Реферат по предмету "Государство и право"


Система органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования

Содержание
Введение
Система органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Заключение
Список использованных источников
Введение
Законодатель выделяетполномочия: для органов государственной власти Российской Федерации, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений,связанных с охраной окружающей среды, а также основы управления в областиохраны окружающей среды, осуществляемые органами местного самоуправления.
Согласно ст.71Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится установление основфедеральной политики и федеральные программы в области экологического развитияРоссийской Федерации. Охрана окружающей среды и законодательство об охранеокружающей среды в соответствии со ст.72 Конституции РФ находятся в совместномведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В пределах веденияРоссийской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместноговедения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительнойвласти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую системуисполнительной власти в Российской Федерации (ст.77 Конституции РФ ).
Государственноеуправление в области охраны окружающей среды является частью социальногоуправления и должно рассматриваться как одна из функций Российской Федерации.
В данной работе мырассмотрим систему органов исполнительной власти в сфере охраны окружающейсреды и природопользования.
Система органов исполнительной власти в сфере охраныокружающей среды и природопользования
Высшими государственнымиорганами, осуществляющими политику в области охраны окружающей среды, являются:Президент РФ, Федеральное Собрание- парламент РФ, состоящее из двух палат:Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ, органыисполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Специальнымиорганами, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды,являются: Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральнаяслужба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водныхресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство понедропользованию. Следует отметить также Федеральную службу по экологическому,технологическому и атомному надзору, а также иные органы, опосредованноучаствующие в данном направлении, а также органы государственной властисубъектов РФ, органы местного самоуправления.
В науке экологическогоправа после принятия комплексного Федерального закона «Об охранеокружающей среды» выделяются различные подходы к систематизации органовуправления в области охраны окружающее среды. О.Л.Дубовик подразделяет органы,осуществляющие по закону или иному уполномочиванию государственное экологическоеуправление, по статусу на общие (Президент РФ, Правительство РФ, органыисполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления(муниципальные образования) и специальные (многочисленные органы федеральнойисполнительной власти и их территориальные органы, а также межрегиональныеорганы, специально уполномоченные указом Президента РФ или постановлениемПравительства РФ на осуществление экологического управления); по масштабамдеятельности- на федеральные и территориальные (субъектов РФ ).[1]
Несмотря на специфическиеполномочия тех или иных государственных органов в сфере охраны окружающейсреды, в деятельности по охране окружающей среды должны принимать участие всебез исключения- исходя из основного принципа охраны окружающей среды,установленного в ст.3 Федерального закона «Об охране окружающейсреды». Основными принципами являются: обязательность участия вдеятельности по охране окружающей среды органов государственной властиРоссийской Федерации, органов государственной власти субъектов Российскойфедерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческихобъединений, юридических и физических лиц; участие граждан, общественных и иныхнекоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды,международное сотрудничеств РФ в области охраны окружающей среды.[2]
Несомненно,главным государственным органом, исполняющим объем федеральных полномочий вобласти охраны окружающей среды, является Министерство природных ресурсовРоссийской Федерации (МПР России).
Действующее положение оМинистерстве природных ресурсов Российской Федерации утверждено постановлениемПравительства РФ от 22 июля 2004г. N370.Весна и лето 2004г. в РоссийскойФедерации ознаменовались проведением административной реформы, в результатекоторой были реорганизованы, упразднены действующие органы федеральной власти исформированы новые федеральные органы исполнительной власти и утвержденыположения о них. МПР России сегодня подведомственны: Федеральная служба понадзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов,Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство понедропользованию.
МПР России являетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения,использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управлениегосударственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водногофонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов,эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных системкомплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (заисключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектовживотного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира,отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также всфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).[3]
Федеральнаяслужба по надзору в сфере природопользования является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфереприродопользования. Данная служба осуществляет контроль и надзор: в области охраны, использования ивоспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектовохоты и рыболовства); в области организации и функционирования особо охраняемыхприродных территорий федерального значения; за геологическим изучением,рациональным использованием и охраной недр; за состоянием, использованием,охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за использованием иохраной водных объектов; за соблюдением законодательства Российской Федерации имеждународных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсоввнутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономическойзоне; за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов наконтинентальном шельфе; за безопасностью гидротехнических сооружений(соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооруженийпромышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений.
Федеральноеагентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлениюфедеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Федеральное агентствоводных ресурсов осуществляет ведение: государственного реестра договоровпользования водными объектами в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации; государственного водного кадастра в порядке,установленном законодательством Российской Федерации; Российского регистрагидротехнических сооружений.
Федеральное агентствоводных ресурсов осуществляет: владение, пользование и распоряжение воднымиобъектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом;выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительныхлицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий,регистрацию договоров пользования водными объектами; государственный мониторингводных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод и ихиспользования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; планированиерационального использования водных объектов, включая установление лимитовводопользования (водопотребления и водоотведения) по бассейнам рек, длясубъектов Российской Федерации и водопользователей по водным объектам,находящимся в федеральной собственности и др.
Федеральноеагентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказаниюгосударственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесногохозяйства.
Федеральное агентстволесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет следующиеполномочия: организует предоставление гражданам и юридическим лицам вустановленном порядке информации о лесном фонде Российской Федерации (далее-лесной фонд).
Федеральноеагентство по недропользованию является федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлениюгосударственным имуществом в сфере недропользования.
Федеральное агентство понедропользованию организует: государственное геологическое изучение недр; экспертизупроектов геологического изучения недр; проведение в установленном порядкегеолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых иучастков недр; проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов направо пользования недрами.
Существуетеще один федеральный орган, имеющий прямое отношение к вопросам экологии иприродопользования. Это Федеральная служба по экологическому, технологическомуи атомному надзору, положение о которой утверждено постановлением ПравительстваРФ от 30 июля 2004г. N401.
Федеральная служба поэкологическому, технологическому и атомному надзору является федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативныхправовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части,касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе вобласти обращения с отходами производства и потребления), безопасного веденияработ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленнойбезопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключениемдеятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизацииядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения),безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовыхустановок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектахпромышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применениявзрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции вобласти государственной безопасности в указанной сфере.[4]
Руководство деятельностьюФедеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзоруосуществляет Правительство Российской Федерации.
Учитываянормы Федерального закона от 22августа 2004г. N122-ФЗ «О внесенииизменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившимисилу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятиемфедеральных законов „О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон“Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации» и Федерального закона от 29 декабря 2004г. N199-ФЗ«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связис расширением полномочий органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации по предметам совместного ведения Российской Федерации, а также срасширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований»,среди полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ на сегодняшний деньв области охраны окружающей среды следует отметить следующие:
— обеспечение населениядостоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектовРоссийской Федерации;
— принятие нормативныхправовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны атмосферноговоздуха;
— разработка и реализациярегиональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
— участие в организации ипроведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;
— проведение мероприятийпо защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизнии здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
— осуществление в пределахсвоей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц вобласти охраны атмосферного воздуха;
— информированиенаселения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнениипрограмм улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;
— проведение мероприятийпо предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
— разработка и реализациярегиональных целевых программ в области обращения с отходами, участие вразработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
— государственноеуправление и государственный контроль в области организации и функционированиятерриторий государственных природных заказников, дендрологических парков иботанических садов, памятников природы, лечебно-оздоровительных местностей икурортов регионального значения;
— участие в разработке иреализации государственных программ геологического изучения недр, развитияминерально-сырьевой базы Российской Федерации;
— создание и ведениетерриториальных фондов геологической информации, распоряжение информацией,полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РоссийскойФедерации и соответствующих местных бюджетов;
— участие вгосударственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемыхи иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
— составлениетерриториальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявленийполезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительстваподземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
— распоряжение совместнос РФ единым государственным фондом недр на своих территориях и выделениесовместно с РФ участков недр федерального, регионального и местного значения;
— установление порядкапользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенныхполезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительстваподземных сооружений местного значения;
— тушение лесных пожаровв лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации;
— осуществление праввладения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владениисельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство. В томчисле к этим полномочиям относятся: принятие решений о предоставлении участковлесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование;организация и проведение лесных конкурсов и аукционов; определение ставоклесных податей; выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета;разрешение проведения в лесном фонде строительных работ, добычи полезныхископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных сведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого нетребуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель лесногофонда в земли других категорий; обеспечение проведения лесоустройства;обеспечение воспроизводства лесов; обеспечение защиты лесов от вредителей иболезней леса; проведение мероприятий по профилактике лесных пожаров,противопожарному обустройству;
— иные полномочия,предусмотренные законодательством.[5]
Согласност.10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление вобласти охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправленияв соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами ииными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иныминормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставамимуниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местногосамоуправления.
В соответствии со ст.132Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляютмуниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядкаи решают иные вопросы местного значения. В соответствии с законодательствоморганы местного самоуправления не входят в систему государственных органоввласти и управления. Институт местного самоуправления пока еще недостаточноразвит, однако его компетенция в сфере охраны окружающей среды сводится кбольшому объему вопросов, находящихся в ведении органов местногосамоуправления.
Насегодняшний день помимо Прокуратуры РФ и прокуратур субъектов РФ имеютсяспециализированные органы по надзору за соблюдением экологическогозаконодательства. Речь идет о природоохранных прокуратурах.
Прокуратура РФ являетсяединой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имениРФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих натерритории РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры,не входящих в единую систему Прокуратуры РФ, не допускаются. В системупрокуратуры субъектов РФ входят также приравненные к ним специализированныепрокуратуры.
К специализированнымпрокуратурам в области обеспечения исполнения природоохранительногозаконодательства относятся соответствующие природоохранные прокуратуры.Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор как за деятельностьюсоответствующих государственных органов, осуществляющих регулирование вопросов,связанных с охраной окружающей среды, так и за деятельностью хозяйствующихсубъектов, физических и юридических лиц.[6]
Впоследнее время в МВД России стали образовываться новые структурныеподразделения в области охраны окружающей среды. Речь о так называемойэкологической милиции. Руководствуясь прежде всего Законом РФ от 18 апреля1991г. N1026-1 «О милиции» (ред. от29.12.2009г.), КоАП РФ, УК РФ идругими нормативными документами, их также можно определить как участниковгосударственного управления в области охраны окружающей среды.
В связи с этимсодержанием природоохранной деятельности органов милиции является: предупреждениеи пресечение экологических правонарушений и в особенности преступлений; надзорза техническим состоянием автотранспортных средств; участие в надзоре засоблюдением санитарных норм и правил; борьба с браконьерством и другиминарушениями правил охоты и рыболовства; расследование экологических преступлений,отнесенных к компетенции органов внутренних дел; охрана объектов природы илиприродных комплексов; участие в ликвидации последствий природных и техногенныхаварий и катастроф; оказание помощи природоохранным органам, органамсанитарно-эпидемиологического надзора и другим органам при исполнении ими возложенныхна них обязанностей.[7]
Заключение
Структуру органов управленияв области охраны окружающей среды и природопользования можно признатьнесовершенной. Нестабильность государственной стратегии в области охраныокружающей среды и природопользования, неопределенность властных полномочийорганов исполнительной власти порождает серьезные проблемы при осуществлениидеятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения ее благоприятногокачества.Управлятьприродопользованием должен один орган управления, поскольку объем управленияПрирода – один, неразделим, а процесс природопользования, несмотря на видовуюдробность – также один. Отдельные, конкретные виды, использования отдельныхвидов природных ресурсов могут и должны управляться отдельными ведомствами иадминистрациями предприятий. Процесс природопользования, то есть использованияобществом природы в целом – также целостен.Одна изглавных функций органа управления природопользованием должна состоять вкоординации отдельных видов деятельности по использованию отдельных компонентовприроды в рамках единой надведомственной общественно ориентированнойгосударственной политики природопользования. Другая – в разработке ипоследовательном проведении этой политики. Третья – во взаимоувязке двухнаправлений в управлении природопользованием: оперативного, обеспечивающеготекущую экономическую и социальную жизнь в стране и охрану состояния, природнойсреды; и стратегического, обеспечивающего длительный процесс перехода крациональному природопользованию, соответствующему фазе «устойчивогоразвития» человечества.
Список использованных источников1.   Конституция РФ. – М.: Проспект,2009.2.   Федеральный закон от 01.01.2002(ред. от 24.06.2008) «Об охране окружающей среды».
3.    Бринчук М.М. Экологическое право. –М.: ЮНИТИ, 2007.4.   Дубовик О.Л. Экологическое правоРоссии. — М.: Омега-Л, 2006.
5.    Петров В.В. Экологическое правоРоссии. – М.: Изд-во «БЕК», 2007.
6.   Семьянова А.Ю.Экологическое право. Курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2005.
7.   Экологическое право: учебное пособие / Ю. Н. Трунцевский, Н. Е. Саввич.- М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2001.
8.   Экологическое право: Курс лекций и практикум/Под ред. д.ю.н., проф.Ю.Е.Винокурова. — М.: Экзамен, 2003


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.