--PAGE_BREAK--1.2. Содержание деятельности милиции в РФ на современном этапе
Милицияв Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законодательством РФ[3].
Милиция, являясь правоохранительным органом, входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Милиция в своей деятельности руководствуетсяКонституцией Российской Федерации, Законом от 18 апреля 1991 г. «О милиции», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
Задачами милиции в соответствии со статьей 2 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 в редакции от 23.12.2003 г. являются:
1. обеспечение безопасности личности;
2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3. выявление и раскрытие преступлений;
4. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
5. защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
6. оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных названным законом.
Иные задачи на милицию могут быть возложены только названным законом. Данный перечень проиллюстрирован в приложении 1.
Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. В соответствии с Конституцией РФ, провозгласившей права и свободы человека высшей ценностью, приоритет в деятельности милиции занимает защита прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Йййй Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Кроме того, милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. йййй Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник милиции обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Йййй Можно отметить, что Кодекс РФ об административных правонарушениях относит к компетенции органов внутренних дел (милиции) многие дела об административных правонарушениях. В частности ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ устанавливает, что определенные должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. Кроме того, ч.1 ст. 23.3. КоАП РФ устанавливает предметную компетенцию органов внутренних дел (милиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Ранее аналогичные положения были предусмотрены ст. 203КоАП РСФСР от 20.06.1984 г. В приложении 2 приводится перечень дел об административных правонарушениях, предусмотренных нормами Особенной части КоАП РФ, отнесенных к компетенции органов внутренних дел (милиции) в соответствии с ч.1 ст. 23.3. КоАП РФ.
Йййй,Таким образом, милиция является системой государственных органов исполнительной власти, которая входит в систему МВД Российской Федерации. В своей деятельности милиция руководствуется определёнными нормативными актами, которые отражают суть возложенных на неё задач. Деятельность строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма и гласности.
Основываясь на выше сказанном, можно сделать вывод, о том, что милиция, являясь правоохранительным органом, выполняет правоохранительную деятельность, которая, в свою очередь, требует выполнения определённых задач предусмотренных законодательством Российской Федерации.
II. СТРУКТУРА МИЛИЦИИ
По Закону РФ «О милиции» она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию)[4]. Ййй В состав милиции входят также подразделения милиции на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, учебные заведения и подразделения для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров милиции.
Сейчас в некоторых районах страны помимо криминальной милиции и милиции общественной безопасности образованы подразделения экологической милиции и милиции нравов.
В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности — также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Министр внутренних дел РФ руководит деятельностью всей милиции на территории Российской Федерации.
Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации с учетом мнения высшего должностного лица соответствующего субъекта Российской Федерации. Ййй Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.
Руководство милицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации[5].
Схема системы милиции и её подчиненности приведена в приложении 3.
Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации[6]. Йййй Соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставляют милиции служебные помещения, а участковым уполномоченным милиции — помещения для работы на обслуживаемых административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи.
Контроль за деятельностью милициив соответствии со ст. 37 Закона «О милиции» в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом, законодатель определяет, что при осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.
Надзор за законностью деятельности милицииосуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры[7].
В соответствии со ст. 39 Закона РФ «О милиции», гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд. За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответственность. Кроме того, вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством[8].
продолжение
--PAGE_BREAK-- 2.1. Криминальная милиция
Йййй
Основными задачами криминальной милицииявляются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей[9].
Как устанавливается в ст. 8 Закона «О милиции», состав и численность криминальной милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством Российской Федерации.
Структура криминальной милиции определяется исходя из выделяемой штатной численности, принципа приоритетных направлений и утверждается: на республиканском уровне — министром внутренних дел; на территориальном — начальником ГУВД, УВД[10]. Структура криминальной милиции утверждена постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925. В соответствии с данным актом в криминальную милицию входят следующие подразделения (управления):
1. Уголовного розыска;
2. По борьбе с экономическими преступлениями;
3. По борьбе с налоговыми преступлениями;
4. По борьбе с организованной преступностью, в том числе специальные отряды (отделы) быстрого реагирования;
5. Оперативно-поисковые;
6. Специальных технических мероприятий;
7. Собственной безопасности;
8. Отряды милиции специального назначения.
9. Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.
Порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции устанавливаетсяПоложением о создании, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 (с изменениями от 24 июня 2003 г.)[11].
Деятельность криминальной милиции
Выполняя возложенные на нее задачи, криминальная милиция, в основном осуществляет оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление, предупреждение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, розыск различных лиц, а также криминалистические и экспертные исследования разного рода материальных объектов в целях получения доказательств по уголовному делу.
Криминальная милиция осуществляет и уголовно-процессуальную деятельность: проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия, производит дознание в виде неотложных следственных действий, исполняет поручения следователей о производстве следственных и розыскных действий, оказывает им помощь в проведении следственных действий.
Следует также отметить основные функции такого подразделения криминальной милиции как Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола), которое в своей деятельности руководствуется:
1.Конституцией Российской Федерации;
2. Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;
3. Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;
4. Международными договорами Российской Федерации;
5. Общепризнанными принципами и нормами международного права;
6. Уставом Интерпола;
7. Обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола;
8. Нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации,
9. Иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ;
10. Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденном постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190 (ред. от 29.05.2006).
В соответствии с п. 1 названного положения, НЦБ Интерпола является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.
Главными задачамиНЦБ Интерпола являются[12]:
1. Обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях;
2. Оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
3. Наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является Российская Федерация. Йййй, Таким образом, криминальная милиция, является одной из составных частей милиции Российской Федерации. Осуществляя свою деятельность, криминальная милиция выполняет возложенные на неё задачи в соответствии с законом. Кроме того, она оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Милиция общественной безопасности
Милиция общественной безопасности (местная милиция)является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской области, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте.
В районах, городах, районах городов милиция общественной безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел[13]. Йййй Правовую основу и принципы деятельности милиции общественной безопасности составляют:
1. Закон РФ «О милиции»;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. №926 «О подразделениях милиции общественной безопасности». Йййй Состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926[14]. В соответствии с данным положением в милицию общественной безопасности входят:
1) Дежурные части. (Дежурная часть милиции общественной безопасности одновременно является дежурной частью соответствующего органа внутренних дел[15]);
2) Участковые уполномоченные милиции;
3) Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
4) Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;
5) Специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;
6) Приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;
7) Медицинские вытрезвители при органах внутренних дел.
8) Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;
9) Отряды милиции особого назначения;
10) Подразделения:
а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел; б) дознания;
в) патрульно-постовой службы милиции;
г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;
д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
е) по делам несовершеннолетних;
ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства;
з) по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.
Основными задачамимилиции общественной безопасности являются:
1. Обеспечение безопасности личности, общественной безопасности;
2. Охрана собственности, общественного порядка;
3. Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
4. Раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно;
5. Розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей[16].
Деятельность милиции общественной безопасности.
ЙйНа милицию общественной безопасности в полном объеме возложены обязанности, предусмотренные статьей 10 Закона РФ «О милиции», за исключением обязанностей, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции криминальной милиции. Йййй Милиции общественной безопасности предоставлены права, перечисленные в статье 11 Закона РФ «О милиции», за исключением прав, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции криминальной милиции.
Милиция общественной безопасности наделена весомыми юридически властными полномочиями, которые она обязана использовать без унижения достоинства человека. В их числе:
1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений;
2. Проверять у них документы, удостоверяющие личность;
3. Вызывать их по делам и материалам, находящимся в производстве милиции;
4. Подвергать их приводу при совершении ими административных правонарушений;
5. Возбуждать производство по делам об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;
6. Производить административное задержание лиц, совершивших административные правонарушения, включая военнослужащих;
7. Входить беспрепятственно в жилые и иные помещения, в том числе занимаемые предприятиями и организациями независимо от форм собственности;
8. Производить блокирование участков местности при стихийных бедствиях, катастрофах и авариях и т.д.
Необходимо также отметить права милиции общественной безопасности в целях выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных статьями 12 — 15 Закона «О милиции».
1. Оружие применяется для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья, отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергается опасности, освобождения заложников и т.д.
2. Боевые приемы борьбы (самбо, каратэ) применяются для пресечения административных правонарушений.
3. Резиновые палки, наручники, слезоточивые газы, водометы используются, например, для пресечения массовых беспорядков и т.д.
4. Оружие может применяться и для защиты граждан от нападения животных.
О каждом случае применения оружия в течение 24 часов представляется рапорт начальнику органа милиции.
Ййй Милиция общественной безопасности осуществляет административную деятельность, в содержание которой входит:
— Выявление обстоятельств, способствующих совершению административных правонарушений;
— Оказание помощи гражданам, пострадавшим от них и от несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для здоровья и жизни;
- Принятие и регистрация информации об административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности;
— Осуществление по подведомственности производства по делам об административных правонарушениях;
— Обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
— Регулирование дорожного движения, контроль за соблюдением правил и нормативов его безопасности, регистрация и учет автотранспортных средств, а также выдача водительских удостоверений;
— Выдача разрешений на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и деятельность объектов, где они обращаются, и контроль за соблюдением установленных в этой сфере правил;
— Охрана на основе договоров с собственниками принадлежащего им имущества (например, банков);
— Принятие неотложных мер при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра;
— Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил паспортной системы и регистрационного учета, а также за соблюдением иностранными гражданами правил въезда, пребывания и транзитного проезда;
— Обеспечение сохранности найденных и сданных в милицию вещей, ценностей и другого имущества и т.д.
Кроме того, милиция активно участвует:
1. В пресечении алкогольного и наркотического опьянения и совершенных в этом состоянии правонарушений,
2. В борьбе с терроризмом, групповыми и массовыми нарушениями общественного порядка, с неповиновением властям,
3. В пресечении распространения радиоактивных материалов,
4. В организации порядка при проведении массовых шествий и демонстраций, пикетирования,
5. В проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ,
6. В борьбе с бродяжничеством, проституцией.
Очевидно, что тем самым милиция общественной безопасности обеспечивает как общественный порядок, так и общественную безопасность. Ййй, Таким образом, милиция общественной безопасности (местная милиция) является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации. При выполнении своих задач, она руководствуется соответствующими нормативными актами. Будучи наделена весомыми юридически властными полномочиями, милиция общественной безопасности обязана использовать их без унижения достоинства человека.
ЙйййОсновываясь на выше изложенном материале, можно сделать вывод, что в Российской Федерации милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В своей деятельности они руководствуются нормативными актами. Компетенция криминальной милиции и милиции общественной безопасности различается в зависимости от общественно опасных проявлений противоправного акта.
Заключение
Анализируя изложенные материал в курсовой работе, представим следующие выводы и общие положения.
1. Милиция призвана обеспечить личную безопасность граждан; предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения; раскрывать преступления; охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность; оказывать гражданам, должностным лицам, юридическим лицам и общественным объединениям помощь в осуществлении их законных прав и интересов. Йййй2.Милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
3. Криминальная милиция предупреждает, пресекает и раскрывает преступления, осуществляет розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда, то есть осуществляет оперативно-розыскную работу.
4. Осуществление административной деятельности в основном лежит на милиции общественной безопасности. Её деятельность более многообразна, чем деятельность криминальной милиции. Важное место в деятельности милиции общественной безопасности занимает административная деятельность по охране общественного порядка, организации безопасности дорожного движения. Также большое значение имеет также деятельность милиции общественной безопасности по выдаче лицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью, на ношение и хранение огнестрельного и газового оружия. Практически все подразделения милиции общественной безопасности своей деятельностью осуществляют профилактику правонарушений.
5. Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. Для осуществления своей деятельности милиция наделена весомыми юридически властными полномочиями, которые она обязана использовать без унижения достоинства человека.
6. Деятельность милиции по выявлению, пресечению и профилактике нарушений прав и свобод человека, подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона деятельности заключается в том, чтобы сами сотрудники милиции не нарушали прав и свобод человека и гражданина. Внешняя сторона деятельности милиции состоит из четырех направлений:
1) осуществление эффективной профилактической деятельности по предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина;
2) своевременной пресечение нарушений прав и свобод человека и гражданина;
3) своевременное раскрытие нарушений основных прав и свобод человека и гражданина;
4) принятие своевременных мер к возможно полному восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, милиция, являясь специфическим государственным органом, осуществляющим правоохранительную и правоприменительную функцию (используя в случае необходимости механизм государственного принуждения), обязана исходить в своей служебной деятельности из приоритета интересов личности в современной политической и социальной жизни.
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (по состоянию на 10.04.2009) // Электронный ресурс: «Консультант плюс».
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (по состоянию на 10.04.2009) // Электронный ресурс: «Консультант плюс».
3. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (по состоянию на 10.04.2009) // Электронный ресурс: «Консультант плюс».
4. Положение «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации», утв. Указом от 12 февраля 1993 г. N 209 (по состоянию на 10.04.2009) // Электронный ресурс: «Консультант плюс».
5. Постановление Правительства РФ от 14.10.1996 N 1190 «Об утверждении положения о национальном центральном бюро Интерпола» (по состоянию на 10.04.2009) // Электронный ресурс: «Консультант плюс».
6. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 «О порядке создания, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции» (по состоянию на 10.04.2009) // Электронный ресурс: «Консультант плюс».
продолжение
--PAGE_BREAK--