Реферат по предмету "Педагогика"


Роль натуры в обучении детей старшей (подготовительной) группы рисованию и лепке

ГОУ СПО
«Шарьинский педагогический колледж Костромскойобласти»

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: «Роль натуры в обучениидетей старшей (подготовительной) группы рисованию и лепке».
Студентки группы
дошкольного отделения Малышевой Ю.Б.

План
 
Введение
1. Специфика восприятия дошкольникамиформы, величины, цвета предметов, их пространственного расположения
2. Наблюдение натуры — важный методобучения детей дошкольного возраста основам реалистического изображенияпредметов
3. Характер натуры для занятийрисованием и лепкой
4. Методика занятий с использованиемнатуры
5. Анализ проведённой работы
Заключение
Приложение

Введение
 
Актуальность. Формирование личности человека можетбыть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированытворческие возможности человека в различных видах деятельности.
Развитие творческогопотенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок подруководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, втом числе и художественными.
Большие возможностивключает в себе изобразительная деятельность, а прежде всего рисование и лепка.
Цель: Определить значение рисования, лепкис натуры в формировании навыков реалистического изображения предметов,разработать методику проведения занятий рисованием (лепкой) с использованиемнатуры.

1. Спецификавосприятия дошкольниками формы, величины, цвета предметов, их пространственногорасположения
Изобразительнаядеятельность – это специфическое, образное познание действительности. Поэтомуона имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Создание изображенияставит перед ребёнком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепкине может быть успешным. Так, для того чтобы изобразить окружающее ребёнка (дом,машину, человека и др.), ему надо иметь отчётливые представления о том, чтоизображается, надо внимательно рассмотреть предмет, увидеть его основные части,их расположение, величину, цвет, уметь выделить общее и различное в разныхпредметах. Это требует умения проводить простой анализ предмета, сравнение егочастей и разных предметов между собой, делать нужные обобщения, синтез(объединение предметов по сходству формы, строения, цвета). Известно, что самребёнок без целенаправленного руководства взрослого процессом анализа овладетьне может.
Рисование, лепка,аппликация детей также являются специфическим средством познания и отраженияпредметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге, в плане,образы складываются в сознании ребёнка в процессе непосредственногочувственного познания – восприятия.
Изобразительнаядеятельность для своего успешного осуществления требует не просто восприятияпредметов, а выявления и фиксирования их свойств: формы, её особенностей,величины, пропорций предметов, их цвета, характерных деталей. Это учит детейвнимательно всматриваться в окружающую их жизнь.
Изобразительнаядеятельность способствует развитию мыслительных операций: анализа, сравнения,синтеза, обобщения.
Для умственного развитиядетей большое значение имеет постепенно образующийся запас знаний и представленийо разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира,различных величинах, многообразии оттенков, цветов. При организации восприятияпредметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин,цветов, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит,клюёт зёрнышки, рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).
Задача изобразить тот илииной предмет, явление, поставленная перед ребёнком им самим или педагогом,активизирует его представления, заставляет по-новому их осмыслять.
2. Наблюдениенатуры – важный метод обучения детей дошкольного возраста основамреалистического изображения предметов
Рисование способствуетобогащению восприятия, представлений, памяти детей новыми образами, которые приизображении уточняются, обогащаются. Сформировавшиеся представления в процессеих воссоздания дополняются новыми чертами. Увеличивается в целом запас знанийоб окружающей жизни.
По сходству формыпредметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлойформы, прямоугольной и т.д.). На основе этого сходства возникает общностьспособов изображения в рисунке, лепке. Дети усваивают обобщённые способыизображения (например, предметы круглой формы ягодки, орешки, шарики лепятсяпутём раскатывания глины между ладонями кругообразными движениями), чтоспособствует их умственному развитию.
3.        Характернатуры для занятия рисованием и лепкой
Приступая к работе снатуры, прежде всего, нужно понаблюдать окружающее и выбрать подходящийпредмет. При этом нужно руководствоваться эстетической ценностью вещей, отбираяпредметы выразительные, но простые по форме конструкции, чтобы было легчеизучить их строение и пропорции. Надо внимательно относиться и к цвету натуры.Сложные цветовые переходы труднее передать. Поэтому отбирать следует предметы,окрашенные в локальные цвета: красный мак с чёрной серединкой, белая ромашка,лиловый колокольчик. Кажущаяся простота формы и цвета не означает отсутствиякрасоты. Предмет должен нравиться, вызывать эстетическое чувство, желаниерисовать его. Лучше взять для рисования полевую ромашку, чем розы и георгины сосложными соцветиями. Выразительность рисунка не определяется эффективностьюпредмета. Хорошо выполненный рисунок ромашки выглядит лучше, чем плохонарисованная роза. Выбирая цветущую ветку, помните, что сложно передатьизобилие цветов, многоплановость их построения.
Умение сознательновыбирать натуру необходимо и для проведения занятий с детьми. Не всякий предметдети могут изобразить с натуры, точно передав его строение, характерныеособенности.
Очень продуманно надоотноситься к постановке натуры. Она должна стоять на определённом расстоянии отрисующего, быть хорошо освещена. При постановке предмета избегайте сложныхракурсов, которые трудно передать. Нельзя этого забывать и в работе с детьми.Учитесь изображать предметы в том положении, в котором хорошо видны их основныечасти.
4.        Методика занятийс использованием натуры
Выбрав предмет длярисования, лепки, я продумала, что нужно для работы, в каком материалеизображение данного предмета будет выразительнее. Карандаши или краски,акварель или гуашь, цвет бумаги, глина или пластилин для лепки – каждыйматериал имеет свои свойства, и знание их необходимо. Я выбрала акварельныекраски.
Техника акварели и гуашисовершенно различна. Акварельная живопись – это живопись прозрачными красками,основные её свойства: прозрачность, лёгкость, чистота цвета. Белила в акварелине применяются, более светлый тон получается путём разбавления краски водой (например,розовый из красного, серый из чёрного и т. д.). Гуашь – краска с примесью белил– даёт плотный, непрозрачный слой. При работе гуашью в краски прибавляютсябелила. Например, чтобы получить голубой из синего или розовый из краснойкраски, надо красную или синюю смешать с белилами. Для рисования акварельюнужно давать детям белую бумагу, как я и сделала, а гуашью можно рисовать набелой и на цветной. Зная возможности и выразительные средства разныхматериалов, я подготовила их для занятия с детьми по изобразительнойдеятельности.
После того как я выбраланатуру и отобрала материалы, не приступая к рисованию, ещё раз внимательноизучила пропорции, форму и конструкцию предмета. И только уяснив всеособенности натуры, начала работу. Занимаясь с детьми, также обращала ихвнимание на свойства предмета.
Основная задача рисованияи лепки – передать на бумаге или в глине образ предмета, сохранив егохарактерную форму, цвет, конструктивное построение. Умение запоминать свойствапредмета вырабатывается в рисовании и лепке с натуры и по памяти. Для созданиявыразительного изображения я постаралась объяснить детям, что необходимопродумать линейную и цветовую композицию – расположение и взаимосвязь всехизображённых предметов, чтобы было ясно, что они хотят рассказать своимрисунком. Линия, цвет, тон – всё должно быть подчинено единому замыслу.
На первом занятии япредложила детям нарисовать неваляшку по памяти (см. приложение: таблица 1).
На втором занятиипредложила нарисовать неваляшку, но уже с натуры. Пронаблюдала за 3 детьми(Кокурина К., Горбатенко Н., Капитанов Ж.) и выявила их отношение к натуре (см.приложение: таблица 2).
Проанализировав таблицу 2выяснилось, что на занятиях дети чаще обращались к натуре, рассматривали её, вносилиисправления в работу самостоятельно, чем по предложению воспитателя.
Через два месяца, втечении которых шло обучение рисованию с натуры, я провела третье контрольноезанятие. На нём использовала раздаточную натуру (ветка рябины, ваза с цветочком– хризантема, мелкие игрушки – гриб подосиновик, жёлтая уточка, жёлтый цыпленок,синяя рыбка).
Поставила перед детьмицель нарисовать данный предмет похожим. Дала возможность каждому ребёнкурассмотреть предмет, познакомиться с особенностями его формы, строения, цвета. Затемпредложила Ксюше К., Насте Г., Жене К. рассказать что они будут изображать.
Ксюша К. выбрала инарисовала жёлтого цыпленка.
Настя Г. выбрала инарисовала вазу с цветком – хризантема.
Женя К. выбрал инарисовал гриб – подосиновик.
В процессе занятиясоветовала детям сравнивать свой рисунок с натурой, вносить необходимыеисправления (см. приложение: таблица 2).
В конце занятия анализдетских работ показал, что дети стали чаще смотреть на натуру, сравнивать сосвоим рисунком. Старались передать цвет и форму натуры. Стали более внимательнои тщательно относиться к мелким деталям натуры, которую они рисовали (глазки,клювик, гребешок, носик, ушки и т.п.).
После трёх занятийпроверила, как дети поняли задачи рисования с натуры и с этой целью задалаконтрольный вопрос: «Как надо рисовать предмет, чтобы он был похожим?»
Диана П.: «Нужно чащесмотреть на неваляшку».
Алина Т.: «Надо обращатьвнимание на цвет натуры»
Алёна Ч.: «Надо нарисоватьцветок так, чтобы он был такой же красивый, как настоящий»
Женя К.: «Нужно обращатьвнимание на детали натуры».
Настя Г.: «Надовнимательнее смотреть на натуру».
Ксюша К.: «Надо рисоватьпредмет похожим».
Из ответов напоставленный вопрос выяснилось, что почти все дети поняли задачи рисования снатуры.
5.        Анализпроведённой работы
Анализ процесса созданияребёнком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, содной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которыедолжны быть нарисованы, с другой стороны, умение выразить эти представления в графическойформе на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения,следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей сцелью образования нужных представлений, но и развитие движений руки,формирование графических навыков и умений.

Заключение
На занятиях с детьмирисованием, лепкой, изобразительной деятельностью осуществляются такие цели какобогащение сенсорного опыта детей, развитие эстетического восприятияпредставлений, образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости напрекрасное.
В процессе занятийизобразительной деятельностью у детей воспитываются нравственно – волевыекачества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно ицеленаправленно заниматься, преодолевать, трудности. При создании коллективныхработ у детей воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться овыполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
В изобразительнойдеятельности детей ценно то, что она позволяет воспитывать у ребёнка бережное,уважительное отношение к продуктам человеческого труда. Привыкнув ценить иберечь свои и других детей рисунки и лепку, ребёнок будет внимательно и суважением относиться ко всему, во что вложен труд людей.
В основе методов,применяемых в предметном рисовании, находится метод неоднократного наблюденияпредметов.
Наблюдение за предметамив естественной обстановке (не только за объектами природы, но и наблюдениерукотворных вещей) позволяет сформировать у ребят «живые» представления. Живая натурав её естественном направлении – залог создания детьми выразительного образа.
Одним из важных условийразвития творческой деятельности ребёнка является отношение окружающих кпродуктам детского художественного творчества.
В процессеизобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание ребёнка –дошкольника.

Приложение
Таблица 1.Имя и возраст ребёнка. Признаки и детали неваляшки, включая цвет, количество. Количество признаков, изображённых детьми. Рисование по памяти. Рисование с натуры.
1.          Ксюша К., 6 лет
2.          Настя Г., 6 лет
3.          Женя К., 6 лет
Неваляшка состоит из четырёх деталей круглой формы.
Голова, туловище побольше головы и две маленькие круглые ручки по бокам туловища. Без ножек. Неваляшка может быть любого цвета, даже разноцветной, в зависимости от фантазии ребёнка. Имеется личико: брови, глазки, носик, ротик, щёчки выделяются кружочками, косынка на голове.
1.          Нарисовала неваляшку: 4 детали, все круглой формы красного цвета, ручки жёлтого.
Личико: глазки, носик, ротик.
2.          6 деталей, все круглой формы, голова и туловище красного цвета, ручки и ножки оранжевого цвета.
Личико: глазки и ротик.
3.          2 детали круглой формы, оранжевого и синего цвета, равные по форме. Личико: брови, глазки, носик, ротик щёчки.
1.          Нарисовала неваляшку: 4 детали, все круглой формы, жёлтого и красного цвета. Голова больше туловища. Личико: глазки, носик, ротик.
2.          4 детали, все круглой формы, оранжевого и коричневого цвета. Личико: глазки, ротик.
3.          4 детали круглой формы, оранжевого цвета. Личико: брови, глазки, носик, ротик, щёчки.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дракон
Реферат Общие принципы и законы ведения бухгалтерского учета
Реферат «оцінка вартості прав на обєкти права інтелектуальної власності»
Реферат Государственная служба: Иосиф Бродский как американский поэт-лауреат
Реферат Агентство наружной рекламы
Реферат Состав и классификация статей актива баланса
Реферат Государственные финансы как инструмент государственного регулирования
Реферат Бизнес-план ресторана
Реферат Color In Great Gatsby Essay Research Paper
Реферат «Столыпинская аграрная реформа»
Реферат Одномерная оптимизация функций методом золотого сечения
Реферат Эффективность инвестирования в производство
Реферат Внешняя и внутренняя политика Н.С. Хрущева
Реферат Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание Почему они вступают в конфликт
Реферат Термоэлектродвижущая сила. Лабораторна робота