--PAGE_BREAK--В современной практике, однако (в отличие от времени, когда принимался закон), учредители являются также главными спонсорами печатного издания, что влечет за собой нарушения данного положения. Лишь в некоторых случаях главный редактор, учредитель (соучредитель) и владелец основного пакета акций предстают одним и тем же лицом. В большинстве случаев финансовая зависимость средств массовой информации от их спонсора превращает редакционную независимость в далекую мечту. Наконец, государственные органы активно вмешиваются в деятельность тех СМИ, учредителями или соучредителями которых они являются.
Со времени принятия данного закона Верховным Советом Российской Федерации вступили в силу около тридцати других и несколько десятков указов Президента РФ, касающихся средств массовой информации. Далее следует краткое перечисление соответствующих федеральных законов.
Уголовный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу 1 января 1997 г. и заменил прежний (1962), определяет клевету как «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию» (ст. 129). Кодекс впервые в истории российского законодательства вводит уголовную ответственность за правонарушения, связанные с аудиовизуальным сектором и новыми информационными технологиями.
Ст. 151 Гражданского кодекса 1995 г. и ст. 43 закона о средствах массовой информации возлагают ответственность за правильность информации на ответчика (на журналиста или редакцию СМИ).
Закон «О государственной тайне» принят парламентом 21 июля 1993 г. Государственная тайна определяется в нем как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». Раскрытие государственных тайн влечет за собой наказание[4].
Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» 1994 г. имеет большое значение, поскольку большая часть СМИ в России принадлежит государственным учреждениям разных уровней. Закон предусматривает ряд событий, связанных с деятельностью государственных органов, подробную информацию о которых должны сообщать соответствующие государственные СМИ. В их число входят обращения и заявления, сделанные Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой и Правительством РФ; открытие первых официальных сессий палат парламента и нового правительства; а также инаугурация Президента.
Закон «О связи» принят Государственной Думой 20 января 1995 г. Он устанавливает правовые основы для деятельности в области связи, наделяет органы государственной власти полномочиями по регулированию подобной деятельности, определяет права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в предоставлении услуг связи или пользующихся такими услугами. В нем регулируется порядок получения вещательными станциями лицензий на передачу их сигналов. Закон предусматривает, что «государственные органы имеют право приоритетного использования любых сетей и средств связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности».
Закон «Об информации, информатизации и защите информации» принят Государственной Думой 25 января 1995 г. и вступил в силу 20 февраля того же года. Разработан он только что созданным тогда Комитетом по политике информатизации (сокращенно: Роскоминформ) при Президенте Российской Федерации — ведущим правительственным органом, занимающимся проблемами информационного общества и информационных технологий. Закон определяет большое число понятий и задач, связанных с информацией. В нем рассматриваются вопросы прав на информацию, имеются также положения о доступе к информации[5].
Закон «О рекламе» принят Государственной Думой 14 июня 1995 г. и вступил в силу в июле 1995 г. Он определяет рекламу и правовых субъектов в этой области. В нем делается акцент на таких терминах, как «достоверность», «добросовестность» и «этичность» в рекламе. Закон определяет особенности различных форм рекламы и предлагает методы государственного и общественного контроля за рекламой. Этим законом введен полный запрет на телевизионную рекламу алкогольных напитков и табака с 1 января 1996 г.
Закон «Об экономической поддержке районных (городских) газет», принятый Государственной Думой 24 ноября 1995 г., предусматривает выделение из федерального бюджета дотаций газетам, издаваемым органами местного самоуправления, по рекомендации общественных объединений при представлении финансово-экономического обоснования. Такие издания включаются в Федеральный реестр и могут получать дотации на покрытие части затрат по оплате бумаги, полиграфических услуг и федеральной почтовой связи.
Закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. и вступил в силу 1 января 1996 г. — одновременно с рядом поправок в действующее налоговое и таможенное законодательство. Они предусматривают налоговые и иные льготы средствам массовой информации. При этом не делается различий между государственными и частными изданиями, издателями, агентствами новостей или вещательными организациями. Издания и программы эротического и рекламного характера исключены из числа пользующихся льготами. Организации СМИ, которые выпускают и распространяют издания, книги и другую продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой, освобождаются от НДС и налогообложения прибыли в части, зачисляемой в федеральный бюджет. В законе предусмотрены другие федеральные налоговые и таможенные льготы, льготные расценки на аренду помещений в зданиях (если они находятся в федеральной собственности) и льготные тарифы на услуги связи[6].
В 1998 г. Государственная Дума приняла пакет законов, продлевающих до января 2002 г. государственную поддержку СМИ в России. Эти законы были поддержаны всеми думскими фракциями и приняты подавляющим большинством голосов. Данными законами еще на три года продлевается действие закона о государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации, который должен был утратить силу 1 января 1999 г. Несмотря на острый экономический кризис в России, Президент РФ подписал и тем самым ввел закон в действие сразу после того, как он был принят парламентом.
С ослаблением финансовой инфраструктуры и резким сокращением рекламного рынка вещатели и издатели еще более, чем прежде, зависят от предоставляемых правительством унифицированных налоговых и таможенных льгот, льготных тарифов на электричество и услуги связи, низких расценок на аренду помещений, находящихся в государственной собственности — все это предоставляется по действующим в настоящее время законам. Согласно пояснительной записке, которая сопровождает законопроекты, они замедлили процесс снижения доли информационных изданий и программ в СМИ и снизили темпы падения в книгопечатании.
Закон «Об участии в международном информационном обмене», принятый Государственной Думой 5 июня 1996 г. и подписанный Президентом России 4 июля 1996 г., представляет собой основной документ, регламентирующий вопросы международного информационного обмена, в том числе средств массовой информации. Закон нацелен на обеспечение эффективного участия и сильных позиций России в международной информационной инфраструктуре. В нем обязанностями органов государственной власти называются такие задачи, как обеспечение субъектов Федерации иностранными информационными продуктами и услугами, пополнение и защита информационных ресурсов (банков данных, архивов и т.п.), внедрение современных технологий и содействие информационному обмену через государственные границы. Согласно закону, нельзя ограничивать вывоз из Российской Федерации массовой информации, документированной в материальной и идентифицируемой форме. Закон дает некоторым правительственным учреждениям право контролировать различные аспекты международного, обмена информацией. В двух случаях вводится лицензирование деятельности по международному информационному обмену: когда информационные ресурсы вывозятся из России или государство платит за информацию, ввозимую в Россию для пополнения национальных банков данных.
5 сентября 1997 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Он был подписан Президентом РФ Б. Ельциным 19 сентября 1997 г. и вступил в силу 30 сентября 1997 г. Предвыборная агитация определяется в нем как «деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них». Закон регламентирует агитацию во время проведения избирательных кампаний и референдумов, гарантирует всем зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и избирательным блокам равные условия доступа к средствам массовой информации в той форме и таким образом, какие они выберут самостоятельно. В законе устанавливаются единообразные временные рамки предвыборной агитации: она должна начинаться в день регистрации кандидата и прекращаться за 24 часа до дня голосования. В течение трех дней до дня голосования, а также в самый этот день не допускается опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами и референдумом. Закон устанавливает специальные правила для средств массовой информации, учредителями которых являются государственные и муниципальные органы, и для СМИ, субсидируемых государством либо пользующихся предоставленными государством преимуществами или налоговыми льготами, которых нет у других средств массовой информации. В ст. 40 закона оговаривается, что такие общероссийские вещательные компании обязаны выделять всем зарегистрированным кандидатам и партиям не менее одного часа бесплатного эфирного времени по будням в то время, когда телепрограммы собирают наибольшую аудиторию. Соответствующие региональные станции должны предоставлять по 30 минут бесплатного эфирного времени в рабочие дни. Все другие средства массовой информации имеют право участвовать в избирательной кампании, но обязаны назначить единые условия для всех кандидатов. Как в случае бесплатного, так и платного эфирного времени, каждый кандидат или партия должны иметь право на получение равной доли времени, выделенного для предвыборной агитации.
16 сентября 1998 г. российский парламент принял Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». С момента вступления его в силу все принимаемые парламентом или правительством нормативные акты, касающиеся лицензирования любых видов деятельности, должны соответствовать этому закону. В нем перечислены виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. В этот список входят телевизионное вещание и радиовещание; вещание дополнительной информации; предоставление услуг в области шифрования информации. Закон принят в новой редакции в 2001 г., которая вступает в силу в феврале 2002 г.
Основные положения действующего закона таковы:
· максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратного минимального размера оплаты труда;
· срок действия лицензии не может быть менее чем 3 года, если только соискатель лицензии не просит о более коротком сроке;
· заявление на получение лицензии должно быть рассмотрено в течение 30 дней (или ранее) с момента официальной подачи заявления;
· лицензирующие органы должны вести единые реестры выданных лицензий, и эти реестры должны быть открыты для общественности;
· лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии, если были нарушены лицензионные требования и условия, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;
· лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией; основаниями для аннулирования лицензии являются: 1) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии; 2) неоднократное или грубое нарушение лицензионных требований и условий; 3) незаконность решения о выдаче лицензии.
Российские эксперты отмечают, что данный закон необходим для эффективного осуществления бизнеса в России, так как многие действующие правительственные акты относительно лицензирования противоречат федеральным нормативным актам и друг другу.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в отношении СМИ право призвано решать две основные задачи. Во-первых, оно должно создавать оптимальные условия для деятельности СМИ, прежде всего, обеспечить их независимость, разумеется, в социально допустимых пределах. Во-вторых, максимально ограничить возможности злоупотребления СМИ, использования их в антиобщественных целях. Задачи, как видно, не из простых. Едва ли какое-либо государство может быть уверено в том, что ему удалось их решить на достаточно удовлетворительном уровне[7].
2.2. Роль СМИ в функционировании государства.
Общее у СМИ и государства заключается, прежде всего, в том, что их главная задача состоит в сохранении и упрочении существующей социально-политической системы, в обеспечении ее нормального функционирования. Этим в первую очередь определяется содержание распространяемой информации. Плюрализм мнений ограничен интересами безопасности системы.
СМИ, особенно телевидение, обоснованно упрекают в том, что на их страницах и экранах развлекательные программы вытесняют материалы более серьезного характера. Следует вместе с тем учитывать, что и такие программы пропагандируют определенный образ жизни, ценности и стандарты, усваиваемые аудиторией чуть ли не на подсознательном уровне, а потому особенно надежно.
СМИ принимают участие в подготовке и принятии важнейших государственных решений как на уровне законодательной, так и исполнительной власти. От них в немалой мере зависит и последующее осуществление этих решений. Опыт свидетельствует, что даже судебная власть не обладает полным иммунитетом в отношении СМИ.
При этом СМИ не останавливаются перед злоупотреблениями в ущерб общественным интересам, руководствуясь коммерческими соображениями. Зарубежная пресса сообщает множество фактов подобного рода. Актуальна эта проблема также для нашей страны и других бывших советских республик.
Так, в связи со Всемирным днем борьбы с курением 31 1мая 1997 г. газета «Всеукраiнськi новини» опубликовала статью о влиянии на СМИ денег табачных компаний. Замечу, что 90% основных табачных предприятий Украины являются совместной с иностранными компаниями собственностью. Во время обсуждения в Верховной Раде в 1996 г. проекта закона о рекламе табачных изделий большинство СМИ поддерживало табачную промышленность, рассчитывая на высокую прибыль от рекламы ее продукции. Как известно, принятый закон запретил рекламу табачных изделий по радио и телевидению, но разрешил в печати и на щитах. Между тем, по сообщению украинского Института кардиологии, процент курящих женщин с 1978 по 1995 гг. возрос с 5,2 до 20,5%. При этом наибольший прирост дала возрастная группа от 20 до 29 лет[8].
СМИ являются основным источником информации о жизни общества и государства. Этому способствует то обстоятельство, что в современном глубокоиндивидуализированном обществе личные контакты сведены к минимуму. Сегодня наиболее доступная для усвоения форма сообщения — телевидение — вошла в каждый дом. Следует учесть, что функция источника информации носит направленный характер и используется для формирования сознания и воли общества, отраженных во всех видах деятельности государства.
продолжение
--PAGE_BREAK--Благодаря СМИ политика стала в значительной мере, осуществляться на глазах у широких кругов населения. В результате поддержка с их стороны стала необходимым условием эффективной демократической политики. Так, масс-медиа стали частью механизма функционирования политической власти и обнаруживают тенденцию к росту своего влияния. Следовательно, система указанного механизма не может быть правильно понята без учета места в ней СМИ.
Более того, как отмечают отечественные и зарубежные исследователи, СМИ «в известном смысле потеснили законодательную, исполнительную и судебные власти, в частности в осуществлении социального контроля за протекающими в обществе процессами». Проводимые в США опросы не первый год показывают, что телевидение и печать в глазах общественности выглядят более достойными доверия, чем президент и конгресс.
«Культура недоверия» имеет все шансы утвердиться и в нашей стране. И ответственность за это лежит, прежде всего, на депутатах Государственной Думы. Достаточно вспомнить принятый ими закон о материальном обеспечении депутатов. А также на местных властях, с которыми население связано особенно тесно. В результате печать часто пользуется большим авторитетом и доверием, чем чиновники. Это обстоятельство отмечают сегодня многие российские журналисты.
Оказывая воздействие на все элементы политической системы, современные СМИ вносят немало нового в их функционирование и взаимодействие. Так, влияние политических партий стало в решающей степени зависеть от имеющихся у них возможностей использовать СМИ в своих целях[9].
Более того, главный редактор «Независимой газеты» В.Третьяков пишет: «СМИ, особенно телевидение, — единственный реальный рычаг воздействия крупных собственников на политику России, а в отсутствие нормальных партий… главные телеканалы являются единственными по форме квазипартийными, а по сути — партийными структурами».
Говоря о роли СМИ, нельзя не напомнить о том, какое место в экономике занимает связанная с ней производственная деятельность. В США на ее долю приходится свыше одной трети ВНП и почти половина рабочей силы. Исключительно важно значение СМИ и как средства обеспечения связи между потребителями и производителями товаров и услуг, что делает их органически зависимыми от рекламодателей. Суммы, получаемые от коммерческой рекламы американскими СМИ, достигают 30 млрд. долл. Все это является одним из свидетельств подчинения СМИ крупному капиталу, доминирования транснациональных корпораций (ТHK) и в этой области. Двойственная природа СМИ состоит в том, что, с одной стороны, это ориентированный На прибыль важный экономический институт, а с другой — основной институт распространения общественных знаний и культуры, определяющий фактор формирования общественного мнения и сознания, включая политическое.
Следует принять во внимание и то, что в отличие от других ветвей власти возможности СМИ четко не очерчены правом, поэтому их реальное влияние в зависимости от конкретных условий может колебаться в гораздо более широких пределах. Характерной чертой деятельности масс-медиа промышленно развитых государств является распространение этой деятельности на другие страны, где пропагандируются собственные ценности, принципы и стандарты, где стремятся создать благоприятные условия для деятельности своих ТНК и, наконец, влиять на их не только внутреннюю, но и внешнюю политику. В условиях глобализации СМИ стали мощным рупором пропаганды идей корпоративного капитализма по всему миру. Убедительное подтверждение тому содержится в обстоятельной книге Э. Германа «Глобальные средства массовой информации: Новые миссионеры корпоративного капитализма».
За истекшие десятилетия СМИ с гораздо большим основанием, чем когда-либо могут именоваться четвертой властью. Однако и ныне встречаются специалисты, отрицающие правомерность такого именования. Так, В.Н.Монахов, кандидат юридических наук, член бывшей Судебной палаты по информационным спорам, пытается «оспорить правомочие наделения СМИ титулом «четвертая власть». По, его мнению, такое определение было в какой-то степени оправданным в СССР, когда все четыре власти находились в партийных руках.
Однако сам автор не возражает против именования СМИ властью. Он пишет, что это институт, «обладающий властью авторитета, а не авторитетом власти». И почему-то упускает из виду, что любой авторитет должен быть чем-то обоснован, так или иначе, является важным элементом политической системы общества.
Американские специалисты утверждают, что американские средства массовой информации «сегодня являются не только частью политики, но и частью власти». При этом политика рассматривается ими как «результат сотрудничества и конфликта между газетами, чиновниками и иными участниками политического процесса». Такое положение порождает опасную тенденцию — стандарты журналистики заменяются политическими стандартами, что отрицательно сказывается на осуществлении СМИ своих функций. Между тем роль и авторитет, политическое влияние СМИ в значительной мере зависят от верности принципам объективности и достоверности информации. В этом плане у государства и СМИ — единая задача[10].
Контроль со стороны СМИ состоит в обеспечении нормальной деятельности государственного механизма, в пресечении всяческих злоупотреблений и нарушений сложившихся правил игры. Значение этой функции настолько велико, что нередко ее, а не информирование общества считают главной. Думается, однако, что нет оснований противопоставлять эти функции друг другу. Контроль за деятельностью государства может быть действенным и оправданным лишь при условии, что его результаты доводятся до широкой общественности.
Государственные деятели всегда участвовали в формировании политических, социальных, экономических и других новостей. Ныне же трудно даже представить возможность управления без помощи масс-медиа, не зря получило распространение выражение «управление путем гласности». Еще более важным элементом управления становятся СМИ в условиях возрастающего расхождения между возможностями власти и растущими ожиданиями населения. К тому же в условиях разделения властей политические деятели не всегда имеют возможность напрямую решать свои политические чадами, и тогда СМИ помогают им достичь своих целей опосредованно.
Все это свидетельствует об обоснованности термина «четвертая власть». Не случайно многие десятилетия он используется как общепринятый. Сошлюсь на изданную почти полвека назад классическую работу Д.Катера «Четвертая ветвь власти». По мнению Д.Катера, журналист не только информирует о деятельности власти, но и участвует в ее осуществлении. Он помогает формированию курса власти. Он — необходимый посредник между различными ее частями. Он может освещать политику, существенно содействуя ее актуальности и ясности. С тем же успехом он способен подать политику так, что это подорвет ее.
Итак, СМИ включены в функционирование всех трех ветвей власти, однако не становятся их частью.
III. Совместная деятельность СМИ и ОВД в сфере правоохраны.
3.1. Правовая информатизация.
В России сегодня много говорят о правовой информатизации: законы должны быть предельно доступны гражданам и для этого, в частности, следует использовать все преимущества информационных технологий и коммуникаций. Стоит согласиться, что это немаловажный фактор на пути построения правового порядка в обществе. Вместе с тем не всегда можно строго объяснить, что этот фактор представляет из себя именно в сегодняшних российских условиях, когда на самом правовом поле очень много белых пятен. По числу компьютеров и телефонов на душу населения Россия стоит далеко не на первых местах, а промышленные монополии и налоги безжалостно давят предпринимательские попытки диверсифицировать телекоммуникационную и компьютерную насыщенность рынка услуг. Встают вопросы о возможности оптимизации государственного регулирования процессом правовой информатизации. В частности, вопрос: в какой степени этот процесс должен быть либерализован, да и что он собственно представляет с точки зрения устойчивости государственного управления и безопасности?[11]
При бывшем, советско-тоталитарном, управлении, когда требование партийной принципиальности главенствовало при принятии важнейших решений различного уровня, а множество закрытых нормативно-правовых документов население и в глаза не видело, стоял только вопрос об использовании информационных технологий в юридических службах органов государственной власти и управления, формировалась автоматизированная общесоюзная информационно-справочная законодательная база данных. Но правовая грамотность населения далеко не была самоцелью, процесс этот не носил явно выраженного характера — в этом не было необходимости — за человека большинство его рядовых жизненных проблем директивно решали государственные органы. Система государственного управления была жестко замкнутой сама на себя, к рядовому человеку была привязана номинально и вопрос о правовой информатизации, в том виде, как он понимается сейчас, естественно, также не стоял.
Но немаловажна также и управленческая трактовка проблемы правовой информатизации: как динамика развития процесса правовой информатизации влияет на устойчивость управления обществом, насколько следует бояться временной монополизации рынка информационных ресурсов в области правовой информации, когда и «на сколько» можно либерализовать этот рынок, «отпустить» его от жесткой государственной опеки?
Очевидно, что государству, включая государственные организации, брать на себя полностью разработку информационных систем для обеспечения граждан правовыми знаниями малоэффективно — результат заранее известен. С другой стороны, полная либерализация процесса правовой информатизации, предоставление полной свободы развертыванию правовых информационных систем коммерческим организациям в условиях большого числа субъектов управления, неразвитости рынка и больших финансовых ограничений приводит к неоправданному дублированию разработок, распылению средств. Да и предпринимательские стимулы, определяемые осознанной потребностью населения в правовой грамотности, действенностью механизма судебной системы пока находятся в условиях становления[12].
Интуитивно ясно, что государство должно как-то регулировать процесс правовой информатизации с учетом множества факторов. Действенным механизмом регулирования является государственный заказ на разработку правовых информационных систем, но этот заказ должен быть предельно концептуально обоснован. Рассмотрим возможные управленческие факторы такого обоснования, имея, прежде всего, в виду обеспечение устойчивости государственного управления, информационную безопасность.
Переход от тоталитарного к правовому обществу с точки зрения решения вопросов управления представляет собой не что иное, как информационное открытие системы управления — замена замкнутого на себя тоталитарно-иерархического механизма управления более информационно открытым государственным регулированием закономерно саморазвивающихся социально-политических и экономических процессов. Общественное развитие при таком информационном открытии, благодаря свертыванию ограничений механизма жесткого директивного управления, начинает самореализовываться, включаются механизмы самоуправления. Вместе с тем процессы самореализации и самоуправления не должны носить произвольного, хаотичного характера.
С одной стороны, при информационном «открытии» процессов управления обществом снижается жесткость управленческих механизмов достижения предустановленных целей. С другой стороны, эти процессы предоставляются сами себе, нарастает неопределенность ситуации, размываются цели развития. Чрезмерное информационное открытие системы государственного управления сопровождается нарастанием хаотичных тенденций, может недопустимо снизить уровень устойчивости государственного управления и социальной безопасности, возможна потеря контроля за развитием ситуации. При недостатке и слабой действенности правовой базы, начальном этапе развития правовой грамотности граждан, низком уровне информационно-технологической поддержки процессов управления хаотичные тенденции могут привести к негативным последствиям, конфликтам и кризисам.
Напрашивается введение стратегии развития механизмов управления, обеспечивающей «спадающую директивность» с развитием правового поля снижается жесткость управления и монополизированность рынка информационных ресурсов. Либерализация нужна, но она должна сдерживаться либо естественными, либо искусственными приемами. Либерализация рынка информационных услуг не должна бежать впереди паровоза — для временной опоры нужны спадающие островки монополизма, в противном случае возможна угроза устойчивости управления. Определение динамики этого «спадания» и изменения «величины островков» во времени в закономерно развивающемся гражданском и правовом обществе с рыночной экономикой должно подчиняться некоторым естественным закономерностям. Это один из наиболее фундаментальных научных и практических вопросов, и исчерпывающего ответа на него пока нет.
3.2. Управление массовым информационным процессом в сфере профилактики правонарушений.
Печать, радио, телевидение, кинематограф являются эффективными средствами профилактики правонарушений и правового воспитания граждан. В связи с этим непрерывно увеличивается поток сообщений, публикуемых в печати, передаваемых по радио и телевидению, в которых отражаются актуальные вопросы укрепления правопорядка и обеспечения социалистической законности. Однако задача состоит не только в том, чтобы снабжать население определенным количеством информации нравственно-правового и криминологического характера, но и в том, чтобы управлять процессом правовоспитательного и профилактического воздействия, развивать общественно полезные потребности личности, формировать ее нравственное и правовое сознание. Иначе говоря, как и всякая другая деятельность, информационный процесс в сфере профилактики правонарушений нуждается в управлении и целесообразной организации.
Управление в этом случае представляет собой сложную динамическую систему, составляющую единство трех основных компонентов: субъекта (системы правоохранительных и иных государственных органов и общественных организаций), объекта (аудитории), между которыми с помощью третьего элемента этой системы (учреждений массовой информации) осуществляется целенаправленная связь[13].
Такого рода управление включает следующие этапы:
1. Упорядочение внутри системы правоохранительных органов организационных отношений, что позволит отобрать и подготовить к передаче информацию, в наибольшей степени отвечающую задачам правового воспитания и потребностям профилактики правонарушений.
2. Отбор материала в соответствии с интересами и ожиданиями аудитории, социально-психологическими особенностями включенных в ее состав социальных групп.
3. Согласование субъектам управления своей деятельности с учреждениями, осуществляющими передачу и трансляцию информации аудитории.
4. Передача информации аудитории.
5. Поддержание обратной связи с аудиторией, регулирование процесса передачи информации с учетом сложившейся обстановки и методов воздействия на аудиторию.
6. Определение эффективности оказываемого на аудиторию воздействия и степени достижения поставленной цели.
Каждый из названных этапов управленческого цикла имеет довольно сложную структуру и содержание и потому может быть предметом специального рассмотрения.
Содержание и характер управления меняются, если инициатором сообщений выступают учреждения массовой информации. В этом случае правоохранительные органы могут использовать опубликованные материалы для принятия соответствующих мер (например, возбуждают уголовное дело по сигналу о преступлении), а иногда (если сообщается о недостатках в их работе) сами являются объектом воздействия.
Социальное назначение рассматриваемого нами вида управления заключается в целенаправленном формировании сознания аудитории в соответствии с общей задачей, стоящей перед социалистическим обществом, — ликвидацией преступности и правонарушений. Эта генеральная цель определяет подцели управления процессом массовой информации в сфере профилактики правонарушений. К ним следует отнести:
Ø создание модели правоосознанного поведения; регулирование поведения людей в соответствии с конкретными задачами борьбы с правонарушениями;
Ø создание духовной атмосферы, препятствующей совершению правонарушений;
продолжение
--PAGE_BREAK--