Реферат по предмету "Государство и право"


Экономический механизм обеспечения охраны природы

СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономический механизмобеспечения охраны природы
2. Экологический налог
3. Экологическаяэкспертиза и экологический мониторинг
4. Оценка воздействия наокружающую среду
Список использованныхисточников

1. Экономический механизм обеспечения охраны природы
Экономический механизмохраны окружающей среды и природопользования включает следующие элементы: разработкугосударственных прогнозов и программ социально-экономического развитияРеспублики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов иохраны окружающей среды; финансирование программ и мероприятий по рациональномуиспользованию природных ресурсов и охране окружающей среды; создание фондовохраны природы; установление платежей за природопользование; проведениеэкономической оценки природных объектов; проведение экономической оценкивоздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; установлениемер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды; возмещениев установленном порядке вреда, причиненного в результате вредного воздействияна окружающую среду; экологическое страхование; иные экономические меры,направленные на охрану окружающей среды.
В целях разработкидолгосрочных прогнозов в области охраны окружающей среды разрабатываютсятерриториальные комплексные схемы рационального использования природныхресурсов и охраны окружающей среды, которые определяют комплекс мероприятий повосстановлению, сохранению и улучшению качества окружающей среды, рациональномуиспользованию природных ресурсов и сохранению биологического разнообразия. Территориальныекомплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраныокружающей среды разрабатываются для конкретных территорий с учетом генеральнойсхемы расселения, схем развития производительных сил и социальной сферы. Порядокразработки и утверждения территориальных комплексных схем рациональногоиспользования природных ресурсов и охраны окружающей среды, их финансированияустанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Разработка программрационального использования природных ресурсов и охраны окружающей средыосуществляется в целом по республике, в пределахадминистративно-территориальных единиц, а также по отраслям экономики в целяхобеспечения благоприятной окружающей среды на основе научно обоснованногосочетания экологических, экономических и социальных интересов, выбора способовприродопользования, обеспечивающих минимально возможный уровень вредноговоздействия на окружающую среду, предотвращение и снижение вредного воздействияна окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также сохранение ивоспроизводство природных ресурсов.
Разработка отраслевыхпрограмм рационального использования природных ресурсов и охраны окружающейсреды осуществляется соответствующими республиканскими органамигосударственного управления и объединениями (учреждениями), подчиненными СоветуМинистров Республики Беларусь, по согласованию с Министерством природныхресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Разработка мероприятийпо рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей средыосуществляется на основе утвержденных государственных программсоциально-экономического развития Республики Беларусь, государственных иотраслевых программ рационального использования природных ресурсов и охраныокружающей среды, республиканских, областных и иных комплексных схем охраныокружающей среды. Указанные программы и схемы согласовываются с Министерствомприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или еготерриториальными органами. Разработка программ и мероприятий по рациональномуиспользованию природных ресурсов и охране окружающей среды в пределахадминистративно-территориальных единиц осуществляется соответствующими местнымиСоветами депутатов, исполнительными и распорядительными органами по согласованиюс территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающейсреды Республики Беларусь. Юридические лица и индивидуальные предприниматели,осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредноевоздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать иосуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленномзаконодательством Республики Беларусь.
Финансирование программ имероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охранеокружающей среды производится за счет: средств республиканского и местныхбюджетов; средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы; средствюридических лиц и индивидуальных предпринимателей; средств граждан, в том числеиностранных; кредитов банков; иностранных инвестиций; иных привлекаемых длявыполнения этих программ и мероприятий внебюджетных источников, не запрещенныхзаконодательством Республики Беларусь.
Экономическоестимулирование охраны окружающей среды осуществляется на основе: установления всоответствии с законодательством Республики Беларусь льгот по налогообложениююридических лиц и индивидуальных предпринимателей при внедрении имималоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, специальногооборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду, прииспользовании отходов в качестве вторичного сырья и осуществлении инойприродоохранной деятельности; установления льгот по кредитованию мероприятий поохране окружающей среды за счет средств республиканского и местных бюджетов; ускореннойамортизации оборудования и других объектов, предназначенных для охраны иоздоровления окружающей среды. Законодательством Республики Беларусь могутустанавливаться и иные виды экономического стимулирования в области охраныокружающей среды.
/>Общее природопользование является бесплатным. Специальноеприродопользование осуществляется на платной основе, если иное не установленозаконодательными актами Республики Беларусь. Платежи за природопользованиевключают платежи за использование природных ресурсов и платежи за вредноевоздействие на окружающую среду. Платежи за вредное воздействие на окружающуюсреду взимаются за: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросысточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; размещение отходов; ввозна территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ и (или) продукции,содержащей озоноразрушающие вещества; иные виды вредного воздействия наокружающую среду, перечень которых определяется Советом Министров РеспубликиБеларусь.
При осуществленииприродопользования устанавливаются лимиты, и взимается плата за использованиеотдельных видов природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферныйвоздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду,размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую среду впределах установленных и сверх установленных лимитов. За природопользованиесверх установленных лимитов плата взимается в кратном размере, определенномзаконодательством Республики Беларусь. Размер платы, порядок и условия еевзимания определяются законодательством Республики Беларусь. Внесение платы заиспользование природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферныйвоздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду,размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую среду неосвобождает природопользователя от осуществления мероприятий по охранеокружающей среды и возмещения вреда, причиненного в результате вредноговоздействия на окружающую среду.
/>Для финансирования государственных, отраслевых и иных программ имероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охранеокружающей среды и иных целей в области охраны окружающей среды в РеспубликеБеларусь создаются республиканский, областные, Минский городской, районные игородские фонды охраны природы, которые являются государственными целевымибюджетными фондами. Источниками формирования государственных целевых бюджетныхфондов охраны природы могут быть: платежи за вредное воздействие на окружающуюсреду; средства, полученные в счет возмещения вреда, причиненного в результатевредного воздействия на окружающую среду; штрафы за загрязнение окружающей среды,нерациональное использование природных ресурсов и иные нарушениязаконодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды; средства отреализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государстваорудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи,незаконно добытой с помощью этих орудий продукции; добровольные взносыюридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных; иныесредства в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Порядок формированиягосударственных целевых бюджетных фондов охраны природы определяется законом обюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Направления использованиясредств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы определяет СоветМинистров Республики Беларусь в соответствии с законом о бюджете на очереднойфинансовый (бюджетный) год. За счет добровольных взносов юридических лиц,граждан и иных источников, не противоречащих законодательству РеспубликиБеларусь, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могутсоздаваться общественные фонды охраны природы, которые расходуются напроведение мероприятий по охране окружающей среды, а также на формированиеэкологической культуры граждан.
Экологическое страхованиепредставляет собой страхование гражданской ответственности юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей за вред, причиненный окружающей среде, жизни,здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц в результатезагрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду. Экологическоестрахование осуществляется в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь о страховании.
2. Экологический налог
Плательщиками налога заиспользование природных ресурсов (экологического налога) являются организации ииндивидуальные предприниматели. />Филиалы,представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций,имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующимобъектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих организаций. />
Индивидуальныепредприниматели — плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателейи иных физических лиц освобождаются от уплаты налога за использование природныхресурсов (экологического налога).
/>/>Налогом облагаются: — />объемы используемых (изымаемых, добываемых)природных ресурсов; — />объемы переработанныхнефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти; — объемывыводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ; — объемыперемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов; — объемыотходов производства, размещенных на объектах размещения отходов; — объемыразмещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утратившихсвои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результатеуничтожения товаров, помещенных под этот режим; — объемы полезных ископаемых,добытых на разведанных за счет средств бюджета месторождениях, в стоимостномвыражении; — объемы производимой и (или) импортируемой пластмассовой тары ииных товаров, после утраты потребительских свойств, которых образуются отходы,оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организациисистем их сбора, обезвреживания и (или) использования. Перечень производимой и(или) импортируемой пластмассовой тары и иных товаров, после утратыпотребительских свойств, которых образуются отходы, оказывающие вредноевоздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора,обезвреживания и (или) использования, устанавливается Президентом РеспубликиБеларусь;
/>Налог состоит из: — платежей за использование (изъятие, добычу) природныхресурсов, платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросысточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, платежей за размещениеотходов производства в пределах установленных лимитов, сверх установленныхлимитов либо без установленных лимитов в случаях, предусмотренныхзаконодательством; — платежей за переработку нефти и нефтепродуктоворганизациями, осуществляющими переработку нефти; — платежей за перемещение потерритории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов; — платежей загеологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета; — платежей заразмещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утратившихсвои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результатеуничтожения товаров, помещенных под этот режим; — платежей за производство и(или) импорт пластмассовой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств,которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую средуи требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования;
/>Лимиты используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, заисключением объектов животного мира, устанавливаются Советом МинистровРеспублики Беларусь и местными Советами депутатов по согласованию со специальнона то уполномоченными государственными органами. Лимиты на изъятие объектовживотного мира устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраныокружающей среды Республики Беларусь. />Лимитыдопустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточныхвод или загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются СоветомМинистров Республики Беларусь по представлению специально на то уполномоченныхгосударственных органов. Лимиты размещения отходов производства устанавливаютсяв соответствии с законодательством об отходах.
/>/>Ставки налога за использованиеприродных ресурсов, за исключением платежей за переработку нефти инефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти,устанавливаются Президентом Республики Беларусь. />Запереработку организациями, осуществляющими переработку нефти, 1 тонны нефти илинефтепродуктов налог взимается по ставке 2800 белорусских рублей. />За выбросы загрязняющих веществ в атмосферныйвоздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду сверхустановленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установлениепредусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размереустановленной ставки налога. />За превышениеустановленных лимитов (объемов) использования (изъятия, добычи) природныхресурсов либо использование (изъятие, добычу) природных ресурсов безустановленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь лимитов(объемов) налог взимается в 10-кратном размере установленной ставки налога. Заразмещение отходов производства сверх установленных лимитов либо безустановленных лимитов, если их установление предусматриваетсязаконодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставкиналога. />Льготы по налогу за использованиеприродных ресурсов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
/>/>Налог за использование природныхресурсов исчисляется и уплачивается индивидуальными предпринимателямиежеквартально, а остальными плательщиками — ежемесячно исходя из фактическогообъема использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросовзагрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод или загрязняющихвеществ в окружающую среду, размещения отходов производства или товаров,помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительскиесвойства, отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенныхпод этот режим, произведенных и (или) импортированных пластмассовой тары и иныхтоваров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы,оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организациисистем их сбора, обезвреживания и (или) использования, переработанных нефти инефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, перемещаемыхпо территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов, а также объемаполезных ископаемых, добытых на разведанных за счет средств бюджетаместорождениях, в стоимостном выражении. Исчисленные суммы налога заиспользование природных ресурсов, за исключением платежей за переработку нефтии нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти,индексируются с использованием коэффициента, установленного законом РеспубликиБеларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год./>Налоговые декларации (расчеты) по налогу заиспользование природных ресурсов представляются налоговым органаминдивидуальными предпринимателями ежеквартально не позднее 20-го числа месяца,следующего за отчетным кварталом, остальными плательщиками — ежемесячно непозднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Налоговыедекларации (расчеты) по налогу за использование природных ресурсовпредставляются в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика и поместу расположения объекта налогообложения. Платежи вносятся в бюджетиндивидуальными предпринимателями ежеквартально не позднее 22-го числа месяца,следующего за отчетным кварталом, остальными плательщиками — ежемесячно непозднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
/>Платежи за использование (изъятие, добычу) природныхресурсов, платежи за переработку нефти и нефтепродуктов организациями,осуществляющими переработку нефти, полностью зачисляются в бюджеты областей иг.Минска. />Платежи за выбросы загрязняющихвеществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ вокружающую среду, размещение отходов производства или товаров, помещенных подтаможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, атакже отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных подэтот режим, полностью зачисляются в фонды охраны природы. />Платежи за геологоразведочные работы, выполненныеза счет средств бюджета, за перемещение по территории Республики Беларусь нефтии нефтепродуктов полностью зачисляются в республиканский бюджет. Платежи запроизводство и (или) импорт пластмассовой тары полностью зачисляются в фондыохраны природы, а за производство и (или) импорт иных товаров, после утратыпотребительских свойств, которых образуются отходы, оказывающие вредноевоздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора,обезвреживания и (или) использования, — в республиканский бюджет. />Суммы налога за использование природных ресурсовв пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательствомустановление лимитов не предусмотрено, а также за производство и (или) импортпластмассовой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств которыхобразуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду итребующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования,включаются в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и в затраты попроизводству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые приналогообложении, сверх установленных лимитов — уплачиваются за счет средств, остающихсяв распоряжении плательщиков налога. />Платежи запереработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработкунефти, включаются в цену продукции и не учитываются в составе объекта обложенияпри исчислении налога на прибыль
3. Экологическая экспертиза и экологический мониторинг
Экологическая экспертизапроводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и инойдеятельности требованиям в области охраны окружающей среды. В РеспубликеБеларусь проводятся государственная экологическая экспертиза и общественнаяэкологическая экспертиза.
Государственнаяэкологическая экспертиза организуется и проводится Министерством природныхресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальнымиорганами. Порядок проведения государственной экологической экспертизыустанавливается законодательством Республики Беларусь о государственнойэкологической экспертизе.
Общественнаяэкологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественныхобъединений и граждан независимыми специалистами, которые в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь, вправе получать отзаказчика (инициатора планируемой хозяйственной и иной деятельности)документацию, подлежащую общественной экологической экспертизе, в том числематериалы по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной ииной деятельности, а также иные материалы, необходимые для проведенияобщественной экологической экспертизы. Заключение общественной экологическойэкспертизы может направляться в органы, которые проводят государственнуюэкологическую экспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, атакже иным заинтересованным лицам и носит рекомендательный характер. Финансированиеобщественной экологической экспертизы производится за счет средств ееинициаторов — общественных объединений и (или) граждан.
В целях обеспечениявзаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки ипрогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных иантропогенных факторов, получения и предоставления полной, достоверной исвоевременной информации о состоянии окружающей среды и воздействии на неесоздается Национальная система мониторинга окружающей среды в РеспубликеБеларусь. Ведение Национальной системы мониторинга окружающей среды вРеспублике Беларусь осуществляется в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь. Координацию ведения Национальной системы мониторингаокружающей среды в Республике Беларусь осуществляет Министерство природныхресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Мониторинг окружающейсреды осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды (в томчисле за состоянием окружающей среды в районах расположения источников вредноговоздействия и воздействием этих источников на окружающую среду), обеспечениягосударственных органов, юридических лиц и граждан полной, достоверной исвоевременной информацией, необходимой для управления и контроля в областиохраны окружающей среды и природопользования. Мониторинг окружающей средыявляется составной частью Национальной системы мониторинга окружающей среды вРеспублике Беларусь. Мониторинг окружающей среды проводится Министерствомприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, инымиорганами государственного управления в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь. Проведение мониторинга окружающей среды иными органамигосударственного управления осуществляется по согласованию с Министерствомприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Органы государственногоуправления и юридические лица в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь, безвозмездно передают в Министерство природных ресурсов иохраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органыматериалы наблюдений за состоянием окружающей среды. Государственные органы,юридические лица и граждане в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь, вправе запрашивать и безвозмездно получать от Министерстваприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и еготерриториальных органов информацию о состоянии окружающей среды и воздействиина нее, полученную в результате мониторинга окружающей среды. Республиканскиеорганы государственного управления, местные исполнительные и распорядительныеорганы, юридические лица при разработке прогнозов социально-экономическогоразвития и принятии соответствующих решений, разработке программ и мероприятийпо рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды,размещении производственных и иных объектов должны учитывать данные мониторингаокружающей среды, а также использовать их для информирования граждан осостоянии окружающей среды и мерах по ее охране.
Порядок проведения и использования,данных мониторинга окружающей среды определяется Советом Министров РеспубликиБеларусь.
4. Оценка воздействия на окружающую среду
Оценка воздействия наокружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и инойдеятельности, которая может оказать вредное воздействие на окружающую среду. Переченьвидов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценкавоздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельностипроводится в обязательном порядке, утверждается Министерством природныхресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Порядок проведения оценкивоздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности,требования к материалам и содержанию отчета о результатах проведения такойоценки устанавливаются законодательством Республики Беларусь о государственнойэкологической экспертизе.

Список использованных источников
1) КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.
2) ЗаконРеспублики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 года. №1982-ХII. Ведомости Верховного СоветаРеспублики Беларусь 1993г. №1.
3) ЖелваковЭ. Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа«Интел-Синтез». 2000.
4) ЕрофеевБ. В. Экологическое право. Учебник. Издание второе, переработанное идополненное. М.: Юрист. 2001.
5) С.А.Балашенко, Д. М. Демичев. Экологическое право. Издание второе. Минск «УРАДЖАЙ».2000. – 398с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Хуліганство 2
Реферат Бюджетный дефицит и государственный долг Особенности в Республике Беларусь
Реферат Анализ мировых и внутренних цен на хлопок
Реферат Реферат Политико-правовые взгляды ММ Сперанского и НМ Карамзина
Реферат Общая физическая подготовка: цели и задачи
Реферат Информационно-обучающая среда: проблемы формирования и организации учебного процесса
Реферат Ближневосточная проблема в международном аспекте турецко-израильских отношений
Реферат Chacun Son Bonheur Essay Research Paper Dans
Реферат Олимпийское движение, руководимое МОК
Реферат Организация здравоохранения
Реферат Организационно-методические особенности творческого преподавания лечебной гимнастики
Реферат Selfhelp Groups Essay Research Paper Selfhelp groups
Реферат Химически опасные объекты РФ, аварии на них 4
Реферат Аскания-Нова
Реферат Философские идеи Дж.Р.Р. Толкиена