Реферат по предмету "Товароведение"


Состояние и перспективы развития рынка продовольственных товаров. Основные направления совершенствования ассортимента пищевых продуктов. Классификация продовольственных товаров.

Состояние и перспективы развития рынка продовольственных товаров. Основные направления совершенствования ассортимента пищевых продуктов. Классификация продовольственных товаров. Ответ: Состояние продовольственного рынка в 2003 г. в ресурсном отношении было стабильным практически по всем основным видам продукции. Зерновые запасы полностью обеспечили работу хлебопекарной, макаронной и спиртовой отраслей.


Общие ресурсы мяса и мясопродуктов возросли на 4,2% и составили 7,2 млн. т, молока и молочных продуктов остались на уровне 2002 г. и были равны 40 млн. т. За счет снижения импорта свежего и мороженого мяса на 21%, до 1,1 млн. т, и мяса птицы – на 16%, до 1,2 млн. т, его доля в формировании резервов мяса и мясных продуктов сократилась и составила 31%. Хотя ресурсы сахара в объеме 6,9 млн. т были немного ниже уровня 2002 г их было вполне достаточно для


насыщения продовольственного рынка. Отличительной особенностью прошлого года стало динамичное наполнение рынка сахара за счет увеличения поставок сахара из свеклы, рост которого в прошлом году составил 117,5%. Аналогичная ситуация наблюдалась на рынке растительного масла, где его производство возросло на 27%, при этом ресурсы увеличились на 4,7% и составили 1,87 млн. т. Рост собственного производства растительного масла позволил уменьшить его импорт за прошлый год с 664


тыс. до 350 тыс. т. В 2003 г. обеспеченность населения продуктами питания за счет собственного производства составила около 70%, а импортных поставок примерно 30%. Данные производства основных видов продукции продовольственного рынка за 2000-2003 гг. приведены в таблице 1 . ТАБЛИЦА 1 Производство основных видов продукции продовольственного рынка. (в тыс. т) Рост производства основных видов пищевой продукции за последние годы, наряду с увеличением ассортимента


и повышением качества, позволил товаропроизводителям не только усилить свои позиции на потребительском рынке, но и активно заниматься экспортом готовой продукции за рубеж. В 2003 г. экспорт пищевой продукции в стоимостном выражении по сравнению с 2000 г. вырос в 2,3 раза (с 468,7 млн. до 1,1 млрд. долл.). Значительный рост экспорта произошел за счет увеличения поставок продукции в страны СНГ (с 297,3 млн. до 890 млн. долл.).


Основными статьями стали кондитерские и макаронные изделия, масло растительное, сигареты, мука, ликероводочная продукция, пиво и минеральные воды. Однако структура экспорта продукции пищевой промышленности за последние годы претерпевает изменения. Растет экспорт макаронных изделий (за три последних года с 2,42 млн. до 89 млн. долл.), продукции табачной отрасли (с 3,17 млн. до 162,5 млн. долл.). В то же время традиционная экспортная продукция, какой является ликероводочная, в 2003 г. снизилась


по сравнению с 2002 г. на 8,9 млн. долл. и составила 56,3 млн. долл. Импорт ряда готовых продовольственных товаров и пищевого сырья экономически оправдан, так как является дополнением к собственному производству и расширяет продовольственный рынок для удовлетворения разных запросов потребителей. Это прежде всего касается сырья тропического происхождения: чай, какао-бобы, кофе, специи, концентраты соков и так др. Уровень развития отечественного животноводства пока не позволяет


удовлетворять внутренние потребности населения страны в мясе и продуктах его переработки, что вынуждает импортировать их в больших объемах. Аналогичная ситуация сложилась и в сахарной промышленности, но здесь положение за последние годы начинает постепенно выправляться. Есть и ряд других товаров, которые Россия импортирует – это табак, масло сливочное и растительное, виноматериалы, напитки алкогольные и безалкогольные, продукты, содержащие какао, молоко, сливки сгущенные,


изделия и консервы из мяса. Однако не смотря на положительную динамику роста пищевой промышленности и принимаемые меры по защите отечественного рынка (в прошедшем году было принято 20 постановлений правительства, направленных на защиту внутреннего рынка продовольствия), импорт продовольствия и сырья остается на высоком уровне и, более того продолжает расти. Так, в 2003 г. он увеличился на 7% и составил 7,9 млрд. долл. Продолжительной тенденцией в проведении импортной политики является увеличение удельного веса


импорта из стран СНГ, который за прошлый год вырос на 48% и составил 1,8 млрд. долл. В его структуре преобладают поставки напитков алкогольных и безалкогольных, мяса свежего и замороженного. Импорт из стран дальнего зарубежья снизился на 1% и составил 6,1 млрд. долл. Введение защитных мер в отношении импорта товаров заметно меняет структуру поставок продукции как в натуральном, так и в стоимостном выражении. за последние годы произошло снижение импорта таких важных


товаров, как сахара-сырца, мяса свежего и мороженного и мяса птицы, удельный вес которых в структуре импорта составляет примерно 40%, а в стоимостном выражении – около 3 млрд. долл. Уменьшение завоза этой продукции снижает финансовые затраты на обслуживание импорта, но более важно то, что следствием такой политики являются рост производства отечественного сырья в этих отраслях АПК и повышение его доходности. Нельзя считать экономически целесообразным большой рост импорта алкогольных


и безалкогольных напитков, который произошел за прошлый год (с 565,8 млн. до 910 млн. долл.) и занял вторую позицию по стоимости отдельных групп товаров. С точки зрения экономической логики оправданным можно признать лишь импорт виноматериалов и коньячных спиртов, которые не производятся в достаточном объеме отечественными производителями. Анализ функционирования пищевой промышленности на продовольственном рынке за 2003 г. дает основания


полагать, что в последующие годы продолжится положительная динамика развития и укрепление финансового состояния предприятий. С учетом достигнутых показателей развития промышленности на основе метода прогнозной экстраполяции можно предположить, что среднегодовой прирост индекса физического объема производства в среднесрочной перспективе составит 6-7%. Учитывая большой спектр отраслей пищевой промышленности на продовольственном рынке, степень их адаптации к рыночным условиям хозяйствования и достигнутый уровень


развития, а также различный спрос на продукцию отдельных отраслей с учетом доходов населения страны, динамика их развития будет адекватна складывающейся экономической ситуации в стране. Вместе с тем, рассматривая прогноз развития промышленности на основе ресурсного подхода, можно предполагать, что сектор растениеводства АПК, являющийся основным поставщиком сельскохозяйственного сырья для большинства предприятий, сможет обеспечить увеличение выпуска пищевой продукции и снижение импортной зависимости


внутреннего рынка продовольствия. Поставка дополнительного сельскохозяйственного сырья для пищевой промышленности не станет, однако, препятствием для его своевременной переработки. В то же время, как показывает анализ функционирования животноводческого сектора АПК за последние годы, вряд ли стоит ожидать существенного роста поставок мяса на потребительский рынок страны, за исключением мяса птицы. Поэтому в среднесрочной перспективе на этот сегмент рынка будет оказывать


большое воздействие импорт мяса из стран дальнего и ближнего зарубежья. Классификация (от лат. classis - разряд, facio - делаю) означает распределение предметов в родственные группы по их общим и наиболее характерным признакам. Научная классификация имеет исключительно большое теоретическое и практическое значение для любой науки.В товароведении продовольственных товаров применяют учебную, торговую, стандартную и другие классификации.


В основу учебной классификации положена общность товаров по их происхождению или основному сырью, сходству химического состава и использованию. Так как учебная классификация группирует товары не по одному принципу, ее нельзя признать строго научной. По этой классификации продовольственные товары делят на девять групп: зерномучные товары - зерно, мука, крупа, хлебобулочные и макаронные изделия. Товары этой группы содержат высокое количество крахмала; плодоовощные товары - свежие плоды, овощи,


грибы и продукты их переработки. Эти продукты отличаются высокой биологической ценностью и низкой энергетической способностью; сахар, мед, крахмал и крахмалопродукты, кондитерские изделия. Для этих товаров характерны приятные вкус и аромат. Многие из них являются десертом или лакомством; вкусовые товары - алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, чай, кофе, пряности, соль, пищевые кислоты, а также условно табак и табачные изделия.


Они обладают выраженными вкусом и ароматом, содержат вещества, воздействующие на центральную нервную систему. Используют их в небольших количествах для улучшения вкуса пищи и возбуждения аппетита. Потребление некоторых из них, особенно алкогольных напитков и табачных изделий, вредно для здоровья человека; молочные товары - молоко и продукты его переработки (кисло-молочные изделия - сметана, творог, сливки, масло, сыры и др.). Многие продукты этой группы рекомендуются для детского и диетического питания.


Они отличаются высокой биологической ценностью и хорошей усвояемостью; пищевые жиры - растительные масла, животные жиры, маргарин, кулинарные, кондитерские и хлебопекарные жиры, майонез. Эти продукты по сравнению с другими обладают самой высокой энергетической способностью, являются источником витаминов A, D, Е, КГ мясные товары - мясо различных животных и птиц и продукты их переработки (колбасные изделия, мясокопчености, мясные консервы, полуфабрикаты и кулинарные изделия).


Мясные продукты являются одним из основных источников полноценных белков; яичные товары - яйца птиц и продукты их переработки (меланж, яичный порошок). Эти продукты хорошо усваиваются организмом человека и обладают высокой биологической ценностью; рыбные товары - рыба свежая, соленая, вяленая, копченая, сушеная, консервы, рыбная икра, а также нерыбное водное сырье (раки, крабы, моллюски, водоросли и др.). Рыбные товары являются источником полноценных белков,


жиров, витаминов и обладают высокой пищевой и биологической ценностью. По торговой классификации товары объединяют в следующие группы: хлебобулочные, плодоовощные, кондитерские, винно-водочные, молочно-масляные, мясные, рыбные, яичные, пищевые жиры, табачные изделия. В торговой практике продовольственные товары подразделяют на гастрономические и бакалейные. К группе гастрономических товаров относят готовые к употреблению продукты: колбасы, мясную кулинарию,


копчености, консервы, сыры, молочные продукты, алкогольные напитки и др. В группу бакалейных товаров относят крупу, муку, макаронные изделия, су- шеные плоды, грибы, дрожжи, сахар, крахмал, чай, кофе, соль, пряности и др. Продовольственные товары подразделяются также на виды, разновидности и сорта. Различают природные (видовые) и товарные сорта. Товарный сорт продукта зависит от его качества и определяется в соответствии с требованиями стандарта.


В торговой практике часто применяют понятие ассортимент, под которым понимают набор видов или разновидностей товаров, объединенных по какому-либо признаку. Например, в ассортимент макаронных изделий входят макароны, вермишель, лапша и др. Ассортиментный минимум - перечень товаров, обязательных для данного торгового предприятия.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка бизнес-плана создания предприятия гостиничного комплекса
Реферат Актуализация и трансформация фразеологических единиц из страниц газеты Третья столица
Реферат Роль упаковки в брендинге
Реферат Аппаратура и порядок подключения стандарта Fast Ehternet
Реферат Сознание и физическая реальность
Реферат Философия С. Л. Франка
Реферат Концепция целостности духовно-материальной природы человека
Реферат Бизнес-план предприятия ОАО "Дагнефтегаз"
Реферат Рауль Амундсен
Реферат Лексические особенности русского и македонского языков: межъязыковые омонимы
Реферат Несколько замечаний о словах типа несколько
Реферат Основные тенденции развития рынка социологических услуг в России
Реферат Частно-государственное партнерство как механизм решения проблем провалов рынка и государств
Реферат Соотношение Лого, Логотипа и Товарного знака (Знака обслуживания)
Реферат Испания 3