МИКРОЭКОНОМИКА Под потребностями понимается желание потребителей купить и использовать какие-либо блага. Эти блага приносят потребителю удовлетворение. Потребности – подразделяются на: конечные – необходимость в благах которые непосредственно потребляются; вторичные – необходимы для конечных. Список потребностей безграничен, удовлетворение одной потребности порождает другие. Ресурсы или факторы производства – все природные, людские и произведенные человеком
блага, которые используются для производства товаров и услуг. Ресурсы: земля (все естественные ресурсы, принимаемые в процессе производства); капитал или инвестиционные ресурсы (все средства, произведенные человеком); труд (все физические и умственные способности людей, применимые в процессе производства); предпринимательство (способности, характерные не для всех). Кривая производственных возможностей – это геометрическое место точек, каждая из которых показывает
max возможный объем производства двух благ при имеющихся в экономике технологиях и использовании всех ресурсов. Теория рынка опирается на три принципа: 1) принцип предельного или маргинального анализа. Рынку свойственны плавные переходы между различными состояниями, т.е. рыночное пространство непрерывно; 2) принцип экономической рациональности. Субъекты делают свой выбор на основе сопоставления выгод и затрат. 3) принцип издержек альтернативного выбора.
Субъекты должны искать наиболее эффективное применение имеющимся ресурсам. Спрос – это обобщающее понятие, описывающее поведение фактических и потенциальных покупателей. Закон спроса: при общих равных условиях объем спроса на товар увеличивается при снижении цены: а) чем ниже цена, тем больше желающих купить товар; б) чем ниже цена, тем больше возможности у потребителей купить этот товар. Детерминанты спроса: 1) цены на другие товары.
Три категории благ: а) взаимодополняемые или комплиментарные товары; б) взаимозаменяемые или товары субституты; в) независимые блага. 2) доходы потребителей: увеличение дохода потребителей влечет рост спроса. Виды благ: а) низшие блага; б) нормальные блага; в) предметы роскоши. 3) вкусы потребителей; реклама, мода, национальные традиции, предпочтения группы интересов; 4) Ожидания потребителей: а) положительное (увеличивают спрос); б) отрицательные (сокращают спрос);
5) Государственное регулирование: регулирование выхода на рынок потребителя; налогообложение. Предложение – характеризует тот объем продукции, который готовы поставить фактические и потенциальные поставщики за определенный период времени. Предложение характеризуют: 1) объем предложения Qs; 2) цена предложения Ps. Закон предложения: чем выше цена, тем больше продукции готовы поставить на рынок фактические и потенциальные поставщики.
Детерминанты предложения: 1) Цены на факторы производства: изменение цен влечет изменение объема поставок; 2) Имеющиеся технологии; 3) Состояние производственных мощностей; 4) Ожидания поставщиков; 5) Государственное регулирование: введение рентных платежей; 6) Модель конкуренции на рынке. Рыночное равновесие: движение к равновесию объясняют несколько моделей. Модель А. Маршалла: импульсом к равновесию служат цены на спрос и предложение (разрыв между этими ценами).
Модель Л. Вальраса и Маршалла являются статистическими. 6. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - это степень чуткости потребителей к изменению цены продукции. Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции может значительно различаться в зависимости от продукта. В связи с этим различают несколько видов эластичности.
Наиболее распространенной характеристикой кривой спроса является ее ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПО ЦЕНЕ, т.е. отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению его цены при прочих равных условиях. Рассчитанная эластичность спроса по цене называется точечной, т.к. за точку отсчета принимается конкретная координата кривой спроса. Ценовая эластичность спроса всегда имеет отрицательное значение, что объясняется законом спроса.
Рассчитывают также дуговую эластичность спроса по цене. когда в качестве значении цен и количества продукции берется среднеарифметическое значение исследуемого интервала. Для измерения эластичности существует специальный показатель - коэффициент эластичности: ЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС - когда небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции ( Е > 1 ). Это приводит к тому. что снижение цены приводит к такому увеличению
продажи продукции, в результате которого возрастает общая выручка. Заметим, что выручка равна произведению объема проданной продукции 0 на цену продажи Р. т. е. равна площади. заштрихованной на рисунке. К товарам эластичного спроса относятся: а) предметы роскоши (драгоценности, деликатесы. меха и т.п.). 61вещи. приобретение которых существенно ощутимо для семейного бюджета (автомобили. холодильники,
телевизоры). в) легко заменяемые товары (фрукты. овощи. и пр.1) НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС наблюдается. когда существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок ( Е<1 ). В результате снижения цен происходит столь незначительный рост покупок, что общая выручка падает. К товарам неэластичного спроса относятся: 1) Предметы первой необходимости (инсулин. квартплата);
2) Вещи. приобретение которых мало ощутимо для семейного бюджета; 3) Труднозаменимые товары (электро -лампочки. соль). Кардиналистский подход: анализирует поведение потребителя на основе количественного измерения потребности. Опирается на несколько гипотез: а) Потребитель стремится получить max удовлетворение от потребительского блага; б) Каждый потребитель может выразить свое желание купить блага с помощью количественной оценки
полезности. Ординалистский подход: анализирует поведение потребителя на основе порядкового измерения полезности. Потребитель ориентируется на набор благ. В основе этой концепции лежат гипотезы: а) Гипотеза множественности, потребитель желает иметь разнообразные блага; б) Ненасыщенность: потребитель предпочитает большое количество данного блага меньшему; в) Упорядоченность: при наличии двух различных наборов блага потребитель всегда предпочитает один набор
другому. Кривая доход–потребление позволяет на одном графике связать все точки равновесия потребителя с учетом динамики дохода. Все цены неизменны. Для нормальных товаров кривая доход-потребление имеет положительный наклон. Для некачественных товаров кривая доход-потребление будет разворачиваться к той оси, где учитывается количество некачественного блага при изменении дохода. Кривая цена-потребление строится из предположения, что доход потребителя неизменен.
Когда при фиксированном бюджете потребителя меняется цена одного из благ, тогда бюджетные линии поворачиваются вокруг точки своего пересечения с осью другого блага, тем самым она достигает разные кривые безразличия. Соединение всех точек касания меняющейся бюджетной линии с кривой безразличия образует линию цена-потребление. Бухгалтерские издержки (реальные платежи внешним поставщикам; все затраты которых подкреплены счетами). Экономические издержки включают в себя затраты на ресурсы, принадлежащие фирме плюс нормальная прибыль.
Олигополия – Это рынок с условиями: небольшое число участников (от 2 до 10); на рынок может поставляться как стандартная, так и дифференцируемая продукция; на рынке полностью отсутствует информация; вход на рынок часто защищен теми же барьерами, что и на монопольном рынке. Модель дуополии Курно. Это наиболее простая модель, описывающая процесс ценообразования при наличии только двух продавцов стандартной продукции. Фирма уравновешивает объемы предложения продукции с учетом
реакции конкурента. Рынок факторов производства распадается на: 1) Рынок труда; 2) Рынок капитала; 3) Рынок земли. Спрос на факторы производства зависит от временного периода. В краткосрочном периоде как правило основной капитал неизменен. Фирма максимизирует прибыль, определяя оптимальный объем выпуска.
Чистая монополия – это когда одна фирма является единственным производителем продукта, к которого нет близких заменителей (товара). Основные черты монополии: единственный производитель, нет близких заменителей (товара), диктующий цену
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |