--PAGE_BREAK--1.2. Предварительное следствие. Общая характеристика.
Предварительное следствиев уголовном судопроизводстве РФ — одна из форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально созданными для этого органами предварительного следствия — следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов налоговой полиции (ст. 125 УПК).
Предварительное следствие — это процессуальная, т.е. урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивающаяся составлением обвинительного заключения или, постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении уголовного дела. В отличие от предварительного следствия, которое производится следователем, в суде проводится судебное следствие, которое является частью судебного разбирательства и осуществляется судом с целью исследования доказательств по рассматриваемому им уголовному делу. Правом на производство отдельных следственных действий или предварительного следствия, в полном объеме, наделен прокурор (ст. 211 УПК) и начальник следственного отдела(ст. 127.1 УПК), которые пользуются должностные лица не вправе производить предварительное следствие.
В Прокуратуре, Министерстве внутренних дел (МВД), Федеральной службе безопасности (ФСБ) и Федеральной службе налоговой полиции (ФСНП) созданы следственные аппараты, т.е. специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений. По штатному расписанию в этих подразделениях предусмотрены должности следователей (старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам), т.е. специалистов, непосредственно осуществляющих предварительное следствие. Систему органов предварительного следствия составляют, таким образом, следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.
Единство этой системы определяется уголовно-процессуальным законом, которым руководствуются все следователи, а также единым прокурорским надзором и судебным контролем за деятельностью следователей независимо от их ведомственной принадлежности.
Концепцией судебной реформы в Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44) предусмотрено создание единого следственного аппарата, организационно отделенного, как от прокуратуры, так и от МВД и ФСБ. Это может быть следственный комитет, имеющий статус самостоятельного ведомства, или институт следственных судей в судебном ведомстве. Однако идея создания единого следственного аппарата до настоящего времени остается не реализованной. Более того, в 1995 г. в федеральных, органах налоговой полиции на базе подразделений дознания этого ведомства создан новый следственный аппарат (СЗ РФ, 1995, № 51). Представляется, что такое решение не вписывается в положения Концепции о создании единого следственного аппарата. Следственные аппараты строятся по территориальному или территориально-специализированному принципу. С учетом этого следственные подразделения соответствующих ведомств образуются применительно к административно-территориальному делению РФ, а также для расследования преступлений в воинских частях, на транспорте, в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Расследование преступлений для органов предварительного следствия является главной функцией, содержание которой состоит в быстром и полном раскрытии преступлений, своевременном привлечении к законной ответственности лиц, виновных в их совершении, выявлении причин и условий, способствующих преступлениям, и принятии мер к их устранению. С учётом того, что выполнение данной функции может быть сопряжено с посягательствами на безопасность следователей, в целях создания надлежащих условий для борьбы с преступностью Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (СЗ РФ. 1995. № 17) установил систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества следователей и близких им лиц. Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, предусматривающей наиболее полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. К подследственности следователей отнесены наиболее сложные дела и все дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, а также об общественно опасных деяниях невменяемых.
По делам, не требующим обязательного предварительного следствия, оно может быть произведено только в тех случаях, когда это признает необходимым суд или прокурор (ст. ст. 126, 404 УПК). Независимо от ведомственной принадлежности следователей они руководствуются едиными процессуальными правилами производства предварительного следствия, установленными уголовно- процессуальным законом. Эти правила обязательны также для прокурора, принявшего дело к своему производству, и начальника следственного отдела. На следователя возложена обязанность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств расследуемого преступления. Все его решения по делу должны основываться на собранных доказательствах, оценку которых он производит по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.
Гарантируя объективность предварительного следствия, закон установил основания, при наличии которых следователь не может принимать участия в расследовании дела (ст. 64 УПК). При наличии оснований для отвода следователь обязан устраниться от участия в деле. По этим же основаниям ему может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. Вопрос об отводе следователя разрешается прокурором. В соответствии с уголовно-процессуальным законом при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции (согласия, утверждения) от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Предварительное следствие осуществляется путем производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Оно включает в себя:
▬ производство следственных действий (осмотр, допрос, опознание, следственный эксперимент и др.);
▬ применение мер процессуального принуждения;
▬ привлечение лица в качестве обвиняемого;
▬ допуск к участию в деле защитника, законного представителя, гражданского истца и других субъектов уголовного процесса;
▬ ознакомление участников с материалами законченного производства при окончании предварительного следствия и т.д.
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, должностными лицами и гражданами. Следователь обладает процессуальной независимостью. В случае несогласия с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, не исполняя данного указания. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю. По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий и истечения десятидневного срока, в течение которого закон предоставил им право вести расследование таких дел. По находящимся в его производстве делам следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания даются в письменной форме и обязательны для органов дознания. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток.
Данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным. В необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника, эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без его разрешения данных предварительного следствия. От указанных лиц отбирается подписка с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК РФ. В случае, когда обвиняемый скрылся, или по иным причинам не установлено его местопребывания, а также в случае психического или иного тяжкого заболевания обвиняемого, установленного врачом, работающим в медицинском учреждении, или не установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие приостанавливается. До приостановления предварительного следствия следователь обязан выполнить все следственные действия.
Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу. Установленный законом срок предварительного следствия может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненных к ним прокурорами — до трех месяцев. По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта РФ, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного следствия — до шести месяцев. Дальнейшее продление может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях. В случае необходимости продления срока следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия. Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.
Помимо прокурорского надзора за деятельностью следователя осуществляется ведомственный контроль со стороны начальника следственного отдела, под которым имеется в виду начальник следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и его заместители, действующие в пределах своей компетенции. Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия. Он наделен правом проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям. Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их, исполнения за исключением указаний о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела в суд или о прекращении дела. Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с законом, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.
Важной гарантией соблюдения законности при производстве предварительного следствия является судебный контроль за деятельностью следователя. Если при рассмотрении дела судом по первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора будет установлена неполнота расследования, неправильная квалификация действий обвиняемого и др. нарушения, суд принимает меры к устранению допущенных нарушений, причем он при наличии к тому оснований может вынести частное определение (постановление), которым обращает внимание на установленные по делу факты нарушения закона и требует принятия необходимых мер к устранению нарушении закона и недопущению их в будущем.
Законом РФ от 23 мая 1992 г. Уголовно-процессуальный Кодекс дополнен статьями 220-1 и 220-2, которыми поставлено под судебный контроль применение таких мер процессуального принуждения, как задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения, а равно продление срока содержания под стражей1. В суд может быть обжаловано также постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и постановление о прекращении дела (ст. 113, ст. 209 УПК).
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Дознание и его формы.
Как уже описывалось выше формами предварительного расследования принято именовать два вида уголовно-процессуальной деятельности: дознание и предварительное следствие. Что же такое дознание?
Дознание, как форма предварительного расследования проводиться в двух направлениях:
1. дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно (ст.119 УПК);
2. дознание по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст.120 УПК).
Дознанию в теории уголовного процесса посвящено значительное число работ. В них рассмотрены особенности деятельности милиции и начальников исправительно-трудовых учреждений. Вопросам же производства дознания другими органами дознания внимания не уделялось.
В отношении, к примеру, органов государственного пожарного надзора процессуалистами указывалось лишь на то, что уголовно-процессуальная деятельность последних осуществляется по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил с 1935 года. В своих публикациях авторы, если и останавливались на той или иной особенности деятельности какого-либо другого, помимо милиции, органа дознания, то делали это обычно бегло и очень кратко. Именно поэтому характеристика дознания применительно к деятельности выбранных нами для примера органов государственного пожарного надзора обычно заканчивалась повторением содержания п.5 ст.117 УПК. Из известной нам литературы только И.Ф.Крылов и А.И.Бастрыкин названной проблеме посвятили параграф своего учебного пособия «Розыск, дознание, следствие».
Дознание, как и любая другая из форм предварительного расследования, начинается после возбуждения уголовного дела. У него есть существенные отличия от протокольного расследования. В зависимости от того, о каком виде дознания идет речь, оно может завершаться направлением уголовного дела следователю либо, также как предварительное следствие, направлением дела в суд с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела.
Закон и ту, и другую деятельность, осуществляемую на этапе предварительного расследования, именует дознанием.
Однако следует помнить, что "… дознанием при существующей его законодательной регламентации охватываются две разнородные процедуры, объединение которых в одном правовом институте является искусственным". Совершенно верно в этой связи утверждение Г.И.Мачковского, что дознание — это лишь производство неотложных следственных действий (и соответствующие решения), то есть, согласно Гаврилову А.К., дознание всегда лишь первый этап (часть) расследования; а так называемое дознание в полном объеме — это проведение органом дознания предварительного следствия, с ограничением при этом прав граждан. Иными словами, если два, совершенно разной природы, задач, сроков и т.п., вида деятельности могут именоваться одинаково, и если такое положение считать оправданным, последовательно все виды уголовно-процессуальной практики органов дознания именовать дознанием.
Согласно ст.120 УПК по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При производстве данного вида предварительного расследования орган дознания вправе производить любые следственные, а равно иные процессуальные действия, принимать необходимые процессуальные решения. При этом он руководствуется правилами, установленными уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия, за некоторыми исключениями.
1) Потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители должны лицом, производящим дознание, быть извещены об окончании дознания и направлении дела прокурору. Однако орган дознания не обязан предъявлять им материалы дела для ознакомления.
2) Следователь обладает процессуальною самостоятельностью, которая заключается в следующем. Прокурор согласно ст.211 УПК уполномочен давать следователю (лицу, производящему дознание) обязательные для исполнения указания. Однако когда следователь несогласен с указаниями прокурора:
● о привлечении в качестве обвиняемого,
● о квалификации преступления и
● об объеме обвинения,
● о направлении дела для назначения судебного разбирательства или
● о прекращении дела
следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю. На органы дознания это правило не распространяется. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору. Тем не менее, сам факт такого обжалования не приостанавливает выполнения указаний прокурора.
По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, материалы этого вида дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. Перед ним стоят такие же задачи, как и перед предварительным следствием. По сроку и средствам производства они тоже могут не различаться. Именно это обстоятельство позволяет ученым именовать данный вид дознания: дознанием в полном объеме или особой формой «предварительного следствия».
Несомненно, одно дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, — самостоятельная форма предварительного расследования, которую от предварительного следствия отличают:
●субъект, ее осуществляющий (лицо, производящее дознание, а не следователь);
●правовой статус данного субъекта (лицо, производящее дознание, не обладают процессуальной самостоятельностью);
●отсутствие у потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей права по окончанию расследования знакомиться с материалами дела;
●первоначальный срок дознания (до 1 месяца в обычном порядке и до 20 дней при возбуждении уголовного дела о преступлении, по которому может быть осуществлена досудебная подготовка материалов в протокольной форме).
Стоит выделить деятельность органов дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно.
Именно эта разновидность уголовно-процессуальной деятельности в большей степени, чем какая-либо другая заслуживает наименования — «дознание». Она существенно отличается от предварительного следствия.
Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания должен немедленно уведомлять прокурора. По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания десятидневного срока, обязан передать дело следователю.
Данный вид дознания не завершает стадию предварительного расследования и поэтому не может в отрыве от продолжающегося после него предварительного следствия называться формой предварительного расследования. Предварительное расследование, как уже упоминалось выше, в этом случае, будет состоять из двух элементов: дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно, и предварительного следствия, начавшегося после передачи органом дознания дела следователю. Предлагается именовать эту форму предварительного расследованиясмешанным предварительным расследованием.
Каждый из видов осуществляемой органами расследования уголовно-процессуальной деятельности должен иметь свое наименование. Между тем в истории дознанием назывались различные по своему содержанию явления. Более того, и сейчас, когда, кажется, споры по поводу понятиеобразующих признаков дознания улеглись, в юридической литературе этим термином пользуются двояко: с одной стороны, характеризуя специфический вид деятельности; с другой, первоначальный этап стадии предварительного расследования. Часть процессуалистов вообще не видит различий между этапом и деятельностью. И с этим мы вынуждены считаться. Но как же так получилось?
В начале развития науки «советского» уголовного процесса учеными давались уточняющие определения дознания, чтобы всем было ясно, о чем они ведут речь, что понимают под этим термином. В первых работах по уголовному процессу данное слово означало специфическую деятельность органа дознания. С начала тридцатых годов М.С.Строгович, а затем и И.А.Гельфанд стали употреблять указанное понятие в качестве этапа расследования, давая ему соответствующее определение.
М.С.Строгович для «Большой советской энциклопедии», выпущенной в 1931 году, дал следующее определение дознания: «Дознание, первоначальная стадия расследования, предшествующая предварительному следствию, имеющая целью зафиксировать следы преступления и создать базу для принятия неотложных мер к выявлению преступления и преступника».
«Этап» — «это промежуток времени, отмеченный каким-либо событием». Поэтому новое понятие дознания принципиально отличалось от общеупотребительного — «старого». Тем не менее, введя новый термин, авторы не отграничили его от ранее употребляемого. Данное обстоятельство привело к тому, что в ряде последующих публикаций значения этих понятий процессуалистами стали смешиваться и взаимоподменяться.
Каждое понятие имеет свое содержание, то есть определенный набор существенных (понятиеобразующих) признаков, отличающих его от других понятий.
Дознание какэтап расследования характеризуется: определенным положением в уголовном процессе, моментом начала и окончания, а главное, спецификой осуществляемой в это время деятельности. Последняя, хотя и не может входить в содержание промежутка времени (этапа), безусловно, характеризует его.
Дознание — вид деятельности, как производство неотложных следственных действий, осуществляется во временном промежутке между возбуждением уголовного дела и направлением его по подследственности. Однако его специфика обусловлена не моментом начала и окончания. Между возбуждением и направлением дела по подследственности наряду с процессуальной может производиться оперативно-розыскная, иная деятельность. Поэтому такой признак не может быть признан понятиеобразующим для деятельности, именуемой дознание.
Существенным для рассматриваемого понятия в первую очередь является то, что это: регулируемая уголовно процессуальным законом, преследующая свои цели, деятельность, осуществляемая специальным субъектом — лицом, производящим дознание, (органом дознания); в строго определенной процессуальной форме (следственные действия и процессуальные решения).
Другие же признаки являются лишь отражением требований, предъявляемых к дознанию уголовно-процессуальным законом. К ним относятся:
●ограниченный круг действий и решений, образующих содержание дознания (некоторые неотложные следственные действия: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и др., а равно связанные с ними процессуальные решения);
● сроки производства;
● правовой статус субъектов, его осуществляющих.
Наличие нескольких, разного значения, понятий дознания приводит часть ученых к ошибке, именуемой в традиционной логике «заменой тезиса в доказательстве». Такая замена может «вызываться субъективной уверенностью в достоверности доказываемого. На деле это нередко приводит к тому, что желаемое выдается за действительное».
Подмену тезиса не трудно установить сравнением понятий. Этап-дознание и дознание-деятельность отличаются друг от друга следующим. Во-первых, этап — это промежуток времени, в течение которого осуществляется деятельность, а не сама деятельность. Во-вторых, этап предварительного расследования — дознание начинается возбуждением уголовного дела и оканчивается направлением последнего следователю. В это время указанные в законе органы и должностные лица осуществляют не только уголовно-процессуальную деятельность, именуемую дознанием, но и оперативно-розыскную, и иную деятельность. Таким образом, дознание как вид уголовно-процессуальной деятельности не только не идентично этапу дознания, но и составляет всего лишь часть осуществляемой в этот промежуток времени деятельности.
Еще одно терминологическое замечание. Под дознанием некоторые авторы подразумевают не только этап расследования или особый вид уголовно-процессуальной деятельности. Дознанием порой называется вся деятельность органов дознания, осуществляемая на этом этапе, более того
к ней иногда относят и предварительную проверку заявлений (сообщений) о преступлении, и досудебное производство материалов в протокольной форме. Тем не менее, следует различать значение перечисленных понятий.
К настоящему времени институт дознания глубоко исследован и регламентирован уголовно-процессуальным законом. Поэтому при определении понятия дознания следует стремиться к формулированию не своего субъективного мнения, а содержания того понятия, которое использовано законодателем. Для того чтобы отличать одно понятие от другого представляется целесообразным именовать их таким образом:
●промежуток времени между возбуждением уголовного дела и направлением его по подследственности — этапом дознания;
●осуществляемую в этот период органами дознания деятельность — деятельностью органов дознания на этапе дознания;
●производство органом дознания неотложных следственных действий и принятие соответствующих им процессуальных решений — дознанием.
Из определений процессуалистов, смешивающих дознание с деятельностью, осуществляемой на одноименном этапе, в части характеристики практики органов дознания интерес представляет мнение В.М.Семенова о содержании дознания. Он кроме процессуальной и оперативно-розыскной упоминает об иной деятельности, осуществляемой уполномоченными административными органами и должностными лицами в соответствующих целях.
Автор не раскрывает содержания осуществляемой органами дознания иной деятельности. Между тем это необходимо сделать.
Представляется, что она состоит из двух видов:
1. деятельности, возможность осуществления которой дает органу
специфика внешней (основной, административно-правовой) функции;
2. деятельности, вытекающей чисто из внутренней (уголовно- процессуальной) функции, из обеспечительной функции органа дознания.
Нарушение закона тождества привело к картине кажущегося отсутствия единого мнения на то, является ли оперативно-розыскная деятельность элементом дознания. Тем не менее, большинство процессуалистов по этому вопросу имеют одинаковую точку зрения. Различие их позиций заключается лишь в том, что первые в конце своих рассуждений дают определение этапу расследования, а вторые одноименной уголовно-процессуальной деятельности, обычно осуществляемой на этапе дознания.
Первые отмечают, что на этапе дознания производятся оперативно-розыскные мероприятия; вторые — что это деятельность уголовно-процессуальная, и поэтому оперативно-розыскные меры не входят в ее содержание. И те, и другие ученые правы. Они характеризуют разные по своему содержанию понятия. Поэтому их определения не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. На самом деле, оперативно-розыскная деятельность не урегулирована нормами уголовно-процессуального закона и поэтому не может быть признана уголовно-процессуальной, хотя в ряде случаев она осуществляется во временном промежутке между возбуждением уголовного дела и передачей его следователю, то есть на этапе дознания.[1]
В характеристику любого из основных понятий института дознания входят задачи (цели), решение которых определяет специфику объекта исследования. Так и дознание, и деятельность органов дознания, да и сам этап имеют свои задачи, выполняют строго определенную роль в системе уголовного процесса.
Для любого органа дознания задачи осуществляемой деятельности в общем, виде закреплены в ст.2 УПК и конкретизированы в ст.ст. 118 и 119 УПК. В ст. 118 УПК говорится об обнаружении преступлений и лиц, их совершивших, предупреждении и пресечении преступлений. Статья 119 УПК, хотя и не имеет прямого упоминания о задачах дознания, тем не менее, предполагает наличие таковых. Изложенные в нормах права задачи органов дознания не в полной мере относятся к самому дознанию. Они лишь дают возможность из задач всего органа вычленить те, что характеризуют один из видов осуществляемой им деятельности.
Часть авторов в своих определениях понятия дознания ничего не говорят о его задачах. Большинство же дефиниций включало в свое содержание и этот понятиеобразующий признак. Задачи дознания, описываемые процессуалистами, разнообразны. Среди них можно назвать следующие:
а)Обнаружение преступлений.
б)Обнаружение (установление) следов преступления.
в)Обнаружение (установление) лиц, совершивших
преступление; раскрытие преступлений и розыск «виновных».
г) Предупреждение преступлений и ликвидация причин,
их порождающих.
д)Пресечение преступлений, как правило, приводится наравне с предупреждением, но иногда и как самостоятельная задача.
Некоторыми процессуалистами эта задача понимается более узко, лишь как задержание лиц подозреваемых в совершении преступления.
Реже в литературе встречаются упоминания о таких задачах, как:
а)расследование в полном объеме;
б)«изобличение виновных», а равно лиц, их совершивших;
в)«обеспечение успешного хода расследования» или же «ведения по уголовному делу предварительного следствия »;
г)«собирание доказательств», «закрепление следов преступления», «фиксирование первичных доказательств» и другие.
Понятия «обнаружение преступлений» и их «установление» в контексте большинства определений употребляются как равнозначные. Постановка этих задач перед дознанием на первый взгляд вытекает из ст.118 УПК. Между тем в указанной статье УПК термин «дознание» не употребляется. Следуя логике изложения главы девятой уголовно-процессуального кодекса, вышеуказанной и последующих статей, представляется возможным сделать вывод, что ст. 118 УПК хотя и конкретизирует задачи уголовного судопроизводства, однако не на уровне отдельного вида деятельности органа дознания, а на более высоком — уровне всей деятельности органа дознания, как процессуальной, так и иной, как на этапе дознания, так до и после него.
Поэтому механическое перенесение указанных в этой статье целей к специфической части деятельности органа дознания не всегда будет правильным. Так обстоит дело с задачей обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.
Обнаружение преступлений более свойственно деятельности, осуществляемой органом дознания до возбуждения уголовного дела. Хотя при производстве расследования могут и должны наряду с известными выявляться и неизвестные факты преступлений, оно не свойственно ни дознанию, ни деятельности, осуществляемой на этапе дознания. Тем более нельзя выдвигать подобную задачу применительно к рассматриваемым объектам как один из понятиеобразующих признаков.
Учитывая изложенное, основные понятия института дознания применительно к деятельности органов дознания, неуполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, на этапе дознания могут быть охарактеризованы следующим образом.
Дознание — это проведение органом дознания и лицом, производящим дознание, неотложных следственных действий и принятие связанных с ними процессуальных решений в целях обеспечения всесторонности, полноты и объективности предварительного следствия; предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.1
Этап дознания — это первоначальный этап расследования, период времени от возбуждения уголовного дела до направления его следователю, в течение которого органом дознания и лицом, производящим дознание, в пределах своей компетенции осуществляются уголовно-процессуальная и иная деятельность в целях обеспечения всесторонности, полноты и объективности предварительного следствия; предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.
Деятельность органа дознания на этапе дознания заключается в осуществлении уголовно-процессуальной и иной деятельности с целью обеспечения всесторонности, полноты и объективности предварительного следствия, пресечения и раскрытия преступлений.
Иначе говоря, дознание- это всегда производство неотложных следственных действий и принятие соответствующих процессуальныхрешений. Поэтому нельзя именовать дознанием деятельность, осуществляемую в порядке ст.120 УПК.
А, исходя из результатов анализа всей уголовно-процессуальной функции органа дознания, дознанием последовательно называть осуществляемую средствами стадии предварительного расследования уголовно-процессуальную деятельность органа дознания, направленную на обеспечение всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, но не само расследование в полном объеме. Несомненно, что в других странах в содержание дознания могут включаться не только неотложные следственные действия и связанные с ними процессуальные решения. Так, во Франции, к примеру, согласно ст. 14 УПК Франции сюда отнесено «установление фактов нарушения уголовного закона, собирание о них доказательств и розыск лиц, их совершивших, пока не начато следствие».1
продолжение
--PAGE_BREAK--