Юридическиепамятники г.Санкт-Петербурга конца ХІХ и начала ХХ века
Содержание
Введение… 3
1.Кладовыеоперации и памятники юридической направленности… 4
2. Стратегиясохранения памятников Санкт-Петербурга… 5
3. Нормативно — правовая база охраны культурного наследия юридических памятниковСанкт–Петербурга… 9
4. Значениеправового и культурного наследия… 16
Заключение… 20
Списокиспользуемой литературы… 21
Приложение… 22
Новаянормативно-правовая база системы государственного заказа Санкт-Петербурга:… 22
Введение
Каждаяисторическая эпоха характеризуется преобладанием тех или иных форм права.Господствует ли в данное время закон или обычай, или комбинируются они межсобою или с другими формами права так или иначе — все это и само по себе имеетбольшое значение для характеристики эпохи
Задачамиданной работы являются: обзор источников древнерусского права и выявлениепроблем их интерпретации, определение значение источников права данногопериода.
Предмет исследования:юридическая история Санкт-Петербурга
Объект исследования:юридические памятники Санкт–Петербурга
Основные задачиисследования:
1) Рассмотретьвопрос кладоискательства правовых памятников Санкт-Петербурга и его нормативно — правовою базу
2) Рассмотретьвопрос сохранения правововых и культурных памятников Санкт-Петербурга
3) Рассмотретьнормативно — правовую базу сохранности правовых и культурных источников
4) Рассмотретьвопрос значимости правового и культурного наследия
5) Полвести итоги
1.Кладовые операции и памятники юридической направленности
Проблемавзаимоотношения с законом волнует человека с металлоискателем не меньше, чемпроблема безопасности при поисковых работах. Чаще всего решается она предельнопросто: кладоискатель молчит обо всем, что связано с кладами или ограничиваетсяобщими фразами. Завеса тайны приоткрывается только для «товарищей поработе» и домашних. Если вы читаете в газете интервью с «известнымкладоискателем», то скорее всего, это начинающий любитель, которого тянетподелиться собственным энтузиазмом с кем угодно. То есть, пока ты ничего ненашел, все нормально: в глазах окружающих ты что то среднее между тихимсумасшедшим и одержимым ученым. Но стоит найти клад — всё мигом меняется и твояперсона становиться безумно интересна всем представителям власти как легальной,так и теневой. И те, и другие очень любят прибрать к рукам все, что плохолежит. А тут такой случай: человек клад нашел. И такая популярность почему-тосовсем не радует. Поэтому немало людей отправляются искать клад в полномодиночестве.
Естественно,что человек с металлоискателем появился на просторах нашей Родины недавно, изаконодательная база не была готова к его приходу. Другое дело — охотники илирыболовы, для которых законы писались еще сто лет назад. Однако, кое-какиезаконы и для нас найдутся.
Никакихфедеральных законодательных ограничений на использование металлоискателей дляпоиска сокровищ сейчас на территории России не существует. Тем не менее, Выдолжны знать все местные законы, касающиеся использования металлоискателя,действующие там, где вы собираетесь работать с прибором. Эти законы могутразличаться в районе, области, автономии. Не нарушайте их, относитесь суважением к частной или общественной собственности на землю.
Интересно,что во все времена возникала проблема: как делить найденный клад. В ДревнемРиме до хрипоты спорили о том, принадлежит клад тому, кто его нашел, или тому,на чьей земле была сделана находка. В средневековье судьбу клада и самогокладоискателя решало то, самостоятельно ли было найдено сокровище или же спомощью злых духов. В царской России по этому поводу уже не спорили: если кладнайден на твоей земле — он твой, а если на государственной — будь добр отдатьего в казну. В Советском Союзе 25% от оценочной комиссии клада получал тот, ктоего нашел, а все остальное шло в доход державе.
Давайтеже вместе проанализируем, в каком правовом поле действует человек сметаллоискателем в современной России. Вначале нужно уяснить, что мы выкапываем- либо это находка, либо клад. Отличие простое: клад это сразу и много,спрятано всерьез и надолго, а находка — это одна вещь, чаще всего в верхнемслое почвы, потерянная, а не спрятанная, хотя может быть ценнее иного клада. Взависимости от того, что вы выкопали — клад или находку, поступать с нимиследует по-разному.[1]2.Стратегия сохранения памятников Санкт-Петербурга
Проектстратегии сохранения культурного наследия права Петербурга и, в частности,методы и цели охраны памятников культуры вызывает много дискуссий и споров.
Культурное наследие — духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимойценности. Наравне с природными богатствами это главное основание длянационального самоуважения и признания мировым сообществом.
Постиндустриальнаяцивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимостьего сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсовмировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любыепотери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущихпоколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти,обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитиемсовременной культуры, ни созданием новых значительных произведений.Накапливание и сохранение культурных ценностей — основа развития цивилизации.[2]
Среди мировыхмегаполисов Санкт-Петербург — уникальный по масштабу памятник, сохранивший восновных чертах грандиозный исторический центр и ожерелье пригородныхансамблей. Образ города создают не только шедевры архитектуры, но и целостнаяархитектурно-пространственная среда. Высокая степень сохранности и подлинностиисторических территорий послужила основанием для включения в Список Всемирногонаследия ЮНЕСКО исторического центра Санкт-Петербурга вместе с группамипамятников пригородов.
Большинствоисторических столиц формировалось в течение столетий, видоизменяя своюструктуру. Санкт-Петербург создавался динамично, с широчайшим размахом наогромном пространстве природного амфитеатра древнего моря. Рождение новойстолицы на Балтике стало уникальным градостроительным экспериментом, основаннымна синтезе общеевропейских культурных традиций, творческом освоении новых дляРоссии стилей, планировочных решений и типов зданий. Новые архитектурныепринципы органично сочетались с природными условиями, особенностями дельтыНевы. При этом Санкт-Петербург «Второй Амстердам, Северная Венеция, НовыйРим и Версаль» — обретал черты неповторимого своеобразия. На еготерритории сформировались структурные части: Петербургская сторона — первоначальное ядро с элементами дорегулярной планировки, Васильевский остров — строгая прямоугольная система, Адмиралтейская сторона — многолучевая структурас радиально-дуговыми направлениями, а также слободы на Московской и Выборгскойсторонах, соединенные с городским ядром перспективными магистралями.[3]
Рациональная,геометрически правильная планировка сочеталась со свободными очертаниями водныхпротоков и включала систему доминант, организующих видовые панорамы иперспективы. Полноводная Нева изначально служила центральным городскимпространством, предопределившим величественный масштаб и широту городскихплощадей и ансамблей. Со строительством столицы неразрывно связаны загородныерезиденции и город-крепость Кронштадт, образовавшие единую агломерацию.
Без культурногонаследия немыслимы современная жизнь Санкт-Петербурга и перспективы егоразвития. Наследие во многом формирует особый менталитет петербуржцев,утверждает преемственность гуманистических ценностей, подчеркиваетнеофициальный статус культурной столицы России, создает мировой имиджСанкт-Петербурга.
Для Санкт-Петербурганаследие имеет такое же значение, как для других регионов природные ресурсы,месторождения нефти и алмазов. Наследие включено во многие социальные процессыи является источником духовного обогащения. Структура исторических ансамблейспособствует гармоничному равновесию в обществе, развитию широкого диапазонадеятельности.
Мобилизацияэкономического ресурса культурного наследия — основа городской регенерации. Вконечном счете именно высокие эстетические качества и степень сохранностиисторической среды обеспечивают особую инвестиционную привлекательностьПетербурга и его реальную коммерческую ценность, служат залогом благосостоянияграждан. Это должно выражаться не только в немедленной экономической отдаче иросте занятости населения в различных областях деятельности, но и в широкомкруге непрямых выгод, которые станут достоянием всего городского сообщества(доходы от управления наследием, реставрации, туризма и его инфраструктуры).
Базовый принцип — комплексное сохранение наследия, согласно которому эта деятельность эффективнатолько в рамках политики экономического и социального развитияСанкт-Петербурга, в составе проектов перспективного планирования иградостроительства. Сохранение объектов культурного наследия должно статьключевым элементом стратегии городского обновления.[4]
Принцип комплексногосохранения включает инициирующую, контролирующую и координирующую функцииорганов государственного управления в развитии партнерских отношений собщественностью и негосударственным сектором. Следует стимулироватьмеждисциплинарный, межведомственный подход к сохранению культурного наследия,используя все доступные ресурсы. Задача сохранения культурного наследия должнарешаться не только органами охраны памятников, но также теми структурами,которые ведают вопросами градостроительства и архитектуры, экономики ипромышленного развития, экологии, транспорта, благоустройства, имущественногокомплекса, жилищно-коммунального хозяйства, юридических служб и т.д.
Традиционная«охрана от …», основанная на мерах запретительного характера,действует и в современных условиях. При наличии многих хозяйствующих субъектовтребования охраны памятников порождают конфликтные ситуации в ходе социального,культурного и экономического развития городских территорий. В этом случаеохрана культурного наследия отчуждается от местного сообщества, горожанелишаются мотивации участия в этой деятельности.
Иная концепция — «охрана для …». При такой политике управления она выгодна населению.Некоторые связанные с охранными ограничениями неудобства проживания на особойтерритории компенсируются определенными льготами. Целостность культурной иприродной среды становится качеством, которое может обеспечить развитиегородского сообщества (через доходы от туризма, реставрационно-восстановительныеработы, повышение социального статуса и т.д.).
Новая стратегиястроится на основе сбалансированных и гармоничных отношений между требованиямиобщественности, экономической деятельности и охраны исторической среды. Онадолжна привести к признанию общей ответственности за сохранение наследия.[5]3.Нормативно — правовая база охраны культурного наследия юридических памятниковСанкт–Петербурга
Основой сохранениякультурного наследия является соответствующая нормативная правовая база.Правовой каркас сферы охраны памятников формируют:
— международныенормативные акты: Европейская конвенция об охране археологического наследия(Лондон, 06.05.1969, для СССР вступила в силу 14.02.1991), Конвенция об охраневсемирного культурного и природного наследия (Париж, 16.11.1972, для СССРвступила в силу 12.01.1989), Конвенция об охране архитектурного наследия Европы(Гранада, 03.10.1985, для СССР вступила в силу 01.03.1991);
— Федеральный закон«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народовРоссийской Федерации» (далее — Федеральный закон);
— постановление СоветаМинистров СССР от 16.09.1982 N 865 «Об утверждении Положения об охране ииспользовании памятников истории и культуры», применяемое в части, непротиворечащей Федеральному закону;
— приказ Министерствакультуры СССР от 13.05.1986 N 203 «Об утверждении Инструкции о порядкеучета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрациинедвижимых памятников истории и культуры» и приказ Министерства культурыСССР от 24.01.1986 N 33 «Об организации зон охраны недвижимых памятниковистории и культуры СССР», применяемые в части, не противоречащейФедеральному закону
Отдельные нормы,направленные на урегулирование правоотношений по охране культурного наследия,содержатся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, Земельном кодексеРоссийской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, федеральныхзаконах «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»,«О приватизации государственного и муниципального имущества», «Олицензировании отдельных видов деятельности», законодательстве,регулирующем бюджетные отношения.[6]
Правовая база требуетсовершенствования и развития как на федеральном, так и региональном уровнях.
Федеральный закон, также как и ранее действующий Закон РСФСР от 15.12.1978 «Об охране ииспользовании памятников истории и культуры» (далее — закон РСФСР),предусматривает подразделение объектов культурного наследия на категорииисторико-культурного значения (федерального, регионального и местного (муниципального)значения). Такое разделение объектов культурного наследия, как показалапрактика применения Закона РСФСР, не имеет научно обоснованных критериев,система мер государственного сохранения не зависит от категорийисторико-культурного значения. В современных условиях«категорийность» создает ненужные препятствия по осуществлениюгосударственной охраны, влечет за собой проблемы разграничения государственнойсобственности на объекты культурного наследия, их финансирования за счет средствбюджетов разных уровней. Отказ от разделения объектов культурного наследия накатегории позволит привести системы охраны наследия в соответствие с нормамигражданского, земельного, бюджетного и градостроительного законодательства.
В целях сохраненияобъектов культурного наследия и в развитие принятых правовых актов,регулирующих правоотношения в сфере государственной охраны наследия:
Включение комплекснойполитики активного сохранения культурного наследия в качестве составной частивсех аспектов городского планирования. Решения, принимаемые органамигосударственной власти Санкт-Петербурга в сферах городского хозяйства,строительства и благоустройства, должны приниматься с учетом необходимостисохранения культурного наследия Санкт-Петербурга.[7]
Совершенствованиесистемы управления наследием в соответствии с международными соглашениями изаконодательством Российской Федерации.
Сохранение заКомитетом по государственному контролю, использованию и охране памятниковистории и культуры (далее — КГИОП) осуществления части полномочий федеральногооргана государственной охраны, создание в его структуре специальной службы дляведения постоянного мониторинга культурного наследия.
Ввести в практикуКГИОП подготовку ежегодных докладов Губернатору Санкт-Петербурга о состоянииобъектов культурного наследия Санкт-Петербурга. Установить, что проектежегодного доклада о сохранении объектов культурного наследия вносится нарассмотрение Совета по сохранению культурного наследия при ПравительствеСанкт-Петербурга и утверждается Губернатором Санкт-Петербурга.
Активноевзаимодействие с Федеральным научно-методическим советом по сохранениюкультурного наследия Министерства культуры и массовых коммуникаций РоссийскойФедерации, а также Всероссийским обществом охраны памятников истории икультуры, творческими и общественными организациями.
Стоимость активовисторического центра Санкт-Петербурга без учета не поддающихся оценке особоценных объектов культурного наследия составляет 420 миллиардов рублей.Реставрационная потребность — около 60 миллиардов рублей. Финансирование 2004года по всем источникам составило 2,4 миллиарда рублей, т.е. 4% от требуемого.
Реставрацияпамятников, реабилитация ветхих строений требует инвестиций, равных илипревышающих стоимость нового строительства.[8]
Следует выработатьсистему комплексного финансирования мероприятий по обеспечению сохранностиобъектов культурного наследия, координирующую бюджеты всех уровней,внебюджетные источники для максимально эффективного использования средств.
Современный опытохраны культурного наследия и развития исторических городов опровергаетустаревшее понятие о затратном характере содержания и реконструкции памятников.Анализ экономических преимуществ сохранения историко-культурного наследиявыявил положительное воздействие на экономический рост в трех областяхгородского развития: строительстве и реставрации, стоимости недвижимости,туризме. Мировой опыт показывает, что наиболее эффективен для сохраненияпамятников путь включения исторического наследия в планы городского развития.
Универсальные принципысохранения культурного наследия:
1. Разграничениеполномочий между государственными органами всех уровней.
2. Разнообразие формсобственности при четкости обременений на использование.
3. При приоритетекультурной ценности принцип экономической выгоды при пользовании памятником.
4. Принцип окупаемостикапиталовложений в реставрацию за счет доходных инвестиционных проектов,развития инфраструктуры и благоустройства.
5. Созданиеблагоприятного инвестиционного климата.
Программаэкономического стимулирования сохранения культурного наследия Санкт-Петербургадолжна предусматривать:
— рост заказов нареставрационные работы со стороны органов федеральной и городской власти;
— всемерное поощрениереставрации и реконструкции с учетом преимуществ, которые они представляют вусловиях современной конъюнктуры, а именно: экономия площадей, инфраструктур,сырья и энергии
— активный поиск новыхвидов использования старых зданий как часть жилищной политики и схемобщественного благоустройства, сохранение социального равновесия в зонахреконструкции ветхого жилья, улучшение среды обитания и условий жизни всехслоев населения;
— ремонт и реставрациюза счет низкопроцентных ссуд, грантов, налоговых льгот и оборотных средств; двавида субсидий: безвозвратные для нерентабельных работ (реставрация), возвратные- для работ, которые придают зданию существенную дополнительную стоимость(восстановление и реконструкция). Критерии: историко-культурная ценностьобъекта, текущая ценность, его социальная роль, доступность публике,способность собственника отвечать по своим обязательствам, доход, который онможет извлечь;
— разработку гибкихмеханизмов для поддержания частных инициатив, спонсорства частных лиц икоммерческих организаций, производящих и реализующих нефть, алкогольныенапитки, занятых в сфере игорного бизнеса и в других сверхприбыльных компаниях;[9]
— обеспечениеспонсорской поддержки путем налоговых льгот;
— учреждение сучастием Санкт-Петербурга фондов в целях восстановления и реставрации объектовкультурного наследия на территории Санкт-Петербурга.
Необходимосистематически разъяснять горожанам ценность общественных и частных инвестицийв культурное наследие с тем, чтобы экономические группы и городское сообществоосознали продуктивность и престижность инвестиций в культурно-историческоенаследие. Следует показать разницу между очевидной и действительной стоимостьюсохранения, а также прямыми и косвенными выгодами, вытекающими из этойдеятельности.
Абсолютное большинствообъектов архитектурного наследия находится в собственности государства. Приналичии множества хозяйствующих субъектов, различных видов собственности всфере недвижимости исключение исторической недвижимости из делового обороталишено здравого смысла. Мораторий на приобретение объектов культурного наследияостановил приток инвестиций в историческую недвижимость.
Государство как гарантсохранности культурного наследия, конституционных прав каждого на доступ ккультурным ценностям обязано устранить все законодательные препятствия дляразвития этого особого вида недвижимости. В Российской Федерации никто невправе делать с исторической недвижимостью все, что захочет. Собственник обязансодержать, сохранять, реставрировать памятники и обеспечивать доступность ихосмотра.
Отчуждению изгосударственной собственности не подлежат особо ценные объекты культурногонаследия, памятники и ансамбли, включенные в Список Всемирного наследия,историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия.
В Санкт-Петербургеимеется позитивный опыт реализации инвестиционных проектов. Следует разработатьболее действенные механизмы для мобилизации инвесторов, для стимулированияповторных инвестиций прибыли в новые операции по сохранению культурногонаследия, тем самым разрешить запуск реставрационных программ. Политикустимулов необходимо поддерживать до тех пор, пока инвестиции недостаточны инепродуктивны. Налоговые послабления должны зависеть от характерареставрируемого объекта:
— памятники,обладающие малым потенциалом для извлечения прибыли и используемые в культурныхцелях;[10]
— памятники,используемые в культурных целях, но обладающие потенциалом для извлеченияприбыли;
— памятники, чьеиспользование в основном экономическое, и реставрация может оказаться выгоднойоперацией.
Комплекснаяисследовательская работа, предваряющая мероприятия по охране историческогоцентра Санкт-Петербурга и его пригородов, включающая анализ геологических,гидрологических, экологических, археологических, исторических, технических,социологических и экономических данных.
Определение предметовградостроительной охраны — ценных и устойчивых элементов планировочной структуры,зонирование городской территории. Мероприятия по завершению застройкинеупорядоченных фрагментов городской среды.
Выявление предметовобъектной охраны, отражающих особенности архитектурного облика фасадов,конфигурацию и габариты корпусов, исторические интерьеры, конструкции,элементы, являющиеся носителями мемориальной значимости здания.
Корректировка реестрапамятников, продолжение их учета и инвентаризации.
Постоянный мониторингвсех процессов разрушения, изучение способов приостановки и причин процессаразрушения, сокращение количества загрязнителей.
Формирование единойбазы данных об историко-культурном наследии, обеспечивающей ведение икорректировку реестра памятников, их исследование, учет и инвентаризацию.Ведение базы данных информационно поддерживает мероприятия по выявлениюпредметов охраны, обеспечивает мониторинг использования и техническогосостояния объектов культурного наследия, историю их реставрации с фотофиксациейпроцесса.
Обеспечение связи базыданных об историко-культурном наследии с базами данных по геологии, гидрологиии экологии, поддерживаемыми профильными городскими службами, а также синтерактивной электронной картой Санкт-Петербурга.[11]4.Значение правового и культурного наследия
Преданность правовому наследию- отличительная черта культуры петербуржцев. Она формируется в процессевзаимопроникновения нового и старого, введения вечных ценностей в современный правовойобиход. Каждое поколение ищет свою интерпретацию прошлого и извлекает из негоновые идеи.
Образовательные курсыдолжны использовать исторические, художественные и этические ценности,воплощенные в правовом наследии, для воспитания достойных граждан современногообщества. Привить молодежи уважение к многообразию правовых традиций и чувствотерпимости, умение противостоять проявлениям ксенофобии и национальнойисключительности — актуальная задача дня. Качество и объективность даннойобразовательной идеи важны как для сохранения самого культурного наследия, таки для поддержания общественного порядка в Санкт-Петербурге.
Требуется выработкаследующих эффективных форм противодействия проявлениям вандализма инемотивированной агрессивности некоторых групп населения:
— усилениевоспитательной и просветительной работы в сочетании с комплексомправоохранительных мер (милицейские посты, маршруты патрулей, видеонаблюдение);
— развитиедобровольных обществ друзей известных памятников, объединение молодежи вокругпрограмм сохранения наследия, создание молодежных реставрационных отрядов;
— проведение юбилеевпамятников, ансамблей и достопримечательных мест;
— широкая информацияобщественности об опасностях, грозящих наследию, а также о мерах, принимаемыхдля его сохранения.
Важным условиемуспехов в области сохранения правового наследия является активное и творческоеучастие всех горожан, формирование общественного сознания в духе пониманияценности исторического городского пространства. Использование современных средствмассовой информации, аудиовизуальных средств и приемов рекламы, стимулированиечастных и общественных проектов должно быть направлено на активное вовлечение вэту деятельность представителей бизнеса, интеллигенции, молодежи и ветеранов.Без общественного участия невозможна эффективная охрана культурного наследия.[12]
Доступ к знаниям,радость общения с правовым наследием должны поощряться как фактор, жизненно необходимыйдля творческой самореализации отдельных личностей и целых коллективов. Нужноиспользовать все возможности для совмещения сохранения памятников с развитиемсвязанных с ними правовых традиций.
Следует заручитьсяподдержкой общественности при принятии мер защиты объектов культурногонаследия:
— от сноса инезаконного изменения строений и уничтожения археологического наследия;
— от загрязненийатмосферы промышленными предприятиями;
— при наложениизначительных штрафов за нарушение охранного законодательства в целях лишениянарушителей любой выгоды, которая возникла в результате их незаконных действий;
— при понуждениипользователей и собственников содержать историческую недвижимость в должномсостоянии;
— при ограничениях навнешнюю рекламу и контроль за торговым дизайном в охранных зонах;
— при запретепланирования новых дорог в исторической части или в непосредственной близостиот исторических зданий;
— при запрете новогостроительства, несовместимого с местами, представляющими исторический интерес;
— при отводетранспорта и ограничении парковки автомашин, создании пешеходных зон,перемещении надземных коммуникаций в зонах охраны.
Необходимо пробуждатьактивность горожан, профессиональной общественности в сборе и передачеинформации; поддерживать общественные инициативы по постановке на учет новыхобъектов, проведению историко-культурных экспертиз. Комплексный подход кпопуляризации культурного наследия включает широкий спектр форм: публикацияСвода памятников, фиксирующего современный уровень знаний о них; различныенаучные, научно-популярные и справочно-информационные издания; общественныеслушания; выступления в средствах массовой информации; проведение массовыхмероприятий и акций, связанных с Международным днем охраны памятников и Днемгорода; организация научно-практических конференций всех уровней; установкамемориальных и охранных досок, создание информационных стендов по историиобъектов культурного наследия в зданиях-памятниках; организация тематическихвыставок; развитие сети небольших муниципальных, ведомственных и частныхмузеев.[13]
Основные задачи:формирование кодекса поведения горожан в духе «петербургской идеи»,воспитание культурного менталитета городского сообщества, борьба с бытовымвандализмом.
Заключение
Цель настоящегосохранения правовых памятников — долговечность результатов. Она достигается спомощью специальных технологий и материалов, которые в обычной практике неприменяются.
Важным условиемуспехов в области сохранения правового наследия является активное и творческоеучастие всех горожан, формирование общественного сознания в духе пониманияценности исторического городского пространства.
Формирование единойбазы данных об историко-культурном наследии, обеспечивающей ведение икорректировку реестра памятников, их исследование, учет и инвентаризацию.Ведение базы данных информационно поддерживает мероприятия по выявлениюпредметов охраны, обеспечивает мониторинг использования и техническогосостояния объектов культурного наследия, историю их реставрации с фотофиксациейпроцесса.
Список используемой литературы
1) Еллинек Г. Общее учение о государстве. — СПб.: Издательство «Юридическийцентр Пресс», 2004. — 752 с.
2) Казаков В.Н., Малахов В.П. Правосознание и правомерное поведение.Монография. — М.: МосУ МВД России, 2002. — 203 с.
3) Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 2005.
4) Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.: Издательство«Юридический центр Пресс», 2004. — 430 с.
5) Основы государства и права / Под ред. Марченко М.Н., ЛунгуП.Ф. М. 2005.
6) Малахов В.П. Правовые системы государств и международное право:взаимодействие и эффективность. Монография / Под ред. доктора юридических наук,профессора Е.Г. Ляхова. — М.: Московский университет МВД России, 2004. — 127 с.
7) Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. Монография. — М., 2001. — 385 с.
8) Нерсесянц В.С., Муромцев Г.И., Мальцев Г.И. и др. Право и культура:Монография. — М.: Изд-во РУДН, 2002. — 423 с.
9) Нерсесянц В.С. Теория права и государства. М., 2001.
10) Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учебник для высших учебныхзаведений. — М.: Издательство «ИМПЭ-ПАБЛИШ», 2004. — 563 с.
11) Фёдоров М.В., Еремян В.В. Основы государства и права дляпоступающих в вузы. М. 2001
Приложение Новаянормативно-правовая база системы государственного заказа Санкт-Петербурга:
26 октября 2004 годаПравительство Санкт-Петербурга приняло постановление № 1744 «Осовершенствовании системы государственного заказа Санкт-Петербурга», котороестало очередным этапом реформы городского заказа.
Идеология данногодокумента базируется на двух принципах: расширение самостоятельностигосударственных заказчиков Санкт-Петербурга в вопросах формирования иразмещения государственного заказа и одновременно введение более жесткой ичеткой регламентации внеконкурсных процедур размещения государственного заказа:способом у единственного источника и способом запроса котировок.
Правительство города,пойдя по пути расширения прав государственных заказчиков Санкт-Петербурга,рассчитывает на повышение их ответственности, увеличение экономии бюджетныхсредств Санкт-Петербурга.
Настоящая публикацияне претендует на то, чтобы дать ответы на все возникающие вопросыфункционирования обновленной системы государственного заказа Санкт-Петербурга.Мы только обозначим ключевые темы, расставим наиболее значимые приоритеты.
Первым важным блокомвопросов, которые регламентированы постановлением ПравительстваСанкт-Петербурга от 26.10.2004 № 1744 «О совершенствовании системыгосударственного заказа Санкт-Петербурга» (далее – постановление № 1744),является передача функций государственного заказчика иным юридическим лицам.
Пунктом 1.7 Положенияо порядке осуществления государственных закупок за счет средств бюджетаСанкт-Петербурга, утвержденного постановлением № 1744 (далее – Положение)установлено, что государственные заказчики вправе передать выполнение частисвоих функций иным юридическим лицам. При этом такие лица определяются толькона конкурсной основе.
При передаче частифункций государственного заказчика государственный заказчик издает правовой акто передаче части функций государственного заказчика и заключает соответствующийдоговор.
Положением определенряд функций, которые не могут быть переданы иным юридическим лицам и которыеосуществляются только государственным заказчиком:
— функции пообразованию государственной конкурсной комиссии государственного заказчика иназначению ее председателя;
— утверждениеподготовленной конкурсной документации;
— подписаниегосударственного контракта.
Положением четкорегламентирован порядок предоставления государственному заказчикуконсультационных услуг, а также услуг по составлению и изготовлению конкурсной(иной) документации.
Такие услугипредоставляются также только по результатам проведения конкурсных процедур иоплачиваются исключительно за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, полученныхв результате экономии от размещения заказа Санкт-Петербурга. При этомустановлено (пункт 1.8. Положения), что такие услуги не могут предоставлять юридическиелица, признаваемые заинтересованными в результатах конкурсных или внеконкурсныхпроцедур.
Юридические лицапризнаются заинтересованными в результатах конкурсных или внеконкурсныхпроцедур в случаях:
· если ихруководители, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья исестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица владеют(каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей,паев) юридического лица, являющегося стороной в государственном контракте,заключаемом по результатам конкурсной или внеконкурсной процедур и (или)занимают должности в органах юридического лица, являющегося стороной вгосударственном контракте, заключаемом по результатам конкурсной иливнеконкурсной процедур, а также должности в органах управления управляющейорганизации такого юридического лица;
· если являются впериод оказания государственному заказчику консультационных услуг, а такжеуслуг по составлению и изготовлению конкурсной (иной) документации стороной вдоговорных отношениях с участниками соответствующих конкурсных иливнеконкурсных процедур.
Использованный вышетермин «аффилированные лица» необходимо понимать в соответствии со статьей 4Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности натоварных рынках».
Государственныезаказчики, как и ранее, могут устанавливать стоимость конкурсной и иной документации,однако данная стоимость не может превышать фактических затрат на ееизготовление. Аналогичное требование установлено в пунктах 8 и 35 Положения оборганизации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд,утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 № 305 «Опервоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетныхрасходов при организации закупки товаров для государственных нужд». В силууказанных требований государственные заказчики в обязательном порядке должнысоставлять подробную калькуляцию затрат на изготовление конкурсной и инойдокументации.
Новеллой постановления№ 1744 является то, что средства, полученные в результате продажи конкурсной ииной документации, зачисляются в бюджет Санкт-Петербурга.
Указанные нормывведены с целью пресечения введения необоснованных ограничений для участия вконкурсных процедурах посредством завышения стоимости конкурсной и инойдокументации. Данные положения позволят сделать конкурсные процедуры болеедоступными для субъектов малого предпринимательства.
Важным элементомрасширения полномочий государственных заказчиков является право самостоятельноразмещать заказ Санкт-Петербурга на сумму не более 100 тыс. рублей (абзац 2пункта 2.3. Положения). Ранее они могли размещать заказ Санкт-Петербурга насумму не более 30 тыс. рублей.
Самостоятельноеразмещение заказа Санкт-Петербурга возможно любыми способами, в том числеконкурсными процедурами, способом у единственного источника или способомценовых котировок. Однако необходимо учитывать, что самостоятельность в данномслучае не равнозначна вседозволенности. Руководитель государственного заказчиканесет ответственность за выбор наилучшего поставщика согласно пункту 2.7.3Положения, предусматривающего, что при формировании и размещении заказаСанкт-Петербурга государственные заказчики должны исходить из принципаэффективности и экономности использования средств бюджета Санкт-Петербурга, аосновными критериями выбора наилучшего поставщика при любых способах размещениязаказа Санкт-Петербурга является минимальная цена конкурсного предложения либомаксимальный объем продукции на выделенный лимит финансирования при условиисоблюдения всех требований к продукции, установленных государственнымзаказчиком.
Государственные заказчикивправе размещать заказ Санкт-Петербурга н сумму не более 100 тыс. рублей безпривлечения государственной конкурсной комиссии государственного заказчика. Приэтом необходимо учитывать, что в соответствии с абзацем 8 пункта 5.3.9.Положения рассмотрение котировочных заявок осуществляется только на заседаниигосударственной конкурсной комиссии государственного заказчика. Таким образом,государственные заказчики вправе размещать заказ Санкт-Петербурга на сумму неболее 100 тыс. рублей без привлечения своей конкурсной комиссии только призакупке продукции способом у единственного источника. Следует также отметить,что благоразумные и дальновидные государственные заказчики все свои закупкипроводят через конкурсную комиссию.
Расширены правагосударственных заказчиков при размещении заказа Санкт-Петербурга способом уединственного источника в соответствии с Перечнем оснований длясамостоятельного размещения заказа Санкт-Петербурга государственным заказчикомспособом у единственного источника (далее — Перечень) независимо от стоимостизакупки.
Государственныезаказчики дополнительно к ранее действовавшему Перечню вправе самостоятельнозакупать:
— продукцию,производимую предприятиями Всероссийского общества слепых, Всероссийскогообщества глухих, общественных объединений инвалидов, имеющих статусвсероссийских (общероссийских), и их структурных подразделений, расположенныхна территории Санкт-Петербурга, а также в учреждениях, исполняющих наказания, иих предприятиях, расположенных на территории Санкт-Петербурга и Ленинградскойобласти, в пределах 5 процентов от годового лимита бюджетных средств,выделенного главному распорядителю средств бюджета Санкт-Петербурга нагосударственные закупки в соответствующем финансовом году. Цена и объемы такойпродукции должны перед закупкой согласовываться с Комитетом экономическогоразвития, промышленной политики и торговли. Необходимо также учитывать, чтоцена такой продукции не должна отличаться от среднерыночной.
— услуги по авторскомуи техническому надзору при условии, что цены и тарифы по государственнымконтрактам устанавливаются законодательством Российской Федерации изаконодательством Санкт-Петербурга.
Государственныезаказчики осуществляют также следующие полномочия:
— разрабатывают наосновании установленных требований к документам конкурсную (иную) документацию,утверждают и направляют ее на согласование и регистрацию в соответствующемреестре в порядке, установленном Положением;
— при закупкепродукции определяют порядок проведения конкурсных процедур в конкурсной документациив соответствии с действующим законодательством в области заказаСанкт-Петербурга и методическими рекомендациями Комитета экономическогоразвития, промышленной политики и торговли.
В соответствии сабзацем 3 пункта 2.6.2 Положения Комитет экономического развития, промышленнойполитики и торговли устанавливает требования к формам документов, используемыхпри формировании, размещении и исполнении заказа Санкт-Петербурга.
В соответствии свышеуказанными положениями государственные заказчики обязаны при разработкесвоей конкурсной (иной) документации руководствоваться установленными Комитетомэкономического развития, промышленной политики и торговли требованиями к такойдокументации. Такие требования являются для государственных заказчиков нерекомендательными, а обязательными.
Комитет экономическогоразвития, промышленной политики и торговли осуществляет контроль заобоснованностью отклонений от установленных требований к формам документов приподготовке государственными заказчиками конкурсной (иной) документации.Несоблюдение государственными заказчиками установленных Комитетомэкономического развития, промышленной политики и торговли требований кконкурсной (иной) документации может повлечь ее возврат государственномузаказчику или отказ в ее согласовании Государственной конкурсной комиссией приПравительстве Санкт-Петербурга или соответствующей межведомственнойгосударственной конкурсной комиссией.