КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Общее право»
по теме: «Современная российская правовая система»
Оглавление
1. Общаяхарактеристика и структурные элементы правовой системы… 5
1.1 Понятие иструктура правовой системы… 5
1.2 Системаправа и система законодательства. 10
2.Особенности российской правовой системы… 13
2.1Исторические аспекты развития правовой системы в России. 13
2.2 Развитиеправовой системы в советский период. 17
2.3Особенности развития российской системы права. 23
Заключение. 35
Списокиспользованной литературы… 37
Введение
Произошедшие в начале предыдущего десятилетииизменения социально-политического устройства Российской Федерации потребовалисоздания новых правовых средств социального регулирования системы общественныхотношений, содержащихся в правовой системе. В связи с этим, теоретическаяразработка концепции современной российской правовой системы и реальное еевоплощение в практической деятельности, составляет одну из первоочередныхзадач, от решения которой зависят многие другие правовые проблемы, в частности,вопросы, связанные с совершенствованием права в целом, определением его места ироли среди других юридических явлений и социальных регуляторов.
Это становится актуальным в условиях построениядемократического правового государства, где право приобретает ведущее значение,а правовая наука нуждается в обобщающей категории, позволяющей оперировать еюпри научном анализе всей правовой действительности. Такой универсальнойкатегорией и является понятие «правовая система». Правовая система, являясьосновной регулирующей общественные отношения силой, осуществляет правовоерегулирование в соответствии с существующими социальными, экономическими,политическими, духовными и складывающимися на их основе правовыми принципами,существующими в обществе на конкретной стадии его развития.
Следовательно, одним из факторов, определяющихформирование правовой системы, является государственная идеология. С этихпозиций необходимо отметить, что эффективность правовой системы напрямую зависитот качества выражения в правовых нормах принципов правового регулирования,соответствующих общественному правосознанию, служащего критерием легитимноститого или иного нормативно-правового акта.
Другим конститутивным аспектом построенияправовой системы является ее объективация, которая находит свое выражение вовсей совокупности нормативных актов, издаваемых органами государственной власти.Поэтому, основной задачей, без решения которой невозможно достичь успехов в любойсфере общественной жизни, является, прежде всего, укрепление государства в лицевсех институтов и всех уровней власти.
Принцип федерализма, заложенный в системезаконодательства Российской Федерации, обуславливает формированиесложносоставной правовой системы, состоящей из соответствующих правовых системее субъектов. Обязательным условием успеха начатых преобразований являетсяурегулирование отношений между федеральным и региональным уровнями власти, таккак отсутствие должного механизма взаимодействия между ними приводит квозникновению определенных проблем в процессе созидания ценностей,соответствующих уровню гражданского общества и правового государства.
Рассмотрение проблем, связанных с созданием ифункционированием современной правовой системы Российской Федерации являетсястержневым, так как именно правовая система воплощает в себе доминирующие на данномэтапе развития общества социально-политические, социально-экономические иполитико-правовые идеи, опосредуя их в общеобязательное государственно-властноевеление. Рассмотрение данного вопроса позволит также выявить основныенаправления в развитии правовой системы в соответствии с доктринойфедеративного демократического правового государства, пути воплощения вреальную жизнь основных его принципов и возможности оптимизации деятельностигосударственно-политических институтов власти.
1. Общаяхарактеристика и структурные элементы правовой системы
1.1 Понятие иструктура правовой системы
Система права суть внутреннее строение(структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.Основная цель этого понятия — объяснить одновременно интегрирование и деление нормативногомассива на отрасли и институты, дать системную характеристику позитивного правав целом. Позитивное право, являясь нормативным ядром правовой системыконкретного общества, обладает такими качествами, как целостность иавтономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность, имеетсобственное содержание и источники развития. Особо здесь нужно подчеркнуть то,что структура права (его система) обусловливает его форму (системузаконодательства) и неразрывно с ней связана.
В теории права выработаны неоднозначные трактовкипонятия «правовая система». Согласно одной из них, под правовой системойпонимается право определенного государства, терминологически обозначаемое как«национальная правовая система». Понятие «правовая система», используемое вдругой трактовке, тесно связано со сравнительным правоведением и служит дляобозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходныеюридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которыеобусловлены сходством конкретно-исторического развития их элементов, отражающихотносительную самостоятельность правовой формы, особенноститехнико-юридического содержания права, являющихся основанием для их интеграциив правовые семьи. В этой связи правовая система выступает объектом исследованиясравнительного правоведения как исходная база, основа сравнительно-правовыхисследований.
Что же касается понятия правовой системы вузком смысле, то здесь также высказываются различные точки зрения. В частности,С.С. Алексеев считает, что правовая система – это все позитивное право,рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовойдействительности – правовой идеологией и судебной практикой. Соответственноэлементами правовой системы являются: собственно объективное право как совокупностьобщеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государствомформах позитивного права; правовая идеология – активная сторона правосознания;судебная практика. По мнению Ю.А. Тихомирова, понятие правовой системыстанет более однородным, если будет включать четыре группы элементов:
а) правопонимание – правовые взгляды,правосознание, правовую культуру, правовые теории, концепции, правовойнигилизм;
б) правотворчество – как познавательный ипроцессуально-оформленный способ подготовки и принятия законов и иных правовыхактов;
в) правовой массив – структурно оформленнаясовокупность официально установленных и взаимосвязанных правовых актов;
г) правоприменение – механизм реализацииправовых актов и обеспечения законности.
Однако, указанные подходы не характеризуют правовуюсистему именно как системное явление, под которым понимается объективное объединениепо содержательным признакам отдельных правовых частей в структурноупорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью,устойчивостью и автономностью функционирования.
При рассмотрении структуры правовой системынеобходимо иметь в виду, что в качестве основного элемента она включает в себяправо, которое является результатом взаимодействия государства и общества всоздании содержащихся в правовых нормах легитимных предписаний, выражающих основноесодержание общественного правосознания и уровень его развития во всех сферахжизнедеятельности. Роль общества в формировании властных предписаний являетсяопределяющей по отношению к деятельности органов государства, непосредственносоздающих нормы права, так как оно является носителем основных критериеврегулирования существующих в нем отношений. Данные критерии впоследствиитрансформируются в основные принципы права, которые развиваются и конкретизируютсяв правовых нормах, создавая при этом определенные способы и методы правовогорегулирования.
Чтобы освоить право как систему, необходимовыявить основания построения, критерии интеграции и дифференциации юридическихнорм. С позиций генетического подхода можно выделить первичные и производные отних критерии. В качестве первичного (естественного) критерия по отношению кправу выступает человек. Производными в этом плане могут быть различные, каким-тоспособом оформленные социальные и социально–политические образования, преждевсего государство и общество. Отсюда берут начало системообразующие,цементирующие право как единое целое связи и те связи, которые обусловливаютего деление на естественное и позитивное.
Под естественным правом понимается совокупностьправ и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумногосоциального существа, те права и обязанности, которые стали справедливыми нормамиповедения людей в обществе. Позитивное право представляет собой систему норм,содержащих определенные права и обязанности, исходящих от государства иобщества, выраженных (закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах,судебных прецедентах, актах исполнительной власти). При этом надо иметь в виду,что все правовые системы современного позитивного права в той или иной степениоснованы на естественном праве, содержат естественно-правовые начала. Правотакже дифференцируется на частное, направленное на удовлетворение потребностейи защиту интересов отдельных лиц, и публичное, охраняющее общие интересыгосударства.
Исторический подход позволяет проследить весьпуть становления права как системы. Общим видимым критерием здесь выступаетформа (источник) права, анализ которой дает возможность обозначить принципы, характерныедля той или иной системы права, специфику компоновки ее элементов,архитектонику. В соответствии с данным критерием различают обычное(традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифицированное,статутное, декретное право).
Исторический взгляд, раскрывая генетическиесвязи системы права, составляющие ее основу, одновременно позволяет проследитьдинамику изменений системы во времени и пространстве. Это связано, в частности,с развитием человека как индивида и члена различных социальных образований. Здесьпроявляются влияние на право различных религиозных, идеологических, этническихфакторов, соотношение между ними. В этом плане, например, выделяются системымусульманского права, индусского права.
Системно-структурный срез обозначаетпространственное, определенным образом упорядоченное расположение норм права.Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент права. Онапервая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Благодаря своему универсальному,сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровнисистемы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.
Норма права самостоятельно регулирует какую-тоодну сторону (грань) общественного отношения. Для правового регламентированияотношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных,процессуальных, дефинитивных, оперативных).
Институт права — это обособленная группаюридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качествепримера можно назвать институт права собственности в гражданском праве,институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательногоправа и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институтымогут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).
Отрасль права представляет собой обособленнуюсовокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественныеотношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуетсяопределенной целостностью, автономностью.
Отрасли подразделяются на материальные ипроцессуальные. К первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное,земельное право. Вторую группу составляют гражданское процессуальное, уголовно–процессуальноеи административно-процессуальное право. Начинает складываться и отрасльконституционно-процессуального права.
Критериями деления права на отрасли и институтывыступают предмет и метод правового регулирования. Предмет правовогорегулирования — это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся вправовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен — трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущиследующие черты: 1) жизненно важные для человека и его объединений отношения;2) волевые, целенаправленные (разумные) отношения; 3) устойчивые, повторяющиесяи типичные отношения; 4) отношения поведенческие, за которыми можноосуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).
Общественные отношения выступают в качествеглавного объективного (материального) критерия деления права на отрасли иинституты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенноймере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права вцелом.
Метод правового регулирования есть совокупностьприемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результатедлительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечаетна вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует.Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению кпредмету дополнительный (процессуальный) характер.
При регулировании общественных отношенийиспользуются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный ирекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания отношений,усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровняправовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельнои в совокупности, во взаимодействии друг с другом.
Наиболее распространены и полярны по своимхарактеристикам императивный и диспозитивный методы. Императивный методпостроен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов правадругим. Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивныйметод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права(гражданского, трудового, семейного).
1.2 Система права исистема законодательства
Правовая система объективно представляет собойсинтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма исодержание одного и того же явления. При этом система права призванареализовывать положения правовых принципов, которые в результате объективации вконкретных правовых нормах осуществляют непосредственное регулятивноевоздействие, а система законодательства соответствует в своем содержаниисистеме права и одновременно создает систему внешне выраженных его источников[1].
Под системой законодательства понимаетсясовокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренниесодержательные и структурные характеристики права. Данная система являетсявнешним выражением системы права. Совпадение между системой права и системой законодательствав пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границахони существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственныетенденции развития.
Система законодательства складывается в результатеиздания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этихактов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев)можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системызаконодательства.
Горизонтальное (отраслевое) строение системызаконодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическимиобщественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства,соответствующие отраслям системы права (конституционное право – конституционноезаконодательство, трудовое право – трудовое законодательство, гражданскоепроцессуальное право – гражданское процессуальное законодательство).
Вертикальное (иерархическое) строение отражаетиерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по ихюридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов РоссийскойФедерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановленияПравительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативныеакты.
Федеративное строение системы основано на двухкритериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерациив сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративнымдоговором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовыхактов Российской Федерации: федеральное законодательство (Конституция РФ,основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановленияПравительства РФ и иные нормативные акты Федерации); законодательство субъектовРоссийской Федерации – республик в составе РФ (конституции республик, законы ииные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономнойобласти, городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга(уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).
2. Особенности российскойправовой системы
2.1 Историческиеаспекты развития правовой системы в России
В основе формирования правовых систем лежатсоциальные, экономические, политические и иные факторы, существующие в системеобщественных отношений в виде определенных идей справедливости, равенства, политическихвзглядов, находящих своеобразное применение в каждом государстве, которыедолжны быть учтены при рассмотрении правовой системы конкретного государства.
Становление и развитие российской правовойсистемы происходило по общим законам, присущим становлению и развитию любойправовой системы, хотя в этих процессах были и свои особенности. Глубинныеистоки представлений о правильном, справедливом, нормальном лежат еще в мифологии,в которой тот или иной этнос осознает окружающую природную и социальнуюдействительность, самого себя, свое происхождение, нормы и обычаи своей жизни.
В правовую систему через юридические тексты,тесно связанные с текстами народной устно-поэтической традиции, проникли нетолько те или иные языковые формулы и конструкции, но и наиболее устойчивые иглубокие мифологические образы и представления древних людей о порядке, гармониии дисгармонии, нарушении порядка и его восстановлении, о деянии и воздаянии,норме, обычае и последствиях их нарушения, т.е. все то, что может рассматриватьсякак некий предправовой материал, на котором базировалась в период становленияправовая система, из которого складывались юридические традиции.
Если сравнить древнерусскую мифологию смифологией этносов, известных своей высокой правовой культурой (например,древнегреческой, древнеримской), то можно обнаружить, что древнерусскаямифология, языческая религия сосредоточены, главным образом, на осознании ипонимании природных явлений и процессов. Славянская мифология носила в основномаграрно-природный характер. Древнерусский человек не выделял, не воспринимал ине осознавал еще с достаточной четкостью социальности своего бытия, егонормативности, упорядоченности и иных характеристик, складывающихся впредправовой комплекс. Он был погружен в природность, натурность, вкровнородственные (те же природные) связи и зависимости. Языческая религия, какизвестно, была бедна организационными, нравственными и общественными идеалами[2].
Трудно найти в древнерусской и русскоймифологии те образы и идеи, сюжеты и представления, которые у греков, например,воплотились в мифах о Фемиде (богине правосудия, основе правопорядка) и еедочерях Эвномии («благозаконии»), Дике («справедливости»), Ирене («мире»). Уримлян предправовые представления воплотились в Юстиции («правосудии», «праве»),обожествляемом (с 1 в.) понятии, в Эквитас («справедливости»), часто изображавшейсяженщиной с весами.
В русской мифологии мы не найдем весов — важногои необходимого для внедрения в жизнь правовых начал символа предправа,свидетельствующего об осознании людьми таких понятий, как мера, мерность,соразмерность деяния и воздаяния за него и т.д. В то же время славянские Правдаи Кривда, Суд (Усуд) во многом близки символу Доли, т.е. непостижимой, трансцендентной(а не социальной) силе, предопределяющей как аграрно-природные события, так ивсю жизнь человека.
Право, правовая система и правовая культураэкономически сопряжены с индивидуальной собственностью, а идеологически,точнее, духовно — с осознанием человеком своей индивидуальности,самостоятельности, собственной сущности. Эти понятия близки и с точки зренияпроисхождения, этимологии: индивидуальность, самостоятельность и собственность,присвоение имущества, где слово «собственность» образовано от слова «себе», иозначает принадлежащее индивиду.
Коллективная форма общежития русскогокрестьянства — община — была одним из фундаментальных факторов развитияроссийского общества, значительно повлиявшим на его политическую и духовнуюжизнь и культуру. Сильная община препятствовала становлению индивидуальногоначала в хозяйственной и духовной жизни, создавала условия для почти полного поглощениялица миром и рационального отрицания всякого личного права. Поэтому и «стоимость»персонифицированных воплощений коллектива (князя, дружинника, общинногоимущества), являющегося главной ценностью в обществе, в ранних правовыхпамятниках была во много раз выше и посягательства на них наказывались гораздостроже. Например, жизнь боярина, дружинника, других приближенных князя поРусской Правде оценивалась в 80 гривен штрафа, а жизнь смерда или холопа – лишьв 5.
И тем не менее, русское право, российскаяправовая система в целом, как и любая другая правовая система, формировалась сориентиром на личностные начала, хотя сперва это была личность главным образомпредставителя господствующего класса. Так, из 43 статей краткой (одной из самыхранних) редакции Русской Правды 40 были прямо посвящены защите от преступныхпосягательств личности и собственности (которая является лишь экономическимвыражением личности).
Формирование господствующего слоя как носителяправовых начал долгое время основывалось на кровнородственных отношениях, емубыло присуще понимание больше родовой, чем личной чести. Геополитическаяситуация на Руси, необходимость консолидации перед лицом внешней угрозы привелик тому, что государственность складывалась в форме деспотии, жестоко подавляющейсвой народ и отчасти господствующий слой тоже.
В 60-егг. XIX в. в стране появляютсяблагоприятные условия для развития правовых начал, что выразилось восвобождении крестьянства от крепостной зависимости и в разворачиваниикрупнейшей в истории нашей страны правовой реформы, заложившей основы правовойгосударственности в России. Если предшествующая история характеризуетсянекоторой задержкой правового развития (сильные общинные традиции, правовойнигилизм и т.д.), то конец XIX — начало XX вв. знаменуютсяневиданным ранее подъемом в правовой сфере в результате формирования новыхсоциальных сил и слоев, являющихся носителями правовых чувств и понятий,требований и представлений: нарождающейся буржуазии и разночинной интеллигенциипрежде всего.
В процессе правовой реформы в России былаликвидирована сословность суда, провозглашено равенство всех перед судом изаконом, было произведено отделение суда от административной власти,установлены выборность и несменяемость судей, коллегиальность рассмотрения дели состязательность процесса, провозглашены гласность суда и право на защиту, введенинститут присяжных заседателей. Таким образом, в конце XIX — началеXX вв. в России был заложен основательный, хотя и непрочный фундаментсовременной правовой государственности, позволяющий, если бы у нас продолжалосьэволюционное развитие, выйти в XX столетии на передовые рубежи мировой правовойкультуры. Что же касается русской либеральной правовой мысли — работБ.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистя-ковского и др. — тоона уже в то время находилась на уровне передовых правовых теорий.
Развитие российской правовой системы в Х — XIX вв.,восприятие ейвизантийской культуры, православия, духа позднеримского права, атакже североевропейских влияний позволяют сделать вывод о вхождении ее в романо-германскуюсемью правовых систем на правах особой — евразийской — разновидности. Особенности эти заключаются в следующем:
1. Высокая, приоритетная защита общихинтересов, общего дела, дух соборности в ущерб личным притязаниям индивида, егоправам и интересам, составляющие, с нашей точки зрения, смыслосодержательныйкорень, основание права и правовой культуры как таковых.
2. Слабость личностного и, следовательно,правового начала в культуре вообще.
3. Широкое распространение неправовыхрегуляторов в обществе: моральных, морально-религиозных, корпоративных и т.д.
4. Отрицательное отношение православной религиик фундаментальным устоям правового общества, а тем самым и к праву, правовойкультуре.
5. Высокая степень «присутствия»государственности в общественной жизни, в государственной идеологии,огосударствление многих сторон общественной жизни, подчиненность правагосударству и т.д.
2.2 Развитие правовой системы в советскийпериод
В 1917 г. в нашей стране был начаткоммунистический эксперимент – строительство принципиально нового общества,которое должно было, по мысли его организаторов, основываться на всеобщемравенстве и свободе человека труда, всеобщем счастье и отсутствии эксплуатациичеловека человекам. Попытки насильственного и ускоренного внедрения названныхидеалов в жизнь на практике обернулись трагедией для России.
Социалистическое общество радикально отличаетсяот капиталистического, приближаясь, если воспользоваться марксовой схемойтипологии истории, к феодальному. Однако более точным будет выделениесоциализма и присущей ему государственно-правовой системы в отдельный (одноименный)тип общества и соответствующую социалистическую семью правовых систем. Советскаяправовая система – конкретно-исторический тому пример и характеризуется следующимиособенностями.
Первая особенность состоит в том, что советскаяправовая система была пронизана официальной идеологией марксизма-ленинизма. Этосближало ее с религиозными правовыми системами, которые также основаны на идеологии(только религиозной) и зависят от официальных толкователей ее истин иположений. В советской правовой системе идеологизация находила свое яркоевыражение в социально-классовом, а не в строго юридическом, как вромано-германской или прецедентной правовых системах, подходе к субъектамправа, в том числе обвиняемым.
Идеологизированность правовой системыпроявлялась также в приверженности ее всевозможным политическим кампаниям,театрализованным судебным представлениям – «судебным» процессам над «врагаминарода», в ориентации не на закон и закрепленные в нем строгие юридические критерии,а на общий партийный дух – линию партии, решения ее съездов, пленумов,установки и указания партийных вождей. В первое после 1917 г. времяосновным источником права было революционное правосознание, впитавшее идеологиюбольшевизма. В последующем законодательство использовалось главным образом недля регулирования общественных отношений, а для пропаганды коммунистическойидеологии.
Наконец, с организационной точки зрения,идеологизация правовой системы обнаруживала себя в прямом вмешательствекоммунистической партии в юридическую практику – правотворчество,правоприменение, юридическое образование, в занятии всех мало-мальски важныхпостов в правоохранительных органах членами РКП (б), ВКП (б), КПСС, в отправленииее лидерами в отдельные периоды советской истории судебных функций (печальнознаменитые «двойки» и «тройки»).
Вторая особенность, вытекающая из самойкоммунистической идеологии, состоит в отрицательном отношении правящего слоя, азатем и воспитуемого им в этом духе населения к праву, в отношении к последнемукак к вынужденному злу, подлежащему преодолению и отмиранию в будущем. Сразу после1917 г. в советской юридической литературе право оценивалось какконтрреволюционный предмет, как еще более опасное, чем религия, снадобье, какопиум для народа (Г.А. Гойхбарг, М.А. Рейснер). Однако постепенносоветская власть стала использовать право (и государство тоже), его мощныерегулятивные возможности в своих интересах, хотя названная особенность — правовой нигилизм — так и не была, да и не могла, по-видимому, быть преодоленав советской системе.
Третья особенность советской правовой системы — абсолютный примат интересов государства над интересами личности.Государственные преступления подлежали самым суровым наказаниям, посягательствана социалистическую (государственную) собственность наказывались более сурово(вплоть до смертной казни), чем на личную собственность. Госсобственность в гражданско-правовыхотношениях подлежала приоритетной и исключительной защите.
Так, в соответствии с ГК РСФСР 1964 г.(даже в редакции 1987 г.) на требования государственных организаций овозврате государственного имущества из чужого незаконного владениянегосударственных организаций или граждан не распространялась никакая давность,его истребование могло производиться и у добросовестного приобретателя. Когда участных лиц по постановлению правоохранительных органов (дознания, предварительногоследствия, прокурора или суда) изымались драгоценные металлы и алмазы, то импри вынесении оправдательного приговора выплачивалась лишь стоимость изъятыхценностей (принцип «Все равно виноват»)[3].
И наоборот: на основное государственноеимущество (основные средства) взыскание кредиторов не могло быть обращено ни вкоем случае. Что касается прочего госимущества, то на него взыскание обращатьсямогло, но лишь с определенными изъятиями. В процессуальном праве также действовалпринцип приоритетной защиты интересов государства.
Сфера частного права была резко сужена – объемсвободного усмотрения частных лиц ограничивался бытовыми вопросами и семейнымиотношениями. Публично-правовое регулирование, напротив, стало господствующим,довлеющим, всеохватывающим.
Советская правовая система в целом базироваласьна идее обязательств человека перед государством. В отношениях этих двухсубъектов господствовал разрешительный правовой режим для первого иобщедозволительный для второго: гражданину можно было делать лишь то, что емуразрешало государство; последнее же могло запрещать все, что считало нужным иполезным для дела строительства социализма и коммунизма (например, устанавливатьпредельные нормы площади и размеров для участков и домов индивидуальнойзастройки, предельные высоту и площадь домиков в садоводческих товариществах ит.д.
Отношение партийно-государственного руководствак правам человека было резко негативным. Гражданские и политические праваграждан оценивались как второстепенные в сравнении с социально-экономическимминимумом (или правами) населения и уверенностью в завтрашнем дне. Отрицались инарушались международные стандарты прав человека, широко практиковалсяпринудительный труд, свобода передвижения была крайне ограниченной.
Четвертая особенность заключается в том, чтосудебная система находилась в полной зависимости от партийно-государственногоруководства, а ее деятельность отличалась карательной направленностью противинакомыслящих, инквизиционными следственными и судебными процедурами, нарушениемправа обвиняемого на защиту, объективным вменением (к уголовной ответственности,например, привлекались члены семьи изменника Родины даже в том случае, если ониничего не знали и не могли знать о его действиях), жестокостью (расстрел захищение социалистической собственности в любых формах и размерах, уголовнаяответственность за нарушение трудовой дисциплины, возможность применения за рядпреступлений высшей меры наказания — расстрела для лиц с 12-летнеговозраста) и т.д. Наконец, до середины 50-х гг. широко практиковалисьвнесудебные расправы, проводился массовый террор, что позволяет говорить лишь опсевдоюридической оболочке всех этих действий и органов, их осуществляющих, ноне о праве как таковом. Во второй половине 50-х гг. наиболее одиозные изперечисленных характеристик советской правовой системы стали преодолеваться, массовыйтеррор был прекращен.
Пятой особенностью советской правовой системы являетсято, что роль закона сводилась практически на нет, так как общие, принципиальныеположения устанавливались партийными директивами, а «технические», детальныевопросы социально-правовой регламентации разрешались в ведомственных актахорганов управления. Большую роль играли секретные, нигде не публикующиесяинструкции и указания партийных органов разного уровня и других ведомств.
Вместе с тем конечной целью развития былипровозглашены, как уже отмечалось, интересы человека труда, и поэтому онанаряду с негативными чертами имела серьезные импульсы позитивного развития,хотя иногда чисто формального. Государство проводило работу по систематизации икодификации законодательства, писались и принимались конституции СССР, насыщенныедекларативными положениями основы законодательства, кодексы и другойнормативно-правовой материал. Обращалось внимание на необходимость учетатребований и запросов трудящихся, защиты их прав и свобод (естественно, в техобластях, где это не приводило к противоречиям с глубинными основами советскойсоциалистической системы).
Следует также подчеркнуть, что советскаяправовая система прошла несколько этапов в своем развитии, и названныеособенности присущи этим этапам в разной мере. Так, этап становленияхарактеризуется, с одной стороны, сломом старой правовой системы и правовыхучреждений, максимальным революционным «творчеством» и произволом, а с другой –стремлением построить новую правовую систему (принятие Конституции РСФСР 1918 г.,Гражданского, Уголовного, Земельного, Гражданского процессуального,Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса законов о труде, построением новойсудебной системы). С начала 30-х до середины 50-х гг. в стране действовалтоталитарный режим с практически полным уничтожением истинно правовых реалий,несмотря на фиктивно-демонстративные действия по принятию массы законодательныхактов, в том числе Конституции СССР 1936 г.
Середина 50-х – конец 80-х гг. – эпохалиберализации (со своими подъемами и спадами), приведшая к сменеобщественно-политического строя, распаду СССР и изменению всех ориентировразвития, фундаментальных ценностей общественной системы в целом. Этот периодхарактеризовался некоторыми технико-юридическими достижениями в законодательнойсфере (кодифицированы все основные отрасли права, приняты Конституция СССР 1977 г.,ряд законов декларативно-демократической направленности, например Закон СССР отрудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями,организациями 1983 г.).
С конца 80-х гг. мы являемся свидетелямикардинальной переделки нашей правовой системы. Сопровождается она весьмаболезненными факторами: сначала «война законов», острые противоречия междуорганами законодательной и исполнительной власти, «парад суверенитетов» национально-государственныхи административно-территориальных единиц в бывшем Союзе ССР, а потом и в РоссийскойФедерации, затем взрыв преступности, включая Чечню, а также резкий росткоррумпированности государственного аппарата и нарушения прав целых слоев игрупп населения и др. Ситуация эта весьма опасна, но не безнадежна длянарождающихся правовых отношений, поскольку происходящие перемены имеют цельюпостроение правового государства, обеспечение прав и свобод человека в РФ, чтоневозможно без введения ситуации в четкие правовые рамки.
2.3 Особенности развитияроссийской системы права
Деятельность всей системы органов власти вправовом государстве в соответствии с принципом разделения властей назаконодательную исполнительную и судебную способствует образованиюнормативно-законодательных и нормативно-судебных элементов, синтезированных в современнойроссийской правовой системе.
До недавнего времени правовая системаРоссийской Федерации входила в прекратившее свое существование семьюсоциалистического права, которую образовывали страны, ранее входившие всоциалистическое правовое сообщество. До возникновения социалистическойправовой семьи, указанные страны принадлежали к семье романо-германского права,поэтому впоследствии они сохраняли характерные для него черты.
Особенностью российской правовой системыпереходного периода явилось то, что на начальном этапе ее возникновениядействовало большинство нормативных актов бывшего РСФСР, причем некоторые изних сохраняют юридическую силу и по сегодняшний день. С течением времени вновьобразованные органы государственной власти издавали собственные нормативныеакты, обеспечивая тем самым появление обновленной правовой системы РоссийскойФедерации. В связи с этим возникла необходимость определения роли и места вновьвозникшей правовой системы в типологии современных правовых систем. Вюридической литературе по данному вопросу существуют несколько точек зрения.Согласно одной, прежняя принадлежность социалистических стран кромано-германской правовой семье позволяет вести речь лишь об их возвращении вэто сообщество. Согласно другой, для того, чтобы определиться в правовойприроде бывших социалистических стран недостаточно традиционныхтехнико-юридических и социально-экономических критериев[4].
Историческая и этнокультурная специфика России,других восточноевропейских стран требует учета в компаративистскихисследованиях в большей степени, чем это было ранее, такой фактордифференциации правовых семей, как этноправовые и культурно-историческиеособенности правового регулирования. Поэтому прежние социалистические страныобразовывают славянскую правовую семью. В связи с изложенным, хотелось бы ещераз подчеркнуть, что в современном мире правовое регулирование фактическиосуществляется лишь двумя типами правовых систем. Поэтому, казалось бы,правомерно вести речь о возврате к романо-германскому правовому сообществу.Между тем, в настоящее время в Российской Федерации среди законодательныхэлементов правообразования существуют и нормативно-судебные элементы. Это видноиз того, что все большую роль в правовом регулировании большинства отраслейначинает играть доктринальная трактовка законодательных положений, проводимаясудебными органами власти, путем принятия соответствующих решений по спорнымвопросам законодательства, а также при отсутствии законодательного регулированиякакого-либо вопроса. Прежде всего, это касается решений Конституционного СудаРФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.
Указанная тенденция явилась следствиеминтеграции Российской Федерации с государствами нормативно-судебной правовойсемьи на основе общей концепции правового государства (к примеру с США),обусловившей процессы интеграции правовых явлений в рамках существующейтипологии правовых систем на фоне развития международного права. Поэтому становитсявсе труднее говорить о принадлежности правовой системы Российской Федерациитолько лишь к нормативно-законодательному типу.
Принципы правового государства обеспечилиформирование объективного права в соответствии с новой политико-правовойдоктриной, что повлекло существенное изменение содержания норм составляющихоснову российской правовой системы. При этом зачастую сохраняли действие нормыпрежней правовой системы, но лишь в той части, в какой они не противоречиливновь возникшим принципам правового регулирования. Что касается системы права,то здесь изменения произошли в составе и содержании норм как публично-правовых,так и частноправовых отраслей. Причем изменение содержания частноправовоговоздействия напрямую зависит от соответствующего изменения публично-правовогорежима регулирования. Это связано с тем, что публичное право включает в себяосновные вопросы формирования правовой системы и обеспечения ее устойчивости вусловиях происходящих перемен.
В отраслях публичного права изменения связаны стем, что основными принципами правового регулирования стали принципыверховенства закона, верховенства прав и свобод человека и гражданина,приоритета международного права над национальным. Данные принципы сталиначалами правового регулирования в конституционном, уголовном,административном, налоговом, гражданско-процессуальном,уголовно-процессуальном, арбитражно-процессуальном праве, а также в комплексныхпублично-правовых и частноправовых отраслях и институтах (например в земельном,трудовом, банковском и др.).
Что же касается частноправовых отношений, тоздесь следствием признания приоритета общечеловеческих ценностей надгосударственными, явилась более широкая диспозитивность поведения субъектов,когда их некоторые сознательные волевые акты, направленные на реализацию своихестественных прав, приобрели нормативность и государственное обеспечение изащиту в частноправовых отраслях (гражданском, семейном и др.). Это, в своюочередь, обусловило расширение сферы диспозитивно-правового воздействия, иустановление нового правового режима в отраслях частного права.
В целом, можно сказать, что структура системыправа в виде его деления на отрасли, институты и нормы, осталась прежней,однако в результате изменения системы общественных отношений, изменились ипредметы правового регулирования, служащие основанием дифференциации на отраслии институты. Следствием этого явилось появление новых отраслей, институтов инорм (к примеру налогового, бюджетного, банковского, земельного права и др.).Иными словами, вновь возникшие отрасли, институты и нормы осуществляют правовоевоздействие в рамках новой системы общественных отношений и соответствующихправовых принципов, находясь при этом в тесной генетической связи, которая иобразует новую структуру системы права.
Изменения структуры системы права, повлекло, в своюочередь, соответствующие изменения в системе законодательства. Взаконодательной сфере развитие было направлено на реализацию новых принципов вконкретных правовых актах, связанных с оформлением институтов российской государственностии нового курса экономической, социальной, международной политики. Вэкономической сфере первоначально принимались законы о предприятиях, особственности, о приватизации, направленные на реализацию принципасобственности. Следом за ними появился поток законов о статусе хозяйствующихсубъектов, об акционерных обществах, о банках, о финансово-промышленныхгруппах, о сельскохозяйственной кооперации, о банкротстве и др., которыерегламентировали основанную на праве собственности хозяйственную деятельность.
Далее, Гражданский кодекс РФ заложил основурегуляции отношений в сфере экономики. Стали приниматься законы,устанавливающие режим формирования и использования имущества государства: обюджетной и налоговой системах, о бюджетной классификации, о бухгалтерскомучете, о государственном заказе и др. Значительный массив законодательных актовнаправлен на реализацию основных прав и свобод человека гражданина. Былиприняты законы о культуре, здравоохранении, науке и других участках социальногоустройства общества, которые заложили основы законодательства в этой сфере. Однойиз тенденций развития российского законодательства является также его тесноевзаимодействие с принципами и нормами международного права. В этих целяхиздаются нормативные акты, направленные на ратификацию положений международныхдоговоров и соглашений и включение их, тем самым, в российскую правовуюсистему.
Таким образом, сложившаяся на данный моментвнутренняя структура законодательства может быть представлена следующимобразом: конституционное законодательство как базовая отрасль, далее, двеопорные отрасли – административное и гражданское законодательство – и отраслифинансового, налогового, трудового, земельного, аграрного, социального,семейного, экологического, горного, уголовного, гражданско-процессуального иуголовно-процессуального законодательств, законодательства о судоустройстве. Указанныеотрасли делятся на подотрасли, институты, нормативные акты и отдельные нормы. Значительныеизменения правовой системы произошли и во внешней структуре системы законодательства.Особое значение в ходе построения обновленной российской государственностиприобретает развитие законодательства в сфере оформлениягосударственно-политических институтов власти, так как именно в этой сферепроисходит образование внешней структуры системы законодательства.
Анализ конституционного законодательстваРоссийской Федерации, регулирующего деятельность органов государственнойвласти, позволяет сделать вывод, что здесь правовое регулирование общественныхотношений происходит на двух уровнях – федеральном и на уровне субъектафедерации. Причем оба уровня предполагают наличие относительно самостоятельныхправовых систем. Во-первых, федеральное законодательство образует системузаконодательства Российской Федерации, так как именно она является сувереннымгосударством, обладающим системой федеральных органов, деятельность которых иведет к ее созданию. Во-вторых, субъекты федерации обладают системойсобственных органов власти, наделенных определенной компетенцией, позволяющейиздавать нормативные акты, в пределах своих полномочий. При этом правовыесистемы субъектов федерации не должны противоречить федеральным нормативнымправовым актам.
Реализация всей совокупностью органовгосударственной власти своей компетенции находит объективацию в праве, формированиекоторого по своим исходным началам носит объективно обусловленный, необходимыйхарактер. Таким образом, роль государства является определяющей на стадииправообразования. Именно оно осуществляет принятие соответствующих актов, и всилу этого соответствующие нормативные обобщения обретают свойство права,становятся общеобязательными нормативными положениями. При этом основноезначение будет иметь построение эффективной законодательной системы, так какименно с ее помощью можно придать праву характер объективного системногоявления, или, иными словами, создать правовую систему.
Анализируя соотношение системы федеральногозаконодательства и систем законодательства субъектов Российской Федерации,необходимо отметить, что указанные правовые явления взаимосвязаны не как частии целое, а как равнозначные элементы единой правовой системы Российской Федерации.Такой вывод позволяют сделать следующие особенности российской государственности.Так, полнотой государственной власти обладают не только федеральные органыгосударственной власти, но и органы власти субъектов федерации. Далее,разграничение компетенции между указанными органами носит прежде всегоконституционный характер. Федеральные органы власти и органы власти субъектовфедерации взаимодействуют в рамках единой системы государственной власти приотсутствии единства системы законодательных и судебных органов, а такжеограниченном предметами исключительного ведения субъекта федерации единствасистемы органов исполнительной власти. Создаваемые же указанными органамиправовые системы обладают относительной самостоятельностью саморазвития и всвоей взаимосвязи образуют правовую систему Российской Федерации, выступающуюкак целостный нормативно-правовой массив, развивающийся на основе общих принципов.
Крупная, можно сказать, глобальная задача,которую нужно решить в ходе правотворческой деятельности в ближайшие годы — формирование практически новой нормативно-правовой системы (системызаконодательства), которая бы отражала и направляла происходящие в обществеизменения фундаментальных начал жизнедеятельности: переход от огосударствленнойэкономики к экономике, где значительную роль играют частная собственность,приватизированные предприятия, частнопредпринимательская деятельность; отвсеобщей имущественной унификации в нищете (за малым исключением) кформированию среднего класса, созданию достойного человека уровня материальногоблагосостояния; от навязываемой народу узкой группой партийного руководстваполитики к политике, основанной на интересах электората и определяемой вконечном счете избирателями; от имперской национальной политики к политике,основанной на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Для выполнения этих задач правотворческаядеятельность должна отвечать ряду требований. Прежде всего, она должна бытьзаконодательно урегулированной так, чтобы был сформирован работающий механизмпо выявлению, учету и согласованию интересов всех групп и слоев российского общества,по созданию юридически совершенных нормативно-правовых актов. На уровнеФедерального Собрания РФ требуется выработка основополагающих в этой сференормативно-правовых документов — регламентов палат, вособенности Государственной Думы; на уровне субъектов Федерации — созданиемодельного регламента их законодательных (представительных) органов, в которомбыли бы отражены общие принципы и особенности их собственной законодательнойдеятельности и участия в федеральном законотворчестве. Особое вниманиефедеральный законодатель должен уделять системному, кодификационному правотворчеству,результатом которого станут крупные блоки правовых норм, комплекснорегулирующие области, виды общественных отношений.
Вторым по значению после правотворчества видомюридической деятельности является правоприменение — властное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основноепредназначение правоприменительной деятельности — проведение в жизньправовых норм с учетом индивидуальных особенностей ситуации.
Кроме того, через правоприменениеосуществляется государственное принуждение в случае нарушения правовых норм. Издесь на первое место выходит правосудие, органы которого тоже действуют наосновании закона. Однако их деятельность не ограничивается применением права вточном смысле этого слова. «Правосудие, – отмечает С.С. Алексеев, – это немеханическое претворение в жизнь писаных юридических предписаний (как это былов советскую эпоху), а само живое право, право в жизни». Сказанное означает, чтосуды при решении конкретных дел могут и должны применять принципы и нормымеждународного права, которые в соответствии с Конституцией РФ являютсясоставной частью правовой системы России. Они также должны ориентироваться и нафундаментальные правовые ценности – права человека, которые могут бытьзакреплены лишь в самом общем виде в принципах права или правового сознания. «Праваи свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Ониопределяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательнойи исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»(ст. 18 Конституции РФ). Если в ходе рассмотрения дела суд установит фактнесоответствия акта государственного или иного органа закону, то решениепринимается в соответствии с законом (ст. 120 Конституции РФ).
Конституция РФ установила также широкий кругновых и уточнила известные ранее права граждан в области судопроизводства иправовой системы в целом: право каждого человека на судебную защиту всеми незапрещенными законом способами, право на обжалование в суд действий и решенийне только должностных лиц, но и органов государственной власти, местногосамоуправления, общественных объединений, право на обращения вмежгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны всеимеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, право на получениеквалифицированной юридический помощи, право пользоваться помощью адвоката (защитника)с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения, правосчитаться невиновным до вступления в силу приговора суда (презумпцияневиновности), право на освобождение от свидетельских показаний против себясамого и своих близких родственников, право на возмещение ущерба, причиненногогосударством, и др. В нашей правовой системе возрожден институт присяжныхзаседателей.
Перечисленные новеллы говорят о том, что роль изначение правосудия в нашей стране многократно возрастают и в перспективестатус решений судебных органов должен приблизиться (в сфере прав человека) кстатусу судебных решений в странах прецедентного права. Конституция РФ дает юридическиеоснования для такого вывода.
Важным аспектом правовой системы являетсяправовое поведение граждан, организаций и органов, складывающееся в конечномсчете во всеобъемлющий правовой порядок в стране. В любомгосударственно-организованном обществе законодатель может устанавливать те илииные юридические нормы и принципы, тот или иной правовой статус лиц и организаций,а общественное правовое сознание – стремиться и желать установления и (или)соблюдения каких угодно прав и свобод, каких угодно правовых режимов, но еслиэто не будет воплощено в реальном правовом порядке, то уровень правовойкультуры в данном обществе станет отражать не идеальные мотивы и стремления, ато, что есть на самом деле.
Последним по счету, но не по значению, являетсятакой компонент правовой системы, как нормативно-правовые акты – писаное право,составляющее нормативно-правовую подсистему правовой системы. С точки зренияюристов позитивистской ориентации, нормативно-правовые акты суть центр правовойсистемы, а с позиции сторонников естественно-правовой доктрины, отстаиваемой внастоящей работе, – это не более чем важный ее компонент. Но считать подходпозитивистов полностью ошибочным было бы методологически некорректно: это стильмышления, мировоззрение, имеющее известные конкретно-исторические обоснования ипределы.
Термин «законодательство» в теории и напрактике используется в широком и узком смысле. В узком смысле – это системадействующих законов. Законодательство в широком смысле слова означает вседействующие в стране нормативные акты.
Важными новеллами являются следующие серьезные изменениянашей правовой системы за время реформ. Так, например, Конституция РФ имеетсейчас не только высшую юридическую силу (так было и раньше, хотя формально – теоретически),но и прямое действие, что означает право и обязанность суда, других органовгосударственной власти и управления, всех должностных лиц при отсутствиинеобходимого закона применять непосредственно Конституцию, на которую в такомслучае делается прямая отсылка.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 15-КонституцииРФ «неопубликованные законы не применяются». Данная норма направлена наискоренение практики «тайной дипломатии» советского государства против своегонарода, которая была широко распространена и выражалась в том, чтонеопубликованные нормативные акты регулировали, а точнее, ограничивали права исвободы советских граждан, налагали на них новые обязанности. Но еще болееважно положение п. 3 о том, что не только законы, но и «любые нормативныеакты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могутприменяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Очень важным является то, что в силу п. 4ст. 15 Конституции «общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации являются составной частью еесистемы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила,чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».Приведенное правило, во-первых, делает нашу правовую систему открытой дляпередовых, прогрессивных положений, принципов и норм международного права, таккак они теперь входят в нее составной частью, и, во-вторых, устанавливаетприоритет норм, содержащихся в международных договорах Российской Федерации,перед внутринациональным законодательствам. Сказанное относится и кмеждународным договорам СССР, так как Россия является его правопреемником.Наиболее важное значение имеют Пакты о гражданских и политических, а также обэкономических, социальных и культурных правах 1966 г. и конвенцииМеждународной организации труда (МОТ).
В российской правовой системе происходят ныне идругие весьма важные изменения. Например, резко возрастает роль закона всистеме источников права. Такое положение обусловлено общим духом и смысломКонституции РФ, провозгласившей Россию демократическим федеративным правовымгосударством, прямым ее указанием на то, что законы имеют верховенство на всейтерритории РФ (п. 2 ст. 4), а суды, установив при рассмотрении деланесоответствие акта государственного или иного органа закону, принимают решениесогласно закону (ст. 120).
Сегодня в России идет процесс становлениячастного права. Государство встает на защиту тех договоренностей, которыезаключили между собой частные лица. Этот процесс можно сравнить сразгосударствлением социалистической собственности, приватизацией. Как в сфереэкономики появляется субъект, наделенный частной собственностью, так и вправовой сфере возникает субъект, наделенный существенной автономией,независимостью, возможностью самостоятельно, свободно и в своем интересе решатьсвои частные дела, не причиняя при этом ущерба правам и законным интересам другихлиц, т.е. субъект, частное право которого гарантируется государством. Этоприводит к росту значения диспозитивного метода правового регулирования.
Принципиально новым феноменом в историироссийской правовой системы является наделение всех субъектов РФ правом изданиязаконов, что приведет к формированию наряду с федеративной нормативно-правовойсистемой самостоятельных региональных нормативно-правовых систем, а в рамкахфедеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема – коллизионноеправо (ст. 71 Конституции РФ.) Это значительно усложняет правовоерегулирование, но увеличивает «приближенность» субъекта регулирования кобъектам, а также роль правосудия как центра разрешения всевозможных споров иколлизий.
Российская правовая система находится ныне вситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением ееразвития является построение правового государства на базе развитогогражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали быправа человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.
Заключение
Социально-политической особенностью российскогообщества является его федеративная государственность. Указанная особенность,предопределяя деятельность системы государственных органов в соответствии с принципомфедерализма, детерминирует образование правовых систем субъектов федерации, каксоставных элементов правовой системы Российской Федерации. Функционированиефедеральных и региональных органов государства осуществляется в рамках единойгосударственной власти. Это указывает на необходимость развития системногозаконотворчества, обусловленного конституционной формой федерализма,позволяющей вырабатывать логически связанную, соподчиненную систему нормативныхактов.
Стратегическими целями развития российскойполитической системы и государственности сегодня является построение такогогосударственно-правового механизма, который был бы действительно направлен нареальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человекакак высшей ценности. Кроме того, необходима отработка системы реальноговоздействия человека на государство через институты гражданского общества,которые пока находятся в стадии становления. Обе задачи глобальные идолговременные. От их решения, однако, будет зависеть реальностьрассматриваемого здесь положения о субъекте как центре и основе российскойправовой системы. В настоящее время это – лишь идеал, цель нашегополитико-правового развития.
Действующая в Российской Федерации правоваясистема содержит реальные государственно-правовые механизмы ее эффективногопостроения при надлежащем их использовании и применении в ходе законотворческойи правоприменительной деятельности. Указанные механизмы способствуют устранениююридических коллизий и правовых пробелов, путем создания стройной системызаконодательства, с одной стороны, и развития прецедентного права – с другой.
Список использованнойлитературы
1. Алексеев С.С. Теория права.М. 2004.
2. Алексеев С.С. Право: Азбука.Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М. 2006.
3. Давид Р., Жоффре-Спинози К.Основные правовые системы современности. М. 2005.
4. Марченко М.Н. Сравнительноеправоведение. М. 2001.
5. Леушин В, И. Конституция России всвете теории естественного права. М. 2004.
6. Правовые проблемы евроазиатскогосотрудничества: глобальное и региональное измерение. Екатеринбург. 2003 г.
7. Саидов А.Х. Сравнительноеправоведение и юридическая география мира. М. 2003.
8. Синюков В.Н, Российская правоваясистема. Саратов. 2004.
9. Теория государства и права. Под ред. В.К. Бабаева.М. 2006.
10. Тихомиров Ю.А. Правовая сфераобщества и правовая система. // Журнал российского права. 2005 г. №4–5,С. 74–75
11. Шафеев Д.Р. Современнаяправовая система Российской Федерации // Автореферат дисс. на соисканиеученой степени к. юр. н. Казань, 2002. 25 с.