Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Предмет и методология теории государства и права 3

--PAGE_BREAK--
Военная демократия

Существовал период в развитии человеческого общества, в котором были переплетены черты отжившего рода племенного строя, и зарождавшегося государства. Такой период и получил название военная диктатура. Это форма организации власти, характеризуется концентрацией власти у военного руководства рода племенных объединений .

 

Предпосылки становления военной демократии .

·        Активизация захватнических войн, в целях получения в пользование рабов и территории

·        Объединение родов в племена, а племен в крупные устойчивые союзы племен

·        Усиление экономического неравенства членов рода

·        Все более редкий сбор народных собраний, и постепенное перетекание власти к советам старейшин

 

Признаки :

·        Отдельные племенные территории сливаются в одну общую территорию народа .


·        Утрачивают свое значение органы общественного самоуправления, из орудия народной воли они превращаются в орудие  против народа .


·        Война становиться регулярной функцией рода


·        Власть от общего собрания переходит к совету старейшин а от него к военачальнику


·        Меняется правовой статус  военачальника


А)Он становиться постоянным ( не сменяется)

Б) К нему переходят полномочия главного судьи, и главного жреца

       В) Он опирается на силу постоянно действующей военной дружины

       Г) Формируются предпосылки для перехода власти верховного глав начальника по наследству, то есть он превращается в царя .

·        Закладываются основы королевской власти и наследование знати ( развитие института наследования)

 

Формы раннего государства

·        Княжество

·        Город-Государство

·        Военно-Кочевая орда

3)
     
Возникновение права.

 

В первобытно общинном строе социальное регулирование осуществлялось за счет :

·        Первобытных обычаев

·        Табу

·        Ритуалов

·        Прото-религиозных норм

 

Особенности первобытных Обычаев

·        Выражали волю и интерес всего рода

·        Их творцом был сам род, осуществлял такую функцию через народное собрание

·         Обычаи действовали в силу привычки, и как правило исполнялись добровольно .

·        Не фиксировались письменно, а передавались от поколения к поколению .

·        Формировались лишь в тех сферах, где они были жизненно необходимы и обусловлены естественной потребностью

·        В случаи нарушения обычаев, применялись санкции не правового характера

·        Члены рода по обычаю были равны перед лицом ответственности

·        Обычаи теснейшим образом переплетались и взаимно дополняли  традиции, ритуалы, табу

 

Прото-религиозные нормы – это норы связанные с поклонению первобытным богам.

Нормы права складывались двумя путями

·        перерастание первобытных обычаев и прото-религиозных  норм в нормы права через акт одобрения государственным аппаратом .

·        Издание государственным аппаратом норм

 

 

Понятие и сущность Государства

 

1)Многообразие определений Государства

 

Существуют десятки философских, исторических и юридических школ, по разному определяющие понятие и сущностные черты государства. Однако все школы объединяет то, что они сходятся в следующих воззрениях на государство.

·        Государство – это продукт общественного развития

·        Государство возникает в силу комплекса причин

·        Экономических

·        Политических

·        Социальных

·        Государство возникнув на определенной стадии развития человечества, превращается в важную силу обеспечивающее управление обществом .

·        С возникновение и развитием Государства, общество получает массу новых возможностей  , в том числе для сглаживания социальных конфликтов

·        Государство развивается в неразрывной диалектической взаимосвязи с обществом

 

Глобальные тенденции в динамике исторического

 развития взглядов на Государство

·        Теория правового Государства, где провозглашается приоритет личности в процессе возникновения Государства и приоритет личности над Государством в ходе исторического развития .

·        Этакратическая (потерналистическая) – провозглашает приоритетов Государства  перед интересами личности

 

Диохранический Анализ Взглядов на понятие Государство.

I           Древний Китай

·        Конфуций (551-479 Д.Н.Э ) Отстаивал патриархально патерналистскую концепцию государства .  Государство. Государство трактуется им, как большая семья, где власть императора уподобляется им как власть отца в семье.

·        Моу Зы (479-400 Д.Н.Э. ) отстаивал договорную концепцию возникновение государства, в основе которой лежит идея принадлежности народа к верховной власти

II         Античный мир

·        Платон. В работе «Государство» понимал под государством материально возможное реализацию миру идей в земной общественно политической  жизни людей .

·        Аристотель. Считал, что государство – это соединение многих родов и деревень, ради наилучшей жизни между тем, государство – это объединение гражданских лиц наделенных правом реализации законодательной, исполнительной и судебной власти .

·        Цицерон. Государство это союз людей объединенных общими началами права и общественной пользы .

III       Идея ранних христиан

·    Фома Аквинский, Августин Блан. Государство от Бога .

 IV   Идея Русских ученых правоведов

·        Корпунов. Что Государство – это общественный союз представляющий собой самостоятельное, принужденное  властвовать над свободными людьми .

·        Трубецкой. Государство — это союз людей властвующие самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории.

·         Гумплович. Государство- это естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны правопорядка .

V         Марксистка  Ленинская

      Делает упор на классовую природу государства. Государство, это орган политической власти экономически господствующего класса .

      

 

       Таким образом многообразие взглядов на определение государства обусловлено :

·        Чрезвычайной сложностью и многосторонностью данного явления .

·        Разнородностью социальных условий в которых формировались названные теории.

             

                       

2)Основные признаки  Государства

Признаки – это факторы и свойства, отличительные черты государства от других социальных институтов .

Отметим различные школы, выделяющие черты государства

1)      Социологическая школа

·        Совокупность людей (народ)

·        Господствующая над ним власть

·        Территория как предел  действия этой власти

То есть, государство – это объединение людей под одной властью на одной территории

2)      Марксистка  Ленинская

·        Разделение подданных по административным единицам

·        Учреждение особой публичной власти, которая не совпадает с населением

·        Взимание налогов и получение от населения займов для содержание государственного аппарата 

 

Современные взгляды на признаки государства .

I           Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны, это означает

·        Государственная власть распространяется на всю территорию и все население

·        Непременным атрибутом государства является государственные границы и государственная власть, действующая в пределах этих границ .

·        Государство обладает территориальным верховенством

·        Наличие своей территории определяет ряд специальных функций государства

·        Охрана границ и территорий

·        Захват чужих

II         Территория государства делиться  на административные единицы, либо на территории других государств

III        Государство – это особая организация публичной политической власти, которая располагает определенным аппаратом (механизмом) управления обществом

IV        Государство организует общественную жизнь на строго правовых началах (на основе законов) это означает что :

·        Только государство имеет право издавать обще обязательные для исполнения правовые нормы.

·        У государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм. ( правосудие, правоохранительные )

V         Государство представляет собой суверенную организацию власти

Суверенитет – это свойство государственной власти, выраженной в верховенстве и независимости данного государства, по отношению к другим властям внутри страны, а также в сфере международных отношений .

Черты Суверенитета

·        Вне классовость

·        Вне национальность

·        Все народность

·        Неограниченность

·        Не делимость

·        Реальность

 

Проявления суверенитета

·        Независимость внешне политической деятельности, полноправие международных отношений, признание государства международным обществом в качестве субъекта

·        Право на границы и территориальное главенство

·        Право самостоятельно осуществлять конституционную и законодательную деятельность

·        Право иметь свое государственное управление

·        Право в области обороны

·        Право иметь свое гражданство и принимать в него

·        Право на самостоятельное определение приоритетов экономической и социальной политики

VI        Государство выступает в роли арбитра. Пример классовые противоречия

VII       Факультативные признаки государства ( флаг, гимн )

 

Сущность государства – это его основа полагающее свойство, которое сказывается на всех его иных свойствах определяющих его место, роль и особенность функционирования среди других социальных систем   , то есть для определения государства, необходимо выявить наиболее существенные признаки государства. С этой точки зрения, качественно важно постоянная линия государства, что она во всех исторических разновидностях выступает как единая организация политической власти, управление всем обществом  , таким образом :

Государство – это единая политическая организация общества, которая распределяет свою публичную власть на территорию всей страны и ее население, а также лиц проживающих на этой территории, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает в форме Нормативно Правовых Актов ( НПА) обязательные для всех веления и обладает чертами суверенитета .

 

 

Типы Государства

 

Существует несколько подходов к типологии государства.

1)      Тип государства связывается с типом общественно политической формации

·        Рабовладельческое

·        Феодальное

·        Буржуазное

·        Этократическое ( псевдо социалистическое)

2)      В основе классификации лежит степень политической свободы

·        Демократическое

·        Антидемократическое

·        Авторитарное

·        Полицейское

·        Фашистское

·        Расистское  (раса)

3)      В основе классификации лежит тип цивилизации

·        Древне Восточное

·        Древне Греческое

·        Древне Римское

·        Средневековое

·        Современное

 

Лекция №3

Литература: Энгельс « происхождение семьи, частной собственности Государства .

Гумилев « Этногенез и Биосфера земли»

 Малько « Курс Лекций ТГП»

Марченко. Изд-во МГУ  « ТГП курс лекций» 

I
Понятие формы Государства

Существует ____________ это характерная обусловленность государственной власти и основные методы ее определения, существуют следующие определения. Это способ государственной власти, порядок ____ их структура и взаимоотношение в общем механизме

            Форма государство состоит из

1.      Формы правления (Ф.П.)

2.      Формы территориального устройства

3.      Формы государственного режима

 

Форма правленияпредставляет собой категорию для обозначения структуры высших органов государственной власти конкретного Государства, порядок их образования, взаимодействия и распределений властных полномочий .

Форма правления уясняет :

·        Как создаются высшие органы государство и каково их строение

·        Какие принципы лежат в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами .

·        Как строится отношение между верховной властью и населением страны

·        В какой мере органы высших органов государства позволяют обеспечивать свободы и права граждан .

 

Формы правления делятся на два вида

·        Монархия

·        Республика

 

 

Монархия– это такая форма правления при которой, верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит по наследству

Обобщающие признаки монархии

·        Наличие единоличного главы государства

·        Пользование властью пожизненно

·        Наследственный порядок наследования власти

·        Представительство в государствах, по усмотрению монарха

·        Юридическая безответственность монарха

·        Исторический и религиозный символ власти

 

 

Типы Монархий

·        Рабовладельческие монархии

·        Древневосточная ( деспотия ) Вавилон, Ассирия Египет

·        Древне Римская

·        Феодальные монархии ( децентрализация, феодальная раздробленность распределение власти между вассалом и сувереном ) Киевская русь, Империя Карла великого

·        Сословно представительская Монархия ( Наличие совещательных органов при Монархии, централизация государства)

·        Абсолютная монархия ( концентрация у монархии всей полноты власти, сохранение формальных совещательных органов)

·        Современные монархии

·        Конституционная монархия ( Англия, Испания, Япония )

·        Абсолютная Монархия (Ближний восток)

·        Теографическая (Иран ) верховный жрец

·        Выборная монархия ( Арабские эмираты )

 

 

 
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Республика–такая форма правления при которой верховная государственная  власть, осуществляется выборными органами, избираемые населением на определенный срок .

 

Признаки :

·        Наличие единоличного или коллегиального правового государства

·        Выборность на определенный срок главу государства  и других органов государственной власти .

·        Ответственность главы государства в случае предусмотренных законом

·        Обязательное решение верховной власти для всех других государственных органов

·        Преимущественная защита граждан государства .

 

Типы Республик

 

·        Рабовладельческие республики

·        Демократическая республика ( Афины, Фалес )

·        Аристократические республики ( Рим, Спарта)

·        Феодальные

·        Парламентская республика

·        Аристократическая республика (Венеция, Новгород)

·        Современные

·        Парламентская  ( Франция, Германия)

·        Президентская (США) глава государства, и глава правительства в одном  лице

 

 

 

II
Формы государственного устройства

Это национальное и административное территориальное строение государства, которое распределяет характерные взаимоотношения между его основными частями и между центральными и местными органами власти .

 

Формы государственного устройства раскрывают:

·        Из каких частей состоит внутреннее строение государства

·        Каково правовое положение этих частей

·        Каково взаимоотношение этих органов

·        Как стоятся отношение между центральными и местными органами власти

 

По форме государственного устройства, государства различаются :

·        Унитарное

·        Федерации

·        Конфедерации

 

Унитарное государство –единое, целое государственное образование, состоящее из административных и территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти, и признаками государственного суверенитета не обладают. Они соединены высшим органом власти, единой судебной системой, единой конституцией, единым законодательством, единым гражданством, единой денежной и кредитно-налоговой политикой. Составные части суверенитетом не обладают! Иногда допускается национальная автономия .

 

Федерация— это добровольное объединение нескольких суверенных государств в единое союзное государство .

 

Признаки Федерации

·        Территория Федерации состоит из территории его отдельных судеб .

·        Единая система высших органов государственной власти .

·        Федеративное государство осуществляет представительный интерес входящих в него субъектов ,  в международном отношениях .

·        Единая налоговая система

·        Наличие общей армии, и правоохранительных органов .

·        Единая государственное граница и пограничные войска .

·        Наличие федеральных судебных органов .

·        Наличие в парламенте палаты федераций, представляющие интересы членов Федерации, что обеспечивается равным механизмом выборов .

·        Вместе с тем, каждый субъект обладает всеми признаками суверенного государства, имеет свое законодательство, систему органов власти и законодательную и судебную власть.

 

Конфедерация-это временно созданный союз суверенных государств для их защиты и достижения общих целей.

 

Форма Государственного Режима

 

Это совокупность форм и методов осуществления полит власти в конкретном государстве .

 

По форме государственного режима, государства делятся .

·        Демократические

·        Антидемократические

·        Тоталитарная

·        Авторитарная

·        Переходная ?

 

Политический режим Демократического типа, имеет своей предпосылкой (целью) существование суверенных, индивидуальных субъектов ,  являющихся собственниками экономической жизни, и строящими отношения друг с другом на основе обмена и договора .

 

Отличительные черты

·        Отсутствие обязательной для всех государственной идеологии

·        Наличие свободного формирования вне государственных политических партий .

·        Ограничение политической роли партии участием в выборах с разработанной избирательной программой отражающей интересы представляемой паритей социальной группы .

·        Наличие политических свобод

 

Реализация этих предпосылок и делают этот режим демократическим, главную роль в форме государственного режима, играет народ

 

Тоталитарный

·        Характерно насильственное навязывание населению общих порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии .

·        Полный контроли над политической, экономической, культурой и бытом, господствующей партией, в чьих руках средства массовой информации и печать .

·         В методах управления преобладаетполитическое и физическое насилие ( полицейский и жандармский террор)

 

Авторитарный

Тот®авторитарный®демократический

 

Черты

·        ликвидация или значительное отрицание свобод граждан

·        запрещение оппозиционных партий и других организаций

·        ограничение роли выборных государственных органов .

·        сосредоточение огромной властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведение роли парламента и других органов власти до положения сугубо формальных институтов .

 

Авторитаризм зачастую фашистский режим .

В связи со схожестью черт авторитарного и тоталитарного режима, ряд авторов их не разделяют .

 

 

Сущность, Типы и Формы ( Источники права)

 

Литература :

·        Гегель « Философия права »

·        Маркс « Критики Гегелевской философии права»

·        Алексеев « Общая теория права»

·        Лившиц « Современная теория права»

 

I
Сущность права. Определение его понятия .

Существуют множество школ права :

·        Марксистско-Ленинская теория права. Право рассматривается как возведение в закон господствующего класса, в основе экономика и класс .

·        Основные теории основываются :

·          Право – есть явление, без которого невозможен прогресс развития общества .

·          Право – является обще человечески справедливым, и служит всему обществу .

·          Право частной собственности, является неотъемлемой основой всех прав .

·          Право определяет норму свободы .

Концепции права

·        Концепция естественного права .

·        Это совокупность концепций о том, что право и закон различаются. Базируются на представлениях об справедливости права. Представитель МоДзи

·        Естественное право выражается в том, что это высший, гуманный принцип права, стоящие над позитивным правом и обладающие абсолютной значимостью. Естественное право, возвышается над позитивным .

·        Содержание норм, подлежит оценке в нравственно этическом аспекте .

·        Теологическая концепция(Августин) Право- вечный закон. Он весь божественное откровение .  Естественное право – это рациональное откровение, выражение божьего порядка, служит основой и масштабом человеческого порядка ( Ф. Аквинский ). Агностический подход. Естественное право – это воля бога, которая не может быть познана человеком. Он вынужден обращаться к религиозным источникам, чтобы писать свое право .

·        Историческая школа права. Зарождалась в период зарождение буржуазии и распада феодализма. Право – это ворожение народа, складывающиеся подобно языку постоянно в ходе процесса, независимо от законов, а они лишь фиксировали что сложилось в обществе, таким образом отрицая программную роль правотворчества. В современных условиях школа утратила свои позиции .  

·        Нормативизм. Разработана немецкими учеными в 19 веке.Право рассматривается как система норм или правил поведения, то есть, сужается его значение .

·        Социологическая Близкая к Естественному праву. Существует система норм, которые повышенное  внимание уделяют системе, характеру правоотношений в обществе, которые возникли в результате правовых норм .

·        Психологическая теория. Право возникло, как внутренняя потребность человека.

 

Признаки Права .

·        Система норм или правил

·        Право должно выражать идею справедливости и свободу действий .

·        Нормы права установлены или санкционированы государством .

·        Право явление системное. Это проявляется в том, что все нормы права взаимно связаны, основаны на общих принципах и подходах.

·        Право закрепляет наиболее значимые интересы и потребности граждан .

·        Право действует на всей территории страны, правовые нормы обязательны для всех категорий граждан, которых они касаются .

·        Право определяет наиболее оптимальную меру свобода для каждого гражданина, обеспечивая такое положение, когда проявление его личностной свободы не ущемляет права и интересы других граждан .

·        Право выступает как мера насилия допустимого над личностью в его интересах, и интересах других граждан .

·        Право – это равный масштаб по отношению к разным людям .

 

Право – есть система норм, которая исходит от государственных органов его принудительной силой, выражает коренные интересы страны, или значительной его части и выступают в качестве государственного регулятора общественных отношений .

 

Типы права .

История права – это совокупность правовых систем обладающих объединенными признаками и принадлежащих к одному экономическому базису ( формации ) подразделяются :

·        Рабовладельческое право ( законы Ману, Хамоваты, Римское право )

·        Феодальное право ( Сальвическое право, Русское право, Псковское судебная грамота, соборное уложение )

·        Право периода становления и уложения капитализма

·        Социально ориентированное право, в капиталистических государствах с высоко эффективной рыночной экономикой .

 

Формы и источники права .

 

Ленин В.И. Пути и способы возведения в закон воли господствующего класса .

Внешние формы устанавливают и закрепляют правовые нормы .

Виды источников Права

·        Правовой обычай

·        Прецедент

·        Нормативно правовые акты

·        Юридическая практика ( в буржуазных странах Англо Американской правовой сист. )

·        Юридические науки ( в буржуазных странах Англо Американской правовой сист. )

 

Правовой обычай– сложившееся в обществе правило поведения, которое в силу одобрения и охранение государством и государственной санкции придается характер правовой нормы ( парламентский обычай )

Прецедент-решение государственного органа по конкретному делу, который становится правилом по решению аналогичных дел. ( в административных, судебных и других видах, прецеденты различны )  

Нормативно правовые акты – исходят от компетентных органов государственной власти, обще обязательно, письменно оформлены с соблюдением всех процедур, веления в которых устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы.

Нормативный договор –соглашение между несколькими государствами  , международными организациями или иными субъектами права. ( международный договор, федеративный )

 

Соотношение Государства и Права

Общие черты :

·        Сходные исторические судьбы, возникшие в результате одних причин .

·        Одно без другого не существует .

·        Общая экономическая база .

·        Уровень правовой культуры, национально политическая особенность конкретного народа .

·        Государство и право, свойственны только классовому обществу

·        Государство и право, едины по своей социальной сущности.

Различие

·        Государство – это орган ведущей политической партии, а право производная от взаимоотношений государства и общества

·        Государство возникает как орудие насилия, а право оправдывает это насилие .

 

 

 

Лекция №4

Механизм, Аппарат Государства.

1.
      Понятие принципы, структура государственного аппарата.

2.
      Организация и деятельность органов государства

3.
      Характеристики основных органов государства .

 

Литература: Копейников 84 г. « Механизм социального Государства»

 

            Государственный аппарат – это сложная система входящих в качестве элемента в историческую концепцию типа общества, выступ его над системой.

  В целях организации деятельности общества, Государство реализует ряд внутренних и внешних функций, для реализации каждой из которых, действует конкретная структура государственного аппарата, она в совокупности составляет механизм государства.

   Механизм государства – это совокупность государственных органов по средством которых господствующий класс или большая социальная группа, обеспечивает свое экономическое, политическое и идеологическое господство.

 

Признаки Государственного механизма

·        Состоит из людей, специально занимающихся управлением

·        Представляет собой сложную систему организаций и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи, при осуществлении своих непосредственных властных функций.

·        Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечение организации и финансовых средств, а в необходимых случаях и принудительно воздействовать

·        призваны надежно, гарантировать и охранять интересы своих граждан

 
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Базовые принципы построения организации

И деятельности государственного аппарата .

 

1.
      Принцип разделения властей

2.
      Принцип концентрации власти и их преобладание в жестких административных структурах государственного управления.

3.
      Принцип идеологизации власти. В государстве реальная власть сконцентрирована у руководителя кокой либо общественной организации, партии или религиозной организации.

4.
      Принцип преобладания представительной власти.

 

Виды классификации государственного органа.

 

1.
      По территориальному признаку

·        Центральные

·        Местные

2.
      По субъекту формирования

·        Представительные (формируются путем выборов)

·        Формируются иным государственными органами

3.
      По характеру компетенции

·        Общей компетенции

·        Специальной компетенции

4.
      По порядку государственных полномочий

·        Коллегиальные

·        Единоличные

5.
      По формам деятельности

·        Законодательные

·        Исполнительные

·        Контрольные

·        Надзорные

·        Судебные

 

Общая характеристика системы государственных органов.

 

1.      Система государственных органов представляет собой совокупность взаимосвязанных структур, законодательной, судебной, исполнительной, надзорной органов.

2.      В зависимости от организации и специфики организации хозяйства в конкретной стране, происходит перераспределение власти между различными структурами государственного аппарата.

3.      Всем государственным органам присуще обладающими властными полномочиями.

·        Проявляющиеся в том, что они в праве издавать юридические акты, принимать управленческие решения, давать распоряжения от имени государства.

·        Государственные органы, обладая правом и возможностью обеспечивать их силой государственного принуждения.

4.      Все органы государственного аппарата действуют в рамках закона.

 

Признаки государственных органов.

 

1.      Наделены властными полномочиями

2.      Обладают внутренней структурой, устройством

3.      Образуются в установленным государством порядке

4.      Действуют в определенных формах и в пределах, установленных нормами процессуального права.

5.      Состоят из коллектива людей, редко их одного лица.

6.      Осуществляет функции государства.

 

 

Представительные органы государственной власти.

 

К числу представительных органов относятся: законодательные, местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания населения страны, действуют от их имени и ответственны перед ними.

Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства, законодательные органы занимают главенственное положение в механизме государства. Она устанавливает обще обязательные требование, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь, и которые служат законной основой для судебного и прочего законодательства.

В Демократическом государстве высший орган это парламент. Парламент может иметь 2 палатную и 1 палатную структуру. ( нижнюю и верхнюю )

Одно палатные парламенты существуют главным образом в странах с относительно однородным национальным составом населения или небольших территориальных размерах.

 

Полномочия парламента

1.      Осуществляет контроль над использованием власти

2.      Финансовые полномочия, принимает государственный бюджет.

 

Контроль парламента над исполнительной властью выражается :

 

1.      Участие в назначении различных должностных лиц, составляющих исполнительную власть.

2.      В некоторых странах назначает главу государства ( парламентская республика).

 

В государствах с классическим президентским правлением (США) парламент принимает лишь косвенное участие в избрании президента.

 

Местные органы государственной власти .

Эти государственные органы имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно территориальных единиц, местные представительные органы ( местные  органы самоуправления) избираются непосредственно населением административно территориальных единиц, им подведомственны в пределах установленной территории. ( предприятия, бюджет, благоустройство, транспорт, водоснабжение, образование, здравоохранение) ( короче все местное)

 

Исполнения распоряжений органов государственной власти.

Глава Государства.

В подавляющем большинстве стран, глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти.

В конституционной монархии, главой государства, формально считается монарх.

В странах с республиканским правлением, главой государства является президент.

 

Полномочия президента

1.      Президент принимает иностранные дипломатические представителей, назначает послов. 

2.      Ратифицирует международные договоры и соглашения.

3.      Является главнокомандующим вооруженными силами страны.

 

В ряде стран:

4.      Распустить парламент.

5.      Прервать сессию или отложить созыв.

 

Наиболее широкие властные полномочия обладает президент в президентской республике.

В парламентской республике роль президента скромнее. Являясь главой государства, он лишь формально представляет высшую исполнительную власть, т.к. реально ее осуществляет глава правительства.

 

Правительство.

Это высший исполнительный и распорядительный орган власти, которая непосредственно осуществляет управление страной. Возглавляемая главой правительства, в состав правительства входят члены правительства возглавляющие центральные ведомства ( министерства, департаменты), а также входят заместители главы правительства и помощники министров.

Правительства бывают:

·        Коалиционные ( в их состав входят 2 или более партии)

·        Однопартийные ( только одна партия)

 

Управление на местах, исполнительная власть, осуществляет само выборными органами, либо назначенными центральной властью лицами, или и теми и теми при строгом разграничении их компетенции.

 

Судебные органы государственной власти.

 

FuckСуд-это государственный орган осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел, в установленном законе данного государства процессуальном порядке. В системе государственной власти, судебная власть выступает главным управленческим механизмом, позволяющим эффективно направлять действующий закон и исполнительную власть в правовые рамки.

Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: 

·        Гражданский

·        Административный

·        Военный

·        Транспортный

·        И иные суды

 

Будучи независимыми, от других ветвей власти, суд опирается только на закон и только ему подчиняется.

 

Прокуратура

 

Функции заключаются в надзоре за соблюдением законов, расследовании преступлений, санкционировании арестов, выступать в судах в качестве государственного обвинителя.

По осуществлению судебной власти, прокуратура играет пассивную роль.

Однако, ее роль необходима для поддержания режима законности в правовом государстве.

 

Функции государства.

 

1.      Понятие функции государства и их классификация

2.      Внешние и внутренние функции государства.

 

Функции государства можно определить как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм воздействия на общественные отношения.

 

Существуют признаки функций государства.

1.      Устойчиво сложившиеся предметы деятельности государства в той или иной сфере общественной жизни.

2.      Непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством соответствующей функции.

3.      Направление функций государство на выполнение конкретных задач и достижение тех, или иных целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества.

4.      Реализация функций осуществляется в определенных формах и особыми методами, присущими государственной власти.

 

В различные исторические периоды приобретает значение те или иные задачи, цели государства, а следовательно различные его функции.

 

Общие черты функций государства.

1.      Основная масса функций присутствует в том или ином виде в любом государстве, независимо от формации.

2.      Каждая из функций присущая любому государству, независимо от формы правления и формы государства.

 

Организация правового механизма функций государства.

 

1.      Объект функции- это совокупность общественных отношений обладающих определенной спецификой, на которую нацелено воздействие государства  в виде своих органов.

2.      Субъект функции – совокупность  государственных органов, в компетенцию которых входит воздействие на конкретную область общественных отношений.

3.      Нормативно правовая база функций- это совокупность законов и подзаконных нормативно правовых актов, на основе и восполнение которых действует группа государственных органов реализуя ту, или иную функцию государства.   

 

Методы осуществления функций государства.

 

1.      Правовые

·        Правотворческая деятельность

·        Оперативно ________

·        Правоохранительная деятельность

2.      Организационные

·        Организация регламентирующей деятельности

·        Текущая организационная работа государственных учреждений

·        Организационная идеологическая деятельность, разъяснительная пропагандистская работа.

·        Организация экологической деятельности, текущая хозяйственная работа.

 

Соотношение функций государственных органов и функций государства.

 

1.      Функции государственных органов в отличии от функций государства, не могут непосредственно выражать сущность конкретного государства. Функция государственных органов- раскрывается конкретной деятельностью каждого отдельного звена государственного аппарата в пределах его компетенции. Функции государственных органов, это и конкретные цели и полномочия.

2.      Функции государства – это политически-философское понятие. Они объективны по своему характеру и не зависят от воли людей, т.е. функции государственных органов- понятие юридическое, и их содержание не вполне объективно. Оно зависит от проявление интеллекта и воли руководителя этих органов и других должностных лиц.

3.      Функции государственных органов подчиняются функциям государства их целям и требованиям.

 

Классификация функций.

 

Классификация- это разделение функций государства на устойчивые группы, в зависимости от избранного критерия разграничения.

 

1.      По сферам деятельности

·        Внутренние – это функции, реализуемые государственным аппаратом на своей территории.

·        Внешние- реализуемые государством в отдельных случаях вне своих пределов, всегда во взаимодействии, либо конфедерации с иными государствами, либо другими субъектами международного права.

2.      По продолжительности действия

·        Постоянные

·        Исторически временные

3.      По социальной значимости

·        Основные

·        Второстепенные

4.      По структуре

·        Однородные

·        Собирательные

 

Внутренние функции.

 

Правоохранительная функция. Это функция охраны общественных отношений, направленных на охрану этих отношений правовыми средствами, в результате которых реализуются юридическая ответственность, обеспечивается организованность и дисциплинированность. Эффективная борьба с преступностью.

Под функции.

·        Охрана общественного и социального строя

·        Охрана всех форм собственности

·        Охрана прав и свобод граждан

·        Охрана информации

·        Охрана общественного порядка

·        Охрана деятельность исправительных учреждений

 

Субъекты внутренних функций

·        Федеральное собрание

·        Президент

·        Правительство

·        МВД

·        Прокуратура

·        ФСБ

·        Таможня

 

Объекты функций.

 

Это совокупность общественных отношений в сфере обеспечения, которой действуют правоохранительные органы.

 

 

Другие внутренние  функции.

 

·        Судебная функция

·        Хозяйственно организационная

·        Финансовая и фискальная

·        Воспитательная или идеологическая

·        Социальная

·        Экологическая

·        Научно просветительская

·        Информационная

 

Внешние функции.

 

·        Охрана границ

·        Ведение захватнических воин

·        Колонизация других территорий

·        Международная торговля

·        Функции поддержания международных отношений и сотрудничества.

·        Освоение и заселение новых территорий

·        Финансовые войны

 

Внешние функции государства – это деятельность государства направленные на обеспечение национальных интересов за ее пределами, создание условий на международной арене, успешная деятельность государства.

В современных условиях наибольшее значение приобретают следующие функции

·        Поддержание мира и коллективной безопасности

·        Наказание агрессора

·        Функции безвозмездной помощи

·         Функция сотрудничества в области науки, культуры, политики, просвещения.

 

Субъекты внешних функций.

 

·        Федеральное собрание

·        Президент

·        Правительство

·        Министерство обороны

·        ФСК

·        И другие органы осуществляющие деятельность за пределами государства.

 

Объекты функций.

 

Совокупность общественных отношений в сфере обеспечения которых действуют органы осуществляющие данные функции.

 

 

Лекция №5

Понятие и структура норм права.

1.      Понятие нормы права, и ее основные признаки.

2.      Структура правовой нормы

3.      Способ изложения правовой нормы в статьях нормативно правового акта.

4.      Виды правовой нормы.

 

 Литература:

Байкин, Бабаев «Нормы советского права»

 

            Норма право- это обще обязательное правило поведения, регулируемое общественными отношениями, содержащая дозволение либо запрещение, предоставляющая юридические права, либо возлагающая юридическую ответственность, исходит от государства и обеспечиваемые правовыми санкциями или силой государственного принуждения.

 

 

Основные признаки правовой нормы.

·        Правовая нормы, обще обязательная норма поведения.

·        Устанавливается или санкционируется государством (властное веление)

·        Предоставляет участникам общественных отношений, субъектам юридические права и возлагает юридическую ответственность.

·        Охраняется принудительной силой государства, путем применения санкций. Однако норма право охраняется и другими нормами социального регулирования. (Мораль, религия, обычай)

·        Норма права отражает наиболее значимые для общества, общественных отношений. Отношение власти, безопасность, материальное, семейное.

·        Норма права четкая научно обоснованная

·        Дозволение или запрет

·         Элемент единого национального права

·        отлично сформулированное определение (т.е. четко сформулированное и закрепленное в законе)

·        это результат проявления коллективной воли законодателей

·        результат политического компромисса различных социальных институтов

·        блок управляемой информации.

 

Структура правовой нормы

Нормы права по критериям внутренней структуры делятся на две группы

1.      Отправные (учредительные нормы)

2.      Нормы правил поведения

 

Отправные нормы

Это нормы, которые путем словесного обозначения, либо указания одного или нескольких существенных признаков, либо путем полного определения (дефиниции) закрепляет в законе правовые понятия, правовые нормы.

 

Нормы правового поведения- это все остальные кроме учредительных, которые как правило, устанавливают правила поведения людей и ответственность за их не исполнение.

 

Правовая норма обладает особенностью

·        Размещается на различных источниках

·        Не всегда имеют установленную структуру.

 

Чтобы выявить какое-нибудь правило, надо собрать одну собирательную норму, любая норма права подразделяется на:

·        Гипотеза

·        Диспозиция

·        Санкция

 
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Гипотеза— элемент правовой нормы которая указывает, при каких условиях мы обязаны руководствоваться данным правилом. Та часть нормы, которая указывает на условие его действия, элемент юридической нормы, указывает на жизненные обстоятельства, при которых реализуется диспозиция.

Диспозиция— элемент правовой нормы, указывающий каким должно, или может быть поведение лица при наличии условий предусматривающих гипотезой. Это правило поведения.

Санкция-это завершающий элемент правовой нормы, в котором устанавливается, какие меры государственного принуждения применяются к нарушившему требования правовой нормы. Это часть нормы, указывает на меры применения, при ее не соблюдении.

Если (гипотеза) — то (диспозиция) — а в противном случае (санкция)

Санкции бывают:

·        Уголовно правовые ( штраф, лишение свободы)

·        Административно правовые ( штраф, лишение прав)

·        Гражданско-правовые (пени)

 

Гипотеза, диспозиция, санкция могут быть разбросаны по различным нормативно правовым актам или гипотезу необходимо домысливать самому. Нормы уголовного права состоят из диспозиций и санкций.

 

Способ изложения правовой нормы в статьях нормативно правового акта.

Статья нормативно правового акта- это форма выражающая правовую норму, при этом статья конкретного закона может содержать часть нормы, или часть ее структурного элемента. Таким образом, норма права может содержаться в ряде статей или в ряде нормативно правовых актов.

 

Способы изложения правовой нормы в статьях нормативно правовых актов.

 

·        Прямой

·        Отсылочный

·        Бланкетный

 

Прямой— когда в статье закона прямо изложено все три или два элемента правовой нормы.

Отсылочный— когда в статье нормативно правового акта изложены не вся правовая норма,  но дается прямая отсылка к другой конкретно названной статье нормативно правового акта, в которой излагают недостающие элементы, либо более детально раскрыто их содержимое.

Бланкетный— это такой способ когда в статье нормативно правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил, но самих этих правил не содержится, нет отсылки к другим статьям, и недостающие сведения дополняют самостоятельные нормы права содержащихся в других нормативно правовых актах.

 

Соотношение норм права и статьи нормативно правового акта.

·        Норма права и статья нормативно правового акта совпадают. (Любая норма, особенно части уголовного кодекса)

·        Нормы права изложены в двух или нескольких статьях одного и то гоже нормативного акта или же  другого нормативного акта.

·        В одной статье нормативного акта, содержаться две или несколько юридических норм.

 

Виды правовых норм.

1.      Отраслевой признак.

·        Правовая норма конституционного права

·        Административного права

·        Финансового права

·        Земельного права

·        Сельскохозяйственного права

·        Трудовое право

·        Гражданское право

·        Семейное право

·        Уголовное право

·        Уголовно исполнительное

·        Уголовно процессуальное

·        Гражданско-процессуальное

·        Международное

2.      В зависимости от выполняемой функции.

·        Регулятивные Предписание, которых непосредственно направленно на регулирование общественных отношений, путем предоставления участникам прав и возлагая обязанности.

·        Охранительные. Нормы направленные установление и регулирование мер юридической ответственности .

Виды регулятивных норм

·        Обязывающие

·        Запрещающие

·        Которые обязывают лицо воздержаться от действий известного рода.

·        Управомачивающие ( устанавливают права с положительным содержанием)

3.      По характеру обязательств

·        Императивные ( которые содержат конкретные предписания, которые не могут быть изменены участниками отношений)

·        Диспозитивные. Это такой вид правовых норм, которые действуют постольку, поскольку участники отношений не установят для себя иного правила поведения.

4.      По степени определенности.

·        Абсолютно определенные. Это такие нормы, которые не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте.

·        Относительно определенные. Которые не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы.

·        Альтернативные.

 

Нормативно правовой акт  как источник права.

1.      Понятие нормативно правового акта и его признаки

2.      Вида нормативно правовых актов в РФ и их систематизация

3.      Порядок опубликования

 

В РФ нормативно правовые акты являются основными источниками права.

Нормативно правовой акт- это надлежащим образом документально оформленная воля государства, его органов и отдельных компетентных должностных лиц, выступает в качестве носителя нормы права.

Нормативно правовой акт -  акт права творчества, устанавливающий, отменяющий, изменяющий правовую норму.

Признаки нормативно правового акта

·        Является внешней формой существования правовой нормы

·        Нормативно правовой акт присуще выражен в соответствующим документам виде, обязательное соблюдение формы и реквизитов

·        Нормативно правовой акт обладает волевым характером, фиксирует волю государства ил отдельного лица.

·        Нормативно правовой акт как источник права, в качестве инструмента, средство воздействия на правовую систему, она является одним из необходимых условий правового регулирования, средство донесения воли от законодателей к исполнителям.

·        Нормативно правовым актам должны быть присущи: четкость и понятность, без дополнительных толкований.

·        Законность Нормативно правового акта обеспечивает точное соблюдение процедуры их принятия.

·        Законом может быть только нормативно правовой акт принятый в пределах компетенции соответствующего органа.

·        Нормативно правовой акт может быть издан только правотворческим органом.

·        Комплексный нормативно правовой акт, затрагивающий меж ведомственные интересы может быть принят только процедурой согласования.

·        Все нормативно правовые акты должны пройти опубликование и регистрацию в министерстве юстиции.

·        Нормативно правовой акт содержит правило поведения общего характера. Они распространяются либо на неограниченный круг лиц, либо на широкий и рассчитаны на многократное применение.

 

Вида Нормативно правовых актов.

1.      От их юридической силы

·        Конституции

·        Законы

·        Подзаконные акты

Конституция-это принятый в особом порядке законодательный акт высшей юридической силы, закрепляющий наиболее значимые особенности политики государства, правового и экономического устройства конкретного государства. Содержит базовые ориентиры для правотворческих органов всех уровней. Дополнение и изменение к конституции вносится также в особом порядке.

Законы— это законодательные акты, регулирующие наиболее значимые для государственной и общественной области отношения, принимаются законотворческими органами всех уровней.

Признаки законов.

·        Их издание входит в исключительную компетенцию органов законодательной власти, либо референдум

·        Посредством их издания регулируются важные, устойчивые общественные отношения.

·        Закон — первичный акт. В нем содержаться юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы.

·        Закон обладает высшей юридической силой

·        Закон может быть дополнен, отменен, изменен только законом.

Законы бывают

·        Конституционные

·        Текущие

Конституционные — это закон, принятый парламентом конкретного государства, в особом предусмотренным специальным законом порядке способом. Правовой акт по основным вопросам жизни государства, выражающий общую государственную форму, обладающей высшей юридической силой. Перечень конституционных законов определяет конституция РФ, это законы о порядке деятельности правительственных, судебной системе, конституционного суда, всего их 14.

Текущие — принимают но основе и во исполнении конституционных законов, состоит текущее законодательство и регулирует различные стороны политической, экономической, культурной жизни страны.

 

Стадии принятия закона.

·        Законодательная инициатива

·        Проект

·        Обсуждение

·        Принятие

·        Опубликование

Подзаконные акты.

Это нормативно правовые акты государственных органов и компетентных должностных лиц, которые изданы во исполнение законов, на них основаны и им не противоречат.

Виды подзаконных правовых актов.

·        Распоряжения президента

·        Указы президента

Нормативные указы, носят обще обязательные и вели тельный характер.

Правоприменительный указы носят индивидуальный, разовый характер, и применяется к конкретному вопросу управления.

 

·        Постановление и распоряжение правительства

·        Приказы и распоряжения руководства министерств и ведомств

·        Инструкции ЦБ

·        Постановления правительства, субъектов федерации

·        Распоряжения Мэров и губернаторов

·        Актов в органах местного самоуправления

2.      Вида актов по способу вступления в законную силу

·        Акты вступающие в силу, в срок указанный в законе или в другом нормативном акте.

·        Акты, в которых указанны конкретные сроки вступления в законную силу сразу или поэтапно

3.      Виды акта в зависимости от характера регулирования прошлых или будущих правоотношений.

·        Обычно действуют с момента вступления до отмены

·        Акты возвратного характера, в которых содержаться прямые указания на то, что их действие распространяется на правоотношения сформированные ранее, до их принятия.

·        Акты перспективного характера. Это акты подлежащие введению в действие в будущем, в случае если возникнет ситуация прямо предусмотренная в тексте акта, в качестве основания для его введения.

4.      В зависимости от сферы действия

·        Обще государственные

·        Региональные

·        Распространяется на оговоренные в нормативно правовом акте круг лиц

5.      В зависимости от государственной структуры, на которые распространяется нормативно правовой акт.

·        Обще обязательные

·        Ведомственные и межведомственные

 

Правило разрешения коллизий .

·        Если противоречат друг другу акты одного и того же органа изданные в разное время, то применяют изданное последним.

·        Если противоречат друг другу акты разных органов, то применяют акты вышестоящих органов.

·        Если расходятся общие и специализированные нормы, то применяют специальные.

 

Систематизация Нормативно правовых актов.

Систематизация в праве- это деятельность по обеспечению системности права, при приведении действующих нормативно правовых актов в единую, согласованную, цельную систему.

            Состоит из деятельности, по нормативному восполнению пробелов в праве, и деятельности по упорядочиванию и систематизации законодательства при этом:

·        Улучшается структура нормативно правового акта

·        Происходит взаимная увязка в ходе их принятия

 

Способы систематизации.

·        Кодификация

·        Консолидация

·        Инкорпорация

 

Кодификация-это такой вид правотворчества, при котором обеспечивается системное, нормативное регламентирование данного вида общественных отношений, путем издания единого, юридически и логически цельного внутри согласованного нормативного акта, выражающего содержание и юридическую специфику структурно обособленного подразделения системы права. Это основной способ создания новых правовых актов, путем объединения, создания новых норм и переработки.

 

Виды кодификационных актов.

·        Основы законодательства РФ. Это федеральные законодательные акты, устанавливающие общие начала правового регулирования в той, или иной сфере общественных отношений.


·        Кодекс- это кодифицированный законодательные акты объединяющиеся в строго определенном порядке, нормативно правовом регламентировании какой либо отрасли права.


·        Устав — кодифицированный акт, содержащий нормы, которыми регламентируется деятельность определенного ведомства.


·        Положение- свод кодифицированных актов, определяющих структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы государственных органов.


 

Консолидация-это сведение нескольких нормативно правовых актов в единый акт, когда в отличии от кодификации нормы права и нормативно правовых актов объединены без существенной переработки.

            Цель:

·        Устранение множественности норм права.

·        Их унификация

·        Создания крупных однородных блоков в структуре законодательства. Является промежуточным звеном между текущим правотворчеством и кодификацией.

 

 Инкорпорация-это упорядочивание системы нормативно правовых актов, путем издания компетентными органами сборников, собраний сводов действующих нормативно правовых актов.

            Это такой порядок объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определенном порядке, по способам размещения и целям бывают :

·        Хронологическая инкорпорация

·        Доктринально, опубликование нормативно правовых актов подобранных в целях достижения определенного эффекта и цели.

·        Систематическое — опубликование нормативно правовых актов в сборниках с различным материалом по темам в целях удобства его использования.

 

Лекция №5

1.      Понятие, признаки системы права.

2.      Элементы российской системы права.

 

Система права- это строение права того, или иного государства, деление его на взаимодействующие органы.

Под системой права понимают:

·        Сложное единство, сформированное различными факторами, и служащие для достижения общей цели.

·        Это интегральная совокупность взаимодействия элементов предназначенное для кооперационного выполнения заранее назначенных функций.

·        Это совокупность различных функциональных единиц.

 

Базовые признаки системы права.

·        Система права характеризуется объективностью, т.е. данная система сама не создается по произвольному усмотрению людей, а обусловлена системой объективно существующих общественных отношений.

·        Система права характеризуется согласованностью, это обусловлено тем, что возникающие противоречия, должны своевременно устранятся, законодательным путем, внесением изменений и дополнений в соответствующий нормативно правовой акт.

·        Особенности системы национального право определяются:   

·        Конкретными историческими условиями ее формирования

·        Влияния традиции правовой системы, в состав которой входит система национального права.

·        Для всякой системы права характерно не только внутренняя связь между ее структурными элементами, но и внешние связи с моралью, политикой, идеологией, экономикой.

·        Система содержит функциональные связи и отношения.

Право в целом и его отдельные отрасли, реализуют по отношению к обществу ряд функций. ( Охранительную, регулятивную, воспитательную …)

·        Право- система формализованная, она может существовать только формально, документально в форме совокупности нормативно правового акта.

·        Основы системы права составляют существующие общественные отношения. ( Каждая область общественных отношений соответствует своя область права)

 

 
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ внешней среды предприятия на примере ОАО Сибирьтелеком
Реферат Банкротство и санация банков целевые приоритеты и методы реализации 2
Реферат Отработка угольного пласта с применением гидромеханизированной технологии
Реферат 1921р. – заснування школи
Реферат Способы активизации деятельности школьников на уроках русского языка
Реферат 1996 г
Реферат 2. lcd monitors. Plasma monitors
Реферат Вербальный фактор интеллекта
Реферат Промышленное освоение лесных ресурсов тайги
Реферат 19-я Международная выставка
Реферат Даосизм, конфуцианство, синаизм
Реферат Анализ медиамониторинга обсе/бдипч по выборам депутатов государственной думы 4 декабря 2011 года
Реферат Я-концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности
Реферат 196621, г. Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Проф. Молчанова, 23 Тел
Реферат Особенности исполнения налогового обязательства в Республике Казахстан