--PAGE_BREAK--
Б-10
1. Типология государств.Формационный и цивилизационный подход.
Типология есть учение о типах государств. Тип государства определ на основании того, какой экономический базис это гос-во защищает и интересам какого господств-го класса оно служит. В основе формационного подхода лежит понятие “общественно-экономическая формация”, которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса и надстройки. Этот подход разработан в рамках марксистской теории. Различают 3 типа эксплуат-го господства: рабовл, феодальн, буржуазн и исторический тип социалист госуд-ва. В основе цивилизационного подхода лежит понятие “цивилизация”. Цивил-ый подход ориентирован на познание прошлого через деятельность человека: трудовую, политическую, социальную–во всем многообразии общест-ых связей.Человек стоит в центре как творческая личность, а не как обезличенный индивид. Втипологии государства следует учитывать как цивилизационный подход, так и формационный.
2. Демократический режим. Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов. Конкретно режим демократической власти выражается в следую-щем: режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества; реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях; создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти; в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия; власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства; основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм; государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.
3. Реализация права. Понятие и формы.
Право — с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Реализ норм права- воплощение их предписаний в поведение людей. Формы права: осуществление (использование) права, т.е. реализации возможностей; исполнение обяз-ей (совершение предписаний норм права); соблюдение обяз-ей (воздерж от запрещенных действий); применение права.
Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся способом соблюд-я – не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся способом исполн-я – треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец. уполномоч. гос-вом органами – это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов, фикс. в процессуальн. нормах).
Б-11
1. Государство и экономика.
2. Объективное право– представл собой совокупность правовых норм, определяющих содерж-ие прав и обяз-ей персонально не определенного круга субъектов. В них содержаться предписания, относящиеся к множеству лиц, находящ-ся в сфере действия правовой нормы.
Субъективное право– есть индивидуализированное право. В нем общие юридич права и обязанности становятся принадлеж-ью конкретных лиц и таким образом переводят их в плоскость правоотношений.
3. Пробелы в праве и способы их восполнения. Пробел в позитивном праве – когда нет ни з-на, ни подз-ного. акта, ни обычая, ни прецедента. Пробел в пр может быть восполнен только созданием нов норм пр. Таким образом, осн ср-во устранения пробелов- это правотворч. Но возможно реш юр дела до издания пр норм: прибегают к юр аналогии. Юр аналогия — разрешение случая находящегося в сфере пр регулирования, путем применения пр нормы, регулир сходные по хар-у отнош (аналогия закона), или на основе общих начал зак-ва (аналогия права).Т.о., различ: АЗ и АП. АЗ примен, когда необходимо разрешить конкр юр дело, когда отсутс норма права, регулир данные общ отнош, но можно отыскать нормы, регулир сходные отнош. АП — принятие решения по конкр делу на основе общ принципов пр. при АП отсутствует аналог норма, поэтому возникает необходимость обращ к общ принципам пр Здесь речь может идти скорее о самостоят источнике права — принципах пр. Применяя аналогию, необходимо различать правоустан юр деятельность (сост в уст пр и обяз сторон) и правоохран юр деят (определ меры юр ответств). В правоуст деят, особенно в сфере частного права, без аналогии обойтись невозможно, и это даже законодательно закреплено. Аналогия применяется, как пр, в рамках 1 отрасли права. межотраслевая аналогия назыв “субсидиарной”. суть: при отсутствии в данной отрасли права необходимых юр оснований для применения аналогии закона или права к случаю, возможно обращение к нормам и принципам др отрасли права.
Б-12
1. Геополитические факторы в развитии гос-ва.
2
. Норма права и статья норм.-правов. акта. Способы изложения норм права.
Норма права–общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся:1) По функциям кот выполняю нормы: а) регулятивн; б)охранительные. 2) По степени обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. 3) По сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. 4) По степени определенности: а) абс. определенные нормы (формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой); б)относит. опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств); в)альтернативные (предусматр-ет несколько вариантов). 5) По кругу лиц: а)общие; б)специальные. Факультативные нормы – позвол. при опр. усл-ях отступать от главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма – из неск. вар-тов повед-я рекоменд. один. Есть нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные. Особая группа – поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел. специализир.: дефинитивные (сод. определ-я юридич. понятий); нормы-принципы; оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на новые отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).
Статья НПА– это форма выражения, способ изложения правовой нормы. Способы изложения: а) прямой (в ст. НПА содерж все 3 элемента правовой нормы-гипотеза, диспозиция, санкция); б) отсылочный (имеются отсылки к др. статьям); в)бланкетный (в ст. НПА содерж лишь ответственность за нарушение определ-ых правил, самих правил в них не содер-ся).
3. Правовой нигилизм. Правовой нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность. формы правового нигилизма: а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; в) издание противоречивых правовых актов; г) подмена законности целесообразностью; д) конфронтация представительных и исполнительных структур; е) нарушение прав человека; Правовой нигилизм — это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны.
Б-14
1. Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3 взаимосвяз. эл-та: I.форму правления II.форму гос. устр-ва III.форму гос. режима.
Формы правления — 1)монархические (единоличные, наследств.): а)абс. б)огранич. (парламентарн., конституцион.) в)дуалистич. г)теократич. 2)республиканские (коллегиальные, выборные): а)парламентские б)президентские.
Формы гос. устр-ва– это нац. и адм.-терр. строение гос-ва, кот. раскрывает хар-р взаимоотн-й м. его сост. частями, м. центральн. и местными органами гос. упр-я, власти.: а)унитарное (цельное гос. образ-е, сост. из адм.-тер. ед-ц, кот. подчин-ся центр. органам власти и признаками гос. незав-ти не облад.) б)федеративн. (добровольн. объед-е ранее самост. гос. образований в одно союзное гос-во в)конфедерация (временный юр. союз суверенных гос-в для обесп-я общих их интересов. Не имет своих общих з-нод., исполнит. и судебн. органов в отличие от фед-ции).
Фор гос. режимов– совок-ть способов и методов осущ-я власти гос-вом.: а)антидемокр. режимы (тоталитарные, авторитарные, расистские) б)демокр.
2. Социальные нормы– это правила регулирующие поведение людей и деятельность организаций в общественной жизни. Соц.н бывают след-их видов: 1)нормы права (правила повед устанвл и охран-ся госуд-ом); 2)нормы морали (представления людей о добре и зле); 3)нормы обществ-ых орг-ий ( правила устанавл-ые самими орг-ми); 4)нормы обычаев (правила поведения вошедшие в привычку людей); 5)нормы традиций (стабильные правила поведения определ-ой сферы жизнедеят-ти человека); 6)нормы ритуалов (правила поведения людей при совершении обрядов).
При певобытном обществе в родовой общине, племени действовали правила поведения (нормы обычаев регулир труд, охоту, рыбалку, быт, семейн отношен.) Многие из обычаев явл. и нормами морали, религии, регулировали отправление обрядов. Выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было разгр-ий прав и обяз-ей. Их исполн обеспеч-сь привычкой соблюдать укоренившиеся правила.
3.Правовая культура. Правовая культура — это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, т.е. своего рода “юридическое богатство” общества. Разновидности проявлений правовой культуры: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения. Эти проявления правовой культуры являются, по существу, и сферами ее действия. При оценке уровня пр. культ оценивается- а) уровень общественного и индивидуального правосознания, в том числе уровень развития юридической науки и юридического образования; б) уровень законности; в) уровень совершенства законодательства; г) уровень совершенства юридической практики, прежде всего практики судебной, т.е. состояние правосудия в обществе. Данные уровни можно расценивать как элементы правовой культуры.По видам правовую культуру можно разделить, на правовую культуруобщества в целом и правовую культуруиндивида.
Б-15
1. Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками респ. формы прав-я явл.: существ-ие единолич и коллег-го главы гос-ва; выборность на определенный срок главы гос-ва и других верховных органов гос-ой вл.; осущ-ие гос. вл. не по своему велению, а по поручению народа; юридич. ответ-ть главы гос-ва в случаях, предусмотренных законом; обязат-ть решений верховной гос-ой вл. Основные разновид-ти респ-го правлен: 1)Афинск. демокр-ая респ. (5-4 вв д.н.э., высший орган народное собрание); 2)Спартан. аристокр.респ. (5-4 вв д.н.э. законод. Вл.-совет старейшин); 3)Римская аристокр.респ. (5-2 вв д.н.э. верховн. Вл – сенат, назначаемый народн. собр-ем); 4)Парламентская респ. (верховн. Вл. принадл. парламенту, гл. гос-ва избирается парлам-ом); 5)Президентск. респ. (в руках през-та полномочия гл. гос-ва и гл. правит-ва).
2. Правотворчество. Под “правотворчеством” понимают деят-ть управомо-ченных органов гос-ва по изданию, переработке и отмене норм.-правовых актов в единстве с их содержанием – юрид-ми нормами. Принципы правотворчества: а) демократизм; б)законность; в)гуманизм; г) научность; д) профессионализм; е) плановость Стадии законодательной процедуры: 1. Стадия законодательной инициативы, т.е. официального внесения законопроекта в высший представительный орган страны. 2. Стадия обсуждения законопроекта. 3. Стадия принятия законопроекта 4. Стадия официального опубликования закона. Юридическая техника — это совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство. Должна обеспечивать: а) логическую последовательность изложения; б) отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в целом в системе законодательства; в) компактность нормативного материала; г) ясность и доступность языка закона; д) точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве.
3. Система прав человека. Права чела – как бы соц. ценность, если они обесп. усл-ями жизни и гарантир-ны. Роль гос-ва здесь – самая существ. Быть членом общ-ва – значит соотносить свои поступки, д-я с интересами др. людей. Права и свободы не м.б. абсолютн., они имеют естеств. рамки, кот. опр-ет гос-во в лице народа. Гос-во в процессе осущ-я прав и свобод каждым индивидом явл-ся примирителем эгоистич. интересов отд. членов общ-ва, противоречий частного, индив. и общего, исп. при этом прав. ср-ва.
Категория соц. свободы м. рассм-ся только в паре с кат. соц. ответственности. Это общепризн. м/нар.-правовая (м/нар. билль по правам чела) и внутригос. практика. Конст-я РФ в дан. сл. допускает возм-ть огранич-я прав и свобод чела, но только в той мере, в кот. это необх. в целях защиты конституц. строя, а также “нравств-ти, здоровья, з-нных прав и з-нных интересов др. людей Реал-ция и эфф-ть норм о правах и свободах чела и гр-на в любом гос-ве завис. от многих ф-ров: 1)степень демокр-ти властных институтов гос-ва 2)полит., культурн. и прав. традиции 3)сост-е эк-ки 4)нравств. атмосфера и степень согласия в общ-ве 5)сост-е з-нности и правопорядка.
Б-16
1. Функции гос-ва. Ф-ции гос-ва – осн. напр-я его д-ти, обусл. его сущ-тью и сод-ем, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его разв-я целями, задачами и его соц. назн-ем. Сущ. мн-во критериев класс-ции ф-ций гос-ва в завис. от: а)продолж-ти их сущ-я и д-ти (const, присущ. гос-ву на всех этапах его д-ти и врем.) б)от их соц. значимости (выр. интересы правящих слоев или всего Н). в)от сфер их прилож-я и осущ-я (полит., эк., соц.) г)от форм их реал-ции (правотворческие, правоохр.). Также м. провести класс-ю на осн. террит. масштаба, в limкот. они реал-ся (в федер. гос-ве, унитарном или конфедерации).
В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим классом Н.) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва – обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва (решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва – охрана интересов чела, защита его прав.
2.Формы права. Под формами права (источниками) права понимают способы закрепления и выражения правовых норм. Исторически первой формой права явл-ся правовой обычай — санкционированный государством. Государственное санкционирование обычая производ двумя способами: а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения. Второй вид источников права — судебный прецедент. С помощью прецедентов суды официально закрепляют уже фактически сложившиеся в обществе нормы. Прецеденты устанавливаются высшими судебными инстанциями. В сфере управленческой деятельности государства источником права может быть административный прецедент. Суд прецедент — это решение судебного или административного органа, которое послужило образцом при рассмотрении подобного дела и стало юридическим правилом. Третьим видом источников норм права можно назвать нормативно-правовой договор. Нормативно-правовым договором выступает соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила. Четвертым (и важнейшим) источником права является нормативно-правовой акт. В качестве источника права может выступать юридическая доктрина (правовые теории, учения о праве). Во многих странах как континентального, так и общего права, источником норм являются общие принципы права.
3. Правовая реформа в современной России.
Б-17
1. Форма государственного устройства. Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3 взаимосвяз. эл-та: I.форму правления II.форму гос. устр-ва III.форму гос. режима.
ФорГосУстр – это нац. и адм.-терр. строение гос-ва, кот. раскрывает хар-р взаимоотн-й м. его сост. частями, м. центральн. и местными органами гос. упр-я, власти.: а)унитарное (цельное гос. образ-е, сост. из адм.-тер. ед-ц, кот. подчин-ся центр. органам власти и признаками гос. незав-ти не облад. Имеет единое законод-во, конст-я, гражд-во, единые органы власти). б)федеративн. (добровольн. объед-е ранее самост. гос. образований в одно союзное гос-во, терр-рия сост. из тер-рий отд. S-тов, кот. м. иметь свои конст-и, органы власти, но верховная власть – федеральн.). в)конфедерация (временный юр. союз суверенных гос-в для обесп-я общих их интересов. Не имет своих общих з-нод., исполнит. и судебн. органов в отличие от фед-ции).
2. Основные черты естеств.-правовой теории. Естественно-правовая теория, возникла в XVIII веке. Его развитием занимались: Локк, Руссо, Радищев. Они полагали, что каждый человек рождается с некоторым набором естественных и неотчуждаемых прав (все равны, право на жизнь, свободное развитие, труд), затем в результате каких-то конфликтов возникла необходимость в механизме реализации этих прав (так как не все согласны, что “мои права кончаются там, где начинается свобода другого”). Для соблюдения этих прав нам и пришлось отдать их часть государству.
3. Юридические факты и их классиф-ия. Юр. факты – факты реальной действит-ти, с кот. з-датель связывает возн-е, изм-е или прекр-е правоотн-й. Это конкретные жизненные обстоят-ва приводящие норму права в действие. Они бывают простые и сложные. Виды ю. ф.: 1) события (не завис. от воли или сознания уч-ков, например, землетрясение) 2)действия (правомерн. или неправомерные). Действия делятся на юрид. акт и юрид. поступок.
Юр. акт – д-е, кот. изначально преследует цель породить правовые отн-я (заявление в ЗАГС). Юр. поступок – не преследует подобной цели. Сущ. предпол-мые юр.ф. – презумпции: 1.опровержимые (невиновности) 2.неопровержимые (знания з-на).
Б-18
1. Государственный аппарат– это система спец-ых органов и учреждений, посредством которых осуществл-ся госуд-ое управление обществом и защита его основных интересов. Гос. органы – важнейшие и неотъемлемые части гос. аппарата. Гос. органы облад. специф. признаками: а)форм-ся по воле гос-ва и осущ. свои ф-ции от имени гос-ва б)вып. каждый строго опр., устан. в з-нодат. порядке виды и формы д-ти в)наличие у каждого гос. органа ор. закрепл. орг. стр-ры и т.д. г)наделение полномочиями гос.-властного хар-ра. (это наиболеесуществ. пр-к) – издание норм. актов, примен. мер возд-я.
Будучи сост. частями одного и того же гос. аппарата, органы любого гос-ва отлич. др. от друга пор-ком своего образ-я, видами вып-мой ими гос. д-ти, хар-ром и V-мом компетенции, особ-тями исполн-я возложенных на них полномочий, формами и методами осущ-я ими гос. ф-ций.
2.Нормативистская теория права. (Кельзен, Штаммлер – основоположники) – в развитии права он видит развитие самого общества. Право– иерархия норм, нормативный регулятор общественных отношений. Оно не мыслимо без государства, а гос-во немыслимо без права.
3. Законность и правопорядок. З-сть – конституц. принцип точного и неуклонного собл-я з-на всеми субъектами права: гр-нами, должн. лицами, госслужащими и гос-вом. Она имеет неск. уровней: 1)гр-не и их объед-я 2)з-нность в д-ти гос. аппарата 3)з-ность в д-ти самого гос-ва (нужно отличать з-ть от директив-ти, кот. м. противоречить з-ну).
Сущ. неск. видов директив-ти: 1)хоризматическая – соотв-е д-й потр-тям, целям, интересам общ-ва 2)традиционная 3)идеологич. – если з-н противоречит иделогии общ-ва (у нас в стране склад-ся директивн-ть д-й президента).
Принцип законности (законы должны быть правомерны): 1)Одинак. понимание з-нов 2)Необх-ть наличия и собл-я процессуальных норм, обесп-щих защиту з-нных прав S-та 3)Обесп-е правосудия.
Правопорядок – часть обществ. пор-ка, сформ-ся на осн. собл-я принципов з-нности. Он завис. от гос-ва, д-ти органов и должн. лиц.
Б-19
1. Государство и бюрократия.
2. Понятие и структура нормы права. Норма права–общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.
Структура НП… Выделяют три элемента, которые носят названия “гипотезы”, “диспозиции” и “санкции”. Гипотезой называют ту часть нормы, которая указывает на условия вступления нормы в действие (дает описание юридических фактов). Диспозиция — это “та часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения, то есть на юридические права и обязанности, возникающие у субъектов”. Санкция — та часть нормы, которая указывает на меры правового принуждения, следующие за нарушение диспозиции.
Прав. нормы клас-ся:1) По функциям кот выполняю нормы: а) регулятивн; б)охранительные. 2) По степени обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. 3) По сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. 4) По степени определенности: а) абс. определенные нормы (формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой); б)относит. опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств); в)альтернативные (предусматр-ет несколько вариантов). 5) По кругу лиц: а)общие; б)специальные. Факультативные нормы – позвол. при опр. усл-ях отступать от главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма – из неск. вар-тов повед-я рекоменд. один. Есть нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные. Особая группа – поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел. специализир.: дефинитивные (сод. определ-я юридич. понятий); нормы-принципы; оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на новые отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).
3. Правосознание: понятие, структура и виды. Правосозн-е — явл-е идеальное, непоср-но не наблюдаемое. Оно предст. собой сферу или область сознания, отраж. правовую действит-ть в форме юр. знаний и оценочных отн-й к праву и практике его реал-ции, соц.-прав. установок и ценностных ориентаций, рег-щих повед-е (д-ть) людей в юр-ки значимых ситуациях. Правосознание гр-н — совок-ть знаний, представлений, оценок, отн-я к сущ-щей прав. действит-ти. По глубине оценки есть разновид-ти правосозн-я: 1)бытовое (каждый в быту сталк-ся с к-либо прав. нормами). 2)проф. (им облад. юристы-практики в той сфере, в кот. работают. 3)теоретич. (научное) — то, чем мы заним-ся на учебе. По общности: 1)индив. 2)групповое. 3)общественное. Индив. тесно связ. с обществ., групповое — в своей группе. Разные соц. группы имеют в осн. различ. правосозн-е.
продолжение
--PAGE_BREAK--