Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Административная деятельность органов внутренних дел 3

--PAGE_BREAK--

Законность как принцип административной деятельности органов внутренних дел находит свое выражение в ее подзаконном характере и предполагает такое состояние общественных отношений, при котором обеспечивается верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

Подзаконность административной деятельности органов внутренних дел означает то, что она осуществляется на основании и во исполнении законов, в пределах и порядке, указанных в законе или ином нормативном правовом акте, составляющем ее правовую основу.

Верховенство закона состоит в том, что:

1) Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы внутренних дел, осуществляя административную деятельность, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

2) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам, принятым по вопросам организации и деятельности органов внутренних дел. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, издаваемым в Российской Федерации, действует федеральный закон;

3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, являясь составной частью правовой системы Российской Федерации и одобренные Российским государством, имеют приоритет по отношению к российскому законодательству. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Единство законности означает:

1) единство правового регулирования, то есть упорядочение общественных отношений, возникающих при осуществлении административной деятельности органов внутренних дел в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности, предполагающее верховенство федерального законодательства, единство в понимании, толковании, исполнении и применении законов и иных нормативных правовых актов;

2) единство организации административной деятельности, включающее единство системы органов внутренних дел, одинаковость в понимании целей, задач, поставленных перед службами и подразделениями органов внутренних дел, сочетание «жестких» (иерархических) и «гибких» (в зависимости от особенностей среды функционирования) структур, единство основных требований, предъявляемых к службе в органах внутренних дел; 3) единство форм и методов, обеспечивающих административную деятельность, раскрывающих механизм реализации полномочий органов внутренних дел и способы соблюдения законности в органах внутренних дел (контроль и проверка исполнения решений, административный надзор, обжалование незаконных действий сотрудников органов внутренних дел и др.).

В тесном единстве с законностью находится целесообразность. Целесообразность — это важнейшее правовое и нравственное требование правильного принятия управленческого и иного решения, направленного на оптимальное достижение цели в конкретной ситуации.

Основными чертами и свойствами целесообразности является то, что она вытекает из оперативной самостоятельности органов внутренних дел, предполагает возможность оценки необходимых данных о состоянии оперативной обстановки в конкретной ситуации, выбор процедуры принятия решения, тесно связана с административным усмотрением, не противоречит законности, возможна и допустима только в рамках законности.

Реальность законности означает фактическое осуществление предписаний правовых норм в управленческой, оперативно-исполнительной, правоохранительной, правовосстановительной деятельности органов внутренних дел и неотвратимость ответственности за любое нарушение.

Гуманизм. По своей сути деятельность органов внутренних дел (милиции) и ее сотрудников носит гуманный характер, так как она направлена на защиту человека от преступных и иных противоправных посягательств, на охрану общественного порядка и общественной безопасности, на обеспечение благоприятных условий для труда, отдыха и спокойствия людей.

Реализация данного принципа в деятельности милиции предполагает, прежде всего, гуманное, человечное отношение ко всем гражданам, вовлеченным, так или иначе, в сферу ее функционирования.

Гуманизм как принцип административной деятельности органов внутренних дел следует рассматривать по отношению к способам и средствам воздействия на общественные отношения, среди которых можно выделить следующие:

— сотрудникам органов внутренних дел запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению;

— сотрудников органов внутренних дел (милиции) запрещается вооружать специальные средства и огнестрельное оружие, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска;

— сотрудникам органов внутренних дел (милиции) запрещается применять специальные средства и огнестрельное оружие в отношении конкретных категорий граждан и соответствующей обстановке, предусмотренных, в частности, Законом Российской Федерации «О милиции»;

— сотрудники органов внутренних дел (милиции) обязаны при применении исключительных мер административного пресечения (физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);

— стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным и др.

Кроме того, к действиям сотрудников органов внутренних дел, имеющих гуманный характер, можно отнести мероприятия по оказанию помощи (в том числе первой медицинской помощи) пострадавшим от явлений и событий природного, техногенного (аварии, катастрофы, пожары иные стихийные бедствия), криминального (преступления и административные правонарушения) характера, несчастных случаев, применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел (милиции).

Демократизм. Принцип демократизма в административной деятельности органов внутренних дел проявляется, прежде всего, в том, что решаемые этими органами задачи укрепления законности и правопорядка, охраны интересов общества, прав и свобод граждан отвечают интересам народа.

Основными направлениями их участия являются:

1)  участие в формировании структурных звеньев органов внутренних дел и направлений их деятельности, в частности: по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления осуществляется назначение на должность начальников отделов (управлений) внутренних дел в районах, городских и иных муниципальных образованиях, назначение на должность и освобождение от должности начальника милиции общественной безопасности районов, городов и иных муниципальных образований, назначение на должность, освобождение от должности, перевод на другой участок участкового инспектора милиции; определение границы территории, участка, объекта, обслуживаемых отделом, отделением, пунктом милиции и др.;

2) участие в повседневной практической деятельности органов внутренних дел оперативно-исполнительного (в частности, организационно-процедурного) и правоохранительного характера по средством обращения. Основными формами обращения граждан являются предложения (привлечение внимания на несовершенство организации, деятельности или регулирования и указание на пути их устранения), заявления (обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением), жалоба (обращение по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина). Кроме того, к формам участия общественности можно отнести пресс-конференции (встречи руководителей органов внутренних дел со средствами массовой информации), брифинги (краткие совещания руководителей органов внутренних дел со средствами массовой информации), пресс-релизы (специальные бюллетни) и иные формы связи со средствами массовой информации;

3) участие в обеспечении охраны общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел. Основными формами данного участия являются: ДНД (добровольные народные дружины по охране общественного порядка); внештатные сотрудники милиции; детективные, охранные, охранно-сыскные подразделения; муниципальные органы охраны общественного порядка, создаваемые органами местного самоуправления и не входящие в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и др.

Сочетание гласности и профессиональной тайны. Данный принцип отражает открытость административной деятельности органов внутренних дел для граждан, общественности, средств массовой информации.

МВД, УВД информируют органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, трудовые коллективы, население и средства массовой информации о состоянии преступности в регионе, принимаемых мерах по укреплению общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений.

Данный принцип проявляется и в том, что органы внутренних дел не имеют права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; обязаны обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем не подлежат разглашению данные, составляющие государственную и служебную (профессиональную) тайну, а также сведения, затрагивающие честь и достоинство граждан, полученные в процессе служебной деятельности.

Научность. Данный принцип административной деятельности выражается в применении научных методик сбора, анализа и синтеза информации о состоянии оперативной обстановки. Научность предполагает тщательный анализ информации, выявление актуальных проблем, прогнозирование, программирование, перспективное планирование деятельности органов внутренних дел, по решению поставленных перед ними задач, выработку оптимальных вариантов разрешения проблем, избрание наиболее эффективных путей и средств выполнения намеченных программ.

Отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющих административную деятельность. В соответствии с ним для реализации того или иного вида административной деятельности образуются соответствующие аппараты, службы и подразделения. В системе органов внутренних дел основным отраслевым структурным звеном, осуществляющим административную деятельность, является милиция. В соответствии с законодательством, «Милиция в Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах установленных Законом „О милиции“ и другими федеральными законами».

Территориальный принцип. В соответствии с данным принципом при формировании аппаратов и служб, осуществляющих административную деятельность, необходимо учитывать особенности административно-территориальных образований, где эти службы расположены и функционируют. Эти особенности обусловлены системой факторов, влияющих на общественную, на состояние общественного порядка и правоохранительную практику. К их числу можно отнести: характер труда, фактор культуры, традиционализм, эффективный социальный контроль, фактор дорог и связи, структурный фактор, квалификационный фактор, фактор многообъектности, возрастной и демографический фактор, фактор преступности и др.

Функциональный принцип организации аппаратов и служб проявляется в формировании подразделений, осуществляющих обеспечивающие и координационные функции — кадровую, финансовую, материально-техническую (хозяйственную), функцию планирования и др.

Двойное подчинение. В соответствии с этим принципом органы внутренних дел подчиняются, с одной стороны,- по вертикали, то есть непосредственно вышестоящему органу внутренних дел, а с другой — по горизонтали, то есть органу исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Данный принцип, в частности, отражает сочетание начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей, например: руководство милицией в субъектах.

Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел республик, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации; руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Данный принцип находит свое отражение и в осуществлении контроля за деятельностью органов внутренних дел, например: контроль за работой МВД, УВД осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, а также Правительство и представительный (законодательный) орган государственной власти республики, глава администрации и представительный (законодательный) орган государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в пределах предоставленных им законом полномочий; контроль за работой горрайоргана внутренних дел осуществляют вышестоящие органы внутренних дел (МВД республики, УВД, ГУВД края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа) и органы местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий.

Рациональное распределение полномочий предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом, аппаратом, службой, подразделением и работником; урегулирование их взаимоотношений в административной деятельности. Ответственность за результаты работы. Данный принцип тесно связан с принципом рационального распределения полномочий и предполагает установление дисциплинарной и иной ответственности за недостатки, упущения в работе, невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, злоупотребление и (или) превышение полномочий.

Сочетание единоначалия и коллегиальности. Деятельность органов внутренних дел строится на основе единоначалия. Вместе с тем единоначалие не исключает коллегиального обсуждения наиболее важных и сложных вопросов. Распространенной формой коллегиального обсуждения вопросов являются коллегия и оперативное совещание, создающиеся при руководителе органа внутренних дел. На их заседаниях рассматриваются основные вопросы предупреждения преступлений и административных правонарушений, обеспечения охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, выявления и раскрытия преступлений, организации работы с личным составом, выполнения других возложенных на органы внутренних дел задач; обсуждаются предложения по дальнейшему совершенствованию правового регулирования деятельности органов внутренних дел, а также проекты наиболее важных нормативных актов; заслушивают отчеты и оценивают работы подведомственных органов подразделений, предприятий, учреждений и организаций внутренних дел.

Решения коллегиального органа принимается большинством голосов ее членов, оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами руководителя (министра, начальника) органа внутренних дел.

В случае разногласий между руководителем (министром, начальником) и коллегиальным органом руководитель (министр, начальник) проводит в жизнь свое решение. Данная процедура разрешения противоречий урегулирована соответствующими нормативными правовыми актами.
 1.3. Виды методов административной деятельности милиции
Административная деятельность милиции осуществляется посредством целенаправленного воздействия субъекта деятельности на объект деятельности, на волю людей, под которой понимается регулирующий фактор сознания, выражающийся в способности человека совершать целенаправленные действия.

Воздействие субъекта административной деятельности на волю объекта осуществляется различными приемами, средствами, способами, которые именуются методами административной деятельности. Следовательно, метод — это способ практического осуществления целей, задач и функций административной деятельности милиции. Содержание метода дает ответ на вопрос о том, каким способом наиболее рационально можно достичь целей административной деятельности.

Методы находятся в диалектическом единстве с целями административной деятельности. Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели деятельности. Цели определяют качественную сторону административной деятельности. Совершенствование методов означает улучшение деятельности.
Из содержания характеристики метода административной деятельности следует, что методам присущи следующие черты:

— методы выражают связь субъекта административной деятельности с объектом этой деятельности;

— методы — это средства, способы осуществления управляющего воздействия субъекта на объект управления, они являются способами упорядочения, организации, происходящих в сфере административной деятельности милиции процессов, приемами, посредством которых достигаются цели деятельности;

— методы составляют наиболее активный элемент в административной деятельности милиции;

— методы носят альтернативный характер.

Независимо от содержания и направленности методам административной деятельности присущи: объективированная организационная форма, под которой понимается вид воздействия, т.е. управленческо-распорядительное предписание (приказ, требование, разрешение и т.п.); характер воздействия (непосредственное воздействие, косвенное воздействие посредством создания стимулирующих или ограничивающих условий); способ воздей­ствия (единоличный, коллегиальный, коллективный); временная характеристика (краткосрочные и долгосрочные); наличие тактического и стратегического характера.

Методы в административной деятельности милиции, так же как и в других направлениях ее деятельности (оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной), призваны обеспечить высокую эффективность деятельности работников милиции, их слаженную работу, способствовать развитию творческой инициативы каждого сотрудника.

Административная деятельность милиции осуществляется посредством различных методов. Наличие множества методов обусловлено сложностью процессов административной деятельности. Методы дополняют друг друга, так как каждый из них характеризуется способом реализации общих целей административной деятельности. Правильное понимание единства и взаимной связи методов административной деятельности, их классификация важны для познания их сущности и условий более эффективного их применения.

Основными методами административной деятельности милиции являются убеждение и принуждение, так как в реализации любой функции этой деятельности имеется вариантность соотношения убеждения и принуждения. При этом на первом месте выступает убеждение, а затем — принуждение. Такое соотношение методов вытекает из общественной природы нашего государства, из соответствия его целей и задач интересам человека и гражданина, из огромной воспитательной роли убеждения.

Вместе с тем в административной деятельности милиции убеждение и принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов этой деятельности.

Так, по характеру управляющего воздействия выделяют:

— организационные методы (координация, согласование, др.);

— психологические методы (психологическое побуждение, мотивация, авторитет и др.);

— административные;

— экономические методы.

Все методы должны соответствовать действующему законодательству по содержанию, целенаправленности и организационной форме.

В рассматриваемой деятельности милиции наиболее важное значение имеют административные методы. Они характеризуются подчинением воли управляемого воле управляющего, т.е. «властью-подчинением», в них наиболее ярко выражается управленческо-распорядительная природа административной деятельности милиции. Использование административных методов позволяет субъекту этой деятельности прямо воздействовать на объект деятельности, добиваться необходимого подчинения. Однако это не исключает при использовании административных методов воздействия на управляемых учета их интересов.

По способу воздействия административные методы подразделяются:

— на обязывающие к совершению определенных действий;

— уполномочивающие совершать определенные действия;

— поощряющие совершение социально полезных действий;

— запрещающие совершение тех или иных действий.

Административные методы, обладающие волевым, обязывающим характером, нельзя отождествлять с волюнтаризмом, произволом, администрированием, которые в сущности являются антиподами административных методов.

Выбор и использование методов административной деятельности милиции. Избрание конкретных методов административной деятельности и их практическое применение обусловливаются рядом факторов субъективного и объективного характера.

Большое значение в использовании методов имеет субъективный фактор. Так, авторитарный подход к избранию и применению методов недостаточно квалифицированным работником милиции может привести к отрицательным последствиям, к искажению целей административной деятельности. Ввиду этого важно, чтобы субъект деятельности обладал высоким уровнем квалификации, чувством ответственности за избрание того или иного метода воздействия.

Методы используются в реальном процессе административной деятельности. В связи с этим должны учитываться актуальные задачи, стоящие перед административной деятельностью, особенности и состояние субъекта и объекта деятельности, характер и специфика конкретной жизненной ситуации, возможности эффективного   использования  имеющегося   арсенала  методов, внутренние и внешние условия, в которых осуществляется административная деятельность, и другие объективные факторы, не зависящие от воли субъекта административной деятельности. Субъект должен учитывать объективные факторы и условия, а также принимать во внимание факт существования внутренней и внешней административной деятельности и ее видов (направлений).

При выборе и использовании методов важно определить наиболее эффективные из них или оптимальную комбинацию методов для разрешения дела (вопроса), умело применить избранные методы в процессе административной деятельности. Искусство избрания и применения методов требует внимательного наблюдения за состоянием сферы административной деятельности милиции. Применение методов без учета имеющихся объективных условий и происходящих изменений в деятельности ведет к снижению их действенности. И, наоборот, использование методов окажется эффективным, если их применение осуществляется с учетом развития процессов, происходящих в сфере административной деятельности, накопленного опыта.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава 2. Метод убеждения в административной деятельности милиции
Убеждение как метод означает моральное, психологическое, материальное воздействие субъекта административной деятельности милиции на объект, на его волю, поведение людей, которое порождает, укрепляет и развивает сознательность, соответствующую целям и задачам деятельности, побуждает к осознанному исполнению требований субъекта, осуществляющего административную деятельность. Это такое воздействие, которое изменяет неправильные взгляды, поведение, формирует новые, соответствующие правовым и моральным требованиям общества свойства личности.

В целях эффективного выполнения задач и функций административной деятельности, выполнения предписаний правовых норм и правоприменительных актов прежде всего используются меры убеждения — воспитание, показ лучших примеров, поощрение за добросовестный труд и образцовое выполнение общественного долга. Средства убеждения, следовательно, являются побудительными  (стимулирующими)  факторами  обеспечения должного поведения. Они направлены на то, чтобы граждане сознательно и добровольно исполняли правовые нормы и законные предписания субъектов административной деятельности.

Метод убеждения в своей основе является средством воспитания. Это делает его всеобъемлющим. Широкое использование убеждения в сфере административной деятельности милиции стимулирует такое поведение граждан и иных участников административно-правовых отношений, которое в наибольшей степени отвечает задачам, решаемым в процессе этой деятельности.

Убеждение является средством предупреждения преступлений и иных правонарушений. Оно служит воспитанию у граждан внутренней потребности и стойкой привычки правомерного поведения, предупреждению антиобщественных поступков.

Основными видами (мерами) убеждения, применяемого в административной деятельности милиции, являются:

1) нравственное и правовое воспитание;

2) гласность в административной деятельности милиции;

3) организационно-массовая работа;

4) поощрение.

Нравственное и правовое воспитание.

Соблюдение норм, регулирующих отношения в сфере административной деятельности, осуществляется добровольно и добросовестно благодаря высокой сознательности и дисциплинированности участников общественных отношений в указанной сфере, пониманию ими своих прав, обязанностей и долга.

Для формирования перечисленных качеств используются различные средства:

— разъяснение политики государства;

— воспитательная работа среди населения и индивидуальная работа с гражданами, склонными к совершению правонарушений;

— агитационно-пропагандистская деятельность;

— критика антиобщественных поступков и создание вокруг лиц, их совершивших, обстановки всеобщего осуждения;

— повышение политической и правовой культуры и умение работника милиции вести диалог с гражданами, группами и коллективами.

Большая роль в системе мер убеждения принадлежит правовой пропаганде, проводимой субъектами административной деятельности милиции среди населения. Она способствует пониманию гражданами требований правовых норм и добровольному их исполнению и соблюдению, предупреждению правонарушений.

К наиболее распространенным формам правового воспитания населения относятся:

— выступления сотрудников милиции с докладами и лекциями на правовые темы перед населением и в трудовых  коллективах,  по телевидению и радио; 

— организация «вопросов и ответов», «круглых столов» с обсуждением правовых проблем и практики применения законодательства;

— публикация юридической литературы и др.

Немаловажное значение в системе мер убеждения имеет гласность. Практика охраны общественного порядка свидетельствует, что в условиях честного диалога милиции с населением, в разумном взаимодействии со средствами массовой информации не остается места различного рода слухам, провокационным версиям. Требование максимальной информированности населения, общественности о состоянии правопорядка в стране, в конкретных населенных пунктах, трудовых коллективах в условиях развертывания демократии и построения правового государства имеет актуальное значение и для административной деятельности милиции.

Наиболее распространенными формами и способами осуществления гласности являются:

— регулярные встречи (брифинги, пресс-конференции) руководителей и других работников милиции с представителями средств массовой информации, творческих союзов и организаций для информирования об оперативной обстановке, положительных результатах работы и имеющихся проблемах укрепления правопорядка;

— выступления руководителей и иных сотрудников милиции в центральной и местной печати, по телевидению, радио по вопросам борьбы с преступностью и иными правонарушениями;

— опубликование в открытой печати статистики и иных материалов о состоянии преступности и иных правонарушениях и результатах борьбы с ними;

— отчеты работников административных служб милиции перед трудовыми коллективами, общественностью, населением о состоянии общественного порядка в городе, районе, о профилактике правонарушений на конкретном предприятии, мерах, применяемых милицией по реализации критических замечаний, поступающих в адрес милиции;

— обеспечение работы милиции по каналам «прямой» телефонной связи с гражданами;

— отчеты сотрудников милиции в трудовых коллективах.

Гласность воспитывает у граждан чувство сопричастности к делу охраны общественного порядка, укрепления правопорядка. С другой стороны, гласность повышает ответственность работников милиции за порученное дело, способствует искоренению нарушений законности в работе милиции и в конечном счете — укреплению ее авторитета.

Организационно-массовая работа. Сущность этого вида убеждения состоит:

— в оказании субъектами административной деятельности милиции организационной, методической и иной помощи общественным формированиям, участвующим в охране правопорядка;

— в координации их деятельности;

— в обобщении практики работы коллективов, органов, отдельных работников, проведении занятий по обмену опытом;

— в подготовке и распространении информационных обзоров и т. п.

Поощрение (моральное и материальное стимулирование). Поощрение — это публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета и т.п. лицу в связи с достигнутыми им успехами в работе или в выполнении общественного долга.

Меры поощрения могут быть:

— морального;

— материального;

— морально-материального характера.

В систему мер поощрения, в частности, входит высшая степень отличия — звание Герой Российской Федерации, ордена и медали, например, медаль «За отличие в охране общественного порядка». Этой медалью награждаются сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск, другие военнослужащие за смелость и отвагу, проявленные в охране общественного порядка и борьбе с право­нарушениями, за высокие показатели в служебной деятельности и другие заслуги в период прохождения службы, а также иные граждане — за содействие органам внутренних дел в их работе по охране общественного порядка.

В систему мер поощрения входят также почетные звания, например, «Заслуженный юрист Российской Федерации» и др.

За успехи в работе сотрудники административных служб милиции могут быть поощрены мерами, предусмотренными Положением о службе в органах внутренних дел. Граждане, отличившиеся в деле охраны общественного порядка и в борьбе с преступностью, поощряются органами внутренних дел, по месту их работы, а также общественными организациями.

Убеждение тесно связано с применением к правонарушителям мер морального, общественного воздействия, порицания, осуждения со стороны трудовых коллективов, общественных организаций, органов общественной самодеятельности. Например, гражданин, совершивший административное правонарушение, может быть освобожден от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя к нему целесообразно применить меры общественного воздействия.

Меры общественного воздействия — это товарищеское влияние трудового коллектива, общественной организации. Эти меры по своей природе носят воспитательный характер. Они воздействуют посредством убеждения, разъяснения, положительного примера, критики и осуждения антиобщественных поступков в печати, по радио, телевидению, на собраниях трудовых коллективов и т.п. В необходимых случаях к правонарушителям могут быть применены меры общественного принуждения. Такими мерами являются взыскания, налагаемые общественными организациями на своих членов за совершенные антиобщественные и иные аморальные поступки. В качестве мер общественного принуждения к правонарушителям могут применяться штрафы, налагаемые, например, товарищескими судами.

Вместе с тем общественные организации награждают граждан, активно участвующих в охране общественного порядка, Почетными грамотами, Почетными знаками и другими мерами поощрения.
Глава 3. Метод принуждения в административной деятельности милиции
Являясь основным методом административной деятельности милиции, убеждение не всегда оказывается достаточно эффективной мерой воздействия на поведение лиц, совершающих противоправные действия. В связи с этим государство, охраняя неприкосновенность личности, ее права, свободы, законные интересы граждан, органов, предприятий, учреждений и организаций, уполномочивает сотрудников милиции применять принуждение к тем, кто не поддается влиянию мер убеждения и общественного воздействия. Принуждение применяется на базе убеждения, средства, воздействия которого уже исчерпаны.

Принуждение носит административно-правовой характер и применяется в установленном порядке в соответствии с требованиями закона.

Принуждение как метод административной деятельности милиции состоит в:

— психическом;

— материальном;

— физическом воздействии на сознание и поведение личности.

Обеспечивая общественный порядок, а также осуществляя иные функции в сфере административной деятельности, работники милиции уполномочены предъявлять к личности требования, связанные с обеспечением правопорядка, исполнение которых гарантируется, а при необходимости и обеспечивается применением принуждения.

Психическое принуждение воздействует на волю, эмоции, разум, т.е. на психику личности, формирует ее волю, склоняет к требуемому общественному поведению путем угрозы применения насилия или каких-либо других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия для личности.  К психическому принуждению относятся, например, официальное предостережение уполномоченным работником милиции гражданина, нарушающего общественный порядок, о недопустимости антиобщественного поведения; официальное требование работника милиции о прекращении правонарушения, совершаемого гражданином или должностным лицом.

Материальное принуждение воздействует на поведение личности через принадлежащие ей денежные средства и имущество. Оно выражается в определенных ограничениях владения и пользования имуществом, в лишении некоторых материальных благ, имеющихся в распоряжении их владельца, во взыскании с правонарушителя денежных сумм — штрафа др.

К физическому принуждению относятся такие меры, которые непосредственно воздействуют на личность, ограничивая ее свободу действий, пресекая противоправное поведение. Посредством этих мер вопреки воле личности уполномоченный работник милиции совершает действия, направленные на достижение целей административной деятельности. Так, например, производя задержание лица, совершившего административное правонарушение, сотрудник милиции лишает его в течение установленного законом срока свободы передвижения посредством применения к правонарушителю физической силы, наручников и других специальных средств. Этим сотрудником милиции пресекаются противоправные действия нарушителя и т.п.

Меры административного принуждения могут применяться как к правонарушителям, так и к лицам, не совершившим правонарушений (в целях предупреждения правонарушений, наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях).

Принуждение, применяемое в административной деятельности милиции, не имеет цели причинить личности физические страдания или унизить ее достоинство. Вместе с тем оно не лишено устрашающего и карательного свойств.

Принуждение является административно-правовым средством защиты общественных отношений, складывающихся в сфере административной деятельности милиции, от противоправных посягательств, а также средством предупреждения и предотвращения наступления обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.

Охраняя общественный порядок, общественную безопасность и реализуя другие административные функции, работники милиции могут в соответствии с законом принуждать лиц, злостно нарушающих установленные нормы права, правила поведения, к их соблюдению, принудительно подчинять установленному правопорядку, самостоятельно и немедленно принимать меры к недопущению и пресечению правонарушений, созданию условий, обеспечивающих возможность привлечения виновных к ответственности. В противном случае промедление может привести к угрозе личной и имущественной безопасности граждан, к нанесению ущерба общественному порядку, интересам государства, предприятий, учреждений и организаций. Скажем, совершающееся мелкое хулиганство или иное действие, нарушающее общественный порядок, сотрудник милиции обязан немедленно пресечь не только мерами убеждения, но и принуждения. Обнаружив автомашину с неисправными тормозами на линии или хранение огнестрельного оружия в помещении, не отвечающем соответствующим требованиям, сотрудник милиции немедленно принимает меры для устранения нарушений, не ожидая согласия заинтересованных лиц или разрешения какого-либо органа.

Исходя из целей применения, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного принуждения, последние подразделяются на четыре группы:

— меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры);

— меры административного пресечения;

— меры обеспечения производства по делу;

— меры административного наказания.
3.1. Меры административного предупреждения, применяемые милицией
Меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры), являясь одним из видов административного принуждения, применяются работниками милиции в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового характера, административно-принудительных действий в отношении того или иного гражданина, должностного лица.

Основанием применения мер административного предупреждения могут быть реальное предположение о намерении лица совершить правонарушение, антиобщественное, противоправное действие, возникновение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.

Следовательно, под мерами административного предупреждения понимаются применяемые работниками милиции способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.

Классификация мер административного предупреждения. Рассматриваемые меры весьма многообразны. Они могут быть классифицированы по различным критериям (по сходным признакам, по разным основаниям и целям применения). Практическое значение имеет классификация мер по целям применения. В результате классификации по этому критерию выделяются две группы мер административного предупреждения.

К одной из групп относятся меры, которые применяются в целях предотвращения случаев наступления угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий. В состав этой группы, в частности, входят: закрытие определенных участков дороги или улицы для движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы безопасности движения при авариях, обвалах, обрывах линий электропередач; технический надзор за автомототранспортными средствами и запрещение ввода в эксплуатацию автомототранспортных и иных транспортных средств, если конструкция или техническое состояние их не отвечает предъявляемым требованиям; досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов и др.

Характерным для указанных мер административного предупреждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий. Дело в том, что угроза общественной и личной безопасности граждан, их законным интересам может возникнуть не только в связи с правонарушением, но и вследствие стихийных бедствий, эпидемий, действий психически больных лиц и т.п. В таких случаях государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер к лицам, которые не являются правонарушителями. Эти меры лишены характера административной кары. Так, например, чтобы предотвратить незаконный провоз на воздушном транспорте взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ, оружия, боеприпасов и других опасных грузов и предметов, милиция наряду с должностными лицами гражданской авиации, пограничных войск и таможенных учреждений производит досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов. Досмотр — мера административного предупреждения, направленная на обеспечение безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей судов. Досмотр может производиться в аэропорту либо на воздушном судне после регистрации предъявленных для полета билетов соответствующему воздушно-транспортному предприятию и лишь после предложения пассажиру предъявить, возможно, имеющиеся у него вещи и предметы, провоз которых запрещен. На воздушном судне, находящемся в полете, досмотр может производиться по решению командира судна лицами, входящими в состав экипажа.

Пассажиры, уклоняющиеся от личного досмотра или от предъявления к досмотру ручной клади и багажа, не допускаются к перевозке. На воздушном судне, находящемся в полете, досмотр может быть произведен принудительно. Факт обнаружения в результате досмотра вещей и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах, а также досмотр багажа в отсутствии пассажира, связанный с необходимостью его вскрытия, оформляется актом. Досмотр багажа в последнем случае производит в присутствии понятых. Сотрудники милиции и другие должностные лица, производящие досмотр, обязаны принять меры, обеспечивающие отправку пассажира тем рейсом, на который у него имеется билет, или очередным рейсом, если при досмотре пассажира или его ручной клади и багажа опасные предметы и грузы не были обнаружены.

Закрытие определенных участков дороги или улицы для движения транспорта и пешеходов или прекращение (ограничение) движения производится в связи с авариями, ремонтом дорог, работами по прокладке водопровода, газовой сети, электрических и телефонных кабелей и т.п. При проведении демонстраций, шествий, митингов, спортивных соревнований и др. сотрудники милиции запрещают гражданам, не участвующим в мероприятии, проход (проезд) далее установленных границ, временно прекращают или ограничивают движение транспорта и пешеходов. В связи с тем что введение тех или иных ограничений затрудняет свободу передвижения и создает определенные трудности и неудобства, работники милиции обязаны предусмотреть возможность пропуска граждан, проживающих или работающих в районе (зоне) проведения массового мероприятия. Прекращение или ограничение движения отменяется сразу же по миновании в нем надобности.

Весьма важное предупредительное значение имеет рассматриваемая мера при стихийных бедствиях (пожарах, наводнениях, землетрясениях и т.п.). В этих случаях прекращение (ограничение) движения — действенное средство обеспечения личной и имущественной безопасности граждан. Например, получив сообщение о пожаре, сотрудники милиции, спасая людей и имущество, выявляя причины загорания, при необходимости выставляют оцепление, прекращают или ограничивают на прилегающих улицах (участках) движение транспорта и пешеходов, не допускают в район пожара посторонних лиц.

Технический надзор за автотранспортными и иными транспортными средствами заключается в плановом и внеплановом осмотре транспортных средств с целью недопущения к эксплуатации технически не исправного транспорта. Технический осмотр может производиться как по месту нахождения ГАИ, так и в соответствующем автопарке, автохозяйстве и других транспортных организациях. Выявленные в результате технического осмотра автотранспортные средства и иные транспортные средства, конструкция или техническое состояние которых не отвечает предъявляемым требованиям, не допускаются к эксплуатации.

Кроме непосредственного применения мер административного предупреждения милиция содействует проведению мероприятий административно-предупредительного характера, осуществляемых иными государственными органами. Так, милиция оказывает содействие компетентным органам в осуществлении карантина, реквизиции, в недопущении посторонних лиц в район стихийного бедствия, эпидемии, на территорию, зараженную радиоактивными веществами, и др.

К другой группе мер административного предупреждения относятся меры, которые применяются к лицам, характеризующимся антиобщественным поведением, в целях предупреждения, недопущения совершения ими новых правонарушений. Этим мерам присуще четко выраженная профилактическая направленность. К ним, в частности, относится административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Надзор устанавливается для наблюдения за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, с целью предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого воспитательного воздействия. Являясь мерой административного предупреждения, надзор не имеет целью унижение человеческого достоинства и компрометацию поднадзорного по месту его работы и жительства.
3.2. Меры административного пресечения, применяемые милицией
Меры административного пресечения представляют собой оперативные действия органа или должностного лица по прекращению правонарушения. Их применение связано с непосредственным вмешательством в действия нарушителя с целью их прекращения и недопущения вредных последствий. Посредством психологического или физического воздействия, связанного с личным, организационным или имущественным ограничением, правонарушитель лишается фактической возможности продолжить неправомерные действия, побуждается к исполнению определенных обязанностей.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование цены труда в российской экономике
Реферат Операционные системы. Управление памятью. Ввод-вывод
Реферат Прикладное программное обеспечение Оновные понятия комбинаторики
Реферат Renoir The Apple Seller Essay Research Paper
Реферат Особенности промышленного переворота в США
Реферат Правова культура особи, її особливості
Реферат THE EXTENDED FAMILY A SOURCE OF STRENGTH
Реферат Polar Bear Essay Research Paper SPECIES Ursus
Реферат Учебное пособие по игре "Дебаты" имени Карла Поппера
Реферат «О ходе подготовки к Переписи населения в 2012 году»
Реферат Журналістыка Беларусі ў час Вялікай Айчыннай вайны i ў аднаўленчы перыяд (1946-1953 гг.)
Реферат Вирусы – возбудители внутриутробных инфекций. Таксономия
Реферат Цвета, абрисы и заливки в CorelDraw
Реферат ЗАО "Крытый рынок"
Реферат Вибрационная болезнь от воздействия локальной вибрации, I степень тяжести компенсированная