Реферат по предмету "Педагогика"


Способы активизации деятельности школьников на уроках русского языка

Введение
В современныхусловиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстровозрастает, уже недостаточно только усвоения определенной суммы знаний. Во всемпедагогическом сообществе осознана необходимость привития интереса у учащихся кродному языку и умения самостоятельно пополнять свои знания. Это подтверждаетсясовременной ситуацией в образовании. К сожалению, у современных школьниковснизился интерес к своей национальной культуре, происходит американизациярусского человека (на телевидении американские мультфильмы, фильмы с оченьнизким уровнем перевода). Школьники не интересуются русской классикой, книгу имзаменили компьютер и телевидение, а компьютерный стиль не способствует улучшениюустной и письменной речи, привитию интереса к родному языку. Наши СМИ неулучшают речь и грамотность учащихся. Речь политических деятелей страны неявляется образцом для подражания [8].
Данныеразличных исследований подтверждают, что современные школьники слабо владеютформами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у нихнет желания заглянуть за страницы учебника, активного отношения к процессупознания, они не умеют выделить главное, сравнить и сделать обобщения и выводы [2,3, 4, 5]. А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли,сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике.
К сожалению,следует констатировать, что в настоящее время недостаточно разработаны подходык познавательной активности учащихся в условиях современной школы.
Всевышесказанное и определило актуальность моей работы. Актуальность темы «Способыактивации деятельности школьников на уроках русского языка» подтверждается«Законом об образовании» и «Концепцией развития школы», где насущной задачей,стоящей перед школой, является формирование у каждого школьника активнойжизненной позиции и воспитание патриотизма через любовь и интерес к родномуязыку.
При написанииработы мной были использованы исследования С.А. Псарёвой, Е.В. Ульяновой,Л.М. Головиной, И.Э. Унт.
В работах С.А. Псарёвойзначимыми для меня выступили идеи:
а) необходимостьвыявления, учета и развития творческих способностей учащихся;
б) приобщениешкольников к многообразной творческой деятельности.
В работах Е.В. Ульяновой наиболее важными считаюположение о воспитании общественно-активной творческой личности. В работах И.Э. Унтменя привлекла мысль о формировании человека самосовершенствующегося. В работахЛ.М. Головиной самыми существенными выступили положения:
а) развивать познавательные и творческиеспособности каждого ребенка;
б) необходимость познания себя,самореализации личности в процессе учебной деятельности.
Также важен опыт методистов: Е.В. Коротаевой, В.А. Сидоренкова,М.И. Крупенинниковой, С.В. Кульневич, Т.П. Ланоцениной, которыепроводят идеи творческого взаимодействия учителя и учащегося при обучениирусскому языку, проектирования самостоятельной работы учащихся через домашниезадания, активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русскогоязыка.
Цель данной работы: Проанализировать способы активациидеятельности школьников на уроках русского языка.
Задачи работы:
1. Рассмотреть психолого-педагогическийаспект активизации деятельности на уроке.
2. Проанализировать дидактические основыактивизации деятельности школьников на уроке.
3. Изучить способы активизациидеятельности на уроках русского языка.
4. Сделать выводы.
1. Активизация интереса ипознавательной деятельности школьников на уроках1.1Психолого-педагогический аспект активизации деятельности на уроке
Выявленная современной психологией главная функция психики– функция непосредственного управления конкретными процессами человеческойдеятельности, лежит в основе построения структуры любой деятельности, в томчисле и познавательной.
Советский философ М.С. Коган выделяет четыре блока:
1. Выработка мотивации – субъект должениметь внутреннюю мотивацию.
2. Конкретная ориентация выражается вцелеполагании и разработке плана, программы, технологии действия.
3. Психика должна обеспечить владениесубъектом исполнительскими механизмами, умение оперировать ими.
4. Блок оценки результативности действий,благодаря которым становится возможной обратная связь [7; с. 39].
Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы) – обеспечиваетвключение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активностьна протяжении всех этапов учебного познания.
Ориентационный компонент – принятие учеником целиучебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.
Содержательно-операционный – состоит из системы ведущихзнаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения.(Инструменты получения и переработки информации и применение знаний напрактике).
Ценностно-волевой компонент включает в себя внимание, волю.
Оценочный компонент – получение обратной информации о ходесовершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемойзадачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всехкомпонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом обучения.
Познавательная деятельность в целом складывается извнутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых иопределяет ее структуру.
Можно выделить следующие типы познавательного действия:
1. Действия, подводящие к осознанию необходимости новогопознания:
а) предварительные практические действия(таблицы, схемы, опыты, примеры), подводящие к осознанию недостаточностиизвестных теоретических знаний, объяснения новых фактов, явлений, процессов;
б) действия по осознанию практической итеоретической значимости изучаемого вопроса;
в) действия, по анализу и сопоставлениюфактов, явлений;
г) выдвижение гипотез и привлечениеимеющихся у школьников теоретических знаний для их обоснования.
2. Действия по созданию фактической базы для дальнейшихтеоретических обобщений:
а) актуализация известных фактов;
б) накопление новых фактов.
3. Действия по обобщению фактического материала:
а) первичные обобщения на основе сравнения(сопоставления и противопоставления фактов);
б) новые обобщения, основанные напредшествующих обобщениях (обобщения второго и т.д. порядка). Этот рядобобщений приводит к итоговым обобщениям урока, темы. Обобщения должны включатьстержневую идею курса.
4. Действияпо соотнесению обобщений с многообразием конкретной действительности:
а) нахождениеновых случаев проявлений общего в конкретном;
б) применениеобобщений к объяснению внешне противоречивых фактов, явлений;
в) использованиеобобщений в измененных ситуациях [7; с. 44]. 1.2 Дидактические основы активизациидеятельности школьников на уроке
Активация учения школьников должнарассматриваться не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем спомощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физическихсил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.
Физиологическойосновой познавательной активности является рассогласование между наличнойситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика вактивную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс,представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде.Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельноесостояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условиепознавательной деятельности.
Выделяютследующие уровни познавательной активности:
1. Первый уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуетсястремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способомего применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевыхусилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний,отсутствие вопросов типа: «Почему?»
2. Второйуровень – интерпретирующая активность.
Характеризуетсястремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлениемпознать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применениязнаний в измененных условиях.
Характерныйпоказатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, чтоученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказываетсяот выполнения задания, а ищет пути решения.
3. Третийуровень – творческий.
Характеризуетсяинтересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и ихвзаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Характернаяособенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство инастойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степенирассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте иновой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельностиличности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любогопринципа обучения [11; с. 63].
Принцип связиобучения с жизнью, является содержательной основой для активизации ученияшкольников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только вслучае организации активного учения школьников.
Принципнаучности создает основу для активной деятельности учащихся не только поосмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретическоготолкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывносвязано с качественной познавательной деятельностью школьников.
Принципсознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только впроцессе активного учения.
Принципнаглядности, выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного,теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется приактивном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного кабстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному.
Принципиндивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного характера обученияпредполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровеньактивности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников.
Такимобразом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве совсеми принципами в их системе.
В качествесредств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы,методы и приемы обучения.
Задачаучителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность учеников впознавательной деятельности, а их активность, направленную на овладениеведущими знаниями и способами деятельности.
Активизацияучения – есть прежде всего организация действий учащихся, направленных наосознание и разрешение конкретных учебных проблем.
Проблема –это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний дляудовлетворения возникшей познавательной потребности.
Особоезначение для успешной реализации принципа активности в обучении имеютсамостоятельные работы творческого характера.
Признаки,характеризующие самостоятельную работу:
а) наличиецели самостоятельной работы;
б) наличиеконкретного задания;
в) четкоеопределение формы выражения результата самостоятельной работы;
г) определениеформы проверки результата самостоятельной работы;
д) обязательностьвыполнения работы каждым учеником, получившим задание.
Основные требования к содержательно-логической(внутренней) стороне самостоятельной работы:
1. содержаниезаданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям обучения ивоспитания;
2. содержаниеи методический аппарат заданий должны обеспечить учебно-познавательнуюдеятельность всех степеней познавательной самостоятельности;
3. вработах должны использоваться все возможности для введения вариативных заданий,которые обеспечивают максимально успешное протекание самостоятельных работкаждого ученика [11; с. 68].
Задача учителя – не только сообщать знания(преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать испособствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностныекачества.
Задачаученика – учить и путем самовоспитания совершенствоваться, развивая у себяценные черты характера и личности.
Проблемноеобучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но ипосредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимуюучебную мотивацию [1; с. 19].
2. Способы активизациидеятельности на уроках русского языка 2.1 Активизация деятельности черезсамостоятельные задания поискового и творческого характера
Суть данного метода заключается в том,чтобы активизировать интерес к родному языку и повысить познавательнуюактивность учащихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающихприоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися, что придаетшкольникам уверенность в своих силах, дает возможность почувствовать радость победы;оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм работы;взаимо- и самообучения учащихся.
При такойсистеме работы у учащихся развивается интерес к родному языку, к работе сдополнительными источниками информации, умение ставить цель, наблюдать,сравнивать, обобщать, делать выводы, формируется поисковый и творческий типдеятельности, что выражается в качестве и количестве вопросов, которыешкольники задают учителю и друг другу на уроке, высказываниях собственной точкизрения, собственной позиции, в формировании самостоятельных выводов и оценочныхсуждений.
Данный методактивизации деятельности школьников можно представить в виде системы домашнихзаданий.
Этот подход корганизации домашней работы школьников предполагает обучение подростков приемамсамостоятельной учебной деятельности, а также способов, преследующих цельразвития познавательной деятельности.
Творческийзамысел заключается в том, чтобы повысить познавательную деятельность за счетрасширения информации и применения заданий адекватных заявленной цели [8; с. 20].
На первомэтапе предполагается самостоятельное изучение теории, где использую следующиеприемы работы: внимательно прочитать текст; определить сколько в нем частей;придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника;дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделитьключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясьтолько на ключевые слова; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; поключевым словам построить таблицу или разработать алгоритм.
В рамкахданного метода предлагаются нетрадиционные домашние задания:
1. самостоятельноесоставление словаря терминов по русскому языку, расположение их по темам;
2. уточнениеопределений школьного учебника;
3. исследованиелингвистического текста учебника;
4. придумываниелингвистических задач;
5. многоаспектныйанализ слова.
При такой организации домашнего задания уучащегося возникает интерес к словарям и справочной литературе, вырабатываетсяумение самостоятельно пользоваться ими. Также у ребят возникает интерес кслову, его истории, стремление писать грамотно и говорить правильно,выразительно, красиво.
На второмэтапе школьников обучают нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающейинформации и использованию ее для решения возникающих проблем, развиваютфантазию и воображение, вызывают интерес не только к результату, но и кпроцессу учебной деятельности. Здесь используют следующие задания:
а) разработканаглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов;
Особенностьэтих пособий в том, что они помогают формированию самоорганизации учащихся привыполнении домашнего задания, а также являются подсказками при самостоятельнойработе. А главное – развитие зрительной памяти.
б) разработкановых вариантов правил;
в) подготовкакарточек для самодиктантов;
г) редактированиетекста;
д) исправлениедопущенных ошибок;
е) анализдетского словотворчества «Почему так говорят дети?»;
ж) подготовкак тематическим урокам: поиск текстов, выписывание пословиц, поговорок,афоризмов, крылатых выражений, цитат, словарных статей из Толкового словаря.
На данном этапе используют групповую формуработы. Принцип формирования групп такой: объединение в группы учащихсяпримерно одинакового уровня обученности. Слабым – задания базового уровня, асильным – повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлятьдифференцированный подход. Особое внимание уделяют взаимопроверке работ, чтоявляется эффективным средством формирования умений само- и взаимоконтроля.Оценка за выполненную работу заносится в тетрадь учета знаний, умений инавыков.
На третьемэтапе создают условия для раскрытия собственного творческого потенциалаучащихся. Мыслительную деятельность учащихся стимулируют различными средствамии приемами: используют методы исследовательского, эвристического характера,творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу(рефераты, творческие сочинения, эссе).
Деятельность педагогазаключается в развитии у учащихся самой потребности в самостоятельной работе, всамовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности:
1. написаниестихов, рассказов, сказок, сочинений на лингвистическую тему;
2. написаниесочинений-миниатюр по пословицам:
а) языковойанализ пословиц;
б) описаниесобытия, обозначенного пословицей;
3. монологиот имени вещей, которые окружают нас;
4. заданияна основе материалов газет, радио, телевидения;
5. сочинения,рассказы, интервью с использованием регионального компонента [8; с. 23].
Проверка домашнего задания непременно должнасопровождаться отметкой или оценкой. Неудовлетворительную отметку лучше неставить; нужно предложить переделать домашнюю работу, исправив допущенныеошибки, или дать подобное первому новое домашнее задание. Такой способ проверкиособенно полезен для творческих работ.
Особенность даннойсистемы домашних заданий состоит в том, что в ней можно выделить оригинальныеэлементы:
а) учебнаяинформация по данной системе включает справочные материалы, материалы газет,радио, телевидения, других школьных предметов, региональный компонент;
б)самоконтроль, взаимоконтроль, изменение оценивания творческих работ;
в) применениеразличных педагогических идей: педагогика встречных усилий на уроках русскогоязыка, творческое взаимодействие учителя и ученика, развитие творческихвозможностей учащихся, совместное проектирование содержания урока исамостоятельной работы;
г)формирование самоорганизации детей с помощью самостоятельно выполненных работ. 2.2 Использование занимательных элементов дляактивизации деятельности учащихся
Наряду страдиционными формами организации учебной деятельности эффективно использоватьна уроке занимательные элементы. Они традиционно применяется в обучении каксредство возбуждения интереса к учению. К ним можно отнести ребусы, кроссворды,карточки с анаграммами, псевдотесты, тезаурусы, схемоконспекты, графическиедиктанты, трехуровневые карточки, которые помимо определенной образовательнойфункции непосредственно стимулируют интерес обучаемых к изучаемому предмету.Основу таких учебно-познавательных подходов составляют термины русского языка [6;с. 137].
Дляорганизации основных подходов к учебной деятельности не требуется много времениурока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения,развития, воспитания.
Решатьпоставленную задачу усвоения предметной терминологии помогает работа с ребусамии кроссвордами (см. приложение 1.).
Пользаребусов заключается в необычном представлении терминов русского языка. Их можнорешать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затемобъяснить его смысл. Появившиеся таким необычным способом термины, как правило,запоминаются лучше. Ребусы можно расшифровывать и при повторении, когдаучащиеся сами объясняют смысл предложенного понятия.
Хотелосьобратиться к довольно редкому для русского языка средству проверки знанийобучаемых, каковым является решение кроссвордов.
Решениекроссвордов – полезное умственное занятие на любом этапе обучения. Онипозволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. Кроссвордыполезны каждому, так как расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться впостоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует память,оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой,пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатоедело до конца.
Наряду сдостоинствами у этого способа есть и свои недостатки, в первую очередь узкиеграницы использования. Как верно замечено Головиной Т.В., «подобнымспособом можно контролировать лишь знание основных определений и терминологии,позволяющих ученику правильно сформулировать свою мысль при и ответе и грамотнозадать вопрос учителю».
Наряду сэлементами по решению кроссвордов и ребусов, можно использовать такиекомпоненты, как псевдотесты, схемоконспекты, графические диктанты, в которыхответы записываются определенными знаками, самостоятельные работы с различнымуровнем сложности – разноуровневые карточки (см. приложение 2). При выполнениитаких заданий учащиеся стремятся познать больше нового, их увлекают трудности,они испытывают удовлетворение от полученного результата, т.е. формируетсяучебно-познавательная деятельность.
Примеромсистемы таких заданий может служить набор псевдотестов, который предлагаетсяучащимся на одном из этапов распределенного во времени закрепления. Приведенныймною в качестве примера псевдотест на тему «Осложненные предложения»,свидетельствует о том, что с помощью таких заданий возможно объективно оценитьуровень знаний учащихся.
Вопросыпсевдотеста не требуют от обучаемых знания никакой другой информации, крометой, которую они изучали в процессе своего обучения.
Одним изспособов организации, призванных усвоить и закрепить знания, а также побуждатьк дальнейшей учебной работе могут служить графические схемы (схемоконспекты)(см. приложение 3).
Заполнениесхемы позволяет мысленно выстроить цепь рассуждений и соответственнорасположить учебные понятия так, чтобы обучаемый получал удовлетворение отправильно выполненной работы. Такой способ позволит ускорить контрольнуюпроцедуру в учебном процессе.
Для оценкизнаний учащегося в учебно-познавательном процессе можно также использоватьграфические диктанты (см. приложение 3). Правильно составленный графическийдиктант представляет собой совокупность сбалансированных теоретическихвопросов, утверждений. Количество вопросов в графическом диктанте по различнымразделам должно быть таким, чтобы отразить основное содержание предмета.Графический диктант направлен на повышение интереса к результату и оцениваниюдеятельности учащегося, заставляет мыслить логически, сравнивать, а такжерассуждать.
Интерес кизучаемому материалу вызывают трехуровневые карточки, которые дают возможностьучащимся выбрать задание по своим способностям и уровню знаний, помогаютучащимся испытать чувство эмоционального обогащения от сделанного, одновременноразвивая сообразительность, находчивость, способствует более прочному усвоениюзнаний.
Такие сериизаданий позволяют активно включатся учащимся в учебный процесс предмета«Русский язык» [6; с. 139].
Учащимсянравится работать с анаграммами, это повышает уровень творческого труда. Ихможно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использоватьпри повторении. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов.
Учащимсяраздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия.Путем перестановки букв нужно составить слова и определить слово, относящееся крусскому языку. Все буквы должны быть использованы. Объяснить смысл этогопонятия, с точки зрения лингвистики (русского языка). Например: «АДПЕЖ, АОИТ,ТОРЛЯКУКАЛЬ, УХЛС. Падеж, нота, калькулятор, слух. Падеж – этословоизменительная лексико-грамматическая категория имени существительного,значение которого зависит не только от синтаксической функции, но и от связи сдругими словами в словосочетании и предложении».
Один изспособов активизации деятельности учащихся является применение тезаурусов,которое позволяет запомнить базовые понятия по предмету, активизировать процессобучения, упрощает процесс подготовки учащихся, развивает познавательные силы ипоисковую деятельность обучаемых.
Практическоеприменение тезаурусов дает очень хорошее запоминание учащимися основныхлингвистических терминов.
Всерассмотренные элементы занимательности доказывают то, что они дают возможностьзакреплять все основные разделы русского языка, основные единицы уровней,важнейшие термины, помогают заложить теоретическую базу, формируюткоммуникативные качества, популяризируют предмет. Они заставляют учащихсярассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительноевнимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память, помогают увидеть иобъяснить многое в языке.
Все это иактивизирует учащихся на учебно-познавательную деятельность по предмету«Русский язык». 2.3 Нетрадиционные жанры сочинений как способпробуждения интереса к предмету
Школьноесочинение – сложный, но, вместе с тем, интересный труд учителя и его учеников.Такая творческая работа является средством самовыражения личности школьника,его жизненной позиции, его внутреннего мира. По тому, что и как пишут ученики,можно определить не только уровень развития их речи, но и отношение к жизни.Необходимо также отметить, что любое сочинение способствует развитиювоображения, внимания, памяти, логического и образного мышления. В процессеработы над сочинением формируется речевая компетенция, т.е. знание принциповотбора языковых средств для порождения высказывания [5].
В современнойметодике существуют различные жанры школьных сочинений. По тематике(содержанию) различаются сочинения на литературную, лингвистическую и свободнуютему; по источнику информации – сочинения на основе жизненного опыта,просмотренных телепередач; по объему – сочинения – миниатюры, этюды, изложения.В соответствии с типами речи выделяются сочинения – повествования, сочинения –описания, сочинения – рассуждения.
Наиболеераспространенными жанрами школьных сочинений является небольшие по объемутворческие работы: зарисовка, этюд, миниатюра. Они оперативны, экономичны,могут использоваться чаще, чем работы большого объема, и поэтому их обучающийэффект следует учитывать в широкой практике. Кроме того, в последнее времястановятся популярными сочинения в жанре рецензии, эссе, отзыва, репортажа,интервью, путевых заметок, дневниковых записей, писем, юмористических рассказови др. Специфику жанра часто определяет и пафос сочинения, т.е. эмоциональныйнастрой, создаваемый сочинением.
Многоеинтересных приемов в работе над сочинением уже сложилось в современнойметодике. Так, привлекает внимание прием сотворчества, когда в классе пишетсяколлективное мини – сочинение. При его написании учитывается ход мысли ученика,внесшего в текст первое предложение, затем – ученика, который с учетом первогопредложения составил последующее предложение и т.д. Здесь своевременноисправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика,контролируется развитие темы или микротемы. По завершении работы созданныйобщими усилиями текст выразительно прочитывается.
Интереснойпредставляется творческая работа, написанная по первой строке Мастера. Учащимсяможет предлагаться не только первая строка, но и последующие несколькопредложений или какой-то другой отрывок. Здесь важна востребованность взглядашкольников на тему, затронутую писателем. По завершении такой работы сочиненияпрочитываются, после чего ребята знакомятся с аналогичным фрагментом изпроизведения писателя. На фоне собственных работ становится очевиднееиндивидуальное своеобразие текста Мастера, что следует подчеркнуть в анализеспециально.
В школьнойпрактике используется также сочинение по данному началу. К такой работенеобходимо написать продолжение.
К сожалению,большинство учащихся в последнее время признаются, что они затрудняются внаписании творческих работ, особенно сочинений. У них не воспитана потребностьвоплощать свои мысли в художественные образы. Нередко они связывают своеотрицательное отношение к сочинению с невозможностью открыто, правдивовысказать свое мнение по тем или иным вопросам, так как учитель авторитарноопределяет ход рассуждения, подавляет самостоятельность мысли. В связи с этимсочинение из творческой работы превращается в заурядную и трафаретную формупроверки знаний. Учитель принимает элементарное воспроизведение текста, атворческий уровень работы, владение художественным словом зачастую неучитываются.
В целяхпредупреждения однотипности работ учащихся целесообразно обращать их кнетрадиционным формам сочинения. Одной из таких забытых форм является ведениедневника. Учащимся на примерах поясняется, что человек фиксирует в дневникепережитое, чтобы возвратиться к нему потом, в счастливые или грустные минутыжизни, чтобы лучше разобраться в себе, в своих чувствах. К сожалению,современные люди в своем большинстве утратили привычку ведения дневника.Думается, что целесообразно вернуться к такой форме творческих работ учащихся.
После анализаобразца дневниковой записи учащимся могут быть предложены темы для составлениядневника каких–либо литературных персонажей. Выполнение такой творческой работыпомогает учащимся «приблизить» к себе героя, почувствовать его переживания, непонятые при поверхностном чтении.
При обучениитакой форме сочинения следует предупредить о необходимости сохранения колоритаречи героя, атмосферы эпохи. Такая работа дает представление не только о знаниитекста, понимании сложности и противоречивости характера персонажа, но и простоучит вести дневник, помогает преодолеть страх перед белым листом бумаги.
В наше времясплошной телефонизации отходит в прошлое и жанр письма [5]. Его полезновозвращать, как и дневники. Письмо – полузабытое искусство, очень интереснаяформа творческой работы. Можно практиковать письма-обращения к какому-нибудьперсонажу, письма-признания таланта какого-то человека, воображаемые письмаодного героя другому.
Эпистолярныйжанр, бесспорно, не из легких. Он должен отвечать определенным требованиям.Общеизвестны слова Цицерона: «Письма – это беседы с отсутствующими друзьями».Все в них имеет значение: и дата, ибо она должна соответствовать реальному ходусобытий, и языковые средства, которые помогут воссоздать нравственные идеалы,духовную жизнь героев. Пишущий должен хорошо представить себе характерперсонажа, привычки, образ мыслей и манеру говорить.
Использованиеподобных творческих заданий позволяет педагогу затронуть и этическую сторонувоспитания, то есть обратить внимание на то, что письмо, как правило,характеризует не только адресата, но и адресанта. Особенность формулировки темтребует от учащихся составления письма по воображению на основе текстапроизведения. Оно ставит пишущего в позицию героя, позволяет ему глубжеосмыслить духовный мир персонажа.
Описанныевиды творческих работ учащихся принадлежат к числу недостаточно разработанных,но, вместе с тем, побуждающих учащихся к самостоятельной работе на уроке,активизирующих учебную деятельность. 2.4 Применение компьютера на уроках русскогоязыка как способ активизации деятельности учащихся
В настоящеевремя очевидно снижение интереса учащихся, увлечённых электронной техникой, кгуманитарным наукам и другим дисциплинам, тесно не связанных с компьютером.Работа с учащимися требует от учителя постоянного методического и техническогосовершенствования.
Компьютернаядеятельность на уроке русского языка ориентирована на поддержку традиционногокурса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета,но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему [4].
Как органичноввести электронную технику в структуру урока, не нарушив при этом общей логики?
Одарённостьдетей в специализированных предметах зачастую не имеет ничего общего спроявлениями способностей на уроках гуманитарного цикла. В связи с этим учительвидит необходимость в распределении учащихся на две группы с учётомуспеваемости в усвоении материала на уроках русского языка. Таким образом,дифференцированный метод обучения используется в тесном логическом сочетании сэлементами новой технологии.
Ознакомлениес имеющими компьютерными программно – методическими комплексами, созданными дляформирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности, позволяетпризнать их неудобными для поурочного использования.
К примеру,при работе с электронной программой М.И. Беляева, В.В, Курочкина по теме: «Вводныеслова и вводные предложения» знаки препинания по изучаемой теме «наслаиваются»другими пунктограммами, что приводит к «распылению» внимания ученика. Заданиярассчитаны на учащихся, имеющих неограниченное время на обдумывание и наобращение к справочной литературе при затруднении в выполнении тренировочногоупражнения. К тому же предложения насыщены пропусками букв – орфограмм, что визвестной степени рассеивает внимание учащегося, отвлекая от главного. Доступ ктаким заданиям «закрыт» для ученика, работающего в режиме урока.
Тестовый жеопрос, которым в основном ограничивают применение электронной техникиучителя-предметники и так широко используют на уроках русского языка, не решаетпроблемы в целом; в данном случае компьютер выполняет лишь функцию контролирующую.Этими причинами и объясняется необходимость в создании электронной программы порусскому языку для поурочного использования с учётом уровня подготовки иучебных возможностей ребят.
Существует идругая, не менее важная причина, вызвавшая необходимость обращения к технике.
Как провестиэтапы закрепления и самостоятельной работы основательно, не подгоняя детей, ненервничая, что самостоятельная работа ограничится двумя предложениями; как «погорячим следам» озвучить и прокомментировать результаты самостоятельной работы?
Использованиеэлектронной техники возможно на различных этапах урока: на этапахорфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельнойработы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя,рабочего инструмента, объекта обучения.
На сложномэтапе урока, когда необходимо сфокусировать внимание, монитор может статьмощным ритмическим организатором.
Проверочные иобучающие упражнения с использованием компьютера состоят из 4-х карточек:
1. Карточки№1, 2 рассчитаны на учеников с высокими учебными возможностями.
2. Карточки№3, 4 – на «среднего» ученика.
Каждаякарточка содержит три задания:
а) Задания№1 – словарная работа;
б) Задания№2 – закрепление и проверка усвоения изучаемой пунктограммы.
в) Задание№3 – проверка теоретического материала [4].
Все тризадания тематически между собой связаны: словарная работа предусматриваетпопутное повторение и орфографическую подготовку к следующему заданию.
Такимобразом, ребята, отработав орфограммы в задании №1, не «загружены» этимитрудностями. Одновременно идёт проверка «узнавания» орфограмм в потоке сдругими орфограммами.
В задании №2внимание ученика сконцентрировано на обосновании и выборе знаков препинания,что является основной задачей урока. Задание №3 рассчитано на проверку знанийтеории.
Ученикработает самостоятельно в течение 10 мин. Объём и характер заданийпозволяют выявить орфографические и пунктуационные знания за 10 мин.
Подобнуюработу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 20–25 мин.
Использованиеэлементов компьютеризации в органичном сочетании с дифференцированным методомобучения позволяют учителю опросить весь класс за время урока. Также нетнеобходимости учителю «отвлекаться» от работы с классом, задавая теоретическийвопрос ученику, работающему на компьютере.
А самоеценное – компьютер сразу выдаёт результат по всем заданиям.
Разработаныдва варианта использования техники на уроках. На уроке закрепления темыцелесообразен комплексный опрос; на уроке объяснения нового материала – поэтапноеобращение к технике.

Заключение
Таким образом, вопросы активизации ученияшкольников относятся к числу наиболее актуальных проблем современнойпедагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обученииимеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носятдеятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результатобучения, развития и воспитания школьников.
Ключевой проблемой в решении задачиповышения эффективности и качества учебного процесса является активизацияучения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясьотражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятиеучебного материала, но и на формирование отношения ученика к самойпознавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связанс активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило,вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явленийи решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихсяостается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимисятеоретических положений от умения применить их на практике.
Решениезадачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысленияпроверенных практикой условий и средств активизации школьников.

Библиография
1. Головина Л.М. Активизацияпознавательной деятельности учащихся. – М.: Проспект, 2003. – 242 с.
2. Грищенко А.И. Использованиерисунков на уроке русского языка как средство достижения эффективности знаний //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября»,2004. – 548 с. С. 47–53.
3. Еремеева Е.В. Нетрадиционныеформы промежуточного контроля знаний учащихся на уроках русского языка //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первоесентября», 2004. – 548 с. С. 249–257.
4. Ли В.Е. Применение компьютерана уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».– М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. – 548 с. С. 116–125.
5. Лунева Л.П. Нетрадиционныежанры сочинений как способ пробуждения интереса к предмету // Фестивальпедагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. –548 с. С. 53–58.
6. Псарёва С.А. Методикаорганизации учебно-познавательной деятельности учащихся по предмету «Русскийязык». – М.: Просвещение-АСТ, 2003. – 320 с.
7. Скаткин М.Н. Проблемысовременной дидактики. – М.: Педагогика, 1980. – 268 с.
8. Ульянова Е.В. Активизацияинтереса и познавательной деятельности на уроках русского языка черезсамостоятельные задания поисковогои творческого характера // Русский язык в школе. – №5. – 2001. С. 18.
9. Унт И.Э. Индивидуализация идифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 226 с.
10.Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Просвещение-АСТ, 1997. –430 с.
11.Шамова Т.И. Активизацияучения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 278 с.
12. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. – М.:Педагогика, 1981. – 342 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.