/>Содержание
1. Предпосылки появлениякооперативов в капиталистической экономической системе 3
2. Экономическое и социальноеположение советской кооперации перед распадом СССР 7
3. Законодательство РФ об органахуправления потребительского общества. 13
Списоклитературы… 17
1. Предпосылки появления кооперативов вкапиталистической экономической системе
Капиталистическаякооперация возникла в середине XIX в.с развитием капитализма. Она была одним из способов вовлечения мелкихтоваропроизводителей или потребителей в систему рыночных капиталистическихотношений и одновременно одной из форм их борьбы против эксплуатации торговыхпосредников, перекупщиков, ростовщиков и промышленных капиталистов.
В условиях капитализмакооперативы представляют собой коллективные капиталистические предприятия, т.к. главный источник их прибыли и формирования кооперативной собственности — часть прибавочной стоимости, уступаемой им промышленными капиталистами; ониразвиваются в соответствии с экономическими законами капитализма, часто самивыступают эксплуататорами наёмного труда. Во главе многих кооперативов стоятпредставители буржуазных слоев общества, тесно связанные с капиталистическимимонополиями, банками, государственным аппаратом, видными деятелями буржуазныхполитических партий и организаций. Но кооперативы отличаются отчастнокапиталистических фирм, акционерных компаний, монополистическихобъединений тем, что основной целью их деятельности является не извлечениемаксимальной прибыли, а обеспечение потребительских, производственных и другихэкономических потребностей своих членов. Кооперативы, в отличие от акционерныхобществ, объединяющих капиталы, являются объединениями лиц, пользующихся ихуслугами или принимающих участие в хозяйственной и общественной деятельности.Кооперативам присущ более демократический характер управления и хозяйствования:вне зависимости от количества паев действует принцип «один член — один голос».
Во многих странахгосударство оказывает помощь отдельным видам кооперации (главным образомсельскохозяйственным кооперативам) путем предоставления им кредитов.
Действуя каккапиталистические предприятия, кооперативы в то же время остаются массовымиорганизациями рабочих, крестьян, фермеров, кустарей-ремесленников,представляющими и защищающими их интересы.
Одной из причин появлениякооперативов было развитие капитализма в крестьянских хозяйствах, которое болеебыстро и свободно происходило на окраинах, в частности в Сибири. Поощрениекооперативного движения в свою очередь приносило государству хорошие доходы.
В 1832году в Лондоне была открыта первая «рабочая биржа», на которой предполагалосьобменивать товары на основе «новых рабочих денег» — билетов с обозначениемсреднего количества труда, необходимого для производства данного продукта.Можно считать, что это была первая экспериментальная проверка трудовой теорииД. Рикардо, и теория этой проверки не выдержала: вскоре от «билетов», отпопыток оценивать продукты по вложенному в них «общественно необходимому труду»пришлось отказаться. Возобладал обычный принцип ценообразования – всоответствии со спросом и предложением. И лондонская рабочая биржа, и множестводругих, возникших по ее образцу, просуществовали недолго.
Рассыпалисьи все первые кооперативы, поскольку были они, по точному замечанию видногознатока кооперации, «слишком тесно связаны с утопическим идеаломкоммунистической общины, чтобы удачно справляться с практическими трудностямижизни».
Первыекрупномасштабные попытки организовать производственные артели были сделаны воФранции неким Бюше, учеником Сен-Симона и Фурье. Он полагал, что рабочие должныразбиться на профессионально однородные ассоциации для совместного производствапродуктов на продажу. Рабочие получали бы обычную заработную плату в течениегода, а также остаток чистой прибыли после отделения пятой части ее в неделимыйфонд. Этот «фонд взаимопомощи» представлял собой собственность ассоциации вцелом, и его накопление должно было обеспечить устойчивость и расширениеассоциации.
ИдеиБюше с немалым размахом были воплощены в жизнь после революции 1848 года, когдареволюционное правительство ассигновало 3 миллиона франков на устройствоассоциаций. Ссуды распределял специальный комитет под председательствомминистра земледелия и торговли. Было подано более шестисот заявок. Один лишьпроект ассоциации парижских портных должен был охватить более 30 тысяч человек.Была выдана шестьдесят одна ссуда.
Большаячасть организовавшихся ассоциаций распалась в ближайшие годы. Дольшесохранились те, которые превратились в чисто капиталистические предприятия –использовали наемный труд и вели дело коммерчески грамотно. Другая вспышкаартельного движения во Франции произошла в восьмидесятых годах 19 века, когдабогач Рампаль завещал 1 миллион 400 тысяч франков на устройство ассоциаций. Изэтого капитала до 1901 года было выдано 127 ссуд, «значительная часть которыхпропала безвозвратно» [1].
В началеХХ века «Фабианское общество» обследовало состояние производительныхассоциаций. Вот о чем поведал доклад супругов Вебб: «Во всех странахсохранилось не более сотен таких ассоциаций из тысяч, которые возникали; ибольшинство из этих ассоциаций все еще с трудом борется за свое существование,к тому же ассоциации… сохранились в тех отраслях промышленности, которыедопускают производство в небольших размерах; и они не в одном случае неохватывают большого числа рабочих или значительного капитала… Шансы успехатакого общества тем больше, чем дальше оно от типа самоуправляющейсямастерской».
Веббыподчеркивали, что неудачи производительных кооперативов особенно поразительнына фоне мощной поддержки, которую они получали от всех слоев общества, в томчисле от правительств, поддержки гораздо большей, чем та, что получалиассоциации потребителей.
ВГермании Герман Шульце в 1850 году в прусской деревне Делич создал «ссуднуюассоциацию». Движение Шульца-Делича получило достаточно широкоераспространение. Уже в 1859 году в двух германских провинциях насчитывалось 183кооператива, объединяющих более 18 тыс. пайщиков. К 1913 году в этом движениинасчитывалось 3599 кооперативов. Кооператоры ассоциаций Шульца-Деличапродолжали совершенствовать и конкретизировать общие принципы, сформулированныееще рочдельскими пионерами. В частности, существенно ими конкретизированпринцип распространения просвещения.
Примернов это же время начинает разворачивать свою деятельность Фридрих Вильгельм фонРайффайзен. В 1849 г. он организовал первый кооператив, а в 1864 г., будучи мэром Хеддесдорфа, открыл «Хеддесдорфское общество благосостояния». В 1876 им былсоздан Рейнский банк сельского кредита, выполняющий в известной мере функциицентробанка, объединяющий деятельность разрозненных кооперативов в национальноеДвижение. В результате этого темпы роста Райффайзеновского движения, скромныена первом этапе, резко увеличились. В год смерти Райффайзена в Германиидействовало уже 425 обществ, а к 1912 году их число превысило 8000.
Какособая форма потребительской кооперации, кредитный союз строит своюдеятельность на принципах кооперативной философии и кооперативной демократии.Кооперация дословно означает «совместная деятельность» (co-operation). Вшироком смысле слова кооперация есть объединение совместных усилий отдельныхлюдей или групп людей для достижения какой-либо цели. В более конкретном иузком смысле термин «кооперация» используется для обозначения особойобщественно-экономической организации мелких товаропроизводителей илипотребителей, то есть для обозначения определенного типасоциально-экономической организации.
2.Экономическое и социальное положение советской кооперации перед распадом СССР
При />советскойвласти потребительская />кооперация занимала монопольное />положениев сельской торговле. Основными видами ее деятельности являлись розничная иоптовая торговля, общественное питание, закупка и переработка сырья исельхозпродукции, производство продовольственных и непродовольственных товаров,строительство и автомобильное хозяйство. Тогда всего лишь за один процент Коопудавали, кредиты. Около трети транспортных расходов на доставку сырья иматериалов по линии потребкооперации брало на себя государство. Промышленныепредприятия сами выходили на кооператоров, предлагая свою продукцию. При этомне было натурального обмена — все проводилось через банки и облагалось положенныминалогами. Потребкооперация в советской экономике являла собой могучий Ватикан — государство в государстве, и обоим это было только на пользу.
Теперь всего этого нет.Когда наступили рыночные времена, на всем постсоветском пространстве неистово сталидемонополизировать потребительскую кооперацию на селе. С этой целью былисозданы многочисленные коммерческие структуры, затрачена уйма денег, восновном, бюджетных. Однако искусственно созданные, эти коммерческие структурыстали быстро исчезать из сельских мест, ибо большую выгоду искать сегодня всельской местности — занятие бесперспективное.
В середине 80-х годов XXвека в бытовой сфере, в службе быта, сложилась парадоксальная ситуация:существенно возросла потребность в бытовых услугах, но при этом снизился спросна них. Возник обоюдный страх потребителей и работников сферы услуг.Потребители, зная «цену» обслуживания, исходя из своего прежнего опыта, сталиреже прибегать к его помощи, производители же, понимая, что полностьюудовлетворить требования заказчиков не имеют возможности, неохотно шли наконтакт с потребителями. Такая парадоксальная ситуация объяснялась прежде всегонехваткой материалов, несовершенством уровня технического обслуживания напредприятиях службы быта и рядом других объективных причин. Стало очевидным,что если не повысить качество работ и не улучшить культуру обслуживания, томногие бытовые услуги не будут пользоваться спросом у населения. Людям уже ненужна просто услуга. Они хотят, чтобы служба быта была высокого качества, чтобыона действительно сберегала их время и приносила им удовлетворение. Икооперативы оказались первыми в решении проблем перестройки системы бытовогообслуживания.
Население проявилоповышенный интерес к кооперативам и к отдельным мелким предпринимателям,занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, поскольку здесь заказчикибыли окружены большим вниманием и заботой, нежели на государственныхпредприятиях службы быта, хотя качество работ и услуг было почти одинаковым.
Внедрениекооперативной формы обслуживания населения предполагало решение следующихзадач:
- значительное расширениепроизводства товаров и услуг без существенных капиталовложений;
- широкое использование небольшихместных источников сырья и отходов крупного производства;
- выравнивание уровней обслуживанияв разных регионах и населенных пунктах;
- вовлечение в трудовую деятельностьпенсионеров, учащихся, домохозяек, инвалидов, а также всех желающих«подработать» в свободное время.
Наконец,кооперативы помогли создать дополнительные рабочие места для высвободившихсяработников государственного сектора производства.
Вкооперативной организации, по сути, преодолеваются наемные отношения,устраняется наемный труд, а вместе с ним и отчуждение работника от конечного,им же созданного продукта. Тем самым в кооперативных организациях исчезает иполитэкономическая категория зарплаты, сопутствующая наемному труду. Длякооперативного предприятия характерны самоокупаемость и самофинансирование, т.е. расширенное воспроизводство за счет собственных средств. Естественны идемократические принципы управления: кооперативные решения о планахпроизводства, распределении дохода, выборы руководящих органов. На этой основеформировался и новый тип работника и непосредственного руководителя:неравнодушного к делу, инициативного, предприимчивого и заинтересованного вконечном результате производства, настоящего работника-хозяина[2].
Угосударственных предприятий появились соперники, конкуренты, что оказаноположительное влияние на сферу услуг в условиях рыночной экономики, посколькуподобная состязательность стимулирует развитие сервиса, способствует расширениюассортимента услуг, повышению их качества. При этом нельзя не отметить тотфакт, что конкурентные способности государственных бытовых предприятий икооперативов были отнюдь не одинаковы. Частно — кооперативные предприятия могливыбирать вид деятельности, оперативно менять ассортимент в зависимости отспроса, приобретать материалы за наличный расчет, повышать или снижать цены ит. д. В то же время подобные государственные предприятия были лишены такихсвободных прав.
С другойстороны, у государственных предприятий были и свои преимущества. Есликооперативные предприятия сами оснащали оборудованием свои производственныеплощади и осваивали новые технологии, то государственные предприятияфинансировались в соответствии с планом. В первые годы свободного рынкагосударственные предприятия снабжались оборудованием и сырьем в соответствии ссуществующими договорными обязательствами, в то время как предприятиякооперативные могли получить оборудование по принципу «на тебе, боже, что намне тоже». В такой ситуации кооперативы, чтобы наладить производство, вынужденыбыли пополнять или обновлять производственный парк своими силами.
Кооперативноепредприятие располагало примитивным оборудованием и выполняло заказы с большимитрудностями, а рядом с ним государственное предприятие, например, по ремонтуобуви, оснащенное по последнему слову техники, простаивало по причинеотсутствия заказчика — потребителя услуг. Заработная плата в кооперативах былагораздо выше, чем на предприятиях государственного сектора, что, естественно,создавало постоянную текучку кадров на госпредприятиях.
Крометого, существующая правовая система того времени позволяла самим кооперативамнаходить всякого рода лазейки для получения дохода без особых усилий. Посколькуоказывать услуги индивидуальным заказчикам — дело хлопотное, некоторыекооперативы заключали договора на обслуживание предприятий. В результатекооперативы получили возможность при низком качестве работы получать валовуюприбыль от предприятий.
Кооперативыоказались расторопнее госпредприятий. Не случайно сроки обслуживания вкооперативах оказались главной притягательной силой для населения. Заказчикэкономил свое время, а значит и деньги, дважды: во-первых, не занимаясь бытовым«самообслуживанием», во-вторых, не выстаивая очереди и не томясь в ожиданиивыполнения заказа на госпредприятии.
Кооперативызаполняли пустые «ниши» спроса на разнообразные услуги в соответствии синдивидуальным заказом. В результате удовлетворялись потребности в бытовомобслуживании (социальная функция) и увеличивался фонд личного потребления,участия в создании совокупного общественного продукта, частичного оздоровлениярынка (экономическая функция).
Кположительным факторам деятельности кооперативов того времени можно отнести иширокий спектр новых услуг. Ряд кооперативов ввели в перечень услуг длянаселения фотоуслуги в цирке, фотосъемки в стиле ретро, прогулки и экскурсии настаринных автомобилях, реставрационные работы и др.[3]
Причинынизкого уровня культуры и качества обслуживания заключались в самой структурекооперативов. Помимо действительных недостатков и внутренних проблем развитиекооперативного движения тормозилось недоверчивым отношением как со стороныпотребителей (человеку свойственно считать чужие деньги), так и со стороныработников различных ведомств и управлений. Причем, если в первом случаенедоверие можно было объяснить традициями, сложившимися в обществе, то вовтором — бюрократической системой управления. Кооперативная форма собственностисущественно отличается от государственной большей степенью экономическойсвободы. Бюрократическая государственная машина воспринимала это как попраниеоснов своей власти, как недопустимое зло. Однако, как бы ни был велик соблазнотдельных чиновников прибегнуть к запретам, кооперация сыграла свою роль вразвитии сферы услуги на заре советской власти и на ее закате.
Потребительскаякооперация представляет собой весьма ёмкое социально-экономическое явление сявно выраженным гражданским содержанием, о чем можно судить по одному изпоследних определений потребкооперации, приведенном в экономической литературе.«Потребительское общество — это социальное, экономическое, техническое иориентированное на сохранение окружающей среды единица, которая выполняетзадачи по удовлетворению спроса населения, его социально — экономическойподдержки на основе самостоятельных решений и ответственности за риск».
Во-первых,потребительская кооперация есть многофункциональное образование, сдоминированием в нем общегражданских задач, решаемых на основе выработкисамостоятельных решений и ответственности за риск.
Во-вторых,потребительская кооперация-это организация со своей организационной культурой,функциями и методами управления, обеспечивающими ей статус равноправного участникасистемы рыночных отношений.
И,в-третьих, потребительская кооперация — это наиболее демократичная самоуправляющаясяорганизация, где социальная миссия подчиняет хозяйственную деятельностьинтересам пайщиков и слабозащищенных слоев населения.
Кооператив- это предприятие, находящееся в собственности своих членов, действующее для ихблага и их собственными силами на неприбыльной хозрасчетной основе. Членыкооператива объединяют вместе свои средства для того, чтобы способствоватьулучшению своего социального и экономического благосостояния, полностьюконтролируют его деятельность и несут за нее полную ответственность, деля междусобой радости успеха и горечь неудач.3. Законодательство РФ об органах управленияпотребительского общества
В развитии российскогокооперативного законодательства выделяются три основных периода: 1) зарождениеи становление законодательства о кооперации (до октября 1917 г.); 2)законодательство огосударствленной кооперации (1917—1992 гг.); 3) возрождениезаконодательства о кооперации (с 1992 г. по настоящее время). Этапы развитиякооперативного законодательства совпадают с соответствующимисоциально-экономическими и политическими процессами развития государства:первый период — с развитием капитализма в России; второй — с процессамицентрализации экономики; третий — с реформированием всех сфер жизнигосударства.
Статья 71 Гражданскогокодекса РФ гласит, что управление деятельностью полного товариществаосуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договоромтоварищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимаетсябольшинством голосов участников. Каждый участник полного товарищества имеетодин голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядокопределения количества голосов его участников. Каждый участник товариществанезависимо от того, уполномочен ли он вести дела товарищества, вправе знакомитьсясо всей документацией по ведению дел. Отказ от этого права или его ограничение,в том числе по соглашению участников товарищества, ничтожны[4].
Статья 72 «Ведение делполного товарищества» гласит, что каждый участник полного товарищества вправедействовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено,что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельнымучастникам.
При совместном ведениидел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуетсясогласие всех участников товарищества. Если ведение дел товарищества поручаетсяего участниками одному или некоторым из них, остальные участники для совершениясделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника(участников), на которого возложено ведение дел товарищества.
Закон РФ «Опотребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РоссийскойФедерации»: Управление потребительским обществом осуществляют общее собраниепотребительского общества, совет и правление потребительского общества./> Высшим органом потребительского общества является общеесобрание потребительского общества./> В период между общимисобраниями потребительского общества управление в потребительском обществеосуществляет совет, который является представительным органом./>Исполнительным органом потребительского общества является правлениепотребительского общества./> Контроль за соблюдением уставапотребительского общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, атакже за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионнаякомиссия потребительского общества[5].
Состав и компетенцияорганов управления и органов контроля потребительского общества, порядокпринятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаютсяединогласно или квалифицированным большинством голосов, должны определяться в уставепотребительского общества[6].
Статья 19 «Совети правление потребительского общества» Закона «О потребительскойкооперации» регулирует управление потребительским обществом:
1. Совет потребительскогообщества является органом управления потребительского общества, представляетинтересы пайщиков потребительского общества, защищает их права и подотчетен егообщему собранию. Совет потребительского общества осуществляет полномочия,определенные настоящим Законом и уставом потребительского общества, заисключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции общего собранияпотребительского общества./>
2. Председатель и членысовета потребительского общества избираются сроком на пять лет из числапайщиков потребительского общества, имеющих опыт работы в потребительскойкооперации. Председатель совета потребительского общества без доверенностидействует от имени потребительского общества, в том числе представляет егоинтересы, издает распоряжения и дает указания, обязательные для исполнениявсеми работниками потребительского общества. Члены совета потребительскогообщества исполняют свои полномочия на общественных началах, председатель советапотребительского общества исполняет свои полномочия, как правило, наобщественных началах. Численный состав совета потребительского обществаопределяется на основании решения общего собрания потребительского общества.Более 50 процентов численного состава совета потребительского общества должнысоставлять пайщики, не являющиеся работниками потребительского общества.Порядок возмещения расходов, связанных с исполнением полномочий председателем ичленами совета потребительского общества, определяется уставом потребительскогообщества. Председатель и члены совета потребительского общества, исполняющиесвои полномочия на общественных началах, могут быть освобождены от исполненияполномочий в любое время на основании решения общего собрания потребительскогообщества. Председатель совета потребительского общества, исполняющий своиобязанности на платной основе, может быть уволен досрочно на основании решенияобщего собрания потребительского общества в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о труде. Решение об увольнении председателя советапотребительского общества по собственному желанию, в порядке перевода или посоглашению сторон принимается советом потребительского общества. Советпотребительского общества в течение 30 дней со дня увольнения или освобожденияот исполнения полномочий председателя или члена совета потребительскогообщества проводит общее собрание потребительского общества по вопросу избраниянового председателя или члена совета потребительского общества. Досрочноизбранный председатель или член совета потребительского общества исполняет своиобязанности (полномочия) до истечения пятилетнего срока полномочий предыдущегопредседателя или члена совета потребительского общества...
Правлениепотребительского общества — исполнительный орган потребительского общества,создаваемый в каждом потребительском обществе для руководства хозяйственнойдеятельностью потребительского общества, назначаемый советом потребительскогообщества и подотчетный совету потребительского общества. Вопросы, неотносящиеся к исключительной компетенции общего собрания потребительскогообщества и исключительной компетенции совета потребительского общества, могутбыть переданы на решение правления потребительского общества. Председательправления потребительского общества без доверенности действует от именипотребительского общества, издает распоряжения и дает указания в пределах своейкомпетенции, обязательные для исполнения всеми работниками потребительскогообщества. Правление потребительского общества несет ответственность захозяйственную деятельность потребительского общества. Распределениеобязанностей между членами правления потребительского общества осуществляетсяправлением.
Списоклитературы
1. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта,11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г.) // СПС Гарант.
2. Федеральный закон «Опотребительской кооперации в РФ» от 19.06.1992 № 3085-1. — В ред. от21.03.2002. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 48с.
3. Дейнека А.В., Абызова Е.В.,Першакова Т.В. Реструктуризация систем обеспечения товарно-материальнымизапасами (СОЗ) как основное условие устойчивого развития организацийпотребительской кооперации. // Научный журнал КубГАУ. – 2004. — № 3(5).
4. Кооперативы по производствутоваров и оказанию услуг. Справочное пособие. / Отв. ред. и рук. авт.коллективаП.В.Савченко. – М.: Экономика, 1991.
5. Шатаев И.М. Основы организациибытового обслуживания населения. – М.: Легкая промышленность, 1990.