ПОВОЛЖСКАЯАКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по специализации
«Государственная служба»
на тему:
Реформирование российской государственной службы
Выполнил:
студент з/о
** группы 6 курса
спец. 0610
***************
САРАТОВ 2000 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ……………………………………………………………3
1. Оценка современнойроссийской
государственнойслужбы.
Предпосылкиее реформирования. ……………………….5
2. Сущность ипринципы реформирования
государственнойслужбы. …………………………………..13
3. Социальные аспектыреформирования
государственнойслужбы: зарубежный опыт
иРоссия. …………………………………………………………20
Заключение. ………………………………………………………...27
Список литературы. ………………………………………………28
Введение
Слово«служба» имеет много значений. Под службой понимается и вид деятельностилюдей, и ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), исамостоятельное ведомство (федеральная служба внешней разведки, федеральнаяналоговая служба). Мы будем рассматривать службу как один из видов платнойобщественно полезной деятельности, которая состоит в управлении, егообслуживании (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурномобслуживании людей. Служащий — это гражданин, занимающий должность вкакой-либо организации и за вознаграждение осуществляющий управленческуюдеятельность, либо социально-культурное обслуживание (врач, учитель, библиотекарь,инспектор, начальник цеха и т.д.). Все служащие — это профессионалыуправления, социально-культурного обслуживания.
Гогольсчитал, что Россию погубят дороги и дураки. В современной России несколькоиное представление о причинах наших бед. В частности, мы считаем, чтоперспективам формирования в нашей стране правового государства и гражданскогообщества серьезно угрожают две крайне опасные деструктивные установки: невериев право и почти иррациональные нелюбовь и недоверие к чиновничеству. Установкиэти присущи не только нашему массовому, но, увы, также немалой части и«просвещенного» сознания. Разумеется, обе они имеют мощные и вполнеобъективные исторические корни и к тому же постоянно подкрепляются наблюдаемойпрактикой нашей государственной жизни и общения рядового гражданина сгосударственной машиной. Однако от этого не легче. Если нашей целью являетсяне просто тотальная критика былого и сущего, а стремление выскочить наконец избеличьего колеса «печальной и многотерпеливой истории» России исоздать достойное великого народа общественное устройство, то такая позициямало помогает. Но для того чтобы отношение к праву и государству изменилось,нужно, чтобы само оно тоже менялось. Известно высказывание Отто Бисмарка отом, что «с плохими законами и хорошими чиновниками управление еще возможно,но с плохими чиновниками не помогут никакие законы».
В ст. 3Закона об основах государственной службы содержится такое определение:«Государственным служащим является гражданин Российской Федерации,исполняющий в порядке, установленном Федеральным законом, обязанности погосударственной должности государственной службы за денежное вознаграждение,выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджетасоответствующего субъекта Российской Федерации».
Государственныйслужащий занимает государственную должность и в установленном порядкеиспользует соответствующие права, реализует должностные полномочия, выполняетгосударственные функции.
Содержаниемгосударственной службы является обеспечение исполнения полномочийгосударственных органов, оборона страны, охрана правопорядка. Государственныеслужащие выполняют государственные функции. Необходимо отметить, что государственнуюслужбу закон связывает с исполнением полномочий, а значит, с осуществлениемисполнительной власти.
Задачи,стоящие перед государством, решаются именно государственной службой. В своейработе госслужащие используют определенные технические средства, но в основномих достижения, эффективность деятельности всего аппарата, зависят оторганизации труда, умения, добросовестности, активности служащих.
В этой курсовой работе мыобращаемся к одной из самых насущных проблем современной России –реформированию государственной службы, к концепции модернизации нашегогосударственного аппарата и, главным образом, к кадровому аспекту этой проблемы.При этом подкадровой политикой понимается система принципов ипроводимых на их основе мероприятий, которые призваны обеспечить подготовку иселекцию кандидатов на должности в госаппарате, комплектование аппарата,вторичную селекцию, продвижение, переподготовку, стимулирование, гарантии иответственность работников, а также их освобождение от работы.
1.Оценка современной российской государственной службы.
Предпосылкиее реформирования
Современныйроссийский государственный аппарат лишь условно можно рассматривать в отрывеот его прямых предшественников – аппарата Российской империи и Советского Союза.Причем степень преемственности в ряде аспектов не просто велика – она больше,нежели даже аналогичная преемственность в обществах, не переживавших внынешнем веке социально-политических катаклизмов, подобных нашим. И, пожалуй,интегрирующая российских чиновников всех времен черта состоит в том, что какнынешнее наше чиновничество, так и его предшественники «недотягивают» до бюрократии в классическом, веберовском значении этогослова. Для этого его действия (во всяком случае, в советские времена) были чересчуруж тесно переплетены с политикой и, с другой стороны, недостаточно обезличены исвязаны нормами закона. Самим же чиновникам сплошь и рядом не хватало и нехватает беспристрастности, да и просто компетентности в осуществлении своихполномочий, поскольку они, в отличие от веберовских бюрократов, отбирались ипродвигались на основе не столько профессиональных достоинств, сколько«политических качеств» и (или) протекции.
Помимодругих своих ролей чиновничество в советское время выполняло роль мальчика длябитья: политики любили демонстративно покритиковать неумелых или своекорыстныхбюрократов, дабы дистанцироваться от непопулярных мер и продемонстрироватьстоль несложным способом свою «солидарность с народом». Между темроль госаппарата в периоды, подобные нынешним, чрезвычайно важна и интересна.Да и вообще проблема роли чиновничества в эпоху политической трансформации –одна из ключевых, но, как можно видеть и из истории, и из современных попытокполитических преобразований, универсального алгоритма ее решения до сих пор ненайдено, а может быть, и вообще не существует.
Проанализируемстепень персональной преемственности между номенклатурой нынешней –«демократической» и прежней – «коммунистической». Так вот,по данным социолога О. Крыштановской, в 1995 г. в правительственных структурах75%, а в бизнесе 61% были выходцами из старой советской номенклатуры[1].При этом больше половины из них попали в номенклатуру даже не при Горбачеве, аеще раньше – при Брежневе[2].Одни эти цифры ставят большой вопросительный знак над официальным тезисом одемократической революции и дают косвенное, но достаточно убедительноеподтверждение концепции Е. Гайдара о происшедшей «номенклатурнойприватизации государства». Он писал, в частности: «Коммунистическаяолигархия сама стала могильщиком своего строя, впрочем, могильщикомрасчетливым и корыстным, надеющимся обогатиться на собственных похоронах,точнее, превратить похороны своего строя в свое освобождение от него ирождение нового… тоже номенклатурного строя». Собственно, так ипроизошло: "… именно номенклатура (и ее «дочерние отряды»вроде так называемого комсомольского бизнеса) прежде других обогатилась в ходераздела собственности"[3].Однако вопрос о цене, которую общество так или иначе платит за разные вариантыпроведения реформ, выходит за пределы нашей темы. Мы же можем констатироватьналичие социальной страты номенклатурных «мутантов», ценойопределенных самоизменений, прежде всего внешних и вербальных, успешнопереживших политические перемены и, более того, укрепивших благодаря им своеположение.
Длясохранения выгодного бюрократической элите statusquo за фасадом якобы радикальных политических перементребовалось выполнение по меньшей мере двух условий в рамках прежних«правил игры»: первое – «пастырской стратегии власти»,второе – максимально возможной персональной и духовной преемственности элиты.Как теперь понятно, в номенклатуру лишь для виду и «строго попропускам» было допущено некоторое число «пришельцев», в томчисле и из демократов, причем «пропуска» выдавала прежняяноменклатура. Сами же «пришельцы» с течением времени либо достаточнобыстро восприняли правила корпоративного поведения, либо были выдавлены изсистемы, в том числе из-за действительного недостатка профессиональнойподготовки, но, разумеется, не только и не столько из-за этого.
В целомнаша административная система стала работать хуже, ибо, сохранив почти все своипрежние недостатки, приобрела и новые. Наиболее очевидный из них – снижениеуровня профессионализма. Оно вызвано тем, что наиболее квалифицированныеи способные аппаратчики покинули государственную службу, в основном переместившисьв коммерческие структуры. Другое, более глубоко лежащее изменение вызвано,как это ни шокирующе звучит для настроенных по демократическому камертонуушей, исчезновением прежнего партийного «хозяина», который,пусть из соображений, далеких от подлинных общественных интересов, но все жедостаточно жестко контролировал деятельность аппарата. Иначе говоря, аппаратслужил, хотя и с ленцой и небескорыстно, не забывая о своих нуждах, своемупартийному боссу. Теперь же прежний босс исчез, а служить обществу, как это,собственно, и должно быть, аппарат никто всерьез и не пытается научить. Борьбабольше идет не за перестройку аппарата, а за роль его нового хозяина. В этихусловиях, естественно, повысился уровень самостоятельности аппарата: освободившисьот роли «слуги», он без шума, но весьма эффективно отвоевывает себероль хозяина общества. Гигантски возрос и размах аппаратной коррупции,ставшей почти нормой поведения.
К томуже перестал действовать прежний неформальный «кодекс административнойморали». Разумеется, он был плох и нес с собой массу человеческих и организационныхиздержек. В частности, партийно-номенклатурные правила отбора и продвиженияотнюдь не способствовали продвижению лучших кадров, а, напротив, отсекалинезависимо мыслящих, талантливых и настроенных на перемены администраторов.Но все же нормы этого кодекса как-то сдерживали разгул бюрократическойбезнаказанности. На смену же им пришел не новый, более совершенный кодекс, апочти полный моральный вакуум, или, как любят повторять наши усвоившиеуголовный жаргон политики и журналисты, «беспредел».
Само посебе стремление аппарата подчинить себе политику под флагом борьбы занезависимость от произвола политиков характерно отнюдь не только для России, ноимеет и некоторую российскую специфику. Как и на Западе, наша бюрократиястремится получить максимальное информационное преимущество, а также убедитьобщество и политиков в незаменимости своей компетентности. Еще М. Веберотметил, что монополия на роль профессиональных экспертов – основа бюрократическойвласти. Отсюда и стремление к засекречиванию всего и вся. Однако в некоторыхстранах, например в США, этому стремлению существуют противовесы в виде каквысокого профессионального уровня самих политиков, которых совсем не просто«водить за нос», так и возможности привлечения независимыхэкспертов из частного сектора. У нас же и разрыв между профессиональнойкомпетентностью политика и администратора, как правило, очень велик в пользупоследнего, и возможностей для независимого достоверного анализа гораздоменьше. Потому наши политики часто становятся заложниками информации и анализа,исходящих даже от не слишком квалифицированных чиновников.
В 1995г. порыв наших бюрократов к независимости своей корпорации получил наконецюридическое оформление в виде Федерального закона «Об основахгосударственной службы Российской Федерации». Этот образец«корпоративного устава» содержит, пожалуй, беспрецедентную длясовременных государств систему бюрократических чинов в трех измерениях:категории, группы, разряды. (Право, есть нечто символическое в этойтрехмерности, ибо, как известно, мир тоже трехмерен, а бюрократия, стало быть,претендует быть неким «параллельным» миром.) Категорий три –«А», «Б» и «В»; групп пять, называются они«высшие...», «главные...», «ведущие...»,«старшие...» и «младшие государственные должности государственнойслужбы», причем нумерация идет вверх по должностной лестнице; разрядовпятнадцать – «действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3-гокласса», «государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса»,«советник РФ 1, 2 и 3-го класса», «советник государственнойслужбы 1, 2 и 3-го класса» и, наконец, «референт государственнойслужбы 1, 2 и 3-го класса». Каждый «этаж» разрядов полностью соответствуетопределенному «этажу» должностей, так что рационального смысла в этом«третьем измерении» вроде бы не слишком много, кроме, разумеется,«бюрократической эстетики», превыше всего чтящей единообразие, регулярностьи «похожесть на военных». Да и в самих названиях «титулов»и должностей больше всего безвкусного бюрократического тщеславия, сознания«избранности приобщенных» к государственной машине. Авторы Закона вэтой части по существу возрождают дух XVIII столетия, умудрившись, однако, перещеголятьдаже Петра I с его тягой к казарменной унификации всего и вся. Не хватает лишьмундиров для чиновников. Во всяком случае, эта сетка чинов открываетгигантское поле «важной государственной работы» и возможностейпотешить бюрократическое тщеславие многочисленных кадровиков и их начальников.Причем происходит это во времена, когда другие общества, даже такиетрадиционно стратифицированные, как Великобритания, стремятся преодолеть этонаследие иерархического феодального общества. Мы же возрождаем институты,ставшие анахронизмом еще в XIX веке.
Разумеется,Закон содержит и целый ряд норм, действительно способствующих формированиюобщественно необходимого статуса современной гражданской службы: введениеквалификационных экзаменов, аттестаций и конкурсов на замещение вакантныхдолжностей, ограничения, связанные со статусом государственного служащего,гарантии и привилегии служащих… Однако в целом все же, по моему мнению, вдухе Закона преобладает не «merit system»,т.е. принцип оценки и продвижения служащих на основе их заслуг и достоинств,являющийся основой современной государственной службы в развитых странах идаже вошедший в ее формальное определение, а желание создать режимвоспроизводства и защиты чиновничьей касты.
Другими, возможно, самым эффективным способом институционализации нашей бюрократиейсвоего особого статуса стало использование «смутного» переходноговремени для приобретения наряду с фактическим и юридического контроля надгигантскими ломтями госсобственности. Оно шло несколькими путями – черезформальное закрытое акционирование как предприятий, так и таких грандиозныхгосударственных монополий, как, например, «Газпром»; через приватизациюособо лакомых кусков государственного «пирога»; через такиетрудноуловимые комбинации, в результате которых, с одной стороны, как бы напустом месте внезапно возникли миллиардные состояния, а с другой – целыесегменты национального достояния (как, например, пресловутые «деньгиКПСС») просто растворились в воздухе. О. Крыштановская в упомянутой статьечастично описывает механику последнего рода трансформаций через образование такназываемого класса уполномоченных, т.е. главным образом людей, формальновроде бы не связанных с номенклатурой, но на деле являвшихся как бы ее довереннымилицами – «трастовыми агентами». Е. Гайдар и другие авторы называютпроисшедшее «конвертированием власти в собственность» или попросту«приватизацией государства».
Инымисловами, можно сказать, что при исчезновении прежнего партийного «хозяина»произошло «присвоение» государства бюрократией. Парадоксальным образому нас реализовалась Марксова оценка прусского государства как «частнойсобственности бюрократии».
Разумеется,сказанное выше не следует понимать как выдвижение «коллективного обвинения»против всех работников госаппарата. В нем есть немало честных и дажесамоотверженных администраторов, а также просто «рабочих лошадок»,далеких от всего этого передела собственности. Речь идет о социальном смыслесобытий. А кто за сценой управлял этим процессом и в какой мере он являетсякриминальным, не будем сейчас судить. Как говорится, на это есть «компетентныеорганы». Да и неясно, насколько перспективной могла бы стать подобная«охота». Во всяком случае, в массовых размерах и при наших«традициях» она определенно не принесла бы ничего хорошего.
Вообщепредставляется несправедливо односторонней и легковесной наша давняя традициятотально негативной оценки отечественной бюрократии – как дореволюционной, таки советской. В ее составе помимо значительного числа достаточноквалифицированных и добросовестных работников среднего звена встречались илюди с подлинно реформаторскими ориентациями, особенно во времена, обещавшиеперемены. Другое дело, что такие «розовые периоды» бывали не слишкомдолгими, и в силу этого традиции либерального и сознающего свою социальнуюответственность чиновничества не смогли получить достаточного развития в нашейубивавшей все живое политической атмосфере. Но это уже не вина, а драма, причемне только госаппарата, но и всего общества.
Итак,видимо, можно констатировать, что в развитии нашей государственной службысуществуют сейчас две тенденции. С одной стороны, это определенноепродвижение в направлении ее демократической модернизации с учетом мировогоопыта (правда, преимущественно не самого современного, а скорее позавчерашнего),с другой – стремление к оформлению независимой от общественного контролябюрократической корпорации с ее особым миром и системой ценностей. Тенденцииэти в полной мере отразились и в Законе. Правда, прежде чем Закон в полной мереначнет действовать, должен быть принят ряд других нормативных актов. Так что«поезд еще не ушел».
Думается,законодательная легитимация в одном документе двух противоположных тенденцийне в последнюю очередь стала возможной вследствие противоречивости обращаемыхнаселением к государству общественных ожиданий. Ведь, в самом деле, с однойстороны, люди хотят, чтобы чиновников было поменьше, прав у них поубавилось,ответственности прибавилось, найти на них «управу» стало бы легче, асами они стали бы максимально «отзывчивыми» на человеческие нужды.Но с другой – люди хотят, чтобы государство было бы для своих гражданзаботливым опекуном, поддерживало их материально, компенсировало последствия ихсобственных ошибок и вообще «наставляло бы на путь истинный». Однако«бесплатных завтраков не бывает». Государство, каким бы хорошим онони было (и каким бы хорошим оно само себя ни называло), заставляет платить засвою подлинную или псевдозаботу о гражданах. Собственно, иначе и быть-то неможет. Вопрос лишь в цене и степени вмешательства в частную жизнь.
Надосказать, подобная противоречивость присуща не только нам. И в западных странахсегодня можно видеть сходные противоречия в ожиданиях граждан, обращенных ксвоим правительствам, правда, в меньшей степени. В общем плане за этим стоитразличие между либеральными и социал-демократическими взглядами на рольгосударства. В одних странах существует исторически сложившийся крен всторону либерализма, в других – в сторону социализма. Периодическая же сменаправящих партий не позволяет «маятнику» отклоняться слишком уж далеков какую-либо из сторон. У нас же, как и во всем, увы, и здесь нет ограничителя:либо тоталитарное вмешательство в жизнь и судьбы людей, либо такая степеньиндифферентности власти, которую в наше время не может себе позволить дажесамое либеральное из современных западных правительств.
Чиновничествутакая двойственность общественных ожиданий придала дополнительную свободу маневра,которую они и использовали, в первую очередь, для установления выгодногосоциального и нормативного статуса собственной корпорации. И раньше бюрократияобладала значительными распорядительными полномочиями по отношению к государственнойсобственности, т.е. была как бы ее собственником de facto.Теперь же ее верхушка через закрытое акционирование целых отраслей хозяйства,прежде всего добывающих и энергетических, а также через другие, более сложныепо форме (но не по сути) механизмы во многом как бы легализовала своифактические полномочия. А чтобы обеспечить устойчивость своего положения,верхушка должна была «поделиться» с приближенными и так далее поцепочке. К. Маркс, охарактеризовавший когда-то прусское государство как«частную собственность бюрократии», наверное, и вообразить себе немог подобных масштабов «приватизации государства».
Приэтом, думается, одними карательными мерами проблемы не решить. Следовало бывсерьез заняться и моралью служащих. Например, в США еще во времена президентстваЛ. Джонсона был принят «Этический кодекс служащего», регламентирующийочень широкий, по-моему, даже чрезмерно широкий спектр поведения чиновников.Так, под регламентацию попадают не только предельная цена принимаемых подарков,но и сбор денег в пользу оказавшихся в беде коллег, и даже визиты в гости кподчиненным[4].Но в целом нам тоже неплохо было бы сделать упор на подобного рода вещи, а нена «табель о рангах».
Дляподлинно открытого общества со сложившимися, работающими гражданскимиинститутами бюрократия не страшна. Она находится под общественным контролем и«сверху», и «снизу», и «сбоку», достаточно«прозрачна» и отзывчива на нужды граждан и их групп, открытовзаимодействует с различными группами давления – лобби. Так что созданиепо-настоящему современной государственной службы должно идти рука об руку сформированием гражданского общества. Но если гражданское общество формируется,в общем, спонтанно, а государство может лишь несколько этому способствовать иуж во всяком случае не должно мешать, то модернизацию госслужбы никак нельзяпускать на самотек или заниматься этим спорадически, от одного политическогослучая к другому. Тут нужны четкая концепция, упорство и последовательность вее осуществлении. Иначе можно лишь раскачать и даже перевернуть«лодку» государства, а не привести ее в нужную гавань.
Запоследние 5-6 лет в жизни нашего общества произошло множество изменений. Однииз них носят «фасадный», другие – глубинный характер. В частности,довольно радикально изменились «правила игры» в экономике, да ивообще в социальной жизни. Казалось бы, этому должно было сопутствовать иконцептуальное изменение взгляда на роль и функции государственной машины.Ведь вроде бы очевидно, что в условиях рынка, разнообразия форм собственности,свободы информации, идеологического и культурного плюрализма, формирующегосягражданского общества и государство должно быть принципиально иным, нежели припрежней, претендовавшей на идейный монополизм и опиравшейся на административно-командныеотношения распределительно-разрешительной системе. Однако в силу ряда причинреформа государства, особенно в сфере исполнительной власти, значительноотстала от реформ во многих других сферах. Вместо этого унаследованную отпрежнего общественного строя административную машину – кстати, отнюдь не вовсех отношениях плохую, но созданную и работавшую в принципиально инойсистеме взаимоотношений, – лишь пытались «на ходу» подстроить под решениеновых задач. Параллельно в экстренном порядке, в качестве пожарной реакции навызовы новых потребностей формировались новые административные звенья. Приэтом прежние командно-номенклатурные скрепы явно ослабли, а адекватной заменыим не возникло. Какой-либо единой концепции модернизации госаппарата не было.Изменения происходили либо ситуативно, либо по принципу «перетягивания каната»,т.е. в борьбе зачастую несовместимых взглядов на развитие госслужбы. Этонашло отражение и в первом в нашей истории Законе «Об основахгосударственной службы Российской Федерации», принятом 31 июля 1995 г. идостаточно явственно отражающем борьбу двух подходов – корпоративист-ского идемократического. В результате качество работы госаппарата снизилось, а хаотичность,неэффективность, а часто и контрпродуктивность его действий возросли. И неудивительно.
Во-первых,произошло вымывание квалификации – аппарат покинули лучшие профессиональныекадры, а адекватной замены не появилось. Очень тревожат в этой связи, в частности,факт кадрового провала по группе работников среднего возраста со стажем от 6 до15 лет, т.е. наиболее перспективных, а также то обстоятельство, что в рядеминистерств и ведомств доля работников предпенсионного и пенсионного возрастасоставляет около половины персонала. При этом число вакансий, которые неудается заполнить, порой исчисляется сотнями.
Во-вторых,с исчезновением прежнего партийного «хозяина» аппарат не превратилсяв слугу общества, т.е. не произошло поворота к обычной для демократическихстран службе публичной. Скорее пошла борьба за роль его нового «хозяина».А это, разумеется, сделало аппарат еще более непрозрачным и менее подконтрольным,что, в свою очередь, породило такие негативные последствия, как рост коррупциии возможность легализовать кастово-корпоративные устремления бюрократии.Последнее нашло отражение, в частности, в возрождении в рамках упомянутогоЗакона архаичной «Табели о рангах», да еще в усложненном виде, и приданиией значения едва ли не главного института государственной службы.
В-третьих,утратили силу прежние нормы административной морали, пусть далекие отсовершенства и порождавшие массу человеческих и организационных издержек, новсе же как-то регулировавшие поведение служащих и ставившие некоторые барьерына пути бюрократических злоупотреблений и произвола. На их месте возникморальный вакуум с присущими ему вседозволенностью, цинизмом, коррупцией...
С другойстороны, надо отметить и позитивные перемены, вернее, возникновение правовыхпредпосылок для таких перемен. Впервые на законодательном уровне закрепленавозможность проведения квалификационных экзаменов, конкурсов на замещениевакантных должностей, зафиксированы некоторые ограничения, гарантии и привилегии,связанные со статусом государственного служащего. Таким образом, задан юридическийимпульс для формирования современной госслужбы.
И всеже, думается, можно без большого риска ошибки утверждать, что в нынешнемсостоянии наш аппарат не отвечает современным и тем более перспективнымпотребностям общества и государства, является скорее тормозом, нежели моторомпреобразований.
Сейчасстало модным подчеркивать особую роль государства в нашей истории. И этодействительно так. Однако адепты такой точки зрения как-то упускают из виду,что роль эта в основном негативная. Государство, как правило, подавлялообщество. Чем больше силы оно набирало, тем меньше свободы оставалось у людей.Как говорил наш великий историк Ключевский, «государство пухло, народ хирел».Немногие исключения из этой общей закономерности обязаны своим появлениемпрогрессивной роли либеральной бюрократии в реформаторские периоды нашейистории. Поэтому от состояния, от качества госаппарата, от ориентации иквалификации работающих в нем людей в немалой степени зависят судьба и векторразвития наших реформ. Госслужба, как и многое в нашем обществе, находитсясейчас на перекрестке. И очень важно задать верный импульс ее изменениям, сделатьиз нее передовую силу преобразований. Это может многое определить на десятилетиявперед. К сожалению, первое пятилетие реформ прошло без адекватного пониманияважности этого обстоятельства, за что общество заплатило высокую и до концаеще не ясную цену.
Вторая «пятилетка»началась более обнадеживающе. Послание Президента Федеральному Собранию 1997г. стимулировало движение в этом направлении. По распоряжению Президента былаобразована Комиссия по государственному строительству, разработана концепцияадминистративной реформы. В аналогичном президентском Послании 1998 г. ееосновные элементы были воспроизведены, т. е. по существу ей был дан«зеленый свет». Одним из главных ее аспектов, естественно, сталареформа госслужбы, в которой основной упор сделан не на структурный, а на кадровыйаспект преобразований. Однако процесс реформирования – дело не одного года, необещающее немедленных дивидендов и зависящее от ряда факторов, в том числе иполитического характера. В следующей главе курсовой работы и будутпроанализированы основные принципы реформирования российской государственнойслужбы.
2.Сущность и принципы реформирования государственной службы
Системаадминистрации – атрибут любого государства. Но различия между разными системаминациональной администрации бывают достаточно существенны, а корни таких различийчаще всего уводят далеко в историю страны. В частности, в одних государствахдоминируют традиции централизма и строгой административной иерархичности, т.е.система «замкнута» на столицу; классический пример – Франция. Вдругих традиционно превалируют региональные, локалистские административныеучреждения, т.е. система носит как бы полицентрический характер; такой была напротяжении большей части своей истории и является сейчас Германия. В третьих,администрация как бы вырастала из местного, коммунального самоуправления;крайний пример подобной модели развития – США, умеренный – Англия и Швейцария.
Но небудем вдаваться в анализ всех типологических различий. Для нашей темы важно,что Россия традиционно управлялась различными модификациями«государевой» службы. Неоднократно менялись политическое устройство,даже общественно-экономические формации, но не глубинные основы административнойсистемы. Так, с введением в 1722 г. «Табели о рангах» принцип породыбыл потеснен принципом выслуги, хотя полностью и не заменен им. После 1917 г.на смену им пришел принцип номенклатуры, что тоже вполне вписывалось в традиции«государевой» службы. И сейчас, в постсоветские времена, мы посуществу тоже имеем дело еще с одной ее модификацией, причем производящейдовольно странное впечатление в конце XX века, когда в развитых странах вразвитии госслужбы доминируют совсем иные тенденции: традиционная ееиерархичность хотя и сохраняется, но играет все меньшую роль, количествоадминистративных ступеней уменьшается, расширяются возможности альтернативныхпутей выдвижения на достаточно высокие посты. Да и вообще набирающее сейчассилу интеллектуальное движение, амбициозно именующее себя«административной» или «постбюрократической» революцией,хотя и не удовлетворило пока в полной мере своих притязаний, но ищет путикардинальной модернизации управления совсем в иной плоскости, нежелиреставрация обветшавшей еще полтора века назад чиновной лестницы. Мы же, каксправедливо отметил однажды Президент, выступая в Российской Академиигосударственной службы, «уже новой Россией во многом продолжаемруководить и управлять по-старому», равняясь на административные идеалыпозавчерашнего дня.
Упомянутаявыше Комиссия сформулировала систему принципов и мер, общая цель которых –впервые в истории России создать не «государеву», а публичнуюгосударственную службу, которая отвечала бы критериям эффективности,профессионализма и соответствия потребностям формирующегося гражданскогообщества. При этом упор был сделан как на мировой опыт действующей практическиво всех развитых странах так называемой meritsystem (системы заслуг и достоинств), так и на долголетнееизучение отечественной специфики. Были выделены ряд принципов построения нашейгосслужбы, к изложению которых мы и переходим.
1.Принцип приоритета профессиональных качеств
Этот,пожалуй главный, «несущий» принцип всей конструкции включает в себяболее конкретные «подпринципы», т.е. правила, обеспечивающие егореализацию на практике, а именно:
1) Конкурс на замещение всех возникающих в госаппаратевакансий, кроме:
а)политических должностей;
б)должностей, на занятие которых нет избытка претендентов; в этом случаедействует аттестационный порядок назначения. Это позволит существенно расширить«рынок» кандидатов, до сих пор в значительной мере отражающий законциркуляции между несколькими административными «сосудами», привлечьлюдей из внеаппаратных и внеполитических сфер и тем самым влить в аппарат стольнеобходимую «свежую кровь». В то же время это подтолкнет ксамосовершенствованию претендующих на служебное продвижение работников самогоучреждения, которым при прочих равных условиях должен отдаваться приоритет.Иными словами, при продвижении по лестнице административной карьерыпредпочтение должно отдаваться наличию положительного профессионального опытаработы на аналогичных или предшествующих ступенях; однако должен быть открыт иканал для ротации кадров, для «бокового входа» талантливых людей извнеаппаратных сфер (бизнес, наука, производство, военная служба) на достаточновысокие должностные уровни, помимо административной лестницы. По некоторымдолжностям конкурс может носить «полуоткрытый» характер, т.е. кучастию в нем будут допускаться лишь люди, уже находящиеся на государственнойслужбе либо имеющие опыт работы в этой сфере. Возможны и другие кадровые«фильтры», так что вряд ли есть основания опасаться наплыва кадров,неприемлемых с государственной точки зрения.
2) Создание четко и объективно работающей системы отбораи оценки кадров, направленной на привлечение, поощрение, удержание ипродвижение лучших, достойнейших и, с другой стороны, на удаление кадрового«балласта». Для этого, с нашей точки зрения, необходимо наличиеследующих механизмов:
а) четкопрописанной и доступной для ознакомления системы критериев отбора, поощренияи продвижения работников по результатам квалификационных экзаменов и аттестацийна основе их квалификации и деловых качеств, а не выслуги лет;
б)аттестационных комиссий со смешанным составом, т.е. включающих не толькосотрудников проводящего аттестацию учреждения, но и привлекаемых на ротационнойоснове сторонних членов – работников кадровых служб других учреждений,преподавателей вузов, готовящих кадры управленцев и т.п.;
в)апелляционных комиссий для несогласных с оценкой их труда служащих, обращение вкоторые, впрочем, будет возможно только по серьезным, специально оговореннымоснованиям, дабы не поощрять неосновательных жалоб и конфликтов.
3) Контрактный механизм взаимоотношений служащего игосоргана, что позволит придать этим отношениям большую для обеих сторонопределенность посредством четкой фиксации их прав и обязанностей, условийвознаграждения и привилегий, при необходимости – специальных требований и ограничений,обусловленных характером службы, а также других элементов их правоотношений.Контракты должны заключаться на достаточно большой срок (скажем, на 5 лет),подлежать автоматическому продлению и расторгаться лишь по четко обусловленнымв них основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.
Деталиконтрактной системы должны быть проработаны в Кодексе государственной службы.Таким образом, предлагаемая система полностью сохраняет возможностипожизненной административной карьеры, в то же время придавая ей большуюгибкость и юридическую определенность и повышая уровень правовой защищенностиработников. Последнее обстоятельство усилит положительную трудовую мотивациюслужащих и тем самым будет «работать» на утверждение приоритетапрофессиональных достоинств.
2.Принцип статусного разделения политических и «карьерных» административныхдолжностей
Кполитическим государственным должностям относятся те, назначение на которыепроизводится по политическим критериям, на внеконкурсной основе и всоответствии с закрепленной Конституцией РФ и высшими законами субъектов Федерациикадровой номенклатурой Президента, других федеральных и региональных органови должностных лиц. Увольнение с этих должностей также производится по упрощеннойпроцедуре и зачастую по сугубо политическим, а не квалификационным или инымделовым характеристикам. Таким образом, эти должности явно отличаются постатусу от «карьерных» административных должностей. И все это –обычная, нормальная практика.
Однакоюридические последствия снятия с этих должностей явно не проработаны взаконодательстве, что зачастую порождает стремление всеми силами удержатьзанимаемое либо занять аналогичное кресло, а порой, напротив, ставит в весьманелегкое положение «без вины виноватого» высококвалифицированного человека,отстраненного по политическим соображениям, которые нередко тождественныконъюнктурным или субъективным. Поэтому, учитывая повышенный риск подобныхдолжностей и огромную ответственность занимающих их лиц, следует снабдить их«позолоченными парашютами», т.е. выходными льготами в форме либопожизненной пенсии в размере 50-80% должностного оклада по оставленнойдолжности (в зависимости от длительности работы в ней и ее оценки лицом илиорганом, обладающим правом назначения и увольнения), либо предоставить правосдачи экзаменов на достаточно высокий классный чин, дающий в свою очередьправо на занятие соответствующей постоянной «карьерной» должности. Кчислу последних относятся все должности в госаппарате, кроме установленныхзаконом политических[5].
3.Принцип компенсируемых ограничений
Поступаяна государственную службу или занимая в ней должность определенного уровня,человек принимает на себя дополнительные обязательства и ограничения посравнению со статусом «обычных» граждан. Например, ограничения на политическуюи коммерческую деятельность, на гражданство, на использование средствзарубежных «спонсоров»; ограничения, связанные с секретностью, особыйпорядок декларирования доходов установлены законодательно. Ограничения на публичныевыступления по вопросам служебной деятельности, особенно по политически«деликатным» вопросам, регулируются на полуформальном уровне илидаже на уровне норм административной морали. К сожалению, у нас слишком частои безнаказанно пренебрегают этими ограничениями. Но так или иначе, онисуществуют. Поэтому представляется справедливым и прагматически целесообразнымкомпенсировать их материально и морально, через определенные привилегии. Иначегосударственная служба еще более теряет (для честных людей) свою и без того неслишком высокую привлекательность, что входит в явное противоречие с первымпринципом нашей концепции, а нечестным дает своеобразное моральное оправдание.Действующий Закон отчасти решает эту задачу через гарантию спецмедобслуживания,а также льготный порядок пенсионного обеспечения (последний, впрочем, насколькомы знаем, практически не действует из-за отсутствия средств).
Мог быбыть полезен опыт мер, принятых в этой сфере правительством М.Тэтчер. Оноустановило контроль над «эффектом вращающейся двери», т.е. миграциейработников между госслужбой и коммерческими структурами, а также над«эффектом шлепанцев», т.е. переходом бывших высокопоставленныхсотрудников госаппарат после их отставки в фирмы той сферы, которую они недавнокурировали, в связанные с их предыдущей работой банки и т.п., поскольку эти«эффекты» стимулируют коррупцию, приводят к утечке в сферу бизнесагосударственных секретов, подрыву принципа равенства условий на конкурсах заполучение госзаказов и пр. Теперь бывший госслужащий, чтобы осуществитьподобные перемещения в течение 2 лет после своей отставки, должен получатьсанкцию соответствующего госоргана.
4.Принцип приоритета прямых денежных выплат над «теневыми» льготами ипривилегиями
Невдаваясь в вопрос об абсолютных размерах выплачиваемых государственнымслужащим сумм, ограничимся проблемой необходимости «переворачиванияпирамиды». Сейчас в российской госслужбе соотношение прямых и косвенныхвыплат и льгот составляет для ряда категорий служащих, по разным оценкам, 1:4,1:5 и даже более в пользу косвенных. Возможно, это и позволяет хоть как-то удержатьчасть квалифицированных кадров. Но и ущерб от такого унаследованного еще отсталинских времен способа решения проблемы тоже весьма велик и многомерен.Прежде всего любая теневая привилегия есть разновидность тайного соглашения ипотому содержит в себе негативный нравственный потенциал, а также потенциалдля злоупотреблений как со стороны «дающего», так и со стороны«берущего» (к тому же для «дающего» открываются возможностипроизвола). Кроме того, теневая привилегия в силу своей якобы «бесплатности»по определению всегда используется менее эффективно, чем то, за что платитсясполна. Вспомним хотя бы навязшие в зубах еще с перестроечных времен, но досих пор так и не решенные проблемы государственных дач и служебных машин. Иэто лишь вершина айсберга.
Поэтомупредставляется необходимым сделать тайное явным и перевернуть соотношение:существенно увеличить прямые денежные выплаты и одновременно резко сократитьпредоставляемые за казенный счет льготы и привилегии. Разумеется, это не такпросто: с одной стороны, можно представить общественную реакцию на резкоеповышение зарплат нашим отнюдь не жалуемым в общественном мнении чиновникам ивсевозможные политические спекуляции на этом, с другой – очень непростоперевести в режим рентабельности десятилетиями создававшуюся для обслуживания«спецнужд» элиты инфраструктуру. Но, думается, дело того стоит, ибомеры в этом направлении эффективно послужат превращению «государевой»службы в публичную и изменят отношение общества к управленческому аппарату. Ктому же мы открытым путем установим конкурентоспособный на рынке труда уровеньоплаты чиновников, чем стимулируем приток достойных кандидатов, сохранениелучших кадров и эффективную и интенсивную их работу.
5.Принцип «выведения за штат» и перевода на хозрасчет значительнойчасти функций госслужбы
Здесьсодержится значительный резерв для сокращения и удешевления госаппарата, иотрадно, что первые шаги в этом направлении уже сделаны. Экономическоеприспособление госслужбы к условиям рынка предполагает как сокращение масштабовдеятельности государства в сфере экономики, так и внесение в деятельностьгосорганов принципиальных структурных и организационных изменений. Наиболеезначительная по объему функция непосредственного управления общественнымпроизводством должна сохраниться лишь по отношению к ограниченному числу неподлежащих приватизации предприятий, выполняющих такие публичные и социальныефункции, реализация которых не может быть обеспечена на коммерческих принципах,а также к естественным монополиям. В то же время многочисленные обеспечивающиеи «технические» службы и функции «отсекаются» отгосслужбы и выводятся за ее пределы с переводом их на коммерческие начала.Выполняющим их организациям придается особый статус полунезависимых«агентств» или учреждений (в отличие от госорганов). Материальнуюоснову их существования составляют договорные отношения с госорганами повыполнению госзаказов (здесь возможны элементы конкурса). Статус же работниковэтих учреждений, за исключением руководителя и, возможно, главного бухгалтера,меняется: они больше не являются госслужащими, а, следовательно, по отношениюк ним действуют общие условия найма, вознаграждения и увольнения. Тарифнаясетка, пенсионные и другие льготы сохраняются лишь за работниками собственноаппарата госорганов, число которых благодаря такой перестройке значительноуменьшается. Скажем, в Англии за счет похожих реформ оно сократилось примернона треть. За счет этого не только компенсируется повышение жалованья оставшимсяработникам аппарата, которые занимаются действительно государственными делами,но и достигается общее уменьшение суммарных затрат на госслужбу. К тому жесокращается «экономическое поле» для коррупции. Хорошим примеромдвижения в этом направлении может служить недавнее решение о переводе на коммерческиепринципы систем Военторга и Военстроя.
6.Принцип прозрачности
Государственнаяслужба в демократическом обществе должна быть институтом, открытым дляобщественного контроля. Граждане должны знать, как и по каким правилам онаработает, иметь доступ к необходимым им нормативным материалам и сведениям,участвовать в процессе решения затрагивающих их интересы вопросов. Это должнобыть обеспечено правовыми средствами, административной, а при необходимости исудебной практикой и в целом является необходимым элементом действительнопубличной (а не «государевой») службы. Разрушив мифологию о«тайне государственной машины», такая открытость помимо всего прочегоподнимет авторитет госслужбы в глазах общества, защитит ее от столь распространенногоу нас огульного ее очернительства, которое, как известно, часто сопутствуетзакрытости, дефициту информации. Разумеется, речь идет не о секретной иликонфиденциальной информации, а об открытости, не наносящей ущерба государственныминтересам. Мы сейчас не имеем возможности сколько-нибудь подробно рассматриватьэту тему, а лишь ограничимся отсылкой к опыту США и ряда других стран, где запоследние полтора-два десятилетия принят и проводится в жизнь ряд законов,обеспечивающих такую открытость в максимально возможных пределах.
7.Принцип ориентации на «клиента»
Он теснокоррелирует с предыдущим принципом, а его реализация позволит переместитьконституционный принцип государственной защиты прав, свобод и законныхинтересов человека с политико-декларативного на инструментальный уровень,сделать его одним из реальных приоритетов деятельности чиновников. Слово«клиент» в данном контексте употребляется по аналогии с рыночными отношениямии находится в смысловой оппозиции слову «проситель», предполагающемубесправность обращающегося. Разумеется, аналогия эта частична и отнюдь непредполагает понимания ее в слащаво-рекламном смысле «клиент всегдаправ». Важен ее общий вектор: чиновник прямо или косвенно служитгражданам. Это императив гражданского общества в отличие от различных вариантовавторитаризма. Инструментально он проще всего реализуется на уровнечиновников, непосредственно имеющих дело с гражданами (тех, кого по-английскиназывают street level bureaucrats). Применительно к ним не составляет сложности непосредственновключить этот критерий в оценку их труда, например, через сроки рассмотрениядел, наличие и количество жалоб и т.п. Но и деятельность бюрократов, работающихна других уровнях, решающих задачи общего характера, можно и нужно оцениватьпо социальным последствиям их действий и принимаемых ими решений. В общемконтексте совершенствования госслужбы этот принцип тесно коррелирует спроблемами децентрализации, приближения к гражданам уровня принятия решений,непосредственно затрагивающих их интересы, а также сокращения объема юрисдикциичиновников, особенно в вопросах, при решении которых значителен фактор личногоусмотрения конкретного служащего («могу дать, а могу и не дать»). Вцелом же это означает поворот госслужбы к людям.
8.Принцип этичности
Мыпридаем очень большое значение этическим регуляторам человеческого поведения.Сейчас, в поголовном увлечении жесткими, предельно материализованнымирыночными отношениями, мы как-то забыли о внеэкономических, моральных мотивахчеловеческого поведения, о том, что «не хлебом единым жив человек».В контексте обсуждаемого вопроса об ограничении бюрократического произвола излоупотреблений это означает необходимость специального внимания к морально-этическимкачествам работающих в аппарате людей, к проблемам административной морали,которым, кстати, в западных странах с развитой рыночной экономикой придаютбольшое и самостоятельное значение. Практический подход к решению даннойпроблемы мы видим в разработке и широком обсуждении в кругах работниковгосаппарата неформального Этического кодекса служащего.
Необходимостьсоздания именно Этического, а не только нормативно-юридического кодексаобусловлена несколькими причинами. Во-первых, практически невозможно составитьисчерпывающий перечень предписаний и запретов для служащих на уровнеюридических документов. Во-вторых, многие действия или воздержание от тех илииных действий по своей природе не могут регулироваться юридическими нормами, арегулируются неформальными (но от этого не менее действенными) нормамигрупповой (в данном случае административной) морали, а также индивидуальныминормами нравственности. Этические нормы – это базовые детерминанты социальногоповедения человека, которые постоянно проявляют себя в огромном разнообразииконкретных поведенческих актов, лишь отчасти улавливаемых нормами права.В-третьих, профессиональная этика госслужащего обладает существеннойспецификой, как, впрочем, и любая корпоративная этика. Между тем многиеслужащие имеют весьма смутное либо искаженное представление об этих нормахили же относятся к ним с пренебрежением. Те же, кто всерьез стремитсяруководствоваться нормами служебной морали, заботится о своей репутации,вынуждены вырабатывать как бы собственную версию Этического кодекса путем проби ошибок. Поэтому представляется крайне важным разработать такой документ,который, не нося юридически обязывающего характера, задавал бы тем не менеесистему нравственных ориентиров, давал рекомендации по поведению в тех илииных «щекотливых» ситуациях и ясно обозначал бы область нравственных«табу» для служащего. Думается, сам факт возникновения такогоКодекса и его обсуждения в административных коллективах послужил бы повышениюуровня административной морали, в чем наш аппарат так нуждается.
Дух«общественного служения» должен лечь в основу нового неформальногокодекса административной морали. О том, что это не утопия и не беспочвенныемечты, напоминают нам как некоторые эпизоды нашей собственной истории (например,весьма быстрые позитивные изменения, происходившие в среде российскогочиновничества в 60-е годы прошлого века – в начале реформ Александра II), таки недавний опыт ряда западных стран.
3.Социальные аспекты реформирования государственной службы:
зарубежныйопыт и Россия
Динамическийпроцесс социальных изменений в конце XX века принципиально новых качеств инавыков от профессиональных государственных служащих и руководителей: онидолжны владеть современными средствами и мерами реформирования государственныхорганизаций, обладать способностью управлять инновационными процессами,преодолевать социальную и организационную инертность бюрократических структур.Современный служащий государственной администрации должен иметь высокуюпрофессиональную квалификацию, обладать высоким уровнем политической культуры.Ему необходимы глубокие знания теории политики, теории управления,конфликтологии, теории принятия решений, социального прогнозирования. Помимоэтого, он должен в совершенстве изучить технику современного государственногоадминистрирования, общую теорию административно-государственного управления.
Такуюпрофессиональную подготовку в странах Западной Европы и Америки можно получитьв университетах или колледжах по специальности «public administration». Вкачестве примера можно привести Американский университет в Вашингтоне. Здесьсоздана Школа государственных дел (The school of public affairs). Школа имееттри кафедры: правительства, права и общества, государственного управления.Студентам предлагаются программы по государственному управлению, политическимнаукам, праву, управлению государственными финансами, развитию человеческихресурсов. Подготовка докторов наук проходит по специальностям: политическиенауки, государственное управление, право. Все программы объединены одной целью– развить в каждом студенте способности ученого, специалиста и лидера.
В Россиив 1992 г. Роскадры совместно с Учебно-методическим объединением вузов по направлениюобучения «Менеджмент» разработали пакет документов об открытии новойспециальности 07.18 (в настоящее время 0610) «Государственное и муниципальноеуправление». Комитет по высшей школе Миннауки России включил ее в переченьспециальностей высшего образования и предоставил право кадровым центрамготовить специалистов данного профиля.
ПерефразируяА. Барбюса, можно сказать, что профессиональное политическое образованиепоможет государственным администраторам «перевести» идеи и действия политиков с«государственного» и «политического» языка на язык гражданский. Именно поэтомугосударственное администрирование признано всем цивилизованным миром вкачестве особо важной для общества деятельности, родившейся на пересеченииполитической теории и практики.
Вотличие от «идеальной модели» бюрократии по Веберу, современная модельадминистративно-государственной деятельности включает очень сложные характеристики.Постараемся выделить самые главные из них:
– применение современных методов социально-политическойи социально-экономической диагностики, идентификации и распознавания образов,агрегирования информации и ее компьютерной обработки (с использованием методовматематического моделирования социальных процессов при разработкеуправленческих решений на локальном, региональном и национальном уровнях);
– прогнозирование и учет в практической деятельностипозитивных и негативных тенденций в развитии общественных явлений, разработкамероприятий по локализации и устранению недостатков, определение потребности визменениях и нововведениях и осуществление практических действий по ихреализации;
– анализирование, обобщение и интерпретированиесоциальных, политических и экономических показателей, характеризующихсостояние района, региона, страны;
– организация и проведение эмпирических исследований поизучению социально-политических и социально-экономических процессов в области(регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятие такихрешений;
– прогнозирование развития социально-политических,социально-экономических и организационных процессов в объектах управления,проектирование программ нововведений и осуществление этих программ;
– применение рациональных приемов поиска, обработки,хранения и использования необходимой социальной, политической, экономической инаучной информации.
Но наэтом расхождения с «идеальной моделью бюрократии» по Веберу не заканчиваются.
Любой,кто имел дело с государственными служащими, может подтвердить, что бюрократияне является безразличной, предсказуемой и определенной, как она описана видеальной модели Вебера. В системе государственной администрации, как и в любойдругой организации, импровизация, отступление от формы и стремление «пуститьпыль в глаза» при принятии решений являются обычными вещами. Государственныеслужащие обладают психологией и редко действуют в стерильных условиях, которыеподразумеваются у Вебера.
Далее,бюрократия, по Веберу, служит высоко стратифицированному авторитарномуобществу, – такому, в котором средний гражданин «не возражает» бюрократу.Демократические страны Европы и Америки в конце XX столетия – это ужесовершенно другое общество, в котором и обыкновенные граждане, и законодатели,не смущаясь критикуют государственную администрацию или призывают создаватькомиссии по расследованию, для объяснения действий высокопоставленныхгосударственных служащих.
Сегоднягосударственные чиновники на высоких политических постах вынужденыприслушиваться к настроениям общественности и считаться с мнениями в парламенте.Они не поступают – да и в действительности не могут поступать – тольконаосновании прецедента или бумажных процедур. Эксперты ООН по административно-государственнойдеятельности считают, что административно-государственное управление должнохарактеризоваться новым подходом. Принципиальное значение приобретает болееширокое участие общественности в определении целей развития, разработке планови принятии решений по государственным программам и проектам, а также по ихосуществлению. Для того, чтобы административно-государственная деятельностьбыла успешной, она должна приводить к изменениям в общих настроениях, буднях иобразе жизни граждан.
Помимо этого, структурагосударственных служб к концу XX века претерпела существенные изменения вомногих странах. До середины 70-х годов основной упор вадминистративно-государственном управлении делался на деловые качествапрофессиональных государственных служащих, их политическую нейтральность игарантированный срок пребывания в должности. Однако с конца 70-х важноезначение стало придаваться политической деятельности, а в ряде случаев иактивной политической роли государственных служащих (особенно тех, которыезанимают высокие посты в административном руководстве и управлении). Напрактике это означает более быструю перестановку в рядах старших администраторови придание политического характера определенным должностям. В некоторыхстранах (США, Франция) сотрудники гражданских служб становятся членами партий ипартийными функционерами.
В концеXX века государственное управление достигло очень высокого уровняспециализации. Сегодня служащие государственной администрации должны действоватьпреимущественно самостоятельно в своей узкой области управления, когда им данылишь самые общие политические решения от президента или парламента. Многие изпринимаемых ими решений должны быть на основе такого детального знания своейобласти государственного администрирования, которого нет у политическихлидеров. Частое совпадение административных и политических функций является,следовательно, результатом требований современного государственногоуправления, а не желанием власти профессиональных государственных служащих.
ПрофессорЙельского университета Д. Йейтс считает, что в наши дни при господстве«бюрократической демократии» в развитых странах мира уже нельзя говорить одействительном разделении властей. Бюрократия приобрела, по его мнению,законодательные функции, поскольку она является решающей силой при выдвижениизаконодательных предложений. Бюрократия играет также рель судебной власти,особенно в сфере регулирования. При этом бюрократия сохранила и своиисполнительные функции в сфере реализации государственной политики[6].
Американскиеполитологи М. Роскин, Р. Корд и У. Джонс считают, что можно выделить шестьосновных направлений деятельности «государственного администрирования»:исполнение решений, обслуживание, регулирование, лицензирование, сбор информациии коммунальное хозяйство. П. Вулл, автор книги «Американская бюрократия»,полагает, что правительственная бюрократия на любом уровне выполняет поменьшей мере две из этих базисных функций (хотя, разумеется, есть бюро,которые специализируются только на одной функции, и есть такие бюро, которыевыполняют несколько функций).
Первичнаяфункция большинства правительственных бюро может быть определена просто какисполнение и проведение в жизнь законов, которые приняты законодательством, иполитики, провозглашаемой исполнительной властью. Это есть, собственно,администрирование. Например, Соединенные Штаты проводят политику перекачкифедеральных фондов штатам с тем, чтобы оплатить стоимость разнообразныхпрограмм благосостояния. Департамент здравоохранения и медицинской помощиосуществляет эту политику, решая сколько денег предназначается каждому штату инадзирая за тем, чтобы деньги были использованы для предназначаемых целей.
Британияпроводит политику свободного медицинского обеспечения граждан. Ее службаНационального здравоохранения осуществляет эту политику, контролируямедицинскую подготовку, выдавая патенты докторам, управляя госпиталями и такдалее. В России Министерство здравоохранения следит за распределением средствпо отдельным регионам и областям, контролирует медицинскую подготовку, осуществляетнадзор за деятельностью учреждений здравоохранения.
Администрацияесть воплощение общественной политики, и поскольку она выполняет политическиерешения, она также разрабатывает и принципы управления. Наряду со своимиадминистративными обязанностями, департаменты часто создают компании порекламированию своей работы и убеждению общественности в выгодах относительноцели какой-либо программы. Во многих странах имеются постоянные программы попросвещению в таких сферах как пожарная профилактика, безопасность движения иохрана природных богатств.
ВВеликобритании исполнительные власти и администраторы надзирают заповседневными действиями своих департаментов, и высокие административно-должностныелица помогают разрабатывать предлагаемые законопроекты, так же, как помогаютсвоим министрам отвечать на запросы членов парламента. Поскольку Британия(подобно Франции) обладает частично национализированной экономикой, такиеосновные отрасли как сталелитейные заводы, шахты, железные дороги, телеграфныеи телефонные линии управляются правительственно-контролируемыми корпорациями,которые выполняют политические решения (обычно сохраняемые за частным секторомв Соединенных Штатах).
Чтокасается второй функции правительственной бюрократии – обслуживания, то многиеправительственные агентства специально созданы для обслуживания населения (илиспецифических групп населения). Например, Бюро погоды в любой стране являетсялучшим примером обслуживающего агентства. Хотя мы, захватив с собой зонт в тотдень, когда Бюро погоды обещало осадки, особо не задумываемся о его службе,тем не менее, это является жизненно важным для фермеров или рыбаков.Департамент сельского хозяйства Соединенных Штатов проводит исследования вобласти контроля за вредителями, землеустройства, племенного животноводства,распределения излишков продукции среди бедных и снабжает информацией о питаниинаселение. В Британии и России здравоохранение в основном обеспечиваетсяправительством. В Швеции и Западной Германии правительство оказывает расширеннуюпомощь в трудоустройстве. В России правительство обеспечивает также бесплатноеобразование на всех уровнях для тех, кто может и желает учиться.
Регулирующиефункции правительства предназначены для поддержания благосостояния населения.В Соединенных Штатах. Комиссия по безопасности биржевой деятельности, например,защищает вкладчиков путем установления определенного порядка для регистрацииновых эмиссий наряду с покупкой акций и облигаций. Великобритания имелазаконодательство о занятости с 1819 г., регулирующее рабочие условия нафабриках (аналогичные законы существуют в большинстве промышленно развитыхстран).
Такоезаконодательство проводится в жизнь особыми агентствами. Департамент трудаСоединенных Штатов, например, надзирает за выборами в профсоюзы, чтобыгарантировать их правомерное проведение. Выборы нового кандидата в скандальноизвестный Объединенный Профсоюз горняков показывают, какой успешный результатмогут дать регулирующие действия Департамента труда. В России действуютКомитет по занятости населения и Министерство труда и занятости населенияРоссийской Федерации, которые следят за соблюдением трудового законодательстваи регулируют проблему занятости в стране.
В Германииконтроль за выполнением федерального законодательства правительствами земельосуществляется Бундесратом (высшая палата национальной законодательнойвласти); федеральные административные суды обладают силой заставить земельныеправительства подчиняться национальным законам. Во всех этих примерахрегулирующие функции власти поддерживаются потенциалом силы. В США, например,агентства, занимающиеся вопросами регулирования, могут издавать приказы типа:«приостановить действие» или «прекратить действие». Хотя правонарушители могутопротестовать эти приказы в суде, большинство предпочитает добровольноподчиниться.
Лицензионнаядеятельность администрации тесно связана с регулированием. Она позволяетправительству установить минимальные стандарты и ограничения в определенныхобластях. Например, если вы хотите заниматься частной практикой, получить правана вождение автомобиля, продавать недвижимость, преподавать в общественныхшколах, или работать парикмахером, вы должны удовлетворять определенным государственнымстандартам. В Соединенных Штатах и других федеральных странах эти стандартыобычно устанавливаются каждым штатом или какой-либо федеральной единицей. Встранах, таких как Франция или Великобритания, национальные правительстваустанавливают стандарты и критерии. Даже в США, однако, некоторые лицензиивыдаются федеральными правительствами. Например, необходима лицензия дляфункционирования радио- или телестанции.
Ещеодной важной функцией государственной администрации является сбор информации. Информациянужна для двух главных целей: определить, был ли нарушен закон, и принятьполитическое решение, что является целесообразным и основывается нафактическом свидетельстве. Например, если гражданин США жалуется, что егогражданские права были нарушены, должно быть проведено расследование – обычноотделом гражданских прав при Департаменте юстиции – прежде чем могут бытьпредприняты какие-нибудь действия. В России существует Комиссия по вопросамгражданства при Президенте Российской Федерации, куда можно обратиться в случаенарушения гражданских прав.
Агентствопо защите окружающей среды должно знать о реальном загрязнении воздуха и воды,прежде чем сможет издать законы, касающиеся нарушений. Подобные расследованияпроводятся всеми современными государствами. В России их осуществляетМинистерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
ВоФранции Агентство по защите окружающей среды провело обширное исследованиенациональных потребностей в энергии, прежде чем приступило к программе массированногоиспользования ядерной энергии.
Некоторыеагентства действуют при наличии жалоб. Другие, такие как Управлениепродовольствием и медикаментами (FDA) в США постоянно проводят различныеисследования по собственной инициативе. FDA не допускает появления наркотиковна рынке – независимо от того, поступали жалобы или нет – пока не убедится, чтолекарство или продукт питания безопасен и эффективен. В России аналогичнойдеятельностью занято Министерство здравоохранения.
Иногдавозникает проблема посягательства на права личности. Тогда организации, такие,как, например. Федеральное Бюро Расследований (ФБР) в США, расследует подрывнуюдеятельность и опрашивают друзей, соседей и членов семей подозреваемых лиц.Черта между расследованием, необходимым для обеспечения защиты общественныхинтересов и посягательством на личность достаточно тонкая и часто трудносказать, где кончается одно и начинается другое.
Конгрессв США может решить, что небезопасные угольные шахты должны быть закрыты, толькопосле того, как горные эксперты точно сформулируют, какие именно условия делаютшахту небезопасной. В России существует Государственный комитет по надзору забезопасным ведением работ в промышленности и горнадзору при правительствеРоссийской Федерации (Госгортехнадзор). Многие законы также требуютадминистративной интерпретации. Например, Конгресс США может запретить рекламу,направленную на обман, но определение что является обманом, выносит Федеральнаяторговая комиссия.
Бюрократы обычно не стремятсяубедить законодателей принять их советы: члены парламента, как правило, срадостью принимают техническую помощь специалистов. Это сегодня важнейшийканал влияния бюрократии на общественную политику. Иногда, разумеется,возникают конфликты. Ярким историческим примером может быть затяжной конфликтминистра обороны в администрации Дж. Кеннеди, Р. Макнамары с военнымиэкспертами по поводу увеличения затрат на вооружение. Подобным же образомпрезидент Трумэн долгое время находился под интенсивным давлением со стороныэкспертов Государственного Департамента по вопросу о признании Израиля какнезависимого государства.
Совещательнаяроль бюрократии присуща не только США, это – неотъемлемая черта всехсовременных высокоразвитых государств. Во Франции, например, законы и президентскиеуказы вырабатываются и издаются с активной помощью бюрократии (особенноГосударственного Совета), и профессиональные исполнители, таким образом, имеютвозможность формировать политику. Бюрократы играют важную роль в структурезаконодательной власти Германии. Эксперты и консультанты часто добиваютсязначительных успехов в убеждении своих политических руководителей принять ихобраз мышления по возникающему вопросу.
Когдазакон принят, бюрократия должна его выполнять. В том случае, если этот законявляется точным и определенным, все относительно просто. Однако обычно так небывает. Например, Конгресс США издает закон, требующий, чтобы токсичныемусорные площадки были очищены. Закон позволяет Комитету по защите окружающейсреды принять решения, необходимые для достижения этой цели. Комитет принимаетцелый ряд решений, так как каждая свалка не может быть очищена моментально, икаждая вызывает определенные экологические, экономические и политическиепроблемы. За решение, как достичь главной цели, становится ответственнымданный комитет. Таким образом, в том случае, если государственному агентствупринадлежит прерогатива принятия решения, как выполнить закон или осуществитьполитику, оно получает возможность издавать законы для общества.
Полномочияпостоянных государственных агентств устанавливать правила также относятся кдискреционной деятельности. Например, повышение цен на пользование телефоном вСША должно быть одобрено Комиссией общественного обслуживания. В Россиианалогичной деятельностью занят Комитет цен при Министерстве экономикиРоссийской Федерации.
Одним изпримеров установления правил государственной бюрократией была борьба за то,чтобы заставить производителя сигарет в США помещать предупредительные надписиотносительно разрушения здоровья на коробках с сигаретами и включать их врекламу. В течение нескольких лет Федеральная торговая комиссия настаивала наэтом. Комиссия опубликовала доклад Национального главного врача США (высшаядолжность в службе социального здравоохранения) о том, что сильное курениеувеличивает опасность заболевания раком легких и значительно сокращаетчеловеческую жизнь. Доклад взбудоражил общественность, давление на Конгрессусилилось, и с 1966 г. от производителей сигарет потребовали печатать предостережениеоб опасности на всех упаковках.
ОднакоКомиссия продолжила свою борьбу за еще более строгое антитабачноезаконодательство. Она разработала закон, запрещающий сигаретную рекламу порадио и телевидению и требующий, чтобы все сигаретные компании печатали предостережениео вреде курения в своих рекламных материалах.
Поддавлением общественности в 1971 г. президент Никсон подписал этот закон.Американский политолог А. Фридшлер, на основании анализа этого прецедентапришел к следующему заключению: «Начало и продолжение сигаретного противостояниястало возможным, так как правительственные агентства обладают сегодня не толькопредставительной, но и политической властью. Если бы решение относительносигарет и здоровья было принято только Конгрессом, разумно предположить, чтопроизводители все-таки выиграли бы. Сигаретно-этикеточное противостояниеявляется очевидным примером, как государственные агентства могуч влиять и дажеопределять общественную политику»[7].
Итак, мывидим, что государственная бюрократия в конце XX века стала огромной властнойполитической силой, весьма далекой от «идеальной модели», созданной когда-тоВебером. Этот феномен требует постоянного серьезного теоретического ипрактического научного изучения, поскольку как и все социально-политическиеявления, он находится в процессе непрерывного изменения и развития.
Болеетого, государственно-административная деятельность – уникальный элемент всоциально-политической системе, потому что характер этой деятельности определяетсясистемой и в то же самое время от нее ожидают, что она может изменить систему.Однако государственно-административная деятельность – это средство для достиженияцели, а не сама цель. Это значит, что административные возможности должныоцениваться адекватно национальным целям, с учетом исторического прошлого,культурных особенностей и различных факторов окружения.
Соответственно системы государственно-административнойдеятельности в различных странах обязательно отличаются и будут отличатьсяодна от другой во многих важных аспектах, хотя и имеют много общих черт. Вообщесомнительно, что возможно создать общую модельгосударственно-административного управления, которая была бы подходящей длявсех развитых стран. Следовательно, и о содержании понятий«административно-государственное управление» и «государственное администрирование»можно говорить с известной долей условности, имея в виду только наиболее общие,универсальные характеристики. Всегда необходимо помнить о разнообразии систем иположений в государственно-административной деятельности и об ограниченностимоделей, когда их применяют в реальных ситуациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Впроцессе развития законодательства о государственной службе будет усиливатьсятенденция сведения сходных правоотношений в одну правовую отрасль.Законотворческий процесс в области государственной службы России может привестик тому, что в ближайшем будущем появится новая отрасль — служебное право сосвоим предметом правового регулирования. С практической точки зрения итогомреформирования государственной службы станет вероятно, возникновение на местеустаревшей и неэффективной государственной службы современной публичной службы.Вместе с тем в системе государственной службы останется много места и дляотношений, регулируемых частным правом. Ведь определенные государственныефункции будут осуществлять служащие, имеющие отличное от правового статусапрофессиональных чиновников правовое положение.
Служебноеправо должно стать регулятором государственно-служебных отношений не только всфере деятельности государственных органов, внутригосударственнойадминистрации, но и в области функционирования органов местного самоуправления.Со временем при четком разграничении публичного и частного права, законодательномоформлении публичной службы, создании служебного права нормы трудового праваперестанут играть существенную роль или вообще исчезнутиз общегорегулирования государственной службы.
Понятно,какое огромное значение для страны имеет государственная служба, правильноеопределение целей и направлений их труда, подбор кадров, распределениеполномочий, стимулирование добросовестной работы и т. д. Некоторые ученыедаже утверждают, что хорошая администрация для общества важнее, чем хорошаяконституция. И хотя такое мнение спорно, опыт многих стран свидетельствует отом, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд служащих,испытывает серьезные трудности.
Ксожалению, засилье чиновников в решении самых разнообразных дел общества, ихэгоизм и корыстолюбие, низкий профессиональный уровень стали сегодня бичомРоссии. Кризис нынешней системы государственной службы напрямую отражается вовсех сферах государства – в экономике, финансовой и банковской деятельности, врешении социальных вопросов, в науке и культуре, обороне и безопасности,межнациональной политике. Россия явно подошла к тому рубежу, когда от качествагосударственной службы, деятельности чиновничества зависит не только судьбаотдельных россиян, но и будущее всего государства.
Государственнаяслужба – важнейший инструмент государства. Она на всем пространстве Россиидолжна быть в высшей степени организационно отлажена, законодательно обеспечена,укомплектована специалистами высшей квалификации.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Ostrom V. TheIntellectual Crisis in American Public Administration Tuscaloosa, 1989.
2. Бахрах Д.Н. Административное правоРоссии: Учебник для вузов. – М.: Норма, Инфра-М, 2000.
3. Бахрах Д.Н. Государственнаяслужба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы. //Государство и право. – №12. – 1996.
4. Бребан Г. Французскоеадминистративное право. – М., 1988.
5. Василенко Н. А.Административно-государственное управление как наука. // Социологическиеисследования. – №4. – 1994.
6. Государственная служба(комплексный подход): Учебное пособие / Отв. ред. Оболонский А.В. – М.: Дело,1999.
7. Гражданское общество. М., 1993.
8. Ежегодник 1997 г.: Государственнаяслужба России. Научные труды РАГС. – М., 1997.
9. Комментарий к Федеральному закону«Об основах государственной службы РФ». – М., 1998.
10. Конституция Российской Федерации1993 года.
11. Крыштановская О. Финансоваяолигархия в России. // Известия. – 1996. – 10 янв.
12. Лазарев Б.М. Государственнаяслужба. – М., 1993.
13. Лытов Б.В. Государственная службакак социальный институт. – Ростов-на-Дону, 1998.
14. Магомедов К.О. Регулятивныемеханизмы воздействия гражданского общества на государственную службу. – М.,1998.
15. Овсянко Д.М. Государственнаяслужба Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Юристь, 1996.
16. Попова З.С. Институциональныйподход к государственной службе. – М., 1999.
17. Романов В.Л. Социальный векторгосударственной службы. – М., 1997.
18. Савватеева И. О тех, кто намиправит. // Известия. – 1995.
19. Старилов Ю.Н. Институтгосударственной службы: содержание и структура. // Государство и право. – №5.– 1996.
20. Федеральный закон «Об основахгосударственной службы РФ» 1995 г.