Реферат по предмету "Государство и право"


Характеристика классификации принципов права

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПРИНЦИПЫ ПРАВА: ОБЩИЙ ОБЗОР
1.1 Понятие и сущность принциповправа
1.2 Роль принципов права
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРАВА
2.1 Типы и характер принципов права
2.2 Виды принципов права
3. ПРИНЦИПЫ ПРАВА В СИСТЕМЕИСТОЧНИКОВ ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Несмотря назначительное количество публикаций, посвященных принципам права, известно, чтобольшинство из них относится к советскому периоду развития отечественнойюриспруденции. Это не могло не наложить свой отпечаток на характерисследований, которые находились под воздействием марксистско-ленинскойидеологии. Социалистическое право сошло с исторической сцены, а вместе с ним иего принципы. Начавшиеся в 90-е годы XX века существенные изменения вэкономической и политической, духовной и правовой системах обусловили появлениеновых для России по содержанию принципов правового регулирования частной иобщественной сфер жизнедеятельности. Проводимыев российском обществе масштабные демократические преобразования, сменаориентиров общественного развития, приоритетов правовой политики государства,кардинальное обновление законодательства – все это заставляет иначе взглянутьна проблему принципов права, в частности, выработать новые подходы копределению понятия принципов права, их классификации, системе, содержаниюотдельных принципов.
В последние годынаблюдается активизация научного интереса к указанной проблеме. Предпринимаютсяпопытки по-новому, свежим взглядом взглянуть на известные правовые начала,исследуются отдельные группы принципов права: принципы правового регулированиярыночных отношений, принципы юридического процесса, нравственно-этические исоциально-политические принципы права, межотраслевые принципы права. Однакоприходится констатировать, что в целом принципам права в современных российскихусловиях не уделяется то внимание, которого они заслуживают. Об этом, вчастности, свидетельствует то обстоятельство, что во многих учебниках и учебныхпособиях по теории государства и права о правовых принципах упоминается лишьвскользь, мимоходом, при освещении других вопросов, например, об источникахправа, о классификации правовых норм, об аналогии в праве и т.д., асамостоятельная глава или хотя бы параграф о принципах права отсутствуют.Складывается впечатление, что проблема основополагающих правовых начал неотносится к числу значимых. Показательным является и тот факт, что при анализеряда аспектов указанной проблемы ученые существенно расходятся во взглядах.Так, дискуссионный характер носят вопросы о природе и наиболее общих признакахпринципов права, необходимости их законодательного закрепления, классификациипринципов права, их системе, соотношении с другими правовыми явлениями, роли вправовой системе общества и др. Неоднозначность толкования той или инойпроблемы свидетельствует об ее актуальности и научной перспективности.
Цель работы –исследовать классификацию принципов права.
Задачи работы – датьхарактеристику принципов права; рассмотреть виды и содержание принципов права;определить их значение.

1. ПРИНЦИПЫ ПРАВА: ОБЩИЙОБЗОР
1.1 Понятие и сущностьпринципов права
В отечественнойюридической науке нет единообразного понимания принципов права. Практически всеученые, обращавшиеся к исследованию правовых принципов, в целом едины вомнении, что «принципы права – это исходные, определяющие идеи, положения,установки, которые составляют нравственную и организационную основувозникновения, развития и функционирования права». Однако они по-разномуконкретизируют и развивают это понятие.
Так, В.Н. Храпанюкопределяет принципы права как основные исходные положения, юридическизакрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Они аккумулируют всебе наиболее характерные черты права, определяют его юридическую природу.
Е.А. Лукашева полагает,что «принцип права – это те объективно обусловленные начала, в соответствии скоторыми оно развивается, которые лежат в основе системы законодательства. Этонормы наиболее общего содержания, которые фиксируют важнейшие направления испособы правовой регуляции социальной деятельности людей».
А.М. Колодий определилпринципы права «как исходные идеи существования права, выражающие наиболееважные закономерности определенного типа государства и права». По сути, такоетеоретическое осмысление места и роли принципов права сводится к признанию заними свойства рабочего механизма, при помощи которого определяются пределывозможного и надлежащего поведения участников правовых отношений, т.е. признаниепринципов права источниками правовых норм.
Р.А. Ромашов и Е.Г. Шукшинапод принципами права понимают основные исходные начала, положения, идеи,выражающие сущность права как специфического социального регулятора,определяющие главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что онодолжно быть ориентировано, устремлено. Таким образом, принципы права выражаютзакономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собойнаиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе,либо выводятся из его смысла.
П.Е. Недбайло полагает,что принципы права, с одной стороны, отражают его объективные свойства,обусловленные закономерностями развития данного общества, всей гаммой историческиприсущих ему интересов, потребностей, противоречий и компромиссов различныхклассов, групп и слоев населения. С другой стороны, в принципах прававоплощается его субъективное восприятие членами общества: их нравственные иправовые взгляды, чувства, требования, выражаемые в различных учениях, теориях,направлениях правопонимания. Это обуславливает то, что принципы права должны рассматриватьсяс учетом как единства, так и особенностей обеих отмеченных сторон, с позицийсложившегося в юридической и философской науках общего представления об объективноми субъективном праве.
В.Н. Карташов подпринципами права понимает исходные нормативные руководящие начала (императивныетребования), определяющие общую направленность правового регулированияобщественных отношений. Как полагает автор, разнообразные юридические идеи иидеалы только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно(легально) выражены в нормативных правовых актах или иных формах права.
Таким образом, принципыправа всегда выступают в виде общеобязательных требований и являются важнейшимиэлементами системы права.
С.С. Алексеев подпринципами права понимает выраженные в праве исходные нормативно-руководящиеначала, характеризующие его создание, его основы, закрепленные в нем закономерностиобщественной жизни.
Такие подходы к пониманиюпринципов права являются упрощенными и не отражают их подлинной природы.
Р.Л. Иванов предлагаетрассматривать принципы права комплексно, выделяя генетический (исходя из социально-юридическойприроды принципов права), гносеологический (в контексте понимания принципов какособых юридических понятий, адекватно выражающих сущность права в соответствиис достигнутым уровнем ее познания), онтологический (рассмотрение принциповправа как идей, закрепленных в формальных источниках, а также хотя и не имеющихтакого закрепления, но получивших общее признание в устойчивой юридическойпрактике, в правоотношениях) и функциональный (принципы права выступают, содной стороны, исходными началами правового регулирования, обеспечивающимисогласованность и эффективность системы юридических норм, а с другой –непосредственными регуляторами поведения участников общественных отношений вслучае пробельности и противоречивости регулирования) аспекты понимания данногоправового явления.
На основании изложенногоможно предложить следующее общее определение: принципы права – это закрепленныев различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практикеобщепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познанияобщесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для созданиявнутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также длянепосредственного регулирования общественных отношений при ее пробельности ипротиворечивости.
Такой подход копределению понятия принципа права является наиболее точным и полностьюотражает его специфику.
Принципы права не являютсяпо своему характеру произвольными началами или исходными положениями,пронизывающими нормы, институты и отрасли права. Они объективно обусловленыэкономическим и социально-политическим строем общества, существующим в той илииной стране, социально-классовой природой государства и права, характеромгосподствующего в стране политического и государственного режима, основнымипринципами построения и функционирования политической системы того или иногообщества.
Они выступают в качествесвоеобразной несущей конструкции, на которой покоятся и реализуются не толькоотдельные нормы права, институты или отрасли права, но и вся система права,служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной иправоохранительной деятельности государственных органов. От степени ихсоблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности иэффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер, принципы праваспособствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных отраслейи институтов права, норм права и правовых отношений, субъективного иобъективного права.
Крометого, принципы права не всегда лежат на поверхности и четко сформулированы вправовых нормах, но они свойственны любой правовой системе государств, внезависимости от того, хороши они или плохи с точки зрения социального прогресса,тех или иных сообществ, классов и народов, с позиций отдельных людей и ихидеалов. Принципы права могут быть по-разному объективированы и сформулированыв законодательстве, их действительный смысл бывает завуалирован. В другихслучаях они ясно изложены.
В качестве одного изпримеров прямого закрепления принципов права в законодательстве можно сослатьсяна провозглашение принципа народовластия в конституциях многих современныхстран. Так, Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. провозглашает, что вся власть в стране «принадлежит народу… Народ в соответствии сположениями закона различными путями и в различных формах управляетгосударственными, хозяйственными, культурными и общественными делами» (ст.2). Конституция Швеции 1947 г. закрепляет, что «вся государственная властьв Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается насвободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве.Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительнойи парламентской системах и посредством коммунального самоуправления» (§ 1ст. 1).
Принцип народовластияоткрыто провозглашается и закрепляется также в конституциях и обычных законахмногих других стран.
1.2 Роль принциповправа
Принципы права играютроль ориентиров в формировании права. Они определяютпути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей длязаконодателя, являются связующим звеном между основными закономерностямиразвития и функционирования общества и правовой системой. По принципамправа выверяют, насколько конкретный нормативный акт законен, действительноявляется формой выражения права. Чаще всего принципы права служат отправнымиидеями законодательной деятельности, принимая участие в регулировании поведениякосвенно, воплощаясь в более конкретных юридических нормах, но в ряде случаевони способны непосредственно регулировать общественные отношения. Руководствуясьими, государство обеспечивает социально-экономические, политические и личныеправа и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими юридическихобязанностей. Благодаря принципам, правоваясистема адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества,становится совместимой с ними.
Принципы права имеютобщеобязательный для всех характер и пронизывают не только всю правовую системуи систему прав субъектов общественных отношений, но и правовую реальностьстраны в целом. Они призваны обеспечивать органичное взаимодействиеобъективного и субъективного права, норм права и правовых отношений, единстводействующих в стране правовых норм, институтов и отраслей права; характеризуютсодержание права в концентрированном виде и показывают, на каких началах в немотражаются экономические, политические и нравственные отношения; характеризуютструктуру права и соотношение между источниками права, законодательством иправосудием, законом и государственной властью, принуждением и убеждением вправовом регулировании. Не зная принципов данной правовой системы государства,по одному лишь набору отдельных ее норм и институтов трудно судить о ней и отом правопорядке, который она обеспечивает.
Роль принципов права вразличных правовых системах современности неодинакова. Однако, несмотря на это,практически везде либо номинально, либо фактически они являются одним изисточников права, в том числе в российской правовой системе.
Принципы права образуютсвоеобразную систему координат для правотворческих органов, служат гарантиейпротив принятия ими волюнтаристских решений, позволяют устранятьнесогласованность, противоречия между отдельными правовыми предписаниями,выступают критерием, позволяющим оценить то или иное законодательноеустановление с точки зрения его соответствия праву в целом.
Назначение принципов правазаключается в том, что они обеспечивают единообразное формулирование нормправа, а также их влияние на общественные отношения в форме правового регулированияи иных форм правового воздействия (информационного, ценностно-ориентационного,психологического, системо-образующего и т.д.). Действие принципов права неограничивается только через правовую систему или механизм правового регулирования,они, кроме того, непосредственно воздействуют на возникновение и стабильноесуществование конкретных правоотношений, естественных прав человека. В развитыхправовых системах принципы права чаще всего выполняют роль переходного звена отобщественных отношений к системе права и правового регулирования.

2. КЛАССИФИКАЦИЯПРИНЦИПОВ ПРАВА
2.1 Типы и характерпринципов права
В научной и учебнойлитературе используется целый ряд критериев классификации принципов права исоответственно подразделения их на различные группы.
Так, в зависимости оттипа права они классифицируются на принципы права, свойственныерабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому праву.Выделяются также принципы, свойственные праву, переходному от одного типа кдругому.
Посвоему характеру принципы права бывают социально-экономические, политические,идеологические, этические, религиозные и, специально-юридические. Заисключением специально-юридических принципов, все перечисленные принципыотражают предмет правового воздействия и содержание воли господствующих классовв праве. Поэтому смена типа права всегда приводит к коренному изменению егосоциально-экономических и политических, а также идеологических принципов, к существенномуизменению этических и религиозных (если они еще остаются) принципов права. Так,если ведущим социально-экономическим началом буржуазного типа права являетсякапиталистическая собственность и эксплуатация наемного труда, то ведущимначалом социалистического типа права является социалистическая собственность,антиэксплуататорская направленность производственных отношений и распределениепо труду. Если ведущим политическим началом буржуазного права являетсяполновластие класса капиталистов, монополистического капитала, то ведущимначалом социалистического права является полновластие рабочего класса и всехтрудящихся. Идеологическим началом буржуазного права всегда является буржуазноеидеалистическое мировоззрение, а социалистического права – научная идеологиямарксизма-ленинизма. Этическим началом права капиталистического обществаявляется буржуазная нравственность, в то время как ведущим этическим началомсоциалистического права выступают социалистическая нравственность и подлинныйгуманизм. Буржуазное право не отвергло полностью религиозных догматов ипредрассудков, социалистическое право им в принципе глубоко чуждо.
Буржуазноеправо освящает принцип незыблемости частной собственности, социального инационального неравенства людей, предполагает лишь формальное равенство людейперед законом в лучшем случае закрепляет буржуазно-демократические права исвободы, не исключающие фактического господства меньшинства над большинством,над трудящимися. Социалистическое право провозглашает принцип незыблемостиобщественной собственности, равного освобождения людей от частной собственностии эксплуатации, равенство всех граждан государства независимо от их пола, национальностии расы, социального происхождения и социального положения, исходит из принципапролетарского интернационализма и подлинного равноправия народов, закрепляетпринципы социалистической демократии, призванной обеспечить реальноеполитическое полновластие трудового народа (18, с.152-153).
Присмене исторических типов правовых систем изменяются и специально-юридическиепринципы права.
Специально-юридическиепринципы отвечают на вопросы: как отражается в праве его фактически социальнаяоснова, каким образом воля господствующих классов возводится в закон истановится общеобязательной, какова структура права и каков характер правовогорегулирования общественных отношений? В этих принципах отражаются особенностиправа как такового, и на их основе строится вся структура правовой реальностиданной общественно-экономической формации.
Кольскоро форма в конечном счете зависит от своего содержания, то при сменеисторических типов права меняются и его специально-юридические принципы. Однакоэти изменения связаны главным образом с коренным изменением их служебной роли,социальной значимости. Иначе говоря, специально-юридические принципы изменяютсяне столько по своей собственной формуле, сколько по тому социальному(экономическому, политическому, этическому) содержанию, которое в эту формулувливается. Строго говоря, специально-юридические принципы права – это те же егосоциальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций,правовых средств и способов их обеспечения.
Кчислу специально-юридических принципов права можно отнести:
Ø  принципобщеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих нормперед всеми иными социальными нормами в случаях коллизии;
Ø  принципнепротиворечивости норм, составляющих действующую правовую систему государства,и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;
Ø  принципподразделения правовой системы государства на публичное и частное право, наотносительно самостоятельные отрасли и институты права;
Ø  принципсоответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права иправовыми отношениями, между правом и его осуществлением;
Ø  принципсоциальной свободы, выраженный в системе субъективных прав участниковобщественных отношений, равенства перед законом и судом, равноправия;
Ø  принципзаконности и юридической гарантированности прав и свобод личности,зафиксированных в законе, связанность нормами законодательства деятельностивсех должностных лиц и государственных органов;
Ø  принципсправедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгойсоразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;
Ø  принципюридической ответственности только за виновное противоправное поведение ипризнания каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет установленаюрисдикционным органом (судом), так называемая презумпция невиновности;
Ø  принципнедопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелуююридическую ответственность, и гуманности наказания, способствующегоисправлению осужденного.
Нетрудноубедиться в том, что не все из перечисленных специально-юридических принциповправа даже формально находят свое нормативное закрепление (выражение) в любыхисторических типах правовых систем. Ясно и то, что само содержание такихпонятий, как свобода, равенство, справедливость, гуманность, историческименяется и зависит от того, какому классу служат эти лозунги и социальныеценности. Наконец, особое значение имеет соответствие специально-юридическихпринципов объективным закономерностям развития определеннойобщественно-экономической формации и фактически действующей политическойорганизации общества.
Так,например, принцип подразделения правовой системы на публичное и частное праводействует только при определенных социально экономических условиях. Законностькак один из важнейших (если не самый важный) принципов права приобретаетдействительное значение ведущего начала только тогда, когда является элементомполитического демократического режима.
Вообще,специально-юридические принципы права сами по себе не дают полной и реальнойкартины действующего права. Лишь в сочетании с социально-экономическими,политическими, идеологическими и этическими принципами они раскрывают качественныеособенности, коренные черты и историческое значение определенного типа права,правовых систем государств соответствующего типа.

2.1 Виды принциповправа
В зависимости от функциональногоназначения и объекта отображения принципы права подразделяются насоциально-правовые и специально-правовые.
Социально-правовые принципыотображают систему ценностей, свойственных обществу, и имеют или должны иметьформу выражения и обеспечения (доминирование общечеловеческих ценностей поотношению к интересам классов, наций, признание личности, ее прав и свободвысшей ценностью общества, единство общих и специфических интересов и др.).Специально-правовые принципы отражают начала формирования и существованиясобственно права как специфического социального феномена и в зависимости отсферы действия подразделяются на общеправовые, отраслевые и межотраслевыепринципы права.
Общиепринципы составляют основу всей правовой системы, это основные начала, которыеопределяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание иособенности регулятора всей совокупности общественных отношений. Онираспространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всехотраслях права в независимости от характера и специфики регулируемых имиобщественных отношений.
Однакокогда дело доходит до установления конкретного перечня общеправовых принципов,то каждый автор имеет здесь собственное мнение.
С.С. Алексеев выделяет принципы законности, справедливости, юридическогоравенства (всеобщности правосубъектности), социальной свободы, социального,гражданского долга (дисциплины), объективной истины, ответственности за вину.
В.К. Бабаев видит в праве генеральные принципы справедливости и свободы, которыеполучают свое развитие в иных принципах права: демократизма в формировании иреализации права, законности, национального равноправия, гуманизма, равенстваграждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности.
Помнению В. Н. Синюкова, российскому праву свойственны принципы народовластия,верховенства права, федерализма в устройстве государства и строении правовойсистемы, юридического равенства граждан перед законом, политического,идеологического и экономического плюрализма, гуманизма, незыблемости инеотчуждаемости прав человека, законности, справедливости, ответственности завину.
Приведенныхмнений достаточно, чтобы убедиться в существенных расхождениях во взглядахразличных ученых. Причем субъективизм при решении данной проблемыпредставляется труднопреодолимым. Не случайно в некоторых учебниках вопрос опринципах права вообще не рассматривается.
Общеправовыепринципы закреплены и в Конституции РФ. Правда, она не дает полного перечняобщеправовых принципов, которые могут быть закреплены в других нормативныхактах или выводиться из общего смысла законов.
Содержаниедействующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права:демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственноедействие общепризнанных принципов и норм международного права, верховенствоКонституции и законов, равноправие, равенство всех форм собственности,правосудие.
Вст. 6 Гражданского Кодекса РФ говорится о возможности применения при наличиипробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданскогозаконодательства, но и требований добросовестности, разумности исправедливости. Указанные требования имеют общеправовую значимость, а потомулогично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности,разумности и справедливости.
Кчислу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся, например, принципыответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.
Рассмотримнекоторые общие принципы более подробно.
Ø  принципзаконности. Этот принцип является центральным и имеет наиболее общий,всеобъемлющий характер. Его содержание выражается в требовании строгого иполного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействуетвоплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов:справедливости, социальной свободы, гуманизма. Как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеетвысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территорииРоссийской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РоссийскойФедерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органыгосударственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане иих объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Праводля того и создается в любом обществе, чтобы его предписания неукоснительновыполнялись. «Законность – основа государства», «мы можем делать (только) то,что можно делать законно», – говорили древние.
Ø Законность нельзяотождествлять с принципом господства права, получившим широкое распространениев международном праве и зарубежном законодательстве. Кроме указанных вышетребований (императивов) законности, принцип господства права включаеткачественную характеристику закона, его доступность, определенную предсказуемость(предвидение последствий от его реализации), эффективность юридических способовосуществления и защиты интересов субъектов права и т.д. Причем под термином«закон» иногда может пониматься не только нормативный акт, обладающий высшейюридической силой, но и другой правовой акт.
Ø принципгуманизма. Он выражается в том, что человек, его права и свободы признаютсявысшей ценностью в обществе и государстве (ст. 2 Конституции РФ). Право,правотворчество, юридическая деятельность судов, правоохранительных и иныхкомпетентных органов должны быть направлены на удовлетворение материальных,духовных и иных потребностей человека, своевременное и правильное осуществлениеего прав и свобод, служить надежным средством охраны жизни, здоровья, чести,достоинства и т.п.
Началагуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам. Они раскрываютодну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реальногарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: правона жизнь, здоровье; личную свободу и безопасность; право на охрану своей честии репутации; защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизнии др.
Гуманизмправовых установлений выражается и в том, что правовые установления гарантируютнеприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту илинезаконному содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения;каждый человек имеет право на защиту, на справедливое и открытоеразбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом; вселица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение ихдостоинства; никто не должен подвергать пыткам, жестокому, бесчеловечному иунижающему его достоинство наказанию;
Ø  принципсоциальной свободы. Основным началом правового регулирования в цивилизованномгосударстве является предоставление его участникам: максимальной свободы ввыборе форм трудовой деятельности, профессии; места жительства; возможностипользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц;свободно распоряжаться своими доходами; участвовать в распределении общихсоциальных благ; быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов.Данный принцип обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляетреальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни;
Ø  принципсправедливости «есть постоянная и неизменная воля каждому воздавать позаслугам» (justitia est constans et perpetua voluntas suum cuigue tribuere).Этот принцип имеет морально-правовое содержание. Он обеспечивает соответствиемежду практической ролью индивидов жизни общества и их социальным положением,между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлениеми наказанием. Он в наибольшей степенивыражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса междуучастниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством.Справедливость требует соответствия между действиями и их социальнымипоследствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и еговозмещение, преступление и наказание. Посредством права достигаетсянаиболее оптимальная соразмерность между возможным и должным поведением иоценкой его результатов. Справедливость является также одним из ведущих начал впрактике правового регулирования, при решении конкретных юридических дел(например, при назначении размера пенсии, выделении жилья, определении мерыуголовного наказания);
Ø принципдемократизма, то есть участия народа восуществлении политической и государственной власти на всех уровнях и во всехобластях общественной жизни; политического плюрализма и многопартийности;свободы самоуправления; выражения мнений и убеждений, слова, печати, совести ит. д. (ст. 3, 12, 28, 29, 44 Конституции РФ). В правовом государстве этотпринцип пронизывает всю систему права. В демократическом государствегарантируется самостоятельная деятельность внегосударственных общественныхгрупп, объединений производственного, профессионального, культурного, научного,религиозного характера, свободно и самостоятельно реализующих свои интересы,обеспечивается деятельность политических партий, союзов ассоциаций, выражающихмногообразие социальных, политических, экономических идеалов, устремлений ипрограмм. Деятельность государственных органов должна быть подчинена задачеобеспечения прав и свобод граждан, направлена на развитие независимых иполноправных институтов гражданского общества. Непосредственное выражение он находит в правовых нормах, регулирующихпорядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющихправовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством. Вчастности, в статье 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. отмечается, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей странойнепосредственно или через посредство свободно избранных представителей, воля народадолжна быть основой власти правительства, эта воля должна находить себевыражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должныпроводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосованияили же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования(см. ст. 3 Конституции РФ).
Ø  принциправноправия (равенство всех перед законом). Онуказывает на равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Этот принцип закреплен во Всеобщейдекларации прав человека (ст.7), международных пактах о правах человека, вконституционных законах большинства стран, в том числе и в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Этинормативные правовые акты провозглашают равенство всех граждан перед законом,их равное право на защиту закона независимо от национального или социальногопроисхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, местажительства, имущественного положения или иных обстоятельств. В соответствии с принципом равноправияобеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах ихжизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит отсоциально-правовой активности самого человека;
Ø  принципединства юридических прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается ворганической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностейучастников общественных отношений: государства в целом, его органов,должностных лиц, граждан и различных объединений. При такой организацииобщественных отношений праву пользоваться определенным социальным благом соответствуетобязанность совершать общественно полезные действия в интересах других.Говорить о реальности какого-либо права можно лишь при наличии соответствующейему юридической обязанности. В частности, право гражданина на судебную защитуреализуется через обязанность судов осуществлять такую защиту; право гражданинана социальное обеспечение в старости, в случае болезни или утратытрудоспособности обеспечивается государством в лице его специальных органов,которые обязаны выплачивать ему пенсии и пособия. В то же время закономустанавливается, что осуществление прав гражданином не должно противоречить правамдругих людей;
Ø принципответственности за вину. Он заключается в том, что правонарушитель подлежитюридической ответственности только за те деяния и наступившие вредныепоследствия, в отношении которых установлена вина в форме умысла или неосторожности(гл. 5 УК РФ; ст. 1.5., 2.1. и 2.2. КоАП РФ и др.). В Конституции РФ указано,что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент егосовершения не признавалось правонарушением (ст. 54), что каждый обвиняемый всовершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будетдоказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившимв законную силу приговором суда (ст. 49). Данный принцип несовместим собъективным вменением, т.е. юридическая ответственность за невиновноепричинение вреда не допускается. Причем меры принуждения применяются законкретные противоправные деяния. Римские юристы указывали: «Nemo cogitationispoenam patitur – никто не должен подлежать наказанию за свои мысли».Принцип ответственности за вину пронизывает все отрасли права и основные типыюридической практики в правовой системе российского общества.
Ø  принцип уважения прав человека. Данный принципотражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человекасоставляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободычеловека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяютсмысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной иисполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Ø  принцип правосудия. Он выражает гарантии защитысубъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано:«Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Ø Суть принципагласности выражается, с одной стороны, в том, что юридическая деятельность всехкомпетентных органов должна быть открытой и доступной для граждан, сдругой – в том, что все государственные учреждения, органы местногосамоуправления и должностные лица в соответствии с законом обязаныпредоставлять гражданам (их коллективам, объединениям и организациям) потребованию последних полную и достоверную информацию о своей деятельности заисключением данных, выдача которых запрещена законом (ст. 24, 29, 33 и др.Конституции РФ).
Наряду с общимипринципами права, изучение которых относится к предмету теории государства иправа, существуют также межотраслевые и отраслевые принципы, специальноизучаемые отдельными юридическими дисциплинами.
Отраслевые принципы – этопринципы, составляющие основу той или иной отрасли права (например,административного или гражданского).
Примерами отраслевыхпринципов могут служить принципы равенства сторон и свободы договора, принципнедопустимости произвольного вмешательства в частные дела – в гражданскомправе; принцип субординации (соподчиненности) – в административном праве,принцип презумпции невиновности, принцип истинности квалификации преступления,принцип вины – в уголовном праве; принцип добровольности брачного союза мужчиныи женщины, принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы о их благосостоянии– в семейном праве; принцип приоритета и прямого действия международного права,принцип ротации – в конституционном праве; принцип невмешательства, принципнеприкосновенности государственной границы, принцип мирного разрешениямеждународных споров – в международном праве, принцип свободы труда, принципохраны труда, принцип охраны здоровья работников в трудовом праве.
Межотраслевые принципысоставляют основу двух или нескольких смежных отраслей права (например,уголовно-процессуального и гражданско-процессуального).
В качестве примеровмежотраслевого принципа можно сослаться на принципы гласности исостязательности (в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном праве),неотвратимости юридической ответственности за совершение правонарушения(практически для всех отраслей права), «закон обратной силы не имеет» (дляуголовного и административного, гражданского и некоторых других отраслейправа). А также принцип осуществления правосудия только судом, принципсостязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия, принципзаконности, компетентности и беспристрастности суда при осуществленииправосудия, принцип независимости суда при осуществлении правосудия вуголовно-, гражданско-, арбитражно-процессуальных отраслях права.
Отраслевые имежотраслевые принципы тесно взаимосвязаны с общими принципами права,фундаментируют, обогащают и конкретизируют их содержание. Значение некоторыхотраслевых и межотраслевых принципов столь велико, что они оказываютсущественное влияние на действующее право в целом, имеют принципиальноезначение для определения и обеспечения его демократического характера,дальнейшего прогрессивного развития. Таков, например, принцип презумпцииневиновности, согласно которому, как гласит п. 1 ст. 49 Конституции РФ, каждыйобвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновностьне будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установленавступившим в законную силу приговором суда. Логическим следствием данногопринципа являются закрепленные Конституцией РФ положения о том, что обвиняемыйне обязан доказывать свою невиновность (п. 2 ст. 49), а неустранимые сомнения ввиновности лица толкуются в пользу обвиняемого (п. 3 ст. 49).
Есть все основанияутверждать, что официальное признание и конституционное закрепление принципапрезумпции невиновности, проистекающего из учения естественной школы права,уходящего своими корнями в Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 9) и Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. (ст. 11), можно считать одним изповоротных моментов перехода от тоталитарного советского права к формируемомуныне демократическому российскому праву. В связи с этим заслуживают быть упомянутымидобрым словом М. С. Строгович и другие известные ученые-правоведы, в течениедесятилетий советского прошлого последовательно и мужественно отстаивавшие вотечественной юридической науке идею презумпции невиновности.
Знаменательно, чтоконституционное закрепление данного принципа является одним из наглядныхпроявлений того, как современное российское право, опираясь на естественныезаконы, может служить действенным инструментом их реального осуществления. Сучетом весьма важной роли некоторых межотраслевых и отраслевых принципов правав формировании и функционировании права, их реального влияния на процессправового регулирования общественных отношений представляется целесообразнымконституционно придать им статус общих принципов российского права. Вчастности, это относится, например, к принципу «закон обратной силы не имеет»(ст. 54 Конституции РФ). Советским законодательством данный принципрассматривался не иначе, как уголовно-отраслевой. Им предусматривалось, чтолицо, совершившее преступление, несет за него ответственность (за несколькимиисключениями) по закону, действовавшему в момент совершения преступления.
Конституция РФ 1993 г. преобразовала данный принцип в межотраслевой, распространив его на ответственность не толькоза преступления, но и за любые иные совершенные правонарушения(административные, имущественные и др.). Как записано в ст. 54 Конституции, «1.Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент егосовершения не признавалось правонарушением. Если после совершенияправонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяетсяновый закон».
принципправо законодательство

3. ПРИНЦИПЫ ПРАВА ВСИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
Общеправовые, или общие принципы права являютсяразновидностью источников права. В качестве источников права общие принципыприменяются практически во всех правовых системах, хотя и далеко не в одинаковоймере. Законодательство, сформировавшаяся практика (правовые традиции) стран какобщего, так и континентального права допускают в процессе правоприменительнойдеятельности при отсутствии в законе конкретного юридического предписания, атакже правового обычая или прецедента ссылаться на общеправовые принципы:справедливости, доброй совести, общих начал права и т.п. Для мусульманскихправовых систем характерно разрешение судами дел при наличии пробела взаконодательстве в соответствии с принципами шариата (они-то как раз ипризнаются основными источниками права). В законодательстве ряда стран (кпримеру, в Гражданском кодексе Испании) содержится прямое указание об отнесенииобщих принципов к источникам права. Гражданским законодательством Греции,например, запрещается осуществление какого-либо права, если оно превышаетпределы, установленные доброй совестью или добрыми нравами или социальной иэкономической целью права".
Вкачестве универсального источника общие принципы права применяются вмеждународном праве. Статья 38 Статута Международного Суда гласит: «Суд,который обязан решать переданные ему споры на основании международного права,применяет… общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». Кобщим принципам права относятся, например, такие положения, как«специальный закон отменяет действие общего закона», «позднейшимзаконом отменяется более ранний» и т.д. Основные (общие) принципымеждународного права сформулированы в Уставе ООН и более пространно – вДекларации о принципах международного права 1970 г. К их числу отнесены следующие принципы: неприменение силы или угрозы силой; мирногоразрешения международных споров; невмешательства в дела, входящие во внутреннююкомпетенцию государств; обязанность государств сотрудничать друг с другом;равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств;добросовестного выполнения сторонами международных правоотношений взятых насебя обязательств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку правоявляется центральным звеном правовой системы, лежащие в его основе идеинеразрывно связаны со всеми процессами, протекающими в сфере правовогорегулирования, оказывают влияние на все виды деятельности, так или иначесвязанной с правом: правотворчество, правоприменение, толкование права,систематизацию законодательства, правовое обучение населения. Принципы праванаправляют активность законодателя в заранее заданном направлении,дисциплинируют его, вынуждают более ответственно подходить к принятиюправотворческих решений, обдуманно использовать законодательную технику. Любыезаконодательные нововведения должны оцениваться, в первую очередь, с точкизрения их соответствия принципам права. Однако ориентироваться наосновополагающие правовые идеи должен не только законодатель, но и правоприменитель.Во-первых, в ходе правовой квалификации разнообразных событий и действий,приложении правовой нормы к конкретной жизненной ситуации нельзя не учитыватьправовые принципы. В противном случае можно легко ошибиться, принять решение,не соответствующее духу права, общему смыслу законодательства. Во-вторых, приобнаружении пробелов в праве принципы могут выступать в роли непосредственногоисточника права (аналогия права), хотя и не во всех случаях. Наконец, знаниеосновных правовых принципов обеспечивает правильное толкование правовыхпредписаний, помогает понять концептуальный замысел законодателя.
Ни у законодателя, нисреди ученых нет четких представлений о системе принципов права. Между тем,ссылаясь на тот или иной принцип, нужно быть твердо уверенным в том, что даннаяидея является именно принципом права и признается в этом качестве большинствомспециалистов. С другой стороны, существование некой раз и навсегда заданнойсистемы принципов права вызывает сомнения. Ведь меняются реальныеобстоятельства жизнедеятельности людей, социальные явления, в частности,трансформируется право, следовательно, изменяются и лежащие в его основепринципы. Думается, что в данном случае нужно руководствоваться тем «общимсмыслом», духом, который выражен в действующем законодательстве.
Отсутствиезаконодательного оформления принципов права затрудняет их использование напрактике в качестве источника права, порождает неоднозначное толкование впроцессе применения. Нужно по возможности стремиться к наиболее полному иточному закреплению ведущих правовых идей в нормативно-правовых предписаниях,ясно и четко формулировать их, а в необходимых случаях давать им обстоятельнуюхарактеристику. Наиболее важные правовые идеи должны быть закреплены наконституционном уровне.
Взаключение, хочется процитировать Явич Л.С.: «Исключительное значение принциповправа объясняет, почему они всегда были и остаются в настоящее время предметомострой идеологической борьбы, оказываются в революционные эпохи знаменемполитических движений, объектом классовых столкновений. Борьба за новыепринципы права никогда не замыкается юриспруденцией и по своей сути являетсяборьбой за новые устои общества против старых порядков».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев С.С.Общая теория права. М.: Юридическая литература, 1982. 382 с.
2. Алексеев С.С.Право: азбука – теория – философия: опыт комплексного исследования. – М.:Статут, 1999. – 247 с.
3. Байтин М. И. Опринципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. – 2000. – № 3. – с.4-16
4. Иванов Р.Л. ОПонятии принципа права. // Вестник Омского университета. – 1996. – Вып.2. – с.115-118
5. Колодiй А.М.Принципы права Украiни. – Киев: Юрiнком Iнтер, 1998. – 261 с.
6. КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.). – Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [версия 4000.00.15. 2009 г.].
7. Недбайло П.Е.Объективное и субъективное в праве: к итогам дискуссии Правоведение. – 1974. –№1
8. Общая теориягосударства и права / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2002. – 376 с.
9. Общая теорияправа: Учеб. / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1995. –253 с.
10.  Правовая система социализма: в 2 кн./ отв. ред. А.М.Васильев. – М.: Юрид. лит., 1986-1987. Кн.1 – 145 с.
11.  Российская Федерация. Законы.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [Федер. Закон №51-ФЗ: принят Гос. Думой 24 октября. 1994 г.: по состоянию на 04 ноября. 2007 г.]. – Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [версия 4000.00.15. 2009 г.].
12.  Скурко Е. В. Правовые принципы вправовой системе, системе права и системе законодательства: Теория и практика Правоведение.– 2006. – № 2. – с. 55-61
13.  Теория государства и права: учебникпод ред. В.К.Бабаева. – М.: Юристъ, 2006
14.  Теория государства и права: Учебник /Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Издательство «Зерцало», 2004. – 397 с.
15.  Теория государства и права: учебник /под ред. Р.А.Ромашова. – СПб.: изд-во Р.Асланова «Юридический центрПресс»,2005. – 294 с.
16.  Тирских М.Г., Черняк Л.Ю. Местопринципов права в системе российского права Академический юридический журнал. –2009. – №2(36). – с.4-10
17.  Хропанюк В.Н. Теория государства иправа: учебник. – М.: Омега-Л, 2009. – 323 с.
18.  Явич Л.С. Общая теория права. – Л.:Издательство ЛГУ, 1976. – 285 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Примерные экзаменационные билеты по физике
Реферат Environmental Ethics Essay Research Paper Establishing an
Реферат Радиолиния передачи цифровой командной информации с наземного пункта управления на борт ИСЗ
Реферат Leeds - city
Реферат Великий, могучий и прекрасный русский язык
Реферат Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой
Реферат Рынок и его функции
Реферат Партизанское движение Брянщины в годы ВОВ
Реферат Протокол вскрытия теленка с бронхопневмонией
Реферат Интродукция к новой учебной музыкальной программе
Реферат Социальная реклама государственных институтов
Реферат Горький: На дне
Реферат Выполнение системного исследования
Реферат «социально-экономическое прогнозирование» Кафедра макроэкономического регулирования и планирования Всего часов
Реферат Инвестиционный проект и оценка его эффективности