КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по курсу«Теория государства и права»
Вопрос 1.Понятие и классификация функций государства
Функции государства и их содержаниеобусловлены, в основном, следующими факторами:
а) потребностью обеспечения самыхнеобходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор);
б) сущностью государства, егоприродой;
в) целями и задачами государства.
В литературе предлагаются различныеварианты деления функций на виды: общесоциальные (вытекающие из потребностейобщества в целом) и классовые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренниеи внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства);постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные(рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайныйхарактер).
Профессор М.И. Байтин полагает, чтосуществуют функции основные и неосновные. Такое деление, однако, вызываетсомнение, ибо (исходя из традиционного определения функций государства,которого Байтин и придерживается) получаем в итоге «неосновные основныенаправления деятельности государства».
Еще 200 лет назад Адам Смит в книге«Исследование о природе и причинах богатства народов», обосновывая максимальнуюсвободу человека, живущего в условиях рыночного хозяйства, указал на трифункции государства:
1) оборону;
2) определение меры свободы каждогопосредством установления одинаковых для всех правил и обеспечения правосудиякак средства решения социальных конфликтов между членами общества;
3) организацию учреждений, которые немогут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы им, например почты,полиции, и т. д.
По мнению проф. Л.И. Спиридонова,существует генеральная функция государства (реализация общих дел,обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования), котораяреализуется в его внешних и внутренних функциях. К числу внешних он относитвоенную (она может быть в зависимости от характера государства функцией обороныили агрессии), функции внешнеполитических, экономических и культурных связей иэкологическую функцию, обеспечивающую международное сотрудничество в делесохранения окружающей среды.
К числу внутренних автор, вчастности, относит функцию обеспечения общественного порядка (охранапредпосылок существования человека); экономическую (регулирование рынка,разработка и обеспечение общенациональных экономических программ и т. п.);культурную (развитие образования, науки, учреждений культуры); социальную;фискальную (сбор налогов как главного источника финансирования всейгосударственной деятельности).
К внутренним функциям современногороссийского государства в литературе (Л.А. Морозова) относят следующие:
функцию обеспечения народовластия;
экономическую функцию;
социальную функцию;
функцию налогообложения и финансовогоконтроля;
экологическую функцию;
функцию охраны прав и свобод граждан,обеспечения законности и правопорядка.
К внешним функциям:
функцию интеграции в мировуюэкономику;
обороны страны;
поддержки мирового правопорядка;
сотрудничества с другимигосударствами в решении глобальных проблем современности.
Вопрос 2.Формы и методы реализации функции государства
Методы осуществленияфункций государства – способы воздействия государства на субъектов гражданскогообщества в процессе решения стоящих перед ним задач.
Государственная власть,как и другие формы социальной власти, осуществляется двумя основными методами:под воздействием авторитета государства – методом убеждения; под воздействиемсилы – методом принуждения.
В первом случае властныепредписания признаются и добровольно выполняются субъектами общественной жизни,осознающими, что государство действует в их общих интересах. Во втором –решения проводятся вопреки воле управляемых, когда они добровольно неподчиняются предписаниям государственной власти.
Принуждение можетреализоваться посредством подавления – ограничения возможностей для отдельныхлиц или организаций противодействовать власти. Принуждение осуществляется и вформе насилия – прямого психического или физического воздействия на людей, неподчиняющихся требованиям органов власти.
В процессе историческогоразвития все больший удельный вес при реализации функций государстваприобретает метод убеждения. Метод принуждения применяется в рамках, строгоопределенных правом, только по отношению к отдельным лицам. В цивилизованномобществе основой осуществления функций государства является не сила, аавторитет государственной власти.
Вопрос 3.Структура государства и государственный аппарат
Термин «государственный аппарат» вотечественном государствоведении употребляется в двух значениях. В широкомсмысле под «государственным аппаратом» понимается вся система органовгосударства и должностных лиц. В узком смысле под «государственным аппаратом»понимается подсистема органов государственного управления – исполнительно-распорядительный(профессионально-управленческий, «чиновничий») аппарат.
Следует иметь в виду, что системаорганов государства – это еще не все государство. В целом государство состоитиз государственных организаций. К государственным же организациям относятся:
а) органы государства;
б) государственные учреждения;
в) государственные предприятия.
Государственные учреждения игосударственные предприятия выступают как самостоятельные подразделениягосударства. При этом, однако, администрации этих предприятий и учрежденийвключаются в общую систему государственных органов.
Нужно обратить внимание на то, что всистему органов государства не входят органы местного самоуправления.
Наряду с государственными органамивыделяют должностных лиц государства. «Должностное лицо» – это не некоефизическое лицо, а «индивидуальный» элемент государства, своего рода«индивидуальный орган», который занимает свое место в системе органовгосударства, имеет свою компетенцию. «Должностное лицо» можно понимать какячейку в системе государства, которую на тот или иной период времени можетзанимать то или иное физическое лицо, по своим качествам соответствующее даннойдолжности. Высшее должностное лицо России – Президент.
Для государственного органахарактерны следующие признаки:
государственный орган, как игосударство в целом, есть определенное социальное, то есть общественноеобразование;
государственный орган есть элементгосударства;
государственный орган представляетсобой целостное образование –систему, имеющую свой состав (совокупностьэлементов – подразделений государственного органа) и свою структуру (способсвязи элементов), то есть то, что, собственно, и делает государственный орган организацией;
государственный орган естьразновидность государственной организации;
от других государственных организацийгосударственный орган отличает то, что он наделен государственно-властнымиполномочиями;
каждый государственный орган имеетсвою, установленную законом, компетенцию (круг ведения), в рамках которой он идолжен действовать;
в рамках своей компетенциигосударственный орган выступает от имени государства;
каждый государственный орган имеетсвои функции.
Под принципами организации идеятельности государственного аппарата в литературе понимают «наиболее важные,ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования».
Вопрос 4.Статус главы государства в монархической и республиканской форме правления
С точки зрения полноты власти монархаможно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) иконституционная (ограниченная).
В условиях абсолютноймонархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всейполнотой верховной государственной власти – законодательной, исполнительной,судебной. В таком государстве нет парламента – законодательного органа,избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих властьмонарха. Примером абсолютной монархии в настоящее время является СаудовскаяАравия.
Конституционная монархия представляетсобой такую форму правления, при которой власть монарха по конституцииограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает впериод становления буржуазного общества и в настоящее время существует вАнглии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государстваэтой формы правления функционируют в демократическом режиме.
Конституционная монархияможет быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархииорганизация высших органов государственной власти носит двойственный характер:монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формируетправительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежитпарламенту.
Для парламентарной монархиихарактерны следующие черты:
а) власть монарха ограничена во всехсферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;
б) исполнительная властьосуществляется правительством, которое в соответствии с конституциейответственно перед парламентом, а не монархом;
в) правительство формируется изпредставителей партии, победившей на выборах;
г) главой государства становитсялидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;
д) законы принимает парламент, аподписание их монархом представляет формальный акт.
Характерным примером парламентарноймонархии является Великобритания.
Для президентской республикихарактерно:
а) соединение в руках президентаполномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия,Мексика);
б) президент избирается населениемили его представителями на выборах (выборщиками);
в) президент самостоятельно (неисключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственноперед президентом, а не парламентом;
г) президент наделен такимиполномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролироватьдеятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, правовето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.
Типичный пример президентскойреспублики – США.
Главной отличительной особенностьюпарламентской республики является принцип политической ответственностиправительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующимичертами:
а) верховная власть принадлежитпарламенту, избираемому населением;
б) президент является главойгосударства, но не главой правительства;
в) правительство формируется толькопарламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии(располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;
г) правительство ответственно передпарламентом;
д) президент избирается либопарламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;
е) наличие должностипремьер-министра, который является главой правительства и лидером правящейпартии или партийной коалиции;
ж) правительство остается у власти дотех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (вдвухпалатных парламентах — большинства нижней палаты), а в случае утраты такойподдержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис,либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначениявнеочередных парламентских выборов;
з) президент как глава государстваобнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначаетглаву правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.
Парламентскими республиками являютсяИталия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.
Некоторые страны относят к«полупрезидентским» (президентско-парламентским) республикам (Франция,Финляндия, Россия).
Списоклитературы
1. Конституция РФ.
2. Алексеев С.С. Государство иправо. Начальный курс. М.: Юридическая литература, 2004.
3. Законность в РоссийскойФедерации. Сборник статей. М, 2006.
4. Клочков В.В. Требованиязаконности: понятие, виды, генезис.//Конституционная законность и прокурорскийнадзор. М., 2006.
5. Кудрявцев В.Н. Право какэлемент культуры. Право и Власть. М., 2006.
6. Лазарев В.В. и др. Общаятеория права и государства. М., 2004.
7. Матузов Н.И. Право иличность. Общая теория права. Н. Новгород, 2003.
8. Новый юридическийэнциклопедический словарь. М, 2007.