Реферат по предмету "Государство и право"


Экологическая политика правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие экологическойполитики……………………………………...4
1.1. Экологическая политикаРоссийской Федерации………………………….4
1.2. Экологическая доктринаРоссийской Федерации………………………….7
Глава 2. Товароведение в таможенномделе…………………………………….8
2.1. Товар, как объект исследованийтаможенной экспертизы………………...8
2.2. Виды таможенных экспертиз………………………………………………10
2.3. Экологическая таможеннаяэкспертиза……………………………………15
Глава 3. Экологической политикиправительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможеннуютерриторию Российской Федерации………………………………………………………………………..22
3.1. Таможенные дело как объект,способствующий реализации экологической политики РоссийскойФедерации……………………………22
3.2.Сертификация ввозимой продукции……………………………………….25
3.3. Экспертиза пищевых продуктов ипродовольственного сырья………….27
3.4. Экспертиза стройматериалов иоборудования……………………………34
3.4. Экспертиза транспортныхсредств……………………………………...…36
Заключение……………………………………………………………………….40
Список источниковлитературы………………………………………………...42

Введение
Данная курсовая работапредставляет собой исследование экологической политики правительства РоссийскойФедерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию РоссийскойФедерации.
Степень разработанностиданного вопроса является довольно высокой. Для регулирования вопросовэкологической безопасности и природопользования Российской Федерации принятыследующие нормативно-правовые акты: Законы РФ «Об отходах производства ипотребления» от 24.06.98, «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, «Обэкологической экспертизе» от 23.11.95, «О качестве и безопасности пищевыхпродуктов» от 01.12.99 и другие. Научным обоснованием методик функционированиясистемы экологической безопасности нашей страны занимались: Денисова С.А.,Симонова В.Н., И.С.Дугучиев, Николаева С.Л. — «Роль экспертизы в системетаможенного контроля и необходимость усиления юридического статуса экспертнойдеятельности в таможенных целях», Петрова И.Н., Багрикова С.В., Денисова С.А. — «Особенности таможенной экспертизы парфюмерно-косметической продукции, идругие.
Актуальность работыопределяется тем, что в настоящее время на территорию Российской Федерацииввозится большое количество разнообразных товаров, которые не всегда отвечаютвысоким стандартам качества и могут навредить здоровью российских граждан исостоянию окружающей среды.
В процессе работыиспользуются материалы из отечественных библиографических источников и сборникинормативно-правовых актов, регулирующих экологическую политику РоссийскойФедерации. С ними можно ознакомиться в списке источников литературы.
Объектом исследованияявляются методы и функции государственного управления экологической политикойпри выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации.
Предмет исследования –способы и методы экологической экспертизы ввозимой продукции на таможеннуютерриторию Российской Федерации, их эффективность и законодательная поддержка.
Цель данной работы –изучить основные принципы и способы реализации экологической политикиРоссийской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территориюРоссийской Федерации.
Передо мной, как авторомработы стоят следующие задачи:
1.        Охарактеризоватьпонятие экологической политики, раскрыть принципы экологической политикиРоссийской Федерации.
2.        Описать товар,как объект исследования при проведении таможенной экспертизы. Привести примерыразличных видов таможенной экспертизы.
3. Ознакомится спринципами проведения экологической политики правительства Российской Федерациипри выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации.
4.        Охарактеризоватьсертификацию импортируемой продукции.
5.        Изучитьособенности экологической экспертизы пищевых продуктов и продовольственногосырья.
6.        Оформить работусогласно стандартам.
Методология исследованиявключает в себе метод анализа и синтеза полученных данных.
В ходе анализанормативно-правовых актов, регулирующих экологическую политики правительстваРоссийской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию РоссийскойФедерации, сертификацию товаров и экологическую экспертизу ввозимой продукции,определяются способы и методы их реализации.
Содержание работы состоити, трех глав, первая из которых описывает теорию экологической политики, вторая– характеризует товары, как предмет таможенной экспертизы, третья – охватываетпонятия сертификации импортной продукции, заключения и списка источниковлитературы.
Глава 1. Понятие экологической политики
 
1.1.     Экологическаяполитика Российской Федерации
В настоящее время почтивсе страны земного шара, включая Россию, испытывают на себе многиеэкологические проблемы. В их числе загрязнение почв, вод и атмосферноговоздуха, глобальное потепление и «парниковый» эффект, накопление промышленныхотходов.
Особую актуальностьприобретают в последнее время вопросы экологической безопасности продуктовпитания и предметов первой необходимости. Все чаще производители данных товаровпренебрегают их качеством, используя загрязненное сырье и упрощенные технологиипроизводства. И если в пределах страны разработаны стандарты требований ккачеству товаров и меры по борьбе с фальсификатом, то импортная продукцияпредставляет потенциальную опасность.
Наиболее часто нарушениеэкологической безопасности встречается среди продуктов питания: мяса (особенномяса птицы), рыбных консервов, кондитерских изделий, растительного масла,алкогольных напитков. В числе непродовольственных товаров чаще всего несоответствуют нормам экологической безопасности парфюмерно-косметическиеизделия, моющие синтетические средства, детские игрушки, швейные и трикотажныеизделия, кожаная обувь, видео – и аудио продукция. Для глобальной и эффективнойборьбы с ними правительства государств разрабатывают собственную экологическуюполитику.
Экологическая политика — организационная и регулятивно-контрольная деятельность общества и государства,направленная на охрану и оздоровление естественной окружающей среды,эффективное объединение функций природопользования и охраны природы иобеспечения нормальной жизнедеятельности человека.[[1]]
Учитывая комплексностьреализации экологической политики важно очертить круг системных проблем,которые требуют первоочередного внимания. Для объективной оценки эффективностивнедрения экологической политики можно использовать несколько критериев.Во-первых, это показатели состояния здоровья населения — продолжительностьжизни, соотношения между рождаемостью и смертностью, динамика возрастного иполового распределения населения по стране вообще и по регионам в частности.Во-вторых, это показатели уровня развития и действенности системы управленияокружающей средой, прежде всего — системы не истощающего (сбалансированного)природопользования. В-третьих, это показатели состояния окружающей среды,образно говоря, показатели состояния здоровья окружающей среды — уровеньзагрязнения воздушного бассейна, водных объектов, земельных ресурсов,масштабность рекреационных зон и заповедных территорий, богатствобиологического разнообразия.
Несложный анализпоказывает, что критерии этой триады тесно взаимосвязанными: на здоровьечеловека влияет качество окружающей среды, при этом как показатели здоровьянаселение, так и показатели здоровья окружающие среды зависят от уровняразвития системы управления окружающей средой.
В настоящее времягосударственная экологическая политика Российской Федерации определяетсяконцепцией устойчивого развития, что закреплено Указами Президента РоссийскойФедерации от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии РоссийскойФедерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» иот 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации кустойчивому развитию».[[2]]Основные принципы, задачи и мероприятия экологической политики определяются:законодательством Российской Федерации (Конституция Российской Федерации;федеральный закон «Об охране окру­жающей природной среды» и др.);программами Правительства Российской Федерации в области структурнойперестройки экономики и экономического роста; федеральными целевымипрограммами; государственными стандартами и иными нормативными актами.
1.2. Экологическая доктрина Российской Федерации
Особое место занимает«Экологическая доктрина Российской Федерации» утвержденная распоряжениемправительства Российской Федерации от 31 2002 года № 1225-р. Она определяетглавные цели, направления и принципы в сфере развития экологической безопасностистраны, характеризует экономические и финансовые механизмы ее реализации.[[3]]
Согласно положениямДоктрины, основными направлениями государственной политики в области экологииявляются: обеспечение устойчивого природопользования, снижение загрязненияокружающей среды и ресурсосбережение, сохранение и восстановление природной среды,предотвращение чрезвычайных экологических ситуация, снижение экологическогориска здоровью граждан, обеспечение экологической безопасности жилья, одежды,бытовой техники и предметов домашнего обихода, контроль над распространениемчужеродных видов и генетически измененных организмов.
Также приоритетнымиявляются проведение экологического мониторинга, информационное обеспечение, иэкологическое просвещение населения.
Гарантироватьэкологическую безопасность для здоровья российского населения, а также экологическуюбезопасность, одежды, бытовой техники, продуктов питания и нераспространенныечужеродных видов и генетических измененных организмов, призвана экологическаяполитика правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции натаможенную территорию Российской Федерации.

Глава 2. Товароведение в таможенном деле
 
Товар, какобъект исследований таможенной экспертизы
 
Экологическая политикаправительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможеннуютерриторию Российской Федерации осуществляется органами таможенного контроля инадзора.
Таможенный контрольрассматривается как совокупность мероприятий, которые осуществляютсятаможенными органами в границах своей компетенции с целью обеспечениясоблюдения норм таможенного законодательства, положений международныхдоговоров.[[4]]Другими словами, таможенный контроль — осуществление таможенными органамиРоссийской Федерации специальный действий, направленных на соблюдениеюридическими и физическими лицами таможенного законодательства, международныхсоглашений и правил, которые регулируют порядок ввоза, вывоз или транзитатоваров, транспортных средств, валюты.
В зависимости от предметапринято различать общий и специальные виды таможенного контроля. Общийтаможенный контроль в зависимости от конкретного предмета можно поделить натаможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств.
В зависимости отнаправления перемещения товаров принято различать таможенный контрольимпортных, экспортных и транзитных товаров.
Соответственно импортныйконтроль осуществляется относительно товаров, которые ввозятся на территориюРоссийской Федерации, экспортный — относительно товаров, которые вывозятся изРоссийской Федерации, а транзитный — относительно товаров, которые перемещаютсятаможенной территорией государства.
В зависимости отхарактеристик товаров, которые предопределяют особенности таможенного контроля,выделяют подвиды таможенного контроля товаров: таможенный контроль ручной кладии контроль багажа как такого, что сопровождается, так и такого, что несопровождается.
Товар — это сложноепонятие, которое включает совокупность многих свойств, главными среди которыхесть потребительские свойства, то есть возможность товара удовлетворятьпотребности. Одним из потребительских свойств является экологическаябезопасность.
Для определения свойствтоваров, их качества и безопасности проводятся таможенные экспертизы. Дляпроведения таможенного контроля берутся образцы и пробы товаров. При этомсоставляется акт.
Для более четкогопонимания сущности, назначения и методики проведения экспертиз рассмотримнекоторые теоретические положения, которые касаются этого вида деятельности.
Экспертиза — особый виднаучно-практического исследования, проведенного экспертами с целью получениядостоверного, квалифицированного, объективного и независимого вывода, необходимогодля принятия обоснованного решения проблемных или противоречивых вопросов,которые возникают в разных сферах человеческой деятельности. Существует большоеколичество экспертиз, которые имеют разное назначение и предметы исследования,изучают разнообразные объекты, используют разные исследовательские приемы ирешают разные за значимостью задачи. Общим для них есть конечная цель — установления истины.
Экспертиза товаров притаможенном контроле осуществляется в тех случаях, если для разъяснениянеобходимы специальные знания.[[5]]
Проведение экспертизполагается на экспертов при таможенных лабораториях. Возможно также случаи,когда экспертизы проводятся иными органами, уполномоченными таможенной службой.Экспертом может выступать любое лицо, имеющее необходимое образование иквалификацию.
Назначение экспертизыподтверждается постановлением начальника таможенной службы. В нем указываютсяоснования для проведения экспертизы, данные эксперта, наименование организации,проводящей экспертизу, цели проведения экспертизы, перечень предоставляемыхматериалов и документов.
Срок осуществленияэкспертизы не должен превышать срок временного хранения товаров или шестьмесяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств. В иныхслучаях срок проведения таможенный экспертиз может составлять один год.[[6]]
С постановлением опроведении экспертизы должны быть ознакомлены декларанты или иные лица,отвечающие за товар.
Покрытие расходов напроведение таможенной экспертизы осуществляется из федерального бюджета.
По окончании проведенияэкспертизы эксперт дает заключение в письменной форме, где указывает результатыисследований и выводы по поставленным вопросам с материальным и документальнымоснованием. Если в ней брали участие несколько экспертов, то все они должныпоставить свои подписи.
Заключение передается втаможенный орган, откуда она пересылается декларанту. Таможенные органы припринятии решения, исходят из результатов таможенной экспертизы, указанных взаключении.
В случае недостаточнойясности или полноты заключения, может быть назначена дополнительная таможеннаяэкспертиза.
На выбор эксперта,постановку дополнительных вопросов экспертизы имеет право повлиять декларантили лицо, отвечающее за товар.

Виды таможенных экспертиз
Экспертизы можносистематизировать и классифицировать по разным
основаниями. Всоответствии с Федеральным Законом от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «ОТоргово-промышленных палатах в Российской Федерации», Торгово-промышленнымпалатам предоставлено право осуществлять по заказу российских и иностранныхпредприятий и предпринимателей экспертизу количества, качества и стоимоститоваров (грузов). Длительное время это право использовалось достаточноограниченно. Но, постепенно, особенно в последнее время в связи с вступлениемРоссийской Федерации во Всемирную торговую организацию понятие экспертиза иформа её использования распределились в трех основных направлениях:
— государственная экспертиза, это та,которая проводится государственными органами и инспекциями по поручениюфедеральных или муниципальных органов;
— общественнаяэкспертиза, исполняющая функции защиты прав потребителя и назначаемаяобщественными организациями;
— независимая экспертиза,которая может проводиться по поручению как государственных, так и общественныхорганизаций независимыми профессиональными экспертными компаниями.
По цели проведенияэкспертизы делятся на два типа — судебные, имеющие процессуальный характер, инесудебные (ведомственные).
Систематизацию экспертизпринято проводить по областям науки или общественной практики, общностинаучно-практических знаний. По этому критерию выделяются такие виды экспертиз,как воинские, политические, социологические, технические, экономические,криминалистические, медицинские, искусствоведческие, товароведческие,экологические и др. Каждая область знания, имея собственную теоретическую базу,формирует для экспертизы свой специфический набор методических, технических и научно-правовыхположений.
Для таможенного дела итовароведение наиболее актуальны следующие виды:
Товарная экспертиза —оценивание главных характеристик товаров, а
также ихтрансформаций при товародвижении для принятия решений, выдачи независимых икомпетентных заключений, которые служат конечным результатом. При проведенииэкспертизы могут оцениваться все основные параметры товара: ассортиментный,качественный, количественный, стоимостный или их части.[[7]]
Экспертнаяоценка — процесс выбора одной или нескольких характеристик товара, определенияих реальных значений и подтверждения соответствия требованиям илипредоставленной информации. При этом требования могут устанавливаться не тольконормативно-правовыми актами, но и самими экспертами. Предоставленная товарнаяинформация подразумевает наличие сведений маркировки, сопроводительныхдокументов и других профильных источников.
Экспертнойоценке подлегают единичные экземпляры, упакованные единицы товаров, а такжетоварные партии. Наиболее часто проводится товарная экспертиза именно товарныхпартий, которые определяются как совокупность единичных экземпляров илиупаковочных, объединенных общностью признаков: временем выработки, общностьюсырья, производства, едиными транспортными средствами.
Товароведнаяэкспертиза — оценка потребительских свойств товаров по органолептическим,физико-химическим и микробиологическим показателям, а также показателей ихколичественных характеристик, осуществляемая экспертами путем проведенияиспытаний (измерений) или опроса и/или на основании информации на маркировкеи/или в товарно-сопроводительных документах.
Санитарно-гигиеническаяэкспертиза — оценка свойств товаров, осуществляемая экспертами дляподтверждения их санитарно-гигиенической безопасности.
Ветеринарнаяэкспертиза — оценка ветеринарной безопасности, осуществляемая экспертами дляподтверждения соответствия товаров установленным требованиям.
Экологическаяэкспертиза — оценка экологических свойств товаров; проводится экспертами дляустановления влияния этих свойств на окружающую среду.[[8]]
Кромеуказанных видов товарной экспертизы иногда выделяют технологическую идокументальную экспертизу, однако они являются либо частью товарной экспертизы,либо используют ее результаты для комплексной оценки.
Товароведнаяэкспертиза является обязательной, в то время, как другие только дополняют ее.
Количественнаяэкспертиза в отличие от приемки товаров по качеству проводится независимымиэкспертами, что обеспечивает ее большую достоверность; результаты экспертизыдолжны приниматься как окончательные и поставщиком, и покупателем. Эксперты припроведении этой экспертизы должны руководствоваться Гражданским кодексом РФ(ст. 465, 466, 483, 521). Предварительно эксперт должен ознакомиться со всеминеобходимыми документами: договорами на поставку товаров или договорамикупли-продажи, товарно-сопроводительными документами и др. При проведенииэкспертизы упакованных товаров необходимо учитывать, что их количественнаяхарактеристика включает массу самого товара (нетто) и упаковки (тары), а такжеколичество упаковочных единиц. Поэтому при количественной экспертизе надоучитывать массу: брутто, нетто и тары.
Результатыколичественной экспертизы могут быть обжалованы одной из заинтересованныхсторон. В этом случае назначается контрольная экспертиза, которая можетподтвердить или опровергнуть результаты первичной экспертизы. В случаеопровержения результатов первичной экспертизы новые результаты должны бытьаргументированы.
Качественнаяэкспертиза это оценка качественных характеристик товара экспертами дляустановления соответствия их требованиям нормативных документов. Проводят этуэкспертизу с целью определения качества товара в товарной партии присдаче-приемке, или после длительного хранения, или при обнаружении скрытыхтехнологических дефектов в процессе хранения, когда обычные сроки предъявленияпретензий поставщику истекли. Кроме того, экспертиза по качеству применяетсяпри оценке образцов новых товаров перед постановкой их на серийноепроизводство. Для пищевых продуктов качественная экспертиза только поорганолептическим показателям называется дегустацией.
В зависимостиот назначения качественная экспертиза бывает: приемочная, по комплектности,новых видов товаров, дегустация пищевых продуктов, по договорам.
На основеисторического опыта проведения различных торговых операций купли-продажи возникследующий поэтапный вид экспертиз:
 - при поискетовара (услуги) и выборе поставщика проводится экспертиза типовых образцов;
— призаключении договора (контракта)- экспертиза договора (контракта) насоответствие типовым требованиям и требованиям Гражданского кодекса РФ;
— приотгрузке товара – предотгрузочная экспертиза;
— притранспортировке товара до границы РФ и таможенной очистки экспертиза информациио товаре;
— приемкатовара покупателем – приемочная экспертиза;
— реализациятовара – экспертиза по потребительским характеристикам и инспекционныйконтроль.
Таможеннуюэкспертизу информации о товаре удобно проводить до того, как товар пересектаможенную границу Российской Федерации. В настоящее время подобные экспертизыпроводят Центральные таможенные лаборатории и Федеральная таможенная служба сцелью выдачи Предварительного Классификационного Решения (о присвоении кодаТоварной номенклатуры ВЭД). Однако, экспертные заключения об отнесении товара копределенной группе номенклатуры внешнеэкономической деятельности могут бытьвыданы и независимыми экспертами.
Каждый класс можетвключать экспертизы разного рода, которые характеризуются общими признаками:предметом, объектом, методикой и задачами экспертных исследований.
В свою очередь, внутриодного рода экспертиз может происходить их распределение на виды и подвиды,которые определяются изменением одного или нескольких характерных признаковрода.
Например, если втехнической экспертизе документов исследуются разные объекты, предметы,относятся разные задачи, применяются разные методики, то в этом случае имеютместо разные виды и подвиды технической экспертизы документов.
По очередности проведенияэкспертизы делятся на первичные и повторные (в случае ненадлежащего качестваили полноты вывода эксперта может быть предназначенная повторная экспертиза,проведения которой поручается другому эксперту).
По масштабности решаемыхзадач — на основные и дополнительные. По количеством исследуемых объектов — намалообъектные и многообъектные. По количеству экспертов и способам их работы — на единоличные и коллективные (комиссионные) и т.п.
В данное время существуютсамые разнообразные организационные формы осуществления экспертизы:общественные, приватно-кооперативные, цеховые (ведомственные), государственная,международные, робота в которых проводится комиссионно ли единолично, напостоянной ли временной основе.
При этом Центральнаятаможенная лаборатория осуществляет научно-методическое руководство таможеннымилабораториями регионов.
Экологическая таможенная экспертиза
В ходе таможеннойэкспертизы товара производится идентификация товара, определение страныпроизводства, фиксируется его состояние, отбираются образцы для испытания,проводится экспертная оценка качества и цены товара. При этом учитываются стандарты,применимые к товару.
Стандартизация товара –это установление единых норм и требований, предъявляемых к выпускаемому товару,что позволяет создать единую систему обслуживания, упроститьфункционально-управленческую структуру фирмы, стандартизировать маркетинговыеусилия.[[9]]
Сертификат соответствияГОСТ Р – это документ, подтверждающий соответствие продукции требованиямкачества и безопасности, установленными для нее действующими государственнымистандартами и правилами (ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ Р МЭК, ТУ и пр.). Сертификатсоответствия ГОСТ Р выдается соответствующими органами по сертификации,аккредитованными при Госстандарте. Сертификат соответствия также иногданазывают синонимами: сертификат качества, сертификат безопасности, сертификатРосТест, таможенный сертификат, и т.д.
Соответствие нормамстандартизации учитывается и при проведении экологической экспертизы.
Экологическая таможеннаяэкспертиза — установление соответствия ввозимой продукции экологическимтребованиям и определение допустимости потребительского использования объектаэкологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятныхвоздействий товаров на здоровье человека, окружающую природную среду исвязанных с ними социальных, экономических и иных последствий потребительскогоиспользования объекта экологической экспертизы.[[10]]
Основными принципами проведенияэкологической экспертизы являются:
— презумпцияпотенциальной экологической опасности любой проверяемой продукции;
— комплексность оценкивоздействия на окружающую природную среду продукции и последствий еепотребительского использования;
— обязательность учетатребований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
— достоверность и полнотаинформации, представляемой на экологическую экспертизу;
— независимости экспертовэкологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;
— научная обоснованность,объективность и законность заключений экологической экспертизы;
— гласность и участиеобщественных организаций, учет общественного мнения.
Одной изглавных «внутренних» сложностей в осуществлении экологической экспертизыявляется в некоторой степени их субъективный характер и трудности сколичественной интерпретацией изучаемых экологических параметров среды. Анализнеоднородности экспертной комиссии, получение групповой количественнойэкспертной оценки с учетом коэффициентов компетентности экспертов икоэффициентов относительной важности оцениваемых показателей воздействия тойили иной деятельности на экологию осуществляется путемматематико-статистического системного анализа и прогноза, которые являютсяинформационным обеспечением экологической экспертизы и ОВОС.
Общественнаяэко экспертиза, являясь частью экологической экспертизы, на сегодняшний деньменее всего изучена. Она декларирована законодательством, но практически нереализуется на территории РФ. Для решения этой проблемы необходимы тщательныйанализа и разработки соответствующих нормативно-методических актов.
Экологическиесвойства товаров характеризуют степень вредного воздействия продукции наокружающую среду, возникающего при производстве, потреблении или эксплуатациитоваров, а также при их хранении и утилизации.
Все большезагрязнение окружающей среды ставит существование человечества на гранькатастрофы. Из-за этого резко возрастает степень значимости экологическихсвойств (например, для муки, крахмала, стирального порошка надежны транспортныесредства, упаковка). Все товары в разной степени загрязняют окружающую среду наразличных этапах товародвижения. Так, наибольшее загрязнение окружающей средыотмечается при производстве товаров или сырья, материалов или полуфабрикатов.Показателями экологических свойств товаров служат различные виды загрязнений,которые ухудшают безопасность окружающей среды. В Федеральном законе «Отехническом регулировании» безопасность населения и окружающей среды объединеныв безопасность для жизни, здоровья потребителей, животных и растений, дляимущества юридических и физических лиц.
Безопасность- очень важное и широко трактуемое свойство многих объектов: товаров,процессов, услуг, а так же окружающей среды. Поэтому в ст. 2 ФЗ «Отехническом регулировании» дано обобщенное определение:
«Безопасность- состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем.Это отсутствие риска для жизни, здоровья, при эксплуатации товаров».[[11]]
Безопасностьтоваров относиться к обязательным требованиям и должна регламентироватьсятехническими регламентами. Этим качеством должны обладать все потребительскиетовары. В отличие от других потребительских свойств, ухудшение или утратаприводит к потерям функционального или социального назначения, превышениедопустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию в категориюопасной. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» различают следующиевиды безопасности:
1) химическаябезопасность — отсутствие риска, которой может быть нанесен токсичнымивеществами. (Токсичные элементы — соли тяжелых металлов, запрещенные пищевыедобавки, красители для упаковки, мышьяк, ртуть, медь, железо);
2)рациональная безопасность — отсутствие вреда, которые могут нанестирадиоактивные элементы (строительные материалы: шифр, цемент);
3)механическая безопасность — отсутствие вреда, который может быть нанесенвследствие ударов, трения, проколов (в основном на непродовольственные товары — одежда, обувь);
4)электрическая, магнитная, э/магнитная безопасность — отсутствие риска, которыйможет быть нанесен воздействием электрических, магнитных, э/магнитных полей приэксплуатации сложнотехнических товаров (электротовары, например, печи);
5)термическая безопасность (температура увеличивается) — ею должны обладатьнагревательные приборы;
6)санитарно-гигиеническая безопасность (биоповреждения): а) заболевания вызываютмикроорганизмы; б) насекомые, грызуны — зоологические повреждения;
7)противопожарная безопасность — отсутствие недопустимого риска для жизни,здоровья при хранении и эксплуатации товаров в результате возгорания илисамовозгорания.
Экологическаяэкспертиза, как процедура выявления источник экологической опасности товаравключает в себя: отбор проб товаров, их консервацию, доставкув лабораторию, химический, радиационный, микробиологический анализ.
Прихимическом анализе проверяется степень содержания тех или иных химическихвеществ (органического и неорганического происхождения) в товаре, в зависимостиот его типа. Экологическая безопасность товара определяется отсутствием илиминимально допустимым содержанием вредных (токсичных) веществ в товарах.
Под вреднымпонимается вещество, которое при контакте с организмом человека вызываетпроизводственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения всостоянии здоровья. Классификация вредных веществ и общие требованиябезопасности введены ГОСТ 12.1.007-76.
В отношениирадиоактивности существует очень много норм — нормируется буквально все. Вовсех случаях проводится различие между населением и персоналом, т.е. лицами,чья работа связана с радиоактивностью (работники АЭС, ядерной промышленности ит.п.). Вне своего производства персонал относится к населению. Для персонала ипроизводственных помещений устанавливаются свои нормы.
 Будемговорить только о нормах для населения — той их части, которая прямо связана собычной жизнедеятельностью, опираясь на Федеральный Закон “О радиационнойбезопасности населения” № 3-ФЗ от 05.12.96 и “Нормы радиационной безопасности(НРБ-96). Гигиенические нормативы ГН 2.6.1.054-96”.
Длявдыхаемого воздуха, воды и продуктов питания нормируется содержание кактехногенных, так и естественных радиоактивных веществ. В дополнение к НРБ-96 вэтом случае используются “Гигиенические требования к качеству и безопасностипродовольственного сырья и пищевых продуктов (СанПиН 2.3.2.560-96)”.
Длястройматериалов нормируется содержание радиоактивных веществ из семейств уранаи тория, а также калий-40 (в соответствии с НРБ-96).
Удельнаяэффективная активность (Аэфф) естественных радионуклидов в строительныхматериалах, используемых для вновь стоящихся жилых и общественных зданий (1класс), Аэфф = АRa +1,31АTh + 0,085АК не должна превышать 370 Бк/кг, где АRa иАTh — удельные активности радия-226 и тория-232, находящиеся в равновесии состальными членами уранового и ториевого семейств, АК — удельная активностьК-40 (Бк/кг).
Микробиологическийанализ товаров призван определить из санитарно-гигиеническую безопасность. Послеего проведения определяется наличие микроорганизмов и болезнетворных бактерий втоваре. Обязательным является наличие санитарно-эпидемиологического заключения.
Также дляотдельных групп товаров проводятся измерение параметров электромагнитных полейи акустическая экспертиза.[12]
Санитарно-эпидемиологическоезаключение (иногда называют синонимами: гигиенический сертификат, гигиеническоезаключение или «гигиена») — это документ, подтверждающий соответствие продукцииустановленным гигиеническим нормам (ГН) и санитарным правилам (СанПиН).Гигиеническое заключение выдается органами Роспотребнадзора (СЭС, ЦГСЭН) послепроведения экспертизы продукции (условий производства, ТУ) на основаниипротокола испытаний и предъявленных документов.
Санитарно-эпидемиологическоезаключение является обязательным документом при таможенном оформлении ввозимыхна территорию России товаров.
Немаловажныммоментом оценки товара остается и характеристика отходов, остающихся после егопотребительского использования, возможность их переработки.
Наэкологичность производства полимерных материалов (ПМ) и изделий из них влияютпотребление энергии, расход технологической воды, объем воздуха и объем воды,расходуемые на 1 кг ПМ для снижения концентрации вредных веществ в воздухе илив воде до допустимого законом уровня, а также другие факторы.
Новая системаоценки экологичности вариантов упаковок (в первую очередь – пленочных упаковок)из различных ПМ или их сочетаний с другими материалами позволяетохарактеризовать безразмерную весовую долю вышеперечисленных экологическихпараметров для каждой конкретной упаковки по сравнению с другими упаковками,определить их общий экологический индекс и выбрать оптимальный вариант.

Глава 3. Экологическая политика правительстваРоссийской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территориюРоссийской Федерации
 
3.1. Таможенное дело, как объект, способствующий реализацииэкологической политики Российской Федерации
Таможенноедело — полиструктурное явлением, включающее в себя: порядок перемещения черезтаможенную границу Российской Федерации товаров и других предметов; таможенноерегулирование, связанное с установлением и взысканием таможенных платежей,процедуры таможенного контроля и оформление, борьбу с контрабандой инарушениями требований таможенного кодекса, направленных на реализациютаможенной политики. Таможенное дело есть составной частью внешнеполитической ивнешнеэкономической деятельности государства, где придерживаются признанной вмеждународных отношениях системы классификации и кодирования товаров, единойформы декларирования экспорта и импорта товаров, таможенной информации, другихмеждународных норм и стандартов.
Но этим неограничивается содержание таможенного дела. В таможенное дело также включаетсятаможенная статистика и ведения товарной номенклатуры внешнеэкономическойдеятельности, профилактика выявления и прекращения контрабанды и другихнарушений таможенного законодательства, рассмотрение дел про их нарушение,сотрудничество с таможенными органами других стран. Кроме этого при выполнениисвоих непосредственных обязанностей таможенные органы связаны с другимиправоотношениями: международно-правовыми, гражданско-правовыми,внешнеэкономическими и т.п. Соответственно каждый из пересчитанных направленийимеет свое содержание, свою специфику и инструментарий осуществления. В рядеслучаев осуществления таможенного дела выходит за пределы компетенции самыхтаможенных органов. Так, основы таможенного дела, в том числе размеры налогов исобрания и условия таможенного обложения, специальные таможенные зоны итаможенные режимы на территории Российской Федерации, перечень товаров,экспорт, импорт и транзит которых через территорию Российской Федерациизапрещается, устанавливаются исключительно законами и этим таможенным кодексом.
Основополагающаяроль полагается на таможенные органы и в сфере реализации экологическойполитики Российской Федерации. Ее принципами является открытость, соответствиеэкономического и экологического развития общества, обеспечение безопасностиздоровья граждан и окружающей среды.
Функцииэкологической политики подразумевают экологическое прогнозирование,планирование и контроль.
Таможенныеорганы отвечают всем вышеперечисленным принципам и функциям экологическойполитики Российской Федерации. Главным образом они занимаются отслеживаниемкачества ввозимой продукции на таможенной территории государства. Путемпроведения экспертиз товаров, вызывающих подозрения, как это было описано выше,определения их экологических характеристик. И если они соответствуют российскимстандартам, то товары свободно ввозятся на территорию государства посредствомпрохождения всех таможенных процедур.
Всоответствии с территориальной юрисдикцией таможенная территория РоссийскойФедерации устанавливает сферу действия таможенного суверенитета государства.
ТерриторияРоссийской Федерации, занятая сушей, территориальное море, внутренние воды,воздушное пространство, а также искусственные острова, установки и сооружения,которые создаются в исключительной морской экономической зоне РоссийскойФедерации, на которые распространяется исключительная юрисдикция РоссийскойФедерации, составляет единую таможенную территорию государства. Вообщетаможенная территория совпадает с государственной границей РоссийскойФедерации. В то же время таможенная территория не совпадает с государственнойтерриторией, поскольку кое-где из таможенной территории могут изыматься участкагосударственной территории, или наоборот, включаться участка, которые находятсявне границ государственной границы.
Таможенныйрежим соответственно Российской Федерации — совокупность норм, установленныхзаконами Российской Федерации по вопросам таможенного дела, которое взависимости от заявленной цели перемещения товаров и транспортных средств черезтаможенную границу Российской Федерации определяют порядок такого перемещения иобъем таможенных процедур, которые при этом осуществляются. Эти положениякасаются порядка оформления товаров, взыскания таможенной пошлины ипредоставления льгот, определения границ прав физических и юридических лицотносительно распоряжения товарами и транспортными средствами, которыеввезенные на территорию Российской Федерации или идут через нее транзитом.Таможенный режим устанавливается с целью упрощения и гармонизации таможенныхпроцедур относительно товаров и транспортных средств, которые перемещаютсячерез таможенную границу.[[13]]
Соответственноцели перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации вводятсятакие виды таможенного режима:
1) импорт;
2) реимпорт;
3) экспорт;
4) реэкспорт;
5) транзит;
6) временныйввоз (вывоз);
7) таможенныйсклад;
8)специальная таможенная зона;
9) магазинбеспошлинной торговли;
10) переработкана таможенной территории Российской Федерации;
11)переработка за пределами таможенной Российской Федерации;
12)уничтожения или разрушения;
13) отказ впользу государства.
Таможенныйрежим, не предусмотренный Таможенным Кодексом, может устанавливаться толькопутем внесения соответствующих изменений в него.
Предметы,запрещенные к ввозу в РФ
— оружиевсякого рода военных образцов и боеприпасы к нему;
— наркотические и психотропные вещества, а также приспособления для курения опияили гашиша;
— произведенияпечати, аудиовизуальные материалы и другие носители информации, которые могутпринести вред безопасности государства, здоровью и нравственности населения.
Особое местов системе экологической политики при выпуске ввозимой продукции на таможеннуютерриторию Российской Федерации занимает сертификация товаров и экспертизапродуктов питания и продовольственного сырья. О них речь пойдет дальше. Но,следует, отметить, что речь идет о больших, промышленных партиях товара,проходящего таможенный контроль.
3.2.Сертификация ввозимой продукции
Сертификацияпродукции – это процедура подтверждения соответствия, посредством которойнезависимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя)организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствуетустановленным требованиям.[[14]]
Нормативнымидокументами на продукцию, представляемую к обязательной сертификации являются — Законы РФ, государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительныенормы и правила, другие документы, которые в соответствии с законодательствомустанавливают требования по безопасности продукции и услуг. Нормативныйдокумент — документ, в котором изложены установленные в процессе стандартизацииправила, принципы, характеристики, касающиеся различных видов деятельности илиих результатов, доступные широкому кругу заинтересованных в нем пользователей.
Каждый товарпри переходе таможенный зоны должен сопровождаться определенным наборомсертификатов. Отсутствие сертификатов может свидетельствовать о плохом качестветовара или даже контрабанде и послужить основанием для проведения экспертизы.
Перечислимосновные виды сертификатов.
Сертификат опроисхождении товара — документ, однозначно свидетельствующий о странепроисхождения товара и выданный органом государства — экспортера,уполномоченным в соответствии с национальным законодательством.
Сертификатсоответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации, дляподтверждения соответствия сертифицированной продукции установленнымтребованиям (Закон Российской Федерации „О сертификации продукции иуслуг“). Декларант (лицо, заполняющее декларацию на ввозимый товар) можеттакже заполнить декларацию о соответствии — документ, в котором изготовитель(продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) импродукция соответствует установленным требованиям сертификации (ЗаконРоссийской Федерации „О сертификации продукции и услуг“).
Держателемсертификата соответствия является организация или индивидуальныйпредприниматель, на чье имя выдан сертификат соответствия полученный им послепрохождения процедуры сертификации.
Фитосанитарныйсертификат — международный документ, выдаваемый органами по карантину и/илизащите растений стран-экспортеров, удостоверяющий фитосанитарное состояниетоваров, который должен прилагаться к транспортным документам, сопровождающимтовары, и выдается на груз отдельно на каждую транспортную единицу (вагон,автомашину, судно и т.п.).
Ветеринарныйсертификат — санитарный документ, удостоверяющий незараженность импортируемогоскота (живого и битого), птицы (живой и битой), продуктов их переработки иподтверждающий, что они происходят из незараженных районов.
При импортепродукции животного происхождения для ввоза и дальнейшего таможенногооформления необходимо ветеринарное свидетельство.
Сертификациювыполняет третье лицо, организация, получившая аккредитация на данный виддеятельности. При этом проводится инспекционный контроль.
Инспекционныйконтроль за сертифицированной продукцией — контрольная оценка соответствия,цель которой установить, что продукция продолжает соответствовать заданнымтребованиям, подтвержденным при сертификации.
Особое местов экологической политике Российской Федерации является контроль ввоза продуктовпитания, строительных материалов и автотранспорта, как наиболеераспространенных статей импорта, представляющих потенциальную экологическуюопасность.

3.3. Экспертиза пищевых продуктов ипродовольственного сырья
На экспертизуотправляется продукция, потенциально являющаяся некачественной или опасной. Ктакой приравнивается:[[15]]
— продовольственная продукция, несоответствующая требованиям качества ибезопасности, санитарно-ветеринарным нормам, государственным
стандартамили нормативно-технической документации;
— обладающаячетко выраженными признаками недоброкачественности;
— не имеющаясопроводительных документов, сертификатов происхождения и соответствия,оформленных в установленном порядке;
— продуктыпитания и продовольственные товары, свойства которых, не соответствуют указаннымв сопроводительных документах виду и наименованию товара или маркировка которыхотличается от требований нормативной и технической документации;
— с истекшимили неустановленным сроком годности.
Всоответствии с законодательством Российской Федерации не допускаетсяпроизводство, закупка, поставка, ввоз на территорию страны и продажа населениюнекачественной и опасной пищевой продукции.
В отдельныхслучаях, пищевая продукция, обладающая явными признаками недоброкачественности,уничтожается до проведения экспертизы.
При этомспособ утилизации исключает возможность загрязнения окружающей среды илипоследующее использование продукции в пищу.
Некачественнаяи опасная пищевая продукция на период, необходимый для проведения экспертизы,принятия и исполнения решения о дальнейшем ее использовании или уничтожении,подлежит хранению в отдельном помещении на складе, в холодильнике(изолированной камере) с соблюдением условий, исключающих к ней доступ. Пищеваяпродукция, помещаемая на временное хранение, подлежит строгому учету.
Взятие пробпродовольственной продукции на экспертизу, для лабораторных исследованийпроводится лицом, уполномоченным органами государственного контроля и надзора вприсутствии владельца товара. Владелец продукции также берет на себя все расходы,связанные с транспортировкой некачественной и опасной пищевой продукции, еехранением, экспертизой, использованием или уничтожением.
В ходеисследований проводится комплексная экспертиза пищевой и продовольственнойпродукции – товароведческая, санитарно-гигиеническая, ветеринарно-санитарная,экологическая. Также проводится оценка сопроводительных документов, ихсоответствие нормативной и технической документации, результатам визуальногоисследования продукции, состоянии упаковки и маркировки товаров. Выясняютсяусловия производства, закупки, поставки, транспортировки,хранения и реализации продукции, при необходимости проводятся лабораторныеисследования (испытания) качества и безопасности.
Вредные вещества пищи условно могут быть разделены надве группы.[[16]]
Первая группа — это собственно природные компонентыпищевых продуктов (специфичные именно для определенного вида продуктарастительного или животного происхождения), которые при обычном или излишнемиспользовании могут вызвать негативные реакции организма. Она представленабольшим перечнем биологически активных и токсических элементов, которые в своюочередь разделяются на группы, различающиеся по строению и механизму действия.К ним относятся: антивитамины, алкалоиды, вещества, угнетающие усвоениеминеральных веществ, алкоголь, цианогенные гликозиды и др. Это вещества, овредном воздействии которых известно, как правило, заранее (например, о том,что нельзя есть зеленый картофель, так как он содержит соланин).
Вторая группа представлена веществами, не свойственнымипищевым продуктам и попадающими в пищу из окружающей среды. Как правило, этохимические вещества, вносимые в пищу специально для достижения технологическогоэффекта, или загрязнители пищи химической или биологической природы.
Загрязнители пищевых продуктов, попадающие из окружающейсреды, представляют наибольшую опасность для здоровья, особенно если речь идет
о детях. В свою очередь истинные загрязнители пищевыхпродуктов делятся
на вещества природного (биологического) и химическогопроисхождения.
Биологические загрязнители пищевых продуктов:
— бактериальные токсины;
— ботулинические токсины;
— микотоксины (токсинымикроскопических грибов);
— токсины одноклеточных имногоклеточных водорослей.
Химические загрязнители пищевых продуктов:
— металлы — к нимотносятся ртуть, свинец, хром, мышьяк, кадмий, кобальт, олово, никель;
— пестициды и продукты ихметаболизма: органические инсектициды, метилбромид и др.;
— нитраты, нитриты,полициклические ароматические соединения, стимуляторы ростасельскохозяйственных животных и др.;
— радиоизотопы (изотопкакого-либо элемента, который испускает радиоактивное излучение во время егопревращения в другой элемент). Основным путем загрязнения пищевых продуктоврадиоизотопами является почва, там их впитывают растения, и далее они спродуктами растительного происхождения попадают в организм человека. Наибольшуюопасность для здоровья представляют стронций 90 и цезий 137.
Насыщение потребительского рынка импортным продоволь­ствием,ввоз пищевой продукции, не всегда имеющей сырьевой или технологический аналогна российском таможенном пространстве, создают определенные сложности вметодологии экспертной деятельности по идентификации наименования всоответствии с ТН ВЭД, по установлению страны происхождения на основе анализасоответствующих сертификатов в связи с поставками через посредников — государства ближнего зарубежья, по товароведной и соответственно стоимостнойоценке объекта для обоснования расчетных схем и размеров ставок таможеннойтарификации.
Немаловажным аспектом таможенной экспертизы являются такжеразличия классификационных и товарных позиций, принятых на мировом рынке, иградаций качества тех же пищевых продуктов, предусмотренных отечественнойнормативной базой, тогда как технические характеристики и нормы пищевойбезопасности в большинстве своем совпадают.
В качестве примера возникновения таких несоответствий можноназвать плодоовощную продукцию, и в первую очередь тропических и субтропическихзон произрастания; вкусовые товары — чай, алкогольные напитки /вина, коньяки,национальные виды/; масложировую продукцию /оливковое масло, майонезы/;продукты переработки мяса и птицы по способам разделки и сортовому выходуполуфабрикатов. Очень специфична методология экспертизы продуктов животногопроисхождения, выделенных в особую субпозицию ТН ВЭД: яйца черепах,салангановые гнезда, икорные товары и продукты переработки мясного и рыбногосырья с использованием белковых заменителей.
С другой стороны, использование методов испытаний,предусмотренных ТН ВЭД, или международно принятых способов аналитическогоисследования по стандартам ISO, ASTM /США/, DIN /Германия/, ГОСТ Р /ИСО/позволяет получить объективные результаты экспертной диагностики состава,натуральности импортируемого продовольствия и выявлять факты фальсификаций врамках экспертной профилактики.
Всуществующих условиях формирования внутреннего рынка продовольственных товаровпредставляется целесообразной деятельность, направленная на разработкутехнической документации, адаптированной к товароведно-технологическимпараметрам ввозимых групп товаров. Также имеется необходимость в развитии ирасширении профессиональных знаний молодых специалистов, выпускаемых потовароведным специальностям всех областей применения.
В настоящее времяформируется мировой рынок экологически безопасных технологий и экологическихуслуг. Оборот капитала на этом рынке уже превысил 300 млрд долларов. А в Европепод эгидой Европейского фонда реконструкции и развития (ЕФРР) создана базаЕдиных стандартных данных в области охраны окружающей среды (ЕСД),функционирующая с 1993 г. и обеспечивающая быстрый доступ к национальнымстандартам 22 стран Европы, директивам ЕС и критериям, рекомендованным ВОЗ.
Основой объективнойоценки качества продукции и качества контроля состояния объектов окружающейсреды является обеспечение единства измерений между странами на современномнаучно-техническом уровне. На решение этих проблем направлены «Соглашение опроведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии исертификации стран СНГ», работа соответствующих комитетов ИСО, МЭК,Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) и Международногокомитета мер и весов (МКМВ) с его консультативными комитетами по различнымвидам измерений.
Послепроведения экспертизы оформляется заключение. В нем помимо вывода осоответствии продукции нормативным и техническим требованиям, также указываетсяпригодность продукции для употребления в пищу, или же ее непригодность и методыутилизации.
Государственныйорган контроля и надзора согласно результатам экспертизы выдает свое заключениео разрешении или запрещении использования продукции по назначению.
В отдельныхслучаях пищевые продукты и продовольственное сырье, несоответствующеенормативным и техническим нормам, не утилизируется, а передается дляпереработки и изготовления кормов для животных с разрешения государственногосанитарно-эпидемиологического или ветеринарного надзора.
В случае еслипринято решение о запрещении употребления продукции в пищу людям или на кормживотным, владелец продукции обосновывает возможные способы и условия ееутилизации или уничтожения, которые согласовываются с органом государственногонадзора и контроля, принявшим такое решение.
Если органгосударственного надзора принимает решение о использовании или уничтожениипродовольственной продукции, которая имеет сертификат соответствия илисоответствие которой установленным требованиям подтверждено декларацией осоответствии, направляется в орган, выдавший этот сертификат илизарегистрировавший указанную декларацию, с предписанием о приостановлении либооб отмене действия сертификата соответствия или об отмене регистрациидекларации о соответствии с лишением права изготовителя продукции маркироватьее знаком соответствия.
Обжалованиерешений государственного надзора и контроля осуществляется согласно порядка,установленного Законами Российской Федерации.
Всяответственность за дальнейшее использование или утилизацию запрещенной пищевойпромышленности лежит на ее владельце. За нарушение действующегозаконодательства он несет административную или уголовную ответственность взаконодательно установленном порядке.
Владелецобязан в трехдневный срок после ее передачи представить в орган контроля инадзора нотариально заверенный документ о его утилизации или передачеорганизации, осуществляющей его переработку.
Утилизируетсязапрещенная продукция любыми технически доступными способами, придерживаясьнормативно-правовых документов по охране окружающей среды и экологическойбезопасности. В состав комиссии по утилизации входят владелец продукции ипредставители организации, отвечающей за ее уничтожение. В случаяхэпидемиологической опасности от запрещенной продукции, в состав комиссиивключается лицо, представляющее органы государственного надзора и контроля.
Инфицированныепищевые продукты, представляющие угрозу здоровью и жизни людей и животных,перед утилизацией или в ее процессе оббезараживаются. После уничтожения оформляетсяакт установленного образца, один его экземпляр не позднее, чем через три дняпередается органу государственного контроля и надзора, принявшему решении об ееутилизации.
Если жевсе-таки производится выпуск экологически небезопасной ввозимой продукции натаможенную территорию Российской Федерации, то с ее владельца взимаетсяэкологический налог.
/>Экологическийналог, взимаемый при реализации продукции (товара), обращение с которойприводит к вредному воздействию на окружающую среду, является косвенным налогомакцизного типа и включается в цену такой продукции (товаров) в размере,соответствующем величине затрат на устранение вредного воздействия наокружающую среду, образующегося при обращении с такой продукцией (товарами).[[17]]
Налогоплательщикамиэкологических налогов признаются юридические и физические лица, производящие натерритории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или)исключительной экономической зоны вредное воздействие на окружающую среду,подлежащее лицензированию (разрешению) в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом, а также лица,признаваемые налогоплательщиками в связи с производством и потреблениемпродукции (товаров) и перемещением продукции (товара) через таможенную границуРоссийской Федерации, совершающие операции с продукцией (товарами), обращение скоторой может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Облагаются экологическимналогом продукция (товары), производство, хранение, транспортировка,потребление и использование которой не соответствует установленнымэкологическим стандартам и оказывает вредное воздействие на окружающую среду,здоровье населения или сопряжено с экологическим риском, а также продукция,после потребления которой образуются отходы, произведенная в РоссийскойФедерации или перемещаемая через таможенную границу Российской Федерации на еетерриторию.
3.4. Экспертиза строительных материалов и оборудования
Под экологическойчистотой строительных материалов понимается возможность обеспечить приопределенных регламентах строительства благополучное проживание человека, неухудшающего его здоровья и не оказывающего отрицательного воздействия насостояние ландшафтов; определяется содержанием в стройматериалах и строительныхизделиях любых вредных веществ, включая их токсичность, микробиологическиеповреждения, радиоактивность. Под токсичностью стройматериалов понимаетсянегативное воздействие стройматериалов и строительства на живые организмы всилу наличия в них химических веществ, характеризующихся токсическимиособенностями и вызывающих нарушения функционирования экологических систем игибель живых организмов, включая и человека.
Экологическая вредностьстройматериалов оценивается на основе сравнения выделяющихся токсическихэлементов и веществ с принятым уровнем ПДК и учетом класса их опасности,состава и количества.[[18]]
При проведенииэкологической экспертизы строительных материалов и другой подобной продукции,ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, производитсяисследование фонового радиационного уровня, мощностей экспозиционных дозгамма-излучения и эквивалентной равновесной объемной активности радона, соответствующейдействующим государственным нормам радиационной безопасности. Также измеряютсядругие показатели.
1. Определение на моментпроведения экспертизы наличия локальных источников гамма-излучения аномальноймощности.
2. Измерение уровняэлектромагнитного излучения, которое должно соответствовать действующимгосударственным стандартам.
4. Анализ химическийсостав материалов на соответствие действующим санитарно-гигиеническимнормативам. Определение уровня содержания фенола и ароматических углеводородов,оксидов азота, выделяющихся их них.
Серьезным источникомэкологической опасности в жилых домах являются полимеры, используемые встроительстве и представляющие собой высокомолекулярные соединения, получаемыепутем определенных технологических процессов из природного и попутного газа придобыче нефти, а также каменноугольный деготь, образующийся при коксованииуглей.
Весьма опаснымитоксическими соединениями являются изоцианаты, включая полиуретановую пену(уплотнитель); они весьма удобны в работе, но являются далеко не безопаснымидля будущего жилища: способствуют возникновению астмы, аллергии, их выделенияусиливаются при нагревании солнечными лучами или теплом отопительных батарей
Опасным загрязнителемявляется кадмий, содержащийся в лакокрасящих материалах, в напольных покрытияхи пластиковых трубах. При попадании в организм человека кадмий вызываетизменение скелета, сильно влияет на почки, способствует малокровию. Некоторыеполимерные материалы могут быть источником выделения таких опасных веществ, какксилол, бензол и т.д.
3.4. Экспертиза транспортных средств
Рост автопарка, изменение форм собственности и видовдеятельности существенно не повлияли на характер воздействия автотранспорта наокружающую природную среду. Он по-прежнему сохраняет лидерство в загрязненииатмосферы городов. В середине 90-х годов на долю автотранспорта в Россииприходилось 80% выбросов свинца, 59% окиси углерода, 32% оксидов азота. Выбросыот передвижных источников составили около 11 млн. тонн, от стационарных – 0,8млн. тонн (1997год). Причем, доля стационарных источников загрязнения атмосферыимеет тенденцию к стабильному сокращению.
Отработавшие газы автомобилей с карбюраторнымидвигателями в числе наиболее токсичных компонентов содержат оксид углерода,оксиды азота и углеводороды, а газы дизелей – оксиды азота, углеводороды, сажуи сернистые соединения. Один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы всреднем более 4 т кислорода, выбрасывая при этом с отработавшими газамипримерно 800 кг угарного газа, 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различныхуглеводородов. Снижению токсичности и нейтрализации отработавших газов уделяетсяосновное внимание, и в этом направлении ведутся постоянные техническиеразработки.
1 января 2008 натаможенной территории Российской Федерации начал действовать стандарт «Евро-3»для автомобилей. Теперь машины „низкого класса“ нельзя привозитьиз-за рубежа.
Проект техническогорегламента, который введет в России экологические нормы „Евро-3“ дляавтомобильного топлива, напрямую запрещает использование металлосодержащихприсадок для повышения октанового числа бензина.
По мнению экологов,низкое качество бензина, в котором используются металлосодержащие присадки –это основная причина тяжелой экологической ситуации в российских мегаполисах.
Введение стандарта «Евро-3»является очередным шагом последовательной промышленной политики Министерствапромышленности и энергетики Российской Федерации по развитию автотранспортнойотрасли в рамках реализации Концепции развития автомобильной промышленности напериод до 2010 года, одобренной Распоряжением Правительства РФ №978 16.07.2002«О концепции развития автомобильной промышленности России». Начало этому былоположено еще в 1999 году с введением экологического класса «Евро-1» и класса «Евро-2»- в 2006 году.[[19]]
Данный проект не являетсяограничительной мерой для импорта иностранных автомобилей. Хотя, благодаряэтому нововведению, ввоз подержанных иномарок, которые не соответствуютэкологическим нормам, должен сократиться.
Под новый стандарт, которыйуже применяют по отношению к автомобилям, попадет и качество топлива. Правда,это будет только после введения в действие технического регламента, которыйдолжен быть рассмотрен правительством РФ. Проект регламента предполагаетобязательное введение норм „Евро-3“ для бензина с 2009 года. Покалишь некоторые российские производители производят топливо стандартов»Евро-3" и «Евро-4». Правда, почти все оно отправляется наэкспорт.
Стандарты«Евро» ограничивают допустимый выброс в атмосферу углекислоты, оксидаазота, углеводородов, оксида углерода и химических веществ. В странах Евросоюзастандарт «Евро-2» действует с 1995 года, «Евро-3» — с 1998года, а с этого года все автомобили оснащаются двигателями «Евро-4».Планируется, что требования «Евро-5» вступят в силу с 2009 года.
Действующий сегодня вРоссии стандарт Евро-1 предусматривает выброс бензиновым двигателем оксидауглерода не более 2,72 грамма на километр пути, углеводородов — не более 0,72г/км, оксидов азота — не более 0,27 г/км.
«Евро-1» действовал вЕвропе с 1993 года, а в 1996-м его сменил более жесткий – «Евро-2». В нем, вчастности, ужесточены почти в три раза (0,29 против 0,72) нормы по содержанию ввыхлопе углеводородов.
Стандарт «Евро-3» — этооколо 34 показателей автомобиля, в том числе шум заднего моста, наличие АБС,компоновка кабины, токсограф, место для отдыха водителя и прочее. Для двигателяэто еще большее по сравнению с «Евро-2» ужесточение требований по шумности,топливоэкономичности, содержанию твердых частиц, СО и оксидов азота.
Оценка токсичности (дымности) автомобильныхдвигателей осуществляется путем проведения специальных испытаний в ходеэкологической экспертизы. Новые модели автомобилей, ввезенные на таможеннуютерриторию Российской Федерации и требующие проведения экспертизы, проходятиспытания по специально разработанному ездовому циклу, имитирующему движениеавтомобиля в городских условиях. При этом токсичность и дымность не должнапревышать норм, установленных Правилами №15 и 83 ЕЭК ООН для автомобилей сбензиновыми двигателями регламентируется ГОСТ 17.2.2.0.3-87. Проверкапроводится при работе двигателя на двух режимах холостого хода: минимальнойчастоте вращения и повышенной- в диапазоне от 2000 об/мин до 0,8 nном, где nном- частота вращения, соответствующая максимальной мощности.
Соответствие бывших вупотреблении автомобилей, ввозимых на таможенную территорию РоссийскойФедерации не для личных целей и предназначенных для реализации на территорииРоссийской Федерации, удостоверяет сертификат соответствия по форме, применяемойпри добровольной сертификации продукции в соответствии с Положением о Системесертификации ГОСТ Р, утвержденным постановлением Госстандарта России от 17марта 1998 г. № 11 и зарегистрированным Минюстом России 29 апреля 1998 г.,регистрационный № 1520.
Таможенный контрольавтотранспорта, ввозящего продукцию на таможенную территорию РоссийскойФедерации не является таким жестким.
Таможенный контроль наавтотранспорте можно поделить на два вида: таможенный контроль автотранспортныхсредств, которые перевозят товары или направляются за товарами ли послеразгрузки товара, и таможенный контроль товара. Транспортные средства, которыеиспользуются для перевозки товаров и других предметов через таможенную границуУкраины, как те, что вывозят товары и другие предметы за границы Украины, так ите, что выезжают за границы Украины для завозки товаров и других предметов вУкраину, декларируются без заполнения отдельной грузовой таможенной декларации.
После прохождениятаможенного контроля таможенными органами выдаются паспорта транспортныхсредств.[[20]]
Выдача паспортовтаможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами,перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлениитаможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси,сведений о наличии Одобрений и Заключений, заявлений на выдачу паспорта (еслине производится таможенное оформление), данных товаросопроводительныхдокументов.
Заключение
Данная курсовая работапроводилась с целью изучения реализации экологической политики правительстваРоссийской Федерации при выпуске возимой продукции на таможенную территориюРоссийской Федерации.
В ходе выполнения задачкурсовой работы были охарактеризованы направления общей экологической политикиРоссийской Федерации, рассмотрены основные термины и процессы таможенного дела,товароведение и товарная экспертиза, как способы осуществления экологической политикиправительства Российской Федерации при выпуске возимой продукции на таможеннуютерриторию Российской Федерации.
В целом экологическаяполитика Российской Федерации направлена на выполнение концепции устойчивогоразвития. Она регулируется следующими нормативно-правовыми актами: «Огосударственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды иобеспечению устойчивого развития» и от 1 апреля 1996 г. «О Концепцииперехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
Особое место занимает «ЭкологическаяДоктрина» Российской Федерации, принятая, как основа дальнейшего развития иформирования экологической политики.
Одной из составляющихчастей национальной экологической политики Российской Федерации являетсяэкологической политики правительства Российской Федерации при выпуске возимойпродукции на таможенную территорию Российской Федерации. Ее принципы –открытость, соотношения экономического и экологического развития государства,обеспечение безопасности здоровья граждан Российской Федерации и окружающейсреды.
Отвечает за ее реализациюТаможенная служба Российской Федерации. В ходе таможенного контроля и надзорався ввозимая продукция проходит проверку на соответствие установленным нормамэкологической безопасности. Если, определенный вид ввозимого товара не обладаетнеобходимым набором сопроводительных документов, сертификатов и заключений иливызывает подозрения у сотрудников таможенной службы, принимается решение о проведенииего экспертизы.
Существует довольнообширная классификация таможенных экспертиз, главными из которых являютсятовароведческая и экологическая. Выполнение экспертизы полагается на таможенныелаборатории или другие органы, уполномоченные Таможенной службой РоссийскойФедерации. После проведения экспертизы выдается заключение о соответствии или несоответствиитовара установленным нормам и стандартам.
Особенно пристальноговнимания требует контроль за качеством ввозимой пищевой и продовольственнойпродукции, стройматериалов и оборудования, транспортных средств.
Для пищевых продуктовпервостепенной значение имеют санитрано-эпидемиологические заключения.Продукция животноводства и животные должны обязательно сопровождаться ветеринарнымсертификатом. Растительная продукция – фитосанитарным сертификатом.
Для ввоза автотранспортнойпродукции на таможенной территории Российской Федерации действуют стандарты «Евро2»и «Евро-3».
Все вышеперечисленныемероприятия и способы реализации экологической политики при выпуске ввозимойпродукции на таможенную территорию Российской Федерации регулируютсяправительством путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов.
Следовательно, рассмотревпринципы и способы реализации экологической политики правительства РоссийскойФедерации при выпуске возимой продукции на таможенную территорию РоссийскойФедерации цель написания данной работы можно считать достигнутой.

Список источников литературы
 
1. Розанов С.И. Общаяэкология. Учебник. –М: Лань, 2001. – 287 с.
2. Иванов В.Н. Россияфедеративная. Проблемы и перспективы. – М:, 2002. – 446 с.
3. Протасов В.Ф.Экология, охрана природы: законы, кодексы, платежи, показатели, нормативы,ГОСТы, экологическая доктрина. Термины и понятия. Экологическое право. – М:Финансы и статистика, 2006. – 375 с.
4. Свинухов В.Г.Таможенное дело. Учебник для ВУЗов. – М: Экономистъ, 2005. — 297 с.
5. Жиряева Е.В.Товароведение: Учебное пособие. Второе издание. – Спб: Питер, 2003. — 416 с.
6. Таможенный КодексРоссийской Федерации. Официальный текст. (01.12. 2007). – М: Гросс-Медиа, 2008.– 180 с.
7. Николаева м.А.Товарная экспертиза. Учебник для вузов. — М.: „Деловая литература“,1999. — 288 с.
8. Дьяков К.Н.Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник. – М: Аспект-Пресс, 2005. — 484 с.
9. Схиртладзе А.Г.,Радкевич Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник. – М: Высшаяшкола, 2007. – 791 с.
10. Притулько В.М.Экологическая экспертиза: Учебник. – М: Academia, 2005. – 234 с.
11. Федеральный Закон «Отехническом регулировании». – М: — Омега-Л, 2008. – 55 с.
12. Неверова А. Н.Товароведение и экспертиза промышленных товаров: Учебник. – М: МЦФЭР, 2006. — 847 с.
13. Азаров Ю.Ф., БлиновИ.Ф., Гущин В.В. и др. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации(под ред. Азарова Ю.Ф., Дмитриева Ю.А.)… – М: Омега-Л, 2004. – 624 с.
14. Петруня Е.В.Сертификация продуктов в системе ГОСТ Р. Методические рекомендации. – М: ДеЛипринт, 2006. – 48 с.
15. Положение опроведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья ипищевых продуктов, их использовании или уничтожении (утв. постановлениемПравительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1263) (с изменениями от 2 октября1999 г.). Текст постановления опубликован в „Российской газете“ от 9октября 1997 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 октября1997 г., N 40, ст. 4610.
16. Родина Т. Г.,Николаева М.А. Справочник по товароведению продовольственных товаров. – М: КолосС,2006. – 608 с.
17. Налоговый кодексРоссийской Федерации. Части 1 и 2 на 01.03.08. – М: Проспект, 2008. – 656 с.
18. Ходыкин А.П., ЛяшкоА.А., Волошко Н.И. Товароведение непродовольственных товаров. Учебник. – М:Издательский дом Дашков и К, 2008. – 539 с.
19.     «Концепцияразвития автомобильной промышленности России», одобрена распоряжениемправительства РФ от 16.07. 2002 № 978-р.
20. Истомин С.И.,Максимцев В.А. Таможенное право России. Учебник. – М: Софт-Издат, 2005. — 448с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.