КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине: Международное частное право
натему
Трудовыеправа белорусских граждан за рубежом (Германия)
Оглавление
Введение
1 Международно-правовое регулирование труда
1.1Правовое регулирование труда в рамках ООН
1.2Правовое регулирование труда в рамках МОТ
1.3 Региональныесоглашения по вопросам труда
2Трудовые права белорусских граждан в ФРГ
2.1 Общаяхарактеристика
2.2Отдельные институты трудового права
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
Неотъемлемымэлементом современного этапа развития международных отношений является процессглобализации, включающий в себя интернационализацию хозяйственной жизни,усиление процессов миграции населения, усложнение межгосударственныхполитических отношений, рост числа многонациональных предприятий. Насегодняшний день интеграционные процессы являются одним из главных факторовмирового экономического развития[1].Необходимость регулирования вышеуказанных элементов обусловливает необходимостьпринятия норм, устанавливающих унифицированные правила организации труда вопределённых областях и для определённых категорий работников, введенияминимальных стандартов в сфере труда для защиты трудовых и социальных правчеловека, усложнение системы международного права, появление новых отраслей,включая международное трудовое право.
Вопросымеждународного трудового права поднимались в советской и зарубежной литературена протяжении длительного времени, однако глубокого теоретического анализапроблемы определения понятия международного трудового права, а также его роли иместа в системе международного права в настоящее время не существует[2]. Тем не менее, количество трудовыхправоотношений, осложнённых иностранным элементом, постоянно возрастает,появляются всё новые вопросы, требующие своего урегулирования именно в рамкахмеждународного трудового права, что и определяет актуальность исследуемой мноютемы.
Работа имеетдве основные цели: во-первых, изучение международно-правовых стандартов труда,и, во-вторых, рассмотрение трудовых прав, предоставляемых белорусским гражданамза рубежом, на примере трудового законодательства ФРГ.
Структураработы такова: в первой главе будет дана характеристика источниковмеждународно-правового регулирования труда в рамках Организации ОбъединённыхНаций, в рамках Международной организации труда, будут затронуты такженекоторые региональные стандарты труда. Во второй главе будут рассмотренынепосредственно трудовые права, предоставляемые иностранным гражданам, в томчисле гражданам Республики Беларусь, в Германии.
В своейработе я буду опираться на специальную литературу, относящуюся к данной теме,учебник по международному частному праву Тихини В.Г., монографию Ивановой Ю.И.«Международно-правовое регулирование труда», а также на белорусское и немецкоезаконодательство и Интернет-источники.
В итоге будетсделана попытка определить специфику правового положения белорусских работниковв Германии, выявить существующие на сегодняшний день недостатки вмеждународно-правовом регулировании этой сферы между Германией и РеспубликойБеларусь.
1 Международно-правовоерегулирование труда
1.1 Правовое регулирование трудав рамках ООН
Согласно ст.8 Трудового кодекса Республики Беларусь, «Республика Беларусь признаёт приоритетобщепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие имзаконодательства о труде. Если международным договором Республики Беларусь иликонвенцией Международной организации труда, участницей которой являетсяРеспублика Беларусь, установлены иные правила, чем предусмотренныезаконодательством о труде Республики Беларусь, то применяются правиласоответствующего международного договора или конвенции».
Говорить овзаимосвязи правового регулирования международных отношений и трудового праваможно в двух плоскостях. Во-первых, принимая во внимание сферу международныхсоглашений (т. е. ориентируясь непосредственно на международное публичноеправо). Во-вторых, рассматривая национальное законодательство того или иногогосударства, регулирующее конкретные трудовые правоотношения, осложнённыеиностранным элементом, а также область конфликтов, возникающих в сфереприменения национального, иностранного, международного законодательства (т. е.сфера действия международного частного права)[3].Рассматривая акты ООН, регулирующие вопросы трудовых отношений, приходитсяговорить о регулировании трудовых отношений именно в рамках международногопубличного права.
Специфика нормативныхактов ООН заключается в том, что в них закреплены основные права человека, в т.ч. в сфере труда, которые должны содержаться в законодательстве любого современногогосударства.
Комплекструдовых прав, провозглашённых ООН, закреплён в двух основных документах: воВсеобщей декларации прав человека 1948 года и в Международном пакте обэкономических, социальных и культурных правах 1966 года.
В ст. ст. 23– 34 Всеобщей декларации прав человека содержится пакет основных трудовых правчеловека, которые являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми, а именно:
1) право на труд;
2) право на свободный выборработы;
3) право на защиту отбезработицы;
4) право на справедливые иблагоприятные условия труда;
5) право на равную плату заравный труд без какой-либо дискриминации;
6) право на справедливое иудовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человекасуществование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимостидругими средствами социального обеспечения;
7) право создаватьпрофессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов;
8) право на отдых и досуг,включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемыйпериодический отпуск.
Ст. 6Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляетправо на труд.
Согласно ст.8 указанного Пакта государства признают право каждого на справедливые иблагоприятные условия труда, включая, в частности:
1) вознаграждение,обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую заработную плату и равноевознаграждение за труд равной ценности; удовлетворительные условиясуществования для работников и их семей;
2) условияработы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
3) одинаковуюдля всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокиеступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;
4) отдых,досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый отпуск, равно каки вознаграждение за праздничные дни.
В ст. 8говорится о признании права каждого человека на участие в деятельностипрофсоюзных организаций; права на забастовки.
В Пакте трудовыеправа сформулированы подробнее, чем в Декларации, и круг этих прав шире.
1.2 Правовое регулирование труда в рамках МОТ
В правовомрегулировании международных трудовых отношений важную роль играет нормотворческаядеятельность Международной организации труда. Конвенции МОТ устанавливаютминимальные стандарты трудовых отношений. В настоящее время в рамках МОТпринято 185 конвенций.
Существует восемьфундаментальных конвенций МОТ. К ним отнесены: Конвенция №29 «О принудительномили обязательном труде», Конвенция №105 «Об упразднении принудительного труда»,Конвенция №87 «О свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы»,Конвенция №98 «О применении принципов права на организацию и заключениеколлективных договоров», Конвенция №100 «О равном вознаграждении мужчин иженщин за труд равной ценности», Конвенция №111 «О дискриминации в областитруда и занятий», Конвенция №138 «О минимальном возрасте приёма на работу»,Конвенция №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших формдетского труда». Республики Беларусь является участницей указанных конвенций,поэтому содержащиеся в них положения находят своё отражение в белорусскомзаконодательстве.
Конвенция№29 обязываетгосударства принять необходимые меры, направленные на устранение всех формпринудительного труда. В соответствии со ст. 2 под принудительным илиобязательным трудом понимается «всякая работа или служба, требуемая откакого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой этолицо не предложило своих услуг добровольно». Но в это понятие не включаетсяработа или служба, требуемая в силу законов об обязательной воинской службе;являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан; требуемая от лицавследствие приговора; требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств; а такжемелкие работы общинного характера.
Применениеобязательного труда на сегодняшний день возможно, но при условии соблюденияпредусмотренных Конвенцией ограничений.
Конвенция№105расширяет круг обязательств государств по устранению принудительного труда.Так, в ст. 1 сказано, что «государства обязуются устранить принудительный илиобязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме в качестве средстваполитического воздействия; метода мобилизации рабочей силы; средстваподдержания трудовой дисциплины; средства наказания за участие в забастовках;меры дискриминации».
Взаконодательстве Республики Беларусь указанные положения находят отражение вст. 13 Трудового кодекса, где сказано, что «принудительный труд запрещается».
Согласноположениям, закреплённым в Конвенции №87, «работники и работодатели, безкакого бы то ни было различия, имеют право создавать по своему выбору организации,а также право вступать в такие организации». Государства «обязуются принять всенеобходимые и соответствующие меры с целью гарантировать работникам иработодателям свободное осуществление права на объединение».
В РеспубликеБеларусь право на объединение относится к одному из основных прав работников(ст.11 Трудового кодекса) и нанимателей (ст.12 Трудового кодекса).
Конвенция№98 посвященаколлективному договорному регулированию труда. Не допускается «ущемлениесвободы ассоциаций в области найма на работу», «вмешательство организацийтрудящихся и предпринимателей со стороны друг друга в создание и деятельностьорганизаций и управление ими», а также «должны быть приняты меры,способствующие развитию аппарата для переговоров между предпринимателями или ихорганизациями и организациями трудящихся с целью регулирования условий трудапутём заключения коллективных договоров».
В РеспубликеБеларусь эти положения закреплены в ст. ст. 11-12 Трудового кодекса (как основныеправа работников и нанимателей).
Согласноположениям Конвенции №100 государства «поощряют и обеспечиваютприменение в отношении всех работников принципа равного вознаграждения мужчин иженщин за труд равной ценности».
В даннойКонвенции используется понятие «труд равной ценности», которое имеет болееширокое значение, чем «равный труд». При применении последнего понятия возможнадискриминация женщин в отношении размера заработной платы, так как женский трудне равен мужскому.
В ст. 14Трудового кодекса Республики Беларусь сказано, что «дискриминация в зависимостиот пола… запрещается».
В Конвенция№111 термин «дискриминация» понимается в широком смысле и включает «всякоеразличие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цветакожи, пола, религии, политических убеждений, национального происхождения илисоциальной принадлежности, приводящее к унижению или нарушению равенствавозможностей или обращения в области труда и занятий».
Ст. 14Трудового кодекса Республики Беларусь запрещает дискриминацию не только взависимости от пола, как было сказано выше, но и «в зависимости от расы,национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений,участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях,имущественного или служебного положения, недостатков физического илипсихического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовыхобязанностей».
Конвенция№138 обязуетгосударства «осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечитьэффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимальноговозраста для приёма на работу до уровня, соответствующего наиболее полномуфизическому и умственному развитию подростков». Конвенция устанавливаетминимальный возраст в 15 лет, но государства, «чьи экономика и системаобразования недостаточно развиты, могут… установить возраст в 14 лет какминимальный». «Может допускаться приём на работу лиц в возрасте от 13 до 15 летдля лёгкой работы», а «минимальный возраст для приёма на работу, которая можетнанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, не долженбыть ниже 18 лет».
В РеспубликеБеларусь по общему правилу «заключение трудового договора допускается с лицами,достигшими 16 лет».
Конвенция№182 под«наихудшими формами детского труда» понимает: все формы рабства или практику,сходную с рабством; использование ребёнка для занятия проституцией или дляпроизводства порнографической продукции; использование ребёнка для занятияпротивоправной деятельностью; работу, которая может нанести вред здоровью,безопасности или нравственности детей. В обязанности государств входит принятиемер, необходимых для устранения указанных форм труда.
В РеспубликеБеларусь санкции за использование так называемых наихудших форм детского трудаустанавливаются уголовным законодательством.
1.3 Региональные соглашения по вопросам труда
В рамкахрегиональных организаций принимается значительное число нормативных актов,направленных на регулирование труда. Ниже будут рассмотрены только стандартыСовета Европы и Содружества Независимых Государств. Выбор обусловлен тем, чтоуказанные международные организации имеют непосредственное отношение к темеработы.
Основные европейскиетрудовые стандарты закреплены в Европейской конвенции о защите прав человека иосновных свобод 1950 года и в Европейской социальной хартии 1961 года.
В Европейскойконвенции трудовым правам посвящены ст. 4, запрещающая принудительный илиобязательный труд, и статья 11, закрепляющая свободу ассоциаций, включая правосоздавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.
Основные трудовыеправа, провозглашённые в Европейской социальной хартии, можно сгруппировать посодержанию в следующие основные группы:
1) право на труд иобеспечение занятости;
2) право на справедливыеусловия труда;
3) право на безопасные издоровые условия труда;
4) право на справедливоевознаграждение;
5) право на объединение;
6) право представителейработников;
7) право работников ипредпринимателей на коллективные действия;
8) право на коллективныепереговоры;
9) охрана труда молодёжи;
10) правабеременных женщин и женщин-матерей;
11) правона профессиональную ориентацию;
12) правона профессиональное обучение;
13) праваинвалидов;
14) правоработников-мигрантов на помощь и защиту;
15) правоработников на информацию и консультации;
16) правоработников участвовать в определении и улучшении условий труда ипроизводственной среды;
17) правоработников на защиту своего достоинства во время работы;
18) правоработников с семейными обязанностями.
В Хартиизакреплён основной массив европейских норм, регулирующих трудовые отношения,поэтому её можно условно назвать кодексом основных социальных и трудовых правработников.
В рамкахСНГосновными нормативно-правовыми актами в сфере трудовых правоотношенийвыступают следующие:
1) Соглашениео гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионногообеспечения 1992 года, призванное урегулировать вопросы пенсионного обеспеченияв рамках СНГ;
2) Соглашениео сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов1994 года, которое регулирует основные направления сотрудничествагосударств-участников СНГ в области трудовой деятельности и социальной защитыработников-мигрантов и членов их семей.
В рамках СНГ действует такжеряд двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве в области охранытруда, о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедшихс работниками при нахождении их вне государства проживания, и о взаимномпризнании прав на возмещение вреда, причинённого работникам увечьем,профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным сисполнением трудовых обязанностей./>
2 Трудовые правабелорусских граждан в ФРГ
2.1 Общая характеристика
Насегодняшний день самой распространённой коллизионной привязкой в сфере трудовыхотношений является закон страны места работы. По общему правилу под термином«закон страны места работы» понимается закон страны места нахожденияпредприятия, где работает трудящийся[4].Вследствие этого объём прав белорусских граждан, занимающихся трудовой деятельностьюза рубежом, определяется в соответствии с законодательством тех государств, гдетакая деятельность осуществляется.
В РеспубликеБеларусь анализ и учёт миграционных процессов ведётся с 1994 года[5]. В 1998 году для урегулирования этойсферы был принят Закон «О внешней трудовой миграции», устанавливающий порядоквыезда граждан Республики Беларусь для трудоустройства за границу, привлеченияиностранной рабочей силы в Республику Беларусь и определяющий правовые нормызащиты трудящихся-мигрантов». В соответствии со ст. 11 указанного Закона призаключении трудовых договоров на трудоустройство граждан Республики Беларусь заграницей должен соблюдаться принцип равенства прав трудящихся-мигрантов сгражданами государства трудоустройства в соответствии с законодательствомгосударства трудоустройства.
Всоответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» «белорусскиеграждане выезжают на работу за границу по визе государства трудоустройства,выданной его дипломатическим представительством или консульским учреждением, идолжны иметь трудовой договор с иностранным нанимателем. Рабочая виза, выданнаятрудящемуся-мигранту, должна давать право не только законного нахождения виностранном государстве, но и право осуществлять трудовую деятельность уиностранного нанимателя».
Спецификанемецкого трудового законодательства состоит в том, что в ФРГ отсутствуетединый кодифицированный акт в этой сфере. Трудовые права закрепляются вмногочисленных нормативно-правовых актах, в том числе, в Законе о порядкезаключения коллективных договоров (Tarifvertragsgesetz), в Законе о рабочемвремени (Arbeitszeitgesetz), в Законе о защите трудящихся матерей (Gesetz zum Schutz der erwerbstätigen Mütter) и в иных. Определяющеезначение во многих случаях имеют положения трудового договора.
Базовыеположения, порядок трудоустройства иностранных граждан в ФРГ урегулированыспециальным Законом о пребывании, трудовой деятельности и интеграции натерритории ФРГ (Aufenthaltsgesetz).
Всоответствии с § 18 Закона при допуске иностранцев к занятию трудовойдеятельностью на территории ФРГ необходимо учитывать уровень экономическогоразвития отдельных регионов страны, ситуацию на рынке труда, а такженеобходимость борьбы с безработицей.
В том жепараграфе сказано, что для занятия трудовой деятельностью иностранец долженполучить временное разрешение на пребывание (Aufenthaltserlaubnis) либо постоянный вид нажительство (Niederlassungserlaubnis).
Разрешение можетбыть получено одним из следующих способов:
1) отделрегистрации (Einwohnermeldeamt) или отдел по делам иностранцев (Ausländeramt) выдают разрешение напребывание (Aufenthaltstitel), наличие которого даёт также право на занятие трудовойдеятельностью;
2) заинтересованноелицо может найти работу самостоятельно (посредством газетных объявлений,Интернет-источников, личных рекомендаций, трудовых агентств и т. д.);
3) посредникомпри трудоустройстве часто выступает Центр по трудоустройству Федеральноговедомства по трудовым вопросам (Zentralstelle für Arbeitsvermittlung der Bundesanstalt für Arbeit).
В § 39 Законао пребывании, трудовой деятельности и интеграции иностранцев на территории ФРГсказано, что разрешение на пребывание, дающее иностранцу право на занятиетрудовой деятельностью, может быть предоставлено только с согласия Федеральноговедомства по трудовым вопросам (die Bundesagentur für Arbeit). Однако в Постановлениио допуске иностранцев к занятию трудовой деятельностью (Beschäftigungsverordnung) перечислены видыдеятельности, для занятия которыми согласие Федерального ведомства по трудовымвопросам не требуется, в частности, такое согласие не требуется притрудоустройстве выпускников немецких школ для иностранцев (§ 2 Постановления), приосуществлении своей профессиональной деятельности журналистами-сотрудникамиинформационных служб, известных правительству ФРГ (§ 8 Постановления), а такжев иных случаях, когда от соответствующих видов деятельности не предполагаетсянегативных последствий для рынка труда вследствие того, что работа носитиндивидуальный характер и не может быть выполнена другими наёмными работниками[6].
Всоответствии с § 19 постоянный вид на жительство может быть предоставлениностранцу, если он является высококвалифицированным специалистом, а именно: учёным,обладающим особыми профессиональными знаниями; преподавателем или научнымсотрудником, занимающим высокую должность; специалистом или руководящимсотрудником с особым профессиональным опытом и определённым окладом, минимумвдвое превышающим верхний предел для исчисления страховых взносов вобязательное медицинское страхование (на сегодняшний день минимальный размероклада в этом случае составляет 84 600 Евро в год[7].
Что касаетсяосуществления самостоятельной трудовой деятельности в ФРГ, то в соответствии с§ 21 Закона это возможно, если такая деятельность представляет особыйэкономический интерес и является необходимой соответствующему региону; от неёожидается положительное влияние на экономику; финансирование гарантировано либос помощью собственного капитала, либо кредитным договором с банком.
Итак, далее будутрассмотрены отдельные институты трудового права ФРГ, как-то: право на труд,право на отдых, право на вознаграждение, а также основные положения, касающиесяохраны труда.
2.2 Отдельные институты трудового права
Трудоспособнымив Германии считаются лица, которые могут минимум три часа в день работать приобычных условиях, за исключением временной невозможности выполнятьсоответствующую деятельность вследствие болезни или какого-то повреждения.Иностранец считается трудоспособным в том случае, если занятие определённойтрудовой деятельностью ему разрешено или может быть разрешено(§ 8 Книги 2Кодекса социального права (SGB 2)).
Трудоспособностьв Германии наступает по общему правилу с 18 лет. Однако в Постановлении озащите детского труда (Kinderarbeitsschutzverordnung) и в Законе о защите трудящейся молодёжи(Gesetz zum Schutz der arbeitenden Jugend) закреплён ряд исключений,допускающих применение труда малолетних и несовершеннолетних.
В Германиималолетним считается лицо, не достигшее 15 лет, а несовершеннолетним – лицо ввозрасте от 15 до 18 лет.
Так, в § 2Постановления о защите детского труда содержится перечень работ, гдедопускается применение труда лиц, достигших 13 лет: разноска газет, журналов,рекламных проспектов; работа в домашнем хозяйстве; уход за детьми и инымичленами семьи; репетиторство; уход за домашними животными; сбор урожая; участиев акциях, мероприятиях, проводимых религиозными организациями, партиями,объединениями и союзами и не имеющих рекламных целей, а также некоторые другие.
Лицо остаётсятрудоспособным в Германии до 65 лет. По достижении этого возраста работникимеет право требовать предоставления ему пенсии по возрасту. Однако многие немогут работать до указанного возраста, например, по состоянию здоровья.Вследствие чего вынуждены обращаться за пенсионным обеспечением ранееуказанного возраста. Как правило, работники обращаются за пенсионнымобеспечением в возрасте 63 лет. Однако в таком случае размер пенсии сокращаетсяна 0, 3 % за каждый месяц до 65 лет. Выплата пенсии начинается с момента подачина это заявления. C 2012 года планируется повышения возраста выхода на пенсию до 67лет[8].
В Германиипродолжительность рабочего времени регулируется Законом о рабочем времени (Arbeitszeitgesetz).
Так, § 3указанного Закона устанавливает продолжительность рабочего в 8 часов. Однакоона может быть увеличена до 10 часов в том случае, если в течение 6 календарныхмесяцев или 24 недель в среднем продолжительность рабочего дня составляет менее8 часов.
Перерывы вработе должны быть не менее 30 минут при продолжительности рабочего дня до 9часов и не менее 45 минут при продолжительности рабочего дня более 9 часов.
Еженедельныйнепрерывный отдых не может быть менее 11 часов.
§ 6 закрепляетпродолжительность рабочего времени в ночное время суток, то есть с 23 до 6часов, а в кондитерских и булочных – с 22 до 5 часов. Она не может превышать 8часов. При этом должны соблюдаться следующие условия: лица, осуществляющиетакую работу, должны раз в три года проходить медицинское обследование. Лица ввозрасте 50 лет и старше должны это делать ежегодно. Расходы несёт наниматель.
По требованиюработника ему должно быть предоставлено другое рабочее место в тех случаях,когда работа в ночное время ему противопоказана по медицинским показателям;когда такое лицо вынуждено осуществлять уход за ребёнком, не достигшим 12 летили за родственником, нуждающемся в повышенном уходе.
Однако вколлективном договоре (Tarifvertrag) могут быть закреплены отступления от общихправил относительно продолжительности рабочего времени.
Согласно § 8Закона о трудящейся молодёжи несовершеннолетним разрешается работать не более 8часов в сутки и не более 40 часов в неделю. Несовершеннолетние, занимающиесясельскохозяйственными работами, в период сбора урожая могут работать 9 часов всутки, но при условии, что количество отработанных часов не должно превышать 85часов за две недели.
Согласно § 11указанного Закона несовершеннолетним предоставляются перерывы в работе не менее30 минут при продолжительности рабочего времени от 4,5 до 6 часов. Еслипродолжительность рабочего времени составляет более 6 часов, то перерыв неможет быть менее 60 минут.
Согласно § 12к выполнению посменной работы несовершеннолетние допускаются только вопределённых сферах. Максимальная продолжительность составляет 11 часов. Этокасается таких сфер, как сельское хозяйство, гостиничный бизнес, уход заживотными, строительные и монтажные работы.
Согласно § 13еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 12 часов.
По общемуправилу несовершеннолетним разрешается работать с 6 до 20 часов. Однако § 22устанавливает ряд исключений. Так, несовершеннолетние, достигшие возраста 16лет, могут работать до 22 часов в сфере гостиничного и выставочного бизнеса; намногосменных предприятиях – до 23 часов; в сельском хозяйстве – с 5 до 21 часа;в булочных и кондитерских рабочий день может начинаться с 5 часов (для лиц,достигших 17 лет – с 4 часов).
Но еслинесовершеннолетние получают образование, то рабочий день не может заканчиватьсяпозже 20 часов при условии, что занятия начинаются до 9 часов.
§ 15устанавливает 5-дневную рабочую неделю. В § 16 закреплён перечень работ, гдедопускается работа несовершеннолетних в субботние дни, а именно: в медицинскихучреждениях, на рынке, в кондитерских и булочных, на транспорте, в сельскомхозяйстве, в домашнем хозяйстве, в выставочном и гостиничном бизнесе, втеатральных и иных постановках, а также в некоторых иных. Но, несмотря на это,как минимум 2 субботы в месяц должны быть выходными.
В воскресеньепо общему правилу несовершеннолетние не могут работать. § 17 устанавливает рядисключений из этого правила. Они касаются работы в медицинских учреждениях, всельском хозяйстве, в домашнем хозяйстве, в выставочном бизнесе, в театральныхи иных постановках, в спорте, в гостиничном бизнесе и на аварийной службе. Какминимум 2 воскресенья в месяц должны быть выходными.
Но даже такаяработа не допускается 24 и 31 декабря после 14 часов, а 25 декабря, 1 января,на Пасху и 1 мая несовершеннолетние вообще не могут работать.
Отдельнымзаконом в Германии регулируется сокращённая продолжительность рабочего времении заключение срочного трудового договора (Teilzeit- und Befristungsgesetz).
§ 7указанного Закона устанавливает обязанность нанимателя зарезервировать однорабочее место, которое будет подходить для работы с сокращённойпродолжительностью в том случае, если работник изъявит на это желание.
Работниквправе требовать перевода его на работу с сокращённой продолжительностью в томслучае, если трудовое правоотношение, в котором он состоит с нанимателем,существует на протяжении 6 месяцев. Продолжительность рабочего времени потребованию работника может быть также продлена в том случае, если он занят наработе с сокращённой продолжительностью.
Заключениесрочного трудового договора допускается в случаях, если это обусловленопроизводственными потребностями; если это связано с получением образованияработником; если работник исполняет обязанности временно отсутствующего работника;в целях предварительного испытания, а также в некоторых иных.
Срочныйтрудовой договор может заключаться сроком на два года и продляться до трёх раз.Иное может быть установлено коллективным договором.
Порядок,размер и иные условия выплаты заработной платыустанавливаются вколлективном договоре.
Продолжительностьотпуска, условия предоставления определяются специальным Федеральным законом оботпуске (Bundesurlaubsgesetz).
В § 3 Законасказано, что минимальная продолжительность ежегодного отпуска составляет 24рабочих дня.
Отличаетсяпродолжительность ежегодного отпуска, предоставляемого несовершеннолетнимтрудящимся. Так, согласно § 19 Закона о защите трудящейся молодёжи,продолжительность отпуска лиц в возрасте до 16 лет составляет 30 дней; ввозрасте до 17 лет – 27 дней; в возрасте до 18 лет – 25 рабочих дней.
Прирассмотрении вопросов, касающихсяправовой охраны труда, необходимозатронуть такие вопросы, как безопасность и гигиена труда, специальная охранатруда женщин, молодёжи, инвалидов и пожилых работников.
В Германиисуществует развитая нормативная база в указанной сфере.
§ 3Постановления о рабочих местах (Arbeitsstättenverordnung) налагает на нанимателяобязанность организовать рабочие места таким образом, чтобы исключитьвозможность причинения вреда безопасности и здоровью работников. Так, всоответствии с § 4 наниматель должен принять необходимые меры для того, чтобынекурящие сотрудники не подвергались воздействию табачного дыма. В Приложении куказанному Постановлению (Anhang Anforderungen an Arbeitsstätten) содержится переченьусловий, которым должно соответствовать рабочее место. Указанное положениекасается конструкции зданий, параметров помещений, стен, окон, дверей, лестниц,запасных выходов, освещения, температуры, проветривания, шума, санузлов, комнатдля отдыха, комнат для оказания первой медицинской помощи и некоторых иныхвопросов. Постановление очень подробно регламентирует требования, которымдолжно соответствовать предприятие.
Согласно Законуо проведении мероприятий по защите труда с целью улучшения безопасности изащиты здоровья работников (Arbeitsschutzgesetz) наниматель обязан принимать необходимыемеры по защите труда, которые оказывают влияние на безопасность и здоровьеработников.
Заключение
Германияявляется одной из самых привлекательных стран для работников-мигрантов. ВРеспублике Беларусь существует две организации, занимающиеся трудоустройствомбелорусских граждан именно в Германии. Одна из них (Лингва Тур) занимаетсятрудоустройством в домашних хозяйствах (Au pair). Вторая (ИММО-ТРАСТ) специализируетсяна трудоустройстве программистов в Германии[9].Ежегодно огромное количество граждан Республики Беларусь на различныхоснованиях выезжают на работу именно в ФРГ. Но при этом между РеспубликойБеларусь и ФРГ до сегодняшнего дня не существует никаких соглашений, которые бырегулировали трудовые правоотношения, что является существенным недостатком.
Что касается национальногозаконодательства, регулирующего трудовые отношения с иностранным элементом, тооно также имеет определённые недостатки. Закон Республики Беларусь «О внешнейтрудовой миграции» объединяет работников понятием «трудящийся-мигрант», что непозволяет в полной мере разграничить правовой статус эмигрантов и иммигрантов.Не предусмотрена также возможность самостоятельного трудоустройства белорусскихграждан за пределами страны, хотя фактически оно имеет место.
Нарассмотрении Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь сейчаснаходится новый законопроект «О внешней трудовой миграции». В новомзаконопроекте трудящиеся разделены на эмигрантов и иммигрантов и по-новомурегламентирован порядок трудоустройства белорусов за границей[10].
Таким образом,вследствие отсутствия специальных нормативных актов, направленных нарегулирование трудовых отношений между гражданами ФРГ и Республики Беларусь,отсутствует также специфика в правовом положении белорусских работников вГермании. Их правовой статус приравнивается к правовому статусу граждангосударств, не являющихся членами Европейского союза. Хотя было бырациональным, исходя из сложившейся практики, заключение соглашения, которое быконкретизировало порядок трудоустройства белорусских граждан в Германии иопределяло объём предоставляемых трудовых прав.
Список использованных источников
Литература
1. Тихиня В. Г.Международное частное право. Изд. 5-е, перераб. и доп. – Мн.: ИООО «Право иэкономика», 2003. – 412 с.
2. Иванова, Ю. И.Междунарордно-правовое регулирование труда: монография/ Ю. И. Иванова. – Мн.:ЗАО «Веды», 2006. – 74 с.
Нормативно-правовоыеакты
3. Трудовой кодексРеспублики Беларусь / М-во внутрен. Дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск:Акад. МВД Респ. Беларусь, 2009.
4. Всеобщая декларацияправ человека// Организация Объединённых Наций [Электронный ресурс]. – 2010. – Режимдоступа: www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm. — Дата доступа:11.03.2010.
5. Международный пактоб экономических, социальных и культурных правах// Организация ОбъединённыхНаций [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: www.un.org/russian/documen/convents/pactecon.htm.
- Дата доступа: 11.03.2010.
6. КонвенцияМеждународной организации труда № 29 «О принудительном или обязательном труде»//International Labour Organization [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: www.ilo.org/ilolex/russian/docs/conv029.htm.
- Дата доступа: 18.03.2010.
7. Конвенция Международнойорганизации труда № 105 «Об упразднении принудительного труда»// International Labour Organization [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: www.ilo.org/ilolex/russian/docs/conv105.htm.
- Дата доступа: 18.03.2010.
8. КонвенцияМеждународной организации труда № 87 «О свободе объединений и защите праваобъединяться в профсоюзы»// International Labour Organization [Электронный ресурс]. Режим доступа: www2.ilo.org/ilolex/russian/docs/conv087.htm.
- Дата доступа: 18.03.2010.
9. КонвенцияМеждународной организации труда № 98 «О применении принципов права наорганизацию и заключение коллективных договоров»// International Labour Organization [Электронный ресурс]. – 2010. – Режимдоступа: www.ilo.org/ilolex/russian/docs/conv098.htm. — Дата доступа:18.03.2010.
10. КонвенцияМеждународной организации труда № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщинза труд равной ценности»// Всеобщая конфедерация профсоюзов [Электронныйресурс]. – 2010. – Режим доступа: old.vkp.ru/doc/c100.html. — Датадоступа: 18.03.2010.
11. КонвенцияМеждународной организации труда № 111 «О дискриминации в области труда изанятий»// Организация Объединённых Наций [Электронный ресурс]. – 2010. – Режимдоступа: www.un.org/russian/documen/convents/labour.htm. — Дата доступа:18.03.2010.
12. КонвенцияМеждународной организации труда № 138 «О минимальном возрасте приёма на работу»//International Labour Organization [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: www.ilo.org/ilolex/russian/docs/conv138.htm.
- Дата доступа: 18.03.2010.
13. КонвенцияМеждународной организации труда № 182 «О запрещении и немедленных мерах поискоренению наихудших форм детского труда»// Всеобщая конфедерация профсоюзов[Электронный ресурс]. Режим доступа: vkp.ru/docs/48/151.html. — Датадоступа: 18.03.2010.
14. Конвенция о защитеправ человека и основных свобод// Европейская конвенция о защите прав человека:право и практика [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: www.echr.ru/documents/doc/2440800/2440800-001.htm.
- Дата доступа: 21.03.2010.
15. Европейскаясоциальная хартия [Электронный ресурс]// Электронная библиотека международныхдокументов по правам человека. – 2010. – Режим доступа: www.hri.ru/docs/?content=doc&id=210.
– Дата доступа: 21.03.2010.
16. Соглашение огарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государствв области пенсионного обеспечения, 13.03.1992// Юридическая Россия [Электронныйресурс]/ Федеральный правовой портал. – 2006. – Режим доступа: law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1312297.
– Дата доступа: 01.04.2010.
17. Соглашение осотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантовот 15 апреля 1994 года// Законодательство Республики Беларусь [Электронныйресурс]. Режим доступа: www.zakon2006.by.ru/part26/doc35563.shtm. — Датадоступа: 01.04.2010.
18. О внешней трудовоймиграции: Закон Респ. Беларусь, 17.06.1998 № 169-З// Национальный правовойИнтернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]/ Нац. центр правовойинформ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
19. Закон о пребывании,трудовой деятельности и интеграции иностранцев на территории ФРГ (Aufenthaltsgesetz), 30.07.2004 [Электронный ресурс]/ Bundesministerium der Justiz.Режим доступа: www.gesetze-im-internet.de/aufenthg_2004/BJNR195010004.html.
- Дата доступа: 15.04.2010.
20. Постановление одопуске иностранцев к занятию трудовой деятельностью (Beschäftigungsverordnung), 22.11.2004 [Электронный ресурс]/ Bundesministerium der Justiz.Режим доступа: www.gesetze-im-internet.de/beschv/BJNR293710004.html. — Дата доступа: 04.04.2010.
21. SGB 2,24.12.2003 [Электронный ресурс]/ Bundesministerium der Justiz. Режим доступа: www.gesetze-im-internet.de/sgb_2/BJNR295500003.html.
- Дата доступа: 04.04.2010.
22. Постановление озащите детского труда (Kinderarbeitsschutzverordnung), 23.06.1998 [Электронный ресурс]/ Bundesministerium der Justiz. Режим доступа: www.gesetze-im-internet.de/kindarbschv/BJNR150800998.html.
- Дата доступа: 23.03.2010.
23. Закон о защите трудящейся молодёжи (Gesetz zum Schutz der arbeitenden Jugend), 12.04.1976 [Электронный ресурс]/ Bundesministerium der Justiz. Режим доступа: www.gesetze-im-internet.de/jarbschg/BJNR009650976.html.
- Дата доступа: 23.03.2010.
24. Закон о рабочем времени (Arbeitszeitgesetz), 06.06.1994[Электронный ресурс]/ Bundesministerium der Justiz. Режим доступа: www.gesetze-im-internet.de/arbzg/BJNR117100994.html.
- Дата доступа: 24.03.2010.
25. Закон о сокращённомрабочем времени (Teilzeit- und Befristungsgesetz), 21.12.2000 [Электронный ресурс]/ Bundesministerium der Justiz.Режим доступа: www.gesetze-im-internet.de/tzbfg/BJNR196610000.html. — Дата доступа: 24.03.2010.
26. Федеральный закон оботпуске (Bundesurlaubsgesetz), 08.01.1963 [Электронный ресурс]/ Bundesministerium der Justiz.Режим доступа: www.gesetze-im-internet.de/burlg/BJNR000020963.html. — Дата доступа: 24.03.2010.
27. Постановление орабочих местах (Arbeitsstättenverordnung), 12.08.2004 [Электронный ресурс]/ Bundesministerium der Justiz.Режим доступа: www.gesetze-im-internet.de/arbst_ttv_2004/BJNR217910004.html. — Дата доступа: 20.03.2010.
28. Приложение кПостановлению о рабочих местах (Anhang Anforderungen an Arbeitsstätten) [Электронный ресурс]/ Bundesministerium der Justiz.Режим доступа: www.gesetze-im-internet.de/arbst_ttv_2004/anhang_10.html. — Дата доступа: 20.03.2010.
29. Закон о проведениимероприятий по защите труда с целью улучшения безопасности и защиты здоровьяработников (Arbeitsschutzgesetz), 07.08.1996 [Электронный ресурс]/ Bundesministerium der Justiz.Режим доступа: www.gesetze-im-internet.de/arbschg/BJNR124610996.html. — Дата доступа: 20.03.2010.
Ресурсы удалённогодоступа
30. Труды депутатов отруде мигрантов// Белорусское телеграфное агентство [Электронный ресурс]. –2010. – Режим доступа: www.belta.by/ru/actual/interview?id=480618. – Дата доступа: 31.03.2010.
31. Список юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связаннуюсо сбором и распространением информации о физических лицах с целью ихзнакомства// Министерство внутренних дел Республики Беларусь [Электронныйресурс]. – 2009. – Режим доступа: www.mvd.gov.by/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=537. – Дата доступа: 17.04.2010.
32. Dasgesetzliche Rentenalter in der Bundesrepublik// Fondsvermittlung [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fondsvermittlung24.de/rentenalter.html. — Дата доступа: 02.04.2010.
33. Мигас, В., Нечай, А.Мировой и белорусский опыт регулирования внешней трудовой миграции/ В. Мигас,А. Нечай// Белорус. журн. междунар. права и междунар. отн. [Электронныйресурс]. – 2004. – №1. – Режим доступа: evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=655&Itemid=55. – Дата доступа: 31.03.2010.
34. Бизнес в Германии//Представительство ТПП РФ в Германии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: germany.allbusiness.ru/content/document_r_C481282F-6ECE-4C33-A1F8-A083FB369F6E.html. — Дата доступа: 02.04.2010.