--PAGE_BREAK--1.1.
Основные аспекты управленческой деятельности в организации
Институты управления служат интересам практической и эффективной реализации задач и функций исполнительной власти в рамках государственно-управленческой деятельности.
В своем реальном выражении данный вид деятельности государства, объективно необходимый как одно из конкретных проявлений единой государственной власти, призван обеспечивать организацию всех важнейших сторон жизни развивающегося российского общества. Именно организация составляет содержание деятельности по управлению, ибо сама по себе она предполагает объединение людей для совместной работы, согласование отдельных работ, контроль работы. Следовательно, организация имеет четко выраженную цель – внутренняя упорядоченность, продуманное устройство, согласованность, взаимодействие дифференцированных и в той или иной степени автономных частей целого. Данная цель, в конечном счете, достигается в процессе деятельности по созданию состояния упорядоченности управленческих отношений, т.е. в процессе управления. Значит, организацию следует квалифицировать как обеспечение упорядоченности работы по управлению.
Система государственного управления – понятие достаточно масштабное. Ее подлинный организационно-правовой смысл предполагает в первую очередь соответствующее решение структурных проблем. Поскольку в конституционном смысле исполнительная власть реализуется единой системой субъектов это ветви государственной власти речь идет о построении слаженной системы разноуровневых и разнопрофильных исполнительных органов, об обеспечении их внутрисистемной взаимосвязанности, о четком и рациональном распределении властных полномочий между ними, о разумном сочетании необходимой централизации управленческих функций в общефедеральном масштабе с реальной децентрализацией в процессе их реализации на региональном и местном уровнях.
На решение этих узловых организационно-правовых проблем оказывают влияние многие факторы различного свойства. Наиболее существенное значение при этом имеют следующие из них:
Во-первых, новое содержание и форма федерализма как одно из важнейших принципов организации системы исполнительной власти. Большое число субъектов РФ, их видовое разнообразие (в административно-территориальном смысле) актуализируют проблему организации взаимодействия между субъектами федеральной исполнительной власти и соответствующими звеньями, представляющими исполнительную власть на уровне субъектов РФ.
Соответственно, в рамках системы государственного управления первостепенное значение приобретает разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Во-вторых, настоятельная потребность совершенствования функций и методов государственно-управленческой деятельности с учетом первого фактора, а также сложившейся деформации объектов, находящихся в дореформенный период в непосредственном подчинении у органов государственного управления. Соответственно, наблюдается все возрастающая роль государственного регулирования, находящего свое выражение преимущественно в формировании правовых основ функционирования многочисленных объектов, многие из которых утратили государственный характер, и в осуществлении контроля за их деятельностью.
В-третьих, необходимость обеспечения условий для сохранения и эффективного функционирования объектов государственной (в основном федеральной) собственности. В данном случае не ослабевает роль прямого или косвенного государственного управления с учетом значительного возрастания оперативной самостоятельности этих объектов.
В-четвертых, объективность организационно-правовых требований, не допускающих противопоставления государственного регулирования государственному управлению, поскольку под их воздействием работают предприятия, учреждения и организации в единых рамках сферы государственного управления. Соответственно нуждаются в усилении координационные начала управления, находящие свое выражение, в частности, в том, что административно-правовое регулирование осуществляется, как правило, независимо от формы собственности данного объекта.
В-пятых, необходимость строгого соблюдения тех организационных начал, без которых процесс государственно-управленческой деятельности в условиях рыночного хозяйства может приобрести характер стихийного регулятора. В силу этого не должны утрачивать своего исходного назначения такие атрибуты административно-правового регулирования, как: юридически-властная компетенция субъектов исполнительной власти, проявляющаяся вне пределов организационно-правового подчинения (подведомственности) и формы собственности того или иного объекта; государственный контроль и надзор в границах той или иной сферы государственного управления; разумное сочетание административных (прямых) и экономических (косвенных) рычагов управления.[1]
Административно-правовые нормы последних лет все в большей степени реагируют на обозначенные факторы, регламент в законодательном или в подзаконном вариантах все более широкий в общественных отношениях в сфере государственного управления с целью приведения его системы, структуры, форм и методов в полное соответствие с современными требованиями. Однако не все происходит с должной обоснованностью, последовательностью; не во всех случаях соответствующие организационно-правовые реформации охватывают все звенья единой системы реализации исполнительной власти в масштабе Российской Федерации. Тем не менее, то, что делается в данной области, преследует цель – построить эффективную систему взаимодействия всех элементов управляемого общественного организма, т.е., иначе говоря, должную административно-правовую организацию управления.
Эту организацию на современном этапе развития российского общества характеризует система указов Президента РФ, специально посвященных рассматриваемой проблеме в аспекте организационно-правовых форм государственного управления. Начиная с 1992 г. было проведено несколько организационных перестроек, суть которых сводилась к поискам рациональной системы и структуры, прежде всего федеральных органов исполнительной власти действующих в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах. Имеются в виду: указы от 30 сентября 1992 г. «О системе центральных органов федеральной власти» и «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти»; Указ от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации»; Указ от 1 января 1994 г. «О структуре федеральных органов центрально исполнительной власти»; указы от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти», № 314 от 9 марта 2004г.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.1.1. Основные функции управленческой деятельности
Управленческая деятельность – принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особенности управленческой деятельности можно свести к следующим:
· Большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;
· Неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;
· Ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;
· Значительная роль коммуникативной функции;
· Высокая психическая напряжённость, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.[2]
Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
Многие трудности в государственных учреждениях обусловлены формальной неразберихой, иерархической структурой, в которой развиваются эти взаимоотношения. Эти организации имеют тенденцию управляться приказами и комитетами, которые сами прибегают к директивному стилю руководства. Поэтому, чтобы определить наиболее подходящее руководство, необходимо знать структуру организации. Бесполезно выступать за более демократический стиль руководства, если структура не допускает соучастия и неформального руководства.
Управленческая деятельность требует осуществления (совершения, исполнения) руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления. Всё содержание процесса управления расчленяется на специализированные функции главным образом для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за определёнными исполнителями и этим самым придать процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.
Руководство – это процесс, посредством которого разрозненные ресурсы объединяются в единую систему для достижения поставленной цели. Управляя трудовыми и материальными ресурсами, для достижения целей системы руководитель обеспечивает производство продукции, координирует и интегрирует деятельность других сотрудников.
Общие или универсальные функции присущи управлению любой сферой и любой деятельностью. К таким функциям относят:
1. Функция целеполагания заключается в выработке основных, текущих и перспективных целей деятельности. Руководитель должен сверять свою деятельность с реальной ситуацией, сложившейся в обществе, в подразделениях организации, с решениями вышестоящих руководителей. При всём этом надо ещё и уметь корректировать текущие действия и стратегию, то есть пересматривать цели, менять их положение в системе целей.
2. Функция планирования включает в себя выбор целей организации, а также определение политики, программ, образа действий и методов их достижения, обеспечивает основу для принятия интегрированных решений. Предпосылкой планирования является прогнозирование – выявление и предвидение объективных (реальных) тенденций, состояний развития организации в будущем.
3. Функция организации направлена на объединение людей и материальных, финансовых и других ресурсов в систему таким образом, чтобы совместная деятельность производственного персонала обеспечивала решение задач, стоящих перед организацией. Включает в себя: определение тех видов административной деятельности, которые необходимы для достижения целей предприятия, распределение этих видов деятельности по подразделениям, предоставление прав и установление ответственности за их исполнение. Функция организации заключается, прежде всего, в объединении элементов (людей, идей и процессов) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система. Организация взаимодействия членов организации должна быть гибкой, оперативной, надёжной, экономичной и самокорректирующейся. Последовательность осуществления функций организации заключается в следующем:
· Определение целей, задач и особенностей совместной деятельности персонала организации;
· Выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечение бесперебойного снабжения этими ресурсами;
· Установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и контрольных сроков их выполнения;
· Выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;
· Установление между членами организации необходимых организационных отношений (соподчинённости, координации и др.);
· Создание соответствующей мотивации у членов организации в достижении стоящих целей.
Ключевым моментом реализации этой функции является процесс организации взаимодействия между подчинёнными. В числе принципов эффективной организации взаимодействия следующие:
· Специализация исполнителей;
· Количественная и качественная пропорциональность частей, образующих систему;
· Параллельность действий;
· Ритмичность деятельности.
4. После осуществления функции организации могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость ее корректировки. Т.е. во-первых, требуется уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными и, во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы. Для этого необходима передача информации между центрами различных подсистем и организаций, обеспечивающими принятие решений и взаимный обмен информацией с внешним миром. Такая «тонкая настройка» системы получила название функции координирования и регулирования совместной деятельности.
5. Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:
· Зависимость величины стимула от конкретного вклада подчинённого в общее дело;
· Связь стимулов с целями деятельности организации;
· Единство интересов подчинённого, организации и общества в целом;
· Разумное сочетание моральных и материальных стимулов;
· Сочетание стимулирования с мерами наказания и принуждения.
6. В числе основных функций управления важная роль принадлежит функции контроля, учёта и анализа деятельности. Содержание этой функции включает комплексное изучение деятельности и предполагает:
· наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов в управляемой системе, измерение, регистрацию и группировку данных;
· сравнение её параметров с заданной программой функционирования;
· количественную и качественную оценки эффективности деятельности;
· выявление отклонений, узких мест в развитии системы;
· выявление причин сложившегося состояния;
· определение наиболее целесообразных путей восстановления работоспособности системы.[3]
Как правило, объём всех вышеперечисленных функций превышает объём реально выполняемых, в которых наблюдается определённая избирательность, предпочтение одних функций пред другими. Но все же выполнение каждой функции зависит от выполнения всех остальных. Таким образом, основная задача руководства заключается в интеграции всех функций для обеспечения эффективного достижения общих целей системы. В ходе выполнения заданных функций у каждого руководителя определяется свой стиль деятельности.
Существует и несколько иная точка зрения, сводящаяся к тому, что функции руководства следует рассматривать через управленческие процессы, также как: планирование, организацию, руководство людьми, мотивацию, контроль. Поэтому выделяются следующие функции, свойственные руководителю:
— администраторская (прежде всего этап контроля);
— стратегическая (планирование и прогноз возможных событий в сфере — деятельности конкретного руководителя и социальной организации в целом);
— экспертно — консультативная;
— представительская;
— воспитательная;
— коммуникативно-регулирующая;
— инновационная;
— дисциплинарная.
Важную роль в процессе руководства играют планирование и прогнозирование. Планирование — это деятельность руководителя, направленная на предопределение планов на последний период времени, пробуждение к выполнению различных видов деятельности и определение необходимых для этого средств, в результате чего должны быть поставлены определенные цели. Прогнозирование — это деятельность руководителя, направленная на то, чтобы оценить, предвосхитить события и достичь желаемого результата.
Большую роль в планировании и прогнозировании играет политика организации. Политика организации — это деятельность руководителя по эффективному использованию инструкций и предписаний, направленная на экономию времени. Политика организации должна быть сформулирована так, чтобы сократить время в принятии управленческих решений. Умение принимать решения и способность творчески решать проблемы — важнейшие профессиональные качества руководителя, от которого зависит эффективность любой управленческой деятельности.
В управленческом руководстве каждому руководителю, лидеру необходимы также знания и умение коммуникативно — регулирующего общения. Каждый руководитель обязан создавать коммуникации в своем коллективе, чтобы с наименьшими затратами добиться желаемого результата.
Если говорить о коммуникации в управленческих системах, то нужно иметь в виду ее участников — людей, и, с учетом человеческого фактора, коммуникацию необходимо рассматривать особым образом, так как во всех аспектах деятельности, где затрагивается человеческий фактор, начиная с найма на работу и заканчивая уходом на пенсию, потребность в эффективной коммуникации является решающей.
Говоря о коммуникации, нельзя не затронуть проблему мотивации как руководителя, так и подчиненных. Руководитель заинтересован в высокой мотивации своих сотрудников, но не в меньшей степени объектом собственных забот должен являться он сам. Чем выше заинтересованность работника, тем лучше качество его работы.
Выделяют следующие принципы мотивации:
— участия;
— коммуникации;
— признания;
— делегирования;
— взаимности;
— вертикальной нагрузки.
В конечном итоге деятельность руководителя через вдохновение, поощрение заставляет подчиненных выполнять необходимую работу.
Одной из важнейших управленческих задач, а также важным этапом управленческого процесса является контроль. Контроль — это деятельность руководителя по изменению, регулированию и оценке полученных результатов.
Существуют следующие требования к контролю:
— постоянность;
— оперативность;
— объективность;
— открытость;
— экономичность.
Важным способом контроля является беседа руководителя с подчиненными. Каждый сотрудник желает установить контакт с начальником. Наличие контроля подчеркивает очевидную значимость контролируемой деятельности.
Контроль тесно связан с другими этапами управленческого процесса и своими результатами способен побуждать руководителя вносить в него необходимые коррективы.
При этом контроль обеспечивает функционирование в организации бесперебойной обратной связи (метод делегирования полномочий) — одного из важнейших условий эффективного руководства.
Руководитель, не умеющий и не желающий пользоваться методом делегирования не может быть эффективным. Пока он не научится делать работу руками других, над ним постоянно будет висеть угроза развала работы.
Применение делегирования полномочий требует от руководителя определенной готовности:
— передавать право принятия решения другим;
— учитывать мнение других;
— мириться с ошибками других;
— доверять подчиненным;
— найти и использовать средства контроля за действиями подчиненных.[4]
Делегирование (в пределах контроля) это не способ уйти от ответственности, это форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность. Делегирование облегчает работу руководителя, но не снимает с него обязанности принимать окончательное решение, той обязанности, которая и делает его руководителем.
В заключение можно отметить, что одним из важных инструментов в руках руководителя является информация, находящаяся в его распоряжении. Используя, передавая информацию и получая ее, руководитель организует, руководит и мотивирует починенных. Многое зависит от его способности передавать информацию наиболее эффективным способом.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческое руководство – это сложное и многогранное явление, состоящее из различных элементов. Основными его составляющими являются природа, коммуникации, организация деятельности, от которых в большой степени зависит эффективная работа организации.
Чтобы достаточно точно оценивать ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные задачи, полномочия и качество информации.
Главной задачей руководителя любого уровня является достижение целей организации путем умножения своих интеллектуальных и физических сил на коллективные усилия его подчиненных.
1.2.
Развитие туризма в Российской Федерации
Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.
Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.
Началом организованного туризма многие считают тур, устроенный В. Геншем, который в декабре 1777 г. в «Московских ведомостях» опубликовал приглашение «План приемлемого путешествия в чужие края, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона». Россиянам предлагалось принять участие в групповой поездке в страны Западной Европы.[5]
Молодые дворяне могли совершить поездку в один из немецких, итальянских и французских университетов, после чего предполагалось проехать по маршруту через Швейцарию, Италию и Францию для знакомства с искусством этих стран и постановкой фабричного дела. Каждый из участников оплачивал путешествие в соответствии с контрактом.
Прообразом турфирмы, специализирующейся на обслуживании туристов в России, называют «Акционерное общество Иматры», зарегистрировавшее свой устав 28.02.1871 г., одобренный Александром II.
К концу XVIIв. относится появление в России первых путеводителей, интерес к которым указывает на то, что путешествия, особенно в столицы – Санкт-Петербург и Москву, становятся характерной чертой быта состоятельных граждан России.
Выпущенный в Петербурге в 1779 г. путеводитель «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год», был написан библиотекарским помощником Академии наук и архивариусом А. Богдановым. Этот путеводитель содержал сведения об истории, архитектуре, коллекциях, хранящихся в различных зданиях, и его в соответствии с современными понятиями вполне можно назвать туристским.
Отличительными чертами первого этапа развития туризма в России являлись:
а) примитивизм средств передвижения;
б) путешествие не самоцель, а необходимое условие и средство достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество;
в) элитарность путешествия.
Важнейшую роль в развитии туризма на втором этапе сыграло развитие транспорта. Развитие туризма на этом этапе связано в значительной степени с расширяющимся экскурсионным движением. Идея организации экскурсий для молодежи была настолько популярна, что нашла свое отражение в школьных уставах.
Дальнейшее развитие туризма связано с созданием своего рода досуговых объединений – «Тифлисский альпинистский клуб», «Крымский горный клуб», «Общество велосипедистов-туристов», «Российское общество туристов» и т.д., значительно развивших туристический бизнес в России.
Международная и внутриполитическая обстановка в период: 1-я мировая война, экономическая депрессия, 2-я мировая война, а внутри России – февральская и Октябрьская революции, гражданская война, – оказала негативное влияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового туризма в России.
Этапы развития туризма в России– стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить 5 этапов:
Просветительский(до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.
Предпринимательский– начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.
Организационно-централизованный– начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, — социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.
Административно-нормативный(1969-1990 гг.) – характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.
Переходный(с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:
а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;
б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских предприятий;
в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;
г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе.[6]
Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.
В истории развития туризма нет плавного течения. Дважды, в начале и в конце ХХ в., устоявшиеся течения подвергались революционным изменениям, при этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала века.
Послереволюционный период развития туризма принято делить на 3 этапа: первый – 1920-1936 гг.; второй – 1936-1969; третий – 1970-1980 гг.
Первый этап характеризуется созданием социально-экономических условий для развития массового социального туризма, а также организационным становлением экскурсионного и туристского движения.
В 1920 г. создается Объединенное лекционно-экскурсионное бюро, открываются первые шесть экскурсионных станций.
В Петрограде в 1921 г. открывается Научно-исследовательский экскурсионный институт.
В 1923 г. возобновляет свою деятельность Русское общество туристов. Тогда же ликвидируется Объединенное экскурсионное бюро и создается акционерное общество «Советский турист» (Совтур). В 1929 г. РОТ преобразуется в Общество пролетарского туризма. В этом же году появляется Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР – «Интурист».
В 1930 г. в результате слияния ОПТ РСФСР с АО «Совтур» создается Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ).
В этот период туристское движение охватывало широкие слои населения и все заметнее несоответствие между ростом туристского экскурсионного движения и имеющейся материально-технической базой, все сильнее ощущается дефицит специалистов по туризму. К этому времени в национальном туризме сложились получившие массовое распространение 2 основных направления:
а) туристско-экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам;
б) самодеятельный туризм.
«Тифлисский альпинисткий клуб»– возник в 1878 г. и просуществовал до 1884 г. Планировавший проводить путешествия в горах Кавказа не получил широкую поддержку, но именно с него начинается отсчет различным объединениям путешествий в России.
«Предприятие для общественных путешествий во все стороны света»(1885 г.) – одна из первых в России туристских организаций под руководством Я. Липсона.
«Крымский горный клуб»— был создан в 1890 г. на основе «Кружка любителей природы, горного спорта и Крымских гор». Его работой руководило правление, состоящее из 15 членов – учредителей клуба. Печатным органом общества был журнал «Записки Крымского горного клуба», в котором публиковались отчеты экспедиций, описание маршрутов и т.д.
Туринг-клуб «Общество велосипедистов-туристов» (ОВТ) – первая отечественная туристская организация. Создано в 1895 г. в Петербурге. Официальный печатный орган – журнал «Велосипед». К концу XIX– началу XXвв. – главная туристская организация в России.
«Российское общество туристов»– основано на базе ОВТ. Председателем с его основания был Н.А. де Шарио. Было закрыто в 1916 г.
«Общество любителей естествознания»– организовано во 2-ой половине XIXв. в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге и других городах с целью изучения природных богатств окружающих территорий и проведения экскурсий для любителей природы.
«Русское горное общество»– образовано в 1901 г. Просуществовало до 1927 г. Проводило изучение природных богатств России, организовывало походы, путешествия, экскурсии.
«Кавказское горное общество»– функционировало в Пятигорске (1902-1909 гг.), готовило платных руководителей экскурсий, проводило экскурсии членов общества по различным маршрутам.
«Российское общество туристов» (РОТ) – создано в 1905 г. на основе «Русского туринг-клуба». Организовывало туристские путешествия по России и за границей, религиозный туризм, экскурсии для педагогов, учебно-воспитательные поездки. При РОТ действовала комиссия по проведению образовательных экскурсий по России с отделениями при Санкт-Петербургском, Казанском, Киевском и других учебных округах. Комиссия разрабатывала маршруты по Северу и Востоку России, по Волге. РОТ издавало журналы «Русский турист», «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса), «Русский экскурсант» (Ярославль), теоретико-методическую и справочную литературу, путеводители. В 1928 г. РОТ было ликвидировано в связи с созданием Общества пролетарского туризма.
«Общество пролетарского туризма РСФСР»(ОПТ) – массовое добровольное общество туристов. Образовано в 1928 г. на основе «Российского общества туристов» в результате объединения всех акционерных туристско-экскурсионных обществ и организаций, Государственного акционерного общества «Советский турист», Украинского межпаевого экскурсионного товарищества и др. Руководящий орган: Центральный совет во главе с президиумом. Структура ОПТ: отделения (в крупных городах), первичные организации – ячейки (на фабриках, в колхозах, учебных заведениях). Преобразовано в 1930 г. в Всесоюзное добровольное Общество пролетарского туризма и экскурсий.
«Всесоюзное добровольное Общество пролетарского туризма и экскурсий»– образовано в 1930 г. на базе «Общества пролетарского туризма». Задачи общества: широкое ознакомление народных масс со страной и природными богатствами, подлежащими освоению; организация массового обмена производственным опытом; активное участие в укреплении обороноспособности страны, здоровья людей; патриотическое воспитание и повышение культурного уровня трудящихся; участие туристов в общественно полезной работе. Туристско-экскурсионная работа строилась по трем направлениям: производственному, сельскохозяйственному и краеведческому.
На втором этапе развития туризма в России в 1936 г. происходит реорганизация всей системы туризма в стране, внедрение новых организационных форм управления. 17.01.1936 ЦИК принял постановление «О ликвидации ВОПТЭ» и возложил руководство над работой в области туризма и альпинизма на Всесоюзный Совет физической культуры при ЦИК СССР. В том же году было создано Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ).
В 1962 г. на базе ТЭУ создается система советов по туризму, которая позволила значительно расширить масштабы туристско-экскурсионного движения в стране.
Учрежденные Центральный совет по туризму и Советы туристов на местах должны были работать на принципах коллегиальности и широкого привлечения общественного актива.
Реорганизация нарушила выработанные годами тесные контакты низовых секций с Федерацией.
К этому времени в стране сложились пять крупных систем, занимающихся туристско-экскурсионным делом: профсоюзный туризм (ЦСТиЭ при ВЦСПС); «Интурист» (Управление с 1964 г., а с 1983 – Госкомитет по иностранному туризму при Совмине СССР); молодежный туризм (БММТ «Спутник» при ЦК ВЛКСМ); военный туризм (Управление по туризму и экскурсиям Минобороны СССР) и детский туризм (ЦДЭТС Минпросвещения СССР с разветвленной системой внешкольных учреждений).
Важным направлением деятельности в начале 80-х годов явились исследование туристско-экскурсионных возможностей краев, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.[7]
Центральные туристские курсы в 1981 г. были преобразованы в Институт повышения квалификации туристско-экскурсионных работников.
Данный период развития туризма в стране характеризуется преимущественно экстенсивным развитием внутрисоюзного туризма в СССР, а также дальнейшими изменениями в структуре управления.
Туризм в этот период был связан с деятельностью профсоюзов и имел ярко выраженную идеологическую направленность. Так, важной формой идейно-политического воспитания считались Всесоюзный поход комсомола и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы и Всесоюзная туристская экспедиция советской молодежи «Моя Родина – СССР».
Руководство молодежного туризма решало пропагандистские задачи, а профсоюзы – социальные.
Социальный туризм дотировался. Профсоюзные путевки предоставлялись с большой скидкой. Потребитель, получая почти бесплатную путевку, не обращал внимания на содержание предоставляемого ему досуга и на плохой уровень обслуживания. Туристские предприятия не были заинтересованы в улучшении качества предоставляемых услуг, т.к. это не влияло на результаты деятельности. По объему реализации туристских услуг бывший СССР занимал 20 место среди двадцати четырех европейских государств – членов Всемирной туристской организации.
В России до начала 90-х годов, несмотря на постоянный количественный рост основных показателей сферы туризма, перехода к новому качеству не происходило. Экстенсивное развитие требовало стандартизации в предоставлении услуг, что не позволяло перейти от массового конвейерного к дифференцированному туризму. Это дает основание говорить о том. Что третий этап развития туризма в России закончился в конце 80-х. С этого времени в связи со сменой политического курса страны, а затем переходом к новым экономическим условиям начинается новый этап в развитии туризма, который имеет свои специфические черты.
За последние годы в решениях проблем туристкой индустрии всё большее значение приобретают проблемы низкого уровня развития культуры. Стоит отметить, что еще вчера о туризме говорили как о новой быстро развивающейся отрасли в индустриально развитых странах, сегодня туристская деятельность становится сектором экономики, лидирующим по вкладу в мировое хозяйство, превосходящим по обороту капиталов любую из сфер промышленного производства. Развитие туризма в России, в основном связано с продвижением таких крупных туристских центров, как Москва и Санкт-Петербург, а так же городов «Золотого кольца России». В то же время во всем мире интерес к Российской «глубинке» растет. Провинциальные территории, где во многом сохранилась историческая среда, национальный колорит, экзотика могут стать привлекательными как для внутреннего, так и для въездного туризма.[8]
Развитая туристская инфраструктура создаст условия необходимые для устойчивого развития культуры в рыночных условиях. Туризм, при условии разработки единой стратегии развития туристской индустрии для каждой территории, может стать ключевым направлением в развитии всего региона. Развитая международная туристская инфраструктура обеспечит усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России как страны великих культурных традиций, что в целом является частью государственной стратегии интеграции в систему международных отношений.
В России особое внимание к развитию туризма должны проявлять те регионы, которые находятся в географической близости либо к морю и горам, либо к иностранным государствам. Например, Калининградская область, с которой соседствуют страны, где проживают потенциальные туристы, Ленинградская область, куда едут гости из Скандинавии. В Поволжье должна быть, прежде всего, ориентация на внутренний туризм. Для этого нужно серьезно улучшать круизную систему: увеличивать парк судов, модернизировать причалы, углублять и производить очистку фарватеров и т.д. Пусть данное направление будет развиваться несколько медленнее, но уже сейчас много делается.
На Алтае предусмотрено создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, поэтому сейчас местные власти активизировались в направлении развития туризма. Там есть красивейшие места, есть реальные возможности улучшить инфраструктуру. Но в развитие туризма на Алтае нужно очень много вкладывать, решать те же кадровые вопросы. Власти настроены на такую работу, они видят в туризме серьезный элемент развития своего региона. Все также наиболее прогрессивными в плане развития туристического продукта остается Юг России — Краснодарский край, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ставропольский край.
Этапы развития туризма в России показаны на рис. 1.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Рис. 1. Этапы развития туризма в России
Вывод.
На основании исследований, проведенных в первой главе можно сделать вывод, что государственно-управленческая деятельность должна быть организована и упорядочена. Отсюда становится понятным значение организационного фактора для проведения государственной политики в различных областях жизни, в том числе туристической, для правильного формирования структуры государственно-управленческого механизма, выбора средств, используемых процессе управляющего (упорядочивающего) воздействия, а также характера связей между управляющими и управляемыми.
Благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также все возрастающему интересу зарубежных туристов, для которых Россия является новым неохваченным направлением, наша страна имеет все основания для развития этих видов туризма. Причем, успешное развитие туризма требует законодательного решения многих насущных проблем. Необходимо создать образ России как страны, благоприятной для посещения, и обеспечить права и безопасность туристов. Нужна государственная поддержка внутреннего, въездного, социального туризма. Развитию туристической отрасли будет способствовать определение компетенции субъектов РФ в сфере туризма, учет специфики местных, человеческих, природных и других ресурсов, координация взаимодействия регионов как с федеральными органами, так и между собой и т. д. Должны быть объединены усилия Госдумы, в частности, ее Комитета по культуре и туризму, Минэкономразвития РФ, а также представительных органов субъектов Федерации.
Глава 2. Анализ управления деятельности в
Департаменте культуры и туризма Костромской области
2.1. Управление Департамента культуры и туризма Костромской области
В системе рыночных отношений нельзя обойтись без государства. Последнее в экономике туризма осуществляет три основные функции:
1) государство обеспечивает экономику туризма, как и всю экономику в целом определенным «нужным» количеством денег;
2) государство берет на себя регулирование внешних эффектов туристского рынка;
3) государство обеспечивает удовлетворение потребностей субъектов туристского рынка в так называемых коллективных благах или общественных товарах.[9]
Государственные туристские организации – это политические учреждения, дислоцирующиеся на трех уровнях: национальном, областном и районном (местном). Следовательно, для различных территориальных уровней – областей, территориальных единиц, регионов, стран (групп стран) туристские организации необходимы. В зависимости от уровня (места, региона, страны) задачи менеджмента решаются по-разному. Традиционно различные уровни туристских организаций рассматриваются по иерархии: национальная организация располагается над региональной, а региональная, в свою очередь, – над местной. Задачи у всех типов организаций одинаковы, но разница в том, что они распространяются на разные по размерам территории и имеют неодинаковую значимость. Раньше исходили из того, что нижний уровень организации должен стремиться выполнять свои задачи по примеру верхнего уровня. Сейчас такое утверждение довольно относительно, ведь для оптимизации управления важно знать, что ожидают различные уровни организаций друг от друга: местные туристские организации – от организаций верхнего уровня (региональных и межрегиональных).
Государственные организации регионального уровня – департаменты, – разрабатывают собственные программы поддержки туризма в своем регионе. Такие программы способствуют развитию туристской инфраструктуры, ремесел, курортных учреждений и социального туризма. Кроме того, эти организации проводят маркетинг.
В функции местных туристских организаций (управления, комитеты, центра) входят: организация информационного бюро для туристов; исследование рынка; ознакомление вышестоящего региона с проблемами туризма; формирование марки для вышестоящего региона; консультация по вопросам рынка; программа обучения и квалификации кадров; система бронирования мест в гостиницах; представительство интересов на вышестоящем уровне; общее участие в ярмарках; СМИ на верхнем уровне; формирование мнения; маркетинг в отдаленных регионах.
Относительно распределения обязанностей и ответственности (что очень важно для менеджмента в туризме) между различными уровнями туристских организаций можно выделить следующие задания-функции для каждой из них:
· функции предложениядолжны взять на себя организации более низкого уровня. Они имеют прямой контакт с отдельными исполнителями услуг и хорошо знают продукт. К низшему уровню относятся те организации, которые располагают всеми сооружениями и минимальным количеством аттракционов для размещения и развлечения гостей, а также необходимым для выполнения такой деятельности кадровым составом;
· функции представительства интересов должны выполняться на каждом уровне государственной (политической) структуры организациями с одинаковым географическим радиусом деятельности. Такие организации имеют практически одинаковый вес относительно политических структур. В большинстве стран выполнение представительских функций берут на себя местные, областные и национальные туристские организации;
· маркетинговые функциидолжны выполняться в каждом регионе в зависимости от его известности, имиджа и финансовых возможностей. Как правило, местная туристская организация должна пытаться повысить свою известность на национальном уровне; региональная организация на национальном уровне и на ближайших зарубежных рынках должна стремиться к формированию и сохранению марки. Национальная туристская организация должна представлять на рынках свою национальную марку, расширять и укреплять туристскую известность нации. Таким образом, каждый уровень выполняет маркетинговые функции на своем рынке;
· функцию создания и сохранения ведущего образадолжны выполнять организации каждого уровня. Национальная организация должна разрабатывать национальную стратегию развития туризма и профессионально следить за национальным ведущим к образом в туризме, а местные туристские объединения выполняют эти задачи в своих регионах.
Безотносительно к уровням управления все функции туристских организаций можно сформулировать следующим образом:
· разработка и исполнение местной курортной и региональной туристской политики;
· объединенная политика, учитывающая рыночные условия;
· обеспечение общих интересов в транспортном сообщении;
· формирование туристского самосознания;
· организация культурной, фольклорной, общественной и спортивной жизни;
· руководство деятельностью турбюро;
· обсуждение предложений, указаний и жалоб, относящихся к туристской деятельности;
· выполнение задач по формированию и координации туристского предложения;
· эксплуатация курортных и туристских сооружений и долевое участие; налаживание и укрепление связей с управлениями, гостиничными предприятиями, транспортными и туристскими организациями, различными объединениями, прессой, радио, телевидением, организациями всех форм собственности.
При распределении функций между различными уровнями необходимо, чтобы между ними было налажено ориентированное на выполнение общих задач сотрудничество.
Таким образом, туристские организации занимают определенное место в системе туризма в целом, поскольку представляют собой органы управления и частные объединения, которые формируют (создают) туристские услуги (туристский продукт) для рыночной продажи, выступают посредниками и координируют функциональную деятельность туристских предприятий и регионов.
Департамент культуры и туризма Костромской области является исполнительным органом государственной власти области, структурным подразделением Администрации области (Рис. 2). Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Администрации области, органами местного самоуправления муниципальных образований области, общественными объединениями и иными организациями, обладает правами юридического лица.
На департамент культуры и туризма возложены задачи реализации государственной политики в сфере культуры и туризма, обеспечения конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, разнообразия культурно — досуговой деятельности населения области, сохранения и развития профессионального искусства, народного творчества, музейного и библиотечного дела, системы художественного образования и эстетического воспитания молодежи, содействия развитию книгоиздательской деятельности на территории области.
Рис. 2. Краткая структура управления в Администрации
Костромской области
Основными документами, которыми руководствуется Департамент культуры и туризма Костромской области в отношении муниципальных государственных служащих являются ФЗ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации», ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации, Трудовой Кодекс Российской Федерации, Закон Костромской области № 7 от 30 апреля 1997 года «О муниципальной службе в Костромской области» (в ред. Законов Костромской области от 29.03.99 № 54, от 06.12.99 № 71-зко, от 09.06.2003 № 124-зко, от 28.04.2006 № 21-4-зко), закон Костромской области № 2-4-зко от 25 января 2006 года «О реестре муниципальных должностей муниципальной Службы в Костромской области».
Законом Костромской области № 7 от 30 апреля 1997 года «О муниципальной службе в Костромской области» (в ред. Законов Костромской области от 29.03.99 № 54, от 06.12.99 № 71-зко, от 09.06.2003 № 124-зко, от 28.04.2006 № 21-4-зко) предусмотрены основные принципы муниципальной службы в Костромской области, полномочия органов государственной власти области в сфере муниципальной службы, особенности прохождения муниципальной службы, определен статус муниципального служащего, его права и обязанности.
Согласно закона Костромской области № 2-4-зко от 25 января 2006 года «О реестре муниципальных должностей муниципальной Службы в костромской области», в котором представлен сводный перечень муниципальных должностей муниципальной службы в городском округе г. Кострома, формируется штатное расписание Департамента культуры и туризма Костромской области. На основании данного закона и Положения о Департаменте культуры и туризма Костромской области департамент возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором Костромской области. Начальник департамента назначает и освобождает от должности заместителей, руководителей подведомственных учреждений, государственных гражданских служащих.
Культурная политика в Костромской области выстраивается на основе действующего законодательства Российской Федерации, законов Костромской области, постановлений и распоряжений Костромской областной Думы, губернатора области, среди которых особо следует отметить:
· Постановление от 28 июня 2007 г. № 288 «О реорганизации департамента культурного наследия, культуры и туризма Костромской области»,
· Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»,
· Проект подпрограммы «Культура Русского Севера» федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 годы)»,
· Постановления губернатора Костромской области от 26.04.2004 № 210 «Об областной целевой программе «Историко-культурное, природное и духовное наследие Костромской области» до 2020 года»,
· Постановление от 4 марта 2005 г. №100 «О концепции областной целевой программы «Историко-культурное, природное и духовное наследие Костромской области» (до 2020 года)»,
· Закон Костромской области от 02.12.97 № 17 «О музейном фонде и музеях в Костромской области» и другие.
Управлять туристской структурой – значит оптимально распределить цели и задачи между структурными подразделениями и работниками организации. Составляющими организационной структуры управления являются состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено, прежде всего, на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.
В структуре управления организацией выделяются звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления.
Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Несмотря на то, что все руководители организации выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу менеджеров более низкого уровня, и так до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала – людей, оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления.Высший уровень управления организацией представлен в Департаменте культуры и туризма Костромской области начальником департамента. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы собственников и вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство.
Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это начальники функциональных отделов.
Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над работниками (не руководителями), – чаще всего младшие менеджеры, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.
Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается.
Такое распределение общего времени связано с тем, что менеджеры всех трех уровней имеют два вида заданий: задания по менеджменту и задания по специальности. Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный – на принятие решений по специальности.
Как уже было отмечено ранее, элементами организационной структуры предприятия являются работники, службы и другие звенья управленческого аппарата, отношения между которыми поддерживаются благодаря связям, имеющим горизонтальную либо вертикальную направленность.[10]
Структура управления организацией понимается как организационная структура. Организационная структура Департамента культуры и туризма Костромской области представлена в Приложении 1.
2.2. Деятельность Департамента культуры и туризма
Костромской области
Туризм является высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и перерабатывающей. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Вопрос о необходимости и важности существования в туристском регионе объединенной туристской организации не дискутируется. Такая организация должна взять на себя выполнение кооперативных задач в своем регионе. В различных источниках туристские организации называются по-разному и выполняют разные функции менеджмента.
С одной стороны, туристскую организацию можно определить как особый вид организационной структуры управления, которая берет на себя функцию координатора в туристском регионе. Для менеджмента важно, чтобы различные функции, как отдельного предприятия, так и туристского региона координировались специальными организационными структурами.
С другой стороны, туристские организации представляются туристскими посредниками, т.е. туристские организации данного типа должны выполнять маркетинговые функции, носить кооперативный характер и иметь возможность организовать работу, как на государственном уровне, так и в частном порядке.
Туристские организации формируют туристскую политику, т.е. должны создать выгодные для туризма рамочные условия и стимулировать его развитие в подведомственном районе. Такими организационными структурами являются туристские организации в виде государственных (управление) структур. Они осуществляют свою деятельность на трех уровнях: национальном (федеральном), областном и городском (коммунальном).
Туристские организации охватывают государственные и частные структуры на региональном, национальном и международном, а также частично на местном уровне. Такие организации необходимы для планирования развития туризма в регионах и странах, координации сбыта туристского продукта.[11]
На федеральном уровне находятся туристские организации федерального или правительственного ранга, оказывающие прямое или косвенное воздействие на туризм.
На региональном, межрегиональном и местном уровне формирование туристской политики можно проследить по следующей блок-схеме, представленной на рис. 3:
Рис. 3. Услуги муниципалитета
Постановлением от 28 июня 2007 г. № 288 «О реорганизации департамента культурного наследия, культуры и туризма Костромской области» было утверждено реорганизовать Департамент культурного наследия, культуры и туризма Костромской области путем выделения из него департамента культурного наследия Костромской области. Данным законом утверждено Положение о департаменте культуры и туризма Костромской области, которым закреплены функции, права и обязанности департамента. Также определены следующие полномочия:
1. Организация библиотечного обслуживания населения библиотеками Костромской области.
2. Создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).
3. Организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).
4. Поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).
5. Государственное регулирование туристской деятельности при принятии региональных программ развития туризма.
В этих целях департамент осуществляет:
— подготовку проектов нормативных правовых актов Костромской области по вопросам развития культуры и туризма;
— информационно-аналитическое обеспечение формирования культурной политики региона;
— информационно — правовое обеспечение государственных учреждений и организаций культуры;
— внедрение компьютерных технологий в учреждениях культуры и искусства области;
— подготовку предложений о создании, реорганизации и ликвидации областных государственных учреждений культуры и определении предмета и целей их деятельности;
— финансирование подведомственных организаций культуры и образовательных учреждений культуры и контроль за их финансово — хозяйственной деятельностью и целевым использованием бюджетных средств;
— проведение мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной работе в пределах своей компетенции, учет и бронирование военнообязанных;
— организацию и контроль за проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах культуры и туризма в соответствии с законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пределах своей компетенции;
— прием населения по вопросам, относящимся к компетенции департамента и организацию своевременного рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним необходимых мер;
— контроль за организацией приема граждан в подведомственных учреждениях;
— в пределах своих полномочий — контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре.
Департамент проводит подготовку и/или экспертизу областных и ведомственных социально — культурных программ и проектов в сфере культуры и туризма, анализирует деятельность организаций в сфере культуры и туризма и состояние культурного и туристского потенциала области, формирует государственный социальный заказ в сфере культуры, запрашивает, в установленном порядке у юридических и физических лиц информацию, характеризующую состояние учреждений культуры, туризма, рассматривает вопросы социальной защиты работников культуры, учащихся учебных заведений отрасли, осуществляет иные функции, соответствующие целям деятельности.
Департамент участвует:
— в разработке проектов соглашений, договоров и программ по сотрудничеству Костромской области с другими регионами в сфере культуры и туризма;
— в разработке и внедрении научно-обоснованных программ в области культуры и туризма;
— в осуществлении культурных и туристских связей с зарубежными странами;
— в формировании областного бюджета в части расходов по отрасли «Культура и искусство».
Костромская область — эталон национального ландшафта России. Областной центр — древний город Кострома, в 2002 году отметивший свое 850-летие, — входит во всемирно известный туристский маршрут «Золотое кольцо России». В области насчитывается более 2,5 тысяч памятников археологии, архитектуры, истории и искусства. Из них свыше 300 имеют федеральное значение. Прекрасен и неповторим облик старинных городов Костромского края — Галича, Макарьева, Кологрива, Нерехты.
Заслуженным интересом туристов пользуются постоянные экспозиции и выставки Костромского объединенного художественного музея, а также 18 филиалов головных музеев и 6 муниципальных музеев, расположенных на территории Костромского края. Уникален архитектурный ансамбль Костромского объединенного историко-архитектурного музея-заповедника «Ипатьевский монастырь». Наш край по праву считается колыбелью династии Романовых. В Ипатьевском монастыре перед избранием на царство жил Михаил Романов, и в 1613 г. был там благословлен на царствование Феодоровской иконой Божией матери — величайшей святыней Костромской земли. По преданию, ее брал с собой в Орду благоверный князь Александр Невский. Сейчас икона находится в соборе Богоявленско-Анастасиинского женского монастыря.
На Костромской земле возрождаются древние духовные традиции РусскойПравославнойЦеркви, вновь открываются храмы, восстанавливаются монастыри, где можно познакомиться с жизнью и бытом монахов. ЦерковьВоскресенияна Дебре, шедевр костромского зодчества XVIIв., по праву считается жемчужиной Верхнего Поволжья.
С Костромской областью связано творчество великого русского драматурга А.Н.Островскогою. Большой популярностью среди туристов пользуется его усадьба — музей-заповедник «Щелыково» («родина» Снегурочки). Также Костромской край искони славится ювелирным промыслом. Во всей России и за рубежом известны ювелирные изделия из золота, серебра, знаменитая скань красносельских ювелиров. В селе Красное-на-Волге вниманию туристов предлагается экспозиция музея ювелирного искусства. Насыщенное значительными событиями историческое прошлое края, пантеон прославленных деятелей Отечества (среди них — И.Сусанин, Ф.Волков, Г.Невельской, А.Н.Островский, И.Сытин, Ф.Чижов, А.Кондратьев, В.Розанов, Е.Честняков, А.Тарковский) раскрываются перед жителями и гостями области через многоаспектную деятельность учреждений культуры.
Все это составляет основную базу для развития туризма в регионе, которую необходимо сохранять и развивать.
В сфере деятельности департамента культуры и туризма — 20 областных и 1054 муниципальных учреждений культуры и искусства, среди них драматический театр им.А.Н.Островского, областной Дом народного творчества, Государственный творческий центр «Костромаконцерт», Государственный оркестр народных инструментов под управлением Заслуженного деятеля искусств РФ Владимира Сорожкина, 3 средних специальных учебных заведения – музыкальное училище, училище культуры, училище искусств, 64 детских школ искусств, детских музыкальных школ, детских художественных школ.
Наш край отличается чистой окружающей средой, богатыми лесными массивами, здесь имеются минеральные источники и лечебные грязи. Все названное дает возможность развивать различные виды туризма: экскурсионный, познавательный, экологический, агротуризм, активные виды отдыха, спортивно-оздоровительный, рыболовный, охотничий туризм. В области насчитывается 11 санаториев, 8 учреждений отдыха (баз отдыха, пансионатов), 15 детских оздоровительных лагерей. На туристском рынке области работают более 50 организаций. Среди комплексных проектов как самый масштабный сегодня выделяется социально-педагогический проект «Костромская сказка Снегурочки». Департамент осуществляет также культурный проект памяти И.Д. Сытина, направленный на развитие книгоиздания и книгораспространения, поддержку сельских библиотек и другие. Среди традиционных мероприятий межрегионального уровня — Российский театральный фестиваль профессионального искусства «Дни Островского в Костроме», Российский фестиваль самодеятельных театров «Успех».
Департамент культуры и туризма Костромской области участвует в ежегодно проводимых международных выставках-ярмарках, посвященных туристской деятельности. На стендах Костромской области были представлены темы: «Кострома – колыбель Дома Романовых», «Жемчужины архитектурного облика Костромы», «Село Сусанино – родина патриота земли русской», «Красное-на-Волге – центр ювелирного искусства России» и другие.
Интересом посетителей выставок пользуются туры выходного дня (в том числе конные), однодневные экскурсии по Костроме, Нерехте, Сусанинскому району (туристический маршрут «За веру, царя и Отечество»), Красносельскому району («Золотое Красноселье») и многие другие.
В конце 2006 г. на совещании при губернаторе Костромской области обсуждалась разработка торговой марки и брэнда «Кострома – ювелирная столица России».
В совещании принимали участие губернатор Костромской области В.А. Шершунов, президент ОАО «Алмаз — холдинг» Ф. Ф. Гумеров, директор Костромской ювелирной фабрики «Топаз» А. Л. Гутерман, генеральный директор ОАО «Костромской ювелирный завод» В.В. Сорокин, директор некоммерческого партнерства «Гильдия ювелиров «Золотое кольцо Руси» В.А. Пурыгин и другие официальные лица.
На сегодняшний день в Костроме и Костромской области сосредоточено порядка 800 ювелирных компаний, которыми изготавливается 35 % золотых и 24% серебряных ювелирных украшений, производимых в России. Из чего следует, что Кострома совершенно обоснованно может претендовать на звание ювелирной столицы России и стать центром ювелирной жизни страны, как, например Виченца (Vicenza) в Италии, Пфорцхайм (Pforzheim) в Германии или Яблонец-на-Нисе (Jablonec nad Nisou) в Чехии.
В процессе совещания участниками было достигнуто соглашение о целесообразности разработки торговой марки и бренда «Кострома – ювелирная столица России». Кроме того, было принято решение разработать стелу, символизирующую статус Костромы как ювелирной столицы России.
Начальнику департамента культурного наследия, культуры и туризма Костромской области было поручено создать рабочую группу для рассмотрения вопросов, связанных с размещением и проведением в историческом центре Костромы ювелирных выставок, размещением экспонатов музея ювелирного искусства, ювелирных бутиков, кафе и ресторанов. Это также может привлечь дополнительный поток туристов в регион.
По данным Департамента культуры и туризма Костромской области, в 2006 году регион посетили 380 тысяч туристов, из них около 209 тысяч – граждане России. По сравнению с прошлым годом рост составил примерно три-четыре процента. Из иностранцев чаще всего в Кострому приезжают граждане Англии, Франции, США. Средний срок пребывания гостей на территории Костромской области – два дня.
Костромская область получила от туристической деятельности в 2006 году около 400 миллионов рублей. В среднем отечественный турист (без стоимости номера) тратит в регионе примерно 20–30 долларов в день, иностранный – около 100 долларов.
Развитие туризма в Костромской области благотворно влияет на региональный бюджет, что способствует развитию области вцелом, но еще недостаточно. Поэтому необходимо принимать меры по развитию туристской деятельности в Костромской области, чтобы доходы от туристской деятельности стали одной из основой составляющей бюджета области и города.
На январь 2007 года в Костромской области лицензию на туристическую деятельность имели 70 организаций, из них на туроператорскую – 18. Наиболее крупными организациями, работающими в секторе въездного туризма, являются «Водолей», «Турсервис», «Кострома-Визит» и «Старый город», «Костромское бюро путешествий и экскурсий».
На территории Костромской области работает 30 гостиниц, еще 17 – в Костроме. Общий номерной фонд Костромы – 630 мест.
В Костроме работает одна гостиница категории «3 звезды» – «Азимут», «Волга», «Шелестофф». Сколько гостиниц необходимо для устранения дефицита, не просчитывалось, но заполняемость практически всех гостиниц составляет 100%. Особенно остро проблема стоит в малых городах, таких как Нея, Буй, Макарьев.
продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3. Существующие методы оценки и анализ Департамента культуры и туризма Костромской области
Труд руководителя настолько специфичен, что правильно определить его долю в полученном эффекте руководимой им организацией довольно проблематично. Эффективность труда в управлении не выступает непосредственно в виде произведенной на рабочем месте продукции.
Результат деятельности работников аппарата управления включен в общую эффективность работы предприятия. Как в затратах совокупного труда определенную часть занимает труд по управлению, так и определенную долю производственного эффекта необходимо отнести на счет управления.
Существует множество подходов к оценке эффективности управленческого труда. Система показателей должна быть универсальной, применимой для различных сфер управленческой деятельности. Она тем активнее сыграет свою роль, чем объективнее будет характеризовать степень достижения выдвинутых задач.
В туристских организациях анализ эффективности управления можно оценить с помощью количественных показателей исследования организационной структуры самой организации, оценки эффективности управления персоналом. Также можно исследовать вклад организации в развитие туризма в регионе или вцелом по стране.
2.3.1. Социальная эффективность менеджмента туризма
Если экономическую эффективность можно выразить количественно – оценить ее в денежном выражении, то систему общих и частных показателей социального плана измерить очень сложно или же просто невозможно. Речь идет, прежде всего, об удовлетворенности работников и способности их адаптации к условиям внутренней и внешней среды. Таким образом, фирма достигает своей цели за счет эффективного использования трудового потенциала своих сотрудников посредством интеграции их деятельности, морали, социального климата, повышения взаимного доверия между ними и т.д. Эти и многие другие компоненты социальной эффективности изучаются в других курсах. Применительно к менеджменту туризма целесообразно рассмотреть два аспекта. Поскольку большая часть требований к социальной эффективности связана с системой управления трудовыми ресурсами, то главная задача менеджмента состоит в том, чтобы создать эффективную туристскую структуру, позволяющую обеспечить комфортные условия труда и повысить уровень жизни своего персонала за счет его профессионального развития и управления его деловой карьерой.
2.3.2. Формирование эффективной организационной структуры туризма
Как известно, весь управленческий процесс протекает в рамках определенной организационной структуры (движение информации и принятие управленческих решений). В связи с этим формирование эффективной организационной структуры мы рассматриваем с двух позиций – с одной стороны, в отношении определения параметров эффективности организационной структуры управления туризмом в целом, и с другой – в отношении эффективности принимаемых в ней управленческих решений.
Для определения слагаемых эффективности организационной структуры можно использовать ряд коэффициентов:[12]
1) коэффициент звенности:
(2.1)
где Пзвф – количество звеньев существующей оргструктуры;
Пзво – оптимальное количество звеньев оргструктуры;
2) коэффициент территориальной концентрации:
(2.2)
где Ппрф – количество организаций данного типа, функционирующих в регионе деятельности нашей организации;
П – площадь региона, на которой функционируют все организации данного типа;
(2.3)
В данном расчете использованы только государственные оргструктуры по культуре и туризму, т.е. на 1 квадратный километр в Костромской области приходится 17,9 областных и муниципальных учреждений культуры и искусства.
Вся работа в этом направлении сводится к тому, чтобы при проектировании либо совершенствовании организационной структуры учесть количественные показатели ее развития, а также требования, предъявляемые к ней. Эти требования можно сформулировать следующим образом:
· устранение дублирования и параллелизма в работе;
· укрупнение фирм и предприятий и разграничение зон их деятельности;
· специализация и унификация функций управления по уровням и организационно-хозяйственным звеньям;
· сокращение и удешевление управленческого аппарата;
· экономичность, устойчивость, гибкость и надежность организационной структуры.
Учет названных требований позволит спроектировать эффективную структуру управления туризмом, результирующим фактором которой является оптимальное управленческое решение.
2.3.3. Эффективность управленческих решений
Любое управленческое решение имеет смысл лишь в том случае, если оно эффективно. Однако следует иметь в виду, что на эффективность решений оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы.
В связи с этим можно выделить сильно- и слабоструктурированные решения. При принятии сильноструктурированных решений можно пользоваться методами количественного анализа и электронной обработки данных.
Применение экономико-математических методов (ЭММ) в решении управленческих проблем в качестве критерия выбора позволяет использовать целевую функцию, которую обычно надо максимизировать или минимизировать. Такой подход к принятию решения называют оптимизационным. Максимизировать можно прибыль, доходы, производительность труда, а минимизировать – издержки, время перерывов, непроизводительные потери и т.п. Оптимальное решение принимается в результате сравнения количественного значения целевой функции по всем возможным вариантам, т.е. эффективным будет такое решение, которое обеспечивает наиболее желательное (максимум или минимум) значение целевого критерия.
Для оценки вариантов слабоструктурированных решений применяют систему взвешенных критериев. Допустим, имеем несколько туристских фирм, изъявивших желание работать с нами в качестве турпосредников. Но каждая из них предлагает свои условия сотрудничества. Нужно определиться, с кем работать. Для этого производится сравнительный анализ всех предлагаемых вариантов с ориентацией на более значимые для нас критерии. Это могут быть стоимость, имидж фирмы-посредника, условия скидок и льгот, качественные параметры, географическое положение и др. Названные параметры имеют неодинаковую значимость, поэтому вводят коэффициенты их весомости. Сравнительная оценка каждой фирмы по каждому критерию определяется умножением оценки эксперта на коэффициент весомости фактора.[13]
Однако к полученным количественным оценкам нужно подходить очень осторожно по причине высокой их субъективности. В связи с этим чтобы выбрать лучшую альтернативу, следует руководствоваться определенными правилами (принципами).
После завершения процедуры выбора решений производится разносторонняя оценка возможных последствий их реализации. Она должна охватывать экономическую, социальную, политическую и организационную сферы жизни предприятия.
2.3.4. Эффективность управления персоналом
Жесткая конкуренция на туристском рынке обусловливает поиск способов повышения внутренней эффективности фирм. Предпринимать какие-либо шаги в этом направлении при отсутствии научно обоснованной теории эффективного управления персоналом невозможно. Эффективное управление персоналом направлено на повышение качественного и количественного уровня выполнения работы руководителем или специалистом, что в конечном итоге обеспечивает конкурентоспособность туристского предприятия на рынке труда. Конкурентоспособность в данном случае представляется как совокупность условий, предоставляемых персоналу и положительно отличающих какую-либо фирму от аналогичных предприятий.
Расчет следующих показателей осуществлялся на основании сведений о государственных служащих в разрезе 2002-2007 гг., предоставленных Департаментом культуры и туризма Костромской области и представленных в Приложениях 1, 2, 3, 4.
В качестве показателей, оценивающих положение фирмы на рынке труда, могут быть использованы следующие:[14]
1) уровень удовлетворенности работников своим предприятием:
(2.4)
где Ктк– коэффициент текучести кадров;
Кв – численность уволившихся работников;
Рсс – среднесписочная численность работников.
Таблица 2.1.
Уровень удовлетворенности государственных служащих в Департаменте Культуры и туризма Костромской области
При помощи показателя, рассчитанного в таблице 2.1, можно ориентировочно определить, насколько удовлетворен спрос, предъявляемый работником к предприятию, т.е. насколько конкурентоспособно предприятие на рынке труда с позиций удовлетворения потребностей персонала.
В 2002-2005 гг. данный показатель достаточно низок и стабилен. Что говорит о стабильности в организации. Повышение данного показателя в 2006-2007 гг. связано с реорганизацией Департамента культурного наследия, культуры и туризма Костромской области путем выделения из него Департамента культурного наследия Костромской области.
Важным показателем, характеризующим эффективность кадрового менеджмента, являются:
2) средние затраты на обучение одного работника;
(2.5)
где С0– средние затраты на обучение одного работника;
Ц0– общая стоимость обучения;
К0– количество человек, прошедших обучение;
Таблица 2.2.
Расходы на обучение государственных служащих в Департаменте Культуры и туризма Костромской области
По полученным результатам видно, что в Департамент культуры и туризма в последние три года направлял работников на профподготовку и повышение квалификации, что должно положительно сказаться на результатах деятельности работников и вцелом Департамента культуры и туризма.
3) уровень укомплектованности кадрами:
(2.6)
где Ук – уровень укомплектованности кадрами;
Чф – численность фактическая;
Чш – численность по штатному расписанию.
Таблица 2.3.
Уровень укомплектованности государственными служащими в Департаменте Культуры и туризма Костромской области
Рассмотрение данного показателя в динамике позволяет определить не только популярность фирмы на рынке труда, но и степень развития кадровой политики в ней – в частности, эффективность процедур набора персонала. По полученным результатам видно, что Департамент культуры и туризма укомплектован сотрудниками практически на 100 % в соответствии со штатным расписанием.
Комплексным показателем, характеризующим влияние условий труда на его результативность, является интенсивность труда, которая выражается отношением производительных затрат к продолжительности рабочего времени.[15]
4) Интенсивность труда
(2.7)
где Ит – интенсивность труда;
3т – количество затраченного труда;
Рв – рабочее время.
Этот показатель показывает величину трудовых затрат, расходуемых на производство и реализацию туристского продукта в единицу рабочего времени. Интенсивность труда связана с его производительностью, так как повышение производительности труда означает уменьшение трудовых затрат на единицу продукции.
Таблица 2.4.
Показатель интенсивности труда в Департаменте культуры и туризма Костромской области
Таким образом, видно, что работники Департамента культуры и туризма затрачивают рабочего времени больше годовой нормы.
5) Количественные оценки, например деловых и организаторских качеств работника, производятся, как правило, с помощью экспертных оценок.
При этом для характеристики кандидата на должность сначала устанавливают (с учетом специфики производства и условий работы) 6-7 критериев. Например:
1. способность организовывать и планировать труд;
2. профессиональная компетентность;
3. сознание ответственности за выполняемую работу;
4. контактность и коммуникабельность;
5. способность к нововведениям;
6. трудолюбие и работоспособность.
По каждому из этих критериев на основе изучения деятельности сотрудников дается соответствующая оценка по избранной, например, пятибалльной шкале:
· отлично — 5;
· хорошо — 4;
· удовлетворительно — 3;
· не — удовлетворительно — 2;
· плохо — 1.
Оценки по критериям обычно располагают по нарастающему количественному значению. Например, при оценке по критерию «способность организовывать и планировать труд»:
«1» — явно неорганизованный работник и руководитель;
«2» — не умеет организовывать и планировать свой труд и труд подчиненных;
«3» — умеет организовать трудовой процесс, но не всегда удачно планирует работу;
«4» — умеет хорошо организовывать и планировать свой труд и труд подчиненных;
«5» — умеет создавать и поддерживать четкий порядок в работе на основе эффективного планирования.
По своей значимости в общей оценке сотрудника по конкретной должности определенные качества всегда имеют различный удельный вес, что устанавливается экспертным путем. Например, по шести указанным выше критериям могут быть приняты определенные значения.
Образование, стаж работы и возраст работника должны обязательно учитываться при оценке деловых качеств. Дело в том, что образование — одна из основных качественных характеристик при определении уровня квалификации работника, стаж работы — количественная мера опыта, а возраст находится во взаимосвязи со стажем работы.
Данные об образовании работника, его стаже и возрасте учитываются путем расчета коэффициента профессиональной перспективности по формуле:[16]
(2.8)
где
Оу.обр. — оценка уровня образования, которая обычно принимается (составляет: 0,15 для лиц, имеющих незаконченное среднее образование; 0,60 — для лиц со средним образованием; 0,75 — для лиц со среднетехническим и незаконченным высшим образованием; 1,00 — для лиц с высшим образованием по специальности;)
С — стаж работы по специальности. В соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 4 (в связи с тем, что, как установлено, стаж в 4 раза меньше влияет на результативность труда, чем образование);
В — возраст. В соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 18 (установлено, что влияние возраста на результативность труда в 18 раз меньше, чем влияние образования). При этом за верхний предел возраста для мужчин принимается 55 лет, а для женщин — 50.
По результатам расчетов таблицы 2.5 видно, что сотрудники имеют достаточно высокий коэффициент профессиональной перспективности, только три сотрудника имеют среднее профессиональное образование, при этом они не занимают высокие должности, что соответствует наименьшему показателю их профессиональной перспективности. Остальные – высшее, у многих достаточно высокий стаж работы на государственной службе. Так, у начальника департамента и его заместителей наивысшие коэффициенты профессиональной перспективности, что соответствует занимаемым ими должностям.
На этапе определения общей оценки сотрудника коэффициент профессиональной перспективности суммируется с общей оценкой по деловым и организаторским качествам.
Таблица 2.5.
Расчет коэффициента профессиональной перспективности
6) Качество трудовых ресурсов предприятия. Эффективность деятельности фирмы в отношении менеджмента персонала достигается:
· правильным выбором сотрудников (их профессиональной, духовной и физической пригодностью);
· сохранением заинтересованного в достижении целей предприятия штата сотрудников (низкой текучестью кадров);
· устраивающими всех методами оплаты и стимулирования труда и значимыми мероприятиями по социальной защите каждого члена трудового коллектива;
· привлечением сотрудников к управлению. В последнем случае:
– до сведения каждого сотрудника должны быть доведены весь объем задач и ответственность за их исполнение, а не только отдельные их элементы;
– после того как через определенное время составлен ясно сформулированный план, следует распределить разработанные задачи среди сотрудников в соответствии с их работоспособностью и способностями;
– задачи и компетенции должны передаваться на длительное время. Руководитель должен вмешиваться в обычную, общеизвестную работу только в исключительных случаях. При выполнении других задач он может контролировать их согласно совместно установленным срокам, а также контролировать ход их исполнения и наличие прогресса в работе. Такой стиль руководства способствует воспитанию сотрудников в духе доверия и готовности брать на себя ответственность за выполнение задания. Самые неблагоприятные моменты в процессе совместной деятельности – это те ситуации, когда руководитель не может контролировать свое настроение или выполняет работу, которая может быть выполнена другими сотрудниками;
– сотрудникам разрешается иногда допускать ошибки, на которых они в будущем будут учиться. Это обусловливает успешность функционирования системы контроля, которая собирает соответствующую информацию, перерабатывает ее и предоставляет в распоряжение ответственным лицам для определенных выводов;
– если это необходимо, шеф может и должен давать советы. Кроме того, все сотрудники должны постоянно получать информацию обо всех важнейших процессах на предприятии.
Все эти факторы служат достаточно мощным мотивирующим механизмом, так как позволяют каждому сотруднику определить свои возможности и потребности в направлении кадрового продвижения. Карьера работников предприятия должна рассматриваться как важнейший социально-экономический результат управления персоналом. Планирование карьеры сотрудников – наиболее значимый структурный элемент в системе управления персоналом, так как он включает в себя множество других элементов. Это и отбор кадров, и их профориентация и адаптация, и расстановка на рабочих местах, а также обучение персонала, оценка его трудовой деятельности, а на ее основе – повышение или понижение в должности.
продолжение
--PAGE_BREAK--