская любовь,
любовь к детям, мужское и женское достоинство.

Психологические отношения – психологическая совместимость,
преодоление психологических противоречий.

Эстетические отношения – культурная преемственность, эстетика
общения, поведения, речи, роли искусства в семье.

Семья несет в себе определенные функции:

Репродуктивная – воспроизведение потомства

Хозяйственно-потребительская – хозяйство, управление семьей

Воспитательная – проектирование личности, гражданское
воспитание, нравственные качества

Восстановительная – взаимное поддержание здоровья, организация
отдыха

Роль КДУ в организации семейного отдыха

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных
отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации
семейного досуга играют КДУ, большое значение придается семейному отдыху.
Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и
дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием
специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в
семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к
другу.

Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут
быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть
семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается
никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в
лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые
активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные,
менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.

                           Формы работы с семьей

Беседы – к ним относятся также различные конференции, диспуты,
ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности,
полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех
возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как
формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные
проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы,
осмыслить семейные взаимоотношения.

Игровые досуговые программы – это способ «взрослым» ненадолго
ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в
играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой.
Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная
(спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка,
бабушки (дедушки)» и др.

Рекреативный семейный отдых – туризм, походы.

Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные
турниры и т.д.).

Семейные сеансы в кинотеатрах

Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок,
памятников искусства и архитектуры, памятных мест.

Совместное посещение концертов и массовых праздников

Семейные коллективы художественной самодеятельности – редко
встречающаяся, нон очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.

    

Организация отдыха пожилых
людей.

   Пожилые люди в силу
своего возраста не могут вести активный образ жизни, заниматься
профессиональной деятельностью. С уходом на пенсию они, оторвавшись от работы и
привычного круга общения, рискуют оказаться изолированными от внешнего мира.
Для того, чтобы пожилые люди чувствовали себя полноценными членами общества,
существует отдельное ветвь КДД – работа с пожилыми людьми.

   В городах существуют
организации, занимающиеся отдельными направлениями работы с пожилыми людьми –
советы ветеранов (войны, труда). Советы ветеранов также создаются при
организациях, деятельность их направлена на поддержку ветеранов профессии
(ветераны педагогического труда, ветераны-производственники).

Направления работы советов ветеранов:

Социальная работа (помощь малоимущим, квартирные вопросы,
пособия и пайки, льготы)

Медико-социальная работа (бесплатная медицинская помощь,
льготы на медикаменты, санаторно-курортное и профилактическое лечение, дома и
интернаты для престарелых, комиссии по инвалидности)

Политически-просветительная работа (обзоры прессы, разъяснение
ситуации в стране, конференции, митинги и демонстрации)

Работа с ветеранами войны (организация праздников, митингов,
социальная поддержка и шефская помощь, организация встреч с детьми и молодежью)

Культурно-досуговая работа (вечера отдыха, праздничные
мероприятия, конкурсы)

Культурно-досуговая работа с ветеранами

                    (Г. Зея)

   В городе Зея активно
развита работа с ветеранами. Помимо вышеозначенных секторов в совете ветеранов
работают отдельные сектора, отвечающие за работу с ветеранами войны, труда,
трудового фронта. В состав совета ветеранов избираются активисты ветеранского
движения. В городе развита досуговая работа с ветеранами как в общегородском
масштабе, так и на предприятиях и в организациях. Содержание досуговой работы
разнообразно и отвечает своей цели – сделать пожилых людей полноценными членами
общества, поддерживать их начинания, творческие замыслы, проекты.

               Формы работы с пожилыми людьми

Одна из наиболее любимых форм работы с ветеранами в Зее –
вечера отдыха ветеранов войны, труда, трудового фронта. Для этого в городе 15
лет назад создан и поныне действует «Клуб фронтовых друзей», который совместно
с работниками ГСКК «Энергетик» и на его базе организует, проводит вечера,
посвященные праздничным и памятным датам (8 марта, 23 февраля, 9 мая, 2
сентября, 7 ноября). Вечера ставят своей целью возможность общения пожилых
людей. Более 5 лет с «Клубом фронтовых друзей» сотрудничает молодежная
эстрадная группа «Тяжелый случай», которая к каждому вечеру готовит праздничные
концертные номера и своеобразную «ретро-дискотеку» (вальсы, танго,
ретро-шлягеры).

Также в праздничные дни для ветеранов обычно проводятся большие
концертные программы. Формы ее могут быть разными: торжественное собрание с
концертной программой, литературно-музыкальная композиция,
концерт-поздравление.

Большую работу проводят со своими ветеранами предприятия и
организации – вечера отдыха, концерты к праздничным датам и профессиональным
праздникам, торжественные вручения трудовых наград.

Существуют добровольные любительские организации ветеранов –
женский клуб «Роза» (отражение организации «Женщины Амура»), «Литературная
гостиная».

Действуют коллективы художественной самодеятельности пожилых
людей – народный хор ветеранов войны и труда (ГСКК «Энергетик»), хор ветеранов
педагогического образования (на базе ГОО), вокальный ансамбль «Сударушки»
(отделившаяся «пожилая часть» народного ансамбля «Русь»).

Организация
социально-культурной деятельности за рубежом

   В зарубежных странах
идет процесс увеличения объема свободного времени у населения – а,
следовательно, процесс качественного увеличения досуговых программ и услуг.
Лидерами в области организации досуга стали США и Канада, где в рамках
коммерческого сектора создана мощная индустрия досуга, а также свои услуги
предоставляют государственные организации.

   За рубежом
используются два понятия: досуг и рекреация. В понятие «досуг» вкладывается
коммерческо-развлекательный смысл, в понятие «рекреация» - социальный
(восстановление сил и оздоровление). Рекреационные зоны – туристические
маршруты, национальные морские побережья, природные достопримечательности.

   Деятельность
туристических агенств:

Следят за эксплуатацией, сохранностью территорий и объектов
туризма

Ведут строительство и благоустройство стоянок, причалов, мест
для пикников, прогулочных троп, трасс для верховой езды и др.

Национальные фонды поощрения искусства основаны для поддержки
и развития художественного творчества, атмосферы процветания искусства. Они
фи7нансируют различные проекты и 
программы в области искусства, оказывают поддержку творческой
интеллигенции, КДУ.

Огромное значение придается в США, Канаде, странах запада

 И других странах с развитой
индустрией туризма работе с инвалидами, малоимущими, людьми из групп риска,
детьми, на высокий уровень вышло понятие семейного досуга. Большую работу по
организации досуга инвалидов проводят музеи, театры, библиотеки. Плоховидящим и
малослышащим инвалидам предлагаются следующие услуги:

Экскурсии на языках жестов и знаков.

Тексты магнитофонных экскурсий

Световая сигнализация (язык)

Допуск собак-поводырей в музеи и др. места отдыха

Гид-кассеты

                                       Туризм

Весь мир путешествует. Сегодня мировой туризм и путешествия —
наиболее динамично развивающийся сектор человеческой деятельности.

Туризм – временный выезд граждан и лиц без гражданства с
постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально
– деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия оплачиваемой
деятельностью в стране пребывания или месте. Устойчивый экономический рост за
рубежом, повышение благосостояния и увеличение свободного времени населения,
укрепление взаимосвязей во всех сферах деятельности позволили существенно
расширить географию, увеличить объём туристического обмена, внести
конструктивный вклад в общее развитие международного туризма. Поступления от
международного туризма являются одним из важнейших источников пополнения
валютных ресурсов стран. Предприниматель, решивший заняться обслуживанием
путешествующих, вынужден бороться за место под солнцем в режиме многоборья.

Рекреационный туризм - это передвижение людей в свободное
время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил
человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее
распространенным и массовым. Рекреационный туризм можно условно разделить на
несколько типов:

Туристско-оздоровительный тип

Познавательно-туристский тип

Общественно-добровольные молодежные организации – «бойскауты»,
«герлскауты» организуют молодежный туризм и рекреацию. В США свои услуги
молодежи представляет более 400 организаций (в том числе религиозные
концессии). Они располагают солидной материальной базой – спортивными залами и площадками,
бассейнами, библиотеками и т.д.

Коммерческий досуговый сектор – это высокодоходный вид
бизнеса. Областями досугово-рекреационного бизнеса являются:

Путешествия и туризм, отдых на природе

Производство досуговых товаров

Развлекательная индустрия (кабаре, клубы, казино, парки,
цирки, родео, бега, эстрада и др.)

Индустрия спорта (производство обуви и спортивных реквизитов,
содержание спортивных залов и стадионов)

Примеры выгодного досугового бизнеса: во Франции созданы
университеты, где пожилые люди могут получить высшее образование, пенсионеры и
инвалиды имеют возможность заниматься спортом. В Германии торговые центры
превращаются силами владельцев в развлекательные центры путем оборудования в
них баров, клубов, музеев, проведения встреч с известными людьми. Таким
образом, досуг превращается в «полезную и приятную» трату материальных средств.

Зарубежные тематические
парки

   Парки развлечений

   Американец Уолт
Дисней, владелец студии мультфильмов, увековечил себя в истории также созданием
увеселительных парков, названных его именем и получивших распространение по
всему миру. Чего только нет в Диснейлендах: бассейны, водные аттракционы,
солярии, пляжи, огромные площадки для театрализованных представлений, трассы
для приключений (реки с украшенными берегами, лабиринты), замки и павильоны
(смеха, ужасов, исторические, фантастические), и, конечно, множество
аттракционов, включая неподражаемые «американские» горки, которые сами
американцы называют почему-то «русскими». Нам остается только мечтать, что
подобные увеселительные места для детей и взрослых появятся в нашей стране.
Тематические парки – высокоразвитые коммерческие досуговые структуры,
размещающие на огромных территориях свои аттракционы и павильоны, выдержанные в
единой тематике.

   Чтобы отличаться от
парков Диснея, разбросанных по всему миру, в разных странах постоянно идут
поиски новой тематики для увеселительных парков. В Китае действуют
круглосуточные аквапарки, парки фонарей, тигриные парки, во Франции – парк
иллюзорных путешествий (футуроскоп), в котором можно путешествовать и, не
вставая с кресел, побывать в любой стране.

Национальные парки

Национальными парками объявляются территории, которые включают
природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и
эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных,
просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма.

   Природные парки

Природные парки являются природоохранными рекреационными
учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные
комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую
ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских
и рекреационных целях.

 

Марш парков

Ежегодно 22 апреля во многих странах мира отмечается День
Земли. Начиная с1990 г. темой Дня Земли в США становятся национальные парки. В
этот день проводится сбор средств в поддержку охраняемых природных территорий.
Праздник приобрел новое значение , а вместе с ним и новое название - Марш
Парков. С 1995г. к празднику присоединились заповедники и национальные парки
России. В 1996г. Марш Парков был проведен более чем в 120 заповедниках,
национальных парках и природохранных организациях, в нем участвовали около ста
тысяч человек. В этой массовой акции участвовало уже около 200 тысяч человек,
от Центральной Европы до Средней Азии. Цель этого праздника -  привлечь людей к участию в природоохранной
деятельности заповедников и национальных парков. Во время Марша Парков люди по
всему миру проводят самые разные мероприятия, но самым важным остается
экологическое просвещение. Необходимо показать людям , что заповедники и
национальные парки сохраняют для нас в нетронутом виде красивейшие ландшафты ,
тысячи редких видов растений и животных.

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.