Реферат по предмету "Микроэкономика"


Уставный фонд предприятия

Уставный фонд предприятия П Л А Н 1. Организационные формы предприятий. 2. Формирование уставного фонда. 3. Состав активов предприятия. 4. Определение потребности в отдельных видах активов предприятия. 1. Организационные формы предприятий Формирование предприятия любой организационной формы предпринимательской деятельности начинается с формирования уставного фонда.


Уставный фонд - это выделенные или при¬влеченные предприятием финансовые ресурсы в виде денежных средств, имущества, других материальных ценностей, нематериальных активов, ценных бумаг, которые за¬креплены за предприятием на правах собственности и пол¬ного хозяйственного владения. За счет уставного фонда пред¬приятие формирует свои собственные средства. Порядок и источники формирования уставного фонда пред¬приятия зависят от организационного типа предприятия


и фор¬мы собственности. Предприятие - это самостоятельно хозяйствующий субъект, который имеет право юридического лица и осуществляет про¬изводственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятель¬ность с целью получения соответствующей прибыли. По форме собственности предприятия могут быть частными, коллективными, государственными и смешанными (т. е. объе¬диняющими вышеназванные формы собственности в различных ва¬риантах и пропорциях). На основе различных форм собственности современная эко¬номика выделяет три правовые формы


организации предприя¬тий: 1) единоличное владение; 2) товарищество (партнерство); 3) корпорация. Выбор организационной формы предприятия зависит от мно¬гих факторов, в том числе от особенностей сферы будущего бизнеса и персональных качеств самого предпринимателя или учредителей. Единоличное владение - это предприятие, владельцем ко¬торого является одно лицо (или семья). В этом случае предпри¬ниматель владеет материальными ресурсами и оборудованием, необходимыми для производственной


деятельности, лично конт¬ролирует деятельность предприятия, получает доход и несет от¬ветственность по долгам, обязательствам и другой задолженно¬сти предприятия. Как одна из наиболее простых и распространенных форм организации предприятия (бизнеса) единоличное владение име¬ет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим наиболее существенные из них. Преимущества единоличного владения: 1) легко начать и прекратить бизнес, поскольку это не требует значительных


затрат времени и средств на юридические услуги и исключает бюрократическую волокиту (во многих за¬падных странах принята не разрешительная, а заявительная форма регистрации единоличных владений); 2) нет необходимости, принимая решения, добиваться согла¬сия партнеров, что свидетельствует о высокой степени самостоя¬тельности, свободы и оперативности действий. Поэтому данная форма подходит людям с четко выраженными индивидуальными предпринимательскими качествами;


3) получаемый доход полностью зависит от успешной дея¬тельности предпринимателя. Это побуждает его вести дело эффективно: напряженно трудиться, тщательно контролировать, принимать осторожные, взвешенные решения и максимально расширять деловые операции. В данной форме предприятия за¬действован максимум побудительных мотивов деятельности, в том числе моральная удовлетворенность своей работой; 4) единоличное владение дает возможность лучше сохранять секреты относительно


технологии, техники, организации произ¬водства и т. п.; 5) в некоторых странах налогообложение доходов единоличного владения не отличается от налогообложения физических лиц, что существенно упрощает учет. Недостатки единоличного владения: 1) трудности в привлечении больших финансовых средств. Начинающий предприниматель, как правило, не располагает достаточной суммой денег для начала бизнеса,


а из-за низкого рейтинга кредитоспособности по сравнению с рейтингом крупных фирм доступ к кредитам коммерческих банков затруднен. Затруд¬нено получение финансовых средств и из других источников; 2) наиболее важный недостаток состоит в том, что единолич¬ный владелец является субъектом неограниченной ответственно¬сти. Самостоятельные предприниматели рискуют в случае не¬удачи в бизнесе потерять не только активы фирмы, но и свое личное имущество, так как обычно активы и личное имущество выступают гарантией


при получении кредитов; 3) трудности разделения труда и специализации в производ¬стве и менеджменте. Предприниматель может и должен осуще¬ствлять полный контроль над деятельностью своей фирмы: осуществлять общее руководство; принимать решения относи¬тельно приобретения ресурсов, продажи продукции; управлять техническим и организационным развитием предприятия и осу¬ществлять это лично. Иначе говоря, преимущества от разделе¬ния и кооперации труда в больших фирмах недоступны для единоличных


владельцев. К тому же лишь немногие люди имеют способности, необходимые для эффективной профессиональной деятельности во всех направлениях; 4) неопределенность сроков деятельности. Единоличное вла¬дение существует лишь до тех пор, пока дееспособным является сам предприниматель. В связи с такой неопределенностью времени существования единоличного владения другие бизнес¬мены неохотно заключают долгосрочные финансово-хозяйствен¬ные договоры с его владельцем;


5) большие физические и психологические нагрузки на пред¬принимателя в связи с необходимостью личного осуществления всех функций управления предприятием (мелкий собственник, как показывает практика, работает в среднем по 12 часов в сутки без выходных); 6) функциональные недостатки. В связи с трудностями в по¬лучении кредитов и финансовых средств из других источников единоличное владение сталкивается, как правило, с проблемами оперативного характера.


Например, неудачное расположение предприятия; необустроенные здания; несовременное оборудова¬ние; трудности с выплатой заработной платы наемным работ¬никам; невозможность приобретения сырья, материалов и комп¬лектующих деталей в достаточных количествах. Товарищество (партнерство) - это предприятие, организа¬ция или учреждение, созданное по соглашению двух или боль¬шего числа отдельных лиц (в том числе юридических) путем объединения их денежных средств, имущества и предпринима¬тельской деятельности.


Объединяя свои финансовые ресурсы и умение вести дело, партнеры, таким образом, распределяют риск, а также прибыли и убытки. С точки зрения ответственности партнеров по долгам и обя¬зательствам товарищества делятся на общие (простые) и огра¬ниченные. Общее (простое) товарищество характеризуется тем, что каждый его участник несет неограниченную ответственность по долгам и обязательствам товарищества. Это означает, что если один из партнеров не в состоянии выплатить свою долю това¬рищества, то другой


(или другие) партнер обязан рассчитаться с кредиторами за него. В общем товариществе каждый партнер имеет право на заключение сделок и равный голос в управлении и контроле. Прибыли и убытки делятся между ними поровну, если иное не предусмотрено соглашением. Причем партнеры не обязательно должны вложить в общее товарищество равные до¬ли капитала. Кроме того, возможно внесение вместо финансовых средств опыта или профессиональных знаний партнера.


Общее товарищество подобно единоличному владению пре¬кращает свою деятельность в случае выхода из дела одного из партнеров. Ограниченное товарищество - это вид товарищества, при образовании которого определяется один или несколько участ¬ников в качестве генерального партнера. Роль и ответственность партнеров зависят от их статуса. Генеральный партнер управ¬ляет всем товариществом и несет неограниченную ответствен¬ность по его долгам


и обязательствам, а рядовые партнеры (с ограниченной ответственностью) не управляют бизнесом и не отвечают по обязательствам товарищества. Их ответственность ограничена личным вкладом в капитал товарищества. Поэтому выход из товарищества одного из партнеров не ведет к прекра¬щению деятельности ограниченного товарищества. Практика знает несколько организационных форм хозяй¬ственных товариществ, которые по степени участия партнеров в деятельности предприятия делятся на товарищества с ограни¬ченной ответственностью,


дополнительной ответственностью, полные и командитные. Товарищество с ограниченной ответственностью - это това¬рищество, участники которого несут ответственность за свою хозяйственную деятельность в пределах их вкладов (в виде имущества, денег, продуктов интеллектуального труда). Товарищество с дополнительной ответственностью - это предприятие, партнеры которого отвечают по его обязательст¬вам перед кредиторами своими вкладами в уставный фонд, а при недостаточности средств


- дополнительно принадлежа¬щим им личным имуществом в одинаковом для всех партнеров кратном размере. Предельный размер ответственности партне¬ров определяется в уставных документах. Полным называется товарищество, все участники которого занимаются общей предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Командитное товарищество - это предприятие, которое включает две категории партнеров: к одной относятся


партнеры, которые несут ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом; другая включает партнеров с ответ¬ственностью, ограниченной лишь вкладом в уставный фонд товарищества. Командитные товарищества относятся к ограни¬ченным товариществам. Общим для всех товариществ является наличие учредитель¬ного соглашения. Составление его - очень важный и ответ¬ственный этап создания товарищества, равно как и выбор парт¬неров.


Соглашение о товариществе - это юридический документ, определяющий права и ответственность партнеров. Он, как пра¬вило, включает такие пункты: наименование предприятия; фами¬лии, адреса партнеров; цель, сферу и месторасположение биз¬неса; дату начала функционирования товарищества; длитель¬ность соглашения; характеристику вклада каждого партнера (деньги, другое имущество, личные способности, опыт или труд, а также дату взноса); распределение ответственности по управ¬лению (равные права в управлении, генеральный


партнер, рядовой партнер); обязанности каждого партнера; оклад каж¬дого партнера, порядок распределения прибыли и возможных убытков; описание процедуры учета (кто его ведет, какие методы учета используются, где хранятся учетные документы); особенности финансовых процедур; порядок принятия в товари¬щество новых членов; условия выхода из товарищества рядового партнера (для командитного товарищества); условия приобрете¬ния доли партнера, вышедшего из товарищества (для командит¬ного товарищества); условия рассмотрения


претензий между партнерами; порядок ликвидации товарищества и распределе¬ния имущества между партнерами. Товарищество, как и единоличное владение, имеет свои пре¬имущества и недостатки. Преимущества товарищества: 1) финансовые возможности товарищества значительно шире финансовых возможностей единоличных владений за счет объе¬динения капитала нескольких партнеров. Коммерческие банки рассматривают товарищества как менее рискованную форму бизнеса и отдают им приоритет


в кредитовании; 2) свобода и оперативность действий. Как и единоличное владение, товарищество легко создать; 3) дополнительные возможности в разделении труда в про¬цессе управления. Чем больше партнеров, тем больше возмож¬ностей распределения между ними функций управления по их профессиональным и деловым способностям. Недостатки товарищества: 1) неограниченная ответственность.


Просчет одного из парт¬неров может привести к разорению других, так как они несут солидарную ответственность за убытки. Если же один из парт¬неров не имеет достаточных личных средств для покрытия своей доли в убытках, другие партнеры обязаны покрыть их за свой счет. Это создает взаимное недоверие партнеров друг к другу; 2) неповоротливость управления товариществом обусловлена зачастую недостатком опыта и несовместимостью


интересов партнеров. Это может быть также следствием коллективного управления; 3) трудности с распределением прибыли. Эти проблемы возникают тогда, когда партнеры внесли разные доли в устав¬ный фонд, отработали разное количество часов или организова¬ли разные по эффективности деловые операции; 4) частые разногласия между партнерами. Поводом их возникновения могут служить не только вопросы, распределения прибыли, но и руководства наемным персоналом, распределе¬ния обязанностей и т. п.;


5) трудности с ликвидацией. Если принимается новый парт¬нер или выходит из дела один из партнеров, необходимо юри¬дическое оформление нового партнерского соглашения. Эта не¬гибкость создает неудобства в процессе привлечения финансо¬вого капитала, необходимого для начала деятельности предпри¬ятия, финансирования его роста, заключения долгосрочных хо¬зяйственных соглашений. Кроме того, особые сложности возни¬кают по поводу разделения прибыли, имущества и долгов в про¬цессе


ликвидации. Названные выше организационно-правовые формы предпри¬нимательства используются преимущественно небольшими по размерам предприятиями. Крупные масштабы производства тре¬буют иных способов привлечения капитала и их использования, которые обеспечивают стабильное функционирование предприя¬тия. И такая форма предпринимательства - это корпорация. Корпорация - форма организации предприятия, предусмат¬ривающая разделение функций собственности и управления


между акционерами (собственниками акций) и менеджерами. Менеджеры самостоятельно (отдельно от собственников) заклю¬чают контракты, выступают истцом и ответчиком в суде, платят налоги и т. п. Акционеры же лично не отвечают по обязатель¬ствам корпорации и ее долгам. Ответственность акционеров по долгам корпорации ограничена лишь инвестированным капита¬лом (стоимостью акций). Преимущества корпораций: 1) корпорация - наиболее эффективная форма организации предпринимательской


деятельности с точки зрения возможности аккумулирования значительных денежных сумм. Многочислен¬ные юридические и физические лица могут через рынок цен¬ных бумаг (фондовую биржу) приобрести акции корпорации и принять участие в финансировании внедрения новой техники, передовой технологии, увеличении основных и оборотных средств; 2) каждый акционер отвечает по долгам корпорации только в пределах вложенных им денежных сумм, т. е. несет ограни¬ченную ответственность.


Кроме того, он может купить ценные бумаги нескольких корпораций. Эти обстоятельства позволяют акционеру распределять финансовый риск; 3) возможность легкого изменения собственника ценных бумаг посредством продажи акций через фондовую биржу либо дарения и завещания их наследникам. Эти изменения в составе собственников не нарушают целостности корпорации, а беспре¬рывность, постоянство ее существования создают возможность для перспективного планирования


и развития; 4) возможность получения дополнительных доходов от внедрения технологий массового производства, специализации в сфере производства и управления, привлечения более квали¬фицированных специалистов. Недостатки корпораций: 1) большие первоначальные затраты денежных средств и времени при регистрации за счет расходов на юридические услуги, подготовку регистрационных документов, выпуск ак¬ций и т. п.; 2) возможности злоупотреблений В связи с тем, что корпо¬рация является юридическим лицом, недобросовестные


мене¬джеры компании иногда получают возможность избежать лич¬ной ответственности за сомнительную производственную дея¬тельность; 3) возможности разногласий между менеджерами и владель¬цами акций в связи с существенными расхождениями между функцией собственности и функцией управления Часто разумные стремления менеджеров усовершенствовать производство или организацию труда не находят поддержки у акционеров, так как, увеличивая расходы, они уменьшают дивиденды;


4) трудности ликвидации в связи с существованием принци¬па ограниченной ответственности. Чаще всего корпорация пре¬кращает свое существование в результате слияния или погло¬щения другими фирмами. При всех сложностях и противоречиях становления и разви¬тия корпоративной (акционерной) формы хозяйствования в на¬шей стране за ней будущее, поскольку она вызвана к жизни ры¬ночной экономикой. Кроме того, предприятия имеют право на добровольных началах объединять свою производственную, научную,


коммер¬ческую и другие виды деятельности, если это не противоречит антимонопольному законодательству Украины. Предприятия могут объединяться в: 1) ассоциации - договорные объединения, созданные с целью постоянной координации хозяйственной деятельности. Ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность кого-либо из ее участников; 2) консорциумы - временные, уставные объединения про¬мышленного и банковского капитала для


достижения общей цели; 3) концерны - уставные объединения предприятий промыш¬ленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на основании полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей; 4) другие объединения по отраслевому, территориальному и иным принципам. 2. Формирование уставного фонда Функционирование предприятия какой-либо формы органи¬зации и формы собственности начинается с формирования уставного фонда.


Размер уставного фонда предприятия в какой-то мере опре¬деляет масштабы его производственно-хозяйственной деятельно¬сти. Однако не существует прямой связи между размерами уставных фондов предприятий различных отраслей народного хозяйства и их объемом производства продукции (товаров, работ и услуг). Последнее определяется и такими факторами, как спрос, предложение, цены, величина привлеченных банков¬ских кредитов и других финансовых ресурсов. Начальный размер уставного фонда фиксируется в


Уставе предприятия и других учредительных документах. Источниками формирования уставного фонда в зависимости от организацион¬но-правовых форм хозяйствования могут быть: 1. Акционерный капитал. 2. Паевые (долевые) взносы учредителей (участников). 3. Частный капитал предпринимателя. 4. Отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отрас¬левых структур). 5. Долгосрочный кредит. 6. Бюджетные средства. Размер уставного фонда характеризует первоначальную


сумму собственного капитала, необходимую для создания предприятия и начала его хозяйственной деятельности. Для предприятий от¬дельных сфер деятельности и организационно-правовых форм минимальный размер уставного фонда регулируется законода¬тельством .В процессе хозяйственной деятельности величина уставного фонда может изменяться. Источниками дополнитель¬ных денежных средств предприятия, необходимых для увеличе¬ния объема производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг) могут выступать:


1) средства, полученные от дополнительного выпуска акций, облигаций, других ценных бумаг; 2) средства, полученные от увеличения сумм взносов участ¬ников (учредителей) предприятия в уставный фонд; 3) средства других предприятий, перераспределенные в пре¬делах отраслевых финансовых ресурсов; 4) кредитные средства, привлеченные на краткосрочной и долгосрочной основе; 5) средства, выделенные из государственного бюджета .


Независимо от типа предприятия и формы собственности ус¬тавный фонд может увеличиваться: 1) на величину дополнительных взносов в уставный фонд участников и учредителей предприятия в любой форме, разре¬шенной законодательством Украины; 2) на величину части полученной прибыли, направленной на прирост собственных финансовых ресурсов; 3) за счет ввода в действие объектов, строительство которых инвестировалось из собственных средств; 4) за счет дооценки основных и оборотных средств предпри¬ятия


в результате проведения индексации, регламентированной законодательными и нормативными актами. Коэффициенты индексации устанавливаются одинаковыми для всех предприятий, независимо от форм собственности и организационно-правовой формы организации и зависят от индекса инфляции года. Однако в результате хозяйственной деятельности раз¬мер уставного фонда может и уменьшаться. К уменьшению уставного фонда ведут убытки предприятия, которые спи¬сываются в конце года за счет уставного


фонда. Уменьшение уставного фонда предприятия может также произойти в результате уцен¬ки основных и оборотных средств. Уменьшает размер уставного фонда износ основ¬ных фондов и нематериаль¬ных активов, которые его формируют. Такое уменьшение устав¬ного фонда должно компенсироваться введением в действие новых основных фондов, приобретением нематериальных акти¬вов, финансируемых за счет амортизационного фонда. Уставный фонд предприятия - это важный источник фор¬мирования финансовых ресурсов, которые необходимы


для нор¬мального функционирования предприятия. Можно выделить два основных фонда, которые формируются из средств уставного фонда. Это фонд основных средств и нематериальных активов и фонд оборотных средств. Первый является источником созда¬ния и приобретения строений, зданий, сооружений, машин, обо¬рудования, устройств, транспортных средств, патентов, лицен¬зий, «ноу-хау», прав на владение и пользование землей, водой, другими природными ресурсами, торговой марки, знака и дру¬гих нематериальных активов.


Фонд оборотных средств необходим предприятию для созда¬ния производственных запасов (сырья, материалов, топлива, запасных частей и т д.), переходящих остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов, остатков готовой продукции. Часть оборотных средств предприятия выступает в виде денежных средств - наличных в кассе предприятия и безналичных на расчетном или других счетах предприятия. Уставный фонд государственного предприятия, которое при¬надлежит к общегосударственной либо коммунальной


собствен¬ности, представляет собой сумму денежных средств и стоимость материальных ресурсов, которые выделены государством в постоянное распоряжение трудовому коллективу предприятия на правах полного хозяйственного владения. Размер уставного фонда такого предприятия определяется объемом производства продукции (товаров, работ, услуг) на нем. При создании нового предприятия, величина уставного фонда определяется, исходя из стоимости строительства, стоимости необходимого технологи¬ческого оборудования, а также величины


минимальных норма¬тивов производственных запасов, незавершенного производства, расходов будущих периодов, готовой продукции. Трудовому коллективу может быть передано в полное вла¬дение действующее государственное предприятие. В этом слу¬чае уставный фонд отображает стоимость вложенных средств в здания, сооружения, оборудование, запасы данного предпри¬ятия. Источником формирования уставного фонда государствен¬ного предприятия являются средства, которые принадлежат государству.


Они выделяются либо из бюджетов различных уровней (государственного или местного), либо за счет других государственных предприятий (в порядке внутриотраслевого и межотраслевого перераспределения финансовых ресурсов). Государственное предприятие может увеличивать уставный фонд, как правило, за счет части полученной прибыли. Эта при¬быль используется для прироста оборотных средств предприя¬тия и увеличения стоимости основных фондов и нематериальных активов предприятия и соответственно отражается как прирост уставного


фонда. Для малорентабельных либо планово-убыточных государствен¬ных предприятий увеличение уставного фонда может происходить за счет централизованных государственных финансовых ресурсов. Акционерные общества от¬крытого типа формируют свои уставные фонды (акционер¬ный капитал) за счет выпус¬ка и продажи акций пред¬приятия. Акции таких пред¬приятий свободно продаются и покупаются, в т. ч. путем купли-продажи на фондовом рынке. Акционерные общества закрытого типа формируют уставный фонд путем выкупа


всех акций предприятия учредителями (акционерами) и акции таких пред¬приятий не поступают в открытую продажу. Общества с ограниченной ответственностью формируют ус¬тавные фонды за счет взносов (паев, долей) учредителей (участ¬ников). Эти взносы (паи) определяют долю каждого учредителя (участника) в уставном фонде общества. Выкуп акций, а также взносы своих частей в устав¬ный фонд акционерами и уч¬редителями обществ могут осуществляться не только по¬средством денег, но и за счет имущества и нематериальных активов.


После полной оплаты вы¬пущенных акций, либо полно¬го внесения в уставный фонд всеми участниками общества своих взносов предприятия могут увеличивать размеры устав¬ных фондов в целях увеличения объема производства продукции (товаров, работ, услуг). Если акционерное общество функционирует неэффективно (убы¬точно), то, как правило, курс акций такого предприятия падает. В этой ситуации, чтобы избежать банкротства, предприятия прибегают к временному уменьшению размера


уставного фонда, за счет выкупа и гашения (аннулирования) части ранее выпущен¬ных акций. При этом на величину аннулированных акций проис¬ходит уменьшение уставного фонда. Однако необходимо учиты¬вать, что законодательством Украины запрещается уменьшение уставного фонда хозяйственных обществ (в т. ч. акционерных), если кредиторы предприятия против такого решения. 3. Состав активов предприятия


Сформированный уставный фонд предприятия является ис¬точником формирования активов предприятия. Для осуществления хозяйственной деятельности каждое пред¬приятие должно располагать определенным имуществом, при¬надлежащим ему на правах собственности. Имущество во всех его видах, которое принадлежит предприятию, называется его активами. Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия в форме принадлежащих ему совокупных имуще¬ственных ценностей, используемых в хозяйственной деятельнос¬ти с целью получения


дохода. В зависимости от характе¬ра участия в хозяйственном процессе и скорости оборота выделяют внеоборотные и обо¬ротные активы предприятия. Внеоборотные активы (или основной капитал) представ¬ляют собой совокупность иму¬щественных ценностей пред¬приятия, многократно уча¬ствующих в процессе хозяй¬ственной деятельности и пе¬реносящих на продукцию свою стоимость частями. В практи¬ке хозяйствования к внеобо¬ротным активам относят иму¬щественные ценности всех видов со сроком


использова¬ния более одного года и сто¬имостью свыше 15 необлагае¬мых налогом минимумов до¬ходов граждан. Оборотные активы (или оборотный капитал) представ¬ляют собой совокупность иму¬щественных ценностей пред¬приятия, обслуживающих хо¬зяйственный процесс и полно¬стью потребляемых в течение одного производственного цик¬ла. В практике хозяйствования к оборотным активам относят имущественные ценности всех видов со сроком использования до одного года и стоимостью до 15 необлагаемых налогом миниму¬мов доходов граждан.


В составе, внеоборотных и оборотных активов различают отдельные их виды. Так, в составе внеоборотных активов выделяют: 1. Основные средства. К ним относятся принадлежащие предприятию средства труда в натуральной форме со сроком службы более одного года и стоимостью свыше 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. 2. Нематериальные активы. К ним относятся приобретенные предприятием права пользования отдельными природными


ре¬сурсами (землей, водой и т. п.), производственными образцами, товарными знаками, объектами производственной и интеллекту¬альной собственности (патенты, «ноу-хау», авторские права и т. п.) и другие аналогичные имущественные права. 3. Долгосрочные финансовые вложения (финансовые инвес¬тиции). К ним относятся долгосрочные (на срок более одного года) финансовые вложения в уставные фонды совместных предприятий, а также в разнообразные фондовые и денежные инструменты (акции, облигации, депозитные вклады


и т. п.). 4. Прочие виды внеоборотных активов. К ним относятся не¬завершенные капиталовложения, оборудование, предназначен¬ное к установке, и некоторые другие их виды. В составе оборотных активов выделяют: 1. Запасы товарно-материальных ценностей (материальные оборотные активы). К ним относятся производственные запасы (сырье, материалы, топливо и т. д.), незавершенное производ¬ство, запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов (средства труда со сроком эксплуатации


до одного года и стоимостью до 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан), запасы готовой продукции (на предприятиях торгов¬ли - запасы товаров). 2. Дебиторская задолженность (расчеты с дебиторами). К ним относится задолженность юридических и физических лиц предприятию за товары, работы, услуги и другие виды. 3. Денежные активы. К ним относятся денежные средст¬ва предприятия в кассе, на расчетном, валютном и других счетах. 4. Краткосрочные финансовые вложения.


К ним относятся финансовые вложения предприятия в различные фондовые и де¬нежные инструменты на срок менее одного года. По своему экономическому содержанию они представляют собой форму временного использования свободных денежных активов с целью получения доходов по ним в краткосрочном периоде. 5. Прочие виды оборотных активов. К ним относятся расходы будущих периодов (расходы, произведенные в текущем периоде, но которые будут отнесены на производство в будущих отчетных периодах) и некоторые


другие их виды (не отнесенные к вы¬шеперечисленным группам). Формирование активов предприятия связано с тремя основ¬ными этапами его развития: 1. Создание нового предприятия. Это наиболее сложный этап формирования активов (процесс первоначального их формиро¬вания), особенно при создании крупных предприятий в форме акционерных обществ. 2. Расширение, реконструкция и модернизация действую¬щего предприятия.


Этот этап формирования активов можно рассматривать как постоянный процесс его развития. Расшире¬ние и замена активов действующего предприятия осуществля¬ется в соответствии со стратегическими и тактическими его задачами и возможностями формирования инвестиционных ресурсов. 3. Формирование новых структурных единиц действующего предприятия (дочерних предприятий, филиалов и т. д.). Этот процесс может осуществляться путем формирования новых активов (на базе нового строительства)


или приобретения име¬ющейся их совокупности в форме целостного имуществен¬ного комплекса (одним из вариантов такого приобретения является приватизация действующего государственного пред¬приятия). 4. Определение потребности в отдельных видах активов предприятия Определение потребности в активах нового предприятия осуществляется в процессе разработки бизнес-плана проекта его создания. Расчеты потребности проводятся по отдельным видам внеоборотных и оборотных активов.


Состав активов вновь создаваемого предприятия имеет ряд отличительных особенностей: 1. В составе внеоборотных активов предприятия на стадии его создания практически полностью отсутствуют долгосрочные финансовые вложения, так как они формируются в процессе последующей инвестиционной деятельности. 2. В составе оборотных активов на этой стадии полностью отсутствует дебиторская задолженность в связи с тем, что хо¬зяйственная деятельность еще не начиналась.


Кроме того, до минимума сведены краткосрочные финансовые вложения - они включаются в состав активов только в том случае, если взнос учредителей в уставный фонд внесен в форме отдельных фон¬довых или денежных инструментов. Таким образом, расчет потребности в активах нового пред¬приятия осуществляется в разрезе следующих их видов: а) основные средства; б) нематериальные активы; в) запасы товарно-материальных ценностей; г) денежные активы; д) прочие активы. Расчет потребности в основных средствах проводится диффе¬ренцирование


в разрезе следующих их видов: 1. Здания и сооружения. 2. Машины, оборудование и транспортные средства. 3. Прочие виды основных средств. В основу расчета потребности в отдельных видах основных средств должны быть положены следующие показатели: а) планируемый объем и структура производства и сбыта продукции; б) используемые схемы технологии отдельных процессов; в) техническая и эксплуатационная производительность


от¬дельных видов машин, механизмов, оборудования; г) рыночная стоимость отдельных видов основных фондов; д) стоимость установки машин, механизмов и оборудования. Принципиальная формула расчета потребности в отдельных видах оборудования (машин, механизмов) имеет следующий вид: Qп * Цо ПТоб = + Цу, Wэ где ПТоб - потребность в оборудовании (в стоимостном выра¬жении); Qп - планируемый объем производства продукции (в натуральных единицах измерения);


Wэ - эксплуатационная производительность рассматрива¬емого вида оборудования (в натуральных единицах изме¬рения); Цо - рыночная стоимость единицы рассматриваемого вида оборудования, Цу - стоимость установки данного вида оборудования. При использовании этой формулы следует иметь в виду, что численность оборудования Qп/Wэ должна быть выражена в целых единицах (с округлением при расчетах в большую сто¬рону).


Наряду с методом прямых расчетов, при котором потреб¬ность в основных средствах рассчитывается по каждому их виду и разновидности, в отдельных случаях может быть использован и усредненный метод расчета общей потребности в основных средствах на основе показателя фон доем кости. Этот показатель характеризует общую сумму производственных основных фон¬дов, приходящихся на единицу произведенной продукции. Для расчетов принимается обычно среднеотраслевое значение этого показателя


(в процессе его расчета используется среднегодовая восстановительная стоимость основных фондов за минусом их износа). В этом случае расчет общей потребности в основных фондах ведется по формуле: Qп ПТоф = , Fе где ПТоф - общая потребность в основных фондах (в стоимост¬ном выражении); Qп - планируемый объем производства продукции (в стоимостном выражении); Fe - фондоемкость производства продукции. Расчет потребности в запасах товарно-материальных ценно¬стей


ведется дифференцированно в разрезе следующих их видов: а) потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы сырья и материалов; б) потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы готовой продукции (для промышленных предприятий); в) потребность в оборотном капитале, авансиру¬емом в запасы товаров (для торговых предприятий). Потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы товарно-материальных ценностей каждого вида, определяется путем умножения однодневного их расхода на норму запаса в днях.


Нормы запасов товарно-материальных ценностей каж¬дого вида устанавливаются каждым предприятием самостоя¬тельно, исходя из отраслевых и других особенностей его хозяй¬ственной деятельности (по новым предприятиям эти нормы включаются в состав показателей бизнес-плана). Для усредненных расчетов в зарубежной практике при разработке бизнес-планов применяют следующие стандартные нормы запасов, по сырью и материалам - 3 месяца (90 дней); по готовой продукции -


1 месяц (30 дней); по товарам, про¬даваемым предприятиями торговли - 2 месяца (60 дней). Расчет потребности в денежных активах основывается на определении предстоящего их расходования на расчеты по оплате труда (включая начисления на нее), по авансовым и на¬логовым платежам, по маркетинговой деятельности (расходы по рекламе); за коммунальные услуги и другие. В практике фор¬мирования денежных активов вновь создаваемых предприя¬тий потребность в них определяется


в разрезе перечисленных видов платежей на предстоящие три месяца (что обеспечивает достаточный запас платежеспособности на первом этапе функ¬ционирования предприятия). В процессе последующей хозяйст¬венной деятельности норматив активов в денежной форме сни¬жается (особенно в условиях инфляции). Потребность в прочих активах устанавливается методом пря¬мого счета по отдельным их разновидностям с учетом особенно¬стей создаваемого предприятия.


Расчет потребности в прочих активах осуществляется раздельно по внеоборотным и оборот¬ным активам. По результатам проведенных расчетов определяется общая потребность во внеоборотных и оборотных активах вновь со¬здаваемого предприятия. Потребность во внеоборотных активах рассчитывается путем суммирования потребности в основных средствах, нематериальных активах и прочих видах внеоборот¬ных активов. Соответственно потребность в оборотных активах определяется путем суммирования потребности в запасах


то¬варно-материальных ценностей, денежных активов и прочих ви¬дах оборотных активов Расчет потребности нового предприятия во внеоборотных и оборотных активах связан с выбором альтернативных реше¬ний: а) арендой, строительством или приобретением зданий (помещений); б) арендой или приобретением машин, механизмов и оборудования; в) формированием большего или меньшего размера запасов товарно-материальных ценностей; г) приобретением готовых технологических решений (в форме нематериаль¬ных активов) или их


самостоятельной разработкой; д) формиро¬ванием большего или меньшего уровня платежеспособности, а соответственно и размера денежных активов и т.п. Поэтому расчет потребности в активах нового предприятия целесообраз¬но осуществлять в трех вариантах: 1) минимально необходимая сумма активов, позволяющая начать хозяйственную деятельность; 2) необходимая сумма активов, позволяющая начать хозяй¬ственную деятельность с достаточными размерами страховых запасов по основным видам оборотных средств (материальным и денежным активам);


3) максимально необходимая сумма активов, позволяющая приобрести в собственность все используемые основные сред¬ства и необходимые нематериальные активы, а также создать достаточные размеры страховых запасов по всем видам оборот¬ных активов, требуемым на первоначальном этапе деятельности. В процессе расчетов вначале определяются показатели ми¬нимального и максимального вариантов потребности в активах, а затем в рамках этих ее границ формируется необходимая их сумма.


Максимальный вариант потребности в активах может быть использован впоследствии для первой стадии расширения предприятия. При определении минимально необходимой общей суммы ак¬тивов нового предприятия следует учитывать требования дей¬ствующего законодательства к формированию уставного фонда предприятий различных сфер деятельности (банков, страхо¬вых компаний, инвестиционных фондов и компаний и т. п.) и организационно-правовых форм (акционерных обществ, об¬ществ с ограниченной ответственностью).


Общая сумма форми¬руемых активов по этим предприятиям не может быть ниже минимального размера их уставного фонда, определенного зако¬нодательством



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.