Введение
С самого начала изучения курса криминологии мы постоянно говорилио том, что на тот или иной вопрос некоторые ученые смотрят иначе, имеют инуюточку отсчета исследуемых проблем и т.д., т.е. разные направлениякриминологической мысли сформированы из совокупности различныхкриминологических теорий.
К сожалению, у нас нет возможности вести дискуссию по каждойиз них, но знать об их существовании. Вы обязаны, как специалисты, прошедшиекурс этой науки. Что же такое теории вообще и теории криминологии в частности? Теории- это составленные умозрительным путем системы, соединяющие факты посредствомпричинно-следственных связей.
Теории преступности касаются причин и последствий преступногоповедения, подверженного изменениям от места и времени, под влиянием известныхценностных представлений. В свою очередь теории преступности серьезно влияют наценностные ориентации общества и на общественное мнение о причинах преступности,а подчас даже изменяют их. Различные теории является основой любыхисследований, они определяют их цели, предмет, методы, дают свои понятияосновных элементов предмета и т.д. Новыми исследованиями уже разработаннаятеория может быть как подтверждена, опровергнута, так и поставлена подсомнение, т.е. может быть выдвинута новая гипотеза.
Таким образом, процесс познания продолжается. Но любая теориядолжна быть обязательно подкреплена практикой, т.е. статистикой, результатамипроверки теоретических рекомендаций на практике и т.д. Здесь конечно имеетместо и обратная связь, т.к. любая практика без теории существовать не может. Досих пор не создано никакой достаточно полной и всеохватывающей теориипреступного поведения. Прежде всего, из-за того, что, во-первых, сегодня нетеще теории человеческого поведения в целом, а во-вторых, нет методологии, тоесть мы не знаем точно — как это делать. Но даже если мы будем иметь с Вамихорошую теорию, подкрепленную практикой, то ученым и практикам важно помнить,что они (вместе взятые) не должны стать идеологией. К сожалению, исторический опыт,в том числе и нашей страны, показывает, что иногда криминологическая теорияпретендует на абсолютную истину и становится идеологией.
Я очень рада, что сегодня у меня и моих коллег естьвозможность представляя различные криминологические теории (а не критикуя их буржуазнуюсущность) расширять Ваш кругозор, давая тем самым, возможность мыслитьнестандартно, иметь свое собственное мнение профессионала, разбирающегося как втеории, так и в практике.
1. Уголовно-социологические теории
-Теория социальной дезорганизации. Эта школа называется ещеЧикагской или экологической. Ее возникновение связывается с началомисследований в 20-30-х годах города Чикаго и его окрестностей Ученые(социологи) Роберт Парк, Эрнест Берджест и Родерик Маккензи рассмотрели городкак живой социальный организм. Они исследовали взаимоотношения людей и природы.Основные положения этой теории заключались в следующем:
— наиболее высокая делинквентность приходится на центральнуючасть города (торговые и промышленная часть города);
— по мере удаления от центра и промышленных районовделинквентность падает; самая низкая в жилых городских кварталах, ноисключением считались бедные районы, перенаселенные, где население составляютпреимущественно эмигранты
— мелкие преступления против собственности могутконцентрироваться вблизи места жительства преступников, тогда как болеесерьезные имущественные преступления совершаются на некотором отдалении от негои т.д.
— Теория аномии. Социолог Эмиль Дюркгейм (Франция) считаетпреступность нормальным и даже полезным явлением. Она выполняет две функции:
во-первых, отклонение индивидуального сознания отколлективного представляет собой условие изменений и прогресса. Полное единообразноеповедения членов данного общества означает, что оно переживает застой и неразвивается;
во-вторых, преступление может быть фактором интеграцииобщества, укрепления социальных связей. Негативная реакция на преступное деяниеусиливает коллективное сознание и делает наглядной границу между моральными иправовыми нормами.
По мнению Дюркгейма “чем больше человек имеет, тем больше онхочет, поскольку полученные блага лишь стимулируют, а не удовлетворяютпотребности”.
Теорию аномии дополнили и развили американские социологи, и,прежде всего, Роберт Мертон. Он определяет состояние аномии как надлом вкультуре, возникающий в ситуации резкого расхождения между культурными нормамии целями, с одной стороны, и созданными обществом возможностями поступать в соответствиис ними, с другой стороны. Существуют разные типы адаптации в такой ситуации.Тип первый — конформизм — это поведение, направленное на достижениеопределенных культурных целей с помощью легальных средств. Второй тип — ритуализм — заключается в отказе от стремления к достижению более высокойпозиции либо понижении его уровня до такой степени, что по поводунеосуществленных намерений напряженного состояния не наступает. Эти два типа непорождают девиантных поступков. Третий тип — инновация — это принятие целей,определенных культурой, при одновременном отказе от установленных способов ихдостижения. То есть люди хотя и реализуют ценности, принятые в данном обществе,но делают это с помощью нелегальных средств. Четвертый тип — ретритизм — заключается в одновременном отказе как от целей, стремление к которым в данномобществе обязательно, так и от средств, которые служат достижению этих целей.И, наконец, пятый тип — мятеж — это также отказ от целей и средств, принятых вобществе, но уже с программой замены их новыми целями и новыми средствами ихдостижения.
— Теории субкультуры. Культура вообще это комплекс ценностныхпредставлений, сложившихся в каком-то обществе, в границах известной территориии в рамках определенного периода истории. Ее синонимом можно считать“цивилизацию”, которая соответственно включает в себя стиль жизни, образмыслей, чувствование и поведение, выражающееся в характере питания, одежды, вобычаях и нравах, в религии и языке. Культура усваивается и передается изпоколения в поколение. Ее можно также представить как совокупность определенныхформ поведения, но постоянно изменяющихся, смешивающимися с другими культурами,с другими формами поведения и ценностными представлениями. Под субкультуройпонимают систему общественного поведения и ценностей, существующую отдельно отгосподствующей системы поведения и ценностей и являющуюся все же частью этойцентральной системы. Субкультурные группы делят часть элементов сгосподствующей культурной традицией (цивилизацией), но при этом сохраняют исобственные нормы поведения, и ценности, отличающиеся от ведущей цивилизации.
В теориях субкультуры предпринимаются попытки объяснитьподростковую преступность, и в особенности бандитизм.
Теории Альберта Коэна (1955) и Ричарда Клоуарда и ЛлойдаОлина (1960), рассматривающие причины этого явления, подчеркивают значениеконфликта между ценностями и целями преобладающего в обществе среднего слоя, содной стороны, и возможностями подростков из низших слоев, неспособныхпридерживаться этих ценностей и преследовать эти цели, — с другой. В тоже времяУолтер Миллер (1968) отмечал, что подростковая делинквентность строится насистеме ценностей низших слоев, на собственной, насчитывающей столетиятрадиции, отличающейся своей особой целостностью. Эти теории субкультурысвязаны с особенностями определенных общественных слоев.
По мнению Коэна, у делинквентного подростка существующаясоциальная структура вызывает реакцию отрицания и подростковая противоправностьв отличие от преступности взрослых не имеет экономической направленности (кражавещей, которыми они не могут воспользоваться, отсутствие какого либо смысла вактах вандализма, ведение “бандитских воин”, применение насилия в отношениивсех и всего). Подростки совершают деликты для того, чтобы добиться определенногостатуса, социального положения и престижа. Они создают собственную культуру,свою, отделенную от господствующей цивилизации, независимую субкультуру с цельюполучить статус среди сверстников. Эта реакция проявляется уже в школе. Каксчитают взрослые — хороший ребенок в школе должен быть прилежным, послушным исмышленым. Эти теории называются: “случайных структур”, неравных шансов”, т.е.когда преграждается путь к легальным средствам (достижения своих потребностей)подростки обращаются (при наличии делинквентных задатков) к противоправнымметодам и средствам достижения этих целей.
Одни субкультуры (их типы) добиваются материального достаткаи характеризуются имущественными преступлениями; конфликтные субкультуры ищутспособа добиться статуса в обществе с помощью насильственных преступлений;субкультуры “ухода от мира” (отказа) предпочитают обычным ролям и целям уход внаркоманию и алкоголизм. Наиболее типичным “уходом от мира” является “кошачьясубкультура”, сутью которой является постоянное стремление к “кику” (вызову),сенсации, удовольствию. “Кик” — это поиск экстатических переживаний,наслаждений, “улетов”, “запредельных эффектов”. Самым трудным делинквентнымвидом считается тот, в котором представлены подростки, не стремящиеся к статусусреднего слоя, но всеми средствами пытающиеся поправить свое экономическое(материальное) положение. Приведу Вам для наглядности схему, иллюстрирующуютеорию субкультуры, предложенную Клоуардом и Олином:
Различные экономические условия существования среднего инизших слоев в западном индустриальном обществе.
Социальное расслоение общества.
Интернализация (усвоение) подростками из низшего слояценностей среднего слоя.
Блокирование доступа подросткам из низшего слоя к целямсреднего слоя.
Развитие делинквентных альтернатив для достижениякомпенсирующего статуса.
С выше перечисленными теориями субкультур перекликаетсятеория Уолтера Миллера (1968). Она также основана на расслоении общества, но воснову ее положено следующее положение, что системы ценностей и стиль жизнизависят от экономических факторов. То есть как человеку достаются деньги — получает он их откуда-то или (например, в наследство или по программесоциальной помощи) либо зарабатывает их сам. С этим и связаны различные системыценностей. Его теория представляется следующей схемой:
Собственный стиль жизни и однородная система ценностейнизшего слоя, передаваемая из поколения в поколение.
Отсутствие сильной фигуры отца и женское начало в семьяхнизшего слоя.
Недостаточная возможность усвоения мужской роли в семьях низшегослоя.
Усвоение мужской роли в группе сверстников
Получение компенсирующего статуса путем демонстрации своейгрубости, мужественности, находчивости, способности обманом добиваться болеевыгодного для себя положения в конфликтных ситуациях и при совершении деликтов.
Даже на слух, эта схема имеет “сбои” (например, а какпреступность несовершеннолетних женского пола?...), а проверка на практикеметодом самоотчета, показывает, что преступность среди подростков из низшегослоя (как зарегистрированная, так и латентная) не отличается по объему итяжести от преступности подростков из среднего и верхнего слоев.
В 1980 году Теодор Фердинанд разработал теорию субкультуры,которая не связана ни с расслоением общества, ни с экономикой. Он проводитразличие между молодежными субкультурами развитых и развивающихся стран.Например, субкультуру развитых западных стран Фердинанд характеризует следующимобразом:
— молодежь отстаивает свои радости в духе нарциссизма иотказывается от традиционного предусмотрительного регулирования своих чувств иэмоций;
— молодые люди не желают брать на себя тяготы обычнойпрофессиональной карьеры, рождения и воспитания детей, исполнения семейныхобязанностей. Они бросают вызов авторитету взрослых в семье, школе, общине;
-молодежь вырабатывает свою особую лексику, одежду имузыкальные увлечения;
-возникновение молодежной субкультуры не служит выражениемотчуждения и изоляции, скорее она складывается на основе осознания подросткамисвоего собственного статуса в мире взрослых;
-свое взросление молодежь переживает как угрозу и ограничениесвоих возможностей. Подросток делает то, что ему нравится, и наслаждаетсядосугом. Молодые люди в развитых странах, решившие делать какую-либопрофессиональную карьеру, должны потратить на обучение от 16 и более лет. Этовызывает у многих из них чувство безнадежности. Подросток говорит себе:«Меня не ждет ничего, ради чего можно было бы затратить столько времени исил”. Учиться скучно и трудно. И в конечном счете серьезная профессиональнаякарьера — это далеко не все, о чем мечтает человек;
-в конце концов, создание молодежной субкультуры — этореалистическое приспособление к изначально безнадежной ситуации.
И последняя теория субкультуры — насилия, выдвинутая МарвиномФольфгангом и Франко Ферракути (1967) основывается на том, что насилие можнопостичь, и эти знания и навыки, будучи зафиксированы в субкультуре, передаютсяиз поколения в поколение. В этой системе ценностей и поведения у людейвырабатываются свои стиль жизни и взгляды, ориентированные в основном на насилие.Представители этой субкультуры идентифицируют себя с насилием, и для них оно неявляется ни запретным, ни вызывающим ощущение вины. Субкультура насилиянакладывает на людей особые черты.
— Следующие теории уголовно-социологической направленности, накоторых мне бы хотелось остановиться — это теории конфликта. Понятие “конфликт”пришло из латинского языка и означает столкновение, борьбу или спор. Проблемамиконфликтов занимаются психологи (психоанализ), социологи и юристы.
Первая теория конфликта (1938) была выдвинута ТорстеномСеллином, которая называлась “конфликта культур”, где автор проводит различиемежду внешними и внутренними конфликтами ценностей. Например: противоречиямежду борющимися нормами поведения, присущими старой и новой культурами; разногласиямежду нормами поведения в сельской местности и в крупных городах; конфликтымежду нормами хорошо организованной общины и плохо организованным обществом.Примером конфликта культур является многолетний процесс иммиграции в Израиле,из-за которого происходит процесс постоянного пересмотра основных принципов иценностей. Так, евреи — иммигранты из северной Африки имеют привычку решатьспоры с помощью насилия и в порядке самосуда. Евреи из Йемена не следуютзапрету о многоженстве. Бедуины, для кого “городские законы” — это, преждевсего слухи, обращаются, как и прежде, к обычаю кровной мести, а уже о наших,“советских” иммигрантах и говорить не надо.
В 1958 криминолог Джордж Волд разработал теорию “групповогоконфликта”. По его мнению, человек живет в какой-то определенной группе,состоящей из трех или более человек, которые чувствуют себя связанными общиминормами и социальные роли которых четко замкнуты друг на друга. Группа обладаетцелой сетью социальных связей и имеет определенную внутреннюю структуру. Жизньчеловека — это элемент и результат взаимодействий внутри группы и междугруппами. Лица, выступающие против мнения большинства и отказывающиесяследовать предписанным нормам поведения, непременно объявляются преступниками,и с ними поступают соответствующим образом. А уголовные наказания — этофеномен, сопровождающий групповые конфликты в обществе:
— они возникают из политических движений протеста (наивысшимиформами такого насилия является мятеж и революция). Так, например, еслипроисходит революция, то члены правительства, еще недавно имевшие власть,превращаются в преступников ...;
-выборы в демократических странах иногда сопровождаютсяправонарушениями (акты подкупа, кражи документов, незаконное применениетехнических средств для подслушивания и подглядывания за своими оппонентами ипр.);
-много уголовных преступлений совершается в ходе споров междуруководителями предприятий и бастующими рабочими;
-очень часто причиной преступности оказываются конфликтымежду группами, разделенными по расовым, национальным, религиозным признакам(Чечня, ЮАР и пр.)
Эта теория объясняет преступность как феномен, обязательносопровождающий социальные и политические конфликты, ведущиеся с целью удержанияили улучшения позиций групп в борьбе за власть в обществе. Но она же необъясняет всех форм преступности.
В Европе аналогичная теория была разработана немецкимкриминологом Карлом Шуманном (1974-1976). Согласно этой теории, правопорядок несводится к системе неизбежных и необходимых норм, которые постоянно ставятся подсомнение антисоциальными типами, а всегда являет собой недостаточноеприближение к порядку в процессе временных и нестабильных решений, в несоединении желаний и интересов. Шуманн дает очень своеобразное понятиепреступности — это социальный статус, квалифицируемый сообразно тому, каксистема уголовной юстиции определяет индивида, официально его классифицирует,выносит ему приговор и расправляется с ним. По этой теории право и законопределяются только волей господствующей элиты. А господство позволяет разрешитьвсе конфликты. Преступление — не акт, совершаемый ненормальным человеком, анечто, происходящее в процессе взаимодействия между различными лицами, включаязаконодателя, толкователя законов, их исполнителя и правонарушителя.Политическая организация общественной жизни является следствием явных илискрытых конфликтов между индивидуумами и группами, стремящимися повысить илисохранить свои шансы на существование. Политическая же преступность обусловленаконфликтом между теми, кто хотел бы сохранить данную политическую структуру, итеми, кто хочет ее уничтожить. Притягательными средствами обеспечения властныхпозиций служат уголовно-правовые нормы, позволяющие морально оправдыватьприговоры высоким авторитетом (от имени народа). С точки зрения этой теориивообще невозможно объяснить причины преступности и дать никакихудовлетворительных объяснений относительно неравномерного распределенияпреступности по разным социальным группам. Эта теория практически не учитываеттого, что кроме политической и экономической власти и мощи существуют еще идругие формы отправления власти (моральные, научные, этические аспекты власти)и, что следует различать не только тех, кто наделен властью и тех, кто еелишен, но также учитывать и то, что существует градация уровней власти.
Радикальные теории. Разобраться с этими теориями, на мойвзгляд, очень трудно, особенно в настоящее время. Их создание датируется 70-мыгодами (США и Западная Европа). Их сторонниками главным вопросом являетсяконфликт между классами, т.е. господствующий класс криминализирует рабочийкласс с помощью “классовой структуры” общества и “классовой юстицией”. Многиепредставители этих теорий называют себя марксистами, но огораживаясь при этомот криминологии социалистических стран, считая, что СССР и бывшие страны соц.лагеря не социалистические, а государственно-капиталистические,бюрократически-коллективистические общества, которые вели своемонополистическое государственное хозяйство как капиталистическое предприятие.Эти (радикальные) теории очень сложно классифицировать и мы их рассмотрим всевместе. Едины они в одном — в отрицании традиционной криминологии. По мнению ихсторонников:
— преступность — “негативное благо”, которое урезает права ишансы, перераспределяет имеющиеся в обществе ресурсы;
— девиантность — это выражение разноликости, разнообразиялюдей;
— основной конфликт в капиталистическом обществе имеет местомежду господствующим и рабочим классом;
— преступность возникает из противоречий капитализма, которыевсе время растут;
— традиционная криминология — наука, которая не ставит подвопрос отношения господства, а пытается их оправдать;
— уголовное законодательство и его применение при капитализмерасчитаны на обеспечение господства капиталистов и их поддержку, а правопорядок- это система, созданная классом капиталистов для обеспечения своих интересов;
— инстанции социального контроля общества, т.е. полиция,суды, тюрьмы или исправительные учреждения, являются “органами набора рекрутовв каторгу девиантных элементов”;
— применение санкций к разным слоям населения обращено противцветных, бедных, политических и культурных меньшинств.
Своей главной задачей радикалы видят — ликвидациюкапиталистической системы.
Естественно, что радикальные теории подвергаются критике последующим основаниям:
— основные постулаты радикальных теорий преступностиэмпирически недоказуемы;
— общества, называющие себя социалистическими, ни к коей мерене свободны от преступности и противоправности;
— радикальные теории полны морализаторства, т.е. обвиняютбольше тех, кто живет в достатке и имеет власть (поиск “злодеев”);
— эти теории излишне переоценивают экономику;
— существует большая группа преступлений, которая совершенноне затрагивает интересы капиталистов;
— совершенно не затрагивается вопрос жертвы преступления итак далее.
Одним из примеров несостоятельности этих теорий могут служитьэмпирические исследования, в ходе которых установлено, что рабочие большепривязаны к своей собственности, чем средний слой, что они резче обсуждаютимущественные преступления, что они больше поддерживают полицию и требуютувеличения ее численности и более жестких мер в отношении преступников.
2. Социально-психологические теориипреступности
Общепринято, что на поведение человека влияет его ближайшее иболее широкое социальное окружение. Однако и сам человек своим поведениемвлияет на это окружение, формируя его; человек отнюдь не пассивен по отношениюк своей среде, к группе. Самыми мощными по силе связей группами в обществеявляются семья, школа, группа сверстников, профессиональный коллектив и группасвободного времени (досуга, ибо большую часть своего времени человек проводит вэтих группах и в них соиализируется.
Центральным понятием социально-психологических теорийпреступности является социализация, целью которой служит адаптация и вживаниеиндивида в принятые в обществе нормы поведения. Обратимся теперь к некоторым изкриминологических теорий этого (социально-психологического) направления.
Теория обучения. Она объясняет преступное поведение так:преступником может стать любой человек. Прирожденных преступников не бывает.Унаследовать можно лишь способность к обучению. Эта “предрасположенность”позволяет усваивать любые мыслимые формы поведения — как социально приемлемыетак и девиантные, делинквентные и преступные. Первым, кто выдвинул эту теориюбыл Габриэль Тард. Он предложил три основные закономерности подражательногообучения:
-легче и лучше всего перенимают поведение друг другаиндивиды, находящиеся в тесном контакте;
-подражание широко распространено в обществе, пронизывает егоот самых верхних слоев до самых низших: молодые люди подражают взрослым,бедняки богатым и т.д. Преступность молодежи, пожилых людей и людей с низкимстатусом основана на стремлении стать вровень со взрослыми, богатыми и привилегированнымисоответственно;
— прежнее поведение человека при этом перекрывается новым,которое может либо усилить старое, либо целиком заменить его. Но при этомпрежнее поведение являет собой переход к новому.
Применительно к окружающей среде люди используют три основныесистемы реагирования — рефлексы, инстинкты и усвоенные реакции. Обучение(усвоение) — самая важная система реагирования в процессе адаптированногоповедения человека. Его личностное развитие начинается с момента оплодотворенияяйцеклетки. При этом активно взаимодействуют генетические компоненты обоихродителей. После рождения в дело вступает социальная Среда (уже здесьноворожденные отличаются друг от друга — одни много спят, другие много кричат ит.д. За телесным рождением человека следует духовно-социальное становление,т.е. человек учится быть человеком. Ученые предлагают три различных подхода кобучению нормам поведения, которые взаимодействуют друг с другом:
— вырабатывается классический условный рефлекс, открытыйИваном Павловым. В этом процессе один раздражитель подменяется другим. Наоснове этого положения была разработана теория (Гансом-Юргеном Айзенком /1977/и Гордоном Траслером /1962/) по которой преступное, антисоциальное поведениеявляется “естественным” и усиливающим себя в том случае, если оно приноситнепосредственное удовлетворение личности, которая ведет себя определеннымобразом (за один и тот же поступок ребенок наказывается родителями каждый раз,после чего он начинает чувствовать боль уже при мысли о совершении такогопоступка. Этот страх и “боль” /рефлекторное сознание/ как раз и будутудерживать его от правонарушения). По сути эта теория является биосоциальной, апо содержанию психопаталогической. Поэтому ее криминологи относят кпсихопаталогии;
— вторым подходом к обучению нормам поведения является выработкаинструментальных условных рефлексов (бехевиористическое направление), т.е.человек учится на своих успехах и неудачах с помощью поощрений и наказаний(получает положительное или отрицательное подкрепление);
— третьим подходом является социальная теория обучения,которая рассматривает обучение человека как активный, познавательный,управляемый духовный процесс переработки опыта и знаний. Человеческое поведение- это не автоматическое, рефлекторное реагирование; в его основе лежит активныйпроцесс, в котором решающую роль принадлежит мотивациям, чувственномувосприятию и сложным мыслительным процессам. Эта теория была разработана восновном Альбертом Бандурой (1979), которую он строит на учете процессовпознания, протекающих в мозгу между воздействиями раздражителя и реакции нанего, т.е. на учете восприятий, воспоминаний, представлений, предчувствий иожиданий. (Не каждый человек видел в своей жизни тяжкое преступление, но читало них, видел на сцене театра, в художественном или документальном фильме;тесное общение с осужденными к лишению свободы также представляется не каждому,но мысленное “знакомство” с этой категорией граждан имеет каждый. Но насколькоэто нравиться или не нравится определяет для себя каждый).
— Теория дифференциальной ассоциации. Эта теория изначальнопредназначена для объяснения индивидуального преступного поведения.Исследования в этой области проводились известными криминологами Клиффордом Шоу(1930), Эдвин Сазерленд (1939) и его ученик Дональд Кресси. Теория включает всебя восемь основных постулатов:
1. Преступному поведению учатся, а не наследуют;
2. Преступное поведение усваивается в ходе взаимодействия сдругими людьми в процессе общения;
3. Важнейшая часть обучения уголовному поведению совершаетсяв группах, связывающих своих членов тесными личными отношениями. Внеличностныесредства коммуникации (теле-, кино- и видеофильмы, газеты и журналы) играют впроцессе усвоения криминального поведения не столь важную роль;
4. Овладение криминальным поведением включает в себя изучениеспособов совершения преступлений, которые бывают и сложными, и простыми, атакже специфических мотивов, влечений, оправданий и установок;
5. Рассматривая закон в положительном и отрицательном свете,преступники усваивают особую направленность мотивов и влечений. В однм обществеиндивидуум контактирует с людьми, которые единодушно относятся к нормам закона,как к неукоснительно исполняемым правилам жизни, а в другом — оказываются вокружении людей, которые в своих оценках отдают предпочтение нарушению законов;
6. Человек становится преступником, когда усваиваемые имопределения, благоприятствующие преступности, перевешивают в его сознанииобразцы законопослушного поведения;
7. Усвоение преступного поведения не ограничено толькопроцессом имитации, подражания; и последний постулат этой теории
8. Хотя преступность — это выражение общих потребностей иценностей, объяснять ее только этими потребностями и ценностями нельзя, ибо инепреступное поведение также является выражением тех же самых потребностей иценностей.
Из этой теории (дифференцированной ассоциации) Кресси сделалследующие выводы:
— необходимо существенно улучшить практику и условиявоспитания в семье, школе, профессиональном коллективе и группах совместногопроведения досуга;
— нельзя вместе содержать впервые осужденных вместе срецидивистами;
— группы ресоциализации нужно организовывать по принципу“… чтобы кого-то в чем-то убедить, нужно убедиться в этом самому...”;
— можно создать и сохранять общество, лишенное преступности,благодаря системе поощрений.
Опросы ведущих криминологов показывают, что теория Сазерлендаимеет очень большое влияние, хотя и вызывает споры. Мы с Вами будет за ниминаблюдать, а пока перейдем к рассмотрению следующей теории
— Теории контроля. Согласно теориям контроля, которые быливпервые предложены криминологами Альбертом Рейссом (1951), Ф.Айвеном Наем(1958) и Мартином Гоулдом (1963,1970), социально конформному поведению надообучать. Для изучения такого поведения и его усвоения решающее значение имеютформальный и неформальный контроль, а также контроль внешний и самоконтроль.Неформальный контроль по крайней мере столь же важен, как и формальный, которыйвследствие ценностных конфликтов между социальными группами в плюралистическомобществе имеет сравнительно большое значение, выполняет в этом обществе нетолько функцию устрашения, но и функцию формирования ценностей. Внешнийконтроль за счет процесса интернализации (или интериоризации) превращается вовнутриличностный контроль, или самоконтроль. При успешной социализацииродительский надзор замещается “психологическим присутствием” родителей. Дляудовлетворения самоконтроля решающим моментом является самооценка и устойчиваясвязь с обществом. Все теории контроля исходят из того, что обыденное ивульгарное мышление неотделимы от преступных действий и обусловливают другдруга. Несомненно, большое влияние на постулаты теории контроля оказываетпсихоанализ Зигмунда Фрейда. Фрейдовская внутрипсихическая динамика уже давнопереведена в понятие социальной психологии и тем самым сделана операционной,наблюдаемой и эмпирически доказуемой.
Следующей Вашему вниманию предлагается теория устойчивости.Ее основоположник Уолтер Реклес (1961,1973,1981) задался вопросом: ”Почемуживущий в крупном городе подросток, несмотря на высокий уровень преступности,не становится правонарушителем?” По его мнению ответ заключается в следующем — социальную устойчивость личности определяет внешний и, особенно, внутреннийконтроль, выражающийся во внутренней устойчивости. Ее отличают пять признаков:
1. Самовоспитание, то есть оценка себя как личности,заключается в способности самоконтроля, в умении оценить себя со стороны, в чембольшую роль играет уважение закона;
2. Целеустремленность выражается в личном желании сделатьсоциально приемлемую карьеру. Люди, поставившие перед собой долгосрочную цель,сохраняют иммунитет, неуязвимость по отношению к противоправности ипреступности;
3. Самоконтроль может быть эффективным только тогда, когдацель является вполне реалистичной. Нереальные желания и стремление достичьцели, лежащей за пределами средств и возможностей, неизбежно ведут к нарушениювнутренней устойчивости;
4. Стойкость — это свойство человека, позволяющее ему непредаваться гневу или отчаянию безнадежности, когда он не получает того, чтохотел. Люди, чьи цели оказались за пределами их досягаемости, легко могутподдаваться разочарованию. Люди, легко впадающие в состояние фрустрации, обычноне ставят перед собой долговременных целей. Те, кто склонен к правонарушениям,обладают импульсивным, нетерпеливым характером, тогда как законопослушным людямэто присуще в гораздо меньшей степени. Отсутствие фантазии и нетерпеливостьвызывают у человека скуку, которая затрудняет реалистичное представление опрошлом, настоящем и будущем. Люди, склонные к преступности, всегда в большейстепени нетерпеливы, лишены фантазии и реалистичного взгляда на вещи; Последним
5. Характерным признаком внутренней устойчивости человекаявляется идентификация с нормами права. Отношение правонарушителей к законухарактеризуется его отрицанием, враждебностью к правоохранительным органам иправу.
Ученые, придерживающиеся точки зрения этой теории(устойчивости) считают, что удовлетворительное самовосприятие (собственное “Я”,“сверх-Я”, “Супер-Эго”) можно считать чем-то вроде социально-психологической“прививки” против преступности.
Понятие “внутренней устойчивости”, введенное Реклессом,криминолог Гари Йенсен разложил на три составные части:
— ценностное самоопределение;
— способность самоконтроля;
— и уважение общепринятой морали.
Он проверил свою концепцию на более чем четырех тысячахсклонных и несклонных к преступлениям учащихся средних школ и обнаружил, чтопреступники и непреступники различались между собой по всем тремхарактеристикам. Корреляция была не очень четкой, но существовала.
Следующая теория, предлагаемая Вам для ознакомления — теориясоциальных связей. Криминолог Хирши объясняет возникновение противоправности ипреступности ослаблением или разрывом связей, существующих у человека собществом или с его группой. Он считает, что все люди потенциальныеправонарушители, но их удерживает страх перед возможной потерей значимых длянего связей с родственниками, друзьями, коллегами и т.д. Хирши доказывает, чтосоциальные связи любого человека можно разделить на четыре элемента:
— симпатию, преданность, привязанность;
— ангажированность (обязательство), личное участие;
— использование связей в корыстных целях;
— признание морального достоинства принятых правил.
Эти четыре момента как отделимы друг от друга, так инаходятся в опосредованной связи.
Положения этой теории неоднократно проверялись эмпирически, втом числе и автором данной лекции.
Останавливаясь на следующей теории — несовпадающихпредположений, мы обратим внимание на то, что она поглощает в себя несколько извыше перечисленных теорий, т.е. комбинацию многих социально-психологическихтеорий (называемых теориями “среднего уровня”). Ее недостаток в том, что онаобъясняет только преднамеренные преступления и не объясняет преступлений,совершенных по неосторожности. Ее авторы видят два различных пути возникновенияпреступности. Первый они связывают с теориями обучения и контроля (слабая ибеспомощно-нерешительная вовлеченность людей в общественную жизнь, сильноевлияние девиантных групп) И второй путь — сочетание теории обучения и контроляс теорией случайных структур (в детстве ребенок может выработать прочные связис традиционным социальным строем, а с течением времени, в период юности, этисоциальные связи могут быть подвержены “размыванию”. Но после определенногопериода времени позитивные социальные связи все же доминируют.
Эта теория импонирует и тем, что ее рекомендации направленына ослабление связей преступников друг с другом и усиление контактовправонарушителей с социально конформными людьми, а также расширение их возможностиусвоения традиционных нормативных ценностей. Например, укреплять связиосужденных к лишению свободы с родственниками, священнослужителями,представителями различных общественных гуманитарных фондов, психологами и т.д.;оказывать посильную помощь со стороны государства после освобождения из местлишения свободы; компенсацию ущерба осужденный должен считать частью уголовногонаказания (от этого выиграют и преступник, и жертва, и общество) и прочее.
-Теория интеракции (теория стигматизации). Эта теориязанимается не только изучением лиц, официально квалифицированных какпреступники, но и проявляет интерес к процессам, в ходе которых людиопределяются как преступники.
Криминолог Говард Беккер разработал модель девиантной илипреступной карьеры, в которой главную роль играет интеракция:
Первая стадия — преднамеренно или непреднамеренно человексовершает некое неконформное действие (Придаваясь своим фантазиям, многие людивидят себя совершающими противоправные деяния...);
Вторая стадия — во время этой стадии человеку, склонному ксоциальной девиации, его преступное поведение доставляет удовольствие;
На третьей стадии одним из решающих шагов в процессе усвоенияобразцов девиантного или криминального поведения является опыт ареста иликлеймения человека как преступника;
И последним, пятым этапом — шагом в преступной карьереявляется вступление человека в группу (банду) преступников, т.е. он переходит встадию своей девиантной биографии. Этот шаг оказывает огромное влияние насамооценку человека и его самовосприятие.
И в заключении третьего вопроса — несколько слов еще об однойтеории — стигматизации (клеймения). Эта теория очень своеобразна. Она отрицает,что девиантное поведение порождает потребность в социальном контроле или чтотакое поведение есть результат ослабления этого контроля. По мнению ее автораЛемерта, именно социальный контроль и порождает девиантность, которую он, всвою очередь делит на две категории: первичную и вторичную девиацию. Первичнаядевиация происходит тогда, когда индивид начинает входить в предписанную емусоциальную роль. Вторичная девиация начинается с момента социальной реакции надевиантное поведение. Эти реакции общества на факт девиации приводят к тому,что некоторые люди начинают поступать в соответствии с ролью, которую им определилообщество. Это очень сложная проблема, т.к. у людей, переживших процессстигматизации, создается негативное представление о самом себе (negativeself-image), которое может повлечь далеко идущие последствия для их поведения вбудущем.
Теория стигматизации имеет важное практическое значение. Еевыводы должны служить предостережением для органов правосудия, подчеркиваяотрицательные последствия вовлечения некоторых граждан в сферу действияюридической машины. Это особенно касается несовершеннолетних, психика которыхеще не сформировалась, в связи с чем они повышенно восприимчивы к навязаннымсоциальным ролям. Достаточно привести пример вызова с урока какого-то ученика кинспектору по делам несовершеннолетних...