--PAGE_BREAK--
Поле риска
Рисунок 2 — Соотношение категорий риска в рисковом поле.
Анализ многочисленных определений риска позволяет определить экономический риск как вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом в результате осуществления определенной производственной, финансовой и некоммерческой деятельности [5, с. 157].
В числе финансовых рисков банка при работе с частными клиентами следует назвать кредитный риск, риск структуры баланса, риск структуры отчета о прибылях и убытках, риск ликвидности, процентный риск, валютный риск и другие.
Рисунок 3 — Финансовые банковские риски, возникающие при работе с частными клиентами.
Риски банка при работе с частными клиентами превалируют по тем видам операций, по которым объемы привлеченных или размещенных ресурсов физических лиц существенны и имеют решающее значение при формировании ресурсной базы банка или его кредитного портфеля.
Центральное место среди финансовых рисков банковской системы отводится кредитному риску. Нормативно-правовыми актами Банка России установлено следующее определение кредитного риска: под кредитным риском по ссуде понимается потеря стоимости ссуды вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора либо существования реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения) [5, с. 161]. Характеристика факторов, вызывающих кредитный риск представлена в таблице 2.
Таблица 2. Факторы кредитного риска
Вид кредитного риска
Внутренние факторы кредитного риска
Внешние факторы кредитного риска
риск индивидуального заемщика
ошибки персонала, вызванные допущенными отклонениями от должностных инструкций при осуществлении кредитных операций
отказ заемщика выполнить обязательства по кредиту вследствие недобросовестности или отсутствии такой возможности (в результате ухудшения финансового положения)
злоупотребления персонала
методологические ошибки, содержащиеся в должностных инструкциях
риск портфеля
достижение значения показателя эффективности кредитного портфеля ниже запланированного уровня вследствие неисполнения заемщиками своих обязательств
Таким образом, в рамках кредитного процесса управлению подлежат следующие виды объектов: кредитный риск конкретного заемщика, обусловленный внешними факторами, кредитный риск конкретного заемщика, обусловленный внутренними факторами, кредитный риск портфеля, обусловленный внутренними факторами, кредитный риск портфеля, обусловленный внешними факторами.
Содержание кредитного процесса банка составляет деятельность, присущая процессу непосредственного осуществления кредитных операций, а также деятельность, направленная на обеспечение организации выполнения этих операций наиболее эффективным образом. Кредитный процесс включает в себя пять основных сфер. Во-первых, непосредственное осуществление кредитных операций — кредитование отдельных заемщиков, то есть взаимодействие с клиентом, рассмотрение документов, заключение кредитных договоров, регистрация фактов кредитных сделок и т.п. Во-вторых, управление кредитным портфелем банка как совокупностью конкретных кредитов. В-третьих, разработка инструктивно-методологической базы должностных инструкций, регламентирующих порядок и содержание выполнения обязанностей сотрудников, участвующих в кредитном процессе. В-четвертых, управление деятельностью персонала кредитного подразделения банка, осуществляющего кредитные операции, управление портфелем, а также деятельность, являющуюся обеспечивающей, по отношению к первым двум категориям персонала. В-пятых, принятие решений о предоставлении кредита/отказе от выдачи кредита, изменении условий кредитного соглашения, пролонгации кредитов, выборе вариантов реструктуризации задолженности, мерах воздействия на недобросовестных заемщиков и т.п.
Управление кредитным риском — это процесс, который можно представить в виде сложной системы. Начинается он с определения рынков кредитования, которые часто называются «целевыми рынками», продолжается в форме последовательности стадий погашения долгового обязательства. Последовательность этапов процесса управления кредитным риском представлена в приложении В1.
Разделение кредитного риска на риск конкретного заемщика и риск портфеля предполагает учет особенностей каждого вида риска в процессе управления. Управление каждым видом кредитного риска, помимо общих черт имеет и ряд специфических особенностей (приложение В2). Важным обстоятельством является различие целей управления. Целью управления кредитным риском индивидуального заемщика является снижение вероятности неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному соглашению и минимизация потерь банка в случае невозврата кредита. Цель управления риском совокупности кредитных вложений банка — поддержание на определенных уровнях показателей, характеризующих эффективность организации кредитных операций банка.
Организация управления кредитным риском в рамках кредитного процесса обеспечивается за счет информационного обмена, осуществляемого его участниками на постоянной основе. Взаимодействие участников процесса управления кредитным риском, рассматриваемое как обмен информацией, представлено на рисунке 4.
Банки должны постоянно совершенствовать управление рисками для предотвращения ухудшения качества активов. В настоящее время требуется значительно расширить объем навыков управления кредитами, кредитным риском в частности, тщательно разработать оптимальные методики управления рисками и процедуры их осуществления [20].
продолжение
--PAGE_BREAK--
Рисунок 4 — Информационное поле процесса управления кредитным риском
Центральное место в управлении кредитным риском принадлежит определению методов оценки кредитного риска по каждой отдельной ссуде/заемщику и на уровне банка (кредитного портфеля) в целом.
Под оценкой кредитного риска заемщика обычно понимают изучение и оценку качественных и количественных показателей экономического положения заемщика. Работа по оценке кредитного риска в банке должна проводиться в три этапа:
1) оценка качественных показателей деятельности заемщика;
2) оценка количественных показателей деятельности заемщика;
3) получение сводной оценки — прогноза и формирование окончательного аналитического вывода.
Оценка кредитоспособности клиента осуществляется на основе анализа, который направлен на выявление объективных результатов и тенденций в его финансовом состоянии.
Основными источниками информации для оценки кредитного риска заемщика являются: финансовая отчетность, сведения, представленные заемщиком, опыт работы других лиц с данным клиентом, схема кредитуемой сделки с техноэкономическим обоснованием получения ссуды, данные инспекции на месте.
Качественный анализ реализуется также поэтапно:
1) изучение репутации заемщика;
2) определение цели кредита;
3) определение источников погашения основного долга и причитающихся процентов;
4) оценка рисков заемщика, принимаемых банком на себя.
Репутация заемщика изучается весьма тщательно, при этом очень важным является анализ кредитной истории клиента, то есть прошлого опыта работы с ссудной задолженностью клиента. Внимательно изучаются сведения, характеризующие деловые и личностные качества индивидуального заемщика. Устанавливаются также факты или отсутствие фактов неплатежей по ссудам и т.д.
Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи ссуды.
Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему ссуд, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором. С этой целью используют:
— финансовые коэффициенты;
— анализ денежного потока;
— оценку делового риска.
В основе анализа кредитоспособности клиента лежит сбор необходимой информации, наиболее полно характеризующей клиента, основными целями анализа которой являются (приложение Б):
— определение сильных сторон ситуации заявителя;
— выявление слабых сторон потенциального заемщика;
— определение, какие специфические факторы являются наиболее важными для продолжения успешной деятельности заемщика;
— возможные риски при кредитовании [21].
Анализ кредитными сотрудниками финансовых отчетов клиентов имеет две формы: внутренний и внешний. Внешний анализ состоит из сопоставления данного заемщика с другими. Внутренний анализ предполагает сравнение различных частей финансовой отчетности друг с другом в течение определенного периода времени в динамике.
Внутренний анализ нередко называют анализом коэффициентов. Несмотря на важность для аналитического процесса, финансовые коэффициенты имеют два недостатка:
1) они не дают информации о том, как протекают операции клиента;
2) представляют устаревшую информацию.
Поэтому аналитику банка приходится работать не только с фактическими данными, но и с оценкой «сложной» информации (взглядов, оценок и т.д.).
В большинстве западных стран анализ кредитоспособности индивидуального клиента проводится по следующим направлениям:
1. Personal capacity — личные качества потенциального заемщика (честность, серьезность намерений, характеристика как хорошего работника и т.д.).
2. Revenues — доходы клиента, анализ совокупного дохода семьи. При этом считается, что расходы клиента на погашение ссуды не должны превышать третьей части месячных доходов клиента.
3. Material capacity — обеспечение ссуды, включая анализ движимого и недвижимого имущества клиента.
Составление отчета о движении денежных средств позволяет ответить на следующие вопросы:
— обеспечивает ли заемщик себя денежными средствами для дальнейшего роста финансовых активов;
— является ли рост заемщика столь стремительным, что ему требуется финансирование из внешних источников;
— располагает ли заемщик избыточными средствами для использования их на погашение долга или последующего инвестирования.
Данную форму отчета о движении денежных средств заемщика целесообразно использовать для анализа перспектив погашения ссуды.
Мероприятия по уменьшению риска, то есть по уменьшению величины возможных убытков и их влияния на платежеспособность банка, включают в себя:
1. Формирование политики управления рисками. Такая политика должна включать в себя меры по предотвращению ряда неблагоприятных ситуаций и смягчению последствий тех из них, которые невозможно исключить полностью. Кредитный комитет банка должен рассматривать только кредитные заявки, отвечающие установленной политике управления рисками.
2. Разработка рекомендаций, регламентирующих процедуру заключения кредитного договора. Они должны определять состав документации, сопровождающей кредитную заявку; проверку кредитоспособности, платежеспособности клиентов, их классификацию по надежности, основанную на кредитной истории, состоянии банковских счетов и обязательств; порядок действий по проведению экспертного анализа кредитуемого проекта, проверке информации службой безопасности, оформлению кредитного договора.
Необходимы подробно описанные регламенты проведения и контроля кредитной операции, утверждение перечня лиц, принимающих решения по кредитованию, разграничение их обязанностей и ответственности; разработка бланков документов.
3. Разработка внутренней системы лимитов, обеспечивающей диверсификацию кредитного портфеля по срокам, отраслям, субъектам кредитования, видам кредитов, территориям и прочим существенным факторам. Введение запретов и ограничений по категориям кредитов, не соответствующим стандартам кредитной политики. Кредитным организациям необходимо также определить лимиты по кредитам для выполнения нормативов банковской деятельности, установленным Банком России.
4. Сбор информации о кредитном риске и применение системы его оценки, включающие: разработку системы количественных и качественных показателей по всем значимым факторам кредитного риска; определение оптимальных и критических значений для каждого фактора кредитного риска в отдельности и кредитного риска в целом; проведение общей оценки кредитоспособности каждого потенциального заемщика; разработку стандартов банка в отношении качества кредитов и соблюдение требований, устанавливаемых регулирующими органами; классификацию выданных кредитов по степени риска.
5. Создание системы мониторинга кредитного риска в режиме реального времени с применением специальных компьютерных программ учета и анализа данных. Такая система предполагает регулярное наблюдение за всеми операциями, подверженными кредитному риску, расчет и оценку размеров возможных убытков. Она является обязательным элементом управления. Ее основными целями являются: осуществление оценки качества отдельных кредитов и кредитного портфеля в целом; разработка предложений по лимитам кредитного риска; совершенствование порядка планирования и проведения кредитных операций. Текущее наблюдение включает проверку: соответствия кредита стандартам качества; правильности заполнения всех документов; выполнения заемщиком сроков выплат; целевого использования кредита; сохранности залога.
Система мониторинга предполагает также ретроспективный анализ кредитной деятельности и управления кредитным риском, который позволяет выявить просчеты, составить рекомендации и оптимизировать управление риском в будущем, дать оценку эффективности управления.
6. Мероприятия по уменьшению риска, то есть по уменьшению величины возможных убытков и их влияния на платежеспособность банка, включающие: создание специальных резервов на случай невозврата долга и их отражение в балансе банка; перекладывание риска на имущество заемщика или третьих лиц (гарантов, поручителей) оформлением залога; передача риска страховой компании. Как правило, страхуется не риск невозврата кредитов, а объект кредитования и(или) его залоговое обеспечение (от пожара, взрыва газа, удара молнии, стихийных бедствий, повреждений водой, кражи, злоумышленных действий третьих лиц и прочее). Страхование производится за счет заемщика, но выгодоприобретателем может выступать банк; разделение риска при консорциальном (синдицированном) кредитовании; портфельная и географическая диверсификация риска среди не связанных между собой клиентов; изменение или передача (продажа) прав требования по кредитному договору (отступное, новация, цессия).
7. Работа с проблемными кредитами. Каждый такой кредит требует индивидуального подхода, но в целом для организации этой работы можно предложить следующие мероприятия: создание специального подразделения (или группы специалистов) по работе с проблемными кредитами; проведение переговоров с заемщиками по поиску решений, способных увеличить вероятность возврата долга; разработка политики и условий списания непогашенных кредитов; организация и проведение претензионно-исковой работы в отношении недобросовестных заемщиков.
8. Скоринг представляет собой математическую или статистическую модель, с помощью которой на основе кредитной истории «прошлых» клиентов банк пытается определить, насколько велика вероятность, что конкретный потенциальный заемщик вернет кредит в срок.
Одним из главных условий при разработке скоринговых систем является наличие большого массива статистической информации, на основании которой кредитная организация может построить скоринговую карту. Эти данные могут быть получены не только путем их накопления внутри организации, но и из внешних источников, в частности из бюро кредитных историй. Соответственно одним из приемов снижения риска в сфере кредитования физических лиц на макроэкономическом уровне является организация функционирования системы бюро кредитных историй.
В условиях отсутствия возможности свести риск к нулю, задачей управления риском является ограничение его негативного влияния. Перед сотрудниками кредитного подразделения банка ставится задача ограничить размер потерь в результате реализации кредитного риска на допустимом для банка уровне, являющемся естественной платой за совершение активных операций. С учетом вышеизложенного материала, управление кредитным риском в банке можно определить как организованное воздействие субъекта управления (сотрудники банка, осуществляющие деятельность по кредитованию заемщиков; руководящий персонал) на объект управления (кредитный риск; деятельность сотрудников, задействованных в кредитных операциях) с целью снижения (поддержания на допустимом уровне) показателей кредитного риска банка [31].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с проводимой в Российской Федерации кредитной политикой коммерческие банки предоставляют населению разных видов кредиты. Основные направления кредитной и процентной политики банка определяются Советом директоров банка в соответствии с законодательством, действующим на территории РФ. Коммерческие банки осуществляют выдачу ссуд населению в пределах кредитных ресурсов, мобилизуемых населению и приобретаемых у других банков. Основные направления кредитной и процентной политике по установлению объектов кредитования процентной ставки, размера и срока пользования кредитом определяются банкам РФ. Банки предоставляют кредиты населению при соблюдении принципов кредитования: обеспеченности, срочности, возвратности.
Выдача кредитов производится на основании кредитных договоров, заключаемых между банкиром и индивидуальным заемщиком по месту постоянного жительства, за исключением кредитов на приобретение и строительства индивидуального жилья, которые выдаются по месту его нахождения или застройки. Конкретные суммы кредита и сроки кредитования устанавливаются банком по согласованию с заемщиком в зависимости от его платежеспособности и цели кредитования. Размер месячного или квартального платежа по ссуде и процентов за пользование не должно превышать 1/3 среднемесячного или среднеквартального дохода заемщика или поручителя. Проценты начисляются банком и уплачиваются заемщиком в размере и в сроки, оговоренные в кредитном договоре. Уплата процентов авансом лишь по согласованию с заемщиком. В качестве обеспечения своевременного возврата кредита, банк принимает поручительство (гарантию), залог, страховой полис и обязательства в других формах принятых в банковской практике. Погашение задолженности по всем видам кредита должно производится со следующего месяца после получения кредита. Если нарушаются сроки платежей по кредиту несвоевременного погашения процентов за его использование и образование просроченной задолженности и использование кредита не по целевому назначению, банк принимает к ссудозаемщику штрафные санкции в виде: повышенной процентной ставки за каждый день просроченной задолженности; неустойки — за каждый день несвоевременного погашения процентов. Досрочного взыскания кредита, используемого заемщиком не по целевому назначению с повышенной процентной ставкой. Размеры применяемых штрафов и неустоек должны быть оговорены в договоре. Они также применяются и к заемщикам, имеющим право на льготное кредитование.
Выдача кредитов населению является одним из основных направления деятельности банков. Розничный кредит, как источник дополнительных доходов банка, является так же одним из наиболее надежных и обеспеченных, так как выступает в виде ссуды под залог, либо обеспечивается поручительством. Расширение работы банка всегда неразрывно связана с привлечением новых клиентов.
Частное лицо, в отличие от юридических лиц, не может стать банкротом, после чего возврат кредита ставится под угрозу. Однако, при выдаче кредитов физическим лицам может быть затруднена функция контроля банка за целевым использованием кредита.
Розничное кредитование — одно из самых перспективных направлений деятельности. Однако оно сопряжено со значительными рисками. В России они гораздо выше, чем в развитых странах с многолетней практикой и устоявшимися традициями в этой области. По данным участников рынка, сегодня уровень невозврата по розничным кредитам составляет 4-10% от объема кредитования, хотя негласно называются цифры до 25%.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Условия предоставления рублевых потребительских кредитов наличными
Таблица А 1
продолжение
--PAGE_BREAK--