Реферат по предмету "Государство и право"


Характеристика нормативно-правовых актов Российской Федерации в области защиты конкуренции

Содержание
Введение. 2
1. Правовые источники регулирования конкурентных отношений. 4
2. Монополистическая деятельность. Недобросовестнаяконкуренция. 7
3. Федеральная антимонопольная служба. 14
Заключение. 23
Список использованной литературы… 25
Введение
На современном этапе развития экономики Россиизащита конкуренции приобретает особую значимость, так как следствием разрушенияконкуренции является замедление экономического роста, отступление от законоврыночной среды и, в конечном итоге, падение эффективности по всем направлениямэкономики. Быстро меняющиеся условия российской экономики, накопленный опытантимонопольного регулирования, глобализация экономики и грядущее вступлениеРоссии во Всемирную торговую организацию объективно показали необходимостьсовершенствования антимонопольного законодательства.
Система ранее действовавшегоантимонопольного законодательства основывалась на нескольких законах, основнымииз которых являлись следующие: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарныхрынках» и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». За время своегосуществования указанные законодательные акты неоднократно подвергалисьизменениям. По мнению многих специалистов, это было связано с тем, что законызачастую не отвечали складывающимся экономическим реалиям, в частности из-заотсутствия должного уровня конкретизации их положений.
Принятый 26 июля 2006 года Федеральный закон «Озащите конкуренции» направлен на совершенствование правового регулированияотношений, связанных с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением ипресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, устранениемпротиводействия конкуренции со стороны органов власти и управления.Устанавливаются единые правовые основы защиты конкуренции на товарных ифинансовых рынках.
Целью даннойкурсовой работы является исследование текущего состояния правовогорегулирования конкурентных отношений на товарном и финансовом рынках.
Основнымизадачами исследования, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:
выявитьправовые источники регулирования конкурентных отношений;
определитьорганизационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числепредупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестнойконкуренции;
исследоватьосновные полномочия Федеральной антимонопольной службы в сфере обеспечениягосударственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства ипредупреждения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Объектомисследования являются отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в томчисле с предупреждением и пресечением монополистической деятельности инедобросовестной конкуренции
В качествепредмета исследования выступают нормы действующего законодательства РоссийскойФедерации в области защиты конкуренции. 
1.Правовые источники регулирования конкурентных отношений
Правовые основы регулирования конкурентных отношенийопределяются федеральным антимонопольным законодательством.
Принятый 26 июля 2006 года Федеральный закон «Озащите конкуренции» объединил в себе два ранее действовавших закона — ЗаконРСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках» и Федеральный закон от23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовыхуслуг» и, таким образом, устанавливает единые нормы по защите конкуренциина товарных рынках и на рынках финансовых услуг.
Статья 1 названного Федерального закона определяетпредмет и цели данного законодательного акта. Предметом являютсяорганизационные и правовые основы защиты конкуренции, одним из составляющихкоторых является предупреждение и пресечение монополистической деятельности инедобросовестной конкуренции. Целями данного Федерального закона являются обеспечениеединства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободыэкономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции исоздание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Статья 4 Федерального закона «О защите конкуренции»раскрывает понятия монополистической деятельности и недобросовестнойконкуренции:
монополистическая деятельность — злоупотреблениехозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашенияили согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, атакже иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральнымизаконами монополистической деятельностью;
недобросовестная конкуренция — любые действияхозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получениепреимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречатзаконодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиямдобропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинитьубытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могутнанести вред их деловой репутации.
Недобросовестная конкуренция включает в себя:
распространение ложных, неточных или искаженныхсведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанестиущерб его деловой репутации;
введение в заблуждение в отношении характера,способа и места производства, потребительских свойств, качества и количестватовара или в отношении его производителей;
некорректное сравнение хозяйствующим субъектомпроизводимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми илиреализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
продажа, обмен или иное введение в оборот товара,если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельностии приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализациипродукции, работ, услуг;
незаконное получение, использование, разглашениеинформации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Федеральный закон «О защите конкуренции»распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в томчисле с предупреждением и пресечением монополистической деятельности инедобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лицаи иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти,органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местногосамоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы илиорганизации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банкРоссийской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели(ст. 3).
Положения данного Федерального закона применяются кдостигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям междуроссийскими или иностранными лицами либо организациями, если в отношении такихсоглашений в совокупности выполняются следующие условия:
1) соглашения достигнуты в отношении находящихся натерритории Российской Федерации основных производственных средств и (или)нематериальных активов либо в отношении акций (долей) российских хозяйственныхобществ, прав в отношении российских коммерческих организаций;
2) соглашения приводят или могут привести кограничению конкуренции в Российской Федерации.
Помимо Федерального закона «О защите конкуренции» кисточникам антимонопольного законодательства относятся:
Конституция РФ, в соответствии с которой гарантируетсяединство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовыхсредств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8), недопускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию,недобросовестную конкуренцию (ст. 34);
Гражданский кодекс РФ, согласно которому недопускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно снамерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иныхформах, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а такжезлоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10);
Кодекс РФ об административных правонарушениях,предусматривающий ответственность за нарушения антимонопольногозаконодательства;
Уголовный кодекс РФ (ст. 178);
указы Президента РФ;
постановления и распоряжения Правительства РФ;
нормативные правовые акты, принимаемые Федеральнойантимонопольной службой в рамках ее компетенции. 2.Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция
В современных рыночных условиях все более значимойстановится проблема конкурентного соперничества различных субъектов рынка. Вусловиях такой борьбы подчас не только игнорируются интересы государства ихозяйствующих субъектов — конкурентов, но и нарушаются права потребителей.Перед законодателями различных стран рано или поздно встает задача определениярамок, ограничивающих деятельность хозяйствующих субъектов, чтобы такаядеятельность наносила как можно меньший ущерб отдельным участникам хозяйственныхотношений.
Антимонопольное законодательство устанавливаетзапрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции»). Злоупотреблением при этом будутсчитаться действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующегосубъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение,ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, втом числе следующие действия (бездействие):
1) установление, поддержание монопольно высокой илимонопольно низкой цены товара;
2) изъятие товара из обращения, если результатомтакого изъятия явилось повышение цены товара;
3) навязывание контрагенту условий договора,невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
4) экономически или технологически не обоснованныесокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеетсяспрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности егорентабельного производства;
5) экономически или технологически не обоснованныеотказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями(заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставоксоответствующего товара;
6) экономически, технологически и иным образом не обоснованноеустановление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установленофедеральным законом;
7) установление финансовой организациейнеобоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынокили выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10) нарушение установленного нормативными правовымиактами порядка ценообразования.
Допустимость указанных действий (бездействия) определяетсяв соответствии с правилами ст. 13 названного Федерального закона, котораяустанавливает, что такие действия (бездействие) могут быть признаныдопустимыми, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренциюна соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьихлиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий(бездействия), а также если их результатом является или может являться:
1) совершенствование производства, реализациитоваров или стимулирование технического, экономического прогресса либоповышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировомтоварном рынке;
2) получение покупателями преимуществ (выгод),соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами врезультате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.
Часть 4 статьи 10 Федерального закона «О защитеконкуренции» содержит исключения на распространение требований о запрете назлоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Не подпадаютпод его действие осуществление исключительных прав на результаты интеллектуальнойдеятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица,средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Антимонопольное законодательство устанавливаетзапрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действияхозяйствующих субъектов (ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции»).
Под соглашением понимается договоренность в письменнойформе, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренностьв устной форме. Согласованные действия представляют собой особую разновидностьмонополистической деятельности. В общем случае согласованные действия,ограничивающие конкуренцию, не предполагают заключение соглашений илидостижение каких-либо иных формальных договоренностей, но являются особоймоделью группового поведения, замещающей конкурентные отношения сознательнойкооперацией, наносящей ущерб интересам потребителей и ограничивающейконкуренцию.
Согласно статье 11 названного Федерального законазапрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованныедействия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, а также координация экономическойдеятельности, если такие соглашения или согласованные действия или если такаякоординация приводит или может привести к:
установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок,надбавок (доплат), наценок;
повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
разделу товарного рынка по различным принципам;
экономически или технологически не обоснованномуотказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями(заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен нормативными правовымиили судебными актами;
навязыванию контрагенту условий договора, невыгодныхдля него или не относящихся к предмету договора;
экономически, технологически и иным образом необоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
сокращению или прекращению производства товаров, накоторые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличиивозможности их рентабельного производства;
созданию препятствий доступу на товарный рынок иливыходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
установлению условий членства (участия) впрофессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могутпривести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также кустановлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участияв платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собойфинансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.
Исключение делается лишь для«вертикальных» соглашений, под которыми понимаются соглашения между хозяйствующимисубъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретаеттовар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляеттовар или является его потенциальным продавцом.
Антимонопольное законодательство устанавливаетзапрет на недобросовестную конкуренцию, что позволяет найти равновесие междусубъективными правами конкретного хозяйствующего субъекта и окружающих его лиц.
Недобросовестная конкуренция может выражаться внарушении условий конкуренции путем применения незаконных методов конкурентнойборьбы.
Добросовестность хозяйствующего субъекта выражаетсяв первую очередь в его правомерном поведении, однако действующеезаконодательство не содержит четкого разграничения между недобросовестностью ипротивоправностью.
Недобросовестная конкуренция представляет собой однуиз форм злоупотребления правом, выражающуюся в противоправном поведении субъектарыночных отношений, который посредством недозволенных законом или противоречащихобычаям делового оборота форм реализации своего субъективного права создаетпомехи в осуществлении его конкурентами своих предпринимательских прав илинаносит ущерб потребителям.
Статья 14 Федерального закона «О защите конкуренции»содержит перечень форм недобросовестной конкуренции. Недобросовестнаяконкуренция может осуществляться посредством распространения ложных, неточныхили искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъектулибо нанести ущерб его деловой репутации.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ хозяйствующийсубъект может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
В соответствии со ст. 152 ГК РФ хозяйствующийсубъект вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинствоили деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения недокажет, что они соответствуют действительности.
Если сведения, порочащие честь, достоинство илиделовую репутацию, распространены в средствах массовой информации, они должныбыть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.
Хозяйствующий субъект, в отношении которогосредствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права илиохраняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего ответа в техже средствах массовой информации.
Хозяйствующий субъект, в отношении которогораспространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловуюрепутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещенияубытков и морального вреда, причиненных их распространением.
Недобросовестная конкуренция может быть выражена вформе введения в заблуждение в отношении характера, способа и местапроизводства, потребительских свойств, качества и количества товара или вотношении его производителей. Данные недостоверные сведения нарушают такжеположения, установленные Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителя». В соответствии с указанным Закономпотребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достовернойинформации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы иреализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная информация в наглядной и доступной формедоводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи идоговоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельныхсферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрениюизготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектовРоссийской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Недобросовестная конкуренция может выражаться вформе некорректного сравнения хозяйствующим субъектом производимых илиреализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другимихозяйствующими субъектами. Данная форма чаще всего прослеживается в рекламе. Всоответствии со ст. 6 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» недобросовестной является реклама, которая содержитнекорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридическихили физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь,достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов).
Не допускается недобросовестная конкуренция в формепродажи, обмена или ином введении в оборот товара, если при этом незаконноиспользовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к нимсредства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализациипродукции, работ, услуг.
Правовую охрану результатов интеллектуальнойдеятельности и приравненных к ним средств индивидуализации устанавливает часть IVГК РФ.
Недобросовестная конкуренция не допускается в форменезаконного получения, использования, разглашения информации, составляющейкоммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Правовой режим защиты коммерческой тайныустанавливают Федеральный закон от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческойтайне», глава 75 части IVГражданского кодекса РФ, а также иные федеральные законы.
Часть 2 статьи 14 Федерального закона «О защитеконкуренции» отдельно устанавливает, что не допускается недобросовестнаяконкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного правана средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализациипродукции, работ или услуг.
Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ юридическоелицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменноенаименование.
В соответствии со ст.1474 Гражданского кодекса РФюридическому лицу принадлежит исключительное право использования своегофирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым непротиворечащим закону способом.
Не допускается использование юридическим лицомфирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридическоголица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лицаосуществляют аналогичную деятельность, и фирменное наименование второгоюридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лицранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
Юридическое лицо, нарушившее данные правила обязанопо требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования,тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним достепени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности,осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненныеубытки.
Порядок использования фирменных наименований и иныхсредств индивидуализации юридических лиц определяется главой 76 части IVГражданскогокодекса Российской Федерации. 3.Федеральная антимонопольная служба
Непосредственная реализациягосударственной политики по защите конкуренции на товарных и финансовых рынкахпроизводится федеральным антимонопольным органом, руководство деятельностьюкоторого осуществляет Правительство РФ.
В соответствии с ПостановлениемПравительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 «Об утверждении Положения оФедеральной антимонопольной службе» Федеральная антимонопольная служба (далее- ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов иконтролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства всфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательствомполномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфереразмещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг дляфедеральных государственных нужд.
Руководство деятельностью ФАС Россииосуществляет Правительство РФ.
ФАС России в своей деятельностируководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международнымидоговорами РФ, а также указанным Положением.
ФАС России осуществляет своюдеятельность непосредственно и через свои территориальные органы вовзаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно статье 22 Федеральногозакона «О защите конкуренции» антимонопольный орган выполняет следующиеосновные функции:
1) обеспечивает государственныйконтроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органамиисполнительной власти, органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функцииуказанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетнымифондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
2) выявляет нарушенияантимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушенияантимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такиенарушения;
3) предупреждает монополистическуюдеятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольногозаконодательства федеральными органами исполнительной власти, органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами илиорганизациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующимисубъектами, физическими лицами;
4) осуществляет государственный контрольза экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных идругих природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях,предусмотренных федеральными законами.
Основныеполномочия ФАС России определены статьей 23 Федерального закона «О защитеконкуренции». В соответствии с указанной статьей ФАС России:
1)возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
2) выдаетв случаях, указанных в Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательныедля исполнения предписания:
а) опрекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованныхдействий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных наобеспечение конкуренции;
б) опрекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением исовершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
в) опрекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;
г) опрекращении недобросовестной конкуренции;
д) онедопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновенияконкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции инарушению антимонопольного законодательства;
е) обустранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
ж) опрекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
з) овосстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольногозаконодательства;
и) озаключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжениидоговоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела онарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены илимогут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случаеосуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономическойконцентрацией;
к) оперечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушенияантимонопольного законодательства;
л) обизменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, еслипри рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольногозаконодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, былозаявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществленияантимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;
м) овыполнении экономических, технических, информационных и иных требований обустранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания;
н) осовершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе обобеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативнымиправовыми актами порядке доступа к производственным мощностям или информации, опредоставлении в установленном федеральным законом или иными нормативнымиправовыми актами порядке прав на объекты охраны промышленной собственности, опередаче прав на имущество или о запрете передачи прав на имущество, опредварительном информировании антимонопольного органа о намерении совершитьпредусмотренные предписанием действия;
3) выдаетфедеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, инымосуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а такжегосударственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательные дляисполнения предписания:
а) оботмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;
б) опрекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольноезаконодательство;
в) опрекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
г) осовершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
4)направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг,Центральный банк Российской Федерации предложения о приведении в соответствие сантимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращениидействий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольноезаконодательство;
5)привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательствакоммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц,должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов илиорганизаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов,физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и впорядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
6)обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольногозаконодательства, в том числе с исками, заявлениями:
а) опризнании недействующими либо недействительными полностью или частичнопротиворечащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов илиненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов илиорганизаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банкаРоссийской Федерации;
б) опризнании недействительными полностью или частично договоров, несоответствующих антимонопольному законодательству;
в) обобязательном заключении договора;
г) обизменении или о расторжении договора;
д) оликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольнымзаконодательством;
е) овзыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушенияантимонопольного законодательства;
ж) опривлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательствалиц, допустивших такое нарушение;
з) опризнании торгов недействительными;
и) опонуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа;
7)участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных сприменением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;
8) ведетреестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара вразмере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положениена рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другимифедеральными законами в целях их применения установлены случаи признаниядоминирующим положения хозяйствующих субъектов;
9)размещает на сайте антимонопольного органа в сети «Интернет» решенияи предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц;
10)устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрениидела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлениигосударственного контроля за экономической концентрацией;
11)проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческимиорганизациями, некоммерческими организациями, федеральными органамиисполнительной власти, органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функцииуказанных органов органами или организациями, а также государственнымивнебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимыедокументы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, вустановленном законодательством Российской Федерации порядке обращается ворганы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой опроведении оперативно-розыскных мероприятий;
12)осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговлина рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии(мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов)на такие товары;
13)осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другимифедеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениямиПравительства Российской Федерации полномочия.
Наряду суказанными полномочиями ФАС России:
1)утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений приосуществлении сделок и (или) действий, предусмотренных статьей 32 Федеральногозакона «О защите конкуренции»;
2)утверждает по согласованию с Центральным банком Российской Федерации методикуопределения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитнойорганизации и методику определения обоснованности цены, установленнойзанимающей доминирующее положение кредитной организацией, на услугу, неоказываемую иными финансовыми организациями;
3)утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целяхустановления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иныхслучаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (порядок проведенияанализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положениякредитной организации утверждается федеральным антимонопольным органом посогласованию с Центральным банком Российской Федерации);
4) издаетнормативные правовые акты, предусмотренные Федеральным законом;
5) даетразъяснения по вопросам применения им антимонопольного законодательства;
6) дает вустановленном порядке заключения о наличии или об отсутствии признаковограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов илипрекращении их действия и при введении специальных защитных, антидемпинговых икомпенсационных мер;
7) вноситв лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий наосуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство,отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий;
8)осуществляет сотрудничество с международными организациями, государственнымиорганами иностранных государств, принимает участие в разработке и реализациимеждународных договоров Российской Федерации, в работе межправительственных илимежведомственных комиссий, координирующих международное сотрудничествоРоссийской Федерации, в осуществлении международных программ и проектов повопросам защиты конкуренции;
9) обобщаети анализирует практику применения антимонопольного законодательства,разрабатывает рекомендации по его применению;
10)ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о состоянииконкуренции в Российской Федерации и размещает его на сайте антимонопольногооргана в сети «Интернет».
Коммерческие организации и некоммерческиеорганизации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (ихдолжностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации(их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица),иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (ихдолжностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностныелица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаныпредставлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованиюдокументы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числеинформацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую закономтайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными нанего полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольногозаконодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства,осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состоянияконкуренции (ст. 25 ФЗ «О защите конкуренции»).
Заключение
26 июля 2006 г. Президент Российской Федерации подписал новый Федеральный закон N 135-ФЗ «О защитеконкуренции», который был призван отразить современную российскуюгосударственную политику в области конкуренции и изменить системуантимонопольного законодательства.
Реформированиеантимонопольного законодательства было направлено на ликвидацию произволамонополистов, создание баланса интересов большинства российских министерств иведомств, а также малого, среднего и крупного бизнеса.
Основнаяцель принятого Федерального закона — совершенствование правового регулированияотношений по защите конкуренции, уточнение правовых основ государственнойполитики в этой сфере, установление порядка пресечения и предупреждениямонополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных ифинансовых рынках. Также предусмотрена унификация правового регулированияотношений в области защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.
Впервыедействие Закона распространено на соглашения, заключенные за рубежом, приодновременном выполнении следующих условий: предметом соглашений выступаютактивы, находящиеся на территории России, либо акции российских акционерныхобществ и права в отношении российских коммерческих организаций; соглашениеприводит (может привести) к ограничению конкуренции в России.
Федеральныйзакон содержит ряд запретов, которые не требуют доказательства негативноговлияния на конкуренцию конкретного вида злоупотребления доминирующимположением. Введены критерии, на основании которых отдельные видымонополистической деятельности могут быть признаны правомерными. Таковы случаи,когда соответствующие действия хозяйствующих субъектов имеют или могут иметьсвоим результатом содействие совершенствованию производства (реализации)товаров или стимулированию технического (экономического) прогресса либоповышение конкурентоспособности товаров на мировом рынке; имеют своимрезультатом получение потребителями соразмерной части преимуществ (выгод),которые приобретаются соответствующими лицами от совершения ограничивающихконкуренцию действий; не налагают на третьих лиц или участников таких действийограничений, не являющихся крайне необходимыми для достижения целей такихдействий; не создают для отдельных лиц возможности не допустить или устранитьконкуренцию на соответствующем товарном рынке.
Всоответствии с нормами Федерального закона организациям запрещается заключатьсоглашения или осуществлять на рынке согласованные действия, которые могутповлиять на цены, привести к разделу рынка по территориальному принципу. Крометого, запрещается недобросовестная конкуренция, в том числе распространениеложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другойорганизации.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс» — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: — www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW; n=2875.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)(ред. от 09.02.2009) // Справочная правовая система«Консультант Плюс» — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: — www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;
n=84645.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006)(ред. от 08.11.2008) // Справочная правовая система«Консультант Плюс» — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: — www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;
n=81406.
4. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 08.11.2008) «Озащите конкуренции» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) // Справочная правовая система«Консультант Плюс» — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: — www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=81407.
5. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 27.10.2008) «Орекламе» (принят ГД ФС РФ 22.02.2006) // Справочная правовая система «Консультант Плюс» — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: — www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=81102.
6. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.07.2008) «О защите правпотребителей» //Справочная правовая система «Консультант Плюс» — [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: — www.consultant.ru/online/ /base/?req=doc;base=LAW;n=79500.
7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 29.12.2008) «Обутверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» (с изм. идоп., вступающими в силу с 20.01.2009) // Справочная правовая система «Консультант Плюс» — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: — www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=83627.
8.  Кайль А.Н. Комментарий к Федеральномузакону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». – М.: 2007.
9.  А.Н. Королев, О.В. Плешакова.Комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (постатейный). – М.: ЗАО Юстицинформ,2007. – 216 с.
10.  Каменева П.В. Недобросовестнаяконкуренция: понятие и особенности правового регулирования // Гражданскоеправо. — 2007. — № 1. — С. 16-19.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.