Содержание
Введение
Глава 1. Понятие функций права. Соотношениефункций права с иными правовыми феноменами
1.1 Понятие функций права
1.2 Соотношение функций права с инымиправовыми феноменами
Глава 2. Система функций права.Классификация функций права
2.1 Общеправовые функции права
2.2 Общесоциальные функции права
Глава 3. Формы реализации функцийправа
3.1 Информационная форма
3.2 Ориентационная форма
3.3 Правовое регулирование
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема функций права втеоретической юриспруденции исследовалась многими учеными, в том числе и вотечественной науке, вызывая к жизни различные точки зрения по поводуопределения функций права, их содержания, классификации, характеристикиотдельных видов и форм реализации. Несмотря на это, среди ученых-правоведов всееще нет единства взглядов по основным аспектам этой проблемы, что позволяетотнести ее к числу недостаточно исследованных в современной теории права.
Несмотря на то, чтоисследование проблемы функции права в отечественной юриспруденции было начатоеще в конце 19 — начале 20 века, в современной научной и учебной литературе потеории государства и права отношение к проблеме функций права весьманеоднозначно, и теория права не выработала единого подхода при определенииданной категории. Это, безусловно, негативно отражается на исследованияхотдельных ее аспектов, поскольку отсутствие четкой дефиниции осложняетдетальное изучение проблемы.
Функция права в ееклассическом понимании представляет собой единство двух моментов: а) роли(назначения) права в обществе; б) основных направлений его воздействия наобщественные отношения.
В функциях правараскрывается общечеловеческая и классовая природа права и его социальноеназначение: историческая цель и служебная роль в жизни общества. Будучипродуктом общественного развития, право как государственная воля обществаоказывает на него активное обратное воздействие, которое осуществляетсяпосредством выполнения им своих функций. Однако функции права и воздействиеправа, хотя и тесно соотносимые, но не тождественные понятия.
Функции права есть наиболеесущественные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, вкоторых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальноеназначение права.
Актуальность данногоисследования объясняется тем, что в литературе последних десятилетий по вопросуо понятии и классификации функций права были высказаны различные взгляды.
Объектом исследованияявляется право как категория и как итог развития общества.
Предметом исследованияявляются функции права, их классификация.
Цель курсовой работы — определить понятие функции права, привести классификацию функций права.
В данной работепредполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть теориюпонятия функций права. Определить взаимосвязь функциональных характеристикправа и функций права.
2. Дать правовуюхарактеристику функциям права.
3. Установить иохарактеризовать классификацию функций права.
Данная курсовая работаимеет следующую структуру: введение, три главы, заключение и списокиспользованной литературы.
Глава1. Понятие функций права. Соотношение функций права с иными правовымифеноменами
1.1 Понятиефункций права
Правокак социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом,моралью и другими социальными регуляторами.
Значениеправа, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которыевыполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.
Функцииправа — это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль правав упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия правана общественные отношения, которые отражают его сущность и природу,необходимость самого данного явления. Право придает действиям лиц необходимуюорганизованность, согласованность, устойчивость, уверенность.
Функция права в ееклассическом понимании представляет собой единство двух моментов: а) роли(назначения) права в обществе; б) основных направлений его воздействия наобщественные отношения[1]. Подобный подход кпонятию функции права, предложенный Т.Н. Радько, синтезирует, в сущности,взгляды ученых, которые данную категорию сводят к одному из вышеуказанныхкомпонентов. Так, некоторые авторы при определении функций права акцентируютвнимание на их «ролевом» аспекте. По мнению Ю.Г. Ткаченко, подфункциями права следует понимать конкретную роль (действие) права поорганизации общественных отношений. В.Д. Филимонов указывает, что «функцииправа — это социальная роль, которую оно выполняет в организации (упорядочении)общественных отношений, определяемая направленностью и методом их правовогорегулирования»[2].
Фактически так жеопределяет функции права М.И. Байтин: по его мнению, это «наиболеесущественные направления и стороны воздействия права на общественные отношения,в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальноеназначение права»[3].
Данные определенияфункций права, очевидно, претендуют на полноту отраженного в них понятия,поскольку содержат одновременно обе сущностные характеристики функций права — роль (назначение) права в обществе и основные направления воздействия права наобщественные отношения.
Если под функцией правапонимать только его социальное назначение, пишет Т.Н. Радько, то подобноепонятие будет носить слишком общий характер. При понимании функции права толькокак направления правового воздействия на общественные отношения упускается извиду направляющий момент этого воздействия[4].
Вместе с темпредставляется, что приведенные выше определения функций права также далеко неисчерпывают собой содержания данного понятия. В них не учтен тот основноймомент, который проистекает из философского понимания функции.
Функция как научнаякатегория в ее философском понимании представляет собой «внешнеепроявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»,деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит;вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменениедругого, при этом второй объект также называется функцией первого[5],а также «явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере измененияэтого другого явления».
В философской литературеможно встретить и такой взгляд на функцию, когда она понимается как формавоздействия предмета, вещества или явления на другие предметы, вещества,явления .
Спомощью понятия «функции права» можно познать социальное назначениеправа в обществе, его динамику.
Главноепредназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чемзаинтересованы общество, государство, иные субъекты.
Поэтому,раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь ввиду связь назначения права с направлениями его воздействия и наоборот —предопределенность последних назначением права.
Собственнофункция права — это реализация его социального назначения. Что же следуетпонимать под социальным назначением права и правовым воздействием?
Социальноеназначение права формируется, складывается из потребностей общественногоразвития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями обществасоздаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, ихрегулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает темотчетливее, нагляднее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именнов соответствующей его социальной роли — закрепить, защитить или направитьразвитие определенных общественных отношений.
Направлениевоздействия — наиболее существенный компонент функции права, оно являетсясвоего рода ответом права на потребности общественного развития, результатомзаконодательной политики, которая концентрирует эти потребности итрансформирует их в позитивное право.
По мнению В.Н. Синюкова,определение функций права через назначение (роль) и направления воздействия(регулирования) имеет два недостатка.
Во-первых, такаятрактовка предполагает некоего субъекта осуществления функций, который наделенразумом и волей, а поэтому может осуществлять деятельность в известныхнаправлениях. Под этим субъектом ученый понимает не само право, а человека — законодателя, правоприменителя, гражданина.
Во-вторых, «этойисходной неточностью, — отмечает автор, — обусловлен и второй недостаток даннойтрактовки. Строя теорию функций „на субъекте“… мы фактическиописываем ее лишь в категориях этого субъекта, теряя сразу несколько этапов,предшествующих его деятельности, которые часто выступают подлиннымидетерминантами правового регулирования». В связи с этим он полагает, чтозначение функций заключается «не столько в описании действий субъекта, скольков выявлении и отражении зависимостей между правовым компонентом общественныхотношений (и внутри него) и иными их компонентами. В итоге мы должны увидетьзакономерности функционирования права, то есть образ его взаимодействия (вопределенных пределах, формах, методах) с различными социальными переменными помере изменения экономических и социально-политических условий в обществе».
Раскрываяпонятие «функция права», следует обратить внимание и на соотношение такихкатегорий, как «правовое воздействие» и «правовое регулирование».
Правовоевоздействие — это не только чисто нормативное, но и психологическое,идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей.
Кформам правового воздействия относятся, например, информационное иценностно-ориентационное влияние права[6], стимулирующее имотивационное влияние (посредством правосознания, правотворчества, законности ит.д.).
Правовоерегулирование — это осуществляемое при помощи системы правовых средств(юридических норм, правовых отношений, правовых предписаний и др.) упорядочениеобщественных отношений.
Правовоерегулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится споследним как часть и целое. Существование различных форм правового воздействияпозволяет более четко проводить различие между собственно юридическимвоздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное иориентационное).
Таким образом, правовоевоздействие гораздо шире правового регулирования, в связи, с чем необходимочетко разграничивать данные понятия.
Понятие«функция права» охватывает оба названные виды воздействия. Функция права — этопроявление его имманентных, специфических свойств. В функции аккумулируютсятакие свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельностикак социального феномена.
Функцияправа вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе.Функции — это «свечение» сущности права в общественных отношениях. В то жевремя, будучи проявлением имманентных свойств сущности, функции не сводятся кним и не являются простой их «проекцией»[7].
Нельзямеханически связывать функции и сущность права. Как явление всегда содержитмомент независимости от сущности, так и функция права имеет определеннуюстепень независимости от его сущности.
Функцияправа — это такое направление его воздействия на общественные отношения,потребность в осуществлении которого порождает необходимость существованияправа как социального явления. В этом смысле можно сказать, что функцияхарактеризует направление необходимого воздействия права, т.е. такого, безкоторого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование,охрана, закрепление определенного вида общественных отношений).
Функциявыражает наиболее существенные, главные черты права и направлена наосуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе егоразвития.
Функцияправа представляет, как правило, направление его активного действия,упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним изважнейших признаков функции права является ее динамизм.
Постоянствокак необходимый признак функции характеризует стабильность, непрерывность,длительность ее действия. О постоянном характере функции права можно говорить втом смысле, что она постоянно присуща праву. Но это не означает, чтонеизвестным остается механизм и формы ее осуществления. Они изменяются иразвиваются в соответствии с потребностями практики.
Безреализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом.Функции всегда направлены на их решение. Поэтому можно сказать, чтоопределенные задачи «требуют» и соответствующих функций.
Анализфункций права как единой целостной системы позволяет не просто сгруппировать,упорядочить знания при изучении отдельных функций. Такой анализ дает приращениезнаний, позволяет глубже, полнее понять содержание каждой из функций. Известно,что возможности познания остаются малоэффективными, если они ограничиваютсяуровнем единичности, если за отдельными элементами они не стремятся выявить ихсистему.
Вреальной жизни функции права не существуют изолированно друг от друга, онитесно взаимосвязаны между собой. Ни одна из них не может быть изученадостаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с другими функциями,т.е. без того, чтобы изучить ее в системе.
1.2 Соотношение функцийправа с иными правовыми феноменами
Для уяснения сущностифункций права представляется необходимым рассмотреть соотношение данногопонятия с иными правовыми феноменами. Одной из правовых категорий,представляющей интерес с точки зрения ее теоретической и практическойсопоставимости с феноменом функций права, являются задачи права. По мнению рядаученых, зависимость функций права от его задач проявляется, во-первых, в том,что задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций;во-вторых, определяют их содержание и, в-третьих, самым существенным образомвлияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные направленияправового воздействия. Такой подход характеризует первичность задач права поотношению к его функциям. Существуют, однако, и иные представления осоотношении задач и функций права. По мнению Б.Т. Разгильдиева, задача не можетбыть определяющим фактором по отношению к функции права, она может быть толькоопределяемым. Ученый объясняет это тем, что задача по отношению к функциямправа выступает внешним фактором. Определяющим же, с его точки зрения, можетстать лишь внутреннее свойство права — функция.
Следует признать, чтоосновное различие задач и функций права заключается в том, что задачипредставляют собой некие внешние по отношению к праву явления и выступаюториентирами правового регулирования, определяют направления воздействия правана общественные отношения. Функции — это то, что внутренне присуще праву, этовнутренняя движущая сила права. Они как бы «растворены» в праве и принеобходимости в любой момент готовы к своей реализации, в частности, к тому,чтобы разрешить стоящие перед правом задачи. Словом, функции права — этовнутренний потенциал права, его энергия. Это то, что делает право«живым», приводит его в действие, заставляет работать.
Изначально функции права,равно как и его сущность и специфика, предопределяются теми задачами, которыевызвали право к жизни. Право осуществляет свои функции исключительно радидостижения определенных внешних социальных целей и задач. В процессе егофункционирования происходит постоянное взаимодействие целей, задач и функцийправа, корректировка их взаимного содержания. Подобное непрерывноевзаимодействие обусловлено теснейшей взаимосвязью указанных явлений и, вконечном итоге, их единством, ибо одно немыслимо без другого.
Научно-практическоезначение категории «функция» заключается в следующем. Любое явлениесоциальной действительности может реализовать свое назначение лишь в томслучае, если будет функционировать.
По тому, какие функцииосуществляет то или иное явление социальной действительности, каким образомпроисходит реализация этих функций и с какой эффективностью, можно судить осамом явлении, его основных чертах, значении в жизни общества и месте в системеподобных социальных явлений, а также о перспективах его существования иразвития.
Функции — постоянные инеизменные спутники явления. Они неразрывно с ним связаны и сопровождаютявление на протяжении всего его существования. Функции выражают сущностьявления — то главное, основное, определяющее, что обусловливает его специфику,его природу, делает его «самим собой».
Таким образом, изучениефункций явления есть изучение самого явления. Оно позволяет глубже проникнуть всуть изучаемого явления, разобраться в его природе, «осветить» те егостороны, которые скрыты от исследователя, рассматривающего явление в статике.
Функции праваспособствуют познанию сущности права. Кроме того, функции права предопределяютсодержание и виды функций различных правовых явлений, например функцийюридической ответственности, отдельных структурных частей системы права — отраслейправа, правовых институтов и т.п.
Функции права являютсяобщей категорией по отношению к функциям иных правовых явлений и в связи с этимиграют важную методологическую роль при их изучении. Они «венчают»всю систему функций различных элементов правовой материи.
Таковы основные взглядына проблему функций права. Обобщенные определения этого понятия, составляющиеоснову современного понимания данного явления, были предложены М.И. Байтиным,Т.Н. Радько, Ф.Н. Фаткуллиным, другими учеными.
Глава 2. Система функцийправа. Классификация функций права
Системный подход кисследованию процессов и явлений образует одну из отличительных особенностейсовременной науки, современного стиля нового научного мышления.
Анализ функций права какединой целостной системы позволяет не просто сгруппировать, упорядочить знанияпри изучении отдельных функций. Такой анализ дает приращение знаний, позволяетглубже, полнее понять содержание каждой из функций[8].
Известно, что возможностипознания остаются малоэффективными, если оно ограничивается уровнемединичности, если за отдельными элементами оно не стремится выявить их систему.Дело еще и в том, что в реальной жизни функции права не существуют изолированнодруг от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому ни одна из них неможет быть исследована достаточно глубоко и полно без выяснения еевзаимодействия с другими функциями, то есть без изучения ее в системе.
Система функций правапредставляет собой сложное, многоуровневое образование. Изначально следуетразличать функцию права как целого и функции этого целого.
Система функций правасамым непосредственным образом связана с системой права. В соответствии сэлементами, из которых состоит последняя, можно выделить пять групп функцийправа, образующих их систему:
— общеправовые(свойственные всем отраслям права);
— межотраслевые(свойственные двум и более, но не всем отраслям права);
— отраслевые(свойственные одной отрасли права);
— правовых институтов(свойственные конкретному институту права);
— нормы права(свойственные конкретному виду норм права).
Вопрос о соотношениифункций права различных уровней имеет важное значение, так как структурнымэлементам системы права присущи функции, которые имеют известную специфику,определяемую предметом и методом правового регулирования данных элементов и ихназначением в системе права.
Та или иная общеправоваяфункция может в большей или меньшей степени конкретизироваться функциями болеенизкого уровня. Это зависит, во-первых, от характера общеправовой функции и,во-вторых, от назначения отрасли, института, нормы права и соответственно ихфункций. Например, функции уголовного права конкретизируют общеправовуюохранительную функцию в значительно большей степени, чем соответствующиефункции семейного или земельного права.
Однако, исходя изпредмета общей теории права, рассмотрим лишь основные общеправовые(собственно-юридические) функции.
2.1 Общеправовые функцииправа
К ним относятсярегулятивная и охранительная функции.
Регулятивная функцияправа[9]
Регулятивная функцияправа имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощьюэтой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества игосударства социальных связей.
Регулятивная функция —это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкуюорганизацию общественных отношений, их функционирование и развитие всоответствии с потребностями общественного прогресса.
Регулятивное воздействиеправа связано с положительными явлениями общественной жизни, возникающими всфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений.
Регулятивная функцияправа воздействует на общественные отношения следующим образом:
Во-первых, путемзакрепления этих отношений в нормативно-правовых актах. Правовые нормы придаютобязательную юридическую форму тем отношениям, которые составляют основунормального функционирования общества. Так, в нормах права получают закреплениепорядок образования, компетенция органов государства, права, свободы иобязанности граждан[10].
Во-вторых, правообеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений,их постоянное совершенствование и развитие. Такое воздействие права проявляетсяв непосредственном регулировании организации общественных отношений вэкономическом, социальном строительстве и других сферах.
В результате правовогорегулирования устанавливается наиболее оптимальный порядок общественныхотношений, отвечающий интересам всего населения страны. В праве заложенывозможности изменения и совершенствования существующих отношений, а такжевозможность вызывать к жизни новые общественные отношения, потребность вкоторых возникает на каждом конкретном этапе общественного развития (например,закрепление в законодательных актах разнообразных форм собственности в периодперехода от тоталитарного к демократическому правовому государству).
В рамках регулятивнойфункции права выделяют две подфункции: статическую и динамическую.
Статическая функция правасостоит в том, что оно закрепляет в своих институтах, в правовых актах, в четкоурегулированной форме те общественные отношения, которые являются основойустойчивого, стабильного существования общества и выражают общую волю егочленов. Решающее значение в проведении статической функции принадлежитинститутам собственности, закрепляющим экономические основы общественногоустройства, а также институту политических прав и обязанностей граждан,избирательному, авторскому, изобретательскому праву.
Динамическая функциявыражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления ихдвижения, т.е. динамики. Она отражает процесс развития общества, егоэкономической базы, социально-правовых, этических представлений. Она воплощена,в частности, в институтах гражданского, административного, трудового права.
Важно иметь в виду чтодинамизм и статика права – это две стороны одного процесса – постояннойэволюции общества, в ходе которой возникают новые реальности в материальной идуховной жизни людей, изменяются способы производства и характерпроизводственных отношений, появляются новые идеологии, изменяются нормы моралии нравственности. Все эти новшества находят свое выражение в правовыхпредписаниях, с течением времени становятся привычной основой жизни и вдальнейшем сами претерпевают изменения.
Характеристикарегулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления,поскольку любой из них играет существенную роль во всем процессе,осуществляемом правовой системой.
Наиболее характернымипутями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:
— определение посредствомнорм права праводееспособности, правосубъектности граждан;
— закрепление и изменениеправового статуса граждан;
— определение компетенциигосударственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностныхлиц;
— установление правовогостатуса юридических лиц;
— определение(предусмотрение) юридических фактов, направленных на возникновение, изменение ипрекращение правоотношений;
— установление конкретнойправовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);
— определениеоптимального типа правового регулирования общедозволительного, разрешительного)применительно к конкретным общественным отношениям.
С учетом сказанногорегулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальнымназначением направление правового воздействия, выражающееся в установлениипозитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложенииюридических обязанностей на субъектов права.
Охранительная функцияправа
Необходимость в охранеобщественных отношений существовала и всегда будет существовать. Право, какизвестно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оностановится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данноепроявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.
Охранительная функция права- это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия,нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических,национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.
Из предложенного определениявытекает, что право охраняет как общепризнанные, фундаментальные общественныеотношения, так и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений.
Основное назначениеданной функции заключается, прежде всего, в превентивной охране общественныхотношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительнойфункции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию нормправа, выполнили требование запрета. Сам факт установления запрета или санкцииоказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться отсовершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целейвоздействия права — охраняется определенное общественное отношение.
Специфика охранительнойфункции состоит в следующем:
Во-первых, онахарактеризует право как особый способ воздействия на поведение людей,выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов иреализацией юридической ответственности.
Во-вторых, она служитинформатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальныеценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.
В-третьих, она являетсяпоказателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал,содержащихся в праве.
Способ охраны очень частозависит от гражданской развитости общества, от его политической сущности.
2.2 Общесоциальныефункции права
Общество как сложное идаже сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественныхотношений (экономика, политика и т.д.). Эти функции права называютобщесоциальными.
К общесоциальным функциямправа относятся:
1) экономическая функция:
2) политическая функция;
3) воспитательнаяфункция;
4) коммуникативная(информационная) функция;
5) функция регулированиясоциальных отношений и обеспечения социальных прав;
6) экологическая функцияправа;
7) восстановительнаяфункция права;
8) идеологическая функцияправа.
Экономическая функция
Экономическая функция какодна из важнейших социальных функций права всегда имела большое значение навсех этапах развития товарно-денежных отношений. Право всегда выступаловажнейшим гарантом собственности, свободы предпринимательства.
На основе правовых норм вэкономических отношениях возникают урегулированные правом отношения. Важнейшейправовой формой таких отношений был и остается договор, в котором стороны имеютправа и обязанности, и в котором они определяют условия наступления тех илииных правовых последствий (результата).
Таким образом,экономическая функция права осуществляется как непосредственно через регулированиеправомерных действий участников экономических отношений, так и косвенно — путемугрозы наступления санкций или их реализации за совершение правонарушения всфере экономики.
Экономическая функциявыражается в самых различных институтах: финансовом, административном,уголовном, трудовом и других.
Политическая функцияправа
Политическая функцияправа заключается, прежде всего, в регулировании отношений власти, отношениймежду социальными группами и особенно в регулировании национальных отношений.История подтверждает положение о том, что политика — это участие в делахгосударства, это определение задач государства, это отношения между классами инациями. Роль права в регулировании указанных отношений с момента возникновениягосударства, классов и наций была весьма значительной и таковой остается донастоящего времени.
Права и свободы человека— также важный объект политической функции права, не теряющей своейактуальности и сегодня.
Воспитательная функцияправа
Воспитательная функцияправа представляет собой результат способности права выражать идеологиюопределенных классов и социальных сил и его способность оказывать влияние намысли и чувства людей. Поэтому одной из важнейших задач воспитательной функцииправа является воспитание высокого правосознания, формирование стимуловправомерного поведения у граждан.
Коммуникативная(информационная) функция права
Право, являясьинформационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектомуправления, специфическим «посредником» между законодателем иобществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическимилицами.
В юридической литературеинформационной функции права отводится различные роли и место в системе функцийправа. В целом исследователи относят информационную функцию к социальнымфункциям права. При этом различные ученые юристы по-разному видят и сущность,место и роль информационной функции права в системе правовых функций.
По мнению же Т.Н. Радькоинформационная функция права должна играть лишь вспомогательную роль и относитсяк неосновным социальным функциям права[11].
В.Н. Синюков говорит обинформационно-ориентированной функции права. По его мнению, право – мощныйисточник моральной ориентации субъектов обществе. И задача права – формироватьсоциально полезную направленность, положительную направленность правомерногоповедения субъектов[12].
Ф.Н. Фаткуллин выделяетмодально – информационную функцию права. По его мнению, модально-информационнаяфункция права ориентирует правотворческие органы на доведение соответствующейправовой информации участникам общественных отношений[13].
И.Ф. Казьмин выделяетинформационную (информативную, познавательную) функцию права. Раскрывая еесодержание, он отмечает, что право, моделируя должные общественные отношения,дает тем самым богатейшую информацию о системе общественных отношений данногообщества[14].
По существу, ученыесходятся в одном, что право служит информационному обеспечению общества,является источником информации.
Благодаря знакомству справовыми актами граждане узнают о структуре органов власти и управления, чтоправомерно и что запрещено, как можно поступать и как нельзя действовать, какиепоследствия наступят вследствие совершения того или иного поступка. Нормыуголовного права, например, информируют граждан об охраняемых уголовным закономматериальных и духовных ценностях, последствиях нарушения установленныхзапретов. Нормы трудового права — о правах и обязанностях руководителя иработника и т.д.
Функция регулированиясоциальных отношений и обеспечения социальных прав
В юридической литературев последние годы вполне обоснованно поднимается вопрос о наличии у правасоциальной функции в собственном (узком) смысле этого слова. Эта позицияаргументируется тем, что чисто социальная сфера общества постоянно расширяется,актуализируется и соответственно растет значение и увеличивается объем ееправового регулирования.
Важнейшими объектамисоциальной функции права являются, таким образом, трудовые, пенсионныеотношения, медицинское обеспечение граждан, сфера науки, образования, культурызакрепления льгот для различных слоев населения.
Экологическая функцияправа
Экологическаяфункция правареализуется наряду с его традиционными политическими, экономическими и инымифункциями, характерными для права как инструмента управления обществом.Обострение проблем взаимодействия общества и природы обусловило расширениеюридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованиюприродной среды.
Цель экологической функции права состоитв обеспечении качества окружающей природной среды путем принятия и примененияправовых норм, учитывающих экологические закономерности во взаимодействииобщества и природы и закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственноговоздействия на естественную среду обитания.
Основными объектамиэкологической функции права являются земля, ее недра, почва, вода, атмосферныйвоздух, леса, растительный и животный мир, озоновый слой атмосферы, околоземноекосмическое пространство и т.д.
В целях ее реализациипринимаются федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные актыправительства, министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектовФедерации и местного самоуправления, направленные на защиту окружающей среды,обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответственностьза нарушение экологического законодательства.
Следует отметить, чтопоявление экологической функции связано не с тем, что экономическая функцияоказалась не в состоянии справиться с задачами экологической защиты общества, ас тем, что экологическая сфера для человечества в условиях научно-техническогопрогресса стала чрезвычайно важной и превратилась в одну из основных проблемего существования.
Восстановительная функцияправа
Нередки случаи, когда спомощью правовых средств восстанавливается прежнее правовое положение субъектаправа, он вновь становиться обладателем тех прав, которых он был лишен(например, лицо восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, возвращаетсяутраченное имущество или права на него).
Реализациявосстановительной функции часто осуществляется в форме отмены принятогоправового акта или юридически значимого действия.
Нормы, направленные навосстановление нарушенных прав и свобод личности, содержатся как вмеждународно-правовых актах, так и во многих внутригосударственных документах.
Следует согласиться сопределением восстановительной функции как относительно обособленноговоздействия комплекса правовых средств на волю, сознание и поведение людей,направленного на приведение субъектов права в прежнее состояние, которое былонарушено неправомерными действиями других субъектов права. Приведение впервоначальное (прежнее) состояние может выражаться в отмене незаконныхрешений, восстановлении правового статуса физического или юридического лица,восстановлении нарушенного общественного порядка и т.п.
Идеологическая функцияправа
Идеологическая функция отражает способность права воплощать в жизнь идеологию индивидов и из объединений, оказывать влияние на их мысли и чувства. В той мере, в какой в праве выражаются соответствующие интересы личности предписания, оно получает психологическую поддержку общества, поэтому одной из задач воспитательной функции права является воспитание правового сознания граждан, осознания необходимости соблюдения норм права.
Исходя из этого, идеологическую функцию называют также воспитательной.
правополитическая воспитательная охранительная
Глава 3. Формы реализациифункций права
Хотя право и обладаетопределенной степенью саморегуляции, оно в то же время не достигает и не можетдостичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессысамостоятельно.
Рассмотрим формыреализации функций права.[15]
Функция права — этоправовое воздействие, которое состоит из трех форм: информационного,ориентационного и правового регулирования.
В соответствии с этимиформами выделяют три формы реализации функций права:
— информационную форму,
— ориентационную форму,
— правовое регулирование.
3.1 Информационная форма
Информационная формареализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требованиягосударства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до ихсведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государствомвозможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целейи, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан.
Источники, из которыхграждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самымиразличными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты,адвокаты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководителиразличных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическаялитература и ряд других.
Правоваяинформированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ееуровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждаетсяв существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периодыинтенсивного обновления законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаютсяв получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях,дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д. Не случайнона повестку дня была поставлена задача организовать юридический всеобуч какединую общегосударственную программу, охватывающую все слои населения, всекадры в центре и на местах.
3.2 Ориентационноевоздействие
Дело в том, что важны нетолько знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовыхустановок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствиемориентационного правового воздействия.
Сущность правовойустановки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности квосприятию норм права, его оценки, готовностью к совершению действия, имеющегоюридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения(деятельности) в сфере правового регулирования.
Ориентационное правовоевоздействие складывается из совокупности правовых установок и представляетсобой двуединый процесс: формирование установок — с одной стороны, и их влияниена правовое поведение граждан — с другой.
3.3 Правовоерегулирование
Центральное место всистеме правового воздействия занимает правовое регулирование[16].Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуютв совокупности механизм правового регулирования.
Эффективность реализациифункций права в рамках этой формы зависит от выяснения следующих принципиальныхположений:
— условий эффективностирегулирования;
— процесса правовогорегулирования;
— социальных результатоврегулирования.
Условия эффективностиправового регулирования подразделяются на объективные и субъективные.
Объективными условиямиявляются: социально-экономическое состояние, система хозяйства, формысобственности и т. п.
К субъективным — относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбороптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества,совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильностиправового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активностьправоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых предписаний иряд других.
Процесс правовогорегулирования состоит из трех взаимосвязанных стадий.
Первая стадия — эторегламентация общественных отношений (их урегулирование), то есть разработка ипринятие юридических норм.
Вторая стадия — возникновение субъективных прав и юридических обязанностей (возникновениеправоотношений). Смысл данной стадии — переход от общих предписаний норм кконкретной модели поведения конкретных лиц.
Третьей — завершающейстадией процесса правового регулирования является реализация норм права(юридический результат регулирования). Она заключается в фактическомиспользовании лицами своих субъективных прав, исполнении обязанностей,соблюдении запретов.
Социальный результатрегулирования — это, главным образом, эффект в экономической, политической идуховной сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, ихразвитии, искоренении нежелательных явлений.
Заключение
В науке понятие функцииправа исследовано довольно обстоятельно. И эту проблему вряд ли можно отнести кчислу наиболее острых, дискуссионных в теории государства и права. Споры восновном идут вокруг различных видов функций права, критериев их классификации,функций отдельных элементов системы права — отраслей, институтов, норм. Вотношении понятия функции права ученые проявляют редкое единодушие: взглядыразнятся лишь в части, касающейся некоторых компонентов этого понятия и ихсочетания в базовом определении функции права. Иногда «вспыхивают»дискуссии о соотношении функций права с иными правовыми категориями, к примеру,задачами права. Подобная научная полемика не нарушает общей точки зрения нафункции права — даже крайние воззрения на ту или иную частную проблему функцийукладываются в рамки фундаментальных положений самой концепции.
Функции права способствуютпознанию сущности права. Кроме того, функции права предопределяют содержание ивиды функций различных правовых явлений, например функций юридическойответственности, отдельных структурных частей системы права — отраслей права,правовых институтов и т.п. Функции права являются общей категорией по отношениюк функциям иных правовых явлений и в связи с этим играют важнуюметодологическую роль при их изучении.
Научно-практическоезначение категории «функция» заключается в следующем. Любое явлениесоциальной действительности может реализовать свое назначение лишь в томслучае, если будет функционировать. По тому, какие функции осуществляет то илииное явление социальной действительности, каким образом происходит реализацияэтих функций и с какой эффективностью, можно судить о самом явлении, егоосновных чертах, значении в жизни общества и месте в системе подобныхсоциальных явлений, а также о перспективах его существования и развития.Функции — постоянные и неизменные спутники явления. Они неразрывно с ним связаныи сопровождают явление на протяжении всего его существования. Функции выражаютсущность явления — то главное, основное, определяющее, что обусловливает егоспецифику, его природу, делает его «самим собой». Таким образом,изучение функций явления есть изучение самого явления. Оно позволяет глубжепроникнуть в суть изучаемого явления, разобраться в его природе,«осветить» те его стороны, которые скрыты от исследователя,рассматривающего явление в статике.
Цель данной курсовойработ заключалась в определении понятия функции права, приведении классификациифункций права.
Для достижения данныхцелей были решены следующие задачи:
1. Рассмотрена теорияпонятия функций права. Определена взаимосвязь функциональных характеристикправа и функций права.
2. Дана правоваяхарактеристика функциям права.
3. Установлена иохарактеризована классификация функций права.
Список литературы
1. Вопросы теории иистории государства и права. Н. А. Пьянов. СибЮрВестник 2000 — № 4.
2. Понятие функцииправа А.И. Абрамов. Журнал российского права, февраль 2006, N 2.
3. Проблемаопределения функций права. Г. Ю. Агафонова. Юридический аналитический журнал.2002. № 1 (2).
4. Акопян Д. А.Юридическое (нормативное) и этическое (нравственное) понимание права //Правоведение. 2005. № 6.
5. Байтин М. И. Опринципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3.
6. Кузнецов И.А.Понятие и классификация функций права и государства: новые подходы // Право.Законность. Демократия. Сборник научных трудов. – Волгоград: ВА МВД России,2003.
7. Мельников Ю.И.,Ширмамедов А.К. Проблема классификации функций права // Актуальные проблемытеории и истории правовой системы общества. Сборник научных трудов. Вып. 6. –Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2006
8. Самигуллин В. К.О понятии права // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. N° 1.
9. Тихомиров Ю.А.Право официальное и неформальное // Журнал российского права. 2005. № 5.
10. Ширмамедов, А. К.К вопросу о понятии функции права / А. К. Ширмамедов // Актуальныепроблемы теории и истории правовой системы общества: сб. науч. тр. / отв. ред.В. Н. Карташов; Ярослав. гос. ун-т. им. П. Г. Демидова. – Ярославль, 2006. –Вып. 6.
11. Лившиц Р.З.Теория права. Учебник – М.: Издательство БЕК, 2004 — 224 с.
12. Радько Т.Н.Функции права // Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. /Под ред. проф. М.Н. Марченко. Т.2: Теория права. М.: Зерцало, 2000.
13. Радько Т.Н.Теория государства и права.- М.: Проспект, 2009.- 752 с.
Общая теория права игосударства /Под ред. проф. В.В. Лазарева. — М.: Юристь, 2008.-427с.
14. Общая теориягосударства и права. Академический курс в трех томах/ отв. Ред. М.Н. Марченко.-3-е изд., перераб. и доп. Т.2: Право.- М.: Норма, 2009.-816с.
15. Проблемы общейтеории права и государства: Учебник./Под общ. ред. В.С. Нерсесянца.- М.: Норма,2008.-832с.
16. Теориягосударства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под редакциейпрофессора В. Г. Стрекозова – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега – Л». 2008.– 384 с.
17. Теориягосударства и права: Учебник/ Отв. ред. В.Д. Перевалов.- 3-е изд., перераб. идоп.- М.: Норма 2008.-496с.
18. Черданцев А. Ф.Теория государства и права. Учебник. – М.: Юрайт, 2001, 367 стр.