Реферат по предмету "Государство и право"


Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

Содержание
Введение
1. Санитарно-эпидемиологическоеблагополучие населения и основы его обеспечения
2 Система санитарно-эпидемиологическогонадзора
2.1 Государственный санитарно-эпидемиологическийнадзор
2.2 Ведомственный санитарно-эпидемиологическийнадзор
Заключение
Список использованных источников

Введение
Каждое обществостремится защитить себя и своих граждан от врагов, от болезней, от напастей и отвсякого рода опасности, которая в наше время приобретает все больший размах. Онаможет принимать какие угодно формы, возникая из совершенно забытых источников, как,например, сибирская язва. Среда обитания человека продолжает преподносить сюрпризыв виде эпидемий, вирусов и прочего.
Таким образом,неоспорима необходимость соблюдения гигиенических норм и надлежащего контроля засостоянием всех природных ресурсов, продуктов питания человека и животного мирарядом, среди которого он развивается. Благополучие населения зависит от него самого.Понимая это, человек стремится проконтролировать все сферы жизни и максимально обезопаситьсебя. Для этого он создает различные службы, организации и общества, разрабатываетсанитарные нормы и правила, надеясь с их помощью прийти к заветной цели — во всемэтом прослеживается актуальность данной темы.
Государстворегулирует эту отрасль общественных отношений в правовой форме, обеспечивая темсамым надлежащий контроль и надзор за соблюдением всех норм и правил.
Административноеправо предусматривает определенные обязанности граждан, связанные с медицинскимобслуживанием и выполнением санитарно-гигиенических норм. В отрасли организацииуправления здравоохранением важное место занимает санитарно-эпидемиологический надзор,который регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта 1999года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положением о Государственнойсанитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, Положением о Государственномкомитете санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации и другимиправовыми актами.
Цель данногореферата – проанализировать формы и методы правового обеспечения санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения.
Задачами настоящегореферата являются:
1) раскрыть суть санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
2) изучить способы правового обеспечения санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения;
3) рассмотреть методы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучиянаселения;
4) проанализировать деятельность государственных органов, осуществляющихобеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ходе написанияработы применялись следующие методы – сравнительно-правовой, аналитический.
Данный рефератсостоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Санитарно-эпидемиологическое благополучиенаселения и основы его обеспечения
Под санитарно-эпидемиологическимблагополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и средыобитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов наорганизм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. [1,c.1]
Санитарно-эпидемиологическоеблагополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствиис санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, также посредствомконтроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятийи обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическимилицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, такжепутем создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателейи юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения. Важную роль играют государственноесанитарно-эпидемиологическое нормирование и государственный санитарно-эпидемиологическийнадзор. [11, с.82] Также необходимо упомянуть о сертификации продукции, работ и услуг,представляющих потенциальную опасность для человека, лицензировании видов деятельности,представляющих потенциальную опасность для человека, государственной регистрациипотенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельныхвидов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а такжевпервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции, проведениисоциально-гигиенического мониторинга. Также в целях поддержания санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения проводятся научные исследования в данной области, принимаютсямеры по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний,массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимыхсанитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, также меры по гигиеническомувоспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни и меры по привлечениюк ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения.[7, с.54]
Необходимо обратитьвнимание на то, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения, по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий,а также по охране окружающей среды является расходным обязательством РоссийскойФедерации.
Органы государственнойвласти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальныепредприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РоссийскойФедерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населенияза счет собственных средств.

2 Система санитарно-эпидемиологическогонадзора
 
2.1 Государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор
В соответствиисо статьей 46 Федерального закона в Российской Федерации действует единая государственнаяцентрализованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологическийнадзор (Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации).В систему службы входят: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченныйосуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в стране; органыи учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы, созданные в установленномзаконодательством порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологическогонадзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах, на воздушном и водномтранспорте; структурные подразделения, учреждения федеральных органов исполнительнойвласти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности,пограничной службы, юстиции и налоговой полиции, осуществляющие соответственно государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор на железнодорожном транспорте, в Вооруженныхсилах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, на объектахобороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения;государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие своюдеятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологическогонадзора. Органы и учреждения государственной санитарно- эпидемиологической службыдействуют на основе подчинения нижестоящих вышестоящим и главному государственномусанитарному врачу Российской Федерации. Главный государственный санитарный врачРоссийской Федерации является первым заместителем министра здравоохранения РоссийскойФедерации, а само министерство выступает в качестве федерального органа исполнительнойвласти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологическийнадзор в России.
В содержаниегосударственного надзора входит наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населенияв связи с состоянием среды его обитания, выявление причин и условий инфекционныхи массовых неинфекционных заболеваний, разработка обязательных для исполнения предложенийпо проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучиенаселения, контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий,соблюдение санитарного законодательства организациями и гражданами, применение мерпресечения санитарного правонарушения и привлечение к ответственности лиц, их совершивших.[6,c.69] А такжеподразумевает собой государственный учет отравлений и инфекционных заболеваний (профессиональныхи массовых) в связи с неблагоприятным воздействием на здоровье человека факторовсреды его обитания.
Рассматриваяданную тему, необходимо упомянуть основные функции Государственной санитарно-эпидемиологическойслужбы. Эти функции закреплены в Положении об этой службе, которое отражает всевопросы ее компетенции. В частности, основная функция состоит в том, чтобы обеспечитьсанитарно-эпидемиологическое благополучие населения, и заключается в разработкецелевых программ для этого благополучия, в принятии решений компетентными органамипо целому ряду вопросов, связанных с этим, во внесении предложений к проектам федеральныхи региональных научно-технических программ по вопросам охраны жизни и здоровья населения,в профилактике заболеваний и оздоровления среды обитания человека, которую он, человек,до невозможности загрязнил.[4, c. 48]
Служба разрабатываети утверждает в установленном порядке санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы,что составляет основу для санитарно-эпидемиологического благополучия населения.Разновидности этих норм определяет Положение о Государственной санитарно-эпидемиологическойслужбе, оно также конкретизирует сферы действия этих норм, правил и нормативов,например, они устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасностии безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевойводы, товаров народного потребления и объектов окружающей природной среды. Они обязательныдля выполнения на всей территории страны всеми государственными и негосударственнымиорганами, организациями, должностными лицами и гражданами и могут включать в себясанитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требованияпо обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарныенормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплексафакторов среды обитания человека на его организм, гигиенические нормативы, закрепляющиекритерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человекадля его здоровья, санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельныхсанитарных правил, норм и гигиенических нормативов.
Должностныелица государственной санитарно-эпидемиологической службы для эффективного выполнениязадач, на них возложенных, имеют широкий ряд полномочий:
1) полномочия,обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора;
2) беспрепятственнопосещать и обследовать поднадзорные объекты;
3) получатьот организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенныхна них задач;
4) изымать образцы(пробы)материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторныхисследований и проведения гигиенической экспертизы;
5) требоватьпроведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
6) выявлятьи устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеванийи др.
Полномочия попресечению нарушений санитарного законодательства могут быть различными. Это и приостановлениелибо пресечение работ по проектированию и строительству, а также введения в эксплуатациюзаконченных объектов; эксплуатация действующих предприятий, организаций, транспортныхсредств и других объектов.[12, c.71] Также это могут быть решения по применению административного принужденияв виде мер пресечения: о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителямивозбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространенияв связи с особенностями выполняемой работы или производства, в которых они заняты;решения об обязательной госпитализации инфекционных больных; о проведении дезинфекции,дезинсекции в очагах инфекционных заболеваний; о проведении профилактических прививокнаселению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям.
В отдельнуюгруппу следует выделить полномочия по применению административных взысканий к лицам,виновным в нарушении санитарных правил.[10, c.107] Главные санитарные врачи и их заместителиимеют право рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательстваи налагать за такие правонарушения административные взыскания в виде предупрежденияи штрафа. Они также вправе направлять в правоохранительные органы материалы о нарушенияхсанитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел (статья51 Федерального закона от 30 марта 1999 года).
Также необходимовыделить полномочия требовать возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, атакже расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учрежденийна проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятийпри возникновении массовых заболеваний и отравлении людей.
Согласно постановлению№ 11 от 5 апреля 2000 года Председателя
ПравительстваРоссийской Федерации В.В.Путина «О введении форменной одежды для должностных лиц,органов и учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляющихгосударственный санитарно-эпидемиологический надзор принято предложение Министерстваздравоохранения о введении форменной одежды и знаков различия.
2.2 Ведомственныйсанитарно-эпидемиологический надзор
Ведомственныйсанитарно-эпидемиологический надзор есть, по существу, разновидность государственного,т.к. он осуществляется государственными органами, хотя и в отношении объектов, подведомственныхотдельным министерствам и ведомствам.
Его цели и задачи– обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие в войсках и на специальныхобъектах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства путей сообщенияРоссийской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральнойслужбы безопасности и др.
Действовавшийранее Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года отделял ведомственный надзор от государственного,при этом органы ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора не входилив состав Государственной санитарно-эпидемиологической службы. Ныне действующий Федеральныйзакон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 годане выделяет осуществление санитарно-эпидемиологического надзора в войсках и объектахспециального назначения в самостоятельный вид санитарно-эпидемиологического надзора,а рассматривает его как разновидность государственного санитарно-эпидемиологическогонадзора. Структурные подразделения и учреждения федеральных органов исполнительнойвласти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутреннихдел, безопасности. пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющиегосударственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожномтранспорте, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях,на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специальногоназначения, включены в состав Государственной санитарно-эпидемиологической службыРоссийской Федерации. Структура Государственной санитарно- эпидемиологической службыРоссийской Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления деятельности, атакже порядок назначения руководителей ее органов и учреждений устанавливаются ПравительствомРоссийской Федерации.
Инструкции ииные документы, регламентирующие порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологическогонадзора на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначенияутверждаются главными государственными санитарными врачами соответствующих федеральныхорганов исполнительной власти. При осуществлении надзора должностным лицам предоставленширокий перечень полномочий, включающий, в частности, право составлять протоколыо нарушениях санитарного законодательства. В соответствии со статьей 54 Федеральногозакона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» действия (бездействия)должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор,могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологическогонадзора, главному государственному санитарному врачу или в суд. При этом указывается,что подача жалобы не приостанавливает обжалуемых действий, если исполнение обжалуемыхдействий не приостанавливается решением суда.
Статья 55 тогоже Федерального закона предоставляет право органам, осуществляющим государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор в войсках и на объектах специального назначения,наряду с другими органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологическийнадзор, рассматривать дела о таких правонарушениях, как: нарушение санитарно-эпидемиологическихтребований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений,зданий, сооружений, оборудования и транспорта; нарушение санитарно-эпидемиологическихтребований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию РоссийскойФедерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическимвеществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарамдля личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственномусырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства;нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой водеи питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельскихпоселениях. Воздуху в местах постоянного или  временного пребывания человека, почвам,содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору,использованию, обезвреживанию. Транспортировке, хранению и захоронению отходов производстваи потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений;нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания иобучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работыс биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами иих токсинами; невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Дела вправерассматривать главные государственные санитарные инспекторы федеральных органовисполнительной власти, уполномоченных в области железнодорожного транспорта, обороны,внутренних дел, безопасности, пограничной службы, налоговой полиции, и их заместителив соответствии со статьей 51 Федерального закона « О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения».

Заключение
Мы видим, каковосостояние экологии, наших природных ресурсов, воздуха, которым мы дышим. Оно отвратительно.Периодически возникают вспышки холеры, ящура, сибирской язвы и прочих ужасных болезней.В почве сплошные нитраты с нитритами, в воде тоже мало полезного. Тем не менее,во многом благодаря санитарно-эпидемиологической службе мы не становимся жертвамиочередной эпидемии.
Очень многиенеудачи в решении тех или иных экологических вопросов объясняются, прежде всегонесовершенством нашей законодательной базы. Не является исключением и область природоохранногостроительства, а также обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Именноздесь, как возможно ни в какой из других отраслей общественных знаний, сталкиваютсясоциальные и экономические противоречия, не оговоренные законодательными или иныминормативными документами. Более того не может существовать унифицированных методови подходов к этим вопросам: каждый регион, каждая территория обладают специфическими,присущими только им особенностями. [12, c. 51]
Культурный уровеньнашего населения, а вернее, его отсутствие, не позволяет ему должным образом поддерживатьцивилизованный уровень жизни, чистоту на улицах, рынках, вокзалах и т.д.
Таким образомнеобходимо: создать аналитическую структурную единицу в рамках центров Государственногосанитарно-эпидемиологического надзора, позволившую всесторонне оценить влияние отдельныхфакторов на формировании патологии на популяционном уровне; для оценки состоянияздоровья населения разработать и использовать количественные критерии оценки здоровьяи процент влияния различных
факторов наформирование той или иной патологии; создать медицинскую корпоративную компьютернуюсеть, которая позволит оценить степень влияния различных факторов на формированиетой или иной патологии; также необходимо практическое использование мирового опытав пропаганде и формировании здорового образа жизни.

Список использованныхисточников
Нормативно-правовые акты
1. ФЗ от 30 марта 1999 годаN52-ФЗ О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ
2. .Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе РоссийскойФедерации Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля2000 г. № 554
3. Закон от 19 Апреля 1991 г. N 1032-1 «О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РСФСР»
4. Официальный сервер Министерства здравоохранения Российской Федерации.
5. «О перспективах использования эпидемиологии для комплексной оценкиздоровья населения» статья Е.С.Шелковой, Свердловский областной Центр санитарно-эпидемиологическогонадзора.2001 г.
6. Емьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. — ЗАО Юстицинформ,2005 г.
7. Ж.Б. Доржиев, И.В. Хамнаев, Экологическое право Улан-Удэ: ВСГТУ, 2006.— 292 с.
8. Захарченко М.П., Гончарук Е.И., Кошелев Н.Ф., Сидоренко Г.И. Современныепроблемы экологической гигиены. – В 2-х т. – Киев: Хрещатик, 1993.
9. Никитин Д.П., Новиков Ю.В., Рощин А.В. и др. Справочник помощника санитарноговрача и помощника эпидемиолога / Под ред. Д.П. Никитина, А.И. Заиченко. – 2-е изд,перераб. и доп. – М.: Медицина, 1990. – 512 с.
10. Дубовик О.Л. Экологическое право. – М.: ЭКСМО, 2008. – 768 с.
11. Гейт Н.А. Экологическое право: курс лекций. – М: Проспект, 2008. –336 с.
12. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. – М.: ЭКСМО, 2007. – 463 с.
13. Веденин Н.Н. Экологическое право. – М: Проспект, 2007. – 336 с.
14. Евдокимова С.Т. Правовые аспекты охраны окружающей среды. – Изд-воИПК госслужбы, 2003. – 100 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маркетинговая деятельность на основе технологий Интернет
Реферат What Is Piety Essay Research Paper What
Реферат Теория "длинных волн"
Реферат Несколько советов начинающему тайм-менеджеру
Реферат Автоматизация процессов мониторинга объектов железнодорожной инфраструктуры на основе мультиагентных иммунологических систем
Реферат Методические особенности изучения темы "Атомы. Молекулы" в школьном курсе химии
Реферат Анализ деятельности моу «сош №4» по оздоровительной работе в динамике за три предыдущих учебных год
Реферат Структурирование государственного управления по горизонтали: система разделения властей
Реферат Проектування конструкції корпусу суховантажного судна для перевезення генерального грузу та контейнерів
Реферат Особенности личности людей, занимающихся экстремальными видами спорта
Реферат Технология изготовления секции настила рефрижераторного судна
Реферат Зміст поняття "задача" у навчанні математики в початкових класах
Реферат Довгострокова політика України по забезпеченню енергетичної безпеки на підставі аналізу геополітичних планів і перспектив головних провідних країн світу–Росії та США
Реферат Сировина в технологічних процесах
Реферат Способы производства колбасы варёной Особой с внесением 5 гороховой мукой в пересчете на СВ