Реферат по предмету "Государство и право"


Налоговое правоотношение

Содержание
1.   Понятиеи виды налоговых правоотношений
2.   Субъектныйсостав налогового правоотношения
3.    Налоговыеорганы как субъекты налоговых правоотношений
3.1. Таможенныеорганы. Федеральная таможенная служба
3.2. Органывнутренних дел
3.3. Финансовыеорганы
4.   Содержаниеналогового правоотношения: права и обязанности субъектов
5.   Задача
Использованная литература


1.        Понятиеи виды налоговых правоотношений
Характеристика налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, всоответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властныеотношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогови сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля,обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностныхлиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговое правоотношение представляет собой вид финансовогоотношения, урегулированного нормами налогового права. Следовательно, для негохарактерны все признаки финансового правоотношения, к которым, в частности,относятся следующие:
1) эти отношения складываются в процессе проведения финансовойдеятельности, направленной на формирование, распределение, перераспределение ииспользование государственных и муниципальных фондов денежных средств, т.е. ониносят распределительный характер;
2) их возникновение, изменение и прекращение непосредственносвязаны с нормативными правовыми актами, поскольку субъекты финансового права самине вправе устанавливать либо прекращать названные отношения;
3) финансовые правоотношения имеют денежный характер;
4) эти отношения имеют властный характер;
5) государство само непосредственно или в лице уполномоченных имсубъектов выступает обязательной стороной названных отношений, что в сочетаниис признаком властности свидетельствует об их властно-публичном характере.
Налоги выступают основным методом собирания денежных средств впроцессе осуществления финансовой деятельности. Поэтому возникающие налоговыеотношения неразрывно связаны именно с объективной необходимостью для любогогосударства осуществления данного вида деятельности как важнейшего инструментадостижения стоящих перед ним общесоциальных, публичных целей и задач.
Непременным участником налоговых правоотношений выступаютгосударство или муниципальные образования в лице своих уполномоченных органов.Так, отношения по установлению налогов, т.е. по определению сущностныхэлементов того или иного налога или сбора, возникают между органами законодательной(представительной) и исполнительной власти. Законодательством определеныполномочия этих органов по разработке соответствующих законопроектов, ихобсуждению и принятию.
Отношения по установлению и введению налогов и сборов возникаюттакже между Российской Федерацией и ее субъектами, органами местногосамоуправления. Это закреплено законодательно, в первую очередь, в ст. 71 и 72Конституции РФ, а также в НК РФ.
Основными налоговыми отношениями из приведенного ранее перечняявляются отношения по взиманию налогов и сборов, в которых государство в лицесвоих налоговых органов тоже выступает в качестве их непременного участника.
Налоговые органы — обязательный участник отношений и поосуществлению налогового контроля, а также привлечения к ответственности задопущенные налоговые правонарушения. В последних, кроме того, участвуют суд иправоохранительные органы.
В целом можно сказать, что для налоговых отношений, как и для иныхфинансовых отношений, свойственен публично-правовой характер; властный, имущественный(денежный), обязательственный характер.
В то же время налоговые правоотношения обладают и рядомспецифических особенностей, которые отличают их от иных финансовыхправоотношений.
Налоговые правоотношения отличаются, прежде всего, сферой финансовойдеятельности, поскольку к ним относятся отношения, как отмечалось ранее,складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов вРоссийской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалованияактов налоговых органов и действий и бездействия их должностных лиц,привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Особая сфера возникновения и существования налоговыхправоотношений обусловливает и некоторые особенности их субъектно-объектногосостава, например, участие налоговых органов, а также содержание каксовокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных прав и обязанностей сторон вназванной сфере.
Налоговые правоотношения могут существовать лишь в правовой форме,т.е. «при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения»,поскольку обязанность уплачивать налоги устанавливается только законодательно.Следовательно, правовая форма в данном случае является определяющей длявозникновения, изменения или прекращения общественного отношения.
Более глубокому пониманию сущности данного явления способствуетрассмотрение видов налоговых правоотношений.
В юридической литературе предлагаются различные классифицирующиепризнаки.
В зависимости от функций, выполняемых нормами права, принято различать регулятивныеи охранительные налоговые правоотношения. К первым могут бытьотнесены отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов. Ковторому виду относятся, в частности, отношения по привлечению к налоговойответственности.
По характеру налоговых норм они делятся на отношения материальные ипроцессуальные. Если отношения по поводу исчисления, уплаты налога илисбора, выполнения иных налоговых обязанностей относятся к материальным, то отношения,связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностейпривлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговыхорганов и т.п., можно отнести к процессуальным.
По субъектному составу налоговые правоотношения можно подразделить на:
1) отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ; между РФ имуниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальнымиобразованиями — к ним относятся отношения по поводу установления и введенияналогов и сборов;
2) отношения между государством (муниципальными образованиями) влице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участникаминалоговых правоотношений — по поводу взимания налогов и сборов, проведенияналогового контроля, привлечения к налоговой ответственности, а такжеобжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
По характеру межсубъектных связей они делятся на отношенияабсолютные и относительные. Под абсолютными правоотношениями в теории правапонимаются те, в которых точно определена лишь одна сторона. Например,отношения по установлению и введению налогов и сборов, в которых уполномоченныйорган принимает соответствующий нормативный правовой акт, носящий обязательныйхарактер для неопределенного числа субъектов. Относительными являются теправоотношения, в которых конкретные налогоплательщики выступают в качествеобязанных лиц, наделенных одновременно и соответствующими правами.
По содержанию они делятся на отношения, складывающиеся в процессе:
1) установления и введения налогов и сборов;
2) взимания налогов и сборов;
3) проведения налогового контроля;
4) привлечения к ответственности за налоговые правонарушения;
 5) обжалования актов налоговых органов, а также действия(бездействия) их должностных лиц.
По цели они делятся на отношения основные и обеспечительные (сопутствующие).Традиционно основными считаются отношения по взиманию, уплате налога или сбора.В то же время отношения, возникающие по поводу постановки на налоговый учет, попроведению налоговых проверок и т.п. принято рассматривать как вспомогательные,обеспечивающие выполнение обязанностей налогоплательщиком, предусмотренныхналоговым законодательством.
Более глубокому рассмотрению сущности налогового правоотношенияспособствует изучение его структуры, в которой также проявляются как общие, таки специфические черты налогового правоотношения как разновидности финансовыхправоотношений.
Как и любое другое правоотношение, налоговое правоотношение имеетструктуру, включающую следующие элементы: субъекты, объекты и содержание.
Под субъектами правоотношения понимаются лица, между которымивозникают юридические связи, взаимоотношения по поводу достижениясоответствующих целей. К ним относятся, с одной стороны, государство,муниципальное образование в лице налоговых органов или их должностных лиц, а сдругой стороны — налогоплательщики, плательщики сборов и иные обязанные лица.
Объектом правоотношения является то, по поводу чего общественноеотношение возникает. Объектом налогового правоотношения является то, по поводучего возникает налоговое правоотношение — налог, сбор, размер которогоопределяется установленными законодательством о налогах и сборах правилами,порядок их взимания, уплаты, осуществление в этой связи налогового контроля,привлечение к налоговой ответственности и обжалование актов налоговых органов,действий или бездействия их должностных лиц.
Под содержанием правоотношения понимаются права и обязанностисубъектов налогового правоотношения.
 
2.    Субъектныйсостав налогового правоотношения
Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФявляются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии сКодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложенаобязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии сКодексом налоговыми агентами;
3) Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения(налоговые органы);
4) Федеральная таможенная служба и ее подразделения;
5) государственные органы исполнительной власти и исполнительныеорганы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностныелица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенныхорганов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатойналогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);
 6) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик,финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы иСанкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов(финансовые органы), иные уполномоченные органы — при решении вопросов оботсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов,предусмотренных Кодексом;
7) органы государственных внебюджетных фондов;
8) органы внутренних дел.
Как видим, налоговое правоотношение складывается между различнымикатегориями субъектов, но основными группами субъектов являютсяналогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организациии физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанностьуплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Следовательно, налогоплательщиками могут быть физические лица иорганизации.
При характеристике налогоплательщиков — физических лиц следуетиметь в виду, что возникновение налоговой обязанности у физического лица несвязано с наступлением какого-либо возраста. Например, несовершеннолетнийстановится налогоплательщиком, т.е. у него возникает налоговая обязанность,если ему на праве собственности принадлежит имущество, являющееся объектомобложения каким-либо налогом. В данном случае эта обязанность выполняется несамим несовершеннолетним, который является недееспособным, а его родителями,усыновителями, представителями.
К организациям-налогоплательщикам относятся как сами юридическиелица, так и их филиалы.
Помимо российских юридических и физических лиц (резидентов),налогоплательщиками в соответствии с законодательством могут быть и иностранныеорганизации, иностранные граждане — налоговые нерезиденты. Налогообложениенерезидентов осуществляется не только на основании российского налоговогозаконодательства, но и в соответствии с международными договорами,регулирующими отношения в целях избежание двойного налогообложения.
В целом налогоплательщики и плательщики сборов могут бытьклассифицированы по следующим основаниям:
1) по характеру субъекта — выделяются физические лица иорганизации
2) по месту преимущественного пребывания и источника получениядохода — на резидентов и нерезидентов;
3) по хозяйственной обособленности — на единые и консолидированные(взаимозависимые лица);
4) по характеру деятельности — на общие и специальные, к которыммогут быть отнесены сельхозпроизводители, лица, добывающие полезные ископаемыеи т.п.
Законодательство помимо основных субъектов налоговых отношений, ккоторым относятся, как отмечалось, налогоплательщики и плательщики сборов — содной стороны, и государство (муниципальные образования) в лице налоговыхорганов — с другой стороны, определяет и иных участников налоговыхправоотношений.
В НК РФ дается понятие налогового агента, который может, какотмечалось, быть субъектом налогового правоотношения. Налоговыми агентамипризнаются лица, на которых в соответствии с НК возложены, в том числеобязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению всоответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. К ним относятся, вчастности, организации и предприниматели, выплачивающие доходы гражданам,которые должны исчислить, удержать и перечислить в бюджет суммы налога надоходы своего работника.
Налоговый кодекс, учитывая особенности развития гражданскогооборота в условиях рынка, предусматривает возможность привлечения к уплатеналогов и сборов не только налогоплательщиков, определенных законодательством оналогах и сборах, но и иных лиц. Для этого вводится понятие «взаимозависимыелица», которыми признаются физические лица и (или) организации, отношения междукоторыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты ихдеятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует вдругой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20процентов;
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу подолжностному положению;
3) лица состоят в брачных, родственных отношениях, отношенияхсвойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
В НК РФ с учетом норм Гражданского кодекса РФ предусмотренавозможность использования института представительства в налоговыхправоотношениях (ст. 26 ПК). Налогоплательщик может участвовать в отношениях,регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного илиуполномоченного представителя. Представительство может осуществляться в двухформах: как законное представительство и уполномоченное представительство.
Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемыхзаконодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя,равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личноеучастие в указанных правоотношениях. Указанные положения распространяются наплательщиков сборов и на налоговых агентов.
Законными представителями налогоплательщика-организации признаютсялица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона илиее учредительных документов.
Законными представителями налогоплательщика — физического лицапризнаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии сгражданским законодательством Российской Федерации.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признаетсяфизическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлятьего интересы в отношениях с налоговыми, таможенными органами, органами государственныхвнебюджетных фондов, иными участниками отношений, регулируемых законодательствомо налогах и сборах.
Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщикадолжностные лица налоговых и таможенных органов, органов государственноговнебюджетного фонда, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
Уполномоченный представитель налогоплательщика организацииосуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке,установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лицаосуществляет свои полномочия на основании нотариально удостовереннойдоверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной всоответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Налоговый кодекс вводит новое понятие «сборщик налогов и (илисборов)». В ст. 25 НК РФ предусмотрено, что в ряде случаев,предусмотренных Кодексом, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиковсборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет можетосуществляться государственными органами, органами местного самоуправления,другими уполномоченными органами и должностными лицами. В соответствии сКодексом сборщиками налогов (сборов) могут быть только государственные илимуниципальные органы исполнительной власти, уполномоченные ими органы идолжностные лица. Функции сборщиков выполняют, например, таможенные органы (потаможенным платежам), органы местного самоуправления (по приему платежей налогана землю).
В законодательстве выделяются лица, обязанные контролироватьправильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов, к которым могутбыть отнесены суды, нотариусы, органы регистрации актов гражданского состоянияи т.п. Суды, например, не принимают к рассмотрению исковые заявления, если неуплачена государственная пошлина. Нотариусы также осуществляют контроль зауплатой налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения,при осуществлении нотариального оформления соответствующих сделок.
К лицам, обязанным информировать налоговые органы о фактах,имеющих важное значение для налогообложения, относятся нотариусы, которые обязаныинформировать о совершенных сделках по оформлению перехода права собственностина имущество в порядке наследования или дарения, не позднее пяти дней (п. 6 ст.85 НК РФ).
НК РФ в ряде случаев устанавливает обязанность соответствующихлиц представлять налоговым органам данные, необходимые для исчисленияналога, а также для организации налогового контроля. К ним могут бытьотнесены органы, регистрирующие или учитывающие недвижимое имущество,транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения (п. 4 ст. 85).Банки обязаны представлять информацию в налоговые органы об открытии илизакрытии счета организации или предпринимателю в пятидневный срок (ст. 86 НКРФ).
В процессе проведения контрольных мероприятий налоговые органымогут привлекать лиц, обладающих специальной квалификацией, знаниями, например,экспертов, специалистов, переводчиков. Эти лица обязаны оказыватьсодействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля. Праваи обязанности этих лиц определены ст. 95—97 и 129 НК РФ. Помимо названных лиц,налоговые органы привлекают свидетелей, предусмотрев в ст. 128 НК РФответственность свидетеля за отказ или уклонение от показаний либо за заведомоложные показания.
К этой же категории лиц могут быть отнесены и понятые, которыепривлекаются налоговыми органами, в частности, при проведении осмотра помещенияили территории налогоплательщика (ст. 98 НК РФ).
Особое положение в налоговых правоотношениях занимают банки. Этисубъекты одновременно являются и налогоплательщиками, и налоговыми агентами, исборщиками налогов, на них возлагаются также иные обязанностипублично-правового характера. За неисполнение этих обязанностей банки несутответственность, предусмотренную нормами гл. 18 НК РФ. К этим обязанностямможно отнести:
1) соблюдение порядка открытия счета налогоплательщику;
2) соблюдение срока исполнения поручения о перечислении налога илисбора;
3) обязанность исполнять решение налогового органа оприостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора илиналогового агента;
4) обязанность исполнять решение о взыскании налога, сбора, атакже пени;
5) обязанность по представлению налоговым органам сведений офинансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка.
В налоговом правоотношении помимо плательщиков налогов и (или)сборов участвуют и налоговые органы.
 
3.        Налоговыеорганы как субъекты налоговых правоотношений
Законодательством предусматривается обязательное участиегосударства в налоговых правоотношениях в лице налоговых органов, ккоторым относятся Федеральная налоговая служба и ее территориальныеподразделения. В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органовобладают таможенные органы и финансовые органы. Налоговые органы действуют впределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации. Осуществляя свои функции, налоговые, таможенные органы и финансовыеорганы взаимодействуют в пределах, установленных законодательством о налогах исборах.
 Налоговые органы составляют единую централизованную системуконтроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностьюисчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджетналогов и сборов, иных обязательных платежей в случаях, предусмотренныхзаконодательством. В указанную систему входят федеральный орган исполнительнойвласти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
 Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют сфедеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления игосударственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий,предусмотренных НК и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба
Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в областиценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих субъектов,как хозяйственные товарищества и общества, приватизация объектов государственнойи муниципальной собственности, превращение налогов в основной источникгосударственных доходов и т. д. обусловили необходимость появления новыхорганов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.
В соответствии с Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. «ОГосударственной налоговой службе РСФСР» при Министерстве финансов РСФСР быласоздана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, заправильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения всоответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленныхзаконодательством. Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. было утвержденоПоложение о Государственной налоговой службе Российской Федерации, которым былопредусмотрено, что органы Государственной налоговой службы РФ составляют единуюцентрализованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства. Всоответствии с Положением о Государственной налоговой службе РоссийскойФедерации единая централизованная система органов Государственной налоговойслужбы РФ состояла из центрального республиканского (Российской Федерации)органа государственного управления
Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. Государственнаяналоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации поналогам и сборам. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»Министерство было преобразовано в Федеральную налоговую службу, котораянаходится в ведении Министерства финансов РФ. Главной задачей Федеральнойналоговой службы является осуществление контроля за соблюдениемзаконодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой исвоевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фондыгосударственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ,субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах ихкомпетенции. Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу,выполняет следующие функции:
— проводит непосредственно и организует работу государственныхналоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства оналогах и других платежах в бюджет;
— производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, вучреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и уграждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета планов,смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов идругих платежей в бюджет;
— организует работу государственных налоговых инспекций по учету,оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества,перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;
— осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов идругих обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
— анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверокна местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивныхметодических указаний и других документов по применению законодательных актов оналогах и иных платежах в бюджет и другие функции.
Региональные органы Федеральной налоговой службы в субъектахРоссийской Федерации осуществляют функции, предусмотренные законодательствомдля государственных налоговых инспекций по районам, городам без районногоделения и районам в городах. Среди важнейших функций можно назвать следующие:
— осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогахи других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;
— обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогови других платежей в бюджет, правильности начисления платежей гражданами РФ, иностраннымигражданами и лицами без гражданства, а также поступления этих платежей всоответствующий бюджет;
— контроль за своевременностью представления плательщикамибухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций идругих документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а такжепроверка достоверности этих документов в части правильности определенияприбыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежейв бюджет;
— передача правоохранительным органам материалов по фактамнарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
— предъявление в суд и в арбитражный суд соответствующих исков, вчастности, исков о признании сделок недействительными и взыскании в доходгосударства всего полученного по таким сделкам (речь идет о сделках,совершенных с целью, противоречащей основам правопорядка и нравственности (ст.169 ГК РФ);
— приостановление операций предприятий, учреждений, организаций играждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях в случаяхнепредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов,расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатойналогов и иных обязательных платежей в бюджет.
Правоохранительные органы, в том числе органы Министерствавнутренних дел РФ, обязаны оказывать практическую помощь работникамгосударственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей,обеспечивая принятие предусмотренных законом мер по привлечению кответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнениюработниками налоговых инспекций своих должностных функций.
Налоговая инспекция имеет право применять к предприятиям,учреждениям, организациям и гражданам определенные законодательством финансовыесанкции.
Проверки предприятий, учреждений и организаций оформляются актами,в которых отражаются выявленные нарушения законодательства о налогах и другихплатежах в бюджет, факты невыполнения требований должностных лицгосударственных налоговых инспекций, а также даются указания об устранениивыявленных нарушений и о внесении причитающихся сумм в бюджет. Актподписывается должностными лицами Федеральной налоговой службы, другимиучастниками проверок и руководителями и главными (старшими) бухгалтерамипроверяемых предприятий, учреждений, организаций. В случае несогласия сфактами, указанными в акте, руководители и главные (старшие) бухгалтеры обязаныподписать акт и сделать запись о возражениях, прилагая одновременно письменныепояснения и документы, подтверждающие эти возражения.
3.1 Таможенные органы. Федеральная таможеннаяслужба
Общее руководство таможенным делом в Российской Федерацииосуществляют высшие федеральные органы исполнительной власти.
Центральным органом федеральной исполнительной власти РоссийскойФедерации, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в нашейстране, является Федеральная таможенная служба.
Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органыРоссийской Федерации, составляющие единую систему, в которую входят:
 - Федеральная таможенная служба;
 - региональные таможенные управления Российской Федерации;
 - таможни Российской Федерации;
 - таможенные посты Российской Федерации.
Положение о Федеральной таможенной службе утверждаетсяПравительством РФ.
Таможенные органы Российской Федерации выполняют следующиеосновные функции:
 - обеспечивают соблюдение законодательства, контроль, заисполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации;
 - принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий,
 - учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
 - обеспечивают в пределах своей компетенции экономическуюбезопасность — Российской Федерации, являющуюся экономической основойсуверенитета Российской Федерации;
 - применяют средства таможенного регулирования торгово-экономическихотношений;
 - взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил иналогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым черезтаможенную границу Российской Федерации;
 - ведут таможенную статистику внешней торговли и специальнуютаможенную статистику Российской Федерации;
 - ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ит.д.
3.2Органы внутренних дел
В целях повышения эффективности борьбы с налоговымиправонарушениями в марте 1992 г. при Государственной налоговой службе РФ былосоздано Главное управление налоговых расследований. Законом РФ от 24 июня 1993г. «О федеральных органах налоговой полиции» (с изменениями и дополнениями,внесенными Федеральным законом от 17 декабря 1995 г.) организованы федеральныеорганы налоговой полиции (правопреемники ГУНР), которые являлисьправоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономическойбезопасности РФ. В 2003 г. названные органы были расформированы, а ихполномочия в сфере борьбы с налоговыми правонарушениями были переданы МВДРоссии. В структуре Министерства в настоящее время создана Федеральная службапо экономическим и налоговым преступлениям, в которую входят Главное управлениепо борьбе с экономическими преступлениями и Главное управление по борьбе сналоговыми преступлениями.
Основными задачами Федеральной службы в налоговой сфере являются:
— выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений иправонарушений;
— обеспечение безопасности деятельности государственных налоговыхорганов, защита их должностных лиц от противоправных посягательств приисполнении служебных обязанностей;
— государственная защита должностных лиц налоговых органов и ихблизких;
— предупреждение, выявление, пресечение коррупции в налоговыхорганах.
Для выполнения поставленных перед Федеральной службой задач на неевозлагаются обязанности и предоставляются соответствующие права:
проведение в соответствии с законодательством оперативно-розыскныхмероприятий, дознания и предварительного следствия в целях выявления ипресечения налоговых преступлений, осуществление розыска лиц, совершившихуказанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принятие мерпо возмещению нанесенного государству ущерба;
пользование при исполнении служебных обязанностей правами,предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов иагентам валютного контроля;
осуществление при наличии достаточных данных проверок налогоплательщиков(в том числе контрольных проверок после проверок, проведенных налоговымиорганами) в полном объеме, с составлением актов по результатам этих проверок.Принятие решений по актам проверок и применение соответствующих санкцийосуществляются начальником органа налоговой полиции или его заместителем;
приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках ииных кредитных организациях на срок до одного месяца в случаях непредставлениядокументов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
в соответствии с компетенцией вынесение в качествепредупредительной меры письменных предостережений руководителям, главнымбухгалтерам и иным должностным лицам банков и других организаций независимо оторганизационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам(физическим лицам) с требованиями устранения нарушений законодательства,своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных Платежей,представления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведениябухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости восстановлениябухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика; контроль завыполнением этих требований;
наложение административного ареста на имущество юридических ифизических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленномпорядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплатеналогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременногопоступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей всоответствующие бюджеты;
осуществление дознания и предварительного следствия по делам опреступлениях, отнесенных законодательством к их ведению, проведениесудебно-экономических и связанных с исследованием документов криминалистическихэкспертиз и т.д.;
осуществление при наличии достаточных оснований внедрения своихоперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организацийнезависимо от форм собственности, когда получение иными способами необходимойинформации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли)невозможно;
право выплачивать лицу, представившему информацию о налоговомпреступлении или нарушении, вознаграждение;
иные права.
В соответствии со ст. 36 и 37 НК РФ органы внутренних дел несутответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своихнеправомерных действий (решений) или бездействия, а также действий(бездействия) своих должностных лиц.
3.3 Финансовые органы
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах исборах, при решении, в частности, вопросов об отсрочке и о рассрочке уплатыналогов и сборов являются финансовые органы.
Понятие «финансовые органы» включает в себя Министерство финансовРоссийской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления(департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы иСанкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов,иные уполномоченные органы.
Полномочия финансовых органов в области налогов и сборовзаключаются в следующем.
Министерство финансов Российской Федерации дает письменныеразъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации оналогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговыхдеклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации иорганы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, даютписьменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательствасубъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актоворганов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Содержание налогового правоотношения, как и любого другогоправоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектовправоотношений. Права и обязанности субъектов налоговых правоотношенийпредусмотрены законодательством о налогах и сборах.


3. Содержание налогового правоотношения: права и обязанностисубъектов
Под содержанием налогового правоотношения понимаютсякорреспондирующие, взаимные права и обязанности сторон конкретногоправоотношения. Поскольку отношения по уплате налога являются основными,рассмотрим сначала права и обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов.
Правам и обязанностям налогоплательщиков и плательщиков сборовпосвящена гл. 3 НК РФ. В соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщикиимеют право:
получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информациюо действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иныхактах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах иобязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностныхлиц;
получать от Министерства финансов письменные разъяснения повопросам применения законодательства о налогах и сборах, от финансовых органовв субъектах РФ и органов местного самоуправления — по вопросам применениясоответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативныхправовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;
использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке,установленном законодательством о налогах и сборах;
получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционныйналоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либоизлишне взысканных налогов, пени, штрафов;
представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либочерез своего представителя;
представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения поисчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
получать копии акта налоговой проверки и решений налоговыхорганов, а также налогового уведомления и требования об уплате налогов;
требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдениязаконодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношенииналогоплательщиков;
не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов иих должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов идействия (бездействие) их должностных лиц;
требовать соблюдения налоговой тайны;
требовать в установленном порядке возмещения в полном объемеубытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконнымидействиями (бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговымкодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
Законодательство не только закрепляет соответствующие права, но игарантирует их. Так, в соответствии со ст. 22 НК РФ налогоплательщикам(плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прави законных интересов.
 Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующимиобязанностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащееисполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечетответственность, предусмотренную федеральными законами.
Налогоплательщики (плательщики сборов) как субъекты налоговыхправоотношений не только имеют права, но и несут определенные обязанности.
Налогоплательщики обязаны:
уплачивать законно установленные налоги;
встать на учет в налоговых органах, если такая обязанностьпредусмотрена НК РФ;
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) иобъектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательствомо налогах и сборах;
представлять в налоговый орган по месту учета в установленномпорядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать,если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, атакже бухгалтерскую отчетность;
представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях,предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
выполнять законные требования налогового органа об устранениивыявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также непрепятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов приисполнении ими своих служебных обязанностей;
предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документыв случаях и порядке, предусмотренном НК РФ;
в течение четырех лет обеспечивать сохранность данныхбухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплатыналогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций— также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели,кроме вышеназванных обязанностей, обязаны письменно сообщать в налоговый органпо месту учета:
об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;
обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях —в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
обо всех обособленных подразделениях, созданных на территорииРоссийской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания,реорганизации или ликвидации;
об объявлении несостоятельности (банкротства), ликвидации илиреорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
об изменении своего места нахождения или места жительства — в срокне позднее десяти дней с момента такого изменения.
Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы,а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах исборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на негообязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность всоответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщикомсбора;
с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство оналогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данногоналога и сбора;
со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим впорядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанногоумершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;
с ликвидацией организации-налогоплательщика — после проведенияликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) всоответствии с законодательством о налогах и сборах.
 Исходя из конституционной нормы (ст. 57 Конституции РФ) о том,что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы,налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога,если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок,установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправеисполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срокпроизводится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетахналогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иногоимущества налогоплательщика в порядке, установленном законодательством оналогах и сборах.
Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке,если иное не предусмотрено НК РФ. Взыскание налога с физического лицапроизводится в судебном порядке.
Обязанность по уплате налога считается исполненнойналогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплатусоответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счетеналогоплательщика. При уплате налогов наличными денежными средствамиобязанность считается исполненной с момента внесения денежной суммы в счетуплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организациюсвязи.
Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена всоответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика поуплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговымагентом.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срокданная обязанность исполняется принудительно путем обращения взыскания наденежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Решение о взыскании налога, сбора, пени принимается налоговыморганом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплатеналога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования обуплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока,считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговыйорган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика илиналогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срокне позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежныхсредств.
Помимо прав и обязанностей налогоплательщиков содержаниеналогового правоотношения включает в себя права и обязанности иных субъектовправоотношения, в частности налоговых органов.
Налоговые органы вправе:
требовать от налогоплательщика или налогового агента документы поформам, установленным государственными органами и органами местногосамоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания иперечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающиеправильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК;
производить при проведении налоговых проверок у налогоплательщикаили налогового агента выемку документов, свидетельствующих о совершенииналоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать,что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органыналогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов для дачи пояснений всвязи с уплатой (перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой;
приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арестна имущество налогоплательщиков и иных лиц в порядке, предусмотренном НК РФ;
осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщикомдля извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложениянезависимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иныепомещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащегоналогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имуществаналогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансовРоссийской Федерации;
определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщикамив бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейсяинформации, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаяхотказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру(обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений илитерриторий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либосвязанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течениеболее двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов,отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или веденияучета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислитьналоги;
требовать от налогоплательщиков и иных лиц устранения выявленныхнарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнениеуказанных требований;
взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке,установленном Налоговым кодексом РФ;
требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежныхпоручений налогоплательщиков и иных лиц и инкассовых поручений (распоряжений)налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лицсумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;
привлекать для проведения налогового контроля специалистов,экспертов и переводчиков;
вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известныкакие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
Заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлениидействия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на правоосуществления определенных видов деятельности.
Налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрисдикцииили арбитражные суды иски:
о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушениязаконодательства о налогах и сборах;
о признании недействительной государственной регистрацииюридического лица или государственной регистрации физического лица в качествеиндивидуального предпринимателя;
о ликвидации организации любой организационно-правовой формы пооснованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам вбюджеты и внебюджетные фонды;
о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и обинвестиционном налоговом кредите;
в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Налоговые органы осуществляют и другие права, предусмотренныеНалоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящихналоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству оналогах и сборах.
На налоговые органы возлагаются обязанности, исполнение которых служитгарантией реализации прав налогоплательщиков. Основные обязанности следующие:
соблюдать законодательство о налогах и сборах;
осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах исборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
бесплатно информировать (в том числе в письменной форме)налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах исборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядкеисчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков,полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формыналоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишневзысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
соблюдать налоговую тайну;
направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии актаналоговой проверки и решения налогового органа, а также требование об уплатеналога и сбора.
Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющихпредполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах,содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со днявыявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговойполиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренныеНК РФ и иными федеральными законами.
На должностных лиц налоговых органов возлагаются обязанности:
действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральнымизаконами;
реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанностиналоговых органов;
корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, ихпредставителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честьи достоинство.
Поскольку налоговым законодательством предусмотрено, что в рядеслучаев таможенные органы выполняют функции налоговых органов, необходимоохарактеризовать их полномочия.
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности повзиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границуРоссийской Федерации в соответствии с таможенным законодательством РоссийскойФедерации, НК РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а такжеиными федеральными законами.
Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предоставленные НК РФдолжностным лицам налоговых органов, а также другие обязанности в соответствиис таможенным законодательством Российской Федерации. Как и должностные лицаналоговых органов, должностные лица таможенных органов обязаны:
действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральнымизаконами;
реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанноститаможенных органов в налоговых правоотношениях;
корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, ихпредставителям и иным участникам налоговых правоотношений.
Таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможеннымзаконодательством Российской Федерации, привлечение к ответственности лиц занарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаровчерез таможенную границу Российской Федерации.
 Налоговые, таможенные и финансовые органы несут ответственностьза убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерныхдействий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений)или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов приисполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счетфедерального бюджета.
За неправомерные действия или бездействие должностные лица идругие работники названных органов несут ответственность в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Органы внутренних дел не являются налоговыми органами, на них возложеновыполнение функций по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованиюнарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями илиадминистративными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на нихзаконодательством. Названные органы вправе:
производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательствомРоссийской Федерации дознание по делам о преступлениях, производство дознанияпо которым отнесено к их ведению:
проводить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательствомРоссийской Федерации предварительное следствие по делам о преступлениях,отнесенных к их подследственности;
по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках;
осуществлять иные полномочия.
Органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующихсовершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, обязаныв десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы всоответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Так же как и налоговые органы, и их должностные лица, органывнутренних дел и их должностные лица несут ответственность за убытки,причиненные налогоплательщикам в результате своих неправомерных действий(решений) или бездействия.

Задача
Руководитель Межрайоннойинспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Хабаровскому краю 20ноября 2008 года вынес решение о взыскании с ОАО «Восточное» недоимки по налогуна добавленную стоимость за 2007 год и пени. На расчетный счет ОАО «Восточное»в Далькомбанке было выставлено инкассовое поручение о списании со счета в безакцептном порядке данных сумм. ОАО «Восточное» с указанным решение несогласилось и обжаловало решение в Арбитражный суд Хабаровского края иодновременно подало заявление о принятии обеспечительных мер о приостановленииисполнения инкассового поручения по данному решению.
Рассчитайте суммугосударственной пошлины, которую необходимо заплатить ОАО «Восточное» приобращении в Арбитражный суд. Имеет ли право руководитель Межрайонной инспекцииФедеральной налоговой службы России № 4 по Хабаровскому краю бесспорного взысканиянедоимок, штрафов, пени? Должны ли предшествовать такому решению проверка иоформление соответствующего акта? Какое решение вынесет Арбитражный суд?
Ответ:
Согласно пп.3 ст. 333.21 НК РФ в случае обжалования ненормативного правового акта, которыми является решение налогового органа о взыскании недоимки и пени, размергосударственной пошлины составит 2000 рублей. В соответствии с пп. 9 ст. 333.21НК РФ при подаче заявления об обеспечении иска уплачивается государственнаяпошлина 1 000 рублей. Таким образом, всего ОАО «Восточное» должно будетуплатить 3000 рублей государственной пошлины.
В случаенеуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплатеналога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания наденежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организацииили индивидуального предпринимателя в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ).
Взысканиеналога производится по решению налогового органа путем направления в банк, вкотором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации илииндивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание иперечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежныхсредств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации илииндивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 46 НК РФ). Решение о взысканиипринимается после истечения срока, установленного в требовании об уплатеналога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (п. 3 ст.46 НК РФ), значит, руководитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговойслужбы России № 4 по Хабаровскому краю имеет право бесспорного взысканиянедоимок, штрафов, пени в пределах срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ.
Порезультатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со днясоставления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченнымидолжностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленнойформе акт налоговой проверки.
В случаевыявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведениякамеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа,проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки поустановленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговойпроверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Решение порезультатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится руководителемсоответствующего налогового органа по результатам рассмотрения акта налоговойпроверки (ст. 101 НК РФ).
Жалобы(исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие ихдолжностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке,установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальнымзаконодательством и иными федеральными законами (ст. 142 НК РФ).
Арбитражныйсуд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия(бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иныхорганов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовомуакту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательскойи иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативногоправового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными(ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Исходя изизложенного, учитывая, что налоговым органом нарушена процедура налоговогоконтроля в части порядка принятия решения о взыскании недоимки по налогу ипени, а также тот факт, что бесспорное взыскание денежных средств причинит вредимущественным интересам налогоплательщика, арбитражный суд должен удовлетворитьжалобу ОАО «Восточное».

Использованнаялитература
1. Налоговый кодекс РоссийскойФедерации — М.: Издательство «Омега-Л», 2008. —
2. Арбитражныйпроцессуальный кодекс Российской Федерации. — Москва.: Омега — Л, 2008.
3. Федеральный закон от 10.07.2002г. №86-ФЗ (по состоянию на 26.04.2007) «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)»// Российская газета. — 2002. — 13 июля; 2007. — 28апр.
4. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 12.05.2008 г. №724 «Вопросы системы и структурыфедеральных органов исполнительной власти»// Консультант плюс.
5. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. №506 (по состоянию на22.02.2008 г.) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»//Российская газета. — 2004. — 6 окт.
6. Приказ Министерства РФпо налогам и сборам от 10 ноября 2002 г. №БГ-3-04/641 «Об утверждении формсведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы,представляемых органами, осуществляющими государственную регистрациютранспортных средств» //Бюллетень нормативных актов федеральных органовисполнительной власти. — 2003. — №4.
7. Приказ Министерстваюстиции РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 13 ноября 2003 г. №289/БГ-3-29/619 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации взаимодействияналоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерстваюстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов овзыскании налога (сбора), а также пени за счет имуществаналогоплательщика-организации или налогового агента-организации»// Официальныедокументы (приложение к газете «Учет. Налоги. Право») — 2003. — № 48.
8. Приказ Министерствавнутренних дел РФ от 26 декабря 2003 г. №1033 «Об утверждении Перечнядолжностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям,составляющим налоговую тайну» (с изм. от 20 февраля 2004 г., 11 октября 2005 г.)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2004.-
9. Приказ Министерствафинансов РФ от 09.08.2005 г. №101н «Об утверждении Положений о территориальныхорганах Федеральной налоговой службы»// Бюллетень нормативных актов федеральныхорганов исполнительной власти. — 2005. — №38.
10. Приказ Федеральнойналоговой службы РФ от 15.02.2007 г. №САЭ — 3 — 18/62 «Об утвержденииРегламента Федеральной налоговой службы»// Бюллетень нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти. — 2007. — № 22.
11. Приказ ФНС России от06.03.2007 г. №ММ – 3 – 06/106 «Об утверждении форм документов, используемыхналоговыми органами при реализации своих полномочий, регулируемыхзаконодательством о налогах и сборах»// Налоги. — 2007. — № 3. — С. 36 — 41.
12.Приказ Федеральнойналоговой службы РФ от 17.09.2007 г. № ММ — 3 – 09/536 «Об утверждении формсведений, предусмотренных статьей 85 НК РФ»// Бюллетень нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти. — 2007. — № 48.
13. Верстова М.Е.Концептуальные основы обеспечения налоговыми и правоохранительными органамиисполнения налогоплательщиками своих обязанностей// Адвокат. — 2008. — № 3.
14. Гордеева О.В.Разграничение полномочий в сфере налогового регулирования: экономико-правовойанализ// Налоги. — 2008. — № 1.
15. Грушко Д.Е. Налоговыеорганы как основной субъект административно-процессуальной деятельности порегулированию налога на добавленную стоимость в Российской Федерации//
16. Грушко Д.Е. Оструктуре, признаках и специфике административно-процессуальной деятельности всфере налоговых отношений// Налоги. — 2008. — №2.
17. Дементьев И.В. Срокипринятия индивидуальных налогово-правовых актов: значение и последствия несоблюдения//Налоги. — 2006. — № 2.
18. Затулина Т.Н.Конституционное регулирование налоговых правоотношений// Налоги. — 2007. — № 4.
19. Киреева А.В., СаакянР.А. Правовые аспекты и возможные проблемы налогового администрирования//Налоговый вестник. — 2007. — № 4.
20. Слесарев С.А.Совершенствование процедур налогового администрирования и его влияние напрезумпцию невиновности в налоговом праве// Налоги. -2007. — № 2.
21. Смирнова Е.Е. Оналоговой тайне//Налоговый вестник. — 2008. — № 1.
22. Сурков К., Кваша Ю.Налоговое администрирование в России// Налоги. — 2005 — № 1.
23. Финансовое право:Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М, 2003. С. 332; Налоговое право: Учебник /Под ред. С.Г. Пепеляева. М.,
24. Финансовое право:Учебник / Под ред. В.В. Бесчеревных и С.Д. Цыпкина. М. 1967.
25. Постановление ПравительстваРФ «О Федеральной таможенной службе»
26. ЗаконодательствоРоссийской Федерации о таможенном деле состоит из Таможенного кодекса РФ от 28мая 2003 г.,
27. Закона РФ от 21 мая1993 г. «О таможенном тарифе», с последующими изменениями и дополнениями, атакже иных законодательных актов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.