Реферат по предмету "Государство и право"


Экологическая политика и государственная экологическая функция Республики Беларусь

МИНИСТЕРСТВО
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь»
Кафедра экономической безопасности
Контрольная работа по предмету
«Экологическое право»
Тема №3 «Экологическая политика игосударственная экологическая функция Республики Беларусь»
Зачетная книжка №1560/09
Вариант №10
ВЫПОЛНИЛ
слушатель 1 группы 4 «В» курса
факультета заочного обучения
старший лейтенант милиции
Какора Андрей Николаевич
УВД Могилевского облисполкома
Минск 2010

План
 
1. Введение
2. Экологическая политика и государственная экологическаяфункция Республики Беларусь
3. Заключение
Списокиспользованных источников

Введение
Проводимая в настоящее время экологическаяполитика предусматривает снижение негативного воздействия на окружающую среду иулучшение ее качественного состояния на основе последовательного осуществленияструктурной перестройки экономики, совершенствования технологического уровняпроизводства, включающего ресурсосбережение, применение малоотходных ибезотходных технологий и производств, сокращение объемов выбросов и сбросовзагрязняющих веществ в окружающую среду, утилизацию и переработку отходов, атакже сохранение биоразнообразия, расширение сети особо охраняемых территорий.Стратегическими целями экологической политики Республики Беларусь являются:создание благоприятной окружающей среды; улучшение условий проживания издоровья населения; обеспечение экологической безопасности.

1.Экологическая политика игосударственная экологическая функция
Экологическая функция государства признана теоретикамигосударства и права как одна из основных и самостоятельных функций современногобелорусского государства. В литературе по теории государства и права она называетсяфункцией по охране природы (охране окружающей среды, охране окружающейприродной среды). Думается, однако, что содержание экологической функциигосударства не сводится лишь к охране природы, оно гораздо шире. Общество вравной мере заинтересовано в оптимальном комплексном и одновременном решенииряда наиболее существенных задач, касающихся природы и ее ресурсов. С учетомсказанного экологическая функция государства включает в свое содержание деятельностьпо распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися всобственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечениерационального использования природных ресурсов с целью предупреждения ихистощения, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрануэкологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. [[1]]
Постепени эффективности реализации этой функции можно судить об истинномотношении государства к обеспечению рационального природопользования, к охранеокружающей среды, к человеку.
Изучениеразвития правового регулирования природопользования и охраны природы висторическом аспекте показывает, что экологическая функция не является функциейлишь современного государства. Функции государства – категория объективная какпо содержанию, так и по методам осуществления. Чтобы существовать и эффективноразвиваться в соответствии с целями и задачами этого развития, государстводолжно осуществлять общественно значимую деятельность в конкретныхнаправлениях. Потребность в осуществлении экологической функции государствапоявляется тогда, когда возникает общественная потребность или потребностьклассов, отдельных социальных групп в решении задач природопользования и охраныокружающей среды. При этом важно иметь в виду динамику ее содержания, правовыхи организационных форм и методов осуществления. Содержание функции определяетсяпрактическими интересами и задачами государства на разных этапах его развития.Вплоть до XX в. функция охраны природы развивалась преимущественно черезфункцию защиты прав собственности, экономических, военных и налоговых интересовгосударства. Она была второстепенной и не самостоятельной функцией.
Осуществлениефункции есть не что иное, как практическая деятельность по решению определенныхобщих задач, стоящих перед обществом и государством. Однако задачи могутрешаться эффективно и менее эффективно либо не решаться вовсе. Поэтому, нарядус выделением экологической функции в качестве самостоятельной и основной, дляее оценки с точки зрения эффективности важно выработать и использоватьсоответствующие критерии. Наиболее приемлемым представляется критерийобеспечения государством соблюдения, охраны и защиты права каждого наблагоприятную окружающую среду.
Экологическаяфункция государства реализуется в разных формах. Под формами понимаются методыили способы ее осуществления. Выполняя экологическую функцию, государствоиспользует правовые и организационные методы. К правовым методам относитсяпринятие законов и иных нормативных правовых актов по природопользованию иохране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительная деятельность.Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специальноуполномоченных государственных органов по реализации экологических норм права.Правоохранительной является деятельность специально уполномоченных органов поохране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии сзаконом. Таким образом, названные правовые формы осуществления экологическойфункции реализуются преимущественно в рамках специализированных ветвей власти –законодательной, исполнительной и судебной.
Корганизационным методам осуществления экологической функции государстваотносится принятие экономических мер (бюджетное финансирование, выделениекредитов и т.п.), нормирование предельно допустимого загрязнения окружающейсреды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологическойэкспертизы, экологической сертификации, мониторинга, экологического контроля идр. Хотя организационные методы не являются правовыми, важно иметь в виду, чтоони опосредуются в праве окружающей среды и соответственно осуществляются вправовых рамках.
Основными направлениямигосударственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей средыявляются:
обеспечение права граждан наблагоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушениемэтого права;
совершенствование государственногоуправления в области охраны окружающей среды;
научное обеспечение охраны окружающейсреды;
создание правового и экономическогомеханизмов, стимулирующих рациональное использование природных ресурсов;
рациональное использование природныхресурсов;
совершенствование системы охраныокружающей среды и природопользования;
создание системы особо охраняемыхприродных территорий;
обеспечение сохранения биологическогои ландшафтного разнообразия;
обеспечение непрерывногофункционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды в РеспубликеБеларусь;
проведение государственнойэкологической экспертизы;
предоставление и распространениеэкологической информации;
организация и развитие системыобразования, воспитания в области охраны окружающей среды и формированиеэкологической культуры, а также подготовка и переподготовка специалистов длядеятельности в области охраны окружающей среды;
оказание содействия общественнымобъединениям, осуществляющим свою деятельность в области охраны окружающейсреды;
привлечение граждан, общественныхобъединений к охране окружающей среды и контролю за ее состоянием;
международное сотрудничество вобласти охраны окружающей среды. [[2]]
Общими направлениями осуществленияэкологической политики на период до 2020 г. являются: · экологизация экономики;совершенствование законодательства в области природопользования и охраныокружающей среды, в том числе системы экологических ограничений и регламентациирежимов природопользования; дальнейшее развитие экономического механизмаприродопользования; рациональное использование природных ресурсов, их экономия,постепенный отказ от экстенсивного использования и переход к экономномурасходованию невозобновляемых и неистощительному использованию возобновляемыхресурсов; создание благоприятных условий для внедрения ресурсосберегающих,малоотходных и безотходных технологий; модернизация производства, развитиеновых методов и технологий, воспроизводства природных ресурсов, увеличение долииспользования вторичных ресурсов и утилизации отходов; развитие рынка работ иуслуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды; последовательныйпереход на международные стандарты технологий и производимой продукции; снижениеантропогенной нагрузки на экосистемы, восстановление нарушенных экосистем вместах добычи полезных ископаемых, в особенности нефти, калийных солей,доломита, строительного камня, глин и др.; формирование оптимальной системыособо охраняемых природных территорий и водно-болотных угодий, сохранениебиоразнообразия; экономическая оценка природных ресурсов и определение ущерба,связанного с их использованием; внедрение экологического аудита и страхования;лицензирование видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию; развитиефундаментальных исследований и прикладных разработок в области охраныокружающей среды; снижение негативных последствий радиоактивного загрязнения территорий;расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды иприродопользования; развитие системы экологического образования и просвещения,подготовка кадров в области экологии.[3]
Природоохранные мероприятиянапервом этапе (до 2010 г.)должны включать: улучшение экологическойситуации в ряде крупных городов и промышленных центров (Минск, областныецентры, Бобруйск, Полоцк, Мозырь, Светлогорск, Новополоцк и др.); сохранение ивосстановление природных систем в эколого-дестабилизированных регионах;дальнейшее решение экологических проблем рек Днепр, Западная Двина, Неман,Припять; обеспечение населения чистой питьевой водой, в первую очередь, всельской местности и районах с неблагоприятной экологической ситуацией;расширение сети особо охраняемых природных территорий международного значения вприграничных регионах; разработка и реализация комплексной программы поорганизации системы сбора, переработки и захоронения отходов; принятиепревентивных мер по предотвращению техногенных катастроф; развитие мониторингаокружающей среды, совершенствование статистического учета в области окружающейсреды, ведение кадастров природных ресурсов; оценка степени деградацииэкосистем, истощения минерально-сырьевых и других природных ресурсов; развитиеинформационной системы, обеспечение открытости, достоверности и своевременностиэкологической информации по вопросам состояния окружающей среды, ее охраны ииспользования природных ресурсов; совершенствование структуры государственногоуправления в сфере природопользования и охраны окружающей среды; совершенствованиесистемы оценки воздействия на окружающую среду, включая стратегическуюэкологическую оценку планов, программ, законодательных актов; стимулированиевнедрения экологически малоотходных, безотходных и безопасных технологий,государственная поддержка реконструкции действующих производств при переходе намалоотходные и ресурсосберегающие технологии.
На втором этапе (2011–2020 гг.)потребуется дальнейшее развитие эффективной экологически ориентированнойрыночной экономики, повышение социальной активности населения, формированиеобщественного экологического мировоззрения и осознание ответственности засохранение природно-ресурсного потенциала. Для этого необходимо обеспечить:нормативно-правовое регулирование функций по владению, использованию и распоряжениюприродными ресурсами; дальнейшее совершенствование экономических инструментовприродопользования; стимулирование внедрения ресурсосберегающих, малоотходных ибезотходных технологий; разработку системы экономических показателей,обеспечивающих учет природных ресурсов и оценку степени воздействияхозяйственной деятельности на их состояние; внедрение стандартов и процедурэкологической маркировки продукции; сохранение и восстановление нарушенныхэкосистем, имеющих международное экологическое и рекреационное значение,большую природно-ландшафтную ценность; реализацию комплексной программы посбору, переработке и утилизации отходов. Особое внимание должно уделяться гармонизацииотношений общества и природы за счет развития хозяйственной деятельности впределах воспроизводственных возможностей природной среды.
Экономическое регулированиеприродопользования и охраны окружающей среды должно быть направлено наинтеграцию и взаимодействие экологических факторов и экономических стимулов –поощрение наиболее эффективных мер по снижению вредного воздействия наокружающую среду и установление экономических барьеров для неэффективных сэкологической точки зрения видов деятельности. Основными мерами посовершенствованию и реализации эколого-экономического механизмаприродопользованиядолжны стать: совершенствование природоохранногозаконодательства; стимулирование ресурсосбережения, учет в платежах заприродные ресурсы ренты, а в платежах за загрязнение и деградацию природнойсреды – реально наносимого экономического ущерба; реализация инновационногомеханизма природоохранной и ресурсосберегающей деятельности; создание рынка экологическихуслуг, технологий и оборудования; разработка системы экономическогостимулирования внедрения природоохранных технологий и оборудования сиспользованием системы дифференцированного кредитования, а также отборанаиболее экономичных видов оборудования при сопоставимой экологическойрезультативности; минимизация экологического риска при планировании и осуществлениихозяйственной деятельности; обеспечение приоритетного финансированиягосударственных программ по рациональному использованию природных ресурсов иохране окружающей среды; учет экологических требований при приватизациипредприятий и использование части полученных средств на экологизациюпроизводства.
Заключение
 
Таким образом основные направления и принципыэкологической политики определены Конституцией Республики Беларусь исоответствующими законодательными актами в этой области. Создана определеннаясистема органов государственного управления природопользованием и охраной окружающейсреды. В стране сложилась система перспективного и краткосрочного планирования,реализация мероприятий по охране окружающей среды, совершенствуются нормативнаяи правовая база и экономический механизм природопользования. РеспубликаБеларусь осуществляет разностороннее международное сотрудничество по вопросамокружающей среды и природопользования, участвует в работе межправительственныхорганизаций и органов, выполняет свои обязательства по международнымконвенциям, протоколам и соглашениям. В системе Национальной сертификации РеспубликиБеларусь создана и действует подсистема экологической сертификации. Проводимыев стране меры по сохранению и улучшению окружающей среды создают предпосылкидля реализации прав нынешних и будущих поколений на благоприятную окружающуюсреду и экологически безопасные условия проживания. Выполнениегосударством экологической функции есть не что иное, как регулированиесоответствующих общественных отношений. Значительная часть наиболее важныхобщественных отношений по поводу природы регулируется правом окружающей средыили экологическим правом. Следовательно, признание деятельности по распоряжениюв интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства,обеспечению их рационального использования с целью предупреждения их истощенияи охраны окружающей среды от загрязнения, по охране экологических прав изаконных интересов физических и юридических лиц в качестве одной из основныхфункций государства является важнейшей предпосылкой и фактором формированияотрасли права окружающей среды в системе российского права.

Список использованной литературы
 
1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., №2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканскомреферендуме 24 нояб. 1996 г., в ред. Решения Республиканского референдума от17.11.2004, № 1 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – №188. – 1/6032).
2. Концепция государственной политики Республики Беларусьв области охраны окружающей среды: Утв. постановлением Верховного Совета РеспубликиБеларусь от 6 сентября 1995 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.1995. №29. Ст.382.
3. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусьот 26 ноября 1992 г. (с изм. и доп. от 29 октября 2004г.) (ред. от 20 июля 2006г.) // Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1993. №1. Ст.1; Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. №85. 2/875; 2004. №174,2/1068. 2006 № 6-2/11, 2007. « 147, 2008, № 1, 2/1395.
4Экологическое право(право окружающей среды): Учебник для высшихюридическихучебных заведений. – М.: Юристъ, 1998.–688с.
5. Сапогин А.Н. Экологическое право Республики Беларусь:Курс лекций (общая часть), Академия МВД Республики Беларусь, 2007. С.367.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :