Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Преступность несовершеннолетних 2

--PAGE_BREAK--С точки зрения криминологической оценки происходяще­го важно ответить на вопрос, каково действительное соотноше­ние в последние годы насильственной и корыстной преступно­сти несовершеннолетних, какие реально происходили здесь мотивационные изменения. Учитывая, что статистика не фикси­рует мотивы совершения преступлений, мотивационное струк­турирование можно представить более или менее точно лишь по результатам выборочных исследований. Установлено, на­пример, что при совершении подростками краж корыстные мотивы превалируют лишь в каждом третьем-четвертом слу­чае. В остальных — это мотивы солидарности, самоутвержде­ния в сочетании с групповой зависимостью или гипертрофиро­ванным возрастным легкомыслием. Есть данные о все возрас­тающей распространенности корыстных мотивов при совер­шении убийств, причинении телесных повреждений (с 15—20% в 80-е годы до 25—40% в период 1995—1999 годов).
Результаты выборочных исследований позволяют так­же сделать вывод, что корыстная мотивация преступлений, совершаемых несовершеннолетними, за последние годы при­сутствует практически если не по всем, то по абсолютному большинству составов, ее реальный удельный вес по сравне­нию с мотивацией иного порядка в настоящее время самый высокий. Он достигает 35—45%.
Основными предметами удовлетворения корыстных мо­тивов все чаще становятся различного вида импортная и оте­чественная техника (автомашины, видеомагнитофоны, радио- и фототовары) — до 60%; валюта, ценные бумаги, деньги, золото, серебро, драгоценности — более 20%; дефицитная модная одежда — до 15%.
Реальный рост корыстной направленности в преступно­сти подтверждается и динамикой конкретных видов корыст­ных преступлений, их значительным увеличением, в том числе и в силу экономических трудностей, снижения жизненного уровня основной массы населения, утраты перспектив со­хранения привычных материальных и бытовых условий.
Преступность несовершеннолетних всегда носила преиму­щественно групповой характер. Доля групповых преступлений совершаемых несовершеннолетними, примерно в 1,5—5 раз выше аналогичного показателя взрослой преступности и со­ставляет от 20 до 80% в структуре всей преступности несо­вершеннолетних (в зависимости от видов преступлений, их территориального распределения и т. д.).
В силу возрастных, психологических и иных личност­ных особенностей групповое поведение как позитивного, так и негативного характера — это норма для несовершеннолет­них, а не отклонение от нее.
Стойкое единоличное совершение активных действий со стороны подростка, особенно если они носят противоправ­ный, асоциальный характер, также представляет высокую общественную опасность для общества (по дерзости, изощрен­ности, подготовленности). Если оценивать такое поведение с позиций борьбы с преступностью, то до определенных преде­лов единоличное совершение преступлений во многом труднее, чем групповое, поддается и выявлению, и фиксации, что часто не позволяет реально видеть и знать, с кем и как бороться.
Однако негативные социальные последствия, которые реально переживает общество в результате противоправных действий, совершаемых группой несовершеннолетних, без­условно, более значительны, чем последствия от действий преступника-одиночки. Повышенная импульсивность, жес­токость, интенсивность и ситуативность групповых преступ­лений, совершаемых подростками, достаточно часто сущест­венно отягощают последствия таких преступлений, часто доводят их до уровня более высокого в сравнении с тем, ко­торый наблюдается даже в результате противоправных дей­ствий взрослого населения.
В последние годы наметился процесс укрупнения групп несовершеннолетних с противоправным поведением. Пример­но три пятых таких групп имеют разновозрастной смешан­ный характер участников, что усиливает ориентацию их на длительную деятельность такого рода, способствует ее ин­тенсификации, отягощению мотивации, повышению дерзо­сти и упорства.
Активно идет процесс подчинения подростковых групп риска организованной преступности. Расширяется социаль­ная база для пополнения этих групп за счет безработных, не­совершеннолетних, занимающихся мелким бизнесом, а также вернувшихся из мест лишения свободы и не нашедших место в жизни, подростков из малообеспеченных, обнищавших семей. Наблюдается процесс все более массового вовлечения не­совершеннолетних в структуры теневой экономики и органи­зованной преступности. Лидеры организованной преступности охотно вводят в зону своего влияния подростков, следят за их профессиональным преступным формированием и ростом.
 
4. Особенности личностной характеристики несовершеннолетних преступников
Обращение к характеристике личности несовершеннолетних, совершивших преступления, имеет своей задачей определение качеств и свойств, отличающих совершивших преступление от сверстников законопослушного поведения. В связи с этим принципиальное значение имеет вопрос о роли общевозрастных осо­бенностей в правонарушающем поведении несовершеннолетних. Как известно, старшему подростковому и юношескому возрасту присущи неполнота сформированности собственных нравственных установок, недостаток жизненного опыта, повышенная эмоциональность, внушаемость, зависимость поведения от оценок ближайшего окружения. Рассмотрение возрастных особенностей как собственно криминогенных, способных породить преступное поведение, безосновательно. И не только потому, что соответствующие качества характерны для возрастной группы в целом, а преступления совершает лишь относительно небольшая ее часть. Отмеченные характеристики могут выражаться как в правомерных, так и в противоправных поступках. Определяющую роль здесь играет формирующаяся система ценностей личности, собственная социальная практика, образцы поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении. Свойственные же возрасту особенности лишь усиливают значение средовых влияний, поскольку внутренняя сфера личности еще не сформирована окончательно.
Значение отмеченного выше в профилактической деятельности чрезвычайно велико: присущие «трудному» возрасту характеристики личности и поведения не исчезают сами по себе, по мере перехода в другую возрастную группу. Негативные личностные проявления в подростковом и юношеском возрасте требуют воспитательного и перевоспитывающего воздействия. При этом они еще не столь устойчивы, не переросли, как правило, в личностные установки и легче, чем в более зрелом возрасте, могут быть изменены при соответствующем воспитательном и со­циализирующем воздействии.
Социально-демографические особенности. Среди совершивших преступления несовершеннолетних устойчиво преобладают лица старшей возрастной группы. Несмотря на отмеченное омоложение преступности несовершеннолетних, доля 16—17-летних составляет около 2/3 от числа подростков, осужденных за совершение преступлений. Однако этот показатель не должен рассматриваться как ориентирующий сосредоточение предупредительной деятельности именно на старших несовершеннолетних. Недостатки в нравственном, правовом воспитании, профилактике правонарушений детей и младших подростков детерминируют, наряду с другими факторами, повышенную распространенность правонарушений уголовно-правовых норм в юношеской группе несовершеннолетних.
Доля лиц женского пола среди совершивших преступления несовершеннолетних сравнительно невысока: по данным МВД РФ, она составляет около 8%. Неслучайно поэтому на практике преступность несовершеннолетних традиционно рассматривается как проблема юношеской преступности. Однако выборочные исследования обнаруживают в последние годы увеличение доли девушек, совершивших преступления; в ряде регионов она достигает показателей, близких к доле женской преступности (до 15 — 20%). Причем несовершеннолетние женского пола ныне совершают не только такие «традиционные» для них преступления, как кражи, мошенничество, но и все чаще становятся участницами хулиганства, тяжких преступлений против личности, грабежей и разбоев, в том числе и в группах, состоящих исключительно из лиц женского пола.
Особенности преступности несовершеннолетних женского пола пока не нашли достаточного отражения в организации профилактики. Между тем личностные характеристики правонарушительниц имеют существенную специфику. По сравнению с совершившими преступления юношами, они, как правило, более скрытны, замкнуты, серьезно травмированы предшествующими жизненными обстоятельствами, при этом чаще изобретательно лживы, эгоистичны.
Принципиально различается распространенность преступлений в группах несовершеннолетних, выделенных по роду занятий: среди учащихся школ она ниже примерно в 3,5 — 4 раза, чем среди обучающихся в ПТУ; примерно в 10 раз — чем среди работающих несовершеннолетних. Наивысшей преступной активностью характеризуется группа неработающих и неучащихся, где преступления совершаются примерно каждым пятым. «Вклад» этой группы в преступность несовершеннолетних в настоящее время уже превысил соответствующий показатель не занятых общественно полезной деятельностью в преступности в целом.
Исследования показывают, что именно неработающие и неучащиеся подростки обычно связаны с криминальной средой. Ими совершается значительная часть тяжких, предумышленных преступлений несовершеннолетних; признанные до достижения 18 лет хроническими алкоголиками и наркоманами лица, как правило, нигде не работали и не учились. Вероятно, именно криминологический аспект проблемы незанятости несовершеннолетних способен привлечь к ней в ближайшее время серьезное внимание общества. Сегодня же можно отметить чрезвычайно высокую латентность, практическое отсутствие взаимного обмена информацией по этому вопросу между субъектами воспитания и профилактики, низкую эффективность мер социальной помощи, контроля и предупреждения правонарушений среди неучащихся и неработающих подростков.
Совершившие преступления несовершеннолетние проживают, как правило, в родительской семье. Сузившаяся в последние годы практика переезда подростков в крупные населенные пункты для учебы в ПТУ и работы в профилактическом отношении положительна. Индивидуальная миграция несовершеннолетних снижает возможности воспитательного воздействия, социальный контроль, повышает риск негативных влияний на личность и поведение. Соответственно знание субъектами профилактики особенностей семейной ситуации подростков-правонарушителей, воспитатель­ных возможностей семьи, оказание помощи родителям (как и применение к ним в необходимых случаях предусмотренных зако­ном мер воздействия) значения никак не утрачивают.
В последние годы доля воспитывающихся в неполных семьях среди совершивших преступления сокращается, приближаясь к общестатистическим показателям. Типичной становится не структурная неполнота, а так называемое «семейное неблагополучие» — недостатки воспитания, обусловленные личностными характеристиками и отношением к воспитательным обязанностям со стороны родителей или заменяющих их лиц.
Особенности семейной ситуации, условий жизни и воспита­ния несовершеннолетних, находящихся в детских домах, интернатах, у родственников-опекунов, весьма специфичны. Профилактические достижения практики в отношении этих групп более чем скромны, в то время как распространенность преступности намного превышает общую среди несовершеннолетних. Так, по данным Прокуратуры РФ, в течение первого года после выхода из детского дома преступления совершают около 20% их воспитанников. В теоретическом плане проблема предупреждения преступности несовершеннолетних, проживающих вне родительской семьи, также пока ожидает своих исследователей.
Особенности нравственно-психологической характеристики позволяют определить типовые направления коррекции личности, содержание мер профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних. Несовершеннолетние, совершившие преступления, как правило, характеризуются низкой успеваемостью, отсутствием интереса к учебе или работе, недобросовестным отношением к ним. Для значительной части учащихся-правонарушителей характерны прогулы. По выборочным данным, хорошо успевали около 10% из них, примерно четверть были неуспевающими. Однако исследования показывают, что причина обычно не в ограниченных возможностях усвоения учебного материала, а в отсутствии заинтересованности в получении образования или профессиональной подготовки. Для подростков правонарушающего поведения они не являются значимыми субъективно: отсутствуют, как правило, и планы на будущее, обусловливающие стремление получить образование и специальность их законопослушными сверстниками.
Субъективно более значимой сферой для несовершеннолетних правонарушителей является досуговая, соответственно связанная с ней деятельность оказывает более существенное формирующее воздействие на личность, чем в нормотипе. При этом содержательная характеристика свободного времени отличает подростков, совершивших впоследствии преступления, от других сверстников: предпочтение отдается праздности. Характерной является неразвитость интересов, реализуемых в сфере досуга. Чтению, например, уделяют часть свободного времени около 2/3 законопослушных и менее 10% правонарушителей; техническому творчеству, музыке, спорту — соответственно около 70% и 15 — 20%. Типична и неустойчивость интересов: даже занятие спортом, наиболее популярная из социально одобряемых форм досуговой деятельности среди несовершеннолетних правонарушителей, имеет для них лишь кратковременную привлекательность. Видимо, и экономические проблемы последних лет сократили объем посещения несовершеннолетними кино, дискотек, спортивных секций. Выборочные данные показывают, что бесцельное времяпрепровождение в кругу сверстников, часто связанное с потреблением спиртных напитков, не только сохраняет приоритет, но поглощает почти все свободное время. «Тусуемся» — так определили наиболее популярный вид досуга опрошенные несовершеннолетние рассматриваемой группы. Предшествующий совершению преступления опыт правонарушающего поведения обычно связан с бессодержательностью досуга, праздностью. Исследования указывают на их высокую распространенность (до 70-80% совершивших впоследствии преступления). Таким образом, механизм развития социально-негативной ориентации личности формируется у несовершеннолетних обычно не от внутренней потребности к определенным формам деятельности, а в обратном порядке: фактическое времяпрепровождение закрепляется в привычку, что формирует соответствующие потребности.
Исследования отмечают у несовершеннолетних правонарушителей развитость таких негативных свойств, как грубость, озлобленность, агрессивность, лживость, безответственность, отсутствие сострадания к другим. При этом характерным является не проявление одного из них, а наличие комплекса, свидетельствующее о нравственной деформации личности в целом.
Полное представление о личности требует выявления и ее положительных сторон. Максимальное использование положительного личностного потенциала необходимо и для достижения целей перевоспитания. К нравственно-положительным качествам, отмечаемым исследованиями у несовершеннолетних правонарушителей, относятся дружелюбие, отзывчивость, заботливость, проявляемые в отношениях с товарищами и некоторыми членами семьи. Однако при этом характерна избирательность их проявления, существенно сниженная распространенность по сравнению с обычными сверстниками.
Отклонения от нормы в психическом развитии отмечаются среди правонарушителей в несколько раз чаще, чем в возрастной группе в целом. Среди подростков правонарушающего поведения преобладают лица с психопатическими чертами личности, задержкой в умственном развитии, страдающие неврозами, а не с тяжелыми и стойкими заболеваниями нервной системы. Значительная часть заболеваний связана с неблагоприятными условиями жизни и воспитания либо существенно усугублена ими. Согласно данным медицинских и криминологических исследова­ний, в целом психические аномалии не предопределяют расположенность к правонарушающему поведению конкретных видов, они скорее являются основой для социально-психологической деформации личности. Хотя на индивидуальном уровне конфликтность, импульсивность поведения, связанные с заболеванием, могут иметь и решающее значение в совершении преступления.
Для профилактики существенным является следующее обстоятельство: отклонение от нормы в психическом развитии в пределах вменяемости у несовершеннолетних правонарушителей часто остается латентным и устанавливается лишь экспертной оценкой после привлечения к уголовной ответственности. Соответственно до этого к подросткам применяются обычные меры воспитания и предупреждения, которые в связи с заболеванием в принципе не могут быть достаточно эффективны без соответствующего медико-психологического дополнения. Отклонения от нормы в психическом развитии, в том числе и не исключающие вменяемости, становятся в настоящее время более распространенными, поэтому в индивидуально-предупредительной деятельности как минимум необходимо учитывать их повышенную вероятность, что требует наряду с общими и специальных мер. На уровне регионов отмеченное актуализирует не только проблемы развития психолого-психиатрических служб, но и взаимодействие с ними субъектов профилактики.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В силу специфики условий формирования личности и собственной социальной практики дефекты правового сознания у совершивших преступления несовершеннолетних более распространены и глубоки, чем у законопослушных сверстников. Наиболее характерным является расхождение между известными им право­выми установлениями и собственным отношением к требованиям закона, к практике правового поведения. Так, большинство совершивших преступления подростков полагают допустимым нарушение норм уголовного закона, оправдывая его объективными обстоятельствами, распространенностью правонарушающего поведения в обществе, а также низкой вероятностью наказания.
Неодобряемые обществом образцы поведения, негативные качества личности выражены у совершивших преступления в различной степени и достаточно многообразны. Информация о распространенности отдельных типов правонарушителей имеет важное значение для организации и проведения профилактической деятельности различных уровней.
Традиционная для учебной литературы по криминологии типология несовершеннолетних преступников выделяет 4 различных по глубине деформации личности типа:
— совершившие преступления в результате случайного стечения обстоятельств, легкомыслия, вопреки общей положительной направленности личности;
— совершившие преступление в результате попадания в соответствующую ситуацию, что обусловлено неустойчивостью общей направленности личности;
— совершившие преступление в результате преобладающей отрицательной личностной направленности, не достигшей уровня устойчивой общей антисоциальной направленности личности (ранее совершавшие проступки, правонарушения);
— совершившие преступления в результате относительно устойчивой антиобщественной направленности личности (ранее совершавшие преступления).
Сопоставление данных последних лет с ранее приводившимися указывает на увеличение доли лиц, относимых к двум последним типам, и сокращение среди несовершеннолетних «случайных» преступников. Это свидетельствует об углублении криминогенной деформации личности несовершеннолетних преступников, а также подтверждает возрастающее значение профилактической деятельности, направленной на коррекцию личности несовершеннолетних.
4.1. Статистические данные личностной характеристики несовершеннолетних преступников
Исследователи постоянно отмечают, что удельный вес лиц мужского пола среди несовершеннолетних преступни­ков всегда существенно выше (90—95%) их удельного веса в населении данной возрастной группы, проживающей в соот­ветствующих регионах страны (48—52%). Доля девушек, со­вершающих преступления (4—10%), наоборот, значительно меньше их удельного веса в населении. В 1995 году преступ­ления совершили 17 913 девушек, что составило 8,6 % в об­щем числе несовершеннолетних преступников. В 1999 году – 53622 девушки (8 %).
Существенно также и то, что удельный вес лиц женско­го пола в преступности несовершеннолетних в 3—4 раза мень­ше по сравнению с аналогичными показателями взрослой жен­ской преступности. Однако надо учитывать, что противоправ­ная активность в совершении общественно опасных деяний у девушек тоже достаточно высока, но главным образом до достижения ими возраста уголовной ответственности.
По статистическим данным, удельный вес лиц женского пола среди несовершеннолетних, состоящих на профилакти­ческом учете в органах милиции, всегда примерно в 2—2,5 раза выше удельного веса их среди несовершеннолетних, совершивших преступления.
На протяжении ряда лет наблюдался рост удельного веса среди 14—15-летних: с 19% в период 1966—1970 годов, 33,2% в 1995 году до 44,1 % в 1999 году.
Многие годы криминологами постоянно фиксировались значительные различия преступной активности контингентов несовершеннолетних, выделяемых в зависимости от рода их занятий. В настоящее время все интенсивнее идет про­цесс заметного сближения почти всех социальных и профес­сиональных категорий несовершеннолетних по уровню про­являемой ими активности в совершении преступлений. С криминологической точки зрения важен тот факт, что сближе­ние различных групп и контингентов происходит в основном за счет опережающего возрастания числа преступных проявле­ний, учитываемых статистикой применительно к школьникам и другим  категориям учащихся. Наиболее криминально активными являются, как и в прежние годы, подростки без по­стоянного источника дохода (не работающие и не учащиеся).
5. Особенности борьбы с преступностью несовершеннолетних
Система мер борьбы с преступностью несовершеннолет­них базируется на мероприятиях общесоциального характе­ра, призванных обеспечить надлежащий уровень жизни, благосостояния, культуры, воспитания и образования граждан. Являясь частью общей системы борьбы с преступностью, она обладает существенными особенностями. Эти особенности определяются тем, что система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних:
создана и действует в соответствии с государственной семейной, молодежной и уголовной политикой, реализуемой через комплексные мероприятия целевых федеральных и ре­гиональных программ оказания социальной, экономической и иной необходимой помощи семье и детям, предупрежде­ния безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, борьбы с преступностью в их среде;
имеет самостоятельную законодательную основу — ком­плекс международных, конституционных, федеральных и иных структурно связанных и взаимодополняющих друг друга пра­вовых актов, регулирующих вопросы создания оптимальных условий жизни, воспитания детей и подростков, защиты их прав и интересов, предупреждения отрицательных влияний, осуществления борьбы с безнадзорностью и преступностью;
обеспечивается деятельностью специализированной сис­темы государственных учебных, воспитательных, лечебных, правоохранительных и иных органов и учреждений, общест­венных организаций и религиозных конфессий. Деятельность эта постоянно координируется как на федеральном, так и на региональных уровнях. Она опирается на необходимую ин­формационно-аналитическую базу и обеспечивается в матери­ально-техническом отношении бюджетным финансированием.
Наличие особенностей в системе мер по борьбе с преступностью несовершеннолетних связано также со специфи­кой правового и фактического положения несовершеннолет­них, как возрастной группы населения, наиболее остро ис­пытывающей формирующее влияние негативных факторов социальной среды, спецификой рассмотренных выше при­чин преступности, а также личностных качеств несовершен­нолетних правонарушителей.
Борьба с преступлениями несовершеннолетних плани­руется и проводится на разных уровнях и направлениях, в отношении различных контингентов детей и подростков. Она характеризуется значительным диапазоном общевоспитатель­ных, профилактических, а также специальных карательных мер. По характеру целевой направленности эти меры при­званы предупреждать противоправное поведение несовершен­нолетних, пресекать их преступные действия, а также пре­дупреждать возможность рецидива. Они осуществляются применительно к основным сферам воспитания детей и под­ростков с помощью специфических, характерных для орга­нов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным образом о целенаправленной работе по устранению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также повышению эффективности деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью.
Концептуальные основы и конкретные меры по реше­нию возникающих в этой связи проблем определены в мно­гочисленных документах, утвержденных Президентом и Пра­вительством РФ. В их числе: «Основные направления госу­дарственной семейной политики», «Основные направления государственной социальной политики по улучшению поло­жения детей в Российской Федерации до 2000 года», Постановления Пра­вительства РФ от 23 августа 1993 г. «О реализации Кон­венции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» и от 13 января 1996 г. «О плане действий по улучшению положе­ния детей в Российской Федерации на 1995—1997 гг.».
В 1994 году разработана и начала реализовываться фе­деральная президентская программа «Дети России», в 1996 году одобрена Правительством РФ федеральная программа «Развитие социального обслуживания семьи и детей», пре­дусматривающие комплексные меры социальной и экономи­ческой защиты детей.
Непосредственно, в настоящее время,  на решение проблем борьбы с преступ­ностью несовершеннолетних нацелены меры, предусмотрен­ные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 646 «О Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 4 мая 1999 г.), Федеральной целевой программой «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2001-2002 гг.» (утвержденной  постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625), Законом г. Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 „О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве“, Указанием Генерального прокурора РФ и МВД РФ от 21, 25 августа 1997 г. №№ 53/21, 1/12597 „О дополнительных мерах по предупреждению групповой и организованной преступности несовершеннолетних“ и Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 июня 1997 г. № 34 „Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью“.
Принятие перечисленных документов реально способст­вовало началу процесса интенсивного перехода функций пре­дупреждения преступности несовершеннолетних от право­охранительных и, прежде всего, милицейских органов, к иным государственным и общественным структурам и учреждениям, осуществляющим главным образом социальное обслу­живание детей и подростков, защиту, их прав и законных интересов.
В 1995—1996 годах в Российской Федерации действова­ло 991 учреждение социального обслуживания семьи и де­тей,  в том числе 92 центра социальной помощи семье и де­тям, 228 отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения, 88 центров психоло­гической помощи, 78 центров экстренной психологической помощи по телефону. Помощь семье оказывали и центры, деятельность которых непосредственно направлена на соци­альную поддержку ребенка, оказавшегося в особо трудной ситуации. Это 150 приютов, 58 социально-реабилитационных центров, 25 центров помощи детям, оставшимся без попече­ния родителей.
Для решения проблем устройства детей и подростков, лишившихся родительского попечения, была развернута сеть семейных детских домов (в 1995 году их насчитывалось 347), созданы специальные центры для оказания им необходимой помощи. Семейный кодекс РФ законодательно опре­делил также возможности для помещения таких детей в при­емные семьи.
Создана сеть специальных учебно-воспитательных уч­реждений открытого типа для лиц, которые не сумели адап­тироваться в обычной школе, склонны к агрессии, бродяж­ничеству, не имеют нормального контакта с родителями, чьи семьи принадлежат к группе риска. Кроме того, открыты и специальные (коррекционные) учреждения для несовершен­нолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния.
Большинство этих учреждений действуют в республи­канских, краевых и областных центрах. Они имеют разную ведомственную подчиненность и созданы комитетами по де­лам семьи и молодежи, органами социальной защиты насе­ления, образования, здравоохранения, внутренних дел. В их работе участвуют общественные и благотворительные орга­низации, трудовые коллективы, предприниматели, религи­озные конфессии. Такое социальное партнерство позволяет расширять материальные, кадровые и финансовые возмож­ности этих учреждений, сконцентрировать усилия на реше­нии наиболее актуальных проблем социальной защиты несо­вершеннолетних.
Развитию сети этих учреждений все большее внимание уделяют федеральные и региональные структуры власти и управления в области семейной политики. К их числу можно отнести Комитет по вопросам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы, Комитет по вопросам женщин, се­мьи и демографии при Президенте РФ, Департамент про­блем семьи, женщин и детей Министерства социальной за­щиты населения РФ, а также структурные подразделения федеральных министерств и ведомств социальной направ­ленности, занимающиеся вопросами образования, воспита­ния, охраны здоровья, отдыха, культуры, бытового обслужи­вания и обеспечивающие выполнение семьей ее репродук­тивной, воспитательной, жизнеохранительной и других важ­нейших функций. Однако число этих учреждений явно не соответствует масштабам проблемы, количеству детей и под­ростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Их соз­данию мешают как межведомственные трения и амбиции, отсутствие квалифицированных социальных работников, дру­гих специалистов по работе с несовершеннолетними право­нарушителями, так и недостаток необходимых бюджетных средств.
Сдерживают процессы дальнейшего развития и совер­шенствования сети данных учреждений, повышения их роли в улучшении социального обслуживания семьи и детей не­развитость нормативно-правовой базы, недостаточность на­учно-методического обеспечения. Наблюдается явная недооцен­ка, недопонимание роли этих учреждений и со стороны многих руководителей местных органов власти и управления.
Все это не позволяет осуществлять должным образом профилактику безнадзорности, бродяжничества детей и под­ростков, усиливает социальную напряженность, обрекает значительную часть детей на криминальный образ жизни, совершение преступлений.
Чтобы поправить сложившееся положение, Правитель­ство РФ проводит в последнее время ряд мер, направленных на совершенствование государственной системы борьбы с пре­ступностью несовершеннолетних.
Вновь возобновили свою профилактическую деятельность комиссии по делам несовершеннолетних. По данным, полу­ченным из 80 регионов России, в настоящее время при орга­нах исполнительной власти и органах местного самоуправ­ления функционирует около 3000 таких комиссий. Для координации действий ми­нистерств и ведомств РФ по предупреждению безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних образована Меж­ведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Проводимая ею работа направлена пре­жде всего на переориентацию низовых комиссий от приме­нения преимущественно административного воздействия на правонарушителей к осуществлению контроля за соблюде­нием прав и законных интересов несовершеннолетних.
В законопроектах, подготовленных с целью совершенст­вования деятельности этих комиссий, предполагается их ре­организация в комиссии по защите прав несовершеннолет­них. Разработан также законопроект об учреждении на всех территориях Российской Федерации должности уполномо­ченного по правам детей.
В связи с практической реализацией в стране концеп­ции судебной реформы на законодательном уровне прораба­тывается вопрос о создании ювенальной юстиции, которая бы включала в себя сеть правоохранных социальных служб для несовершеннолетних и специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних.
В системе органов внутренних дел проведена реоргани­зация приемников-распределителей для несовершеннолет­них. На их основе созданы центры временной изоляции для детей и подростков, совершивших общественно опасные дея­ния. В районах и городах при отделах внутренних дел вме­сто ранее действовавших инспекций по делам несовершен­нолетних созданы отделы по предупреждению правонару­шений несовершеннолетних. Они в основном сосредоточили свою деятельность на подростках, совершивших правонару­шения, передав не свойственные им функции ранней профи­лактики органам социальной защиты.
Постепенно идет реформирование уголовно-исполнительной системы. Несовершеннолетние, отбывающие наказание в колониях, получили право на длительные свидания, на тру­довой отпуск за пределами исправительного учреждения, на телефонные разговоры с родственниками, на право прожи­вания вне территории и др. Однако соответствующие изме­нения, внесенные в законодательство и свидетельствующие о начале процесса гуманизации исполнения наказания в виде лишения свободы, на практике плохо реализуются по фи­нансово-экономическим причинам. До начала 1996 года лишь в 39 воспитательно-трудовых колониях (из 61) удалось обо­рудовать помещения для длительных свиданий с родствен­никами, всего в 5 созданы профилактории для проведения воспитанниками отпусков. В итоге расширение прав осуж­денных без возможности их практической реализации мо­жет иметь отрицательные последствия, способствовать ре­цидиву их противоправного поведения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.