--PAGE_BREAK--2. ДеонтологическийподходкподготовкесотрудниковОВД.
Профессиональная этика– область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии; это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытующих в данной профессиональной группе.
Как отмечалось ранее, одно из основных отличий морали от других форм общественного сознания заключается в том, что в силу своего аксиологического характера ее нормы не являются строго обязательными, предоставляют право широкого выбора и санкционируются исключительно силой воздействия общественного мнения. Но применительно к требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов, эти условия оказываются во многих случаях недостаточными, и этические нормы приобретают здесь строго обязательный (деонтологический) характер.
Профессиональная деонтология — часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определенной профессиональной сфере и носящих конкретно-императивный характер; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми) санкциями.
Специфические нравственные требования к сотруднику правоохранительных органов.
— отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;
— глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, своей ответственности перед обществом, государством как работника правоохранительной системы, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности больших масс людей;
— разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику правоохранительных органов прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;
— принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений;
— безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации работника правоохранительных органов,
— сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, забота и любовь к людям.
Совокупность данных качеств личности образует ее нравственную культуру.
Требования к личности сотрудника правоохранительных органов во многом определяются спецификой их деятельности, которая заключается в следующем:
- сотрудник правоохранительных органов наделен государственной властью и от имени государства охраняет общественный порядок;
- сотрудник правоохранительных органов применяет принудительные санкции к нарушителям общественного порядка (режима) вплоть до применения оружия;
- культурное, тактичное отношение сотрудников к людям основано не только на внутреннем убеждении, но и подкрепляется нормативными актами. (Конституция Российской Федерации, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Кодекс чести рядового и начальствующего состава ОВД Российской Федерации, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Закон о милиции и др.);
- сотрудники правоохранительных органов чаще других сталкиваются с людьми с деформированными нравственными устоями, а также с людьми, находящимися в возбужденном состоянии, состоянии потрясения, что нередко служит поводом для конфликтов с окружающими и оказания сопротивления представителям закона. В этих случаях такт, корректность, справедливое отношение к человеку выступает важнейшими и действенными условиями взаимопонимания и доверия к блюстителям порядка[4]. Профессиональная служебная деятельность сотрудников правоохранительной службы органов внутренних дел должна осуществляться в соответствии с должностным регламентом, являющимся составной частью административного регламента органа внутренних дел.
Должностной регламент подлежит утверждению начальником органов внутренних дел и должен включать в себя:
1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к сотруднику правоохранительной службы органов внутренних дел, а также к образованию, стажу службы;
2) должностные обязанности, права и ответственность сотрудника за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом органа внутренних дел, задачами и функциями структурного подразделения, функциональными особенностями замещаемой в нем должности правоохранительной службы органов внутренних дел;
3) перечень вопросов, по которым сотрудник вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
4) порядок служебного взаимодействия сотрудника в связи с исполнением им должностных обязанностей с иными лицами;
5) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности сотрудника.
Однако профессиональная служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел не ограничивается только рамками правовых предписаний, она базируется также на нормах, принципах и требованиях нравственности, опирается на сформировавшиеся в обществе представления о справедливости и порядочности.
Морально-нравственная составляющая регламентации деятельности сотрудника органов внутренних дел находится в особом положении: с одной стороны, она должна быть стержневой основой его личности, на которую «нанизываются» профессиональные качества, с другой стороны, эту составляющую сложнее всего формализовать в виде определенного свода нормативных требований, так как личность сотрудника гораздо шире его профессиональных обязанностей и интересов.
На наш взгляд, деонтологическая составляющая профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел представляет собой совокупность актов ненормативного характера, закрепляющих обязательные для сотрудников правила поведения этического характера[5].
Значительный воспитательный момент несут кадровые решения: перемещение сотрудников по службе на вышестоящую должность, включение в резерв для выдвижения, представление к присвоению очередных специальных званий, проведение аттестации личного состава.
Деятельность руководителя по созданию здорового психологического климата в коллективе включает в себя следующие основные направления:
1. Становление правильных служебных отношений, при которых обеспечивается полнота проявления трех статусов каждого сотрудника:
— гражданского – соблюдение его прав личности, общественного достоинства; гарантированных Конституцией и законами Российской Федерации;
— служебного – четкая регламентация прав и обязанностей сотрудника, использование его в соответствии с квалификацией, справедливая оценка деловых и личностных качеств, ибо на практике, чем не совершеннее система оценок, тем меньше развивают работники энергию для дела и тем больше тратят ее на «подход» к начальнику;
— личностного – обеспечение признания в коллективе, удовлетворенность своими неформальными отношениями в коллективе.
2. Формирование общественного мнения, которое подобно регулятору поведения людей используется руководителем как средство устранения отсталых и вредных для общего дела групповых и индивидуальных взглядов и настроений.
3. Создание позитивного эмоционально-психологического настроения в коллективе.
Личные настроения сотрудников, как правило, зависят от: определения перед каждым из них ближайших и отдаленных перспектив в служебной деятельности, удовлетворения насущных интересов и потребностей, четкой организации службы, создания атмосферы благожелательности и взаимоподдержки; отсутствия грубости, бестактности, хамства в межличностных отношениях.
4. Формирование и развитие традиций, которые являются основой для скрепления его в единое целое.
5. Стимулирование и мотивация служебной деятельности.
6. Личный пример, который проявляется в соблюдении законов, организованности и дисциплине. Он должен сочетать деловитость и требовательность с внимательным и душевным общением.
Чтобы овладеть искусством общения с людьми, руководителю необходимо уважать личное достоинство подчиненных, знать особенности их характера и темперамента, быть сдержанным, терпеливым, внимательным, тактичным, иметь разносторонние интересы и высокий профессионализм. Подчиненные ценят простоту общения, но не прощают примитивного и упрощенного подхода к себе[6].
продолжение
--PAGE_BREAK--